Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование системы управления сферой обращения твердых отходов муниципальных образований в регионе: На примере Ростовской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для реализации поставленной цели в диссертационном исследовании сформулированы следующие задачи: уточнить и расширить категориальный аппарат исследования проблемы совершенствования системы управлением сферой обращения ТОМОсформировать теоретико-методологические подходы к совершенствованию системы управления сферой обращения ТОМО в регионеразработать схему государственной структуры управления… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические принципы организации системы управления сферой обращения твердых отходов муниципальных образований
    • 1. 1. Экономическое содержание системы управления сферой обращения твердых отходов муниципальных образований
    • 1. 2. Институционально-инструментальное обеспечение регулирования системы управления сферой обращения твердых отходов муниципальных образований
    • 1. 3. Диагностика состояния и тренд эволюционной динамики системы управления сферой обращения твердых отходов муниципальных образований в Ростовской области
  • 2. Концептуальная модель организационно-экономического обеспечения функционирования системы управления сферой обращения твердых отходов муниципальных образований
    • 2. 1. Структура управления сферой обращения твердых отходов муниципальных образований в системе государственного регулирования
    • 2. 2. Функциональная модель системы управления сферой обращения твердых отходов муниципальных образований и её рыночной инфраструктуры на региональном уровне
  • 3. Механизм совершенствования системы управления сферой обращения твердых отходов муниципальных образований в регионе
    • 3. 1. Средства организации совершенствования системы управления сферой обращения твердых отходов муниципальных образований региона
    • 3. 2. Стратегические перспективы и приоритеты совершенствования системы управления сферой обращения твердых отходов муниципальных образований в Ростовской области

Совершенствование системы управления сферой обращения твердых отходов муниципальных образований в регионе: На примере Ростовской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Управление сферой обращения твердых отходов муниципальных образований региона (ТОМО) затрагивает различные стороны социально-экономического развития и направлено на снижение уровня негативного влияния на состояние окружающей среды, а также подразумевает для осуществления этой цели использование современных достижений научно-технического прогресса.

Происходящие процессы урбанизации территорий, развития производственной, социальной и инфраструктурной сфер городов приводят к ухудшению экологических условий проживания населения, в особенности в крупных мегаполисах, где хозяйственная деятельность наиболее сконцентрирована и на ограниченной территории сосредоточены значительные ресурсы, что приводит к увеличению объемов ТОМО.

Усиливающееся загрязнение окружающей среды ТОМО обусловлено тем, что административные природоохранные структуры утрачивают своё влияние на обеспечение процесса рационального их использования. Это в первую очередь объясняется сокращением финансирования мероприятий по развитию ресурсосберегающих технологий и организации переработки ТОМО.

В настоящее время для коренного изменения складывающейся ситуации в регионах России, в частности в Ростовской области, необходимо в системе мер социально-экономической политики предусмотреть возможности совершенствования структуры и системы управления сферой обращения ТОМО.

Все вышеизложенное и обусловило выбор темы диссертационного исследования, логику осуществленного в нем анализа, его цели и задачи.

Степень разработанности проблемы. Проблемам управления сферой обращения отходов, в том числе и твердых отходов муниципальных образований, посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых. Наиболее значимы по этой проблематике труды Н. Ф. Абрамова, А. У. Альбекова, В .Я. Варшавского, В. Н. Винниченко, Л. П. Грибанова, А. Д. Козлова, Л. Крэмера, В. Г. Игнатова, К. Иоримото, А. Б. Лифшица, О. А. Макарова, Ю. А. Мелкумова, А. Н. Мирного, П. М. Нестерова, Л. С. Скворцова, В. А. Улицкого,.

Л.Г. Федорова, X. Хельтера, Н. В. Чепурных, О. М. Черпа, Д. Шрамма, А. Г. Юдина и др.

Среди исследований, посвященных различным аспектам совершенствования системы управления сферой обращения отходов, в том числе и твердых отходов муниципальных образований, и вовлечения их в хозяйственный оборот необходимо отметить исследовательские работы: Н. Н. Бурцевой, В. М. Гарина, И. Г. Гусевой, А. З. Ощепковой, Р. Т. Давыдовой, Н. Г. Давыдовой, С. Н. Дегтерева, В. В. Журковича, А. Д. Зимина, С. Коллети, О. С. Кочетова, В. Л. Лаврова, А. В. Минькова, А. Г. Николаева, И. М. Поповой, С. Г. Тяглова, Е. В. Федорова, А. Г. Хвостикова, Н. В. Хильченко, Е. В. Щербиной и др.

Однако вопросы совершенствования управления региональной системой сферы обращения ТОМО в рамках социально-экономической политики I посредством формирования рыночного механизма и его институтов недостаточно проработаны, что и определяет актуальность исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе содержательного анализа и оценки системы управления сферой обращения твердых отходов муниципальных образований разработать комплекс приоритетных направлений её совершенствования, интегрированных в механизм формирования рыночных отношений в сфере обращения ТОМО с учетом возможности государственного стимулирования рационального природопользования.

Для реализации поставленной цели в диссертационном исследовании сформулированы следующие задачи: уточнить и расширить категориальный аппарат исследования проблемы совершенствования системы управлением сферой обращения ТОМОсформировать теоретико-методологические подходы к совершенствованию системы управления сферой обращения ТОМО в регионеразработать схему государственной структуры управления сферой обращения ТОМО посредством разграничения полномочий между федеральным, федеральным окружным, региональным и местным уровнями властисистематизировать и развить основные административные и экономические инструменты по регулированию деятельности в сфере обращения ТОМОпредложить направления развития рыночных отношений в системе управления сферой обращения ТОМОразработать предложения и практические рекомендации по стимулированию развития раздельного сбора ТОМО, по формированию интегрированных бизнес-структур (ИБС), электронной биржи в сфере обращения ТОМОопределить приоритеты и перспективы развития системы управления сферой обращения ТОМО на основе методов анкетированияразработать систему прогнозирования развития системы управления сферой обращения ТОМО.

Объектом исследования является система управления сферой обращения ТОМО как составляющая управления социально-экономическим развитием региона.

Предметом исследования выступают организационно-экономические условия и отношения совершенствования механизма эффективного управления сферой обращения ТОМО в регионе.

Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные положения экономики и управления охраной окружающей среды и природопользования, работы ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления сферой обращения ТОМО, раскрывающие общие закономерности развития системы управления сферой обращения ТОМО, основные положения социально-экономической политики и теории государственного регулирования экономики, а также фундаментальные концепции и гипотезы взаимодействия общества и природы в процессе обращения ТОМО, труды классиков экономической науки.

Инструментарно-методический аппарат. В процессе диссертационного исследования были применены различные методические подходы, в том числе, нормативный и системный подходы к исследованию процесса совершенствования системы управления сферой обращения ТОМО, методы логического, финансово-экономического, сравнительного анализа, методы экономико-статистического моделирования, прогнозирования и анкетирования.

Обработка и анализ статистических материалов, проведение аналитических расчетов выполнялись с использованием инструментария программных средств, что в целом позволило обеспечить достоверность результатов экономического анализа и обоснованность выводов, рекомендаций и предложений.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе официальных данных федеральных, региональных и муниципальных органов Госкомстата, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Ростовской области, Министерства промышленности, энергетики и природных ресурсов Ростовской области, Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области, Муниципального учреждения «Департамент ЖКХ и энергетики» города Ростова-на-Дону, материалов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых и научных статей, федеральных, региональных и муниципальных программ эколого-экономического развития природопользования, оригинальных материалов периодической печати, внутренней управленческой документации и данных бухгалтерской, статистической отчетности ООО «Ростовский мусороперерабатывающий комплекс», информационных ресурсов международной информационной системы Internet, характеризующих процесс обращения ТОМО в Ростовской области и других регионах РФ, а также результатов проведенного анкетирования населения и специалистов, занимающихся проблемами обращения отходов.

Нормативно-правововую базу исследования составляют Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, а также региональные и местные законодательные и нормативные акты Воронежской, Волгоградской, Московской и Ростовской областей, органов местного самоуправления, затрагивающие вопросы обращения ТОМО.

Логика исследования заключается в последовательном движении от сущностного исследования теоретико — методологических принципов организации системы управления сферой обращения ТОМО и её проблем, функционального моделирования системы и структуры управления сферой обращения ТОМО и её рыночной инфраструктуры на региональном уровне к разработке концептуальной модели организационно-экономического обеспечения функционирования системы управления сферой обращения ТОМО I и далее — к основным средствам организации, стратегическим перспективам и приоритетам совершенствования системы управления сферой обращения ТОМО.

Концепция диссертационного исследования базируется на гипотезе, согласно которой совершенствование системы управления сферой обращения ТОМО в регионе связано с формированием экономических условий и использованием инструментов, направленных на стимулирование всех субъектов процесса обращения ТОМО к разработке и реализации мер по снижению загрязнения окружающей среды ТОМО и обеспечение их рационального поведения в направлении экологически устойчивого развития территорий. Важной составляющей управления социально-экономическим развитием региона должна стать эффективная система управления сферой обращения ТОМО, опирающаяся на рыночные саморегулирующиеся механизмы и государственную поддержку мер по снижению загрязнения окружающей среды ТОМО и максимальному вовлечению ТОМО в хозяйственный оборот региона, что позволит обеспечить экологическую безопасность и ресурсосбережение.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Проблема совершенствования системы управления сферой обращения ТОМО обуславливает необходимость ликвидации неоднозначности толкования базовых терминов, характеризующих и определяющих её суть. Вследствие этого, предлагается новая категория — твердые отходы муниципальных образований как совокупность отходов, охватывающих фактически вовлекаемые в обращение отходы потребления и частично производства. Такое определение позволяет исключить двусмысленное толкование, приводящее к возникновению хозяйственных споров между различными субъектами экономической деятельности в сфере обращения ТОМО.

2. Совершенствованию системы управления обращением ТОМО будет способствовать выделение в отдельную сферу деятельности — сферы обращения.

ТОМО, объединяющую все образующие ее виды экономической деятельности, в соответствии с общероссийским классификатором. Это позволит сформировать гибкую современную структуру управления сферой обращения ТОМО на базе федерального органа, который необходимо создать в составе соответствующего министерства РФ. При создании федерального органа управления сферой обращения ТОМО необходимо сформировать условия для совершенствования действующих систем её управления.

3. Современная социально — экономическая политика в сфере обращения ТОМО не обеспечивает экологическую безопасность и замещение первичных ресурсов вторичными посредством стимулирования деловой активности в сфере обращения ТОМО, в связи с чем для достижения обратного эффекта данной политики необходимо в основу формирования современной системы управления сферой обращения ТОМО положить принципы рационального разграничения функций между федеральным, федеральным окружным, региональным (субъекта Российской Федерации) и местным (муниципальным) уровнями управления сферой обращения твердых отходов муниципальных образований с учетом процессов демонополизации и многообразия форм собственности.

4. Существующие стратегии развития системы управления сферой обращения ТОМО на всех уровнях власти в России не отвечают в полной мере современным условиям и не учитывают основные положения концепции устойчивого развития. Стратегия совершенствования существующей системы обращения ТОМО в регионе должна быть направлена на обеспечение качества предоставления услуг по сбору и вывозу ТОМО и повышения инвестиционной привлекательности деятельности в сфере обращения ТОМО и реализовываться за счет рыночного механизма, основой которого является развитие предпринимательства в данной сфере и создание условий для раздельного сбора ТОМО по компонентам. Это позволит использовать метод комплексной переработки ТОМО, а также сформировать в рамках системы управления сферой обращения ТОМО рынки услуг по сбору и вывозу ТОМО, продукции мусороперерабатывающих предприятий (комплексов) и твердых отходов муниципальных образований и создать условия для совершенствования прямых и косвенных инструментов государственного регулирования данной сферы.

5. В современной системе управления сферой обращения ТОМО в РФ и её регионах отсутствуют рыночные элементы, что тормозит прогрессивное и перспективное развитие данной сферы. Поэтому совершенствование системы управления сферой обращения ТОМО в регионе должно способствовать стимулированию создания современных рынков и рыночных институтов, таких как электронная биржа ТОМО и/или инновационно — технологические центры, интегрированные бизнес-структуры, что является важным и эффективным средством решения социально — экономических и экологических проблем в регионе. Создание в регионах интегрированных бизнес — структур в сфере I обращения ТОМО позволит обеспечить единство деятельности по сбору и вывозу ТОМО (добыча и транспортировка сырья), сортировке и переработке ТОМО (сырья), производству из ТОМО товаров народного потребления, что создаст в перспективе стабильную институциональную основу для формирования совершенной системы управления сферой обращения ТОМО в регионе.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке концептуальных основ механизма совершенствования системы управления сферой обращения ТОМО, базирующегося на учете накопленного опыта решения проблем обращения ТОМО и нацеленного на повышение эффективности на всех уровнях управления, полной реализации инновационного потенциала интегрированных бизнес — структур и бирж ТОМО, а также в разработке моделей функционирования структуры и системы управления сферой обращения ТОМО.

К числу положений, содержащих элементы приращения научного знания, относятся:

1. В научный оборот введено понятие «твердые отходы муниципальных образований», включающее отходы потребления и производства, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и на предприятиях, а также иные отходы, ответственность за утилизацию которых источниками их образования делегирована органам местного самоуправления. Доказано, что различные составляющие ТОМО не должны смешиваться между собой, а утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономичными и экологически приемлемыми способами.

2. Предложена структура многоуровневого управления сферой обращения ТОМО в регионе, предусматривающая разделение функций управления сферой обращения ТОМО по уровням власти и содержащая взаимодействующие элементы (Комитеты, службы и отделы, курирующие сферу обращения ТОМО на различных уровнях власти), определяющие основу согласованной деятельности в сфере обращения ТОМО.

3. Сформирован организационно — экономический механизм взаимодействия различных функциональных элементов системы управления обращением ТОМО (источниками образования ТОМОпредприятиями, занимающимися обращением ТОМОэлектронной биржей ТОМОорганами управления сферой обращения ТОМО), предусматривающий государственное регулирование в условиях рыночной экономики, заключающиеся в дифференциации его целей воздействия, условий их достижения, направлений воздействия, инструментов в разрезе рынков сферы обращения ТОМО.

4. Разработана двухвариантная схема формирования электронной биржи ТОМО в Ростовской области, учитывающая размеры, источники и формы требуемых для её функционирования финансовых ресурсов, предусматривающая организацию инновационно-технологических центров, которые являются электронными базами данных о составе и объеме компонентов ТОМО. Определено, что на их базе впоследствии при наличии соответствующих финансовых ресурсов может быть создана электронная биржа ТОМО, на которой в режиме реального времени будут осуществляться сделки купли-продажи ТОМО и их ценных компонентов, и в перспективе, в случае необходимости, возможна организация стационарных бирж ТОМО.

5. Предложен механизм создания в регионе интегрированных бизнес-структур, предполагающий организацию нескольких крупных интегрированных бизнес-структур (две-три), которые бы на время становления и развития самостоятельной сферы обращения ТОМО объединили в своем составе все предприятия, занимающиеся обращением ТОМО на определенной территории.

Теоретическая и практическая значимость определяется актуальностью поставленных задач и достигнутым уровнем разработанности проблематики и состоит в том, что на основании диссертационного исследования сделаны выводы и внесены практические предложения по совершенствованию системы управления сферой обращения ТОМО, развитию методологии моделирования и методик использования статистических методов в системе экономики отходов в целях повышения эффективности управления сферой обращения ТОМО посредством формирования адекватной современным эколого-экономическим принципам и положениям структуры и системы управления сферой обращения ТОМО.

Предложенные рекомендации и аналитические выводы исследования могут быть использованы различными хозяйствующими субъектами регионов, а также администрациями регионов и городов при разработке региональных программ, постановлений, решений, законов, рекомендаций, касающихся сферы обращения ТОМО.

Диссертационная работа содержит обширный репрезентативный статистический материал по основным социально-экономическим показателям, объемам образования ТОМО и их полезному использованию, который позволяет объективно оценить состояние системы управления сферой обращения ТОМО в Ростовской области.

Материалы диссертации могут быть также использованы при разработке методического обеспечения для преподавания учебных дисциплин «Региональная экономика», «Государственное регулирование природоохранной деятельности», «Экономика природопользования», «Экономика отходов».

Апробация результатов исследования. Основные концептаульно-теоретические положения и выводы диссертационного исследования, и I прикладные рекомендации докладывались на ряде международных, региональных научно-практических конференций и семинарах в г. Ростове-на-Дону, где получили положительную оценку.

Предложенные автором концептуальные подходы по совершенствованию системы управления сферой обращения ТОМО приняты к реализации Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ Ростовской области, МУ «Департамент ЖКХ и энергетики» г. Ростова-на-Дону. Теоретические выводы и положения используются в учебном процессе в Ростовском государственном экономическом университете «РИНХе».

Публикации. По тематике диссертационной работы опубликовано 9 I печатных работ общим объемом 3,3 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, 7 параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка использованной литературы (192 наименования) и 19 приложений. Работа изложена на 199 страницах текста, содержит 14 таблиц, 8 рисунков.

В заключение можно сделать следующие выводы.

1. Сложившаяся в последнее десятилетие на территории Ростовской области крайне напряженная ситуация с накоплением, хранением, переработкой, утилизацией и захоронением твердых отходов муниципальных образований способствует увеличению загрязнения окружающей природной среды, нерациональному использованию земельных ресурсов, значительному экологическому ущербу и представляет собой угрозу здоровью населения. В технологическом отношении основная проблема заключается в том, что до сих пор, по сути дела, не найден экономически приемлемый подход, позволяющий справляться с той лавиной твердых отходов муниципальных образований, которую стало производить население Ростовской области в последние десятилетия.

2. В ходе сравнительного теоретико-практического анализа категорий «твердые бытовые отходы» и «твердые отходы муниципальных образований» установлено, что термин ТОМО более конкретизирован, охватывает фактически вовлекаемые в обращение отходы потребления и частично производства и соответствует действующему в России законодательству, что позволяет исключить двусмысленное толкование данного понятия и возможность возникновения в связи с этим хозяйственных споров между субъектами экономической деятельнрсти.

3. Основным инструментом решения проблем обращения Твердых отходов муниципальных образований может быть формирование на всех уровнях управления самостоятельной сферы обращения твердых отходов муниципальных образований, а также совершенствование существующей системы управления сферой обращения с твердыми отходами муниципальных образований. Создание данной сферы экономической деятельности и совершенствование существующей системы управления сферой обращения.

ТОМО на всех уровнях обусловлено объективной необходимостью незамедлительного решения эколого-экономических и социальных проблем региона в сфере обращения твердых отходов муниципальных образований.

4. Лицензирование деятельности организаций и предприятий сферы обращения ТОМО — один из эффективных экономических рычагов обеспечения защиты интересов потребителей товаров и услуг в сфере обращения ТОМО на основе повышения их качества, а также существенный барьер бракоделам и случайным лицам. Наряду с лицензированием, еще одним инструментом государственного регулирования системы управления сферой обращения ТОМО является сертификация продукции.

5. Совершенствование системы управления сферой обращения твердых I отходов муниципальных образований невозможно без нормативно-правового обеспечения деятельности предприятий, занимающихся обращением с твердыми отходами муниципальных образований, которое позволяет осуществлять государственный контроль и экономическое стимулирование данной экономической деятельности.

6. В основу региональной социально — экономической политики в сфере обращения ТОМО в Ростовской области должны быть заложены те же принципы, которые составляют основу системы утилизации ТОМО в мировой практике: I активная правовая, информационная и ресурсная поддержка предпринимателей, организаций, предприятий, осуществляющих планомерное снижение объемов и уровня токсичности ТОМО и фирм, обслуживающих данных предпринимателей на всех этапах движения потоков ТОМО, со стороны властей всех уровнейсоздание на региональном и муниципальном уровнях государственных, частных или смешанных комплексных предприятий по сбору, вывозу и централизованной переработке ТОМО в товарную продукцию, пользующуюся платежеспособным спросомэкономическое стимулирование таких предприятий.

7. В основу формирования современной системы управления сферой обращения с ТОМО следует положить принципы рационального разграничения функций между федеральным, федеральным окружным, региональным (субъекта Российской Федерации) и муниципальным уровнями управления сферой обращения твердых отходов муниципальных образований с учетом процессов демонополизации и многообразия форм собственности.

8. Система управления сферой обращения ТОМО должна предусматривать расчленение функций и организацию взаимоотношений между собственником (источником образования) твердых отходов муниципальных образований, управляющей компанией и организациями, осуществляющими сбор, вывоз, сортировку, переработку и захоронение ТОМО, а также добычу биогаза на полигонах ТОМО.

9. Перспективы развития рынков услуг по сбору и вывозу ТОМО, продукции мусороперерабатывающих предприятий (комплексов) и твердых отходов муниципальных образований в Ростовской области можно представить следующими вариантами, а именно: на территории малых населенных (сельских) пунктов Ростовской области, где по своей «природе» не может быть конкурентов у предприятия, традиционно занимающегося сбором и утилизацией ТОМО, в связи с неразвитостью рынков услуг по сбору и вывозу ТОМО, продукции мусороперерабатывающих предприятий (комплексов) и твердых отходов муниципальных образований, малым разнообразием ценных компонентов ТОМО и, как следствие, более низкой рентабельностью деятельности по переработке ТОМО, будет развиваться монопольная форма данных рынков. в крупных мегаполисах и средних городах Ростовской области, где и объемы ТОМО значительнее и номенклатура ТОМО разнообразнее из-за высокой степени урбанизации населения и сосредоточения в них, как правило, крупных производственных предприятий, являющихся основными источниками образования ТОМО, будут развиваться конкурентные (свободные) формы рынков услуг по сбору и вывозу ТОМО, продукции мусороперерабатывающих предприятий (комплексов) и твердых отходов муниципальных образований.

10. Для развития и становления рынков услуг по сбору и вывозу ТОМО, твердых отходов муниципальных образований и продукции мусороперерабатывающих предприятий (комплексов), а также с целью совершенствования системы управления сферой обращения ТОМО в г.

Ростовской области, необходимо обеспечивать их единство и взаимовыгодный симбиоз.

11.Одним из способов реализации современных социально-экономических и экологических преобразований в сфере обращения твердых отходов муниципальных образований, а также организации функционирования действенных рынков услуг по сбору и вывозу ТОМО, продукции мусороперерабатывающих предприятий (комплексов) и твердых отходов муниципальных образований является создание электронной биржи ТОМО и инновационно-технологического центра. Создание электронной биржи ТОМО может играть большую роль в заинтересованности предложениями ТОМО и их ценными компонентами, что послужит тем инструментом, который поможет найти наилучшие решения при размещении предприятия по переработке и сортировке ТОМО, а также для определения потенциальных заказчиков.

12. Создание в рамках Ростовской области интегрированных бизнес-структур обусловлено недостатком финансовых ресурсов и нерентабельностью строительства в каждом населенном пункте Ростовской области мусороперерабатывающих комплексов (МПК) и мусоросортировочных станций (МСС) в связи с незначительными объемами образования ТОМО. В процессе I создания региональных ИБС в сфере обращения ТОМО предоставляется возможность для совершенствования системы управления сферой обращения ТОМО региона в разрезе трех территориальных зон Ростовской области, а именно: северной, центральной, южной. Это одно из условий интеграции капитала финансового и предприятий, занимающихся сбором, вывозом, переработкой ТОМО, производством из ТОМО различных товаров народного потребления в рамках региона.

13. Следует отметить, что решение проблем создания и эффективного функционирования системы управления сферой обращения ТОМО посредством организации региональных ИБС в сфере обращения ТОМО, основные цели которой связаны с развитием местной и региональной экономики, с предотвращением экологического ущерба, наносимого окружающей природной среде посредством несанкционированного размещения ТОМО, улучшением обеспечения населения товарами народного потребления, произведенными из ТОМО и услуг по сбору и вывозу ТОМО, зависит от роли региональных властей в регулировании эколого-экономических процессов в сфере обращения ТОМО. 1.

14. Для администрации региона создание ИБС в сфере обращения ТОМО важное и эффективное средство решения социально — экономических и экологических проблем развития экономических видов деятельности в регионе, повышения благосостояния и улучшения социально-бытовых условий жизнедеятельности населения. Местные органы власти имеют значительные возможности для создания благоприятных льготных условий функционирования интегрированных хозяйствующих организаций в сфере обращения ТОМО. Активный поиск и реализация этих возможностей должны стать приоритетными направлениями деятельности представительной и t I исполнительной ветвей районных и муниципальных властей Ростовской области. Выручка от использования ценных компонентов твердых отходов муниципальных образований может быть в значительной степени увеличена путем организации переработки твердых отходов муниципальных образований на комплексном предприятии по утилизации твердых отходов муниципальных I образований.

15. Плата за утилизацию ТОМО в Ростовской области в ближайшие двенадцать лет должна достигать не менее 0,75% от величины среднего годового дохода на душу населения, что по реалистическому прогнозу примерно в 2004 году составит 16,26 доллара США с одного человека в год.

16. Приоритетным методом утилизации ТОМО в Ростовской области в ближайшие 3−5 лет останется захоронение ТОМО на полигонах. Вместе с тем интенсивно могут внедряться методы раздельного сбора, компостирования и переработки ТОМО, тем более что значительная часть населения готова к раздельному сбору компонентов ТОМО.

17. Переход от открытых и несанкционированных свалок ТОМО к контролируемым санитарным полигонам позволит решить основные проблемы практики обращения ТОМО в Ростозской области.

18. Современная экономическая ситуация и её развитие в соответствии с наблюдавшимися темпами роста среднего годового дохода на душу населения Ростовской области позволяет внедрять в регионе отдельные элементы усовершенствованной системы управления сферой обращения ТОМО (сортировка, прессование, брикетирование, переработка ТОМО и т. д.), соответствующие принципам устойчивого развития.

19. В городах и районах Ростовской области целесообразно создание приемных пунктов по сбору компонентов ТОМО, для чего необходимо Администрации региона разработать и реализовать образовательно-воспитательную программу и в законодательно — нормативном порядке закрепить стимулирующие основы для развития раздельного сбора ТОМО в регионе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Воронежской области от 27.06.2002 № 44−03 «Об утверждении «Программы экономического и социального развития Воронежской области на 2002−2006 гг.»
  2. Закон Российской Федерации от 10.06.1993 № 5151−1 «О сертификации продукции и услуг» //Российская газета. 1993. — 25 июня
  3. Закон Российской Федерации от 20.02.1992 № 2383−1 «О товарных биржах и биржевой торговле» //Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. -№ 18 — Ст.961
  4. Закон Ростовской области от 25.10.2002 № 273−3C «Об административных правонарушениях» //Наше время. — 2002. — № 214−215
  5. Закон Ростовской области от 11.03.2003 № 316−3C «Об охране окружающей среды в Ростовской области» //Наше время. 2003. — № 57−58
  6. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды от 24.03.1993 N 190
  7. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях».- М: Вече, Поматур, 2002 320 с.
  8. Комментарий к Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» / Под общ. ред. А. С. Яковлева. СПб.: Издательство «СПбИРАВ», 1999. — 92 с.
  9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ //Российская газета. 1998. — 06 авг.
  10. Областной Закон от 07.12.1998 № 17-ЗС «О прожиточном минимуме в Ростовской области» //Наше время. 1998. — № 226
  11. Областной закон от 15.01.1996 № 9-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» //Наше время. 1996. — № 13−14
  12. Постановление Главы администрации г. Ростова-на-Дону от 14.01.1997 № 51 «О временном порядке системы обращения с промышленными и бытовыми отходами» //Ростов официальный. — 1997. № 3-№ 5
  13. Постановление Администрации Ростовской области от 14.05.2003 № 219 «О внесении изменений в Положение о Министерстве промышленности, энергетики и природных ресурсов Ростовской области»
  14. Постановление Администрации Ростовской области от 21.01.2003 № 23 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Главы Администрации области от 29.12.2000 № 511»
  15. Постановление Администрации Ростовской области от 25.01.2002 № 26 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Ростовской области за 4 квартал 2001 г.»
  16. Постановление Администрации Ростовской области от 25.07.2002 № 356 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Ростовской области за 2 квартал 2002 г.»
  17. Постановление Администрации Ростовской области от 30.12.2002 № 595 «Об утверждении положения, структуры и штатного расписания министерства промышленности, энергетики и природных ресурсов Ростовской области».
  18. Постановление Главы Администрации Ростовской области от 08.10.1999 № 383 «О мерах по решению проблем в сфере обращения твердых бытовых отходов в Ростовской Области»
  19. Постановление Главы Администрации Ростовской области от 20.04.2001 № 179 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Ростовской области за 1 квартал 2001 г.»
  20. Постановление Главы Администрации Ростовской области от 29.12.2000 № 511 «Об утверждении положения, структуры и штатного расписания Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области»
  21. Постановление Главы Администрации Ростовской области от 31.10.2001 № 557 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Ростовской области за 3 квартал 2001 г.»
  22. Постановление Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД»
  23. Постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 09.07.2001 № 1920 «Об изменении системы управления муниципальным жилищным фондом в экспериментальном порядке на базе МУП ЖКХ-1 Первомайского района г. Ростова-на-Дону»
  24. Постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 21.02.2003 № 350 «Об итогах проведения общегородского конкурса «Лучшее предприятие в сфере жилищно-коммунального хозяйства по эффективности работы в новых экономических условиях за 2002 г.»»
  25. Постановление мэра г. Ростова-на-Дону от 25.06.2001 № 152 «О поэтапном вводе в эксплуатацию ООО «Ростовский мусороперерабатывающий комплекс»
  26. Постановление мэра г. Ростова-на-Дону от 26.07.2000 № 1957 «О введении временного порядка предоставления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами информации в области обращения с отходами» //Ростов официальный. — 2000. — № 33
  27. Постановление мэра г. Ростова-на-Дону от 28.04.1999 № 925 «Об исполнении 1 части «Правил по обеспечению чистоты и порядка в г. Ростове-на-Дону»
  28. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 7. — Ст.862
  29. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» //Собрание законодательства РФ 2002. — № 9 — Ст.928
  30. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1303 «О внесении изменений и дополнений в Решения Правительства
  31. Российской Федерации по жилищным вопросам» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 42. — Ст.4788
  32. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2000 № 694 «О внесении изменений и дополнений в Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» //Собрание законодательства РФ. 2000.- № 39 — Ст.3872
  33. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.01.1996 № 48 «О программе содействия формированию финансово промышленных групп»
  34. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 26. — Ст.2772
  35. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2002 № 340 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» //Собрание законодательства РФ -2002.-№ 23-Ст.2157
  36. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 № 726 «Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов РФ» // Собрание законодательства РФ 2000. — № 40 — Ст.3971
  37. Постановление Главы Администрации Ростовской области от 10.08.1998 № 311 «Об образовании министерства топлива, энергетики и природных ресурсов Ростовской области»
  38. Постановление мэра г. Ростова-на-Дону от 29.11.2002 № 2474 «Об утверждении тарифов и ставок оплаты населением жилищно-коммунальных услуг города Ростова-на-Дону» //Ростов официальный. -2002. № 49
  39. Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды Московской области от 17.02.1999 № 83 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы»
  40. Приказ Минприроды России от 12.11.2002 № 747 «О реализации полномочий департаментов государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России по федеральным округам»
  41. Приказ Минприроды РФ от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» //Российская газета. -2003.-23 янв.
  42. Приказ Минприроды РФ от 11.03.2002 № 115 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» //Российская газета 2002. — 15 авг.
  43. Приказ Минприроды РФ от 30.07.2003 № 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный
  44. Приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» //Российская газета. -2003.-22 авг.
  45. Распоряжение Администрации Ростовской области от 02.12.2002 № 581 «Об внесении изменений и дополнений в Распоряжение Администрации области от 06.03.2002 № 91»
  46. Распоряжение Администрации Ростовской области от 11.11.2002 № 545 «Об внесении дополнений в Распоряжение Администрации области от 06.03.2002 № 91»
  47. Распоряжение мэра города от 05.09.2000 № 241 «О создании комиссии по выбору площадки для размещения мусороперерабатывающего комплекса ООО «Ростовский мусороперерабатывающий комплекс»
  48. Решение второго общего собрания Российского экологического конгресса от 05.11.1998.
  49. Решение Законодательного Собрания Ростовской области от 07.04.1998 № 153 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета экологического фонда за 1997 год и бюджете фонда на 1998 год» //Наше время-1998.- № 74
  50. Решение Законодательного собрания Ростовской области от 16.06.1997 № 122 «О программе действий по охране окружающей природной среды для Ростовской области на период до 2000 года»
  51. Решение заседания № 3 Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации «Центральная Россия» от 2324.09.1999 г.
  52. Решение Коллегии администрации г. Ростова-на-Дону от 14.05.1999 № 15 «О ходе реализации городской программы по сбору и вывозу ТБО»
  53. Решение Коллегии администрации г. Ростова-на-Дону от 22.01.1998 № 3 «О совершенствовании системы сбора и вывоза ТБО» //Ростов официальный. -1998. № 7
  54. Решение Малого совета Ростовского областного совета народных депутатов от 22.04.1992 № 79 «Об утилизации бытовых и промышленных отходов в области» //Информационный бюллетень Ростовского областного Совета народных депутатов.-1992.- № 4
  55. Решение Ростовской на — Дону городской Думы от 16.03.1999 № 177 «О принятии «Правил по обеспечению чистоты и порядка в городе Ростове -на — Дону. Часть 1. Организация сбора и вывоза отходов потребления» // Ростов официальный — 1999. — № 19
  56. Санитарные правила и нормы СанПин 2.1.7.722−98 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.11.1998 № 30
  57. СанПиН 42−128−4690−88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденным Минздравом СССР от 05.08.1988 № 4690−88
  58. Соглашение между Администрацией Ростовской области, Федерацией Профсоюзов и Объединениями работодателей на 1998−1999 годы» //Наше время. 1998.-№ 75−76
  59. Соглашение между Администрацией Ростовской области, Федерацией Профсоюзов и Союзом работодателей на 2002−2004 годы» //Наше время. -2002.-№ 61−62
  60. Соглашение между Администрацией Ростовской области, Федерацией Профсоюзов и Объединениями работодателей на 2000−2001 годы»
  61. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. — 2001. 31 дек.
  62. Указ Главы Администрации Ростовской области от 10.11.2002 № 114 «О министерстве промышленности, энергетики и природных ресурсов Ростовской области»
  63. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп»
  64. Указ Президента Российской Федерации от 16.11.1992 № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» //Российская газета. 1992. — 20 нояб.
  65. Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» //Собрание законодательства РФ. 1995. — № 48 — Ст.4556
  66. Федеральный закон от 02.01.2000 № 13-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // Парламентская газета. 2000. — 06 янв.
  67. Федеральный закон от 04.08.2000 № 107-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Парламентская газета. 2000. — 08 авг.
  68. Федеральный закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» // Парламентская газета. 2000. — 10 авг.
  69. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. — 08 окт.
  70. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» //Собрание законодательства Российской Федерации.- 2001. № 33. — Ст.3430
  71. Федеральный Закон от 09.12.2002 № 164-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» //Российская газета. -2002.-14 дек.
  72. Федеральный Закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» //Российская газета. 2002.- 12 янв.
  73. Федеральный Закон от 11.03.2003 № 32-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. № 11. — Ст.956
  74. Федеральный Закон от 13.03.2002 № 28-ФЗ «О внесении дополнений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003.-№ 11. Ст. 1020
  75. Федеральный закон от 15.04.1998 № 65-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об экологической экспертизе» // Российская газета. — 1998.- 20 апр.
  76. Федеральный закон от 17.03.1997 № 55-ФЗ «О внесении дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 12. — Ст. 1378
  77. Федеральный Закон от 21.03.2002 № 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» //Российская газета. -2002.-26 мар.
  78. Федеральный закон от 22.04.1996 № 38-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 17. — Ст. 1917
  79. Федеральный Закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» //Российская газета. — 1998.- 30 июн.
  80. Федеральный закон от 26.11.1996 № 141-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 49. — Ст.5500
  81. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. № 35. -Ст.3506
  82. Федеральный Закон от 29.12.2000 № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» //Российская газета. 2001.- 04 янв.
  83. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 14. — Ст.1650
  84. Федеральный закон от 30.11.1995 № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» //Российская газета. — 1995.- 06 дек.
  85. Федеральный закон от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 31. — Ст.3825
  86. Федеральный закон от 31.07.1998 № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» //Российская газета. 1998. — 07 авг.
  87. Федеральный закон от 31.12.2001 № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"// Парламентская газета. — 2001. — 31 дек.
  88. Н.Ф., Юдин А. Г. Стратегия устойчивого развития-основа экологической политики XXI века (на примере Московского региона) // Чистый город. 1999. — № 3 — С. 11−15
  89. А.У. Логистика в управлении коммерческим оборотом вторичных материальных ресурсов. СПб.:Изд-во СПбГУЭФ, 1998. — 124с.
  90. А.У., Федько В. П. Логистика вторичных ресурсов (региональный уровень) //Вестник академии. 1997. — № 2 (6) — С. 15−21.
  91. Большая экономическая энциклопедия. /Под ред. А. Н. Азрилияна 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 1997. — 864 с.
  92. Н.Н., Гусева И. Г., Хильченко Н. В. Основные положения методических рекомендаций по определению платежей за размещение отходов в Свердловской области //Экономика природопользования: Обзорная информация /ВИНИТИ. 2001. — № 1. — С.69−80
  93. В.М., Серов Г. П., Жаркова Ю. Г. Правовое обеспечение деятельности по обращению с отходами производства и потребления //
  94. Проблемы окружающей среды и природных ресурсов: Обзорная информация /ВИНИТИ. 2003. — № 3. — С. 162−170
  95. В .Я., Скворцов J1.C. Экология проблемы стратегии и тактики Часть 3. //Чистый город. — 1999. — № 3 — С. 2−6
  96. Г. А., Каменева Н. Г. Товарные биржи: Практ. пособие. М.: Высш. шк., 1991.- 111 с.
  97. В.А. Экология: Словарь-справочник. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-576 с.
  98. А.Б., Соколов B.C. Перспективы совершенствования деятельности по обращению отходов в Российской Федерации //Проблемы окружающей среды и природных ресурсов: Обзорная информация / ВИНИТИ. 2002. — № 7. — С.3−9
  99. Н. Старт реформе рынка дал «Межрегионгаз» //Известия. -2002. 4 дек.
  100. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Ростовской области в 1999 году» //Экологическая газета Дона 2000. — № 913
  101. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Ростовской области в 1997 году» //Госкомэколгия Ростовской области /Под общ. ред. В. А. Литвинова, В. Н. Агеева, М. В. Паращенко Ростов-н/Д: ПФ «АУФ», 1998.-С.168−178,215−217
  102. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Ростовской области в 1998 году» //Госкомэколгия Ростовской области /Под общ. ред. В. А. Литвинова, В. Н. Агеева, М. В. Паращенко Ростов — н/Д: ПФ «АУФ», 1999.- С.174−190
  103. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Ростовской области в 2000 году» //Администрация Ростовской области, Департамент природных ресурсов по Южному Региону / Под общ. ред.
  104. B.П. Водолацкого, П. П. Ульянова, М. В. Паращенко Ростов-н/Д, 2001.1. C. 103−113
  105. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Ростовской области в 2001 году"// Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области Ростов-на-Дону- 2002.- С.165−169
  106. Р.Т. Развитие экологического предпринимательства //Экология и промышленность России. 2002. — № 8 — С.40−44
  107. Данные мониторинга Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по внутриведомственной форме ДЖКХ -1 за 2001 год.
  108. Данные по работе ООО «РМК» за 2002 год /ООО «Ростовский мусороперерабатывающий комплекс», Ростов-на-Дону, 2002. Генеральный директор Киселев Е. П. 1 с.
  109. С.Н., Проскуряков В. Н. Основы городской стратегии в области обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) /Тезисы докладов, Москва, 5−8 июня 2001 г. Изд. ЗАО «Фирма СИБИКО Интернэшнл», 2001. -С.97, 98
  110. О.И., Кандинская О. А. Биржевое дело: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 503 с.
  111. В.В., Сергеева В. Г., Язев А. В., Чернов Н. Я. Комплексная система сбора и транспортировки твердых бытовых отходов в Санкт-Петербурге // Чистый город. 1999. — № 3 — С. 25−30
  112. В.А. Промышленная экология: учебное пособие /"ДеЛи» М., 1999. — 140 с.
  113. А.Д. К вопросу развития институциональной базы в области обращения с отходами в России //Проблемы окружающей среды иприродных ресурсов: Обзорная информация /ВИНИТИ. 2002. — № 7. -С.64−69
  114. П.В. Мониторинг окружающей среды (мониторинг и утилизация отходов производства): Аналит. обзор. М: ВНТИЦ, 2000. — 32 с.
  115. В.Г., Кокин А. В. Экология. Научно-нормативный справочник. Ростов-на-Дону: ООО «РостИздат», 2000. 416 с.
  116. Итоговая справка о фактической массе, принятых отходов на ООО «РМК» за 2002 Г./000 «Ростовский мусороперерабатывающий комплекс», Ростов-на-Дону, 2002. Генеральный директор Киселев Е. П. 1 с.
  117. А.Д., Улицкий В. А. Основные принципы сертификации отходов // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов: Обзорная информация / ВИНИТИ. 2002. — № 7. — С.111−115
  118. А.Д., Улицкий В. А. Региональная система регулирования обращением с отходами на основе их паспортизации и сертификации // Проблемы окружающей среды и природных' ресурсов: Обзорная информация /ВИНИТИ. 2002. -№ 11.- С.62−72
  119. С. Интернет-биржа комплексных услуг в области управления отходами //Тезисы докладов, Москва, 5−8 июня 2001 г. /Изд. ЗАО «Фирма СИБИКО Интернэшнл» М., 2001. — С.36,37
  120. В. Ф. Гаврилов Р.В. Толковый биржевой словарь. М.: Экспедитор, Руссо, 1996. 432 с.
  121. О.С., Сажин Б. С., Синев А. В., Ходакова Т. Д. Экономические аспекты переработки отходов //Экология и промышленность. 2002. — № 4 — С. 38,39
  122. МЗ.Крейчман Ф. С. Эффективная организация управления акционерными предприятиями в условиях рынка. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. -316 с.
  123. JI. Политика переработки отходов в ЕС: тенденции и перспективы // Пер. с нем. Пономарева Е. В /Экологическое право.-2002.-№ 2 — С.45−49
  124. B.C., Юдин А. Г. Роль и место малого бизнеса в сфере обращения с отходами //Тезисы докладов, Москва, 5−8 июня 2001 г. /Изд. ЗАО «Фирма СИБИКО Интернэшнл» М., 2001. — С.37−39
  125. А.Б. Современная практика управления твердыми бытовыми отходами //Чистый город. 1999. — № 1 — С. 2−13
  126. О.А., Тюменцев И. В., Горленко А. С., Яковлев С. А., Юрьев К. В. Твердые бытовые отходы: проблемы и решения //Экология и промышленность России. 2000. — № 9 — С.41−45
  127. Ю.А., Лифшиц А. Б., Грибанова Л. П., Корнеев В. Г. Управление твердыми бытовыми отходами в Московском регионе //Чистый город. -1999.-№ 3- С.37−43
  128. Механизм создания российских региональных финансово-промышленных групп. Под ред. д.э.н. проф. Б. Ф. Зайцева М.: «Экзамен», 2000 г. — 160 с.
  129. Микро-, макроэкономика. Практикум. /Под общ. ред. Ю. А. Огибина СПб: «Литера плюс», «Санкт — Петербург оркестр», 1994. — 432 с.
  130. А.Н. Критерии выбора технологии обезвреживания и переработки твердых бытовых отходов //Чистый город.- 1998. № 1- С.8−14
  131. П.М., Нестеров А. П. Экономика природопользования и рынок: Учебник для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. — 413 с.
  132. Н.Б. Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами //Проблемы окружающей среды и природных ресурсов: Обзорная информация /ВИНИТИ. 2002. — № 7. — С. 12−16
  133. А.Г. Внедрение информационных систем залог успеха в деятельности муниципального образования по управлению отходами // Тезисы докладов, Москва, 5−8 июня 2001 г. / Изд. ЗАО «Фирма СИБИКО Интернэшнл» — М., 2001. — С.55,56
  134. Окружающая среда: энциклопедический словарь справочник: Пер. с нем.- Т.2. М.: Прогресс, 1999. 304 с.
  135. Окружающая среда: энциклопедический словарь справочник: Пер. с нем.- Т.1. М.: Прогресс, 1999. 304 с.
  136. Отчет «Существующая ситуация в сфере управления обращением с твердыми отходами в г. Ростове-на-Дону» /Экологический фонд «Ноу-Хау», фирма «Халкроу» (Великобритания) г. Ростов-н/Д, 1997. — 59 с.
  137. А.З. Ожидаемый товар на рынке отходов //Тезисы докладов, Москва, 5−8 июня 2001 г. /Изд. ЗАО «Фирма СИБИКО Интернэшнл» -М., 2001. С.57−58
  138. А.З., Валеев Р. Ф. Инновационный аспект функционирования рынка ТБО //Тезисы докладов, Москва, 5−8 июня 2001 г. /Изд. ЗАО «Фирма СИБИКО Интернэшнл» М., 2001. — С. 59
  139. А.З., Чумакова А. А. О состоянии спроса и предложения на рынке отходов-Уральского региона //Тезисы докладов, Москва, 5−8 июня 2001 г. / Изд. ЗАО «Фирма СИБИКО Интернэшнл» М., 2001. — С.60,61
  140. Р. Экономика и окружающая среда: Англо-русский словарь-справочник. /Научный редактор проф. А. Маркандиа М.: Московское отделение Гарвардского института международного развития, 1995. — 56 с.
  141. И.М. Информация в сфере управления отходами//Тезисы докладов, Москва, 5−8 июня 2001 г./Изд. ЗАО «Фирма СИБИКО Интернэшнл» М., 2001. — С.64,65
  142. .Б. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь.- М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. 348 с.
  143. Региональная экономика /Автор-составитель проф. Н. П. Кетова. Ростов-н/Д: Издательство «Гефест», 1998.- 176 с.
  144. Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.-637 с.
  145. Реформирование жилищно коммунального комплекса на современном этапе. — Ростов — н/Д, ЗАО «Книга», 2002. — 208 с.
  146. С.Б., Новичков С. Б. Экологическое законодательство: практика применения //Экология и промышленность России-2002. № 10 — С.38−40
  147. А.С. Экологический рынок //Экологические системы и приборы, 1999. № 6 — С.50−52
  148. А.Ю. Финансово-промышленные группы в России. М.: Финстатинформ, 1997.-71 с.
  149. А.Ф., Смирнова Е. Е. Институты рынка. М.: Издательство БЕК, 1998.-310 с.
  150. Статистический ежегодник. Ростовская область 2002: Стат. Сб. / Ростоблкомстат. Ростов-н/Д, 2003. — 864 с.
  151. Стратегический План Действий по охране окружающей природной среды Большого Ростова (СПДБР) Хаглер Байи 1530 Wilson Boulevard Suite 400 Arlington, VA 22 209−2406 (под руководством Д. Шрамма), 1998. — 230 с.
  152. Утилизация твердых отходов: Учебное пособие /В.М. Гарин, А.Г. Хвостиков- Рост. Гос. Ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2000. 80 с.
  153. Э.А., Эскиндаров М. А. Финансово-промышленные группы. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Издательство Э К М О С, 1998.-256 с.
  154. Л.Г. Тенденции развития мусороперегрузочных станций в Московском регионе //Чистый город. 1998. — № 2 — С.8−16
  155. Н.Н., Тарасенко Т. А., Остроухова Т. М., Терентьев В. А. Проблемы и перспективы управления отходами в ростовском регионе // Тезисы докладов, Москва, 5−8 июня 2001 г. /Изд. ЗАО «Фирма СИБИКО Интернэшнл», 2001. С.80−81
  156. Н.В., Новоселов A.JL, Дунаевский Л. В. Экономика природопользования: эффективность, ущербы, риски. — М.: Наука, 1998. -253 с.
  157. Л.Н. Формирование рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Проблемы. Перспективы. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. — 256 с.
  158. Е.В., Заволоко Л. М., Потапов П. А., Казаков М. М. Новые подходы к решению проблемы управления отходами //Известия Академии Промышленной Экологии. — 1998. № 2 — С.57−59
  159. Экологическая информация и принципы работы с ней. /под ред. В. Н. Виниченко. М: Социально экологический союз, 1998. — 244с.
  160. Экология человека: Словарь-справочник /Авт. сост. Н. А. Агаджанян, И. Б. Ушаков, В. И. Торшин и др.- Под общ. ред. Н. А. Агаджаняна — М.: ММП «Экоцентр», Издательская фирма «КРУК», 1997. — 208 с.
  161. Экономическая энциклопедия /Научно — ред. совет изд-ва «Экономика" — Ин-т экон. РАН- Гл. ред. Л. И. Абалкин М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. — 1055 с.
  162. Экотехнологии: спрос и предложение в регионах России (координатор проекта Давыдова Н.Г.) //АНО «Институт консалтинга экологических проектов» — 2001. — С.1−24
  163. А. Судьбы мусора у них и у нас I //Экология и право. http://www.ecopravo.info/archive.html. 2002.- 19 авг. — С.1−14
  164. Биржа РДМК. http://birzha. rdmk.ru/ work, html 3 с.
  165. Проект «Скарабей»: Создание предприятий по переработке отходов производства и потребления в товарные продукты и энергию на основе рефинансирования, разработчик: ЗАО «Проект Скарабей», Миньков А.В[email protected]. http://skarab.boom.ru 13 с.
  166. JI.A. Вечный доход. Концептуальная уборка мусора. http://enwl.net.ru/2002/musor/10 101 645. РНР 2 с.
  167. О.М., Винниченко В. Н. Проблема твердых бытовых отходов: комплексный подход М.: Методический центр Эколайн, http://cci.glasnet.ru/mainP, 1996.- 44 с.
Заполнить форму текущей работой