Студенческое самоуправление как условие формирования гуманистической направленности личности будущих инженеров
Выделены критерии, показатели формирования гуманистической направленности личности будущих инженерно-технических специалистов: мотивационно-ценностный (морально-нравственные качества, терминальные ценности, инструментальные ценности, адекватная самооценка гражданственность, толерантность), творческо-деятельностный (активная жизненная позиция, коммуникативные навыки, творческая самостоятельность… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологическое и практическое обоснование студенческого самоуправления как условия формирования гуманистической направленности личности будущего инженера
- 1. 1. Концептуальные основы формирования гуманистической направленности личности
- 1. 2. Ретроспективный анализ организации самоуправления учащейся молодежи в учреждениях образования
- 1. 3. Моделирование студенческого самоуправления в условиях технического вуза
- Выводы
- Глава II. Опытно-экспериментальная проверка эффективности студенческого самоуправления в процессе формирования гуманистической направленности личности будущего инженера
- 2. 1. Констатирующее изучение воспитательного потенциала технического вуза по формированию гуманистической направленности будущего инженера
- 2. 2. Организация экспериментальной работы по апробации структурно-функциональной модели студенческого самоуправления в системе высшего образования
- 2. 3. Анализ результатов исследования эффективности студенческого самоуправления в процессе формирования гуманистической направленности будущего инженера
- Выводы
Студенческое самоуправление как условие формирования гуманистической направленности личности будущих инженеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социально-экономические преобразования в России обострили проблему подготовки компетентных инженерных кадров, соответствующих современным требованиям общества. Технический прогресс и обширное использование информационных технологий с тенденцией к постоянному обновлению все больше усиливают технократический подход к инженерному образованию, вместе с тем наблюдается оскудение духовности и утрата жизненных идеалов. В этой связи приоритетным направлением процесса подготовки инженеров становится формирование гуманистической направленности личности в техническом вузе. Именно личностные качества молодого специалиста во многом предопределяют его успешность в будущей профессиональной деятельности. В условиях жесткой конкуренции, быстро меняющихся новейших технологий современному инженеру необходимо быть готовым адаптироваться к условиям социума, осуществлять в профессиональной деятельности саморазвитие, самоактуализацию и самореализацию.
Общетеоретические основы профессиональной подготовки специалистов технического профиля изложены в исследованиях Л. И. Коханович, Г. В. Мухаметзяновой, М. И. Надеевой, М. Н. Филатовой, Л. В. Хазовой и др., рассматривающих техническое образование как объект целостного педагогического воздействия с целью формирования у студентов способности к творческому труду и готовности к профессиональной деятельности. Вопросы саморазвития, самостановления будущих инженеров рассматриваются ими вскользь.
В контексте исследуемой проблемы разработаны различные подходы к определению концепции гуманизма, сформулированной.
C.JL Рубинштейном, получившие свое развитие в трудах.
К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, В. И. Андреевой,.
А.Н. Леонтьева, Я. М. Нейматова, Е. Н. Шиянова, О. В. Шелкунова и др. Особо следует отметить исследования, рассматривающие формирование личности в русле гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта и др. Гуманистические системы воспитания современной отечественной педагогики нашли отражение в работах Е. В. Бондаревской, Н. Е. Щурковой,.
И.С. Якиманской, по мнению которых, стержнем гуманистического воспитания, определяющим нравственно-ценностное развитие личности, является формирование гуманного отношения и взаимоотношения между людьми, опора на чувства и эмоциональную отзывчивость.
Основная задача профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего профиля, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, социально и профессионально мобильного. Решение этой задачи невозможно без повышения роли самостоятельной деятельности студентов, стимулирования их творческой активности и инициативы. Самостоятельность — инструмент становления человека как сознательной рефлексивной личности. Внешними факторами формирования самостоятельности являются социокультурные артефакты, внутренними факторами — характеристики психики, субъектным фактором — организуемый педагогический процесс.
Организация самоуправления в образовательных учреждениях освещена в трудах П. П. Блонского, К. Н. Вентцеля, И. П. Иванова, В. А. Караковского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, А. В. Мудрика и др. Вопросы, раскрывающие отдельные психологические механизмы развития «детского самоуправления», представлены в трудах и научно-методических разработках В. П. Кащенко, А. Г. Кирпичника, А. С. Крикунова, А. Н. Лутошкина,.
Л.И. Уманского, А. С. Чернышева и др.
Теоретические подходы к самоуправлению в общественных молодежных организациях разработаны исследователями В. Т. Лисовским,.
А.А. Глухоедовым, Ю. П. Воляник, А. Г. Измайловым, Г. П. Максимовой,.
A.А. Русановой, Э. А. Хайруллиной. Отдельные вопросы, связанные с организацией студенческого самоуправления в системе профессионального образования, раскрыты Т. Ю. Баландиной, В. В. Овчинниковым,.
B.Ш. Гузаировым, О. А. Колмагоровой, В. М. Певзнер, Н. А. Помеловой, О. И. Садыковой, И. Е. Тимерманис и др.
В трудах региональных специалистов Л. И. Аманбаевой,.
Е.А. Барахсановой, Д. А. Данилова, В. П. Игнатьева, Т. Т. Саввинова,.
М.Н. Толстяковой, Н. Г. Худолия и др. проблемы самоорганизации, самоуправления частично освещаются в контексте изучения проблемы своего исследования, хотя не занимают центрального места.
Таким образом, гуманистические системы воспитания будущих специалистов, вопросы организации самоуправления студентов в образовательных учреждениях разрабатываются в разных направлениях и аспектах. Вместе с тем проблема студенческого самоуправления как условия формирования гуманистической направленности личности будущего инженера разработана недостаточно.
Анализ теории и практики студенческого самоуправления выявил следующие противоречия:
• между социальной потребностью общества в инженерных кадрах нового типа, способных к творческой самосозидающей деятельности, и существующей традиционной системой профессионального образования, слабо обеспечивающей данную потребность;
• между широкими воспитательными возможностями студенческого самоуправления в становлении гуманистической личности будущего специалиста и несистематизированными теоретическими представлениями о формировании гуманистической направленности личности;
• между объективной необходимостью студенческого актива в педагогической поддержке преподавателей и администрации вуза и неразработанностью форм педагогического сопровождения, основанных на субъект-субъектных отношениях.
Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью совершенствования профессиональной подготовки будущих инженерно-технических кадров развитием гуманистической направленности их личности как социопедагогического феномена, свидетельствующего о стремлении личности к профессионализму, развивая коммуникативную деятельность в профессионально значимом направлении. Все это свидетельствует об актуальности проблемы исследования, которая заключается в определении педагогических условий в деятельности студенческого самоуправления, способствующих формированию гуманистически направленной личности будущего инженера.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы определили тему нашего исследования — «Студенческое самоуправление как условие формирования гуманистической направленности личности будущих инженеров».
Объект исследования: процесс формирования личности современного инженера в системе высшего образования.
Предмет исследования: студенческое самоуправление как условие формирования гуманистической направленности личности будущего инженера.
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и проверить на практике организационно-педагогические условия, способствующие формированию гуманистической направленности личности в техническом вузе.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике через раскрытие сущности понятия «гуманистическая направленность личности».
2. Выявить педагогические условия формирования гуманистической направленности личности в процессе деятельности студенческого самоуправления.
3. Разработать и проверить на практике структурно-функциональную модель студенческого самоуправления как педагогического условия формирования гуманистической направленности личности будущего инженера.
4. Подготовить комплекс методических материалов по организационно-педагогическому обеспечению студенческого самоуправления в техническом вузе.
В основу исследования положена гипотеза о том, что организация студенческого самоуправления, обеспечивающего формирование гуманистической направленности личности будущего инженера, будет успешным, если осуществляется:
— сотрудничество участников студенческого самоуправления на основе субъект-субъектных отношений с ориентацией на развитие гуманистической направленности личности, фасилитативную позицию преподавателей;
— формирование коммуникабельного опыта студентов технического вуза в разных видах организуемой студенческим самоуправлением деятельности;
— целенаправленная актуализация готовности будущих инженеров к проявлению личностных гуманистических качеств в профессиональной деятельностипедагогическое сопровождение, ориентированное на обеспечение самопрогнозирования, самоопределения, самореализации, самопроявления личности будущего инженера в процессе деятельности студенческого самоуправления.
Общую методологию исследования составляют положения диалектико-материалистической теории познанияфилософские положения о социальной природе психической деятельности человека, основные положения деятельностного подхода и его влияние на воспитание и развитие личности, о творческой сущности человекатеоретические положения о системности, диалектическом единстве профессионально-образовательных и воспитательных проблем.
Теоретическую основу исследования составляют: основные философские положения о межличностном общении (М.М. Бахтин, B.C. Библер и др.) — теории развития личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская,.
Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.), формирования личности в коллективе (В.В. Караковский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко,.
В.А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.), концепции системной организации деятельности студентов в образовательной среде (Т.М. Давыденко,.
В.Ш. Гузаиров, Т. А. Казакевич и др.), технологии личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Л. Н. Куликова, И. С. Якиманская и.
ДР-).
Методы исследования. Для решения исследовательских задач и проверки гипотезы использовались методы: теоретические — анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературыобобщение и систематизация практического опыта организации студенческого самоуправления в образовательной средеэмпирические — наблюдение, в том числе включенное, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюированиепедагогический экспериментобобщение и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы с использованием методов математической обработки.
Экспериментальная база исследования: инженерно-технический и автодорожный факультеты Якутского государственного университета имени М. К. Аммосова.
Основные этапы исследования.
На первом этапе (2002;2003 гг.) проводились изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, опыта работы по организации самоуправления в вузе, накопление эмпирического материала, подготовка экспериментальной базы, определение и уточнение методики организации опытно-экспериментальной работы, формулировали цель, задачи, гипотеза исследования.
На втором этапе (2003;2007 гг.) проведены констатирующий и формирующий этапы эксперимента, разработана и апробирована структурно-функциональная модель студенческого самоуправления в процессе опытно-экспериментальной работы с целью проверки выдвинутой гипотезы, осуществлялись анализ, обобщение и сравнение полученных результатов.
На третьем этапе (2007;2008 гг.) проводилась систематизация полученных экспериментальных данных, осуществлялся количественно-качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по апробации структурно-функциональной модели студенческого самоуправления, проверялась достоверность выводов, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
— уточнена сущность понятия «гуманистическая направленность личности» как социопедагогического феномена, который проявляется на совершенствовании индивидуального стиля поведения и свидетельствует о стремлении личности к культурному самоопределению, к развитию коммуникабельности, необходимой для жизни и профессиональной деятельностиразработана структурно-функциональная модель студенческого самоуправления на основе системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов, представляющая собой систему взаимосвязанных компонентов (блоков), состоящих из совокупности элементов: целевого (цели, задачи, принципы, функции), структурного (структура студенческого самоуправления), содержательного (условия, направления работы, технологии), компонента сформированности гуманистической направленности (критерии, показатели, уровни), обеспечивающих формирование гуманистической направленности личности будущего инженера;
— выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия, способствующие формированию гуманистической направленности личности в техническом вузе: осуществление сотрудничества участников студенческого самоуправления на основе субъект-субъектных отношений с ориентацией на развитие гуманистической направленности личности, фасилитативную позицию преподавателейформирование коммуникабельного опыта студентов технического вуза в разных видах организуемой студенческим самоуправлением деятельностицеленаправленная актуализация готовности будущих инженеров к проявлению личностных гуманистических качеств в профессиональной деятельностипедагогическое сопровождение, ориентированное на обеспечение самопрогнозирования, самоопределения, самореализации, самопроявления личности будущего инженера в процессе деятельности студенческого самоуправления.
Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теории профессиональной подготовки инженерно-технических кадров за счет обобщенного представления о содержании, структуре формирования гуманистической направленности личности будущего инженерав углублении научного представления о процессе профессиональной подготовки за счет разработки содержания и технологии студенческого самоуправления как оптимального условия формирования гуманистической направленности личности инженера.
Практическая значимость результатов работы заключается в разработке на основе теоретических положений и выводов, выявленных и экспериментально обоснованных педагогических условий формирования гуманистической направленности личности будущего инженера комплекса форм, методов, технологий деятельности студенческого самоуправления, научно-практических рекомендаций по организации студенческого самоуправления в техническом вузе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением совокупности методов качественного и количественного анализа и их адекватностью его цели и задачам, последовательностью проведения и позитивными результатами опытно-экспериментальной работы в условиях реального воспитательного процесса в системе высшего технического образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на республиканских, региональных (г. Якутск 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 гг.), российских (г. Якутск 2008 г., г. Москва 2008 г.), международных (г. Нижний Новгород, 2007 г., г. Ростов-на-Дону, 2008 г.) научно-практических конференциях. Представленные в работе материалы нашли отражение в статьях, тезисах, программах.
Основные положения, выносимые па защиту:
1. Гуманистическая направленность личности будущего инженера как социопедагогический феномен проявляется во внутренней ориентированности на совершенствование индивидуального стиля социального поведения, социальных связей с людьми, свидетельствующего о стремлении личности к профессионализму и коммуникативной деятельности в профессионально значимом контексте.
2. Формирование гуманистической направленности личности будущего инженерно-технического специалиста обеспечивается реализацией структурно-функциональной модели студенческого самоуправления, разработанной на основе системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов и включающего следующие взаимосвязанные компоненты:
— целевой, раскрывающий цели, задачи, реализуемые студенческим самоуправлением;
— структурный, определяющий структурные компоненты студенческого самоуправления, их функции и принципы организации деятельности;
— содержательный, определяющий направления, условия, технологии деятельности структур студенческого самоуправления;
— компонент сформированности гуманистической направленности личности (критерии, показатели, уровни), характеризующий достигнутые результаты исследования.
3. Формирование одного из компонентов профессиональной компетенции — гуманистической направленности личности будущего инженера — обеспечивается студенческим самоуправлением, организующим свою деятельность на основе принципов:
— развития потенциальных, индивидуально-личностных возможностей и потребностей студентов, предполагающего свободный выбор форм и способов внеаудиторной деятельности;
— интеграции профессиональных, общекультурных знаний, направленной на повышение профессиональной компетентности специалистаоткрытости социального пространства, характеризующей условия профессиональной деятельности;
— ориентации на приобретение практического опыта в социальной жизни и профессиональной деятельности.
4. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование гуманистической направленности личности будущего инженера, в деятельности студенческого самоуправления включает:
— сотрудничество участников студенческого самоуправления на основе субъект-субъектных отношений с ориентацией на развитие гуманистической направленности личности, фасилитативную позицию преподавателей;
— формирование коммуникативного опыта студентов технического вуза в и разных видах организуемой студенческим самоуправлением деятельности;
— целенаправленная актуализация готовности будущих инженеров к проявлению личностных гуманистических качеств в профессиональной деятельности;
— педагогическое сопровождение, ориентированное на обеспечение самопрогнозирования, самоопределения, самореализации, самопроявления личности будущего инженера в процессе деятельности студенческого самоуправления.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Выводы:
Опытно-экспериментальная работа проводилась на основе теоретических положений, сконструированной структурно-функциональной модели студенческого самоуправления и разработанного нами комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование гуманистической направленности личности будущего инженера, в деятельности студенческого самоуправления технического вуза.
1. В соответствии с этапами опытно-экспериментальной работы проводилась диагностика возможностей технического вуза по формированию гуманистической направленности будущих инженеров, которая включала в себя: изучение опыта и традиций учебно-воспитательной работы инженерно-технического факультета, социальной характеристики студентов инженерно-технического факультета (ИТФ) и автодорожного факультета (АДФ), анкетный опрос, цель которого обозначить основные проблемы студенческой жизни в период учебы в техническом вузе, определение самооценки студентов первого и пятого курсов, тестирование направленности личности студентов, разработанные В. Смекалом, М. Кучером, М. Рокичем, Р. Кэттеллом и др.
2. В ходе опытно-экспериментальной работы, деятельность студенческого самоуправления в техническом вузе, обеспечивающую формирование гуманистической направленности будущих инженеров, мы считали целесообразным осуществлять по направлениям: адаптационная работа со студентами первого курса, социальная, учебно-профессиональная, информационная помощь, организация безопасности жизнедеятельности студентов, воспитательная работа по формированию нравственной, творчески саморазвивающейся личности, осознающей ценность духовного и физического здоровья, реализующей гражданственность и трудолюбие.
3. Воспитательную работу по формированию нравственной, творчески саморазвивающейся личности мы осуществляли посредством организации клубов и объединений студентов по различным видам деятельности — КВН, команда «Убойный футбол», клубы молодого руководителя и «Мой выбор», движение «Молодое поколение», Биржа труда студентов, студенческие строительные отряды, Совет парней, танцевальный коллектив группа «Street party» и др., предоставляющие условия для самовыражения, саморазвития, самореализации, самосовершенствования будущих инженеров.
4. Разработан комплекс методов, приемов, технологий по обеспечению содержания формирования гуманистической направленности в деятельности студенческого самоуправления: технология сотрудничества, коллективных творческих дел, портфолио и другие практико-ориентированные технологии (праздники, конкурсы, соревнования, экскурсии, субботники, строительные отряды и др.), которыми мы руководствовались при организации студенческого самоуправления и воспитательной работы в техническом вузе.
5. Целенаправленная организация деятельности студенческого самоуправления дала положительную динамику развития основных компонентов формирования гуманистической направленности личности будущих инженеровмотивационно-ценностного, творческо-деятельностного, операционно-деятельностного, эмоционально-волевого.
6. Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили успешность реализации педагогических условий, способствующих формированию гуманистической направленности личности в деятельности студенческого самоуправления:
— сотрудничество участников студенческого самоуправления на основе субъект-субъектных отношений с ориентацией на развитие гуманистической направленности личности, фасилитативную позицию преподавателей;
— формирование коммуникабельного опыта студентов технического вуза в разных видах организуемой студенческим самоуправлением деятельности;
— целенаправленная актуализация готовности будущих инженеров к проявлению личностных гуманистических качеств в профессиональной деятельностипедагогическое сопровождение, ориентированное на обеспечение самопрогнозирования, самоопределения, самореализации, самопроявления личности будущего инженера в процессе деятельности студенческого самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенная работа выполнялась в рамках актуальной в настоящее время проблемы подготовки инженерно-технических кадров. Анализ современного этапа профессионального образования предполагает совершенствование теории и практики высшего технического профессионального образования, в частности, определяет необходимость формирования гуманистической направленности будущих инженеров.
Обобщая полученные в исследовании результаты, можно сформулировать основные выводы:
1. Уточнено понятие «гуманистическая направленность личности» как социопедагогический феномен, который проявляется в совершенствовании индивидуального стиля поведения и свидетельствует о стремлении личности к культурному самоопределению, к развитию коммуникабельности, необходимой для жизни и профессиональной деятельности.
2. Определено, что формирование гуманистической направленности личности будущего инженера обеспечивается реализацией структурно-функциональной модели студенческого самоуправления, разработанной на основе системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов и включающего следующие взаимосвязанные компоненты: целевого (цели, задачи, принципы, функции), структурного (структура студенческого самоуправления), содержательного (условия, направления работы, технологии), компонента сформированное&tradeгуманистической направленности (критерии, «показатели, уровни).
3. Выделены критерии, показатели формирования гуманистической направленности личности будущих инженерно-технических специалистов: мотивационно-ценностный (морально-нравственные качества, терминальные ценности, инструментальные ценности, адекватная самооценка гражданственность, толерантность), творческо-деятельностный (активная жизненная позиция, коммуникативные навыки, творческая самостоятельность студента, эстетический вкус, креативность, лидерские качества), операционно-деятельностный (трудолюбие, ответственность, способность к самоуправлению, самоорганизации, коллективистская направленность, хозяйственность, компьютерная грамотность, здоровый образ жизни), эмоционально-волевой (уверенность, самоконтроль, внутренняя гармония, отзывчивость, искренность, доброжелательность, милосердие) и уровни (низкий, средний, высокий).
4. Установлено, что формирование гуманистической направленности личности будущего инженера обеспечивается студенческим самоуправлением, организующим свою деятельность на основе принципов:
— развития потенциальных, индивидуально-личностных возможностей и потребностей студентов, предполагающего свободный выбор форм и способов внеаудиторной деятельности;
— интеграции профессиональных, общекультурных знаний, направленной на повышение профессиональной компетентности специалистаоткрытости социального пространства, характеризующей условия профессиональной деятельности;
— ориентации на приобретение практического опыта в социальной жизни и профессиональной деятельности.
5. Выявлено, что комплекс методов, приемов, технологий: технология сотрудничества, коллективных творческих дел, портфолио и другие практико-ориентированные технологии (праздники, конкурсы, соревнования, экскурсии, субботники, строительные отряды и др.), которыми мы руководствовались при организации студенческого самоуправления и воспитательной работы в техническом вузе, обеспечивает эффективность формирования гуманистической направленности личности в деятельности студенческого самоуправления.
6. Доказано, что реализация педагогических условий (осуществление сотрудничества участников студенческого самоуправления на основе субъект-субъектных отношений с ориентацией на развитие гуманистической направленности личности, фасилитативную позицию преподавателейформирование коммуникабельного опыта студентов в разных видах организуемой студенческим самоуправлением деятельностицеленаправленная актуализация готовности будущих инженеров к проявлению личностных гуманистических качеств в профессиональной деятельностипедагогическое сопровождение, ориентированное на обеспечение самопрогнозирования, самоопределения, самореализации, самопроявления личности будущего инженера в процессе деятельности студенческого самоуправления) способствует формированию гуманистической направленности личности будущего инженера.
Наличие положительных результатов экспериментальной работы свидетельствует о ее успешности, подтверждает правомерность выдвинутых предположений.
Вместе с тем проведенное исследование показало необходимость дальнейшей разработки проблемы формирования гуманистической направленности будущих инженерных кадров в инновационной образовательной средеобоснование теории и практики организации студенческого самоуправления в вузе с учетом специфики профессиональной подготовки по специальностям.
Список литературы
- Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Комитета по высшей школе министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. 1993. — № 1. — С. 1−43.
- Абдулина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдулина. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Изд-во Наука, 1980 — 335 с.
- Адлер, А. Теория личности / А. Адлер // Психология личности: Iхрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. 3-е изд., доп. — Самара: Дом «БАХРАХ-М», 2002. — Т. 1. — 512 с.
- Айзенк, Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон- пер. с англ. А. Белопольский. — М.: Когито-центр, 2000. — 281 с.
- Аманбаева, Л. И. Теоретические основы обучения и воспитания / Л. И. Аманбаева- Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 1998. — 121с.
- Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университетское, 1990. — 560 с.
- Ананьев, Б. Г. О проблеме современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. -Л.: ЛГУ, 1969.-339 с.
- Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития : инновационный курс: в 2 кн. / В. И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — Кн. 1. — 568 с.
- Асмолов, А. Г. Психология индивидуальности : методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе / А. Г. Асмолов. -М., 1986. 96 с.
- Атутов, П. Р. Технология как система / П. Р. Атутов // Проблемы развития личности в условиях сельской школы. — М.: Изд-во РАО, 1996.- С. 8−20.
- Афанасьев, В. Т. Общество : системность, познание и управление / В. Т. Афанасьев. М., 1981.-432 с.
- Ахияров, К. Ш. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения / К. Ш. Ахияров, Ю. П. Правдин. Уфа: БГГШ, 1988. — 80 с.
- Байбородова, JI. В. Воспитание сельского школьника / JI. В. Байбородова, А. П. Чернявская. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.- 153 с.
- Баландина, Т. Ю. Студенческое самоуправление как социокультурный феномен : социологический анализ: дис.. канд. социол. наук: 22.00.06 / Т. Ю. Баландина- Ур. гос. техн. ун-т. Екатеринбург, 2006. — 155 с.
- Балицкая, И. В. Гуманистическая направленность реформ по стандартизации высшего образования в России и США : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Балицкая. М., 2001. — 204 с.
- Балицкий, А. Гуманизация и гуманитаризация образования / А. Балицкий // Высшее образование в России. 2007. — № 2. — С. 108−112.
- Барахсанова, Е. А. Развитие творческой индивидуальности школьников в условиях информатизации образования : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е. А. Барахсанова. Якутск, 2004. — 367 с.
- Батаршев, А. В. Психология личности и общения /
- A. В. Батаршев. М.: ВЛАДОС, 2003. — 248 с.
- Бездухов, В. П. Истина и ценность в педагогической науке /
- B. П. Бездухов // Известия Российской Академии образования. 2006. — № 1. —1. C. 3−13.
- Безродная, Я. А. Самоуправление и его роль в управлении гуманистической системой воспитания / Я. А. Безродная // Вестник Российскойакадемии естественных наук. 2006. — № 10 (4). — С. 70−72.
- Бердяев, Н. А. И мир объектов (опыт философии одиночества и общения). М.: Просвещение, 1978. — 507 с.
- Бердяев, Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии / Н. А. Бердяев. -М.: Книга, 1991.-445 с.
- Березина, В. А. О государственной политике в образовании / В. А. Березина // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2002. — № 6. — С. 4−9.
- Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т. / П. П. Блонский- под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 304 с. — (Педагогическая библиотека)
- Богословский, В. В. Практикум по общей психологии : учеб. пособие / В. В. Богословский, Т. И. Бочкарева, А. И. Великороднова- ред. А. И. Щербаков. М.: Просвещение, 1979. — 302 с.
- Бодалев, А. А. Психология о личности / А. А. Бодалев. М.: МГУ, 1988.- 187 с.
- Божович, JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
- Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4. -С. 11−17.
- Бондаревская, Е. В. Педагогика : личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Ростов н/Д, 1999. — 176 с.
- Бондаревская, Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 37−43.
- Бордовская, Н. В. Педагогика : учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
- Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. -М.: Аргус, 194.-208 с.
- Бочарова, В. Г. Социальная служба : состояние и тенденции развития /
- В. Г. Бочарова // Педагогика. 1992. — № 3−4. — С. 20−27.
- Бочкарев, В. Школьное самоуправление в вопросах и ответах / В. Бочкарев, В. Опалихин // Воспитание школьников. 1995. — № 3. — С. 12−14.
- Брагина, JI. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV XV веков / JI. М. Брагина. — М., 1977. — 560 с.
- Булгакова, О. М. Самоуправление в классном коллективе / О. М. Булгакова // Справочник классного руководителя. 2007. — № 4. — С. 3136.
- Вентцель, К. Н. Свободное воспитание : сб. избр. тр. / К. Н. Вентцель- Ассоц. «Проф. образование" — сост. JI. Д. Филоненко. -М.: АПО, 1993. 171 с.
- Вербицкий, А. Гуманизация, компетентность, контекст поиски оснований интеграции / А. Вербицкий, О. Ларионова // Вестник высшей школы. Alma mater. — 2006. — № 5. — С. 19−25.
- Верхова, Ю. Л. Формирование личностной и профессиональной направленности студентов в контекстном обучении : автореф. дис.. канд. психол. наук / Ю. Л. Верхова- Моск. психол.-социал. ин-т- М., 2008. 21 с.
- Весна, М. Самоорганизация в студенческой группе / М. Весна // Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С. 93−95.
- Вильсон Дж. Т. Поведенческая терапия Электронный ресурс. / Дж. Т. Вильсон // Журнал практической психологии и психоанализа: [электронный журнал]. 2000. — № 3 — Режим доступа: http://psyjournal.ru/j3p/all.php
- Винекен Г. Круг идей свободной школьной общины / Г. Винекен // Хрестоматия по истории педагогики: учеб. пособие. М.: Сфера, 2007. — С. 321 348.
- Виноградов, В. Подготовка специалиста как человека культуры / В. Виноградов, А. Синюк // Высшее образование в России. 2000. — № 2. — С. 40−42.
- Виноградова, М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / М. Д. Виноградова, И. Б. Первин. — М.: Просвещение, 1977.-160 с.
- Винокурова, У. А. Личность безопасного типа. Безопасность Республики Саха (Якутия): социальные, экологические и техногенные проблемы / У. А. Винокурова- под. ред.: В. Ю. Фридовского, В. А. Прохорова. -Новосибирск: Наука, 2008. — 296 с.
- Виштак, О. Самоуправление как ресурс самоорганизации учебной деятельности студентов / О. Виштак // Высшее образование в России. 2004. — № 7. — С. 151−153.
- Волович, Л. А. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе : теоретико-методологические подходы / Л. А. Волович, Г. В. Мухаметзянова, Л. П. Тихонова. — Казань, 1997.-194 с.
- Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1984. — 520 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М., 1926.-346 с.
- Гавриловен, К. В. Гуманистическое воспитание в школе / К. В. Гавриловец. Минск: Полымя, 2000. — 128 с.
- Гессен, С. И. Основы педагогики : введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / М-во образования Рос. Федерации. М., 2000. -36 с.
- Государственный университет — Высшая школа экономики Электронный ресурс. М., 1993−2009. — Режим доступа: www.hse.ru
- Гузаиров, В. Ш. Формирование личности специалиста в техническом вузе : монография / В. Ш. Гузаиров. Белгород: Изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова., 2003. -136 с.
- Давыденко, Т. М. Теоретические основы рефлексивного управления школой : дис.. д-ра пед. наук / Т. М. Давыденко. М., 1996. — 406 с.
- Данакин, Н. С. Деятельность и общение / Н. С. Данакин, Т. В. Кузьмина. Белгород: Центр соц. технол, 1997. — 102 с.
- Данилов, Д. А. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров : организационно-педагогические основы / Д. А. Данилов, Е. С. Никитина. Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2003. — 160 с.
- Екимова, С. Студенческое самоуправление / С. Екимова // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 57−58.
- Зборовский, Г. Е. Образование : от XX к ХХЗ веку / Г. Е. Зборовский. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2000. — 301 с.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2000. — 384 с.
- Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
- Игнатьев, В. П. Содержание и структура региональной системы профессионального образования Республики Саха (Якутия): учеб. пособие / В. П. Игнатьев. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2002. — 143 с.
- Измайлов, А. Э. Народная педагогика : педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана / А. Э. Измайлов. М.: Педагогика, 1991. -256 с.
- Ильин, Е. П. Стиль деятельности : новые подходы и аспекты / Е. П. Ильин // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 85−93.
- Ишков, А. Д. Учебная деятельность студента : психологические факторы успешности: монография / А. Д. Ишков. М.: Изд-во АСВ, 2004. — 224 с.
- Кабуш, В. Т. Система гуманистического воспитания школьников / В. Т. Кабуш. Минск: Полымя, 2000. — 248 с.
- Кабуш, В. Т. Ученическое самоуправление : теория и практика / В. Т. Кабуш. Минск, 1999.
- Казакевич, В. М. О примерных программах основного общего образования по образовательной области «Технология» / В. М. Казакевич // Школа и производство. 1998. — № 6. — С. 2−6.
- Казакевич, Т. А. Интеграция образовательных программ среднего и высшего профессионального образования : дис.. канд. пед наук: 13.00.01 / Т. А. Казакевич- Моск. гос. пед. ун-т. М., 2001. — 165 с.
- Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев- вступ. ст. П. А. Лебедева- под. ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
- Караковский, В. А. Управление воспитательной системой школы / В. А. Караковский. М., 1999. — 142 с.
- Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция : исправление недостатков характера у детей и подростков: кн. для учителя / В. П. Кащенко. — 2-е изд. М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
- Кирпичник, А. Г. Путь к коллективу : кн. для учителей / А. Г. Кирпичник, Р. С. Немов. М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
- Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий: тексты / Е. А. Климов- под ред.: Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.
- Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2003.-176 с.
- Колмогорова, О. А. Студенческое самоуправление в вузе как средство профессионального становления личности специалиста : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. А. Колмогорова- Магнитог. гос. ун-т. Магнитогорск, 2007. — 23 с.
- Колмогорова, О. А. Студенческое самоуправление в вузе как средство профессионального становления личности специалиста : дис.. канд. пед. наук :1300.08 / О. А. Колмогорова- Магнитог. гос. ун-т. Магнитогорск, 2007. — 182 с.
- Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1955.
- Кон, И. С. В поисках себя. Личность и самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2002. № 1.-С. 3−16.
- Коротов, В. М. Развитие воспитательных функций коллектива (Проблемы общей методики воспитательного процесса) / В. М. Коротов. М.: Педагогика, 1974. — 280 с.
- Коротов, В. М. Система самоуправления школьников и педагогическое руководство им : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. М. Коротов. М., 1963.
- Корчак, Я. Педагогическое наследие / Я. Корчак- авт. вступ. ст. и коммент. М. Н. Кузьмин. М.: Педагогика, 1990. — 267 с.
- Коханович, Л. И. Гуманитарная подготовка студентов : опыт проблемы / Л. И. Коханович, Т. А. Тартарашвили, Р. Ф. Шахова // Система воспитания в высшей школе. М.: НИИВО, 1991. — 38 с.
- Крещенко, И. Н. Развитие личности студента в условиях различных педагогических технологий / Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление: тез. докл. научн. конф., 25−28 мая 1993 г. 4.1. / ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1993. — С.147−149.
- Коханович, Л. И. Создание гуманитарной сферы в вузе / Л. И. Коханович, Л. П. Рябов, Г. А. Аминова. М.: НИИВО, 1993. -42 с.
- Крикунов, А. С. Социально-психологические основы организованности коллектива / А. С. Крикунов, А. С. Чернышев. Воронеж: Изд-во Воронеж, унта, 1991.-161 с.
- Крупская, Н. К. Избранные педагогические труды / Н. К. Крупская- под ред.: А. М. Арсеньева и др. М.: Педагогика, 1980. — 495 с.
- Крупская, Н. К. О школьном самоуправлении / Н. К. Крупская. — М., 1964.
- Кузнецов, В. В. Педагогическая культура / В. В. Кузнецов // Профессионал. 1996. — № 5. — С. 10−15.
- Кузьмина, Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 45−56.
- Куликова, JI. Н. Гуманизация образования и саморазвития личности / JI. Н. Куликова. Хабаровск, 2001. — С. 162−163.
- Куликова, Л. Н. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. — 315 с.
- Кулютин, Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю. Н. Кулютин, Г. С. Суховская. Л., 1972. — С. 7−16.
- Кусаинова, М. А. Психолого-гуманистические принципы обучения: стратегия реализации / М. А. Кусаинова // Высшее образование сегодня. 2007. — № 6.-С. 24−29.
- Кэттелл Р. Психология индивидуальности. Факторные теории личности / Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Г. Оллпорт. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 128 с.
- Леонова, Е. Н. Адаптация как стремление к субъектности / Е. Н. Леонова // Высшее образование сегодня. 2007. — № 6. — С. 63−65.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность /
- A. Н. Леонтьев. -М., 1975. 305 с.
- Лисовский, В. Т. Методологические основы педагогики /
- B. Т. Лисовский. Самара, 1998. — 199 с.
- Лисовский, В. Т. Советское студенчество : социологические очерки /
- B. Т. Лисовский. -М.: Высш. шк., 1990. 302 с.
- Локк, Дж. Избранные философские произведения / Дж. Локк. — М., 1960.-Т. 1.-338 с.
- Лутошкин, А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива / А. Н. Лутошкин. -М.: Знание, 1978. 48 с.
- Лысенкова, С. Н. Жизнь моя школа, или право на творчество /
- C. Н. Лысенкова. М.: Новая школа, 1995. — 240 с.
- Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1990. — 414 с.
- Максимов, Г. Н. Философия и образование / Г. Н. Максимов- М-во образования Респ. Саха (Якутия), Ин-т повышения квалификации работников образования. — Якутск, 2004. 128 с.
- Максимова, Н. А. Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза (на примере специальности «Электроснабжение»): автореф. дис.. канд. пед наук / Н. А. Максимова- Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова Якутск, 2004. — 19 с.
- Маливанов, Н. Проектирование системы формирования профессионально важных качеств инженера в системе непрерывного образования / Н. Маливанов // Вестник высшей школы Alma mater. 2005. — № 1. — С. 52- 56.
- Малькова, 3. А. Сравнительная педагогика: учеб. пособие / 3. А. Малькова, Б. JI. Вульфсон. М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с. — (Б-ка педагога-практика).
- Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М., 1996.-306 с.
- Мартынова, М. Д. Активная жизненная позиция по-американски / М. Д. Мартынова // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2003. — № 6 (12). — С. 21−22.
- Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности: сб. науч. ст. / под ред.: Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — 142 с.
- Материалисты Древней Греции: собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Политиздат, 1956. — 410 с.
- Матушкин, С. Е. Проблемы духовно-нравственного воспитания / С. Е. Матушкин // Вестник Челябинского университета. Сер. 5: Педагогика. Психология. 2001. — № 1. — С. 4−12.
- Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
- Методология и организация элитной подготовки / А. Петров,
- B. Мануйлов, В. Приходько и др. // Высшее образование в России. 2003. — № 4.1. C. 56.
- Минаева, Е. А. Развитие профессионального самоопределения студентов туристского вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. А. Минаева — Рос. междунар. акад. туризма. М., 2008. — 24 с.
- Мирошниченко, JI. Программа воспитания культуры толерантности в университете / JI. Мирошниченко, А. Шарафеева // Высшее образование в России. -2007.-№ 9.-С. 95−97.
- Митина, JI. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Флинта, 1998. — 200 с.
- Модернизация студенческого самоуправления в высшей школе: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред.: Г. П. Максимовой, А. И. Галкина и др. Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2008. — 452 с.
- Мордовская, А. В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников: (с использованием материалов этнопедагогики саха) / А. В. Мордовская. М.: Academia, 2000. — 176 с.
- Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания / А. В. Мудрик. М.: Пед. о-во России, 2001. — 320 с.
- Мудрик, А. В. Социализация вчера и сегодня / А. В. Мудрик. М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2006. — 432 с.
- Мухаметзянова, Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы / Г. В. Мухаметзянова. Казань: ИССО РАО, 1996. -328 с.
- Мухаметзянова, Г. В. Трудовое и эстетическое воспитание студентов / Г. В. Мухаметзянова. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1991. — 184 с.
- Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М. — Воронеж: МОДЭК, 1995. — 300 с.
- Надеева, М. И. Гуманитаризация образования в философии реформирования высшей технической школы / М. И. Надеева. Казань: ИССО РАО, 1997. — 112 с.
- Науменко, Ю. В. Проектирование здоровьеформирующего образования / Ю. В. Науменко // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 5. — С. 4650.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации Электронный ресурс. // Справочно-правовая система «ГАРАНТ». Электрон, дан.- М.: ООО НПП «Гарант-сервис», 2009.
- Нейматов, Я. М. Образование в XXI веке : тенденции и прогнозы / Я. М. Нейматов. М.: Алгоритм, 2002. — 408 с.
- Новикова, JI. И. Самоуправление в школьном коллективе / Л. И. Новикова. М., 1988. — 243 с. 13 606 итогах Всероссийского конкурса моделей организации студенческого самоуправления // Вестник образования России. 2004. — № 19.- С. 59−65.
- Овчинников, В. В. Студенческое самоуправление в России, социологический анализ : дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 / В. В. Овчинников- Рос. гос. соц. ун-т. М., 2007. — 132 с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова РАН- Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд-е, доп. — М.: АТЕМП, 2004. — 944 с.
- Олпорт, Г. Личность в психологии / Г. Олпорт. М.: КСП+, 1998.345 с.
- Основы социальной работы: учебник / под ред. П. Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 2002. — 395 с.
- Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу Электронный ресурс. // Справочно-правовая система «ГАРАНТ». Электрон, дан. — М.: ООО НПП «Гарант-сервис», 2009.
- Певзнер, В. М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. М. Певзнер, Новгород, гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2005. — 28 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Науч. изд-во «БРЭ», 2002. — С. 528.
- Пейсахов, Н. М. Практическая психология : (научные основы) / Н. М. Пейсахов, М. Н. Шевцов. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1991. — 119 с.
- Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / И. Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1981. — Т. 1. — 336 с.- Т. 2. — 416 с.
- Петрова, М. Ю. Социально психологические особенности развития военно-профессиональной направленности курсантов : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / М. Ю. Петрова — Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 2007. — 22 с.
- Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Петровский, А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 15−29
- Петровский, А. В. Индивид и его потребность быть личностью / А. В. Петровский, В. А. Петровский // Вопросы философии. 1982. — № 3.
- Петрунева, Р. Гуманитарная среда в инженерном вузе / Р. Петрунева, Н. Дулина, В. Токарев // Высшее образование в России. -1999. № 5. — С. 48−50.
- Петрущенков, А. В. Центр информационной культуры в системе университетского Интернет Центра : дис.. канд. пед. наук / А. В. Петрущенков. Калининград, 2000. — 155 с.
- Пикалов, Ю. Воспитание в педагогическом вузе / Ю. Пикалов // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 56−57.
- Платонов, К. К. Личность и труд / К. К. Платонов. М.: Мысль, 1965. — 264 с.
- Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986. — 255 с.
- Поздняков, С. В. Тестирование в психологической диагностике / С. В. Поздняков. М.: ТЦ «Сфера», 2004. — 128 с.
- Пойманова, Э. И. Организационно-педагогические условия развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Э. И. Пойманова. Кострома, 2006. — 27 с.
- Помелова, Н. А. Студенческое самоуправление как социальный институт : дис.. канд. соц. наук: 22.00.04 / Н. А. Помелова. Саранск, 2006. -171 с.
- Поснова, Г. В. Гуманистическая направленность воспитательной деятельности в современной школе : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. В. Поснова. Петрозаводск, 1996. — 188 с.
- Приходько, Н. И. Педагогические основы ученического самоуправления : кн. для учителя / Н. И. Приходько. М.: Просвещение, 1990. -124 с.
- Пролеева, Л. М. Формирование гуманистической направленности личности подростка в условиях совместной общественно полезной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. М. Пролеева- Удмурт, гос. ун-т. Ижевск, 2005. — 23 с.
- Пропп, В. Концепция воспитательной работы / В. Пропп // Высшее образование в России. 2007. — № 1. — С. 83−85.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / К. А. Абульханова Славская, Л.. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский и др. — Рос. акад. наук, Ин-та психологии. — М.: Изд-во Инта психол. РАН, 1997. — 576 с.
- Психология: словарь / под ред.: А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Рекомендации всероссийской конференции «Студенческое самоуправление: школа демократии и лидерства» (Москва, 25 янв. 2003) // Вестник образования России. 2003. — № 9. — С. 25−28.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс- пер. с англ. М. М. Исениной. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
- Рожков, М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учеб.-метод. пособие / М. И. Рожков. М.: ВЛАДОС, 2002. — 156 с.
- Розанов, В. В. Анализ опыта и перспективы совершенствования деятельности любительских клубов и объединений : метод, пособие /
- B. В. Розанов, В. Н. Рыбаков- Всерос. науч.-метод. центр народ, творчества и культ, просвет, работы им. Н. К. Крупской. М.: Всерос. НМЦНТИКПР, 1988. -102 с.
- Росина, Н. Гуманизация вузовского обучения : интеграция личностных и предметных измерений / Н. Росина // Высшее образование в России. 2007. — № 6. — С. 46−48.
- Рубинштейн, С. JI. Проблемы общей психологии /
- C. Л. Рубинштейн. М.: АН СССР, 1976. — 416 с.
- Русакова, Т. А. Не самоуправство — а самоуправление / Т. А. Русакова // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2002. — № 1. — С. 1516.
- Руссо, Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж. Ж. Руссо // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А. И. Пискунов. 2-е изд., перераб. -М., 1981.-С. 203−238.
- Саввинов, Т. Т. Информационные технологии в сфере образования / Т. Т. Саввинов, Д. А. Данилов, Е. А. Барахсанова. М.: Academia, 2002. — 250 с.
- Сидорова, А. Студенческое самоуправление: теория и практика / А. Сидорова // Вестник высшей школы. 2000. — № 2. — С. 34−35.
- Сластенин, В. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. М.: Академия, 2001. -480 с.
- Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин, В. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
- Смирнова, Е. Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием / Е. Э. Смирнова. JI.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 136 с.
- Кухтевич, Т. Н. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания / Т. Н. Кухтевич- под ред. В. М. Прокопенко. -М.: Изд-во МГУ, 1992. 120 с.
- Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. -Минск.: Современное слово, 2001. 928 с.
- Солдатенков, А. Д. Воспитательная работа в высшем учебном заведении : монография / А. Д. Солдатенков, Т. И. Кузнецова, Т. Г. Мясоедова. М.: РИЦ «Альфа», 2001. — 59 с.
- Чернышев, А. С. Социально-психологические аспекты организованности первичных коллективов школьников и студентов : межвуз. сб. науч. тр. / А. С. Чернышев- под ред.: А. С. Крикунов, И. С. Полонского. Курск, 1984. — 98 с.
- Социология молодежи: учебник / под ред. д-ра социол. наук, проф., чл.-кор. РАН В. Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2007. — 335 с.
- Сухобская, Г. С. Формирование творческого мышления педагога как социально-педагогическая проблема / Г. С. Сухобская // Проблемы высшего педагогического образования: сб. науч. тр. Л., 1977. — С. 3−4.
- Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. М.: Шк. пресса, 2003. — 189 с.
- Тимерманис, И. Е. Студенческое самоуправление как ресурс общественного развития : дис.. д-ра соц. наук: 22.00.08 / И. Е. Тимерманис. СПб., 2006. — 249 с.
- Тихонова, JI. П. Гуманитарное образование: региональный аспект / Л. П. Тихонова//Профессиональное образование. 1996. — № 1. — С. 62−73.
- Толстой, Л. Н. Избранные педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. М.: Учпедгиз, 1953. — 444 с.
- Толстякова, М. Н. Педагогические условия формирования информационной культуры будущих инженеров : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / М. Н. Толстякова- Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 2007. -158 с.
- Трегубова, Т. М. Международные социальные службы : многообразие моделей и действий / Т. М. Трегубова- Рос. акад. наук. Казань: Печатный Двор, 2002.-195 с.
- Уманский, Л. И. Психология и педагогика работы комсорга / Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин. 3-е изд. М.: Мол. гвардия, 1984. — 206 с.
- Уманский, Л. И. Организатор и организаторская деятельность / Л. И. Уманский, И. С. Мангутов- М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. 312 с.
- Успенский, В. Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность : учеб. пособие / В. Б. Успенский, А. П. Чернявский. М.: Владос, 2003. — 174 с.
- Ученическое самоуправление в школе: сегодня и завтра / под ред. Л. Ю. Гордина. Киев: Радянська школа, 1989. — 334 с.
- Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 576 с.
- Ушамирская, Г. Функциональный статус интегрированной системы образования в регионе / Г. Ушамирская // Вестник высшей школы. 2003. — № 1. -С. 18−25.
- Фаустова, Э. Межличностные отношения в студенческой среде / Э. Фаустова//Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С. 96−97.
- Федеральная программа развития образования: приложение к Федеральному закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ // Российская газета. 2000. — 13−17 апр.
- Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности: избранные труды: в 2 т. / Д. И. Фельдштейн — Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. М.- Воронеж: МОДЭК, 2005. — Т. 1. — 566 е.- Т. 2. — 455 с.
- Филатова, М. Н. Гуманизация и мотивация / М. Н. Филатова // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2002. — № 6. — С. 10−13.
- Филонов, Г. Н. Воспитание как социально-педагогический феномен : стратегия развития / Г. Н. Филонов. М.: НИИ семьи и воспитания РАО, 2000. -160 с.
- Филонов, Г. Н. Воспитание личности школьника / Г. Н. Филонов. М.: Педагогика, 1985. — 224 с.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 509 с.
- Франкли, С. JI. Духовные основы общества. Введение в социальную философию / С. Л. Франкли // Русское зарубежье: из истории социальной и правовой мысли. Л.: Наука, 1991. — С. 276−314.
- Хазова, Л. В. Мировой опыт и тенденции развития высшего образования : (гуманитарный аспект) / Л. В. Хазова- Краснояр. гос. техн. ун-т. -Красноярск: Изд-во КГТУ, 1994. 95 с.
- Хайруллина, Э. Р. Формирование у студентов технического вуза призвания к профессии инженера : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Э. Р. Хайруллина. Казань, 2000. — 161 с.
- Харченко, В. К. Как заниматься наукой / В. К. Харченко- Белгород, гос. пед. ун-т. Белгород: Изд-во БГПУ, 1996. — 208 с.
- Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию / пер. с англ. — СПб.: Совместное изд-во Восточно-европейского института психоанализа и Б.С.К, 1997.-315 с.
- Чучалин, А. Качество инженерного образования : мировые тенденции в терминах компетенций / А. Чучалин, О. Боев, А. Криушова // Высшее образование в России. 2006. — № 8. — С. 9−17.
- Шаталов, В. Ф. Педагогическая проза / В. Ф. Шаталов. Архангельск: Северо-Западное кн. изд-во, 1990. — 382 с.
- Шафигуллина, Н. Т. Развитие форм организации студенческого самоуправления в педагогическом вузе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Т. Шафигуллина, Казан, гос. пед. ун-т. Казань, 2005. — 19 с.
- Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / под ред. Н. П. Кузьмина. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 304 е.- Т. 2. — 414 с.
- Шелкунова, О. В. Творческая самореализация студентов в учебном процессе : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Шелкунова. -Иркутск, 2005. -180 с.
- Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Академия, 1999. — 288 с.
- Штоф, В. А. Роль моделей в познании / В. А. Штоф. Л.: Изд-во ЛГУ, 1963.-52 с.
- Шулус, А. Воспитание профессионалов / А. Шулус // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 118−120.
- Щербаков, Г. С. Профессиональная направленность информационно-технологической подготовки студентов туристского вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Г. С. Щербаков- Рос. междунар. акад. туризма. М., 2007. -21 с.
- Щербаков, А. И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя / А. И. Щербаков // Вопросы психологии. 1981. — № 5. — С. 13−21.
- Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. о-во России. — С. 48.
- Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов. М.: Добросвет, 1998. — 596 с.
- Якиманская, И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1999. -№ 3.-С. 39−48.
- Янушевский, В. Н. Педагогическое моделирование профессионального развития студентов-филологов в вузе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / В. Н. Янушевский- Мордов. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. Ульяновск, 2007. -27 с.
- From Is to Ought: how to commit the naturalistic failed and get away with it in the study of moral development // (Ed.) Mischell T. Cognitive Development and Epistemology. -N.Y., 1971. (Кольберг JI.)226. http. V/www.gimnazia 70.spb.ru/