Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Информационная система поддержки принятия решений для определения ранга пожара в жилых и административных зданиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При ликвидации пожаров успех тушения во многом зависит от действий первого прибывшего руководителя тушения пожара. Как правило, он получает в полном объеме информацию об объекте и развитии пожара. Анализ пожаров показал также, что в основном первый прибывший руководитель тушения пожара действует, опираясь на сугубо субъективные факторы. Показано, что важнейшим направлением совершенствования… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень сокращений
  • Глава 1. Проблемы управления пожарными подразделениями при тушении пожаров
    • 1. 1. Существующие проблемы обеспечения пожарной безопасности крупных городов
    • 1. 2. Анализ задач, решаемых руководителем тушения пожара при организации управления на пожаре
    • 1. 3. Анализ существующих автоматизированных систем поддержки принятия решений, применяемых для оперативного управления пожарными подразделениями
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Решение задачи определения ранга пожара в жилых и административных зданиях
    • 2. 1. Существующие методы определения номера (ранга) пожара
    • 2. 2. Оперативно-тактическая характеристика административных и жилых зданий в крупных городах
    • 2. 3. Анализ известных методов получения экспертных оценок
    • 2. 4. Разработка метода оценки компетентности эксперта для решения задачи определения ранга пожара
    • 2. 5. Алгоритм и методика решения задачи определения ранга пожара в жилых и административных зданиях
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Модели определения ранга пожара в жилых и административных зданиях и экспериментальная оценка полученных научных результатов
    • 3. 1. Математическая модель определения ранга пожара в жилых и административных зданиях на основе теории нечетких множеств
    • 3. 2. Определение ранга пожара на объекте по диаграммам его состояния
    • 3. 3. Предложения по применению информационных систем поддержки принятия решений для определения ранга пожара
    • 3. 4. Экспериментальная оценка полученных научных результатов
  • Выводы по главе 3

Информационная система поддержки принятия решений для определения ранга пожара в жилых и административных зданиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. Одной из актуальных задач в области управления Комитета противопожарной службой (КПС) Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) Республики Казахстан (РК) является организация управлениями пожарно-спасательными подразделениями, особенно в крупных городах-мегаполисах: Астана и Алматы. Вышесказанное объясняется тем, что действия пожарных подразделений по тушению пожаров и ликвидации последствий аварий и катастроф осуществляется в сложных условиях, представляющих собой угрозу для жизни и здоровья. Поэтому от повышения эффективности управленческой деятельности руководителей и должностных лиц Департаментов противопожарной службы (ДПС) этих городов-мегаполисов зависит жизнь и здоровье людей, повышается возможность существенно уменьшить вредные последствия для экологии, сберечь имущество граждан и снизить экономический ущерб для организаций и промышленных предприятий от пожаров.

Роль городов в развитии общества непрерывно возрастает. Растет население городов, увеличивается их территорияменяется характер городских поселений, они сливаются, образуя агломерации, мегаполисы. Если в начале XX века в городах проживало только 14% населения Земли, к 1950 году -30%, то в начале XXI века уже примерно половина населения Земли живет в городах, а в наиболее развитых странах более 70−90% их населения являются жителями городов.

Урбанизация порождает много проблем социального, экономического и экологического характера. В городах возникает большинство пожаров, аварий и других чрезвычайных происшествий, уносящих человеческие жизни и ценности.

Постоянное нарастание пожарной угрозы в городе диктует необходимость повышения эффективности систем пожарной безопасности объектов, для чего требуется проведение целого комплекса мероприятий, в том числе:

— повышение качества пожарной техники;

— широкое внедрение автоматических систем пожарной сигнализации и тушения пожаров, противодымной защиты;

— повышение качества оперативного управления пожарными подразделениями;

— улучшение надзорно-профилактической противопожарной деятельности;

— повышение профессионального уровня работников пожарной охраны.

В этом комплексе мероприятий особо следует отметить повышение качества оперативного управления подразделениями пожарной охраны в целях обеспечения рационального использования ограниченных ресурсов и оптимизации деятельности всей системы пожарной охраны.

Известно, что основой оперативного управления является принятие решения руководителем тушения пожара (РТП). От его обоснованности во многом зависит функционирование сил и средств пожарной охраны и эффективность мер по предотвращению пожара, его ликвидации, спасению людей и материальных ценностей. Характерной особенностью принятия решений руководителем тушения пожаров при управлении оперативными пожарными подразделениями являются крайне ограниченное время для принятия решений и недостаточность конкретной информации о пожарах, в том числе:

— о причинах пожаров (взрыв газовоздушной смеси, поджог, неисправность электротехники, неосторожное обращение с огнем и др.);

— о местах возникновения пожаров, направлениях и времени их свободного развития, площади пожаров;

— о состоянии технических средств пожаротушения и дымоудаления в зданиях;

— о количестве людей, подлежащих эвакуации и местах их нахождения.

Существующие в настоящее время документы нормативного и методического характера требуют жесткого норматива выделения сил и средств от подразделений пожарной охраны, и не всегда учитывают складывающуюся на текущий момент оперативную обстановку в городе. В подобном случае руководителю тушения пожара приходится полагаться только на свой опыт, знания и интуицию, что не может гарантировать эффективного результата. Из-за этого зачастую остаются без должного прикрытия некоторые обслуживаемые районы, в которых могут произойти серьезные пожары. Руководитель тушения пожара в таких случаях сталкивается с многокритериальной задачей с противоречивыми целями. Такие задачи являются наиболее сложными в теории принятия решений, и применительно к задаче оптимального привлечения сил и средств пожарной охраны для ликвидации пожара они до конца не решены, для их решения необходимо учитывать комплексность проблемы, многовариантность и неочевидность многих ситуаций оперативной обстановки. При этом игнорирование тех или иных связей и отношений между элементами обстановки может означать одностороннее, а следовательно, искаженное отражение действительности, что, в свою очередь, может явиться причиной серьезных ошибок в решении задач, возникающих перед подразделениями пожарной охраны.

Повышение качества оперативного управления пожарными подразделениями требует применения новых информационных и телекоммуникационных технологий, реализуемых на компьютерной технике и автоматизированных системах связи. Требуется совершенствовать и научные методы принятия решений. Существует настоятельная необходимость ускоренного перехода от сложившихся традиционных методов управления к комплексному применению автоматизированных (человеко-машинных) систем управления, в которых осуществляется диалог человека с персональным компьютером (ПК), где ПК выдает обоснованные рекомендации по принятию решения, а окончательное решение принимает человек — лицо, принимающее решение (ЛПР), в частности руководитель тушения пожара, наделенный соответствующими правами. С этой целью следует разрабатывать информационные системы поддержки принятия управленческих решений, способствующих более детальной подготовке решений с применением заранее разработанных рекомендаций высококвалифицированных специалистов. Автоматизация процесса управления силами и средствами, оснащение пожарных подразделений вычислительной техникой дают возможность снизить субъективный фактор при их принятии.

В настоящее время во многих странах мира компьютерные технологии управления широко внедряются в работу спасательных служб и подразделений пожарной охраны, автоматизацией охвачены практически все звенья управления, вычислительной техникой оснащены даже пожарные автомобили. Например, в пожарных автомобилях фирмы «Бронто» в системах управления коленчатыми подъемниками и автолестницами (50 и более метров высота подъема) присутствуют элементы искусственного интеллекта.

Однако создание систем поддержки принятия решений, информационно-аналитических систем затруднено тем, что их глубина зависит от эффективного взаимодействия постановщика проблемы и специалиста по предоставлению и систематизации необходимых данных, обрабатываемых компьютером. Преодоление этих затруднений обусловило целесообразность создания методов и инструментальных средств, обеспечивающих автоматизированную выработку рекомендаций для лица, принимающего решение.

Разрабатываемая информационная система поддержки принятия управленческих решений, предполагает решение задачи определения ранга пожара в жилых и административных зданиях.

Так как в работе рассматривается проблема повышения обоснованности эффективности управленческих решений, то важное значение имеют вопросы исследования автоматизированных систем управления и решения задачи целесообразности их модернизации на базе создания ИСППР.

Научная задача, решаемая в диссертационной работе заключается в разработке информационной системы поддержки принятия решений по определению ранга пожара в жилых и административных зданиях, а также математической модели определения ранга пожара в жилых и административных зданиях, алгоритмов и методик решения задачи определения ранга пожара в жилых и административных зданиях для использования в данной информационной системе.

Цель работы: разработка научно-обоснованных методов принятия управленческих решений при определении необходимого количества сил и средств при тушении пожаров в условиях крупного города, позволяющих повысить эффективность функционирования пожарных подразделений за счет правильного определения ранга пожара в жилых и административных зданиях.

Основные задачи работы:

— обоснование необходимости применения информационных систем поддержки принятия решений (ИСППР) в управлении пожарными подразделениями при тушении пожаров в условиях города;

— разработка методов и алгоритмов решения задачи определения ранга пожара для различных объектов;

— разработка математической модели определения ранга пожара в жилых и административных зданиях;

— разработка методов формализации и представления в базе знаний параметров, характеризующих ранг пожара;

— разработка информационной системы поддержки принятия решений для определения ранга пожара в административных и жилых зданиях;

— экспериментальная проверка методов решения задачи определения ранга пожара в административных и жилых зданиях, и эффективности применения ИСППР.

Объект исследования — системы поддержки принятия решений при оперативном управлении пожарными подразделениями.

Предмет исследования — модели и методы определения ранга пожара с применением автоматизированных систем поддержки принятия решений.

Методы исследования, применяемые в работе, базируются на теории систем, теории принятия решений, теории управления, методах экспертной классификации и теории нечётких множеств.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— разработанная математическая модель определения ранга пожара в жилых и административных зданиях обеспечивает полноту выявления и учета возможных ситуаций и уменьшает субъективный характер принятия решений, основана на математическом аппарате теории нечетких множеств, с учетом положений экспертной классификации и методов построения диаграмм состояния исследуемого объекта в многомерном пространстве его параметров, на основе этой модели разработаны алгоритм и методика решения задачи определения ранга пожара в жилых и административных зданиях;

— разработаны алгоритм и методика решения задачи определения ранга пожара в жилых и административных зданиях на основе экспертной классификации определения ранга пожара. Основным преимуществом данного метода решения задачи является возможность формализовать любые параметры и произвольное их количество;

— предложенная информационная система поддержки принятия решений для определения ранга пожара позволяет использовать два способа решения задачи по определению ранга пожара в зависимости от типа формализации параметров.

На защиту выносятся:

1. Математическая модель определения ранга пожара в жилых и административных зданиях на основе теории нечетких множеств.

2. Алгоритмы и методики решения задачи определения ранга пожара в жилых и административных зданиях.

3. Предложения по применению информационной системы поддержки принятия решений для определения ранга пожара.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается применением апробированного математического аппарата теории нечетких множеств и экспертной классификации в процессе формализации параметров, характеризующих ранг пожара, а также экспериментальной проверкой на практике разработанных математических моделей определения ранга пожара.

Научно-практическая значимость работы заключается в следующем:

— данные исследования позволили выработать новые подходы к разработке информационных систем поддержки принятия управленческих решений при оперативном управлении пожарными подразделениями;

— в работе доказана эффективность применения математического аппарата теории нечетких множеств и экспертной классификации для решения задачи определения ранга пожара;

— применение разработанной информационной системы поддержки принятия решений для определения ранга пожара в административных и жилых зданиях позволит повысить обоснованность принятия решений и оперативность управления пожарными подразделениями.

Разработанная ИСППР может применяться руководителями оперативных пожарных подразделений для оценки текущего состояния пожара и динамики его развития. Система предоставляет руководителям оперативных подразделений, в том числе и диспетчеру Центра управления силами возможность в любой момент времени определить необходимый состав сил и средств на основе оперативной информации, источником которой являются данные разведки пожара. ИСППР позволяет осуществлять сравнительный анализ эффективности деятельности руководителей пожарных подразделений на различных пожарах. При наличии соответствующей информации ИСППР позволяет провести сравнительный анализ принятых руководящим составом решений по определению необходимых сил и средств, кроме того, ИСППР позволяет оценить принятие определённого варианта управленческого решения на пожарно-такти-ческих учениях и занятиях.

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в практическую деятельность Департаментов противопожарной службы городов Астана и Алматы Комитета противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан. Внедрение результатов диссертационной работы подтверждается соответствующими актами.

Апробация работы. Научные результаты, полученные в исследовании, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, а также на следующих научно-практических конференциях:

— международной научно-практической конференции «Проблемы взаимодействия МВД и МЧС России в сфере обеспечения безопасности дорожного движения», Санкт-Петербург, 16−17 марта 2006 г.;

— международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты населения и территорий от пожаров и катастроф», Санкт-Петербург, 21 июня 2006 г.

— международной научно-практической конференции «Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций», Санкт-Петербург, 14 сентября 2006 г.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 4 печатных работы, в том числе статья в журнале, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ.

Выводы по главе 3.

1. В данной главе сформулирована и решена задача определения ранга пожара в жилых и административных зданиях. Математическую основу решения данной задачи составляет предложенный метод определения ранга пожара на основе теории нечётких множеств. Метод опирается на базу знаний специалистов. База знаний состоит из набора терм-множеств и эмпирических правил для работы с этими множествами. Предложенный метод решения задачи определения ранга пожара в административных и жилых зданиях можно применять для решения задач определения ранга пожара на различных объектах.

Основным достоинством данного метода является более точное решение задачи определения ранга пожара, так как используется расплывчатость границ между соседними классами состояний (ненулевая степень принадлежности объекта двум соседним оценкам), т. е. возможная принадлежность объекта различным классам по разным параметрам. Количество терм-множеств, применяемых в данном методе, может быть любое, и это не будет затруднять работу эксперта и специалистов из аналитической группы. К недостатку метода можно отнести трудность в формализации в виде терм-множества параметров, представленных дискретно (да/нет).

2. Для формализации параметров, характеризующих ранг пожара предложено использовать трапециевидную форму функции принадлежности, отражающей размытость границ оценки, которая позволит выявить всю полноту свойств объекта классификации.

3. Для учета важности параметров при оценивании объекта, каждому из них сопоставляется весовой коэффициент, пропорциональный вкладу параметра в оценку объекта. Относительную важность параметров, определяющих ранг пожара, предлагается оценивать методом парных сравнений на основе метода анализа иерархий.

4. Разработан алгоритм решения задачи по определению ранга пожара с применением методов построения диаграмм состояния исследуемого объекта в многомерном пространстве его параметров, с помощью которого получены численные критерии принадлежности ранга пожара, учитывающие зависимость ранга пожара от всей совокупности признаков.

5. В главе сформулированы задачи, для решения которых возможно применение разработанных информационных систем поддержки принятия решений по определению ранга пожара, заключающиеся в оценке текущего состояния пожара и динамики его развития и в сравнительном анализе эффективности деятельности руководителей пожарных подразделений на различных пожарах.

6. Полученные в ходе настоящего диссертационного исследования теоретические и методологические результаты были проверены на ряде практических примеров в процессе анализа пожаров, произошедших в городах Казахстана — Астана и Алматы, где в управлениях противопожарной службы ДПС МЧС РК реализованы ИСППР. На основании анализа данных можно сказать, что системы поддержки принятия решений по определению ранга пожара имеют достаточно высокую эффективность, во многих случаях решения, принятые РТП совпали с полученными ИСППР, а в некоторых случаях системы определили ранг пожара точнее, нежели руководители тушения пожара.

7. Для практического применения предлагается использовать два способа решения задачи по определению ранга пожара в ИСППР. Если все параметры возможно формализовать в виде терм-множеств, то рекомендуется использовать второй способ решения в ИСППР, если же для решения задачи будут отобраны параметры которые нельзя формализовать виде терм-множеств, то предлагается использовать первый способ решения в ИСППР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного научного исследования в рамках диссертации осуществлено решение важной задачи — разработана информационная система поддержки принятия решений по определению ранга пожара в жилых и административных зданиях, а также математическая модель определения ранга пожара в жилых и административных зданиях, алгоритм и методика решения задачи определения ранга пожара в жилых и административных зданиях для использования в данной информационной системе.

Таким образом, цель работы — разработка научно-обоснованных методов принятия управленческих решений при определении необходимого количества сил и средств при тушении пожаров в условиях крупного города, позволяющих повысить эффективность функционирования пожарных подразделений за счет правильного определения ранга пожара в жилых и административных зданиях — достигнута.

В диссертации получены следующие основные результаты:

1. При ликвидации пожаров успех тушения во многом зависит от действий первого прибывшего руководителя тушения пожара. Как правило, он получает в полном объеме информацию об объекте и развитии пожара. Анализ пожаров показал также, что в основном первый прибывший руководитель тушения пожара действует, опираясь на сугубо субъективные факторы. Показано, что важнейшим направлением совершенствования оперативного управления пожарными подразделениями является совершенствование системы обработки информации и информационно-аналитической работы, как необходимых предпосылок выработки и принятия научно-обоснованных эффективных управленческих решений. Применение информационных технологий для повышения эффективности работы руководителя тушения пожара включает в себя в качестве важного звена поддержку принятия управленческих решений и прогноза последствий этих решений, а также результатов боевой работы по тушению пожара.

2. На основе результатов проведенного обзора существующих методов выявления экспертных знаний обосновано, что процесс выявления экспертных знаний для решения задачи определения ранга пожара целесообразно организовывать в форме классификации экспертом конкретных состояний каждого диагностического признака по их характерности для каждого ранга пожара. Научно обоснована методика и построен алгоритм решения задачи определения ранга пожара на основе экспертной классификации.

3. Разработана математическая модель определения ранга пожара в жилых и административных зданиях на основе теории нечетких множеств. Для формализации параметров, характеризующих ранг пожара, предложено использовать трапециевидную форму функции принадлежности, отражающей размытость границ оценки, которая позволит выявить всю полноту знаний об объекте. Относительную важность параметров ранга пожара предлагается определять методом парных сравнений на основе метода анализа иерархий, что позволит повысить точность решения задачи.

4. Разработана методика решения задачи определения ранга пожара в жилых и административных зданиях на основе применения методов построения диаграмм состояния исследуемого объекта в многомерном пространстве его параметров. Получены численные критерии принадлежности ранга пожара, учитывающие зависимость ранга пожара от всей совокупности параметров.

5. Проведен анализ типичных ошибок, с которыми могут сталкиваться эксперты при проведении экспертизы, и сформулированы требования к проведению экспертизы. В связи с тем, что наличие специалистов, знакомых с объектом экспертизы, является одним из главных требований получения качественной экспертной информации при проведении экспертизы, в работе разработан метод определения компетентности экспертов, позволяющий повысить уровень достоверности информации, получаемой от экспертов.

6. В работе сформулированы задачи, для решения которых возможно применение разработанной информационной системы поддержки принятия решений по определению ранга пожара, заключающиеся в оценке текущего состояния пожара и динамики его развития и в сравнительном анализе эффективности деятельности руководителей пожарных подразделений на различных пожарах.

7. Полученные в ходе диссертационного исследования теоретические и методологические результаты были проверены на ряде практических примеров в процессе анализа пожаров, произошедших в городах Казахстана — Астана и Ал-маты, где в управлениях противопожарной службы ДПС МЧС РК реализованы ИСППР. На основании анализа данных можно сказать, что системы поддержки принятия решений по определению ранга пожара имеют достаточно высокую эффективность, во многих случаях решения, принятые РТП совпали с полученными ИСППР, а в некоторых случаях системы определили ранг пожара точнее, нежели руководители тушения пожара.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .П., Малыгин И. Г. Эффективные алгоритмы управления управляющих подсистем автоматизированных систем управления объектами. Учебное пособие. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2004.
  2. Н.Н. Элементарный курс теории принятия решений. М.: ИПУ РАН, 2000. 92 с.
  3. B.C., Кадулин В. Е., Чуприян А. П. Интеллектуальные информационные системы. Учебное пособие. СПб.: СПбУ МВД России, Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности, 2001.
  4. B.C., Кабанов А. А., Сметанин Ю. В. Теоретический анализ функций управления подразделениями ОМОН и внутренних войск МВД России. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. 97 с.
  5. В.Г. Моделирование организационных структур управления. М.: ММИ им. С. Орджоникидзе, 1976.
  6. В.Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат, 1968.
  7. А.П. и др. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения: Справ, изд. в 2 книгах. М.: Химия, 1990.
  8. А.А., Еремеев А. П. Экспертные системы поддержки принятия решений в энергетике. М.: МЭИ, 1994. 216 с.
  9. В.Ф., Вязигин В. Г., Малыгин И. Г. Пожарная тактика в вопросах и ответах. Учебное пособие / Под общей ред. B.C. Артамонова. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2003. 192 с.
  10. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. 142 с.
  11. А.Н. Принятие решений на основе нечетких моделей. Примерыиспользования. Рига: Зинанте, 1990. 240 с.
  12. А.Н., Алексеев А. В., Меркурьева Г. В. Обработка нечеткой информации в системах принятия решений. М.: Радио и связь, 1989. 304 с.
  13. А., Джонс П., Кокс Ф. Экспертные системы. Принципы работы и примеры. М.: Радио и связь, 1987.224 с.
  14. Н.Н. и др. Системный анализ и проблем пожарной безопасности народного хозяйства. М.: Стройиздат, 1988. 413 с.
  15. Н.Н. Моделирование оперативной деятельности пожарной службы. М.: Стройиздат, 1981.96 с.
  16. Н.Н. Системный анализ деятельности Государственной противопожарной службы. М.: МИПБ МВД РФ, 1998. 255 с.
  17. Н.Н., Микеев А. К., Бозуков Г. С. и др. Совершенствование организации и управления пожарной охраной. М.: Стройиздат, 1986. 152 с.
  18. Н.Н., Соколов С. В., Вагнер П. Проблемы обеспечения пожарной безопасности в мире на рубеже столетий // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. М.: ВИНИТИ, 2000. Вып.6. с. 68−102
  19. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994.
  20. В.Н., Кондратьев В. В. Механизмы функционирования организационных систем. М.: Наука, 1981.
  21. В.Н., Новиков Д. А. Как управлять организациями. М.: Синтег, 2004.
  22. В.Н. Дедукция и обобщение в системах принятия решений. М.: Наука, 1988. 383 с.
  23. Е.С. Теория вероятностей. М.: Наука, 1969. 576 с.
  24. Т.А., Червинская К. Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М.: Радио и связь, 1992. 200 с.
  25. В.Е., Прытов А. А., Шумилов А. А., Янбых Г. Ф. Концепция создания сети передачи данных систем управления авиационными перевозками. М.: ГВЦГА, 1997. 97 с.
  26. М.Б. Введение в теорию нечетких множеств и интервальную математику. Учебное пособие. Ч. 1. Применение лингвистической переменной в системах принятия решений. Пермь: ПГТУ, 1998. 45 с.
  27. Ю.М., Коробко В. Б. Организационное проектирование многофункциональной пожарно-спасательной службы. М.: издательство «АРС», 2003. 291с.
  28. Ю.М. Методологические основы проектирования организационной структуры Государственной противопожарной службы. М.: издательство «АРС», 2001.
  29. В.М. О системной оптимизации // Кибернетика № 5. 1980. с. 89−91.
  30. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987. 552 с.
  31. .М. Принципы построения автоматизированной системы управления. Красноярск: ГАЦМиЗ, 1995. 84 с.
  32. ГОСТ 12.1.004−91. Пожарная безопасность. Общие требования.
  33. ГОСТ 34.003−90. Автоматизированные системы. Термины и определения.
  34. ГОСТ ИСО/МЭК 62−2000. Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию систем качества.
  35. ГОСТ ИСО 19 011−2003. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента, качества экологического менеджмента.
  36. Е.В. Общие принципы оценки и анализа эффективности управления оперативной деятельностью пожарных частей // Юбилейный сборник статей «Научные идеи, направления, традиции». СПб.: СПбВПТШ МВД РФ, 1996.
  37. Л.И., Арабаджи М. С., Гасымов И. Т. Экспертные системы и их применение (на примере нефтегазовой геологии). М: ИРЦ «Газпром», 1993. 69 с.
  38. А.Н., Старков Ф. А., Томакова Р. А. Однокритериальные задачи принятия решений. Курск: 1997. 124 с.
  39. О. Информация, представленная и фактически обработанная в задаче принятия решения. М.: ВЦП, 1992. 16 с.
  40. В.В., Канторов Д. С. Проблемы системологии. М.: Советское радио, 1976.
  41. Г. Метод парных сравнений. М.: Статистика, 1978. 144 с.
  42. А.П. Экспертные модели и методы принятия решений. М.: МЭИ, 1995.110 с.
  43. А.А., Поляков А. О. Интеллектуальные системы управления. СПб.: СПбГТУ, 1999. 265 с.
  44. С.М. и др. Теоретические основы и методика создания системы управления базой знаний «Триада». М.: ИПУ РАН, 1998.28 с.
  45. JI.A. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию проблемных решений. М.: Мир, 1976.161 с.
  46. В.П., Клюсс П. П. Справочник руководителя тушения пожара. М.: Стройиздат, 1987.
  47. Искусственный интеллект: Справочник в 3 кн. Кн. 1. Системы общения и экспертные системы // Под редакцией Э. В. Попова. М.: 1990. 464 с.
  48. А.И., Руссман И. Б., Умывакин В. М. Моделирование и алгоритмизация слабоформализованных задач выбора наилучших вариантов систем. Воронеж: ВГУ, 1990. 168 с.
  49. JI.A., Частиков А. П., Юдин Ю. В., Юхтенко В. А. Экспертные системы: инструментальные средства разработки. СПб.: Политехника, 1996. 220 с.
  50. В.М. Распределенные системы поддержки принятия решений в управлении Государственной противопожарной службой // Материалы 11 международной конференции «Системы безопасности» СБ-2002. М.: Академия ГПС МЧС России, 2002. с. 145 -146
  51. В.М. Решение задачи экспертной классификации по определению ранга пожара в административных и жилых зданиях // Вестник Академии ГПС МЧС России, № 1. М.: Академия ГПС МЧС России, 2004.
  52. Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М.: Наука, 1984.
  53. В.Б. Расширение функций Государственной противопожарной службы: вопросы теории и практики. М.: издательство «АРС», 2002.
  54. А. Введение в теорию нечетких множеств. М.: Радио и связь, 1982. 432 с.
  55. В.Е. Представление в ЭВМ неформальных процедур: продукционные системы. М.: Наука, 1989. 160 с.
  56. А.В., Ченцов С. В. Многоуровневые непараметрические системы принятия решений. Новосибирск: Сиб. отд. РАН, 1997. 192 с.
  57. А.В., Ченцов С. В., Красов С. И., Фельдман Л. А. Обучающиеся системы обработки информации и принятия решений. Новосибирск: Наука, 1996. 296 с.
  58. Г. Ф. Элементы векторного исчисления. М.: Наука, 1975.
  59. О.И. Теория и методы принятия решений, а также хроника событий в Волшебных странах. М.: Логос, 2002. 392 с.
  60. О.И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. М.: Наука. Физматлит, 1996.208 с.
  61. .Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996. 271 с.
  62. Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта. М.: Мир, 1991. 568 с.
  63. И.Г., Жуков Ю. И., Смольников А. В. Применение функционального моделирования в деятельности Государственной противопожарной службы / Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России, № 2(5). СПб.: СПбИ ГПС МЧС России. 2004.
  64. И.Г., Цыганов В. В., Ближин А. А. Адаптивные механизмы управления пожарно-спасательными подразделениями. Монография. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2005.
  65. Е.А., Кокушкин В. А., Дударев Г. И. Системы поддержки принятия решений и перспектива их использования в пожарной охране // Обзор информации. М.: ГИЦ МВД СССР, 1989. с. 39
  66. Е.А., Кокушкин В. А., Дударев Г. И. Экспертные системы и перспектива их использования в пожарной охране // Обзор информации. -М.: ГИЦ МВД СССР, 1988. с. 43
  67. С.В., Баушев А. Н. Методы и алгоритмы принятия решений. Учебное пособие. Ч. 2. СПб.: ПГУПС, 1996. 54 с.
  68. Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений. М.: Мир, 1980. 208 с.
  69. К. Как построить свою экспертную систему. М.: 1991. 286 с.
  70. В.Д., Чистяков С. В. Применение линейной алгебры в принятии решений. СПб.: СПбГТУ, 1998. 40 с.
  71. В.Н., Зверев В. Ю. Принятие решений в системах управления. Часть 1: Теория и проектирование алгоритмов принятия оперативных решений: Учебное пособие. М.: Изд-во МГТУ, 1993. 172 с.
  72. В.Н., Зверев В. Ю. Принятие решений в системах управления. Часть 2: Теория и алгоритмы принятия проектных решений для многообъектных распределенных систем управления. Учебное пособие. М.: Изд-во МГТУ, 1994. 144 с.
  73. Я.С. Пожарная тактика. М.: ЗАО «Спецтехника», 1999. 411с.
  74. А.О. Интеллектуальные системы управления. Введение в прикладную теорию. СПб.: СПбГТУ, 1997. 88 с.
  75. Э.В., Фоминых И. Б., Кисель Е. Б., Шапот М. Д. Статические и динамические экспертные системы. М.: Финансы и статистика, 1996. 320 с.
  76. Д.А. Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта. М.: Наука, 1986. 312 с.
  77. Представление знаний и экспертные системы // Научный редактор В. В. Александров. Л.: Ленинградский институт информатики и автоматизации АН СССР. 1989. 194 с.
  78. Программные и аппаратные средства / Под редакцией В. Н. Захарова, В. Ф. Хорошевского. М.: Радио и связь. 1990. 368 с.
  79. В.В. Экспертная система для обработки данных контроля загрязнения атмосферы. СПб.: 1997. 261 с.
  80. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: 1993. 320 с.
  81. Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. М.: Радио и связь, 1991. 200 с.
  82. С.С., Батин Н. В. Алгоритмы и программные средства интеллектуальных систем принятия решений. Минск: БГУИР, 1994. 68 с.
  83. СНиП 2.08.02 89* «Общественные здания и сооружения». М.: ВНИИ-ПО МВД СССР, 1989.
  84. СНиП 2.01.02 85* «Противопожарные нормы». М.: ВНИИПО МВД СССР, 1985.
  85. Е.Д. Введение в интеллектуальные АРМ и экспертные системы в машиностроении. СПб.: ЛИАП, 1991. 86 с.
  86. Т., Асан К., Суджено М. Прикладные нечеткие системы. М.: Мир, 1993.320 с.
  87. В.В., Теребнев А. В., Подгрушньий А. В., Грачев В. А. Тактическая подготовка должностных лиц органов управления силами и средствами на пожаре. М.: Академия ГПС МЧС России, 2004. 285 с.
  88. В.В., Теребнев А. В., Управление силами и средствами на пожаре. М.: Академия ГПС МЧС России, 2003. 261 с.
  89. М.М. Системы информационной и интеллектуальной поддержки управленческой деятельности в структурах государственной службы. М.:РАГС, 1995. 185 с.
  90. А.Н., Цветков В. Я. Методы и системы поддержки принятия решений. М.: МАКС Пресс, 2001. 312 с.
  91. Н.Г., Мосягин А. Б., Коробков В. В., Блудчий Н. П. Информационные технологии управления в государственной противопожарной службе // Учебное пособие. М.: Академия ГПС МВД России, 2001. 168 с.
  92. Н.Г. Основы автоматизированных систем пожаровзрыво-безопасности объектов. М.: МИНЬ МВД России, 1997. 165 с.
  93. Э.А. Компьютерная система поддержки принятия решений. М.: Синетег, 1998. 376 с.
  94. Д., Хейес-Рот Ф., Ленат Д. Построение экспертных систем. М.: Мир, 1987.441 с.
  95. А.А. Установление причины пожара с применением экспертных систем // Сб. трудов «Проблемы горения и тушения пожаров на рубеже веков». Ч. 1. М.: ВНИИПО МВД России, 1999. с. 75−77.
  96. Ю5.Фути К., Сулзуки Н. Языки программирования и схемотехника СБИС. М.: Мир, 1988. 224 с.
  97. Ю8.Чери С., Готлоб Г., Танка JI. Логическое программирование и базы данных. М.: Мир, 1992. 352 с.
  98. Д.И. Принятие решений в системах организационного управления. Использование расплывчатых категорий. М.: Энергоатомиздат, 1983. 184 с.
  99. ПО.Шеховец О. И., Чертовской В. Д., Шафрин Б. М. Интеллектуальные средства поддержки принятия управленческих решений. СПб.: СПбГТУ, 2000. 60 с.
  100. Р. Нечеткие множества и теория возможностей. Последние достижения. М.: Радио и связь, 1986. 408 с.
Заполнить форму текущей работой