Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие будущих учителей средствами обучения специальности: На примере математического анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделившаяся в недавнее время новая интегративная область научного знания позволяет исследовать данную проблемы на новом уровне обобщения. Акмеология (от греч. акте — пик, вершина, высшая степень чего-либо) изучает человека в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах самореализации. Задачей акмеологии является вооружение субъекта деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. Акмеологический подход в профессиональном образовании
    • 2. Развитие обучаемых средствами содержания образования. Истоки идей развивающего обучения как основа конструирования акмеологической технологии обучения.*
    • 3. Условия и проблемы развития обучаемых средствами образования
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕЙ РАЗВИТИЯ В АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
    • 1. Системный подход в исследовании
    • 2. Учебная деятельность студентов как основной компонент развивающего обучения в вузе
    • 3. Генетический подход к обучению специальности — модель акмеологической технологии
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
    • 1. Общая характеристика исследования
  • §-2.Методика проведения и результаты эксперимента
  • Выводы

Развитие будущих учителей средствами обучения специальности: На примере математического анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На пороге грядущего тысячелетия происходит колоссальный качественный скачок в системе образования, связанный с обновлением и совершенствованием качества подготовки будущих специалистов. Реформирование системы общего образования, профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров обусловлено новой его ведущей функцией — развитием человека. Сегодня ясно, что долгие годы деятельность обучаемых носила воспроизводящий характер, так как главной целью образования были знания и умения. Репродуктивный и адаптивный уровни осуществления профессиональной педагогической деятельности значительной части учителей, которые нередко оценивались как педагогическое мастерство в силу проявления общих способностей человека, не требовали подготовки специалиста высокой квалификации.

В условиях значительного изменения всех сторон жизни общества существенно возрастают требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке будущих специалистов, к формированию у них готовности к саморазвитию и самосовершенствованию для достижения высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности. Новые принципы системы образования ориентируют педагогические вузы на выдвижение на первый план задач развития и саморазвития будущих специалистов средствами образования, а тем самым на создание развивающих технологий обучения, стимулирующих постоянный профессиональный рост.

Специальная (по предмету) подготовка в педуниверситете является базовой ступенью в системе непрерывного профессионального образования учителя. Проблемы, связанные с формированием профессионального мастерства учителя в период его подготовки в педвузе, нашли отражение в работах известных педагогов и психологов: Н. В. Кузьминой, С. И. Архангельского, В. А. Сластенина, В.И. За-гвязинского, П. И. Пидкасистого, Н. Ф. Талызиной, А. И. Щербакова и др.

Выделившаяся в недавнее время новая интегративная область научного знания позволяет исследовать данную проблемы на новом уровне обобщения. Акмеология (от греч. акте — пик, вершина, высшая степень чего-либо) изучает человека в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах самореализации. Задачей акмеологии является вооружение субъекта деятельности знаниями и технологиями, обеспечивающими возможность его успешной самореализации в области избранной профессии. Акмеология имеет своей информационной базой все области наук в их «технологичной части» — т. е. знания, которые непосредственно отвечают на вопрос как действовать, чтобы успешно решить задачи определенной специальности. Акмеология образования позволяет исследовать и соотносить механизмы и закономерности трансформации преподавателем высшей школы научных знаний в учебные для стимулирования самодвижения студентов к вершинам профессионализма, выстраивания будущими специалистами собственных систем деятельности.

Большие возможности для осуществления развивающих технологий обучения предоставляет специальное, математическое, знание, и в частности, математический анализ. Обычно математический анализ определяют как совокупность разделов математики, в котором функции и их обобщения изучаются методом пределов. Знание основ математического анализа, в силу его большой значимости теоретической и практической), важны для всех специалистов с высшим образованием. Именно математический анализ занимается разработкой методов и моделей непрерывно меняющихся состояний, широко распространенных в природе. Вместе с тем обучение математическому анализу сталкивается с рядом методологических и методических трудностей.

Различные направления проблемы преподавания математического анализа в школе и в педвузах рассматривались в работах В. Г. Болтянского, Н. Я. Виленкина, Л. С. Дубнова, А. Н. Колмогорова, Г. Фройденталя, А. Я. Хинчина, исследовались в диссертационных работах В. В. Андреева, Д. А. Антонова, М. В. Бородиной, П. И. Кибалко, Н. Г. Ованесова и др.

Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителей математики исследовались в трудах математиков и методистов Л. С. Атанасяна, Г. Д. Глейзера, А. Н. Колмогорова, Ю.М. Коляги-на, Н. В. Метельского, В. И. Мишина, А. Г. Мордковича, В. М. Монахова, В. А. Оганесяна, Г. И. Саранцева, А. А. Столяра, Р. С. Черкасова и др., а также в диссертациях У. Н. Абдиева, Н. И. Батькановой, П. Л. Касярума, В. В. Мадер, Л. М. Максимова, И. А. Новик, О. А. Саввиной и др.

Анализ этих работ показывает, что во многих из них процесс обучения специальным дисциплинам не достаточно согласован со спецификой будущей педагогической профессии, не выявлены в полной мере и не исследованы возможности осуществления развивающего обучения специальности, не исследованы механизмы формирования профессиональных качеств личности средствами обучения специальному знанию. Стремление выявить перечисленные условия, факторы и закономерности развивающего обучения специальным знаниям, построить систему обучения, несущую возможности для осуществления этих условий, описываются в работах С. Р. Когаловского [87,88].

Ведущая идея исследования состоит в том, что необходимым условием повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей является внедрение в практику вузовского обучения развивающих технологий обучения специальным дисциплинам. Пути совершенствования обучения — будущих учителей должны вести к формированию и развитию профессионального мышления обучаемых, одной из важных характеристик которого является его теоретический уровень. Акмеологические технологии образования позволяют превратить обучение специальности в средство общеличностного,.

I > общекультурного и профессионального развития, придают ускорение движения на пути к вершинам профессионализма.

Поиск путей целостного решения этой одной из общих проблем — проблемы образования и самообразования как стимулов и факторов самореализации творческого потенциала будущего учителя составил суть настоящей работы, обусловил тему исследования и определил ее актуальность. Проблема иееледованргя^заключается в том, чтобы найти возможные пути общекультурного и профессионального развития будущих учителей средствами продуктивных, развивающих технологий обучения специальному знанию.

Объект исследования — процесс обучения специальным дисциплинам будущих учителей математики на физико-математическом отделении. Всего в исследовании приняли участие 219 студентов из 10 академических групп, 30 учителей математики.

Принимая во внимание актуальность разработки проблемы развития будущих учителей средствами обучения специальности, предметом нашего исследования мы избрали развивающую технологию обучения математическому анализу будущих учителей математики в их профессиональной подготовке. Этот выбор обусловлен тем, что уже первичные понятия математического анализа имеют высокий уровень логической сложности и существенно иную природу, чем понятия элементарной математики. Математический анализ представляет средоточие методологических и методических трудностей, связанных с обучением математике.

Цель исследования — разработать продуктивную технологию обучения математическому анализу и выявить закономерную взаимосвязь процесса развития профессиональных качеств, будущего учителя и его учебной деятельности с реализацией предлагаемой технологии обучения.

Учитывая общие логические, психологические и педагогические закономерности процесса усвоения обш, их понятий в диссертации рассматривается процесс поуровневого формирования специального знания. При этом принята во внимание научно установленная объективная закономерность исторического развития математических знаний, отра-2кенная^ал1шщвмдуаль"(c)м—еуб^ьектнож^уровне познания в процессе «восхождения» к знанию. Актуальность такой постановки вопроса объясняется еще и тем, что изучение математических понятий является первым, определяющим звеном процесса изучения математики, обуславливающим творческое овладение понятийными основами науки. Показывается, что этот процесс носит акмеологический характер.

Использование традиционных методик обучения специальному знанию в практике высшей школы задачу формирования профессиональных качеств в полной мере не решает. Традиционные методики не обеспечивают достижения требуемого уровня деятельности. В условиях вуза достижение высокого уровня развития профессиональных качеств будущих учителей для продуктивной профессиональной деятельности возможно на основе организации учебного процесса в условиях применения акмеологических технологий, технологий развивающего обучения, технологий, ориентированных на развивающее обучение в широком и в узком смысле. В широком — направленного на многоплановое развитие личности и деятельности, в узком — на постижение механизмов и закономерностей личностного, деятельностного, профессионального саморазвития, обеспечение вузовских курсов акмеологическим, развивающим содержанием.

Этого можно достигнуть посредством углубления фундаментальной подготовки и при наличии комплекса акмеологических и психолого-педагогических условий, обеспечивающих оптимальное усвоение знаний, и включающих:

— гуманизацию содержания вузовской подготовки, позволяющую согласовывать общекультурные и предметные блоки с психолого-педагогической, акмеологической подготовкой студентовдиалоЕизацию-нр (c)цееса-обучад~й5?, представляющую собой систему педагогически целесообразного сочетания активных форм и методов обучения, воплощенных в акмеологических технологиях преподавания;

— стимулирование саморазвития студентов средствами акмеологических технологий обучения;

— предоставление возможности профессиональной самореализации будущих специалистов уже в условиях вуза и, как следствие, формирование и развитие их профессиональных качеств.

В исследовании выдвинута гипотеза: формирование и развитие профессиональных качеств будущего специалиста, проявляющиеся в усилении профессиональной направленности, в развитии профессиональных способностей и умений, профессионального интереса, профессионального сознания, профессиональной ответственности, и объективно — в повышении уровня знаний, будет осуществляться эффективно, если применять в процессе обучения специальному знанию продуктивную, акмеологическую технологию обучения, стимулирующую саморазвитие будущих специалистов.

Результатом предлагаемой технологии обучения будет такая профессиональная подготовленность студентов, одной из важных характеристик которой является высокий уровень теоретического мышления и сознания.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы предстояло решить ряд задач:

1. Проанализировать й обобщить состояние психолого-педагогических исследований по проблеме развития будущих учителей математики средствами обучения специальности.

2. Разработать модель развивающей технологии обучения специальности и апробировать созданную технологию.

3. Исследовать динамику развития профессиональных качеств будущего специалиста в зависимости от внедряемой технологии.

4. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой технологии обучения.

Теоретико-методологической основой исследования стали психологическая теория личности (Л.С.Выготский, Ж. Пиаже, Б. Г. Ананьев,.

А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), акмеологическая теория развития личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач и др.), разработанные отечественной наукой принципы применения системного подхода в психологии, педагогике и акмеологии (П.К.Анохин, И. В. Блауберг, В. А. Карташев, Н. В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов), психологическая теория профессионального становления (Е.А.Климов), теория профессиональной направленности (А.А.Бодалев, Н. В. Кузьмина и др.), принципы гуманизации образования (М.Н.Берулава, Е. С. Гуртовой, И. В. Дубровина, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, Н. Д. Никандров, И. С. Якиманская и др.), концепция учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.).

Проблема, цели и задачи исследования обусловили выбор методов исследования:

— изучение и теоретический анализ философской, акмеологиче-ской, психолого-педагогической, математической, методической литературы по проблеме исследования, программ, учебников и учебных пособий по математике для средней и высшей школы;

— обобщение опыта преподавания данной специальности в педвузе;

— наблюдение, беседы с преподавателями вузов, студентами, школьными учительями математикианкетирование, метод самооценки, метод анализа продуктов деятельностиметод экспертных оценок, тестирование, методы математико-статистической обработки экспериментальных данных;

— констатирующий и обучающий эксперимент;

— итоговый анализ результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем определены возможности профессиональной развития будущего педагога средствами продуктивных, акмеологических технологий обучения специальным дисциплинам, описана модель акмеологической технологии обучения математическому анализу.

Теоретическая значимость работы состоит в развитии концепции продуктивных технологий образования, в обосновании сущности акмеологической технологии обучения специальному знанию, в рассмотрении акмеологической технологии обучения как фактора профессионального развития. Полученные результаты являются значимыми для развития педагогики высшей и общеобразовательной школы, для ак-меологии образования.

Практическая ценность работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для решения проблем повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей. Выводы, полученные в работе, могут быть использованы преподавателями, студентами, учителями, методистами и по другим учебным дисциплинам для совершенствования их профессиональной деятельности. Результаты исследования позволяют сформулировать практические рекомендации, адресованные преподавателям вузов, для построения новой системы обучения студентов.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, системным рассмотрением проблемы, применением ряда методик, взаимно дополняющих друг друга, их соответствием цели, предмету и задачам исследования, достаточным объемом выборочной репрезентативной совокупности, необходимым уровнем психометрических требований применяемых методик и корректным использованием различных видов анализа полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: а) на научно-методическом семинаре кафедры начального образоI вания ШГПУб) на лицейско-университетской научно-методической конференции «Предметно-содержательное и психолого-педагогическое обеспечение становление ноосферной школы» (ИвГУ) — в) на научном семинаре аспирантов кафедры акмеологии ШГПУг) на лекционных и практических занятиях по математическому анализу на математико-технологическом факультете, на практических занятиях по математике на социально-гуманитарном и педагогическом факультетах ШГПУд) на методических объединениях учителей г. Шуи, проводимых отделом опытно-экспериментальной работы ШГПУе) на занятиях со старшеклассникамиж) в лекционном курсе на факультете повышения и переподготовки педагогических кадров ШГПУ.

Разработанный подход внедрялся на математико-технологическом, педагогическом, социально-гуманитарном факультетах ШГПУ, на занятиях со школьниками в средней школе № 7 г. Шуи, Ивановском педагогическом колледже. Работа выполнялась в рамках междисциплинарного комплексного исследования по проблемам повышения качества подготовки учителей, проводимого Шуйским государственным педагогическим университетом совместно с Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов Министерства общего и профессионального образования РФ. Исследование явилось частью проекта.

Акмеологические технологии обучения будущих специалистов проектированию Авторских Систем Деятельности (АСД) как фактор повышения качества их подготовки", получившего Грант во Всероссийском конкурсе 1997 г. по психолого-педагогическому направлению в разделе проблем общего и профессионального образования. По материалам исследования вышло в свет 2 издания книги «Путь к понятию», предлагающей технологию развивающего обучения математике (в соавторстве).

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений, содержит диаграммы, графики, рисунки, схемы.

Основные результаты данной работы можно сформулировать следующим образом:

1. На основе анализа основных направлений специальной и профессиональной подготовки учителей математики выделены основные линии в преподавании специальности — воплощение в преподавание принципов и идей акмеологических технологий образования, направленных в конечном итоге на достижение высокого уровня профессиональной деятельности, воплощение в обучении идей развивающего обучения специальности, раскрытие внутренней природы и логики преподаваемого предмета, формирование профессионального (теоретического) уровня мышления.

2. Обоснована необходимость повышения качества подготовки студентов — будущих учителей математики средствами акмеологических технологий обучения специальности, приводящих к достижению такой сформированности профессионального мышления, одной из важных характеристик которой является теоретический уровень.

3. Предложена и разработана модель акмеологической технологии обучения в генетическом подходе к преподаванию математического анализа, за счет использования которой.

— возрос среднегрупповой индекс удовлетворенности профессией учителя;

— увеличилась степень выраженности интереса к изучению математического анализа;

— содержание курса математического анализа и его профессионально важные аспекты обрели у студентов характер целостных систем;

— у студентов проявилась способность критически мыслить в области избранной профессии;

— повысилась академическая успеваемость по математике;

— проявилась первичная сформированность теоретического уровня мышления- :

— повысился уровень рефлёксивной деятельности.

4. Обоснована целесообразность и необходимость осуществления развивающего обучения специальному знанию студентов-будущих учителей математики, основанного на использовании продуктивных, акмеологических технологий образования, и ориентирующего на развивающее обучение школьников.

5. Экспериментально подтверждена эффективность применения предложенного подхода при подготовке студентов-математиков Шуйского государственного педагогического университета по признакам усиления профессиональной направленности, развития профессиональных способностей и умений, профессионального интереса, профессионального сознания, профессиональной ответственности и объективно — в повышении уровня знаний.

Требует дальнейшего изучения собственно гносеологический фено-гмен — категория «вершина» (акме), некоторые стороны которой охарактеризованы в настоящей работе. Что из себя представляет вершина в профессиональной деятельности учителя математики, как можно ее определять, как быстрее и эффективнее ее достичь, что для этого необходимо учитывать, какие применять средства, способы для удержания оптимального уровня профессиональной деятельности специалиста на достаточно продолжительном сроке «профессиональной жизни»? Эти и многие другие проблемы потребуют длительных и основательных исследований и их решение позволит повысить качество подготовки учителей и превратить школу и вуз в подлинный Культурный Центр, где развивается личность, где созданы условия для реализации ее творческих способностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. У.Н. Формирование понятийного мышления студентов — математиков педвузов при изучении начал анализа. Дисс. канд. пед.наук. -Ташкент, 1991.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности-М.: Наука, 1980.
  3. . Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М.: Сов. радио, 1970.
  4. Адаптация студентов младших курсов вуза /В.И. Брудный и А. Б. Копанов.-М.: НИИПВШ, 1975.
  5. Акмеология: организационная, управленческая, личностная/Сб. наIуч. статей. Саратов, 1996.
  6. Актуальные проблемы педагогики в подготовке преподавателя и повышении его квалификации//Межвузовский сборник научных трудов.-Иваново, 1998.
  7. Г. Н. Проблемы дидактической адаптации студентов// Проблемы адаптации студентов/ Отв.ред. Ю.Леонавичус.-Вильшос, 1978, с.47−80
  8. Н.А. Развивающее обучение в Вузе и проблема формирования теоретического уровня мышления у студентов// Развивающее обучение в ВУЗе-Тюмень, 1983, с.112
  9. Н.Г., Юдин Э. Г. Проблема системности исследования в психологии Вопр. психологии, 1977,№ 3,с. 174−177.
  10. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
  11. П.Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста.// Современные- психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.2.- Л.: ЛГУ, 1974.
  12. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  13. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. (Учебное пособие) М., 1995.
  14. П.К. Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973.
  15. П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем-М.:Наука, 1980.-140 с.
  16. Анциферова J1.И. Личность и деятельность// Проблемы развития личности: Материалы симпозиума.-М., 1969.
  17. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы.- М., 1980.
  18. Н.В. О методах обучения некоторым математическим понятиям в педвузах.Дисс.канд.пед.наук.-Тбилиси, 1975.
  19. Л.М. Педагогическое призвание и динамика его развития: Автореф. дисс. канд.пед.наук. Л., 1972.
  20. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса:I
  21. Методологические основы. М., 1982.
  22. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе-М.:Просвещение, 1985.
  23. Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников// Советская педагогика.-1980.-№З.С.99−106.
  24. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект.-М., 1982.
  25. И.Д. Учителю о профессионализме педагогической деятельности и путях его формирования (Методические рекомендации).-Гомель, 1989. .
  26. М.П. Методологические основы развивающего обуче-ния.-М., 1991.
  27. И.М. Определение основных понятий анализа в школьном курсе математики//Математика в Школе, 1988, N3.
  28. И.Е., Курганов С.Ю.Математика в школе диалога культур. Кемерово, Алеф, 1993.
  29. Г. Н. Сборник задач по курсу математического анализа.-М., 1985.
  30. Г. А. Психодиагностика умственного развития учащихся. -Новосибирск, 1990.
  31. М.Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования//Гуманизация образования.-М.-Сочи, 1998, № 1.
  32. В.П. Слагаемые педагогической технологии-М.:Педагогика, 1989.
  33. Бет Э. Размышления об организации и методе преподавания математики// Преподавание математики.- М., Учпедгиз, 1960.
  34. И.В. Целостность и системность // Системные исследования: Методологические проблемы.- М., 1977. с.5−28.
  35. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.- М., 1973.
  36. П.П. Задачи и методы новой народной школы// Избранные педагогические произведения. М., 1961
  37. Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности.-Вопр. психологии, 1971, № 1, с.144−146.
  38. А.А. Восприятие и понимание человека человеком.-М., 1983.
  39. А.А. Предмет акмеологии / Вопросы психологии, 1994, N1.
  40. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В.И, Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования. /Педагогика, 1997, № 4, с.66−72.
  41. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. Педагогика. 1997,№ 4, с. 11−17.
  42. Дж. Процесс обучения.-М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.
  43. А.В. Культурно-историческая теория мышления (Философские проблемы психологии). Исследование Л. С. Выготского .Л. Рубинштейнам.: 1971.
  44. Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика.-М.:Мысль, 1970-С.192.
  45. Л.М. Психические процессы. Т.2- Л. 1975.
  46. К.Н. Свободное воспитание: Сб. науч. трудов. М., 1993. С.96
  47. Н.Я., Мордкович А. Г. Подготовку учителей математики -на уровень современных требований//Математика в школе, 1986 г., N6.
  48. Л.И. Дидактические условия формирования интеллектуальных умений у студентов педвузов. Дисс.канд.пед. наук.-М., 1995.
  49. Т.А., Засобина Г. А., Смирнова Н. Ю. Личностно-ориентированные технологии обучения в системе многоуровневого университетского образования// Взаимодействие школ и вузов в реализации личностно-ориентированных технологий образоваиия.-Иваново, 1996.
  50. .З. О построении курса математического анализа в педагогических институтах.//Вопросы современной математики и методики ее преподавания в высшей школе.-Л., 1971.
  51. Л.С. Избранные психологический исследования.-М.АПН РСФСР, 1956.
  52. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  53. Л.Г., Тарский Ю. И. Современное высшее образование: проблемы и перспективы развития (Концептуальные основы)-Саратов, 1993.
  54. П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний умений и навыков у школьников и новые методы обучения в школе//Вопросы психологии, 1963, № 5.
  55. Р.С. К вопросу о внедрении элементов научной организации труда в самостоятельной работе студентов педагогического института.// Личность студента/ Отв. ред. Ю. Леонавичус,-Каунас, 1970, с.161−167.
  56. .В. Математическое образование в вузах.-М.: Высшая школа, 1981.
  57. .В., Погребысский И. Б. Михаил Васильевич Остроградский.-М., 1963.
  58. В.Л. Математика как учебный предмет. Известия АПН РСФСР, вып. 92, 1958.
  59. В.В. Виды обобщения в обучении.-М.:Педагогика, 1974.
  60. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
  61. В.В. Теория развивающего обучения.-М.:ИНТОР, 1996— 544с.
  62. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников.//Вопросы психологии 1981. № 6-с.13−26.
  63. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Российская академия управления, 1993.
  64. Дистервег. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
  65. С.Д. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности. Дисс.канд.пед. наук.-М., 1997.
  66. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России.-М.: Интер-пракс.1994.
  67. Н.П. К проблемам адаптации первокурсников к условиям учения и труда в вузе.//Вопросы психологии личности и деятельности студентов./Отв. ред. В.Г.Асеев-Иркутск, 1976, С.72−79.
  68. Г. В. Строгость определений математических понятий школьного курса с методической точки зрения// Математика в школе, 1984, № 3, с.56−60.
  69. Я.С. Беседы о преподавании математики.-М., 1965.
  70. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя -М.:Просвещение, 1990.
  71. Е.И. Университетское педагогическое образование: новая парадигма в подготовке педагогов//Тульская школа. 1994, № 4.
  72. Исследование проблем психологии творчества. -М., 1983.
  73. Ю.П., Малыгин В. Т. О некоторых принципах достижения реформируемой системы педагогического образова-ния.//Современные проблемы высшего педагогического образова-ния.-Новгород. 1992.С.146.
  74. П.Ф. Избр.пед.соч. М.: Педагогика. 1982.
  75. В.Н. Психологические основы развития студента как субъекта учения.-Дисс.доктора псих.наук.-СПб, 1994.
  76. М. Математика. Поиск истины. -М.: Мир, 1988.
  77. Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей. М., Наука, 1986.
  78. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности (в зависимости от типологических свойств нервной системы).-Казань, 1969.
  79. С.Р. Введение в математику. Иваново, 1992 .
  80. С.Р. О преподавании математики на интегрированном педагогическом факультете// Психологические проблемы личност-но-развивающего образования. Науч. труды: Психология. -Шуя: ШГПУ, 1996.
  81. С.Р. О развивающем обучении математике. СПб., «Лицей», 1997,№ 1.
  82. С.Р., Шмелева Е. А., Герасимова О. В. О математической подготовке на интегрированном педагогическом факультете ШГПИ// Всероссийская научно-практическая конференция
  83. Народная художественная и образование": Тез. докл. Шуя, ШГПИ, 1997. с.134−135.
  84. С.Р., Шмелева Е. А., Герасимова О. В. Путь к понятию (От интуитивных представлений к строгому понятию): Учебное пособие-Шуя, 1997.
  85. С.Р., Шмелева Е. А., Герасимова О. В. Путь к понятию (От интуитивных представлений к строгому понятию): Изд.2-е,-Иваново, 1998.
  86. Ю.М., Луканкин Г. Л. Основные понятия современного школьного курса математики.- М., 1974.
  87. Комплексное исследование проблемы обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием. Л., 1980.
  88. Комплексные социальные исследования.-Л., 1976.
  89. П.В. Диалектика как логика.-М., 1961. J)
  90. А.В. Использование оценочных задач для развития теоретического мышления при обучении физике. Дисс.. канд. пед.наук. -М., 1993 г.
  91. .Б. Творческое мышление, восприятие и личность.-М., 1997.
  92. Н.В. Методы системного педагогического исследования.-Л.: ЛГУ, 1980.
  93. Н.В. Предмет акмеологии. -Шуя, 1995.
  94. ЮО.Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя.1. М.: Высшая школа, 1989.
  95. Н.В. Профессионализм личности преподавателя.- М., 1990.
  96. Ю2.Кузьмина Н. В. Акмеология наука о факторах достижения вершин в профессиональной деятельности // Проблемы повышенияпрофессионализма и продуктивности деятельности. Усть-Каменогорск- Л.: 1989. с. 8−15.
  97. ЮЗ.Кузьмина Н. В. Воспитание и самовоспитание как предмет акмеологии. Проблемы воспитания учащейся молодежи: Российская конференция с международным участием/ Под ред. Н. А. Лобанова.-СПб.-Черкесск, 1995.
  98. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970.
  99. Ю5.Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя, — Л., 1967. i
  100. Юб.Кузьмина Н. В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Автореф. дисс. д-ра пед. наук (по психологии). Л., 1965.
  101. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967.
  102. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л. 1984.
  103. Н.В., Жаринова Л. Е., Иноземцева В. Е. Акмеология новый учебный предмет и новый взгляд на диалог поколений// Преемственность поколений: диалог культур/ Материалы международной научно-практической конференции. Вып.1, СПб., 1996.
  104. О.Кузьмина Н. В., Михалевская Г. И. Оценка профессиональной деятельности учителей. -Гомель: ГОСПО БССР, ГОИУУ, 1990.
  105. Ш. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности: Методическое пособие. Рыбинск, 1993.
  106. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
  107. ПЗ.Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1990.
  108. Н.В., Решетько B.C. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества (Опыт, критерии измерения, прогнозирование). -Мн.:Ред. журн. «Аудыкацыя i выхаванне», 1996.
  109. А.Н. Проблемы развития психики.М., 1965, с.361
  110. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  111. И.Я., Журавлев И. К. Современная дидактика: теория и практика. М., 1994.
  112. .Д. О системном подходе в психологии.-Вопр. психологии, 1975, № 3, с.31−45
  113. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии— М.:Наука, 1984.
  114. Н.Н. Структурная организация мышления//В кн.: Исследование проблем психологии творчества.-М.:Наука, 1983, с.232−247
  115. В.В. Методика расширения представлений о природе математических понятий у студентов математических вузов. Дисс.канд.пед.наук. Л., 1973.
  116. Л.К. Развитие основных компонентов теоретического мышления школьников (на материале математики). Дисс.. канд. психол.наук.-М., 1979.
  117. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  118. Меморандум американских математиков//На путях обновления школьного курса математики.-М.:Просвещение, 1978, с.207−211.
  119. Н.В. Пути совершенствования обучения математике: Проблемы современной методики математики.-Мн., 1989.
  120. Методы системного педагогического исследования/Под ред. Н. В. Кузьминой, -Л.: ЛГУ, 1980.
  121. Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете. Автореф. дисс. д-ра психол. н. СПб, 1993.
  122. М.В. О развивающих функциях задач в обучении математике. //Повышение эффективности обучения математике в шко-ле:Кн. для учителя: Из опыта работы/ Сост. Г. Д.Глейзер-М. Просвещение, 1989.-С.112−117.
  123. JI.M. Психология профессионального развития учителя. Дисс. доктора псих.наук. М., 1995.
  124. А.Г. О профессионально-педагогической направленности математической подготовки будущих учителей//"Математика в школе" 1984 г., N6, с.42−45.
  125. А.Г. Предел и производная// Математика / еженедельное приложение к газете «Первое Сентября"/, 1994, N18.
  126. Мотивация личности/Отв. ред. А.А.Бодалев-М., 1982.
  127. Мышление учителя/Под ред. Ю. Н. Кулюгкина, Г. С. Сухобской. -М., 1990.
  128. Н.И. Педагогический анализ и конструирование способов решения учебных задач // Педагогика и логика. М., 1993.
  129. НО.Основы математической статистики/Под ред В. С. Иванова.-М.:Физкультура и спорт, 1990. 176 с.
  130. Открытое письмо преподавателей МГУ//Математика в школе, № 6, 1997.
  131. Очерки педагогики /Под ред. А. Г. Ковалева, А. К. Бушля, Н. В. Кузьминой Л., 1963.
  132. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А.Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.-М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
  133. Педагогические основы проектирювания образовательных систем. нового вида: Монография/ Под редакцией д-ра пед. наук, проф.А. П. Тряпициной.-СПб.:Образование, 1995.
  134. С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М., Педагогика, 1989.
  135. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М., 1982
  136. . Структуры математические и операторные структуры мышления // Преподавание математики.- М., Учпедгиз, 1960.
  137. В.П. Формирование основных понятий математического анализа у учащихся средней школы. Дисс.. канд. пед. наук. -Минск, 1975.
  138. Подготовка специалиста в области образования: Основные направления совершенствования. Bbin. IV-СПб.».Образование, 1996.
  139. Дж. Обучение через задачи.//На путях обновления школьного курса математики.-М.:Просвещение, 1978, с.220−226.151 .Пономарев Я. А. Психология творчества. М.:Наука, 1976.
  140. Прикладные психолого-педагогические исследования в вузе: Межвуз. сб. науч. трудов/Отв. ред. Л. В. Меньшикова, С.И. Мещерякова-Новосибирск, 1988.
  141. Проблемы подготовки учителей математики в пединститутах: Межвузовский сборник научных трудов.-М., 1984.
  142. В.Е. Русские педагоги-математики XVIII—XIX вв.еков-М., 1956.
  143. Пути повышения эффективности обучения в вузе.—Горький, 1980.
  144. Развивагащее обучение математике в средней школе. Тезисы докладов городской научно-практической конференции 27.5.1996 г. Ульяновск, 1996.
  145. Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов младших курсов. -Саратов, 1985.
  146. JI.A. Прогностическая способность учителя и ее диагности-ка.-Л.:ЛГПИ, 1989.
  147. Резолюция 2-го Всероссийского съезда преподавателей математи-ки.-Матемагическое образование, 1914, N1.
  148. В.В. О понятии учебной деятельности// Вестник Харьковского университета. Психология. !976. Вып. 9.№ 132.
  149. В.В. Что такое развивающее обучение?-Харьков-Томск, 1992.
  150. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие.-М.: Владос, 1996.
  151. М.С. Сгруктурно-уровневые теории в психологии. Ярославль: ЯГУ, 1977.
  152. В.М. Психология и культурное развитие человека. М., Российский открытый университет, 1994.
  153. С.Л. Проблемы общей психологии.Т.1.-М.: Педагогика, 1989.
  154. С.Л. Основы общей психологии. 2 изд.-М.: Педагогика, 1976.
  155. С.Л. Бытие и сознание.-М.:Изд. АН СССР, 1958.
  156. В.В. Проблемы теории и практики развивающего обучения. //Вопросы психологии. 1988,№ 3,с 163−164.
  157. О.А. Теоретические основы взаимосвязи школьного курса математики и педвузовского курса математического анализа. Дисс. канд. пед. наук.
  158. Г. И. Теория, методика и технология обуче-ния.//Педагогика. 1999, № 1.
  159. Сборник задач по математическому анализу. Предел. Непрерывность. Дифференцируемость/ Под ред. Кудрявцева Л.Д.-М., 1984.
  160. А.П. Акмеологический тренинг. Теория, методика, психотехнологии. М.:"Технологическая школа бизнеса", 1996.
  161. В.А. Педагогическая деятельность и проблемы формирования личности учителя//Психология труда и личности учителя: Сб.науч.тр./ Под ред А.И.Щерба1фва.-Л., 1976. Вып.1.
  162. А.В. Факторы успешности обучения студентов математике: Дисс. канд. пед. наук.Л., 1975.
  163. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.-М.:Аспект Пресс, 1995.
  164. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. Санкт-Петербург, СПБ акмеологическая академия, 1995.
  165. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников-М.:Просвещение, 1988.
  166. Л.В. Математический анализ: беседы об основных понятиях. Пособие для учащихся.-М., 1979.
  167. Т.Р. Профессиональная направленность математической подготовки будущих учителей. Дисс.. доктора пед. наук.1. Ташкент, 1989.7 «
  168. Труды 1-го Всероссийского съезда преподавателей математики,'т. 1.-М., 1913.
  169. У правление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений/Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева- М.: Новая школа. 1995.
  170. Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. -М., 1982.
  171. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В. Я. Ляудис.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.
  172. Г. Математика как педагогическая задача. 4.1.-М.- Просвещение, 1982.
  173. А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики// Математическое просвещение. Вып. 6.М., 1961.
  174. В.И. Единство в овладении научными знаниями и методами познавательной деятельности студентов.: Дисс. канд. пед. наук, 1983.
  175. М. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.-Томск, 1997.
  176. В.В. Математический анализ и общее среднее образо-вание//Математика в школе, 1996, N3.
  177. НИ. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М., Столетие, 1997.
  178. НИ. Умственное развитие и обучение/ психологические основы развивающего обучения/- М., Столетие, 1995.
  179. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.
  180. А.Н. Проблема генетических истоков понятия. Дисс.. доктора фил. наук-Горький, 1976.
  181. Е.А. Акмеологические технологии образования // Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. Т.1.-М.:АПО, 1998, С. 23.
  182. Е.А. О курсе начал анализа в средней школе// Математика в школе, 1997,№ 5.
  183. Д.Б. Послесловие к 4 т. Собрания сочинений J1.C. Вы-готского-М., Педагогика, 1984.
  184. Д.Б. Психология обучения младшего школьника М., 1974.
  185. А.П. Математика и ее преподавание в России X, YIJ-XIXb.b.// Математика в школе, 1949,№ 3.
  186. И.С. Развивающее обучение-М., 1979.
Заполнить форму текущей работой