Опека и попечительство как форма жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Опека (попечительство) могут быть прекращены в результате освобождения опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Так, освобождение опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей производится органом опеки и попечительства при возвращении несовершеннолетнего подопечного родителям или передаче его на усыновление. В случае помещения подопечных в соответствующие… Читать ещё >
Опека и попечительство как форма жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
КУРСОВАЯ РАБОТА
Опека и попечительство как форма жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
опека ребенок правовой попечительство
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.
Актуальность проблемы заключается в том, что дети, оставшиеся без попечения родителей, не могут быть изолированы от общества. Проблема социального сиротства актуальна для Российской Федерации. Её обострение является следствием затянувшихся социально-экономических преобразований в стране, приведших к ослаблению общечеловеческих, морально-этических ценностей, изменению нравственных устоев семьи, увеличению числа семей, находящихся в трудном положении по социальным и психологическим критериям. Рост числа детей, живущих без родительского попечения, на фоне снижения общей численности детского населения в последние годы ставит социальное сиротство в ряд важных национальных проблем. Спектр причин детского неблагополучия весьма широк и неоднозначен. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях, распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу. Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентации, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказываются на процессе социализации детей и подростков.
Научная разработанность проблемы сиротства нашла свое отражение в работах таких исследователей как: Несмеянова И. А., Кравченко А. И., Мельников В. П, Холостова Е. И., Павленок П. Д. и многих других.
Цель исследования: изучить формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи:
— изучить формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России;
— раскрыть основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми;
— проанализировать деятельности органов опеки и попечительства по устройству детей в семьи в Орловской области;
— предложить рекомендации по совершенствованию форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объектом исследования являются формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ.
Предмет — опека и попечительство как форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов, обобщение опыта деятельности социальных служб по решению социальных проблем.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографического списка.
1. Методологические основы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
Институт опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, длительное время существовал в различных формах как в дореволюционной России, так и в современной России.
Подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство.
Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права, то есть по своей сути является комплексным. В Гражданском кодексе (далее-ГК) нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособности граждан, представительство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Кроме того, в ГК содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В Семейном кодексе нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельный раздел и регламентируют опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительской заботы. В Семейном кодексе соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством).
Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным причинам родительского попечения. Опека и попечительство над детьми преследуют две основные цели:
1. воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
2. защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
При выборе формы для защиты интересов конкретного ребенка необходимо учитывать ряд обстоятельств, таких, как причина утраты родительского попечения, состояние физического и духовного развития ребенка, наличие лица, желающего взять ребенка в семью на воспитание.
Пока не избрана форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности опекуна (попечителя) возложены на органы опеки и попечительства. При этом они вправе поместить ребенка (временно) в социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, другие специализированные учреждения для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.
Законодательство установлены следующие формы устройства детей:
1) усыновление (удочерение) — является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.
Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
Усыновление производится только судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка.
В Семейном кодексе РФ подробно регламентируются условия, порядок и правовые последствия усыновления, а также основания и порядок прекращения усыновления. Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определен постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».
2) Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.
Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.
Устройство ребенка под опеку (попечительство) допускается в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки (попечительства) на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.
К опекунам предъявляются определенные требования: опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.
Попечитель в отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста четырнадцати лет, может быть назначен органом опеки и попечительства по заявлению такого несовершеннолетнего гражданина с указанием конкретного лица (п. 3 ст. 13 Закона об опеке и попечительства).
Опекун или попечитель могут быть назначены только с их согласия. При этом должны учитываться их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ними и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно — и желание подопечного.
Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», «Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного») и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3) приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного Кодекса.
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Правительством Российской Федерации.
На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.
Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.
Помимо норм Семейного кодекса РФ деятельность приемных семей регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье»).
4) патронатная семья — форма семейного устройства детей. Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов.
Необходимо отметить, что патронатное воспитание существует только при наличии службы, профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату.
Такая служба должна иметь необходимую структуру и профессионально подготовленный штат.
Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями (если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.
Т.е. патронатная семья не является в полной мере законным представителем ребенка. Функции законного представителя имеются и у семьи, и у службы, передавшей ребенка в семью — у уполномоченной службы органа опеки и попечительства.
В какой мере и за что отвечает семья, а за что — служба, определяется в договоре о патронатном воспитании. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании.
Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка.
Устанавливается следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее — 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее — 1 раз в полгода.
Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье.
В настоящее время в семью на патронатное воспитание могут помещаться различные категории детей.
Приоритет отдается воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения. В таких случаях ребенок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Если после установленного срока кровная семья оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям.
Если такой возможности не оказывается, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок. В ситуациях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи, и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатными воспитателями.
В соответствии с вышесказанным, в настоящее время возникают два основных направления работы по устройству ребенка в семью.
Первое — это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели становятся для ребенка «родителями» (преобладание родительской роли), независимо от того, оформлено ли усыновление юридически.
Второе — краткосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период его жизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностике основных проблем ребенка (преобладание профессиональной роли у воспитателей).
5) устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.
Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.
К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на:
1. содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов;
2. причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты;
3. сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных учреждениях, осуществляется на основе полного государственного обеспечения.
Таким образом, формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, предусмотрены в ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление, удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью или в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью, а при отсутствии этой возможности — в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. При устройстве ребенка следует учитывать его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии, культуре, родной язык, а также возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
На федеральном уровне этот перечень носит исчерпывающий характер, однако на уровне субъектов Федерации может быть использована такая форма, как патронатная семья.
1.2 Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми
В отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 119 Кодекса о браке и семье) порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми Семейный Кодекс (далее СК) уже не регулируется, как не относящийся напрямую к семейным отношениям. Согласно п. 3 ст. 145 СК установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются гражданским законодательством (ст. 35, 39, 40 ГК) и в соответствии с п. 1 ст. 35 ГК относятся к компетенции органа опеки и попечительства по месту жительства детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (п. 1 ст. 34 ГК). Органы местного самоуправления всех уровней, включая поселковую (сельскую), районную и городскую администрацию, назначают опекунов и попечителей путем вынесения соответствующего решения.
Например, в Москве решения по вопросам установления опеки (попечительства) в отношении детей, находящихся в семьях российских граждан, а также по назначению доверительных управляющих имуществом подопечных должны приниматься главой Управы района — лично или через подразделения администрации района.
Орган опеки и попечительства назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки и попечительства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (например, ребенок уже проживает в семье кандидата в опекуны, попечителя) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя). Если ребенку, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Немаловажно, что назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.
Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. Это обязательное условие, что естественно, поскольку принуждение к исполнению опекунских или попечительских обязанностей интересам ребенка соответствовать не может и цели опеки (попечительства) вряд ли будут достигнуты. Необходимо добровольное волеизъявление лица, отвечающего по своим личным качествам необходимым требованиям закона, принять на себя обязанности опекуна (попечителя). На практике такое согласие выражается в соответствующем заявлении в орган опеки и попечительства.
В СК и ГК установлены определенные требования к лицам, назначаемым опекунами или попечителями.
Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные лица.
Закон запрещает быть опекунами (попечителями):
1. лица, лишенные родительских прав;
2. лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям), за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
3. лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
4. лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 № 351-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 167-ФЗ).
5. лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.
(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 № 167-ФЗ).
Орган опеки и попечительства не вправе назначить опекуном (попечителем) лицо, которое по состоянию здоровья не может осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Требования к состоянию здоровья опекунов (попечителей) не отличаются от соответствующих требований, предъявляемых к лицам, желающим стать усыновителями. Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать опекунами (попечителями), определен Министерством здравоохранения РФ.
При решении органом опеки и попечительства вопроса о назначении конкретного лица опекуном или попечителем ребенка должны учитываться также следующие обстоятельства:
а) способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попечителя);
б) его личные и нравственные качества;
в) отношения между ним и ребенком, нуждающимся в опеке или попечительстве;
г) отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя);
д) если это возможно — желание самого ребенка Критерии, по которым должна оцениваться способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), законодательно не определены, что предполагает необходимость индивидуального подхода к решению данного вопроса в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств различного характера (возраст опекуна, попечителя, образование, род занятий и т. п.). Безусловно, что функции опекуна (попечителя) проще выполнять человеку, имеющему определенные навыки воспитания собственных детей либо располагающему необходимыми для этого качествами в силу своего жизненного опыта, образования либо специальной подготовки. Многое зависит и от сложившихся у кандидатов в опекуны (попечители) отношений с ребенком, поскольку доброта, чуткость и взаимопонимание позволяют компенсировать отсутствие у опекуна (попечителя) специального образования. Новеллой Семейного кодекса является введение необходимости учета отношения к ребенку членов семьи будущего опекуна (попечителя) и их желания участвовать в его воспитании (супруг опекуна, попечителя, родители, дети). Указанное требование является совершенно обоснованным и вызвано стремлением создать для опекаемого ребенка наиболее благожелательную обстановку со стороны членов семьи опекуна (попечителя), без чего крайне сложно решать задачи воспитания и развития ребенка в новых для него условиях.
По возможности орган опеки и попечительства должен учитывать и желание самого ребенка, особенно когда ребенок в силу возраста и уровня развития в состоянии его осознанно выразить, хотя данное требование и не является обязательным. В отличие от усыновления, при передаче ребенка под опеку (попечительство), его желание или нежелание иметь своим опекуном (попечителем) конкретное лицо правового значения не имеет, даже если ребенку исполнилось десять лет. Однако в ситуации, когда ребенок негативно относится к конкретному кандидату в опекуны (попечители), важно выяснить причины такого отношения и вынести решение по возможности с учетом мнения ребенка.
Соблюдение предусмотренных ГК и СК требований к личности опекуна (попечителя) направлено не только на обеспечение выполнения им своих обязанностей, но и на предотвращение возможных фактов насилия, оскорбления и иных противоправных действий в отношении детей, находящихся под опекой (попечительством), со стороны опекуна (попечителя) или членов его семьи, что не исключено в жизни.
На практике опекунами (попечителями) чаще всего назначаются близкие родственники ребенка (дедушка, бабушка, тетя, дядя, брат, сестра и т. п.), тогда удается наиболее оптимально учесть требования к личности опекуна (попечителя) и желание самого ребенка. Однако и в этом случае закон не делает каких-либо исключений, позволяющих принять решение о назначении родственника ребенка его опекуном (попечителем) при наличии предусмотренных законодательством препятствий.
Орган опеки и попечительства может назначить ребенку опекуна (попечителя) и по просьбе самих родителей, если они по каким-либо причинам (длительная командировка, болезнь и т. п.) не могут лично осуществлять воспитание ребенка. При этом родители могут предложить органу опеки и попечительства кандидатуру опекуна (попечителя).
Права и обязанности опекуна (попечителя) возникают с момента вынесения органом опеки и попечительства решения о его назначении.
Опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного. В дальнейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов (попечителей) и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных и решении других вопросов.
Основания прекращения опеки и попечительств:
1. Опека или попечительство прекращается:
1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;
2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;
3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;
4) в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
3. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе;
4. Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.
5. Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:
1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;
2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;
3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.
6. В случаях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, права и обязанности опекуна или попечителя прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей.
7. Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.
Без особого решения прекращается попечительство над несовершеннолетними по достижении ими возраста восемнадцати лет (п. 3 ст. 40 ГК). Другими основаниями для прекращения попечительства над несовершеннолетними могут являться вступление несовершеннолетнего в брак (п. 2 ст. 21 ГК) или его эмансипация (ст. 27 ГК), то есть объявление несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.
Опека (попечительство) могут быть прекращены в результате освобождения опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Так, освобождение опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей производится органом опеки и попечительства при возвращении несовершеннолетнего подопечного родителям или передаче его на усыновление. В случае помещения подопечных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение (организацию) органы опеки и попечительства могут принять такое решение при условии, что это не противоречит интересам подопечного (п. 1 ст. 39 ГК). При наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т. п.) опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе.
Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей является санкцией за виновное поведение и как мера ответственности влечет для него неблагоприятные последствия. Такие лица не могут в дальнейшем быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями.
Таким образом, для того чтобы стать опекуном необходимо согласие обеих сторон (возможно и установление опекунства без согласия ребенка), наличие необходимых навыков семейного воспитания. Органы опеки и попечительства, в соответствии с законодательством РФ, оценивают возможность опекуна обеспечить всеми необходимыми условиями ребенка для его полноценной жизнедеятельности. Органы опеки и попечительства в праве осуществлять контроль за деятельностью опекуна и при наличии каких-либо нарушений изъять ребенка из этой семьи. Составляется акт, который можно оспорить в судебном порядке.
2. Опыт работы социальных учреждений по организации жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Анализ деятельности органов опеки и попечительства по устройству детей в семьи в Орловской области
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области на 1 июля 2012 года насчитывалось 2 789 детей, оставшихся без попечения родителей, из них на воспитании в семьях находились 1 629 детей, в том числе 1 313 детей — под опекой (попечительством), 316 — в приемных семьях. В интернатных учреждениях области и в учреждениях профессионального образования обучались 1 160 детей, оставшихся без попечения родителей.
Настоящим Законом органы местного самоуправления Орловской области наделяются отдельными государственными полномочиями Орловской области в сфере опеки и попечительства.
Орган опеки и попечительства Орловской области работает в направлении реализации Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Орган опеки и попечительства осуществляет свою работу согласно утвержденному плану и в соответствии с действующим законодательством. Основная цель деятельности органа опеки — совершенствование работы органов опеки и попечительства.
Приоритетные направления:
1. Развитие системы семейного устройства детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2. Формирование действенной системы защиты прав детей.
Задачи:
1. Соблюдение законных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей;
2. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, а также имеющих родителей, но нуждающихся в помощи государства;
3. Создание условий, обеспечивающих различные формы устройства детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемные семьи, направления в учреждения государственной поддержки детства;
4. Защита жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5. Профилактика семейного неблагополучия;
6. Организация методической работы по вопросам охраны и защиты прав несовершеннолетних.
Обеспечение межведомственного взаимодействия при организации работы по профилактике социального сиротства, защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
Вопросы своевременного выявления, дальнейшего жизнеустройства детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиты прав несовершеннолетних систематически обсуждаются на совещаниях с руководителями образовательных учреждений, проводятся семинары для заместителей директоров по воспитательной работе.
Специалисты Комитета по образованию по вопросам выявления и устройства детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работают в тесном контакте с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и структурами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, администрациями сельских поселений, руководителями образовательных учреждений, органами здравоохранения и населением района. В соответствии с планом работы проводятся проверки по вопросам соблюдения прав несовершеннолетних в общеобразовательных школах Орловской области.
Два раза в год проводятся контрольные обследования условий жизни опекаемых (подопечных), приемных, усыновленных детей. Каждую неделю проводятся совместные рейды (в том числе и вечерние) по неблагополучным семьям, в ходе которых выясняются условия проживания несовершеннолетних, а также проводится индивидуальная работа с детьми и их родителями. С этой целью специалистом органа опеки и попечительства регулярно обследуются жилищно-бытовые условия детей, проживающих в замещающих семьях. По результатам обследования составляется отчет об условиях жизни и воспитания ребенка, в нем отражаются сведения о состоянии его здоровья, обучении, эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде, взаимоотношениях в семье и др.
Одним из главных направлений Комитета по образованию и делам молодёжи на ближайшие годы является профилактика семейного неблагополучия и работа с «кровной семьёй». Для этого в области проводится учет семей, находящихся в социально-опасном положении: база данных (в ОУ, администрациях сельских поселений, Комитете по образованию, Управлении социальной защиты населения, КДН, ПДН ОМВД, ЦРБ). Деятельность всех заинтересованных служб района направлена на оказание помощи семье.
Большая работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении, проводится в образовательных учреждениях района (социальная, правовая, информационно-просветительская, педагогическая, медицинская помощь).
Ежегодно детям из многодетных семей оказывается материальная помощь для приобретения спортивной и школьной формы, а накануне нового учебного года проводится акция «Соберём детей в школу» (малообеспеченные семьи получают школьно-письменные принадлежности и одежду). Большое внимание уделяется вопросу оздоровления детей во время каникул. На базе ОУ района из года в год организуется работа лагерей с дневным пребыванием.
Родители, уклоняющиеся от воспитания детей, в отношении которых профилактическая работа не приносит положительных результатов, приглашаются на заседания КДН (заседания проводятся 2 раза в месяц), привлекаются к административной ответственности.
Семейная форма устройства выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — одна из главных направлений в работе Комитета по образованию. Кандидаты в опекуны выражают желание воспитывать ребенка дошкольного возраста. Чаще в возрасте до 3 лет и в основном здоровых детей. Дети же, направленные в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как правило, имели ослабленное здоровье, хронические заболевания, в т. ч. с тяжелыми поражениями нервной и опорно-двигательной систем, что проявляется с возрастом ребенка, и не каждый замещающий родитель готов справится с воспитанием такого ребенка.
Ежемесячные выплаты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся своевременно. Для обеспечения сохранности имущества несовершеннолетних, все причитающиеся по закону выплаты переводятся на лицевые (банковские) счета детей данной категории. Ежегодно опекуны (попечители), приемные родители сдают отчет о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.
Орган опеки и попечительства Комитета по образованию и делам молодежи участвует в спорах между родителями при решении вопросов об определении порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем и определении места жительства ребенка, по внутрисемейному усыновлению несовершеннолетних, в исках по защите имущественных прав несовершеннолетних, об оспаривании отцовства, о расторжении договора купли-продажи и т. д.
Органом опеки и попечительства ведется систематическая работа по защите жилищных и имущественных прав несовершеннолетних.
Таким образом, органы опеки и попечительства в Орловской области работают по разным направлениям в обеспечении благополучной жизнедеятельности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разрабатываются мероприятия, реализуются программы по адаптации и профилактике. Работа ведется совместно с различными ведомствами.
2.2 Рекомендации по оптимизации форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Оптимизация деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в субъекте Российской Федерации должно осуществляться на основе региональной программы (плана мероприятий), предусматривающей перечень конкретных мероприятий в отношении сети организаций в целом и каждой организации в отдельности, включая разработку нормативной правовой базы, методическое и информационное сопровождение процесса совершенствования их деятельности, а также регулярный мониторинг и оценку эффективности реализуемых мероприятий на основе системы показателей.
В качестве основных направлений этой работы предлагается рассматривать следующие:
1) использование ресурсов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в деятельности по профилактике социального сиротства, семейному устройству и социальной адаптации. Организация индивидуальной профилактической работы с каждой семьей, находящейся в социально опасном положении. Ведение единого процесса поддержки семьи и защиты прав ребенка, начиная от выявления запроса на помощь или защиту до завершения работы по реабилитации семьи, защите прав ребенка;
2) реструктуризация сети организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории субъекта Российской Федерации с учетом региональных особенностей;
3) создание в организациях безопасных, приближенных к семейным, условий проживания и воспитания.
Также необходимо организовать психологическую и педагогическую помощь семьям, в составе которых есть приемный ребенок.
Семьи, в которых есть приемные дети и приемные родители, могут состоять только из приемных детей и усыновивших их родителей или же приемные дети оказываются в семье, где уже имеются родные дети. Поэтому психологические проблемы, с которыми сталкиваются приемные семьи, во многом зависят от того, что собой представляет структура (численный и персональный состав) такой семьи. Важно не только создать благоприятные условия для жизнедеятельности приемного ребенка, но и устранить те барьеры, которые возникнут у приемного ребенка с родными детьми. Психологическая работа должна осуществляться как с родителями, так и с детьми психологами и сотрудниками органов опеки и попечительства.
На первый взгляд может показаться, что воспитание приемных детей ничем не отличается от воспитания родных. Действительно, задачи воспитания и родных, и приемных одинаковы, особенно если приемные дети — маленькие. Однако, есть и особые моменты, которые нужно знать и учитывать приемным родителям: им понадобится умение помочь приемным детям войти в семью. А это очень не просто — создавать условия для адаптации так, чтобы дети почувствовали себя полноправными членами нового сообщества. Поэтому организация специальных тренингов для таких семей необходима, важно обучить родителей как общаться, воспитывать, взаимодействовать с приемным ребенком.
Профилактическая работа должна проводиться также для предотвращения безнадзорности, поскольку она ведет к социальному сиротству. Пропаганда того, что ребенок должен воспитываться в родной семье — необходима. Это может быть социальная реклама на телевидении, социальных сетях, на радио.
Заключение
Проведенные исследования форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показали, что хотя семейное воспитание является приоритетным в политике государства, и в этой области ведется большая работа, но меры, предпринимаемые государством все же недостаточны. Для решения этих сложных вопросов в отдельных регионах России создаются центры по усыновлению (попечительству), координирующие и осуществляющие работу по устройству осиротевших детей в семьи.
Усыновление внутри страны или в другой стране — это такая мера защиты ребенка, при которой устанавливаются родственные связи между ребенком, с одной стороны, и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью, с другой стороны. Важно подчеркнуть, что усыновление — такой процесс, при котором ребенок находит для себя именно семью, а не какую-либо ее замену.
Институт опекунства в современной России развивается так же достаточно сложно.
С установление опеки правовая связь с родителями не прекращается, что существенно облегчало использование подобного рода устройства и делало его более доступным средством предоставления воспитания в семье лишившегося родительского попечения ребенка.
Доступность опеки объясняет ее распространенность и появление достаточно большого числа опекунских семей. Опекунская семья является обязательно объектом контроля (надзора) со стороны государства в лице его органов, уполномоченных на охрану прав детей. Надзор носит систематический характер, и предполагает разнообразную помощь и поддержку, включая материальную.
Дети, переданные под опеку (попечительство) находятся под контролем органов опеки и попечительства. Специалист по охране прав детей, наблюдая условия жизни и воспитания подопечного в семье, дважды в год оформляет отчета (акты) обследования ребенка. В случае нарушения опекуном законных прав и интересов ребенка опека может быть отменена.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление, удочерение, под опеку / попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности, в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление (удочерение) ребенка — это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Эта форма не особенно популярна среди россиян. На это есть множество причин: у значительной части воспитанников интернатных учреждений родители находятся в местах заключения и не лишены родительских прав, у многих пропали без вести, но судом этот факт не установлен, достаточно большой процент воспитанников — дети, имеющие братьев и сестер.
Опека и попечительство в семейном праве — это устройство детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека позволяет ребенку быстрее попасть в семью, так как оформляется проще, чем усыновление. Воспитание родственниками имеет ряд преимуществ перед воспитанием в семьях: у детей возникает меньше поведенческих и психологических проблем.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями, т. е. супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка (детей) на воспитание в семью.
Патронатное воспитание на сегодняшний день является наиболее перспективной формой жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Достоинством такой формы является то, что принимающие ребенка семьи получают специальную подготовку, ребенку подбирают семью, которая сможет удовлетворить все его нужды, патронат позволяет плавно перевести ребенка из учреждения в семью, что обеспечивает более успешную адаптацию к новым условиям.
Таким образом, законодательство, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) [Электронный ресурс] URL //http:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW; n=2875; dst=0; ts=4F2383A4DEEB0A754F33723F7F5D1B77; rnd=0.20 311 450 979 450 972
1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 31.01.2014) [Электронный ресурс] URL // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW; n=154 792.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) [Электронный ресурс] URL // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW; n=153 956.
3. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об опеке и попечительстве» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) [Электронный ресурс] URL //http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req =doc; base=LAW; n=149 003
4. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] URL //. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW; n=54 553
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».) [Электронный ресурс] URL // .http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=card; page=splus; tab=0; ts=33AE52E0DD275EDA0285000883AC7561
6. Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 № 558 «Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». [Электронный ресурс] URL //http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW; n=116 469; dst=0; ts=33AE52E0DD275EDA0285000883AC7561; rnd=0.9 350 169 165 991 248
7. Козырева И. А., Соколова А. В., Баранова А. А. Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Учебное пособие, Сыктывкар 2009 г. - 66 с.
8. Кокорина М. С. Семейно-правовые основы воспитания детей в современной России: монография. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011 г. — 115 с.
9. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г. -479 с.
10. Несмеянова И. А. Жилищные права несовершеннолетних граждан, нуждающихся в государственной защите: Учебное пособие. — М.:Юркомпания, 2010 г. — 336 с.
11. Мельников В. П. Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006 г. — 334 с.
12. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы: Учебное пособие. — М.:Дашков и К, 2012 г. — 592 с.
13. Стребелева Е. А. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. — М.: Полиграф сервис, 1998 г. — 329 с.
14. Холостова Е. И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. — М.:Дашков и К, 2012 г. — 278 с.
15. Социальная работа с семьей: Учебное пособие. — М.:Дашков и К, 2011 г. — 212 с.
16. Патронатная семья. [Электронный ресурс] URL // http://www.usynovite. ru /adoption /patronage/patronat /chapter5/
17. Государственная программа Орловской области «Социальная поддержка граждан в Орловской области на 2013;2016 годы» [Электронный ресурс] URL // https://www.google.ru/url? sa=t&rct=j&q =&esrc=s&source= web&cd=1&ved=0CCYQFjAA&url=http % 3A % 2 °F % 2Fimg.rg.ru % 2Fpril % 2F72% 2F09% 2F87% 2Fpril. doc&ei=3mY0U5lCy8W0Btz3gfgC&usg=AFQjCNEPqUBBCfcGNuen5pctJCEt_4k2oQ&bvm=bv.63 808 443, d. Yms&cad=rjt