Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование управления деятельностью организации с учетом оценки ее конкурентной позиции на рынке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Высокая степень интенсивности конкуренции и большое число зарубежных производителей на рынке особенно остро ставят вопросы о совершенствовании деятельности предприятия и разработке стратегических направлений его развития. Это, в свою очередь, приводит к необходимости постоянного отслеживания конкурентной позиции предприятия в рыночной среде, которая определяет… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕРДПРИЯТИЯ
    • 1. 1. Понятие конкурентной позиции предприятия
    • 1. 2. Факторы конкурентоспособности предприятия и их классификация
    • 1. 3. Методы оценки конкурентной позиции предприятия
    • 1. 4. Современные методы оценки конкурентоспособности предприятия
  • 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ АЛГОРИТМОВ МНОГОМЕРНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
    • 2. 1. Анализ рынка производства трикотажных изделий в России
    • 2. 2. Оценка конкурентной позиции предприятия
    • 2. 3. Выбор факторов, определяющих конкурентную позицию предприятия
    • 2. 4. Оценка тактических факторов конкурентной позиции предприятия
    • 2. 5. Оценка стратегических факторов конкурентной позиции предприятия
  • 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ С УЧЕТОМ ЗАНИМАЕМОЙ ЕЮ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ
    • 3. 1. Анализ структуры конкурентной среды трикотажного рынка

    3.2. Анализ занимаемой конкурентной позиции на примере ЗАО «Красная Заря» и рекомендаций по выработке стратегии поведения на рынке с учетом занимаемой конкурентной позиции. 1163.3. Использование метода QFD — quality function deployment для разработки мероприятий по улучшению конкурентной позиции предприятия.

    3.4. Разработка системы показателей оценки направлений деятельности предприятия, оказывающих влияние на его конкурентную позицию.

Совершенствование управления деятельностью организации с учетом оценки ее конкурентной позиции на рынке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Высокая степень интенсивности конкуренции и большое число зарубежных производителей на рынке особенно остро ставят вопросы о совершенствовании деятельности предприятия и разработке стратегических направлений его развития. Это, в свою очередь, приводит к необходимости постоянного отслеживания конкурентной позиции предприятия в рыночной среде, которая определяет разрабатываемую стратегию поведения на рынке. Таким образом, оценка конкурентной позиции предприятия является одним из важнейших моментов, определяющих успешность его работы.

Большинство авторов предлагают оценивать конкурентную позицию предприятия через занимаемую им долю рынка, которую определяет объем продаж. В зависимости от занимаемой доли рынка предприятие попадает в одну из заранее определенных 4 групп (лидеры, претенденты на лидерство, последователи, нишеры) и в соответствии с присвоенной категорией определяет свое дальнейшее поведение на рынке.

На наш взгляд, при разработке стратегии гораздо более актуально определение положения предприятия в среде конкурентов и выявление ближайших конкурентов, объединенных единым способом ведения бизнеса, что поможет предприятию определить существующие на рынке варианты тактического и стратегического позиционирования и даст возможность добиться успеха (улучшения конкурентной позиции) путем учета основных направлений их бизнес-поведения.

Знание конкурентной позиции предприятия на рынке сбыта необходимо при разработке комплекса маркетинга выпускаемых товаров и для оптимального распределения ресурсов между различными стратегическими подразделениями предприятия.

Конкурентная позиция предприятия является отражением степени реализации его усилий по использованию своих конкурентных преимуществ, отраженных в его конкурентоспособности. Поэтому рассмотрение проблемы оценки конкурентной позиции предприятия тесно связано с оценкой его конкурентоспособности.

Проблемы анализа конкурентоспособности рассматриваются многими зарубежными и отечественными авторами. Общие вопросы оценки конкурентоспособности предприятия представлены в работах зарубежных авторов Ф. Котлера, М. Портера, А. Маршалла, аналитиков Бостон Консалтинг Групп и консультационной фирмы «Дан энд Брэдстрит», ряда отечественных исследователей: Р. А. Фатхутдинова, О. Е. Конобеевой, А.В. Jlycce, B.JI. Белоусова, Т. В. Козловой, Р. А. Бургановой и др.

Гораздо меньше внимания в современной литературе уделяется вопросам анализа конкурентной позиции предприятия. Даная тема затрагивалась в работах Фатхутдинова Р. А., Абаева Х. С., Рябовой Т. Ф., Азоева Г. Л., Кругло-вой М.И. и др.

Не останавливаясь подробно на достоинствах и недостатках тех или иных методов, рассмотренных в этих работах, отметим, что все они сводятся, в конечном счете, к определению уровня конкурентоспособности предприятия либо места в рейтинговой оценке. Как уже отмечалось выше, в целях совершенствования управления деятельностью предприятия наибольший интерес представляет определение совокупности схожих по способам ведения бизнеса предприятий, выявление тактических и стратегических факторов ведения ими конкурентной борьбы.

Решение этой задачи возможно с применением специальных алгоритмов многомерного статистического анализа (например, кластерного анализа), где конкретная организация будет принадлежать определенному кластеру с набором соответствующих характеристик в зависимости от значения выбранных факторов конкурентоспособности.

На основе такого метода исследователь может определить конкурентную позицию предприятия при использовании ограниченного числа значений входных данных, дать достаточно полную интерпретацию занимаемой конкурентной позиции в зависимости от целей исследования и разработать мероприятия, способствующие его переходу из более низкого кластера в более высокий. Логическим завершением в системе управления деятельностью предприятия должна являться оценка осуществленных усилий в этом направлении и выявление тех участков, где работа была проведена на не достаточном уровне.

Итак, в настоящее время изучение сущности конкурентоспособности, методов ее диагностики, а также отдельных вопросов управления конкурентными преимуществами и разработка метода оценки конкурентной позиции предприятия, основанная на анализе деятельности всех основных и второстепенных конкурентов, представляет весьма актуальную задачу для предприятий текстильной промышленности и производства трикотажных изделий в частности.

Степень разработанности проблемы. Истоком изучения сущности конкурентной позиции можно считать теорию сравнительных преимуществ Д. Рикардо, получившую дальнейшее развитие в работах Э. Хекшера и Б. Олина, П. Самуэльсона и В. Столпера, В. Леонтьева. Фундаментальная теория конкурентных преимуществ была создана М. Портером. Вопросы использования конкурентной позиции в стратегическом планировании отражены в работах И. Ансоффа, П. Дракера, Б. Карлофа, У. Кигана, Т. Питерса, А. Стрикленда, А. Томпсона, Р. Уотермана и др. В теории маркетинга в работах Ф. Котлера, Т. Левитта, Дж. Эванса и других известных маркетологов конкурентная позиция рассматривается, как правило, лишь с точки зрения ее практического использования для выбора конкурентных стратегий. При этом следует отметить, что зарубежные методы оценки конкурентной позиции предприятия не адаптированы к российским условиям.

В отечественной литературе, посвященной изучению конкурентной позиции предприятия, также нашли отражение лишь некоторые аспекты данной темы. Общие подходы к определению конкурентной позиции намечены в работах Г. Л. Азоева, О. С. Виханского, A.IO. Юданова, О. Е. Рощиной, В.К. Ва-щенко, О. М. Ольшанской и др.

При этом мало внимания уделяется методологии выработки стратегических решений и построению на их основе иерархии целей, которые предприятие стремится достичь в выбранном виде экономической деятельности. Работы, освещающие проблему разработки бизнес-стратегии, носят преимущественно обзорный характер, в них отсутствуют методические разработки по формированию стратегии предприятия на определенном рынке.

Цель исследования — разработка научно-методической базы по совершенствованию управления деятельностью организации с учетом оценки ее конкурентной позиции на рынке, которые позволят смоделировать конкурентную среду базового рынка, проанализировать тактические и стратегические факторы, определяющие конкурентную позицию предприятия на рынке, разработать мероприятия по ее улучшению, а также оценить усилия предприятия по улучшению конкурентной позиции.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

• исследовать соотношение понятий конкурентной позиции и конкурентоспособности предприятия и выделить различия при их использовании;

• проанализировать отечественный и зарубежный опыт оценки конкурентоспособности и конкурентной позиции организации;

• провести анализ существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия и выделить ограничения при их применении с целью оценки конкурентной позиции;

• уточнить классификацию методов конкурентоспособности предприятия и факторов ее определяющих;

• провести анализ рынка трикотажа и выявить основные тенденции его развития;

• сформировать механизм выбора факторов, значимых при определении конкурентной позиции предприятия трикотажной промышленности, из всей совокупности факторов конкурентоспособности и определить среди них тактические и стратегические факторы;

• разработать шкалы для оценки выбранных факторов конкурентной позиции для предприятий трикотажной промышленности;

• разработать методику оценки конкурентной позиции предприятия на основе применения методов многофакторной классификации;

• рассмотреть возможные сочетания тактических и стратегических факторов с точки зрения занимаемой конкурентной позиции;

• апробировать разработанную методику оценки на примере конкретного предприятия трикотажной промышленности;

• сформировать на основе проведенного анализа структуру конкурентной среды трикотажного рынка;

• проанализировать сложившуюся структуру рынка трикотажа и дать рекомендации по выработке стратегии поведения предприятий на рынке с учетом занимаемой ими конкурентной позиции;

• предложить методический подход к разработке мероприятий по улучшению конкурентной позиции предприятия с точки зрения ограниченности ресурсов;

• предложить систему оценки уровня реализации усилий по улучшению конкурентной позиции предприятия, как в совокупности, так и по отдельным направлениям.

Объект исследования — предприятия по производству трикотажных изделий, реализующие свою продукцию в г. Москве и Московской области.

Предмет исследования — теоретические, методические и практические аспекты, связанные с разработкой метода оценки конкурентной позиции предприятия трикотажной промышленности на основе применения методики кластерного анализа.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных специалистов в области определения конкурентоспособности и конкурентной позиции предприятия. Исследование построено на принципах комплексного и системного подходов с использованием логического, экономического и статистического анализа, математической статистики и метода экспертных оценок.

Информационную базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам оценки конкурентоспособности и конкурентной позиции предприятия, собранный и обработанный автором статистический материал деятельности трикотажных предприятия, результаты опросов научных работников и менеджеров высшего звена управления предприятий трикотажной промышленности, публикации в средствах массовой информации.

На рисунке 1 представлена логическая схема диссертационного исследования, позволяющая последовательно раскрыть его тему и решить поставленные в нем задачи.

Научные положения, выносимые на защиту:

• уточненная соотносительность понятий «конкурентоспособность» и «конкурентная позиция» предприятия;

• выявленные ограничения существующих методов оценки конкурентоспособности при их применении для оценки конкурентной позиции;

• обоснованные факторы конкурентной позиции предприятия из множества факторов конкурентоспособности на основе схемы Исикавы, экспертных оценок и корреляционно-регрессионного анализа;

• разработанные шкалы оценки тактических и стратегических факторов, влияющих на конкурентную позицию;

• проведена группировка предприятий трикотажной промышленности и сформированная на ее основе конкурентная среда трикотажных предприятийинтерпретация полученных групп и прогноз наиболее вероятных перспектив поведения участников рынка трикотажа;

• разработанный инструментарий по улучшению конкурентной позиции организации на основе построения «Дома конкурентоспособности»;

Рисунок 1 — Логическая схема диссертационного исследования метод расчета уровня реализации усилий по улучшению конкурентной позиции как в целом, так и по отдельным направлениям деятельности предприятия.

Научная новизна исследования. Диссертация содержит следующие элементы новизны:

• уточнена соотносительность понятий «конкурентная позиция» и «конкурентоспособность» предприятия, классификация факторов и методов оценки конкурентоспособности предприятия;

• разработан механизм совершенствования управления деятельностью предприятия с целью улучшения или укреплению достигнутой конкурентной позиции, позволяющий логически последовательно осуществлять процесс оценки и принятия управленческих решений;

• разработан на основе результатов кластеризации метод группировки всех участников рынка в обособленные группы, объединенные рядом общих признаков, позволяющий моделировать поведение предприятий в будущем;

• разработан на основе построения «Дома конкурентоспособности» метод планирования характеристик предприятия, оказывающих наибольшее влияние на его конкурентную позицию;

• предложен метод оценки уровня реализации усилий по улучшению конкурентной позиции и выведен интегральный показатель реализации потенциала предприятия по повышению его конкурентной позиции.

Практическая значимость исследования заключается в том, что все полученные в нем результаты могут быть использованы при разработке тактических и стратегических направлений деятельности предприятия. Теоретические и практические результаты нашли применение в учебном процессе при преподавании специальных экономических дисциплин.

Разработанный механизм анализа конкурентной позиции предприятия позволяет сформировать конкурентную среду рынка, определить положение анализируемого предприятия в среде конкурентов и основные направления деятельности, требующие усиления в целях укрепления конкурентной позиции. Подобное моделирование дает возможность выявить из всех участников рынка наиболее вероятных конкурентов и адекватно реагировать на снижение уровня собственной конкурентной позиции из-за их действий, определить возможности сохранения и улучшения положения на рынке путем оценки действия более успешных предприятий, получить конкурентные преимущества от принимаемых управленческих решений и, как следствие, не только изучить, но и активно формировать внешнюю среду. Подобная оценка представляет основу для принятия управленческих решений на предприятии. Также предложены методические рекомендации по выявлению основных направлений совершенствования управления деятельностью предприятия с помощью построения «Дома конкурентоспособности».

Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались: на международной научно-практической конференции «Инновационные технологии социально-экономического комплекса»., г. Подольск, 2006 г., 2007 г.- на международной конференции Рижского технического университета, г. Рига, 2007 г.- на Всероссийских научных конференциях в МГТУ имени А. Н. Косыгина, г. Москва, 2006 г., 2007 г., 2008 г., 2009 г.- на Всероссийской научно-технической конференции студентов и аспирантов «Проблемы экономики и прогрессивные технологии в текстильной, легкой и полиграфической отраслях промышленности» Дни науки 2006, Санкт-Петербургна межвузовских научно-технических конференциях студентов и аспирантов «Поиск 2007», г. Иваново, «Поиск 2008», г. Ивановона межвузовской научно-технической конференции молодых ученых и студентов, г. Кострома, 2008 г.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 16 печатных работ общим объемом 6,02 п.л. (4,11 п.л. — автором).

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и 2 приложений. Работа выполнена на 169 страницах машинописного текса, включая 21 таблицу, 19 рисунков.

Выводы по третьей главе:

1. Апробирована методика оценки конкурентной позиции предприятия на основе кластеризации на примере трикотажного рынка Москвы и Московской области, проанализирована структура конкурентной среды и определены 10 кластеров предприятий, сходных по способу ведения бизнесапостроены графики и дана характеристика каждого кластера с возможностями перехода предприятий из кластера в кластер.

2. Выделены рыночные исходные положения, определяющие конкурентную среду трикотажного рынка и проведено моделирование наиболее вероятных перспектив участников рынка трикотажа, на основе которого даны рекомендации по стратегическому планированию действий по улучшению конкурентной позиции для ЗАО «Красная Заря», что позволит адекватно реагировать на изменения конкурентной среды предприятия.

3. Для разработки мероприятий по улучшению конкурентной позиции предприятия целесообразно построить «Дом конкурентоспособности», позволяющий улучшить конкурентную позицию предприятия в условиях ограниченности ресурсов и провести сравнение мероприятий относительно основных конкурентов. Определены операционные требования, позволяющие наиболее эффективно использовать ресурсы предприятия с целью укрепления его конкурентной позиции.

4. Разработана и апробирована система показателей оценки деятельности предприятия, оказывающих влияние на его конкурентную позицию, позволяющая оценить уровень реализации усилий по ее улучшению, как в совокупности, так и по отдельным направлениям деятельности, на основе расчета итогового коэффициента, характеризующего степень реализации потенциала предприятия по повышению его конкурентной позиции на рынке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Знание конкурентной позиции предприятия на рынке сбыта необходимо при разработке комплекса маркетинга товаров, выпускаемых предприятием, и для оптимального распределения ресурсов между различными стратегическим подразделениями предприятия. Оценка конкурентной позиции в целом важна для разработки эффективной конкурентной стратегии, а изучение конкурентной позиции других предприятий и влияющих на нее факторов дает возможность получить важную информацию для улучшения собственной конкурентоспособности. В связи с этим необходимо решать вопросы, связанные с совершенствованием управления деятельностью предприятия с учетом оценки ее конкурентной позиции на рынке. В результате проведенного исследования часть этих задач была решена. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Для уточнения понятий «конкурентоспособность» и «конкурентная позиция» необходимо сделать вывод об их взаимодействие и определить соотношение данных категорий.

2. При решении задач стратегического планирования необходимо определять конкурентную позицию предприятия относительно основных и второстепенных конкурентов, действующих с ним на одном рынке и выявлять наиболее типичные для них способы ведения бизнеса.

3. На основе анализа и систематизации существующих методов оценки конкурентной позиции предприятия рекомендуется уточнить понятие и классификацию конкурентной позиции, выявить недостатки действующих методов оценки конкурентной позицииопределить ограничения в использовании этих методов при оценке конкурентной позицииуточнить классификацию факторов конкурентоспособности для анализа их взаимодействияобосновать необходимость определения конкурентной позиции предприятия для совершенствования управления его деятельностью;

4. Задачу определения конкурентной позиции предприятия необходимо решать путем многофакторной группировки участников рынка, схожих по способу ведения бизнеса, используя специально разработанный механизм проведения этой оценки.

5. При использовании разработанной методики определения конкурентной позиции предприятия целесообразно выявить его положение на базовом рынке и наиболее вероятные перспективы его развития с учетом действий конкурентов на основе многофакторной группировки.

6. Установлено, что выбор факторов конкурентной позиции предприятия из множества факторов конкурентоспособности необходимо осуществлять на основе схемы Исикавы, экспертных оценок и корреляционно-регрессионного анализавыбранные факторы целесообразно разделить на тактические и стратегические и дать характеристику их возможных соотношений, выявив влияние на конкурентоспособность и конкурентную позицию.

7. Установлено, что конкурентную позицию предприятия необходимо определять с помощью оценки следственных факторов, таких как уровень цен, уровень качества, широта ассортимента, степень известности производителя, уровень рекламной активности, надежность каналов распределения, уровень инноваций, широта ассортимента. Для реализации методики разработаны шкалы оценки тактических и стратегических факторов в баллах в зависимости от характеристик деятельности предприятия.

8. Разработана и апробирована методика оценки конкурентной позиции предприятия на основе многофакторной группировки на примере трикотажного рынка Москвы и Московской области, проанализирована структура конкурентной среды и определены 10 кластеров предприятий, сходных по способу ведения бизнесапостроены графики и дана характеристика каждого кластера с возможностями перехода предприятий из кластера в кластер.

9. Для определения конкурентной среды трикотажного рынка необходимо проводить моделирование наиболее вероятных перспектив участников рынка трикотажа и на основе этого давать рекомендации по стратегическому планированию действий в области улучшения конкурентной позиции ЗАО «Красная Заря», что позволит адекватно реагировать на изменения конкурентной среды предприятия.

10. Для разработки мероприятий по улучшению конкурентной позиции предприятия целесообразно построить «Дом конкурентоспособности», позволяющий улучшить положение предприятия на рынке в условиях ограниченности ресурсов. С этой целью определены операционные требования, позволяющие наиболее эффективно использовать ресурсы предприятия.

11. Для разработки методических рекомендаций по оценке деятельности предприятия, связанной с улучшением его конкурентной позиции, целесообразно определить уровень реализации усилий организации как в совокупности (на основе расчета интегрального коэффициента, характеризующего степень реализации потенциала предприятия по повышению его конкурентной позиции на рынке), так и по отдельным направлениям деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. Стратегическое рыночное управление/Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского.- СПб: Питер, 2002.-544 с.
  2. С.Б., Н.М.Розанова Теория организации отраслевых рынков: Учебник. М.: ИЧП «Издательство магистр», 1998.- 320 с.
  3. Т.Ю. Организационные факторы и резервы повышения конкурентоспособности предприятия. Дисс. на соискание степени канд. экон. наук М.: 1998 178 с.
  4. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы.-М.: «Новости», 2000.- 252 с.
  5. Г. Л. Анализ деятельности конкурентов: Учебно-методическое пособие -М.:ГАУ, 1995−76 с.
  6. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. -208 с.
  7. Г. Л. Формирование маркетинговых технологий управления организациями в конкурентной среде: дисс. на соискание степени д.э.н. М.-1997 Г.-335 с.
  8. С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика в задачах и упражнениях: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 .- 270с.
  9. Л. А. Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий на основе кластерного подхода: дисс. на соискание ученой степени д.э.н. Саратов, 2005−364 с.
  10. М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. -М.: Финансы и статистика, 2000.-248 с.
  11. И. Новая корпоративная стратегия / пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. —СПб: Издательство «Питер», 1999. -412 с.
  12. О.В. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. Пособие /ГУУ. -М.: ЗАО «Финастатинформ», 1999. -142 с.
  13. JT.K. Выбор и обоснование обоняющего показателя конкурентоспособности предприятия: дисс. на соискание степени к.э.н.: М.-1998.- 138 с.
  14. Р.А. Анализ и выбор конкурентных позиций: Учебное пособие. Казань: Издательство КФЭИД998 44 с.
  15. JI.X. Кластерный анализ : основные идеи и методы. -М.: Издательство МГГУ, 2000.- 62 с.
  16. А. А. Конкурентоспособность фермерских хозяйств в переходной рыночной экономике: дисс. на соискание ученой степени к.э.н. Курск, 2000−187 с.
  17. Е.Т., Новиков Д. Т., Захаров А. Н. Анализ конкурентоспособности продукции // ж. Маркетинг в России и за рубежом 2002 — № 3
  18. Дей Д. Стратегический маркетинг.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.640 с.
  19. П. Менеджмент: стратегия и тактика / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского СПб: Издательство «Питер», 1999.-560 с.
  20. П. Практика менеджмента.: Пер. с англ. :Уч. Пос. -М.: Издательский дом Вильяме", 2000.- 398 с.
  21. П. Рынок, как выйти в лидеры. Практика и принципы: — М.: «Бук Чемпен Интернешнл», 1992 г.- 350 с.
  22. . Оделл П. Кластерный анализ. Пер. с англ. Е. З. Демиденко. Под. Ред. А. Я. Боярского. М., «Статистика», 1977 128 с.
  23. М. Иерархический кластерный анализ и соответствия: М. Финансы и статистика, 1988 г. -115 с.
  24. Е. А. Конкурентоспособность кожаной обуви и ее оценка: дисс. на соискание ученой степени к.э.н. Новосибирск, 2000−156 с.
  25. В.И. Конкурентоспособность строительной продукции // ж. Маркетинг в России и за рубежом 1999 — № 5
  26. Исследование операций: В 2-х томах. Пер. с англ. / Под ред Дж. Мо-улдера, С.Элмаграби.- Мир, 1981. Т.1−712 с.
  27. Исследование операций: В 2-х томах. Пер. с англ./ Под ред Дж. Моул-дера, С.Элмаграби.-Мир, 1981. Т.2−677 с.
  28. . Деловая стратегия: Пер с англ./науч. Ред. В. А. Приписнов. М.: Экономика. 2007. — 239 с.
  29. А.Е. Интегрированная оценка конкурентоспособности предприятия // ж. Текстильная промышленность. Специальный выпуск Научный альманах 2007 — № 4
  30. Дж. Кук.- Малый бизнес: Стратегическое планирование, (пер. с англ.).-М.: Издательский дом «Довгань», 1998.-168 с.
  31. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политикам. 1988 г.- 312 с.
  32. Кини P. JL, X. Райфа Принятие решений при многих решениях: предпочтения и замещения/ под ред. И. Ф. Шахнова.- М.: «Радио и связь», 1981.-558 с.
  33. Классификация и кластер/ ред. Дж. Вэн Райзин.- М.:Мир, 1980.-390 с.
  34. М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие.- СПб С.-284.
  35. О. Е. Конкурентоспособность промышленных предприятий и механизм развития конкуренции: дисс. на соискание ученой степени к.э.н. Орел, 2000−176 с.
  36. Д.А., Яшин С. Н. Использование методов портфельного анализа при стратегическом планировании на предприятиях // ж. Экономический анализ: теория и практика — 2005 — № 16(49)
  37. Ю.И. Теория и практика конкуренции: Учебное пособие. Саратов. Изд. центр СГЭА, 1996.-133с.
  38. Д. Лучший опыт для лучшего качества // газета Экономика и жизнь 2007 — № 40
  39. A.M., Еленева Ю. Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии методы оценки // ж. Маркетинг в России и за рубежом — 2001 — № 6
  40. . Стратегический маркетинг: Европейская перспектива: Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996.-589 с.
  41. Ламбен Ж-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. / Пер. с французского. СПб.: Наука, 1996.-589 с.
  42. М.М., Осипов Ю. М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции // ж. Маркетинг в России и за рубежом — 2001 № 6
  43. Н. Ф. Конкурентоспособность корпоративных хозяйственных систем: дисс. на соискание ученой степени к.э.н. Москва, 2000−187 с.
  44. Н.В. Формирование стратегии развития промышленных предприятий : Дисс. на соискание степени к.э.н.: М.-1999.- 162с.
  45. А. В. Конкурентоспособность экономики в условиях устойчивого и неустойчивого развития: дисс. на соискание ученой степени к.э.н. Санкт-Петербург, 1999−225 с.
  46. П.В. Система стратегического планирования: Дисс. на соискание степени к. э. н.-Пермь, 1998 г. 168 с.
  47. Т.Ю. Методические основы оценки и повышения конкурентоспособности хлебопекарных предприятий: Автореферат диссертации на соискание степени к.э.н.: 08.00.05 М. -2002 г.
  48. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лек-ций.-М.:Инфа-М, 2001.-28 8с.
  49. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: «Дело», 1993 -702 с.
  50. Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского.- Спб: Питер, 2001.- 688 с.
  51. A.M. Повышение конкурентоспособности предприятий мясной промышленности: Автореферат диссертации на сосскание ученой степени к.э.н. М, 2002 г.
  52. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий /Пер. с англ. Ю. Н. Каптуревского .СПб: Издательство «Питер», 2000.- 336 с.
  53. А.П. Конкурентная позиция банка. Диес. на соискание степени к.э.н. Саратов, 1999−218 с.
  54. .Г. Анализ качественных данных и структур М.: Статистика, 1980 г.-335 с.
  55. Е.А. Основы бенчмаркинга: использование методов бен-чмаркинга и TQM в сфере творческого труда // ж. Маркетинг в России и за рубежом 2001 — № 6
  56. Г. И. Дискретная математика. Математика для менеджера в примерах и упражнениях.: Учебное пособие. -М.: Логос. 2000. —240 с.
  57. К. Как построить свою экспертную систему: Пер. с англ. —М.: Энергоиздат, 1991−286 с.
  58. Г. Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах -М.: Издательство «Мир». 1979 г. 512 с.
  59. А. Г. Критерии и методы оценки конкурентоспособности авиаагрегатного предприятия в условиях диверсификации: На примере ОАО «Авиаагрегат»: дисс. на соискание ученой степени к.э.н. Самара, 2006−174 с.
  60. И.В. Экономико- математические методы и модели. Выполнение расчетов в среде EXCEL /Практикум: Учебное пособие для Вузов. -М.: ЗАО «Финстатинформ», 200. -136 с.
  61. К.Э., Ерохин Е. С., Зернова Л. Е. Методический подход к определению конкурентоспособности финансово-промышленной группы / Вестник ДИТУД, Димитровград: Димитровградский институт технологии, управления и дизайна, 2008 г.
  62. К.Э., Иващенко Н. С. Анализ различных методик определения уровня конкурентоспособности предприятия / Проблемы развития народного хозяйства и предпринимательства. Научные статьи международной научной конференции, Рига, 2007
  63. К.Э., Иващенко Н. С. Выбор факторов конкурентоспособности предприятия и их связь с качественными характеристиками продукции / Сборник научных трудов, посвященный столетию Кукина Г. Н., Москва, МГТУ имени А. Н. Косыгина, 2007
  64. К.Э., Иващенко Н. С. Использование метода QFD quality function deployment для разработки мероприятий по улучшению конкурентной позиции предприятия / Вестник Самарского государственного экономического университета, № 2, г. Самара, 2008 г.
  65. К.Э., Иващенко Н. С. Определение факторов конкурентной позиции предприятия по производству химических волокон / Научно-технический журнал «Химическая технология», № 4, Московская область, г. Химки, 2007 г.
  66. К.Э., Иващенко Н. С. К вопросу о разработке системы показателей оценки направлений деятельности предприятия, оказывающих влияние на его конкурентную позицию. Сборник научных трудов аспирантов. Выпуск 14. М.: МГТУ имени А. Н. Косыгина, 2008 г.
  67. К.Э., Иващенко Н. С. Реклама и ее воздействие на увеличение прибыли фирм в условиях конкуренции / Тезисы докладов межвузовской научно-технической конференции аспирантов и студентов «Поиск-2002», г. Иваново, 2002 г.
  68. К.Э., Иващенко Н. С., Кузьменко Т. В., Оленева О. С. Маркетинговый подход к выбору эффективного рынка сбыта готовой продукции с целью укрепления конкурентной позиции фирмы / Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», М., № 2, 2008
  69. К.Э., Кузьменко Т. В. Конкурентоспособность предприятия: фактор успеха / Материалы 60-й научно-технической конференции молодых ученых и студентов «Студенты и молодые ученые КГТУ -производству», Кострома, КГТУ, 2008 0,1 п.л. (0,05 п.л. автором)
  70. Н.Н. Прогнозирование показателей конкурентоспособности машиностроительной продукции на основе оценки уровня управления предприятия. :Дисс. на соискание степени канд. экон. наук: М.- 1999.152 с.
  71. М. Конкуренция.: пер. с англ. :Уч. Пос. —М.: Издательский дои «Вильяме», 2000.- 495 с.
  72. М. Международная конкуренция: пер. с англ./ под ред. И с предисловием Щетинина В.Д.-М.: Международные отношения.
  73. Портфель конкуренции и управление финансами./ отв. ред. Рубин Ю. Б. М.: «Солиптек», 1996.- с. 736.
  74. А.С. Формирование товарной стратегии предприятия в условиях конкурентной среды: автореферат на соискание степени кандидата экономических наук: 08.00.05.- Екатеринбург 2000.
  75. П. С. Костин B.C. Автоматическая типология группирования: Новосибирск, препринт, 1995.- 45 с.
  76. Т.Ф., Филатов O.K. Проблемы развития конкуренции предприятий (стратегия и тактика). М.: «Пищепромиздат», 1999 г.
  77. JI. Н. Экономические основы конкурентных преимуществ во взаимосвязи с конкурентоспособностью: дисс. на соискание ученой степени к.э.н. Казань, 2001−145 с.
  78. Н. Н. Стратегия укрепления конкурентной позиции предприятий хлебопекарной промышленности : дисс. на соискание ученой степени к.э.н. Воронеж, 2006−202 с.
  79. О.О. Методические основы оценки конкурентной позиции предприятия на примере рынка водки г. Москвы: дисс. на соискание ученой степени к.э.н. М., 2004−164 с.
  80. Д. Вероятность, статистика и исследование операций / Под ред. А. А. Рывкина -М. «Статистика», 1976 430 с.
  81. Томпсон А.А., А.ДЖ. Стрикленд Стратегический менеджмент: концепция и ситуации: Учебник для Вузов. Пер. с 9-го англ. изд. -М. :Инфа-М, 2000.-412 с.
  82. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/Пер. с англ. под. Ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-576 с.
  83. Дж. Новое позиционирование. -СПб: Питер, 2001. —192 с.
  84. Д. Руководство по экспертным системам : Пер. с англ. М.:Мир, 1989.-388 с.
  85. Э.А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС. 1996.-207с.
  86. Р.А. Конкурентоспособность : экономика, стратегия, управление.-М.: ИНФА-М.- 2000−312 с.
  87. Р.А. Производственный менеджмент: Учебник, 2-е изд.,-М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.-464 с.
  88. Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. 3-е изд., доп. -М.: ЗАО «Бизнес-школа"Интел-Синтез», 1999.240 с.
  89. Р.А. Стратегический маркетинг: Учебпик.-М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.-640 с.
  90. О.Г. Методика и техника социологического исследования: Конспект лекций. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2000 — 48 с.
  91. Т.И., Пятницкая К. Г. Проблемы конкурентоспособности российских предприятий легкой промышленности // ж. Директор — 2005 — № 3(75)
  92. Ю.В. Интеллектуальные системы управления и управленческие решения. -М.: МГПУ, 2000.- 294 с.
  93. Д. Стратегия и планирование/Пер.с сангл. Под. Ред. Л.А. Тро-фимовой.-СПб:Питер, 2001.-384 с.
  94. Хому гова А. И. Стратегическое управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: дисс. на соискание ученой степени к.э.н. Краснодар, 2006−175 с.
  95. У., Гэмми Б., Уолл С. Экономика для менеджера : Учебное пособие для Вузов/ пер. с англ. под ред. А. И. Никитина. —М.: ЮНИТИ, 1999.- 535 с.
  96. Г. Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы СПб.: Издательство «Питер», 1999.- 224 с.
  97. А. Типы конкурентных стратегий: биологический подход к классификации // Мировая экономика и международные отношения, 1990. № 10
  98. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство ГНОМиД, 2007.-304с.
  99. Kotler P. Marketing management: analysis, planning, implementation, and control, 1997.- Englewood cliffs, NJ: Prentice Hall.-756p.
  100. Lehmann, D. Analysis for marketing planning, 1991, Homewood, IL: Iv-win, 189 p.
  101. Management trade: the new competition between nation, 1986, Cambridge: Ballinger Pub.Co 204 p.
  102. Patton C., Sawicki D. Basic methods of policy analysis and planning, 1989. Cliffs, NJ: Prentice Hall — 480 p.
  103. Porter M. The Competitive advantage of nation. Free Press, New York, 1990- 855 p.
  104. Porter M.// Creating the innovative capacity. Management Services 2000.
  105. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРНДПРИЯТИЯ
  106. Методы, основанные на анализе отдельных областей хозяйственной деятельности предприятия
  107. Важным моментом реализации рейтинга является определение критериев отбора показателей для рейтинговой оценки.
  108. Практическое, определяющее возможность расчета па основе реально имеющейся информации о хозяйственной деятельности предприятий.
  109. Не менее важным моментом является определение «веса» того или иного показателя в итоговой: оценке конкурентоспособности предприятий.
  110. Итоговый балл отдельного предприятия рассчитывается по формуле: Б=Е (А, В|), (1.1)где Б — итоговый балл предприятия по результатам рейтинговой оценки-
  111. Aj балл (количественная оценка) предприятия по 1 -му показателю (группе показателей), включаемому в модель составления рейтинга-
  112. В- вес 1-го показателя, присвоенный ему при включении и модель проведения рейтинговой оценки-
  113. Y, (A- Bj) сумма произведений баллов отдельных показателей рейтинговой оценки и их весов.
  114. Методологически проведение рейтинговой оценки начинается с выбора показателей, включаемых в модель, и присвоения им весовых коэффициентов, учитывающих относительную важность того или иного показателя как фактора состояния бизнеса предприятия.
  115. Ресурсные методы оценки. Ресурсные методы основаны на оценке показателей, отражающих эффективность использования компанией своих ресурсов.
  116. Согласно мнению И. Ансоффа, конкурентный статус предприятия зависит от трех показателем: стратегических капитальных вложении, стратегии предприятия и возможностей, имеющихся у предприятия. 11. Формула для расчета конкурентного статуса имеет вид:
  117. Sf, S0 действующая и оптимальная стратегия предприятия- Cf, С0 — имеющиеся и оптимальные возможности предприятия.
  118. Конкурентоспособность = (Р / С) max, (1−3)где Р полезный эффект-
  119. С цена потребления, т. е. затраты на приобретение, эксплуатацию и использование.
  120. И* = (ЕЦ, * Q,) ((ЕЦтах, * ОФ,), (1.6)где Ц цена продажи продукции i-oro вида рассматриваемого предприятия-
  121. Qi объем продажи продукции i-oro вида рассматриваемого предприятия-
  122. Следует отметить ярко выраженную сбытовую направленность данного метода.
  123. Накладывая многоугольники показателей сравниваемых предприятий друг на друга, можно выявить сильные и слабые стороны одного предприятия по отношению к другому.
  124. Методы комплексной оценки конкурентоспособности предприятия
  125. На второй этапе определяется сумма коэффициентов для всех продуктов предприятия (К^).
  126. Третий этап — расчет финансовых показателей, где KTJI в норме — не менее 2- КОСО не менее 0,1.
  127. Последний этап расчет показателя уровня конкурентоспособности предприятия (КФ).
  128. Претенденты +3,1 / +7 Претенденты +7,1 / +9 Лидеры +9,1 /+10
  129. Занявшие рыночную нишу -2,9 / -0,99 Последователи 1 Последователи +1,1 /+3
  130. Банкроты -10/-9,1 Банкроты -91−1 Занявшие рыночную нишу -6,9/-3
  131. Рыночные претенденты — эти фирмы, как правило, борются за увеличение рыночной доли продаж, проводят ценовой демпинг. Для них характерна стратегия атаки на всех направлениях деятельности.
  132. Банкроты принимают режим внешнего управления и проводят мероприятия по выходу из банкротства или проводят расчеты с кредиторами и ликвидируются.
  133. Влияние этих факторов очень сложное и не сводится к их линейной комбинации, поэтому интегральная конкурентоспособность предприятия представляется в виде некой функции трех групп переменных:
  134. K=K ({Krbi=l, ., Nr}, {Wj, i=l, .,№}, {Фь i=l,(1.8)где К показатель интегральной конкурентоспособности предприятия-
  135. Krj конкурентоспособность отдельных ресурсов предприятия общим числом Nr- с
  136. Wj весовые коэффициенты общим числом Nr-
  137. Oi количество факторов внешней среды общим числом Мф.
  138. Kj = ft = n (Krij)W1, (1.9)где Kj уровень конкурентоспособности, выражаемый через долю рынка j-ro предприятия, Д^
  139. Кгу уровень конкурентоспособности i-ro вида ресурса j-ro предприятия-
  140. Wj весовой коэффициент i-ro вида ресурса.
  141. В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.
  142. В четвертую группу включены показатели конкурентоспособности товаров.
  143. В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет разную степень важности для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия (Ксп), экспертным путем устанавливаются коэффициенты весовой значимости рассматриваемых критериев. 47.
  144. На практике часто встречается расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия (Ксп) по следующей формуле:
  145. Этап 1-й. Расчет единичных показателей конкурентоспособности предприятия и перевод этих показателей в относительные величины (баллы).
  146. В целях перевода показателей в относительные величины используется часто 15-балловая шкала. При этом: — 5-ю баллами оценивается показатели, имеющий значение хуже, чембазовый-- 10-ю баллами на уровне базового-- 15-ю баллами лучше, чем базовый.
  147. Возможна и другая бальная шкала.
  148. Этап 2-й. Расчет групповых критериев конкурентоспособности экономического потенциала предприятия осуществляется по суммам баллов.
  149. Этап 3-й. Расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия1. Ксп).
  150. Показатели второй группы отражают в основном производственную сферу деятельности фирмы — интенсивность использовании основного и оборотного капитала.
  151. Ксф = Рс / Ро = ((Кс Кк) / (Ко — Кк)) * а, (1.11)где Ксф коэффициент отношения рентабельности предприятия и его конкурента-
  152. Рс ожидаемая рентабельность-
  153. Ро — оптимальный уровень возможной рентабельности-
  154. Кс уровень фактических стратегических капиталовложений фирмы-
  155. Кк критическая точка объема-
  156. Ко точка оптимального объема-а стратегический норматив.
  157. Используется универсальная оптимизационная модель многокритериальных показателей конкурентоспособности с учетом приоритетности технологических показателей. В качестве целевой установки модели принята максимизация прибыли производства продукции. 35.
  158. Поставленная задача имеет вид целевой функции: ПР= E (BPi-3nPi) — max, (1.12)где ПР прибыль от реализации продукции- BP- - выручка от реализации продукции-
  159. ЗГТР- — затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Система ограничений представлена в виде линейных неравенств:1. ограничение по степени дополнительных поступлений платежей в бюджет:
  160. BPj ЗПР-) * hi >Н, (1.13)где h- агрегированная ставка налоговых поступлений в региональный бюджет по i-му предприятию-
  161. Е (BPj — ЗПР-) * q- < Q, (1.16)где q- — коэффициент обеспеченности основными фондами производства 1 рубля продукции i-ro предприятия-
  162. Q общий объем основных производственных фондов.5. ограничение по цене продукции:1. E (nPi-BPi) >Ц, (1.17)где Ц — цена, единицы продукции в сравнении с отечественными и зарубежными аналогами.6. ограничение, но использованию рабочей силы:
  163. E (BPi-3riP0 * li 2SL, (1.18)где 1- — коэффициент использования рабочей силы на производство 1 рубля продукции i-ro предприятия-1.общая численность работников предприятия.
  164. При наличии достоверной информации об объемах реализации товаров, метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.
  165. Лидерство по затратам: все действия и решения фирмы должны быть направлены на сокращение затрат. Прочие характеристики являются подчиненными,
  166. Стратегия дифференциации: продукт фирмы должен отличаться от продукта конкурентов и иметь нечто неповторимое с точки зрения потребителей.
  167. Концентрация, на сегменте: обработка одного или нескольких сегментов рынка и достижение там лидерства по затратам, или особого положения, или того и другого вместе.
  168. Основа методики выявления потенциальных конкурентных преимуществ базируется на синтезе основных идей матрицы SWOT-анализа, модели конкуренции и отрасли и концепции цепочки ценностей, предложенной М. Портером.
  169. Методика выявления потенциальных конкурентных преимуществ предполагает проведение восьми этапов:
  170. Первый этап анализа изучение внутренней среды. Область внутренней среды предприятия разбивается на два поля: сильных сторон и слабых сторон.
  171. Второй этап оценка внешней среды, также подразделяемая на два поля: возможностей и угроз.
  172. Третий этап построение новой матрицы выявления потенциальных конкурентных преимуществ с введенными в нее критериям.
  173. Анализ слабых сторон компании осуществляется аналогично оценке ее сильных сторон, только в поле «характеристики» указывается область деятельности предприятия, где существуют проблемы.
  174. Седьмой этап определение наиболее серьезных факторов, угрожающих потенциальным конкурентным преимуществам со стороны внешней среды. На основе этого создается матрица потенциальных преимуществ относительно угроз внешней среды.
Заполнить форму текущей работой