Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности проведения ритмической гимнастики с детьми среднего дошкольного возраста

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сравнительный анализ данных диагностики, показывающий положительную динамику уровня развития детей, подтверждает эффективность использования ритмической гимнастики по программе «Са-фи-дансе» в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую… Читать ещё >

Особенности проведения ритмической гимнастики с детьми среднего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Курсовая работа на тему:

«Особенности проведения ритмической гимнастики с детьми среднего дошкольного возраста»

  • Введение
  • Глава I. Теоретическое обоснование проблемы проведения ритмической гимнастики с детьми дошкольного возраста
    • 1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме проведения ритмической гимнастики с детьми дошкольного возраста
    • 1.2 Психофизиологические особенности детей пятого года жизни
    • 1.3 Содержание упражнений для проведения ритмической гимнастики с детьми средней группы детского сада
  • Глава II. Организация опытно-практической работы по проведению ритмической гимнастики с детьми средней группы детского сада
    • 2.1 Изучение состояния работы по проведению ритмической гимнастики в дошкольном образовательном учреждении
    • 2.2 Методика проведения ритмической гимнастики с детьми средней группы детского сада
    • 2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-практической работы по проведению ритмической гимнастики с детьми средней группы детского сада
  • Заключение
  • Список литературы

Обучение хореографии детей начинается с предмета ритмики. Ритмика — специальный предмет, музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно детям любого возраста. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы.

Зная, что эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, педагог может направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-ритмический репертуар. Двигаться, как подсказывает музыка, — строгий закон, который следует неукоснительно соблюдать на всем протяжении занятий ритмикой. Содержание и методика проведения этих занятий должны учитывать возрастные особенности и возможности детей [13, c. 17].

Дети дошкольного возраста испытывают потребности в движении, им свойственна двигательная активность. Но, придя в школу, дети имеют разную двигательную подготовку: у одних плохая осанка, у других недостаточная координация движений, далеко не все умеют согласовывать движения с музыкой, а также ориентироваться в коллективе и пространстве. Необходимо выправить все эти недостатки и обогатить двигательный запас у детей. В процессе ритмических занятий все эти движения постепенно совершенствуются, становятся более свободными, ритмичными, координированными, выразительными, пластичными. Участие в ритмических и гимнастических упражнениях, в играх и танцах способствует правильному физическому развитию детей. Выбор гимнастических упражнений и регулирование физической нагрузки зависит от возрастных особенностей детей [5, c. 21].

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватной физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор — этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий по ритмике и коррекционной гимнастики, когда их основой является принцип общего воздействия на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, существенной стороной действия которого является повышение эмоционального тонуса. Методика физического воспитания с детьми дошкольного возраста в школе раннего развития детей отличается от традиционной методики спецификой проведения занятий, отбором средств, методов и форм организации педагогического процесса, которые обусловлены особенностям физического развития детей, не посещающих дошкольные учреждения. Так же как и в традиционной методике физического воспитания основополагающим и являются: физическое воспитание, физическая подготовленность, физические упражнения, ритмика и коррекционная гимнастика, двигательная активность. Остановимся на понятии ритмика и коррекционная гимнастика. В педагогике под словом ритмика (от греческого rhythmikos — равномерный, размерный) подразумевается система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой [2, c. 13]. В основе ритмики лежит понятие ритмического чувства, свойственное почти каждому человеку. Исходным здесь является ритм трудовых движений, вызываемый логикой трудового процесса, впоследствии из трудового ритма постепенно развился ритм художественный: музыкальный, поэтический, танцевальный и т. д. В ритмике музыка и движения неразрывно связаны, так как ритм — это временная характеристика музыкального произведения, одно из выразительных музыкальных средств, которое создает иллюзию развития и движения. С давних пор ритмику используют как лечебное средство, задача которого состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку стимулировать выполнение коррекционных задач, так как именно музыка является катализатором всех двигательных актов. Ритмика — одно из самых эффективных средств воздействия на двигательную сферу. Во время движений под музыку регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, активизируется память и внимание, нормализируются эмоционально-волевые процессы.

Ввиду вышесказанного темой нашей работы была выбрана «Особенности проведения ритмической гимнастики с детьми среднего дошкольного возраста».

Актуальность исследования заключается в необходимости комплексного исследования воздействия ритмической гимнастики на физическое и эмоциональное состояние дошкольников.

Объект исследования — физическая активность детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования — проведение ритмической гимнастики с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель исследования — исследовать особенности проведения ритмической гимнастики с детьми среднего дошкольного возраста.

Для достижения цели исследования перед нами были поставлены следующие задачи исследования:

— провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме проведения ритмической гимнастики с детьми дошкольного возраста ;

— рассмотреть психофизиологические особенности детей пятого года жизни;

— определить содержание упражнений для проведения ритмической гимнастики с детьми средней группы детского сада;

— изучить состояние работы по проведению ритмической гимнастики в дошкольном образовательном учреждении;

— разработать методику проведения ритмической гимнастики с детьми средней группы детского сада;

— провести сравнительный анализ результатов опытно-практической работы по проведению ритмической гимнастики с детьми средней группы детского сада.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав — теоретической и практической, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме проведения ритмической гимнастики с детьми дошкольного возраста В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту.

В то же время, анализ научно-методической литературы показал, что сломившаяся в настоящее время практика работы по физическому воспитанию в детских дошкольных учреждениях, является, по мнению многих специалистов, недостаточно эффективной, что подтверждается излагаемыми ниже фактами.

Состояние здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время оценивается исследователями как неудовлетворительное. Заболеваемость детей, посещающих детские дошкольные учреждения, продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. По статистике, 70% всех зарегистрированных у детей случаев острых респираторных заболеваний и гриппа приходится на дошкольный возраст. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения (от 50 до 80% в разных возрастных группах) имеет различные отклонения в состоянии здоровья (Богина Т. Л., Усова А. И., 1994) [11, c. 34].

По данным наблюдений Л. Д. Биленькой, К Л Гейхмана, Л Е Дьяковой (1976), Е Т. Лебедевой, Е И. Глейзерова, ЕА. Болдиной, Л. А. Микевич, Л. И. Широкановой (1986) у большинства детей детских дошкольных учреждений двигательная активность ниже рекомендуемого уровня [17, c. 6].

Результаты исследований Г. А. Шорина, Т. Г. Мутовкиной, Т. А. Тарасовой (1994) показывают, что потребность дошкольников в движениях удовлетворяется лишь на 26−38%.

В ряде исследований (Новохатько В. Е, 1984; Демьяненко Ю. Е, 1987; Соломник 3. Е., 1988; Губа В. П., 1991) установлено, что значительное число детей дошкольного возраста (до 30%) имеет низкий уровень физического развития [16, c. 29−30].

Дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия.

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Как известно, эффективность этого процесса в значительной степени обеспечивают двигательно-координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка [3 c.11−14]. Еще Т. Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал, как важно уметь изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, а также преодолевать их с возможно большей ловкостью.

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей. Значимость воспитания этих способностей объясняется четырьмя основными причинами [12 c.39−40].

Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

Только сформированные координационные способности — необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей — гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Анализируя литературные источники, мы пришли к выводу, что на развитие координационных способностей благоприятно влияют танцевальные упражнения. Поэтому в работе с детьми — дошкольниками в нашем учреждении мы проводим занятия по физической культуре с использованием элементов танцевальных упражнений. Почему средствами танцевальных упражнений мы решили развивать координационные способности?

Танцы — это очень приятный вид досуга. Когда дети танцуют, они выплескивают весь накопившийся за день стресс и негативные эмоции. Танцы помогают раскрыть ребенку себя и свои возможности.

В комплексном развитии детей-дошкольников танцевальные упражнения играют важную роль. Танцы дают возможность значительно улучшить координацию движений, развить и поддержать волевую и эмоциональную составляющую ребенка, а также помогают улучшить эластичность, пластичность и гибкость мышц, возможность ориентироваться в пространстве и просто укрепляют здоровье ребенка.

Кроме того, следует подчеркнуть особую роль танцев в формировании и улучшении памяти и дисциплинированности ребенка. В первом случае, речь идет о том, что дошкольник учится запоминать и повторять движения, показанные педагогом, а также последующее воспроизведение движений через определенный промежуток времени. Что же касается развития дисциплинированности, то этого удается добиться за счет того, что в большинстве танцевальных программ для детей заложен ритм, который должен четко соблюдаться и только в этом случае есть возможность правильно выполнять упражнения. Кроме того, регулярность занятий танцами, к которым привыкает дошкольник, приводит к формированию такого жизненно важного качества как обязательность, пунктуальность и многим другим. Танцы раскрепощают. Даже если ребёнок скромный и стеснительный — танцы снимут все барьеры и сделают его более смелым и раскрепощенным.

1.2 Психофизиологические особенности детей пятого года жизни В этом возрасте продолжается рост тела, окостенение. Скелет в основном крепок, можно давать больше упражнений для упругости, силы. Усиленный рост ног. Владеют мелкими движениями рук, каждым пальцем. Руки и ноги сильные, подвижные.

Движения достаточно координированы, точны.

Хорошо координирована походка, отсутствуют лишние движения. Действия уже подконтрольны сознанию. Могут регулировать силу упражнений, подчинять их своей воле.

Дети интересуются, почему надо выполнять так, а не иначе, понимают пользу упражнений, связь между способом выполнения упражнений и конечным результатом. Настойчивы в преодолении трудностей, многократно повторяют упражнения.

Любят работать дружно, хорошо понимают команду, сохраняют исходное положение, выделяют главное в осанке и позах.

Хорошо сохраняют пространственную ориентацию, организованны и дисциплинированны.

Умеют анализировать свои успехи и успехи других, даже стремятся помогать друг другу.

Многие выполняют упражнения и по своей инициативе (дома).

Уже привлекает результат упражнений. Случается, что не любят делать упражнения, которые не получаются.

Нельзя допускать перегрузки, надо учить разумно распределять свои силы, акцентируя внимание на главном.

Можно добиваться пластики движений, красоты, четкости.

Словесные указания не менее важны показа упражнений.

В основном хорошо чувствуют музыкальный ритм, подчиняются ему и вне словесной команды.

Встречается и импульсивный характер движений, стремление обратить на себя внимание [8, c. 45−47].

Ребенок 5 лет испытывает огромную потребность в познании окружающего мира и расширении своего кругозора. Он, как губка, впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте ребенок способен запомнить столько материала, сколько не запомнит потом никогда в жизни. Детям 5−6 лет интересно все, что связано в окружающим миром. Поэтому чтение ребенку детской энциклопедии, где доступным языком описывается любая информация о нашем мире, — это лучший способ передать научные сведения. Ребенок получит представления о древнем мире, о животных и растениях, о космосе, о странах, о том, как устроен человек и многое другое.

В возрасте 5 лет ребенок начинает осознавать себя как личность. Он идентифицирует себя с окружающими. Для него становится важным, какого он пола, как он выглядит, что говорит.

Дети 5 лет не задумываются о завтрашнем днем, им важно то, что происходит здесь и сейчас. Они на все имеют свое мнение и часто его оспаривают. Взрослым кажется, что дети в этом возрасте очень упрямы и не сговорчивы, но на самом деле они ждут нашей реакции и хотят угодить родителям.

Многие дети 5 лет все еще спят днем. В 5 лет ребенок уже самостоятельно чистит зубы, только иногда взрослым нужно напоминать им делать это. В этом возрасте ребенок может самостоятельно купаться, однако родители должны периодически проверять их.

Пятилетний ребенок начинает учиться работать в коллективе. В детском саду или на площадке дети могут заниматься общим делом. В 5 лет ребенок хорошо запоминает стихи, песни, небольшие рассказы. В этом возрасте хорошо учить буквы и цифры. Некоторые дети к 5 годам уже могут читать по слогам.

В 5 лет ребенок должен знать времена года, дни недели, части тела, уметь выделять лишние предметы, сортировать объекты, знать некоторые факты о растительном и животном мире.

У детей этого возраста уже очень хорошо развито воображение. Они очень часто без всякого злого умысла что-то сочиняют. Взрослым может казаться, что ребенок их обманывает. Не заостряйте на этом внимание.

Вместо того, чтобы говорить ребенку, что от лжет, лучше сказать, что он фантазирует. Однако, если вы заметили, что ваш малыш лжет, чтобы избежать наказания, объясните, что лучше говорить правду, иначе ложь может привести к плохим последствиям.

В 5-летнем возрасте нужно помогать ребенку заводить друзей, воспитывать в нем терпимость к другим малышам, контролировать проявления агрессии. Ребенок не должен бояться или стесняться подойти к группе детей, завести с ними разговор или начать игру. Уже в этом возрасте родители должны привить ребенку умение поддержать разговор, попросить и поблагодарить за что-либо [18, c. 62−64].

1.3 Содержание упражнений для проведения ритмической гимнастики с детьми средней группы детского сада Дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализовать этот мир игры в целях оздоровления и развития ребенка и является целью занятий хореографией.

Наиболее интересными видами музыкально-ритмической деятельности для детей дошкольного возраста являются музыкальные игры и образные упражнения. Они создают широкую возможность для развития художественно-творческих способностей у детей: проявления фантазии, выдумки, активности, инициативы. Обучение двигательным навыкам проводится в увлекательной форме. Дети изображают отдельных персонажей — сказочных или реальных, отражают в соответствующих движениях повадки животных, птиц, а также трудовые действия людей, изображают образы природы (например, ветер качает деревья, падают снежинки и т. п.). Элемент драматизации заставляет детей перевоплощаться, находить характерные движения, жесты, мимику. В некоторых играх присутствует элемент соревнования (например, кто скорее, лучше, более четко выполнит то или иное задание, кто явится более ловким, смелым). Элемент соревнования можно также использовать и для организационных моментов урока (например, какая линия быстрее приготовится к выполнению упражнения, какой ряд тише себя ведет). В образных упражнениях и играх сохраняется основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой, то есть соответствовать ее характеру и средствам музыкальной выразительности.

Основные принципы занятий

1. Наглядность. Показ физических и танцевальных движений, подражание, имитация известных детям движений.

2. Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая уровень развития детей.

3. Систематичность. Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнение техники их выполнения.

4. Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий [23, c. 19−22].

Индивидуальный подход. Учет особенностей возраста, особенностей каждого ребенка. Воспитание интереса к занятиям, активности ребенка.

Сознательность. Понимание пользы упражнений, потребность их выполнения в домашних условиях.

Все упражнения выполняются ритмично, без рывков и чрезмерных усилий. Нагрузка регулируется количеством повторений упражнений, амплитудой движения.

Эффективность занятий определяется показателем общего состояния ребенка в конце года, его адаптацией к нагрузке, координацией движений, тонусом мышечной системы.

Преподавание ритмики требует от педагога разносторонней подготовки — помимо музыкального и хореографического образования, специальных знаний в области педагогики, психологии, физического воспитания.

Каждый урок ритмики, как и любой другой образовательный предмет, строится по учебному плану, в котором учебный материал разбит на темы. Но, так как в ритмике принят концентрический метод работы и педагог постоянно возвращается к отдельным темам, используя все более сложные упражнения и задания, то не следует понимать, как обязательное требование последовательно изучать одну названную тему за другой. Уроки ритмики строятся комплексно, материал берется из разных тем. Одна тема может явиться основным стержнем работы, другая будет затрагиваться попутно. Работа над каждой темой создает предпосылку и основу для последующей и в свою очередь опирается на предыдущую. Распределение материала по темам носит, таким образом, условный характер.

Структура урока Урок ритмики длится 60 минут. Из них 20 минут отводится на партерную гимнастику.

Занятия состоят из трех частей. Структура занятий разрабатывается в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках. Части занятия переходят одна в другую.

В первой части ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению наиболее сложных и интенсивных упражнений в последующей части занятий.

В содержание первой части входят упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание, координацию движений.

Во второй части занятия дети обучаются новым упражнениям, закрепляют старые.

В этой части используются упражнения партерной гимнастики, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребенка, воспитываются физические качества детей.

На каждом занятии дети делают 9−10 упражнений на различные группы мышц: мышц живота, спины и тазового пояса, упражнения для укрепления позвоночника, для развития стоп, плечевого пояса, на равновесие. Упражнения повторяются по 6−8 раз.

В третьей части занятия выполняются простые танцевальные движения, которые способствуют расширению двигательных навыков детей, приучают координировать свои движения согласно музыке, создают дополнительный положительный фон и настрой. Одновременное выполнение движений вырабатывают чувство ансамбля [19, c. 27−32].

Заканчиваются занятия подведением итога стараний детей, после чего они прощаются с преподавателем (под музыку) и организованно выходят из зала.

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ритмическая гимнастика дошкольный

2.1 Изучение состояния работы по проведению ритмической гимнастики в дошкольном образовательном учреждении Опытно-практическая работа была нами проведена на базе МДОУ «Детский сад «Колокольчик» нашего города.

Первоначальной целью нашей практической работы было изучение состояния работы по проведению ритмической гимнастики в дошкольном образовательном учреждении.

Исследование показало, что в ДОУ созданы благоприятные условия для физического и психического развития воспитанников, охраны жизни и укрепления здоровья, совершенствования их развития.

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем воспитанников, поэтому сохранение и укрепление здоровья является очень важным. Педагогами для сохранения и стимулирования здоровья детей в детском саду проводилась оздоровительная работа: утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, закаливающие процедуры (контрастное обливание ног, хождение по солевым дорожкам, «босоножье»), двигательные разминки, игровой самомассаж, бодрящая гимнастика, физкультурные занятия, проветривание помещений, сон при открытых фрамугах, прогулка на свежем воздухе, физкультурные досуги, спортивные праздники, привитие культурно-гигиенических навыков, музыкальное сопровождение режимных процессов, беседы с родителями о состоянии здоровья детей, профилактическая работа с родителями (папки-передвижки, информационные листы). Все эти виды оздоровительной деятельности проводились с детьми в течение режима дня.

Педагогами были освоены и использовались в учебно-воспитательном процессе следующие здоровьесберегающие технологии:

— «Бодрящая гимнастика» автор Т. Е. Харченко (воспитатель Анисимова Г. А.);

— «Двигательно-речевые миниатюры» авторы Лифиц В. А., Лифиц Т. Е. (воспитатель Ванжилова М.П.);

— «Интеллектуальный самомассаж» автор Фриц Ауглин (воспитатели Короткова Е. Н., Воронина Т.В.);

— «Игровой самомассаж» автор О. Н. Арсеневская (воспитатели Канашина Л. В., Шмындина М. В).

— «С музыкой дружи — здоровье береги» автор О. Н. Арсеневская (музыкальный руководитель Семёнова Т.П.);

— «Дружные ребята» автор Н. Е. Колпакова (педагог-психолог Бутров В.Е.)

Однако, использование традиционных форм работы не дает значительных положительных результатов. В настоящее время становится актуальным не только использование здоровьесберегающих технологий и проектов на наш взгляд, мы считаем, что на первый план должно выходить сотрудничество семьи и детского сада в вопросах оздоровления детей, комплексного развития творческого и физического потенциала.

С целью физического развития воспитанников, их индивидуальных способностей и творческого потенциала в ДОУ организована кружковая работа. Функционирует кружок ритмической гимнастики «Весёлые горошины» под руководством воспитателя Туренко Е. А. Цель занятий ритмикой — повышение функциональных возможностей организма, формирование красивой походки, пластики, грациозности, культуры движений, создание радостного настроения. Для таких занятий тщательно подбирается музыкальный материал — яркая динамическая музыка с четким ритмом, в интересной оркестровой обработке.

Кружковцы неоднократно становились победителями и лауреатами районного смотра конкурса ритмической гимнастики, активно участвуют в различных районных спортивных праздниках и эстафетах.

В ДОУ функционирует краеведо-туристический кружок «Рюкзачок" — руководитель воспитатель Погорелова Г. В. Одной из любимых форм работы кружка является организация туристических походов в природу, где наряду с образовательными задачами решаются и физкультурнооздоровительные.

Педагогами обобщены опыты работы «Формирование двигательной активности у детей на физкультурных занятиях», «Развитие детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально — ритмических движений» (воспитатель Туренко Е.А.); «Формирование привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» (воспитатель Войтова О.В.)

Не смотря вцелом позитивные результаты проведения здоровьезберегающей работы в ДОУ, проанализировав состояние физической подготовленности, уровня заболеваемости детей старшего дошкольного возраста в детском саду, были выявлены нарушения осанки, задержка возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Вследствие чего у детей чувствовалась скованность, неуверенность, не было гордости в осанке, дети в течение учебного года хотя бы один раз болели ОРЗ, ОРВИ. Полученные показатели обусловили потребность в использовании дополнительных средств физической культуры, для повышения уровня физической подготовки детей и укрепления здоровья детского организма.

2.2 Методика проведения ритмической гимнастики с детьми средней группы детского сада Поиск эффективности воздействия физических упражнений на организм дошкольника, повышение его жизнеспособности и укреплении здоровья, привели к необходимости применения ритмической гимнастики. Обсудив данную проблему на педагогическом совете, было принято решение внедрить в практику дошкольного воспитания оздоровительно — развивающую программу Фирилёвой Ж. Е., Сайкиной Е. Г. «Са — фи — дансе».

Преимущество ритмической гимнастики в её доступности (включает в себя простые общеразвивающие упражнения); эффективности (воздействует на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы); эмоциональности (проводится под музыкальное сопровождение, содержит элементы танца, сюжетные композиции).

Одним из путей решения этих проблем и задач в нашем ДОУ является целенаправленное использование (в процессе дополнительного образования дошкольников) известных физкультурно-оздоровительных методик и технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. К таким относятся:

1) «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей/Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.

2) «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике/Буренина А.И.

3) Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья"/ Александрова Е.Ю.

Программа «Са — фи — дансе» направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей. Обучение по этой программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

На основе изученных методик и технологий составлялись перспективные и календарно — тематические планы работы кружка, рассчитанные на два года обучения. Непосредственно образовательная деятельность «Ритмическая гимнастика» адресована детям старшей и подготовительной группы, с периодичностью проведения одного раза в неделю.

Большинство движений, на которых построены музыкальные игры и танцы — это основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки). Они совершенствуются и на музыкальных занятиях и на занятиях по физическому воспитанию. Без обучения детей правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и корпуса на занятиях по физкультуре дети не смогут хорошо и выразительно двигаться под бодрую, маршевую и другую музыку. Умение научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку (ритмика) помогает непосредственно физкультурной работе, например, на занятиях ритмической гимнастикой.

На занятиях с детьми самого младшего возраста (три-четыре года) нужно учитывать, что они еще не знают, как воспринимать музыку, как увязать с ней свои движения, отличающиеся резкостью, порывистостью, плохой скоординированностью. Все это должен учитывать педагог. В этом возрасте ребенок реагирует на все очень живо, жаждет новой информации и воспринимает ее на лету. Не секрет, что самая близкая форма деятельности детей — игра. А, если игра или упражнения дополняются простейшими стихами, она приносит удовлетворения вдвойне. Простая метризация слов организует внимание, вызывает повышенный интерес к происходящему, усиливает образное мышление, тренирует память, развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус (если сопровождается музыкой). При этом вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляя различные группы мышц.

Основные средства ритмической гимнастики:

— Основные виды движений (ходьба, бег, лазанье, метание, равновесие), упражнения основной гимнастики (ОРУ, строевые) Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, осваивать различные виды движений, обеспечивающих эффективное формирование двигательно-координационных умений и навыков, развивать у детей способность к реакции и согласованности движений.

— элементы акробатики (кувырок вперед, назад, в сторону; «мостик»; «рыбка»), элементы художественной гимнастики (упражнения с мячом, скакалкой, обручем; волнообразные движения корпусом, руками и т. д.)

Задачи: развивать у детей мышечную силу, способность к равновесию, точности выполнения движений, гибкость, пластичность, формировать правильную осанку.

— элементы стретчинга (гимнастика поз для развития гибкости) Задачи: развитие мышечной силы и гибкости, обретение ребёнком умиротворенности, открытости и внутренней свободы.

— элементы народного танца (русский), современного танца (диско) Задачи: содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой, формировать навыки выразительности, грациозности и изящества танцевальных движений, доставлять эстетическую радость занимающимся.

— пальчиковая гимнастика; дыхательные упражнения; упражнения на снарядах (гимнастическая скамейка, куб, дуга и т. д.)

Задачи: развитие ручной умелости, мелкой моторики, обогащение внутреннего мира ребёнка, оказание положительного воздействия на улучшение памяти, мышления, развитие фантазии.

— музыкально — подвижные игры Задачи: содействовать развитию музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; развивать скоростно-силовые и координационные способности, формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку, используя приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.

Ниже рассмотрим методику конкретных упражнений, которые были использованы нами дополнительно за занятиях по ритмической гимнастике (Таблицы 1, 2, 3).

Таблица 1. Упражнение — игра «Ножки — ладошки»

Таблица 2. Упражнение — игра «Рыжая лошадка»

(Музыкально-ритмическая игра для маленьких. Можно выполнять под музыку песни «Во саду ли, в огороде»).

Таблица 3. Упражнение — игра «Упражнения с листочками»

Примечание: Педагог произносит слова, он же раздает листья по одному в каждую руку. Или, если дети большие, выбирает для раздачи листиков 1−2 ребенка при помощи считалки:

Осень к нам опять идет Листья детям раздает:

Штуку в каждую ладошку, Положи их на дорожку С листиками поиграй,

Потом осени отдай.

Подготовительная часть занятия зависит от решения основных задач занятия. Задачи этой части сведены к тому, чтобы подготовить организм ребенка — его центральную нервную систему, различные функции — к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимании.

В основной части решаются задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей; гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости и всех других качеств, которые к укреплению здоровья детей. На этой стадии дается большой объем знаний, развивающих творческие способности детей, достигается оптимальный уровень физической нагрузки. В основную часть занятия включаю все средства оздоровительной гимнастики: ритмическая гимнастика, игропластика.

Дети с большим удовольствием выполняют комплексы ритмической гимнастики, а эффективное воздействие на психоэмоциональное состояние детей оказывает включение в комплекс упражнения с предметами — мячами, обручами, кубиками, воздушными шарами, султанчиками.

В заключительной части занятия постепенно снижается нагрузка и обеспечивается постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. В заключительной части занятия используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику, релаксацию.

Игровой массаж как нельзя лучше подходит для заключительной части занятия, так как он является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения массажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

В заключительную часть занятия включают пальчиковую гимнастику, которая служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в уникальную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают память.

Необходимым компонентом заключительной части занятия является мышечное расслабление или элементарная релаксация. Целью ее состояние организма ребенка привести к исходным показателям. Эмоциональное возбуждение, учащение пульса, двигательное напряжение в процессе занятия необходимы для тренировки, по окончании которой утомленные мышцы должны отдохнуть.

2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-практической работы по проведению ритмической гимнастики с детьми средней группы детского сада Работа по созданию предметно-развивающей среды строилась на основе «Программы воспитания и обучения» (Васильева М.А., Гербова В. В., Комарова Т.С.); программы по танцевально-игровой гимнастике «Са-фи-дансе» (Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.)

Развивающая двигательно-оздоровительная среда детского сада включает физкультурный зал, в котором имеется все необходимое. Современное оборудование и спортивный инвентарь, такой как: шведская стенка, доска для пресса, батут для прыжков, гимнастические маты, фитбол — мячи, обручи, скакалки, мячи разного диаметра, гимнастические палки.

Кроме этого, было изготовлено нестандартное оборудование из бросового материала: ленты, султанчики, набивные мячи, коврики, гантели, мешочки с песком.

А также музыкальный центр и фонотека (подобраны музыкальные композиции различного характера).

На рисунке ниже представлен мониторинг компонентов физического и психо-эмоционального развития детей, занимающихся ритмической гимнастикой (данные медицинского персонала, педагога — психолога) и мониторинг заболеваемости детей

Нами был проведен мониторинг компонентов физического и психо-эмоционального развития детей, занимающихся ритмической гимнастикой (данные медицинского персонала, педагога — психолога) (Рис. 1.).

Рис. 1. Мониторинг компонентов физического и психо-эмоционального развития детей, занимающихся ритмической гимнастикой На начальном этапе работы мы пришли выводу, что дети старшего дошкольного возраста имели достаточно высокую заболеваемость, так как, 65% детей в течение учебного года хотя бы один раз болели ОРЗ, ОРВИ. Грамотно организованная оздоровительная работа, наполненная нетрадиционным содержанием: ритмическая гимнастика, игровой массаж, пальчиковый гимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация, дала положительные результаты.

Анализ начальной диагностики физической подготовленности (сентябрь 2010 года): у детей еще не достаточно развиты: мышечная сила, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности. Диагностические показатели к середине 2012 года дали положительные результаты:

По данным диагностики физической подготовленности за два года, высокий уровень повысился с 38% до 40%, а уровень ниже среднего снизился с 5% до 0%.

На Рис. 2 представлены данные мониторинга заболеваемости детей, занимающихся ритмической гимнастикой (по данным медицинского персонала).

Рис. 2. Мониторинга заболеваемости детей, занимающихся ритмической гимнастикой На следующем рисунке представлены результаты анкетирования родителей.

Рис. 3. Результаты анкетирования родителей Основные вопросы анкеты:

— Необходимость дополнительного физкультурного образования для дошкольников.

— Совместное выполнение утренней гимнастики родителями и детьми.

— Занятие музыкально — ритмической деятельностью после прихода из детского сада и в выходные дни.

— Занимаются и интересуются другими видами спорта.

Сравнительный анализ данных диагностики, показывающий положительную динамику уровня развития детей, подтверждает эффективность использования ритмической гимнастики по программе «Са-фи-дансе» в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально-двигательная сфера ребёнка. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое.

Можно сделать вывод о том, что у детей, занимающихся ритмической гимнастикой, повысился интерес к занятиям физической культуры, снизилась заболеваемость, улучшились показатели физической подготовленности и появились предпосылки к физическому самосовершенствованию, что особенно важно перед поступлением в школу.

Нельзя не отметить того, что повысился уровень взаимодействия с другими специалистами ДОУ: медицинской сестрой, музыкальными руководителями, логопедом, психологом, воспитателями.

И, что очень важно, дополнительная образовательная услуга «Ритмическая гимнастика» востребована родителями воспитанников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития общества происходит процесс критического осмысления многих теоретических и практических положений в области физического воспитания подрастающего поколения в рамках образовательных программ.

Ни для кого не секрет, что основы физической культуры личности, здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом закладываются в дошкольном возрасте. От уровня сформированности этих составляющих во многом зависит здоровье ребенка.

Современная система гимнастики представляет собой совокупность различных видов, важнейшими из которых в связи с проблемой оздоровления нации становятся оздоровительные виды гимнастики. Первое место среди них по праву принадлежит ритмической гимнастике.

Основу ритмической гимнастики составляют физические (обще развивающие, силовые, акробатические упражнения, бег, прыжки) и танцевальные упражнения различной направленности с элементами художественной гимнастики, выполняемые в согласованности и взаимосвязи с музыкой, передавая ее ритм, темп, характер с помощью движений.

Ритмическая гимнастика для дошкольников решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи — оздоровительные, образовательные, воспитательные. К частным можно отнести следующие: привлече6ние детей к систематическим занятиям; укрепление здоровья; воспитание правильной осанки; профилактика заболеваний; повышение работоспособности; развитие основных физических качеств; совершенствование чувства ритма; формирование культуры движений. Решение данных задач направлено на воспитание гармонично развитой личности.

Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а следовательно, на развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим ритмичная музыка, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желание заниматься физическими упражнениями. Занятия ритмической гимнастикой благоприятно воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную систему организма.

На занятиях ритмической гимнастикой идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы эстетических движений тела и его звеньев. На мой взгляд, эти два момента настолько связаны между собой, что отделить их друг от друга очень сложно. Понятно, что важно научить ребенка бегать быстрее, прыгать и метать дальше и выше, перебрасывать мяч и т. д., но не менее важно сформировать двигательную культуру ребенка, а именно умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без лишнего напряжения. Двигательная культура человека во многом отражает его внутреннее содержание, умение управлять своим телом и эмоциями. Замечено, что красиво двигающийся человек более свободен, легок и прост в общении. Он — хозяин своего тела.

Занятия хореографией носят не только обучающий и развивающий характер, но и воспитывают детей. Поэтому каждый ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно, что пропускать урок можно только из-за болезни или очень важных семейных обстоятельств. Таким образом, занятия хореографией дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной, упорядоченной, регулярной работе.

1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие / под общ. ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова.— М.: ТВТ Дивизион, 2006.— 303 с. — Библиогр.: С.301−303.

2. Бабаева Т. И., Дошкольник 5−7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». — СПб., 2010.

3. Васильева Т. Балетная осанка. Методическое пособие — М.: Высшая школа изящных искусств Лтд., 1993 — 48 с.

4. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. «Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий». Москва 2007.

5. Заячук, Т. В. Хореография: учебно-методическое пособие / Т. В. Заячук. — Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2007. 140 с.

6. Ишанова О. В. Оптимизация нагрузки при оздоровительных занятиях аэробикой. // «Теория и практика физической культуры». 2007, № 8, с.69−70.

7. Константинова А. И. Игровой стретчинг: Методика работы с детьми дошкольного возраста. СПб., 1993 — 76 с.

8. Крылова Н. И., Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия. — Волгоград, 2009.

9. Крючек Е. С. Аэробика, содержание и методика проведения оздоровительных занятий. М.: 2008

10. Малкина-Пых И. Г. Телесная терапия. Справочник практического психолога — М.:ЭКСМО, 2007. -752.

11. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин — Ростов на Дону: Феникс, 2002. — 384с. Барышникова Т. Азбука хореографии. — М.: Рольф, 1999 — 272 с.

12. Михайлова Э. И. Ритмическая гимнастика: справочник. — М.: Газ. «Моск. правда», 2007.

13. Моргунова О. Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ». Практическое пособие. Воронеж 2007.

14. Назарова, А. Г. Игровой стретчинг / А. Г. Назарова — СПб.: ОФТ, 2005.

15. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е., Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1−4 классы). — М., 2011.

16. От рождения до школы/ под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. — М.: Мозаика — Синтез, 2010.

17. Правдов М. А., Горелов А. А., Коблев Я. К., Козлов И. М. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению // Физическая культура. — 2002. — № 4. — С. 6−12

18. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. Васильевой М. А., Комаровой Т. С., Гербовой В. В. — М.: Мозаика — Синтез, 2010.

19. Сайкина, Е. Г. Ритмическая гимнастика: уч.-метод. пособ. /Е.Г. Сайкина, Н. В. Казакевич, Ж. Е. Фирилева — СПб.: Познание, 2001. — 101 с.

20. Физическое воспитание в детском саду/ Степаненкова Э. Я. — М.: Мозаика — Синтез, 2004.

21. Филиппова И. В. Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. В. Филиппова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 30−33.

22. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Са-Фи-Дансе — танцевально-игровая гимнастика для детей. — СПб.:Детство-пресс, 2000. — 321 с.

23. Фролов А. Ф. Ритмическая гимнастика — для всех. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2007.

24. Яковлева Т. С., Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. — М., 2007.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой