Механизм формирования и развития организаций малого бизнеса: На примере Республики Ингушетия
Однако этим далеко не исчерпывается социально-экономическая роль частного бизнеса. Она позволяет решать целый ряд важнейших социально-экономических задач, обеспечивающих должную устойчивость всей общественно-политической системы. Прежде всего, малый бизнес — это мощный аккумулятор рабочей силы, не вовлеченной в обобществленный сектор национальной экономики и предоставляющий возможность каждому… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Сущность малого предпринимательства и его место в структуре национальной экономики
- 1. 1. Социально-экономическая сущность и условия развития малого предпринимательства
- 1. 2. Место малого предпринимательства в экономике развитых стран
- 1. 3. Факторы развития малого предпринимательства в России
- Глава 2. Формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства и решение социально-экономических проблем в России и в Республике Ингушетия
- 2. 1. Основные направления и механизм государственной поддержки малого бизнеса в индустриально-развитых странах
- 2. 2. Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства в стране в целом и в Республике Ингушетия
- 2. 3. Решение проблем занятости в регионе посредством малого предпринимательства
- 2. 4. Отраслевая структура малого предпринимательства республики и подходы к ее формированию
- Глава 3. Основные направления развития малого предпринимательства в
- Республике Ингушетия и механизм их реализации
- 3. 1. Формирование организационных и институциональных механизмов поддержки развития малого предпринимательства на республиканском и муниципальных уровнях Республики Ингушетия
- 3. 2. Инфраструктурная поддержка малого предпринимательства в Республике Ингушетия
- 3. 3. Механизм развития малого предпринимательства в республике с учетом национальных традиций и региональных особенностей
Механизм формирования и развития организаций малого бизнеса: На примере Республики Ингушетия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование рыночных отношений в России, где более 70-ти лет была принципиально иная общественно-политическая и социально-экономическая система, предполагает целенаправленное создание необходимых рыночных институтов. Одним из важнейших базовых институтов рыночной экономики, которого не было в советский период, является институт частной собственности. В условиях, исторически ограничивших становление института частной собственности с соответствующими цивилизованными механизмами социальной защищенности, превалирования законодательных норм регулирования норм социальных отношений, естественным базисом, порождающим и воспроизводящим развитие института частной собственности, является малое предпринимательство.
Однако этим далеко не исчерпывается социально-экономическая роль частного бизнеса. Она позволяет решать целый ряд важнейших социально-экономических задач, обеспечивающих должную устойчивость всей общественно-политической системы. Прежде всего, малый бизнес — это мощный аккумулятор рабочей силы, не вовлеченной в обобществленный сектор национальной экономики и предоставляющий возможность каждому пытаться открыть свой бизнес. Отчасти поэтому разрабатываются целевые государственные программы поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства. Практика развитых стран показывает, что всемерная поддержка малому и среднему предпринимательству является также незыблемым условием постоянного развития конкуренции в рыночных странах, преодоление тенденций к монополизации с известным для этого процесса игнорированием потребительских предпочтений. Разнообразие предложения самых разнообразных товаров и услуг, ориентированных на самые различные социальные слои населения, позволяют создавать условия для постоянного спроса на функционирование малого бизнеса и частного предпринимательства.
Для российской экономики эти проблемы чрезвычайно актуальны и во многом стали причиной целенаправленного формирования рыночных отношений. Кроме того, благодаря частному бизнесу и малому предпринимательству появляется возможность обеспечивать работой работников, высвобождаемых структурными преобразованиями в отраслевой структуре народного хозяйства страны. Причем эффект здесь происходит не только в форме самозанятости самих работников закрываемых в результате реформ предприятий и членов их семей, но и за счет привлечения наемной рабочей силы, которая независимо от культурно-технического уровня всегда в принципе может найти работу в частном секторе. Очевидно, что поглощение избыточной рабочей силы, не покрываемой спросом на нее со стороны государственного сектора, особенно в северокавказских регионах, становится уже не только экономической целесообразностью, но и задачей высокой общественно-политической значимости.
Реформирование российской экономики с самого начала сопровождалось формированием сектора малого предпринимательства. Практика развитых стран свидетельствует, что существенный рывок в экономике невозможен без стратегического развития малого бизнеса. О будущем малого бизнеса красноречиво свидетельствуют масштабы его распространения в мире даже при мощнейшей индустриализации и концентрации производства и капитала в индустриальном секторе. Так, США находятся на стадии одновременного функционирования крупной индустрии, например, авиакосмической, сталелитейной, автомобильной, химической и вместе с этим — малых эффективных индустрий сервиса и высоких технологий, включающих предприятия «быстрого питания», фирмы проката автомобилей и бытовой I техники, ремонта и дизайна.
На сегодняшний день развитие малого бизнеса в России в силу некоторых экономических и социальных причин существенно отстает, если проводить сравнение с такими странами, как Великобритания, Германия, Италия, Франция, США, Япония. Несмотря на это, в России малый бизнес не развит, хотя есть весьма значительные резервы для роста предприятий малого бизнеса и, что особенно важно, налицо объективная необходимость в их создании и функционировании. Именно малое предпринимательство способно в значительной мере способствовать подъему жизненного уровня населении, решать проблему занятости, вносить существенный вклад в формирование эффективной структуры национальной экономики. Сектор малого предпринимательства может содействовать высоким темпам экономического роста, поскольку в его основе лежит творческая реализация личных интересов людей, желающих, прежде всего, поднять свой уровень достатка, а также уровень благосостояния своей семьи. Состояние малого предпринимательства в России сегодня не только несравнимо с ролью этого сектора в развитых странах, но и не соответствует уровню развития национальной экономики, не позволяет малым предприятиям выполнять свою роль в решении важных социально-экономических проблем, стоящих перед страной. В силу этих причин вопросы формирования эффективного сектора малого предпринимательства, способного реализовать заложенный в нем потенциал, по-прежнему продолжают оставаться чрезвычайно актуальной проблемой исследования. В условиях такой многонациональной страны, как Россия с ее сложным административно-территориальным устройством и разным уровнем культурно-технического развития ряда регионов, комплексное развитие республиканских хозяйственных систем напрямую связано с функционированием сектора малых предприятий. Это предопределило выбор темы диссертационного исследования.
С переходом России к рыночной экономике появились работы, посвященные роли и специфике малых предприятий, формированию механизма их государственной поддержки, тенденциям развития малого бизнеса. На наш взгляд, на сегодняшний день проблематика формирования и задействования потенциала малого предпринимательство как самостоятельного сектора национальной экономики в России разработана недостаточно. Требуют специального рассмотрения вопросы развития взаимодействия малого бизнеса с другими секторами экономики, повышения эффективности развития сектора малого предпринимательства при решении региональных проблем, возможностей органов местного самоуправления в организации поддержки этого сектора, а также ответов на вопрос, насколько применим опыт других стран в этой сфере с учетом особенностей российского менталитета. Более глубокое изучение организационных и институциональных механизмов развития сектора малого предпринимательства с учетом национальных традиций и региональных особенностей в Республике Ингушетии внесет определенный вклад в развитие теории и практики организации развития и управления малым бизнесом в России. Все это определяет актуальность темы диссертации.
Целью исследования является разработка механизмов формирования и стратегии развития организаций малого бизнеса в Республике Ингушетия на основе выявления основных факторов, препятствующих развитию малого бизнеса в России и Республике Ингушетия.
Сформулированная цель определила постановку и решение следующих задач:
— выявить и уточнить понятие, экономическую сущность, предпосылки и условия развития малого бизнеса;
— определить формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства, в т. ч. выявить и разработать предложения по их совершенствованию;
— исследовать факторы, механизмы и инструменты, содействующие становлению и обеспечивающие современное состояние малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой, и возможность их системной адаптации к российским предприятиям;
— на основе анализа государственной поддержки малого бизнеса в России и Республике Ингушетия и используя опыт развитых стран, разработать методы государственной поддержки, способствующие успешному развитию малого бизнеса как в целом по России, так и в Ингушетии в частности;
— сформулировать тенденции и выявить перспективы развития малого бизнеса и предпринимательства в Республике Ингушетии;
— разработать рекомендации, способствующие созданию благоприятного климата по малому бизнесу в России и Республике Ингушетия.
Объектом исследования выступают субъекты малого бизнеса в России и Ингушетии, образующие в своей совокупности относительно специфический сектор современной экономики. Предметом исследования являются институты самовоспроизводства предпринимательского сектора и механизмы его государственной поддержки, специфика и факторы его развития. Поэтому также предметом исследования являются возможные направления совершенствования и развития этих институтов и механизмов государственной поддержки малого бизнеса в перспективе.
Теоретическая и методологическая основа диссертации. Методологическую основу диссертации составляют: общенаучная методология (системный, комплексный, логический, структурно-функциональный подходы) — методы экономико-статистического анализа (сравнительный, группировок, избирательный, комбинирования и др.), макроэкономического анализа, и др. Теоретической базой для исследования послужили разработки российских и зарубежных экономистов, посвященные проблемам развития малого бизнеса. Наибольшую ценность для автора представляли исследования, в которых разработаны фундаментальные положения о роли и специфике малого бизнеса, а также — о механизмах их государственной поддержки. В диссертации были проанализированы работы зарубежных и отечественных ученых, в числе которых: Богатин Ю. В., Блинов А. О., Горфинкель В .Я., Герчикова Н. Н., Крутик А. В., Лапуста М. Г., Муравьев А. И., Поляк Г. Б., Рубе В. А., Родионова Н. В., Скамай Л. Г., Тэпман Л. П., Швандар В. А. и другие.
Источниками служили также законодательные акты и нормативные документы по вопросам становления, развития и государственной поддержки малого бизнеса. В качестве эмпирического материала в диссертации были использованы статистические данные Госкомстата России, Госкомстата Ингушетии, материалы фонда поддержи малого предпринимательства, Министерства экономики, а также публикации специализированных учреждений ООН, национальных статистических служб ряда европейских стран, США, Японии.
Научная новизна исследования заключается в разработке механизма формирования и развития организаций малого бизнеса включающего представление и обоснование видения всего сектора малого предпринимательства как целостности, требующей такого же целостного подхода и в инфраструктурном обустройстве, и в законодательном оформлении всех необходимых норм, и в организационно-экономических условиях всего окружения и последовательной либерализации всей экономической системы.
Комплексный, системный подход к избранной теме позволил выявить основные тенденции развития малого предпринимательства в Республике Ингушетия (РИ), направления его устойчивого воспроизводства как одного из важных секторов национальной экономики региона. Получены следующие результаты, определяющие научную новизну исследования:
• уточнено понятие, условия и предпосылки формирования и развития организаций малого бизнеса в Республике Ингушетия как типовое направление для многих регионов России;
• выявлено такое основание периодизации развития малого предпринимательства в стране, которое обусловлено преодолением основных организационных барьеров и социально-психологических препятствий для полноценного развития малого бизнеса, по разному определяющих специфику торможения на каждой этапе;
• сгруппированы формы и методы поддержки предпринимательства как системные объекты, требующие при своем трансферте (переносе) в новую социально-экономическую и общественно-политическую целостность таких же системных мер;
• идентифицированы факторы, обеспечивающие целостность развития предпринимательского сектора, включающие организационные механизмы соединения организационных форм предпринимательской деятельности в урбанизированном секторе и аграрном секторе республики, где проживает большая часть ее населения;
• предложены методы государственной поддержки малого бизнеса, включающие рекомендации по задействованию традиционных институциональных ресурсов поддержки предпринимательства, исходя из специфики хода и характера реформ в республиках северокавказского региона, прежде всего в наиболее населенной сельской местности;
• разработан комплекс мер государственной поддержки, способствующих развитию предпринимательства, в т. ч. в регионах относительно локально-территориального и компактно-этнического административно-территориального образования на примере Республики Ингушетия.
Практическая значимость исследования. В результате анализа накопленного отечественного опыта решения проблем развития предпринимательства, а также использования зарубежной практики государственной поддержки малого бизнеса были выработаны рекомендации и подходы по его практическому использованию с учетом специфики России и ее регионов для совершенствования организационных, экономических условий эффективного развития малого бизнеса в переходной экономике. Это может быть использовано для представительных органов поддержки предпринимательства, как, например, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Союз предпринимателей республики, Фонд поддержки предпринимательства и т. п.
Теоретические выводы и практические предложения могут составить основу самостоятельной комплексной программы государственной поддержки малого бизнеса в Ингушской Республике.
Основные положения и выводы могут быть использованы для дальнейшей разработки теоретических и практических проблем развития мелких предпринимательских структур. Материалы диссертации нашли свое применение в преподавании ряда экономических дисциплин в вузах России.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования выносились автором на обсуждение на научно-практической конференции, посвященной проблемам обеспечения устойчивого экономического и социального развития России (ВЗФЭИ). Практические предложения по совершенствованию государственной поддержки малого предпринимательства, изложенные в диссертационном исследовании, были использованы Министерством экономики Республики Ингушетия, Торгово-промышленной палатой РИ, Федеральной службой занятости РИ. Материалы диссертации нашли свое применение в преподавании курса «Экономика предприятий» в ВЗФЭИ, читаемого диссертантом.
Основные положения диссертации изложены в шести опубликованных научных трудах:
1. Газдиева З. Ш. Становление и развитие малого бизнеса в России // Журнал «Финансы и экономика» № 27 (49) от 09.12.2003 г. — М.: издательство: «ТЕЗАРУС», 2003. — 0,3 п.л.
2. Газдиева З. Ш. Роль малого бизнеса в экономике промышленно-развитых стран" // Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов ВЗФЭИ. Под ред. проф. Г. Б. Поляка. — М.: издательство «Современная экономика и право», 2004. — 0,4 п.л.
3. Газдиева З. Ш. Становление и перспективы развития малого предпринимательства на примере Республики Ингушетия // Обеспечение устойчивого экономического и социального развития России. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, проведенной в ВЗФЭИ 20 апреля 2004 г.: том I. -М.: ВЗФЭИ, 2004. — 0,3 п.л.
4. Газдиева З. Ш. Основные направления и механизм государственной поддержки малого бизнеса и предпринимательства в промышленно-развитых странах // Журнал: «Вопросы экономических наук», № 5 (9).- М.: издательство «Компания Спутник +», 2004. — 0,3 п.л.
5. Газдиева З. Ш. Особенности предпринимательской среды и становления малого бизнеса в Республике Ингушетия" // Межвузовский сборник научных трудов «Экономика и технология» Российской Экономической Академии им. Г. В. Плеханова. — М.: издательство «Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова», 2005. — 0,5 п.л.
6. Газдиева З. Ш. Развитие малого бизнеса в Ингушетии // Обеспечение устойчивого экономического и социального развития России. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, проведенной в ВЗФЭИ 20 апреля 2005 г. — М.: ВЗФЭИ, 2005. — 0,3 п.л.
Общий объем опубликованных трудов 2,1 п.л.
Выводы по 3-й главе:
1. При разработке мер по поддержке и стимулированию малого бизнеса в Ингушетии, как и в стране в целом, необходимо учитывать значительные различия по культурно-техническому уровню работников и специалистов в центре и на местах, когда организации с одним и тем же названием, выполняют разную по содержанию работу.
2. Необходимо четко осознавать различие проблем создания малых предприятий в урбанизированном секторе и в сельской местности с ее сильными традиционными институтами и менталитетом, не всегда воспринимающим положительно рыночные ценности, и соответственно с учетом этого понимания строить стратегию стимулирования их появления, развития и поддержки.
3. Для формирования адекватной малому бизнесу республики системы звеньев рыночной инфраструктуры в урбанизированном секторе, необходимо организовать создание соответствующих уровню малых предприятий финансовых институтов, корпоративных структур, способных использовать синергетический эффект объединения малых предприятий для решения общих для них задач, а также других форм поддержки сектора малого предпринимательства в республике.
4. Для формирования инфраструктуры непосредственно для малого бизнеса целесообразно создать за счет паев малых предприятий республики акционерный Банк малых предприятий Ингушетии, через который нормативно закрепить обязательное осуществление всех расчетов всем малым предприятиям-акционерам со своими контрагентами. Кроме того, в нем можно размещать временно те финансовые средства, которые предназначены для поддержки малого бизнеса в соответствии с федеральными и республиканскими программами. В работе обосновываются возможные направления поддержки этой акции со стороны Ассоциации банков России, а также возможности, которые способен обеспечить этот банк для малого бизнеса.
5. Необходимо создать в Республике Ингушетия Ассоциацию малых предприятий, которая бы стала действенным органом продвижения интересов представителей сектора малого предпринимательства, как на региональном уровне, так и в межрегиональном экономическом пространстве. Будучи организованной, на основе членских взносов, такая Ассоциация смогла бы на первых порах удовлетворять сразу комплекс инфраструктурных услуг, защищать интересы малого бизнеса, выступая, где необходимо как хозяйствующий субъект в отношении крупных предприятий различных форма собственности при получении, например, госзаказа.
6. Учитывая молодой возраст населения республики, в целом важным приоритетом становится формирование системы подготовки кадров, в т. ч. и рыночной специализации, а также для работы в тех корпоративных образованиях и техноцентрах, которые целесообразно создать на базе республиканской науки и производства.
7. Представляется необходимым обеспечить в качестве пилотного проекта создание лизинговой компании в сфере АПК. При этом ее организацию целесообразно организовать на кооперативных началах в сельской местности, где необходимость приобретения сельхозинвентаря в силу изношенности старого очень высока, а средств на техническое перевооружение по всему оборудованию нет. Возможным лизингополучателем может стать специально созданный соответствующий кооператив (потребительский, сыроваренный, маслоделательный, домостроительный, товарищество по переработке и сбыту и т. п.).
8. Необходимо создание эффективной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства способствующей созданию новых рабочих мест, формированию класса высокообразованных предпринимателей, решению социальных проблем региональном и местном уровнях.
9. Особой стратегией должно стать создание малых предприятий в сельской местности. Здесь представляется конструктивным использовать опыт создания кооперативного движения, которое бы в максимальной степени использовало традиционные институты ингушского села и менталитет сельского населения. В частности все четыре райффейзенских принципа организации кооперативов идеально применимы для родоплеменных общностей в ингушском селе.
10.Развитие кооперативов по всем необходимым сторонам сельской экономики обусловит появление адекватной для них агроинфраструктуры рыночного типа, что позволит реально проводить проект агробизнеса в ингушском селе, а затем после обобщения плюсов и минусов — во многих регионах не только Северного Кавказа, но и в целом по стране.
Заключение
.
Решение проблем социально-экономического развития России не мыслимо без подключения к активному процессу материального и духовного производства как можно большей части населения, а в идеале — всего населения, перевод из пассивного состояния исполнителей к творческой созидательной деятельности. Одним из опробованных во всем мире способом активизации творческой энергии людей является развитие малого предпринимательства. Малый бизнес становится одним из важнейших ресурсов общества в решении таких задач, как производство дополнительных духовных и материальных ценностей и потребительских стоимостей, обеспечение занятости населения, расширение конкуренции как фактора все большего предложения разнообразных и качественных товаров и услуг.
В результате проведенного диссертационного исследования получены результаты, которые вносят определенный вклад в развитие теории и практики активизации предпринимательской деятельности как за счет государственной поддержки на разных уровнях административно-территориального устройства страны, так и за счет использования представительных органов самого предпринимательского корпуса. Кроме того, важным видятся выводы о вовлечении в процесс активизации предпринимательской деятельности традиционных национально-культурных институтов с учетом ментальности населения страны и Республики Ингушетия, в частности. На основе обобщения специальной литературы и опыта практической поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом, критически осмыслены основные трудности активизации малого бизнеса, выработаны практические рекомендации по совершенствованию государственной поддержки сектора малого предпринимательства, использованию институциональных и инфраструктурных ресурсов в урбанизированном секторе, а также по задействованию возможностей вовлечения традиционных институтов для активизации предпринимательской и хозяйственной деятельности в сельской местности. Основные выводы и предложения диссертационного исследования сводятся к следующему: 1. Происходит постоянное и систематическое обновление сектора малого предпринимательства как имманентная особенность этого сектора. Выбывание одних малых предприятий замещается появлением новых, и независимо от внутренних движений в сфере малого предпринимательства как определенная система она не только продолжает существовать, но и постоянно воспроизводится вновь и вновь. Это позволяет квалифицировать малое предпринимательство как особый и постоянно воспроизводимый сектор экономики со своими закономерностями и тенденциями развития.
2. Сектор малого предпринимательства как целостность характеризуется тем, что в нем сохраняется специфичность условий функционирования и воспроизводства, особенность стоящих задач и нацеленность на реализацию соответствующей роли в рамках более общей совокупности, которой является вся национальная экономика. Соответственно целостностью должна быть и адекватная сектору малого предпринимательства рыночная инфраструктура.
3. Современный этап развития малого предпринимательства в развитых странах характеризуется подготовкой к существенному изменению своего социально-экономического «лица»: формируемые наукограды, технопарки, так называемые «спиннинговые» структуры в основном будут заполняться предприятиями малого предпринимательства, которые все больше станут инновационным сектором в современной экономике. Это — общемировая тенденция, поэтому на поддержку и развитие малого предпринимательства сориентированы многие национальные программы даже в странах, где малый бизнес традиционно поддерживался.
4. Периодизация развития малого предпринимательства, проведенная в работе, позволяет идентифицировать факторы, препятствующие и способствующие ускоренному развитию предпринимательского сектора. Нейтрализация негативных факторов не всегда есть условие, способствующее росту числа малых предприятий. Это — необходимое, но недостаточное условие. Достаточное условие — целенаправленная работа по формированию механизмов, благоприятствующих развитию предпринимательского сектора, а также создание и организация форм поддержки развития предпринимательства до уровня, когда будет осуществляться воспроизводство этого сектора на собственной основе. Но даже и при этих условиях, как показывает опыт развитых стран, необходима постоянная поддержка этого сектора со стороны не только государственных, но и представительных органов самого малого бизнеса и частного предпринимательства в стране.
5. Мировая практика показывает две основные тенденции развития малого бизнеса: как самостоятельный процесс и как составная часть развития крупных корпоративных структур. Методы поддержки обоих направлений различаются, что необходимо учитывать при выработке соответствующей политики. Перспективным представляется стимулирование и всемерное содействие кооперированному развитию крупных корпоративных структур и малых предприятий.
6. Методы государственной поддержки не исчерпываются административными и экономическими, а включают в себя, наряду с законодательными и нормативно-правовыми, и методы социально-психологического характера. Между тем в настоящее время СМИ тиражируют бизнес в криминальном контексте, что не способствует использованию социально-психологических методов стимулирования развития предпринимательства в стране и в республике.
7. Четкая идентификация методов регулирования предполагает поиск и определение конкретных институциональных субъектов реализации перечисленных методов в составе государства, в чью компетенцию входит их осуществление. Анализ, проведенный в работе, показал, что единого органа, осуществляющего согласованную политику стратегического развития малого бизнеса в направлении освоения им новых прогрессивных технологических укладов, кооперации в научно-производственной интеграции нет ни на федеральном, ни на республиканском уровнях.
8. Развитие сектора малого предпринимательства в республике приобретает характер необходимого условия для решения вопросов повышения занятости трудовых ресурсов, обеспечения требуемого уровня и качества жизни всего населения Ингушетии. Наличие еще достаточно высокого уровня незанятого населения, представленного по возрастному составу молодым контингентом активного возраста, представляет собой значительный потенциал для малого бизнеса в регионе.
9. В работе выявлена необходимость различия проблем создания малых предприятий в урбанизированном секторе и в сельской местности с ее сильными традиционными институтами и менталитетом, не всегда воспринимающим положительно рыночные ценности. Поэтому необходимо с учетом этого понимания необходимо строить стратегию стимулирования их появления, развития и поддержки. Такое решение применимо для всех республик северокавказского региона и ряда других субъектов Федерации, где уровень урбанизации невысок.
10.Для формирования инфраструктуры непосредственно для малого бизнеса целесообразно создать за счет паев малых предприятий республики акционерный Банк малых предприятий Ингушетии, через который нормативно закрепить обязательное осуществление всех расчетов всем малым предприятиям-акционерам со своими контрагентами. Кроме того, в нем можно размещать временно те финансовые средства, которые предназначены для поддержки малого бизнеса в соответствии с федеральными и республиканскими программами. В работе обосновываются возможные направления поддержки этой акции со стороны Ассоциации банков России, а также возможности, которые способен обеспечить этот банк для малого бизнеса.
11.В целях упрочения позиций малого бизнеса в работе обоснована необходимость создания в Республике Ингушетия Ассоциации малых предприятий. Обоснованы цели, задачи и права этой Ассоциации.
12.Уточнена необходимость создания эффективной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства способствующей созданию новых рабочих мест, формированию класса высокообразованных предпринимателей, решению социальных проблем на региональном и местном уровнях. Учитывая молодой возраст населения республики, такой приоритет становится возможным направлением республиканской специализации по северокавказскому региону.
13.В работе обосновывается необходимость в качестве пилотного проекта создание лизинговой компании в сфере АПК на кооперативных началах. В сельской местности, где необходимость приобретения сельхозинвентаря в силу изношенности старого очень высока, а средств на техническое перевооружение по всему оборудованию нет, потребность в такой форме высока. Возможным лизингополучателем может стать специально созданный соответствующий кооператив (потребительский, сыроваренный, маслоделательный, домостроительный, товарищество по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции и леса и т. п.).
14.Особой стратегией должно стать создание малых предприятий в сельской местности. Здесь представляется конструктивным использовать опыт создания кооперативного движения, которое бы в максимальной степени использовало традиционные институты ингушского села и менталитет сельского населения. В частности все четыре райффейзенских принципа организации кооперативов идеально применимы для родоплеменных общностей в ингушском селе.
15.Развитие кооперативов последовательно по всем отраслям сельской экономики обусловит появление адекватной для них агроинфраструктуры рыночного типа, что позволит реально проводить проект агробизнеса в ингушском селе, а затем после обобщения плюсов и минусов — во многих регионах не только Северного Кавказа, но и в целом по стране.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1и 2.- М.: ИНФРА-М-Норма, 2002.
- Закон Республики Ингушетия «О прогнозировании и программах социально-экономического развития в РИ» от 8 января 1996 г. № 1-РЗ.
- Закон Республики Ингушетия «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Ингушетия» от 10 октября 1996 г. № 56-РЗ.
- Закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 13 ноября 1997 г. № 48-РЗ.
- Закон Республики Ингушетия «О гарантиях частных инвестиций в Республике Ингушетия» от 19 декабря 1997 г. № 22-РЗ.
- Закон Республики Ингушетия «О мерах по стимулированию инвестиционной деятельности» от 10 июля 2000 г. № 17-РЗ.
- Закон Республики Ингушетия «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Ингушетия «О прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Ингушетия» от 19 марта 2002 г. № 15-РЗ.
- Закон Республики Ингушетия «О бюджете развития Республики Ингушетия» от 15 июля 2004 г. № 27-РЗ.
- Постановление Правительства Республики Ингушетия «О программе государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Ингушетия на 2001−2003 гг.» от 5 октября 2001 г. № 389.
- Постановление Правительства Республики Ингушетия «О государственной поддержке малого и среднего бизнеса в Республике Ингушетия» от 25 ноября 2002 г. № 413.
- Постановление Правительства Республики Ингушетия «О мерах государственной поддержки организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Ингушетия» от 12 мая 2003 г. № 137.
- Постановление Правительства «О дополнительных мерах по стимулированию и поддержке малого предпринимательства Республики Ингушетия» от 24 октября 2002 г. № 394.
- Постановление Администрации г. Назрань: «О регистрации закрытого акционерного общества «Лизинговая компания «Магас»» от 18 марта 1997 г. № 237.
- Указ Президента РИ «О создании закрытого акционерного общества «Лизинговая компания «Магас»» от 26 сентября 1996 г. № 183.
- Федеральный Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. № 88-ФЗ.
- Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, М., 2003.
- Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ, и отдельные законодательные акты РФ» от 25 мая 2002 г. № 57- ФЗ (в редакции Федеральных законов от 24.07.2002 № 104 -ФЗ, от 06.06.2003 -№ 65-ФЗ).
- Государственный комитет по инвестициям РИ, Магас, 2005.
- Доклад о социально-экономическом положении РИ: Министерство экономики РИ, Магас, 2005.
- Комитет государственной статистики РФ по РИ, Назрань, 2005.
- Министерство экономики РИ, Магас, 2005.
- Прогноз за 2006−2008гг., Министерство Экономики РИ, Магас, 2005.
- Статистические бюллетени, Комитет государственной статистики РФ по РИ, Назрань, 2004−2005.
- Афанасьев В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решении проблем занятости // Российский экономический журнал. 1996.- № 10.-С.-15.
- Авилова А. Кредитные гарантии для малого бизнеса // МэиМО. М., 1997 — № 3.-С.-154.
- Ахова А.А. Финансовое обеспечение инновационного предпринимательства в: Инновационные технологии научных исследований социальноэкономических процессов: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2003, — С.-145
- Блинов А.О. Условие регулирования малого бизнеса. Экономика, 1999.- № 2.-С.38.
- Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). 1997.- № 154.-С.25.
- Государственный Комитет по статистике Социально-экономическое положение Южного Федерального Округа в I квартале 2005 года.- С. 12.
- Газета «Ведомости»).- 14.11.2003. № 209 (1009).- С. A3.
- Газета «Предприниматель». М., 2002. — № 3.- С. 167.
- Данишевская Г. Мелкий бизнес в Великобритании // МэиМО.-1995. -№ 3. С.123
- Вопросы философии. 1990.- № 10.- С.134
- Журнал «Наука и промышленность». М., — 2002.- № 1(69).- С. 18.
- Журнал «Мировая экономика и международные отношения».- М., 2003.- № 10.-С.25- № 12.- С.- 25−28.
- Журнал «Эксперт».- 3−9 ноября.- М., 2003.- № 41.- С.55−86.
- Журнал «Экономика и жизнь».- М., август 2000. -№ 33.-С.44.
- Журнал «Экономист», М., 2004-№ 12. С. 25.
- Журнал «Российское предпринимательство».- М., 2003.- № 3- С. 11.
- Известия, тематическое приложение «Банк».- М., 15 апреля, 2003. С. 18.
- Клинова М. «Малый бизнес»: «Большие ожидания"// «Мировая экономика и международные отношения».- М., 1993.- № 10.- С. 45.
- Малый бизнес в России и Южном федеральном округе: Информационно-аналитический материал. Ростов-на-Дону, 2004.- С. 67.
- Малое предпринимательство в России: статистический сборник.- М.: Росстат: Федеральная служба государственной статистики, 2004.-160с.
- Малый бизнес Юга России: инвестиционный потенциал, — Ростов-на-Дону, 2004.-С.48
- Разумова И.И. Кредиты для малого бизнеса: государственные гарантии / США -Канада: Экономика, политика, культура.- М., 2002.- № 5.-С. 120−126.
- Российский статистический ежегодник. М.: Росстат: Федеральная служба государственной статистики, 2004.- 725 с.48