Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ролевые функции семьи в процессе социализации личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных условиях развития российского общества чрезвычайно актуальна проблема формирования интеллигентности как качественной характеристики личности для социальной группы «семья». Решить данную проблему способны представители из разных социальных групп и институтов, участвующих в процессах социализации детей в семье, обладающих качеством интеллигентности. Для интеллигентного человека… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы социализации личности в системе семейных отношений
    • 1. 1. Нормативно-правовые аспекты российской государственной семейной политики
    • 1. 2. Теоретический дискурс ролевых функций семьи
    • 1. 3. Ценностные ориентации — целевая 83 направленность социализации личности в семье
  • Глава 2. Современная семья как среда формирования ценностных ориентаций личности ребенка в процессе социализации
    • 2. 1. Социализация детей в зеркале общественного мнения
    • 2. 2. Социологический анализ формирования ценностных ориентаций личности в различных типах семьи
    • 2. 3. Авторская концепция социальных ролевых функций семьи в процессе социализации личности
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ролевые функции семьи в процессе социализации личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рыночные отношения в России породили множество проблем не только в жизнедеятельности общества, но и во взаимоотношениях отдельных личностей и социальных групп. Жесткие законы российского капитализма наложили свой отпечаток на потребности, желания, стремления и чаяния населения страны. Особенно это проявилось по отношению к детям как наиболее уязвимой социальной группе в связи с тем, что члены этой группы находятся на начальном этапе социализации, результаты которой во многом определяются направленностью этого этапа. Трансформационные процессы социальной действительности в российском современном обществе порождают отнюдь не гуманистические наклонности и не гражданскую позицию подавляющего большинства россиян. Подмена общечеловеческих ценностей сиюминутными благами девальвирует сущность человека как личности, как гражданина, как социально активного строителя общества. Тогда на формирование личности ребенка в семье основное влияние оказывают родители, не принимающие общемировые человеческие ценности, с отсутствием гражданской позиции, не усвоившие моральных правил и норм общества, что негативно сказывается на социализации детей.

В современных условиях развития рынка природа и структура деятельности социальных институтов, регулирующих определенный круг общественных отношений, меняются, взаимоотношения и взаимодействия их субъектов преобразуются в рыночные, в условиях которых действует основой принцип — «все можно купить» и «все можно продать».

Советская идеологическая система с ее четким распределением управленческих функций в обществе, с прописанными моральными правилами и нормами общественной жизнедеятельности, с кодексом «строителя коммунизма», была разрушена еще в конце XX столетия. Новая идеологическая платформа еще не построена, поэтому в таком важнейшем социальном институте, как семья, существует реальная опасность формирования потерянного поколения — молодых людей — индивидуалистов,. отрицающих общемировые нравственныеценности, государство, проповедующих абсолютную свободу и принципы иезуитов «цель оправдывает средства».

Кризис семьи, начиная с конца 90-х годов XX столетия, предопределил переоценку жизненных ценностей молодого/ поколения России под воздействием новой социально-экономической и социально-политической ситуации и трансформацииценностных ориентации основных агентов социализации в семье — родителей и старшего поколения. Сама семья уже не справляется с процессом формирования личности российского гражданина, который вышел из-под ее контроля, наблюдается, существенная деформация внутрисемейных взаимоотношений, отчуждение детей и родителей, равнодушие и неуважение друг к другу. Ближайшееокружение детей оказывает большее влияние на них и их ценностные ориентации. Табачная, алкогольная, наркотическая, экранная, компьютерная игровая и другие зависимости свидетельствуют о деградации духовной: и эмоциональной сферы личности ребенка в ряде российских семей, последствия которых страшны — детская и подростковая беспризорность, рост молодежной преступности, криминализация молодежных групп, увеличение числа детских суицидов.. (.

Появилась настоятельная потребность в новых формах и видах взаимодействия детей и родителей, срочных мерах по созданию комфортной среды социализации и воспитания ребенка в семье, усвоению общественной культуры, и с этой точки зрения, тема диссертационного исследования весьма актуальна на современном этапе развития российского общества^ так как решает проблему обоснования комплекса ролевых функций семьи в процессе социализации детей и формирования личности ребенка в семье основными субъектами социализации: родителями — в эффективном взаимодействии с внешними агентами социализации, а также определения. 4 основных направлений воздействия на институт семьи с целью повышения эффективности выполнения им ролевых функций.

Проблемы семьи всегда были в центре внимания^юристов, философов, социологов, историков, демографов, культурологов, психологов, педагогов, экономистов.

Любой социальный институт функционирует в соответствии с законодательным обеспечением, созданным в определенных условиях развития государства и общества, поэтому, прежде всего, следует отметить существующую семейную нормативно-законодательную базу, в которой представлены основные законы, указы, нормативные акты организации жизнедеятельности семьи, анализ которой предопределил основную направленность исследования в обосновании комплекса семейных ролевых функций в процессе социализации детей. Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной' семейной политики» 1996 года, Семейный кодекс РФ 1998 года, «Концепция государственной политики в отношении молодой семьи» 2007 года, Концепции семейной политики в разных городах (С-Петербург, Москва, Тюмень и др.), явились основой для формирования системы взглядовисходных положений, принципов, приоритетных направлений, основных понятий и мер в. сфере регулирования отношений государства и российских семей, в том числе, молодых, многодетных [1−19].

Основные подходы к исследованию российской семейной политики как деятельности государства, направленной на возрождение семьи, возвращение семье присущих ей социальных функций, как совокупности целенаправленных воздействий на существующие в обществе семейные отношения с целью обеспечения благоприятных условий развития семьи и выполнения ею своих функций, представлены в работах Г. И. Климантовой, А. И. Антонова, В. М. Медкова, А. Г. Вишневского, Е. В. Зориной, C.B. Дармодехина, A.B. Артюхова, JI.B. Карцевой’и др. [32, 36, 119 и др.].

Родоначальниками патриархальной теории семьи и государства стали древнегреческий философ Платон (428−348г. до н. э) и фактический 5 создатель философии древнегреческий ученый и философ Аристотель (384 322г. до н.э.) [35 и др.].

П. Сорокин в своих работах, подчеркивал значимость такой проблемы, как развитие семьи, эффективная реализация ее функций с целью формирования личности [205].

Изучению категории «семья», определению ее как социального института и социальной группы, исследованию ее основных характеристик, в том числе, семейных статусов и ролей, функций, структуры, социальной ориентации посвящены многочисленные работы ученых, таких как Дж. Масионис,-А.Г. Харчев, А. И. Антонов, В. М. Медков, М. С. Мацковский, В. Т. Лисовский, В. И. Добреньков, А. И. Кравченко, И. С. Кон, Э. Гидденс, Г. Е. Зборовский, С. Д. Лаптенок, Т. А. Гурко, И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов, Д. Маркович, В. Н. Мясищев, А. Б. Орлов, С. С. Фролов, Е. М. Бабосов, С. С. Новикова, — в которых в полной мере представлен анализ формирования семьи, реализуемых ею функций, семейных взаимоотношений, обосновано место и роль семьи в жизни общества, ее экономическое положение, позитивные и негативные моменты ее жизнедеятельности, целевая направленность семьи, взаимодействие ее элементов с окружающей средой, с обществом, ее составляющими, в том числе, и социкультурной [31, 74, 84, 94, 150, 221 и др.].

Вопросы культуры как системы, ее композиции и декомпозиции, воздействие ее структурных элементов на взаимодействия индивидов, в том числе, и в семьях, нашли свое отражение в исследованиях О. Конта, Э: Дюргейма, Г. Зиммеля, М. Вебера, К. Маркса, Л. Моргана, Э. Тейлора, Ф. Знанецкого, А. Л. Маршака, Т. М. Кононовой, М. С. Кагана, Л. В. Карцевой и др. [69, 88, 146, 149].

Обоснование ролевых функций семьи как основных в системе формирования личности детей в семье диссертант провел на базе фундаментальных работ основоположника функционализма в социологии —.

Т. Парсонса, который раскрыл социальные причины и закономерности 6 развитияличности как результат имеющихся и формирующихся социальных условий, в том числе, и в той социальной группе, где происходит воспитание детей — в семье [178].

Личность как. общественная сущность человека1 была, рассмотрена в* трудах К. С. Холла, Г. Линдсея, В. Л. Обушенко, ЛС. Выготского,. Л. Е. Борисовой, Г. С. Солодовой [63, 166].

Социализация личности как основная задача семьи, ее субъектов исследована учеными Ф. Гидденсом, Э. Дюркгеймом, Г. Тар дом, ЮХабермасом, К. Марксом, Г. М. Андреевой, И. С. Коном, Н. Смелзером, II. Штомпкой'[25, 124, 202, 229] Воспитательным процессам в семье уделено особое место в трудах Сухомлинского В. А., в которых, краеугольным камнем воспитания в семье обосновывается формирование у ребенка социально психологического базиса его нравственного развития, включающего^ механизмы-ответственности ж волиуверенности в себе и собственного достоинства [218].

Социальную политику детства исследовала всвоих работах Л. Л: Мехришвили, показав, что социальная защита детства^ должна обеспечиваться комплексом мерспособствующим не только выживанию ребенка, но и формированию уверенности в своих силах, активности л чувство гармонии с обществом и с самимсобой[155].

Как известно, понятие ценностии их обоснование впервые были представлены в работах И. Канта, Т. Лотце, В. Виндельбанда и Г. Риккерта [112]. Дальнейшее свое развитие эти категории получили в трудах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Э. Шпрангера [69,. 188]. Анализ нравственных ценностей, ценностных ориентаций детейформируемых в процессе: социализации личности в семье, был проведен в. исследованиях Л: С. Бляхмана, А. Г. Здравомыслова, В. А. Ядова, О: И. Шкаратана, В. П. Тугаринова, С. Голода, М. Рокича, И. А. Раппопорта, В. А. Павловского, В. А. Ядова, А. ВШахматова, Н. С. Розова,'Л.ВБаевой, В. Б. ОльшанскогоА.

Оппенгейма, Е. А. Яблоковой, JI. И. Анцыферовой, Е. М. Бабосова, С. Е. Бабосова, К. А. Шварцмана и др. [33, 42, 43, 76, 97, 189, 237].

Процессы формирования интеллигенции и интеллигентности как результат социализации< детей в семье, характеристики интеллигентности как качества личности, изучались, в работах А. Ф. Лосева, Д. С. Лихачева, A.B. Соколова, И. И. Осинского, М1. И. Добрыниной, В'. И. Астаховой, В. Х. Беленького, К. Г. Барбаковой, В. А. Мансурова, Ю. П. Петрова, которые убедительно доказали: гражданственность, совесть, свободомыслие и толерантность, социально — направленная нравственность личности, как результаты формирования личности в семье, являются признаками интеллигентности и гражданина [39, 49, 53, 141, 142, 180, 203].

Разработке инструментария социологического исследования, обоснованию искусства задавать вопросы' как социологическому действию, обработке социологических данных посвящены работы Л .Я. Аверьянова, В. И. Добренькова, А. И. Кравченко, Е. П. Голубкова, Н. Ш. Кремера и др. [21, 78, 85, 131].

При построении моделей и формулировке основных принципов концепции ролевых функций семьи были использованы основные положения системного подхода к изучению социальных объектов, разработанные в исследованиях Т. Н. Тимченко, Ю. И. Черняка, Ф. И. Перегудова, Ф. П. Тарасенко, О. М: Барбакова, В. Х. Беленького и др. [45, 219, 234].

Но, несмотря на достаточно серьезное исследование проблем жизнедеятельности семьи и процессов" социализации детей в научной литературе, в настоящее время формирование ценностных ориентаций в семье происходит нецеленаправленно, не определен четкий комплекс ролевых функций семьи в процессе социализации личности, не сформированы основные направления взаимодействий агентов социализации детей в семье.

Таким образом, выбор темы обусловлен ее актуальностью и недостаточной разработанностью в научной литературе некоторых аспектов 8 теории и практики воздействия ролевых функций семьи на социализацию личности ребенка.

Объектом исследования является ролевые функции семьи в процессе социализации детей.

Предмет исследования — реализация ролевых функций семьи по формированию ценностных ориентаций детей в процессе их социализации.

Цель диссертационного исследования — разработка концепции социальных ролевых функций семьи в процессе социализации детей. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

• проведение теоретического и операционального уточнения категориального аппарата исследования;

• обоснование сущности, содержания и структуры социальных ролевых функций семьи;

• определение направленности, содержания и методов формирования ценностных ориентаций детей в семье;

• социологическое исследование практики формирования ценностных ориентаций детей в семье;

• разработка методики моделирования ролевых функций семьи в процессе социализации личности ребенка;

• обоснование концепции социальных ролевых функций семьи в процессе социализации детей.

Методологической и теоретической основами исследования стали фундаментальные концепции классиков философии, социологии, психологии, педагогики и современных отечественных и зарубежных ученых, разработанный научно-методический инструментарий исследования ролевых функций семьи в процессе социализации, материалы международных, российских и региональных научных и научно-практических конференций, предметом которых были проблемы становления и развития семьи, обоснование ее роли в социализации личности и формировании ценностных ориентации детей.

Для решения поставленных задач использовались принципы и методы системного подхода и моделирования.

Эмпирической^ базой диссертационного исследования послужили нормативно-законодательные документы в области поддержки семьи, государственных и региональных органов управления, результаты вторичного анализа социологических исследований и авторских эмпирических исследований по проблемам взаимодействия субъектов^ социализации в процессе воспитания детей в семье, семейной политике, формированию ценностных ориентаций личности, что обеспечило репрезентативность и достоверность полученных данных, теоретическую обоснованность основных выводов и положений диссертационной работы.

Научная новизна диссертации определяется спецификой авторского подхода к исследованию семейных проблем, постановкой целей и задач, полученными результатами, и сформулирована следующим образом:

1. Раскрыта сущность государственной семейной политики на современном этапе развития России и сформулированы позитивные и негативные аспекты нормативно-законодательной базы российской семьи.

2. Представлена классификация подходов к категориальному полю исследования процессов формирования личности в семье: понятиям «семья» как социальному институту и социальной группе, «ролевые функции семьи», «социальный статус» и «социальная роль» семьи во взаимодействиях с другими социальными институтами и группами, «интеллигентность» как качество личности, «ценности», «ценностные ориентации», «социализация».

3. Определена роль семьи как основной среды взаимодействия субъектов и объектов социализации в процессах формирования личности детей и.

10 обоснована категория «социальные ролевые функции семьи» как некоторые направления" ее жизнедеятельности в соответствии с социальным статусом и ролью этой группы, воздействующие на социализацию детей и формирующие личность ребенка.

4. Доказана необходимость выделения отдельной социальной ролевой функции семьи — формирование интеллигентности у ребенка* - как важнейшая составляющая в процессах социализации детей, формирования их ценностных ориентаций, усвоения моральных, нравственных норм, привития активной гражданской позиции с целью I создания слоя «интеллигентной интеллигенции» как базиса духовного, нравственного, культурного возрождения современного общества.

5. Предложен научно-методический инструментарий исследования процессов формирования ценностных ориентаций детей в различных типах семьи и возможностей активизации ролевых функций семьи при социализации детей.

6. Разработана авторская концепция социальных ролевых функций семьи в процессе социализации детей с целевой направленностью семьи при воспитании личности ребенка — формирование качества интеллигентности у детей, и на основе этого успешная их социализация и адаптация в современном российском обществе, включающая в себя модели взаимодействий субъектов социализации, формирования ценностных ориентаций личности ребенка, воздействия’социальных ролевых функций на социализацию детей, взаимодействия интеллигенции с различными структурами общества.

Теоретическая значимость результатов работы обусловлена их новизной и определяется, во-первых, авторскими инновационными теоретическими положениями, раскрывающими сущность, содержание, структуру ролевых функций семьив процессе социализации личностивовторых, предложенным автором научно-методическим инструментарием исследования процессов формирования личности ребенка, включающим.

11 теоретические выводы о содержании и направленности взаимодействия внутренних и внешних субъектов социализации личности в семьев третьих, разработанным в диссертации! комплексом моделей реализации ролевых функций семьи в процессе социализации детей.

Практическое значение выводов заключается, во-первых, в возможности использования результатов анализа современной ситуации’в семье, моделей социальных ролевых функций семьи и формирования социальных ориентаций детей в практике организации поддержки семьи со стороны властных структур в разных областях жизнедеятельности обществаво-вторых, в применении материалов диссертации в лекционных и практических курсах по социологии, педагогике, философии для студентов, аспирантов и слушателей дополнительных образовательных структурв-третьих, во внедрении авторской концепции социальных ролевых функций семьи в процессе социализации личности при формировании семейной политики региональных и федеральных органов власти.

Положения, выносимые на защиту:

1. В Российской Федерации фактически завершено формирование нормативно-законодательной базы государственной семейной политики, включающей в себя все уровни документации законодательной и исполнительной власти, общественных организаций и организаций социального обеспечения гражданского населения. При этом до сих пор не эффективно реализуется подавляющее большинство законов организации поддержки семьи. Необходима разработка методологии исполнения законодательной базы для обеспечения социальных гарантий семьей в России.

2. Социальные ролевые функции семьи формируются при исполнении семьей своей роли в общественной жизнедеятельности в соответствии с определенным предназначением, ролевым поведением отдельных личностей в семье, социальной направленностью в определенных условиях.

12 существования, окружающей среды, взаимодействий с окружением и самих членов семьи между собой. В процессе социализации детей взаимоотношения их и родителей обуславливают перспективу развития ребенка и фактически обосновывают его будущее. В зависимости от комплекса социальных ролевых функций семьи социализация ребенка в семье будет проходить по-разному, и, исходя из этого, личность, сформированная в семье, будет социализированная в большей или меньшей степени.

3. В современных условиях развития российского общества чрезвычайно актуальна проблема формирования интеллигентности как качественной характеристики личности для социальной группы «семья». Решить данную проблему способны представители из разных социальных групп и институтов, участвующих в процессах социализации детей в семье, обладающих качеством интеллигентности. Для интеллигентного человека характерны высокая нравственная зрелость, усвоенные общечеловеческие нравственные ценности, социально активная жизненная позиция, направленная на достижение всеобщего благоденствия, высокий интеллект, толерантность, свобода мысли, гуманизм и альтруизм, сопереживание, ответственность, совестливость, воспитанность, культура, этические нормы поведения. Родители — интеллигенты могут сформировать таких же интеллигентных детей в семье, провести их успешную социализацию. Новые интеллигенты, при вхождении во власть и другие структуры общества, станут эффективными преобразователями существующей действительности в позитивном направлении.

4. На современном этапе развития России реализация ролевых функций семьи в процессе социализации детей в ряде семей не эффективны, так как не достаточно четко определен рациональный комплекс этих функций и их целевая направленность в отношении формирования личности ребенка.

Необходимо концептуальное обоснование социальных ролевых функций семьи в процессе социализации личности ребенка, где будет обоснован.

13 наиболее эффективный комплекс ролевых функций семьи для успешной социализации детей в зависимости от ведущей цели, сформулированной следующим образом: в процессе социализации личности семья воздействует, воспитывает и социализирует ребенка, формирует его личность интеллигентную, с социально активной жизненной позицией, усвоившую ценностинормы, правила, образцы поведения современного — российского общества, способную транслировать все усвоенное в общественную жизнедеятельность с целью преобразования общества в®общество для людей. Тогда, сформированное в ребенке качество интеллигентности будет основой создания новой «интеллигентной интеллигенции», которая привнесет в жизнедеятельность общества новые приоритеты, цели, способы И4 методы достижения всеобщего благоденствия.

Апробация работы: Полученные в процессе диссертационного исследования теоретико-методические и практические результаты были представлены автором в докладах и сообщениях на международных, всероссийских, региональных и вузовских научных и научно-практических конференциях и семинарах: международной научно-практической конференции «Проблемы формирования единого экономического пространства и социального развития в странах СНГ», Тюмень, 2010; Всероссийской научной конференции «Этнос, нация, общество: российская реальность и перспективы», 2010; в статьях сборников и вестников Тюменских вузов: Известия высших учебных заведений «Социология. Экономика. Политика. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2009; Академический вестник ТГАМЭУиП «Правовая система России: история, современность и перспективы развития».- - Тюмень: ТГАМЭУиП, 2010; Вестник Тюменского государственного университета. — Тюмень: ТГУ, 2010; Сборник научных трудов «Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии», Тюмень, 2011.

Входы.

Личностные социагьно-психолэ гическ ие характеристики родителэй * * 1.

Личностные психологические характеристики детей у.

Ролевые функции семьи.

Экономическая и хозяйственно-бытовая основа семьи !

Система социальных ролэвых функций семьи в: ¿-процессе срциашзации-?! личности Г !

Успешная.

1 л социализация ребенка.

Показателе — эффективности ролзвых функций в процессе социализации детей в семье.

Формирование качества интеллигентности у ребенка.

1 I.

I ! 5.

Рис. 2.3.2. Модель «черного ящика» системы семьи в процессе социализации личности ребенка.

Выходами системы являются выявленная в процессе диссертационного исследования цель: успешная социализация ребенка, формирование у него качества интеллигентности и показатель эффективности социализации* личности — уровень социальной активности сформированной в процессе социализации личности ребенка. Социальная активность рассматривается как внутренняя потребность и готовность к действию на благо общества, на его преобразование в соответствии ' со своими ценностями, ценностными ориентациями и интересами, комплекс которых сформирован в процессе социализации, то есть усвоения общественных норм, правил, образцов поведения и культуры.

Таким образом, в процессе построения модели «черного ящика» семьи были обоснована основная цель системы, выявлен показатель эффективности ее достижения, определены решения, под воздействием которых входные параметры будут преобразовываться в ходе достижения цели. В модели «черного ящика» представлены главные направления взаимодействий системы с окружающей средой.

В процессе диссертационного исследования была построена модель состава системы семьи в процессе социализации личности (рис. 2.3.3), представляющую собой совокупность подсистем и элементов, субъектов и объектов системы — внутреннее ее содержание. Целостность и обособленность системы, отображенные в модели черного ящика, в данном случае выступают как внешние свойства. Но сам «ящик», не прозрачный в той модели, имеет свое собственное содержание, которое можно отобразить и которое может быть неоднородным по составу. Модель состава системы является более детальным рассмотрением «черного ящика» из предыдущей модели. В этом «ящике» были рассмотрены неделимые части системыэлементы, подсистемы, состоящие из более, чем из двух элементов, части, и их иерархии. О.

Г о * ^.

Старшее 1.

Докощние.&bdquo-.&bdquo-I.

Муж е на.

Дети.

Родственники.

Ооциализации^.

Воспитательная.

Репродуктивная ].

Эмоциональная.

Духовная озяйственнобытовая и экономическая.

Досуговая.

Формирование и нтелгигентности.

Родител/1, старшее поколение, родспвенники.

Ь|" Ч" —.

Дети.

Оэциагьно-стагтусная.

Социального контроля.

— Т-— «». ^ «г, г.

Родители, старшее поколение, родственники.

Дети.

Т-^-Т" .

Собственная жилплощадь семьи.

Доходы семьи.

Личная собственность члэнов семьи.

ЩрРШШ^ ШшФщ,.

Родители, старшее поколение, родспвенники.

Дети.

Рис. 2.3.3. Модель состава системы семьи в процессе социализации личности.

В системе семьи в процессе социализации личности были выделены шесть подсистем:

• Члены семьи.

• Социальные ролевые функции семьи.

• Материальный базис семьи.

• Психофизические характеристики членов семьи.

• Ценности членов семьи.

• Ценностные ориентации.

В качестве неделимого элемента, не входящего ни в одну подсистему, была выбрана атмосфера в семье. Как показало диссертационное исследование, все подсистемы и элементы системы, выделенные в модели состава системы, в той или иной мере участвуют в процессах социализации детей в семье и в реализации воспитательных функций, вступают в определенные взаимодействия между собой, способны трансформироваться под воздействием некоторых факторов, и при эффективности этих взаимодействий и воздействий вносят свой вклад в успешную социализацию детей и в процессы формирования у детей качества интеллигентности.

Взаимодействия и воздействия элементов, подсистем друг на друга отображены в модели структуры системы семьи в процессе социализации личности (рис. 2.3.4) в виде отношений между ними. Структура системы представляет собой некую совокупность необходимых и достаточных для достижения цели отношений между элементами и подсистемами.

Очевидно, что таких отношений существует великое множество, и учесть их все не невозможно, поэтому в диссертационном исследовании из всех отношений были выбраны самые существенные для достижения цели.

5',? -¡-" Ч' у, гч Я— Г" йЯ. | ' 1 У" |'|| З**!1 Р ошентай^и И—объектов. у. —^ социагозации —.

Психофизические характеристики ' -Ж I пКъа 1ПГЛС I ^Г^.

Воспитательная ф/нкция.

Рис. 2.3.4. Модель структуры системы семьи в процессе социализации личности.

В качестве субъектов социализациищетей в семьевыступают в первуюочередь мать иотецбабушка, дедушка, старший брат (сестра), другие родственники со. своимипсихофизическими характеристиками, ценностями иценностными, ориентациямш Именно их ролевое поведение формирует основную направленность, ролевых функций семьи как: некоторых областей ее: жизнедеятельности: — репродуктивной, экономической, хозяйственно-бытовой, досуговой, эмоциональнойдуховнойсоциально-статусной ис социального контроля. Ценностные ориентации субъектов социализации определяют реализациях функций социализации, воспитательной и формирования интеллигентности^, сама личность этих субъектов напрямую воздействует на формирование личности ребенка.

В свою очередь, весь комплекс функций воздействует на ребенка не только черезвыше обозначенные функциино и напрямую. Эмоциональная, и духовная ролевые функции семьи, формируют основу нравственной, и. эмоциональнойсоставляющей личности, ребенка, нотолько при эффективности ее реализации возможно исполнение функции социализациивоспитательной функции и формирование интеллигентности у ребёнка.

Атмосфера, в том числе,.и стиль воспитания, и материальный, базис семьи оказывают прямое воздействие на формирование личности в семье, но, кроме этогои опосредовано влияют на субъектов социализации: и ролевые функции семьи.

В результате реализации социальных ролевых функций семьи в процессе социализации создаются, ценности личности, изменяются ее психофизические характеристики, что приводит к формированию ценностных ориентаций ребенка в. процессе его социализации. В результате, этих процессов дети становятся субъектамисоциализации, воздействуют на родителей, являясь агентами социальных ролевых функций, в том числе и социализации родителей.

В: — процессе: диссертационного исследования: быласформирована1 окончательная>- модель «белого ящика» или «прозрачного ящика» системы.

178, семьи в процессе социализации, в которую были включены все разработанные модели: «черного ящика», состава и структуры. В такой модели указаны все элементы системы, отношения между элементами внутри системы и связи определенных элементов с окружающей средой (рис. 2.3.5).

В модели определены входы: параметры и решения в отношении субъектов и объектов социализации в семье, ролевые функции семьи и экономический базис семьи. Выходы представляют собой результаты успешной социализации ребенка в семье — личность с определенными психофизическими характеристиками, ценностями и ценностными ориентациями в соответствии с усвоенными ценностями и нормами, правилами и культурой общества в процессе социализации с социально активной жизненной позицией.

В разработанной модели «белого ящика» представлены все взаимосвязи внешних (воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя школ, гимназий, лицеев, начальных и средних профессиональных учебных заведений, преподаватели высших учебных заведений, преподаватели, тренеры кружков, секций, друзья, представители трудовых коллективов, властных структур, молодежных объединений, церкви, СМИ, медицинских учреждений, виртуальных сообществ) и внутренних субъектов социализации (члены семьи). Связи могут быть опосредованные, как, например, общественных организаций на субъекты социализации, и через них, на детей.

МОДЕЛЬ БЕЛОГО ЯЩИКА Ц «V I ^ к»" Я. і і ^ і * ' ^ ' ** й $ ЧТ* ¿-Г * М 4 «.

ОКРУЖАЮЩАЯ СЯЕДА.

Рис. 2.3.5. Концептуальная модель системы семьи в процессе социализации личности.

Теоретико-методологическийанализ, проведенный? в диссертационном исследовании, показал наличие тенденции преобразования субъектно-объектных отношений в семье: в процессе социализации личностив субъектно-субъектные, когда* ребенок изобъекта в процессе социализации становитсясубъектомвоздействуя в достаточной] мере на остальныесубъекты через определенные ролевые функции (рис. 2.3.6).

Представленная концептуальная! модель включает в себя факторы, субъектов социализации, влияющие на-формирование.ребёнка (табл.2.3- 1).

Заключение

.

Результаты анализа литературных источников, авторских социологических исследований, моделирования в процессе формирования авторской концепции по заявленной проблематике, представленные в диссертации, позволили диссертанту сделать ряд теоретических выводов.

1. Анализ нормативно-законодательной базы семьи, показал, что в современных условиях для развития семьи и эффективной реализации ее функций недостаточно тех нормативно-законодательных актов, принятых в РФ. Принятый в ноябре 1995 года Федеральный закон № 223 «Семейный кодекс Российской Федерации», направленный перспективное развитие семейных' отношений в современной России, даже с его многочисленными поправками за последние годы, не выполняет своей миссии по достижению комфортной жизнедеятельности членов семьи, реализации успешной социализации личности в семье, так как четко не определяет ролевые функции семьи в процессе социализации и воспитания детей.

Законодательные акты: Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики», «Концепция государственной политики в отношении молодой семьи», концепции семейной политики в С-Петербурге, Москве, Тюмени и других городах хотя и намечает основные направления социальной поддержки семьи, в том числе, и молодой, многодетной, но реализация их фактически сводит к нулю их позитивную направленность.

Диссертационное исследование доказало необходимость доработки нормативно-законодательной базы семьи, ее ролевых функций в процессе социализации личности, в частности в области реализации семейных законов.

2. Существует поливариантное толкование содержания, сущности и направленности семьи как социального института, как социальной группы, как социальной среды воспитания и социализации личности, как основы и.

188 базиса жизнедеятельности человека, как юридически оформленную структурную единицу государства и общества.

В процессе работы над диссертацией был проведен^ анализ разных подходов к категории «семья» как социального института и социальной группы. При исследовании семьи как социального института были изучены образцы семейного поведения, его социальное регулирование, установившиеся статусы и роли в семье. При идентификации семьи как малой социальной группы были выявлены отношения между индивидами, составляющими семью, или внутренние связи семьи, но с существующими в обществе нормами, ценностями и образцами поведения. Таким образом, семья, одновременно являясь социальным институтом и социальной группой, реализуя свои функции, формирует свои социальный статус и определяет свое ролевой поведение в соответствии с приобретаемой социальной ролью, и становится основной ячейкой общества, где происходит формирование личности ребенка.

3. В диссертации обоснована социальная направленность ролевых функций семьи. Социальность как сущностная характеристика взаимоотношений родителей и детей обуславливает перспективу развития ребенка и фактически обосновывает его будущее. Как показало проведенное диссертантом исследование, в различных семьях воспитание детей неоднозначно. В большей степени воспитание зависит от взаимоотношения супругов. К сожалению, есть семьи, где вся забота лежит на плечах матери. Фактически взаимодействие родителей и детей в семье зависит от качества жизни семьи. Занятость родителей на предприятиях порождает у детей потребность искать общение вне семьи, в связи с чем родительский авторитет резко падает.

Отношение детей и родителей, заложенное в детстве, формирует разнообразные качества у ребенка, которые по мере его взросления трансформируются в различные типы личности.

Анализ разных классификаций функций семьи позволил сформулировать определение категории социальные ролевые функции семьи как некоторые направления ее жизнедеятельности в соответствии с определенной ролью и предназначением, ролевым поведением отдельных личностей в семье, в соответствии’с определенным статусом и ролью семьи при взаимодействиях с другими общественными структурами.

В рамках реализации всех социальных ролевых функций' семьи диссертантом была введена дополнительная функция — функция формирования интеллигентности детей. Каждая социальная ролевая функция семьи в той или иной мере участвует в этом процессе.

3. В процессе проведенного диссертационного исследования была выявлена устойчивая социально — обусловленная направленность жизнедеятельности личности на определенные цели. При этом ценностные ориентации являются основанием для оценки окружающей действительности, что обуславливает выбор личностью специфической формы социальной активности в различных сферах жизнедеятельности общества.

Каждое новое поколение существенно отличается по интересам, формам воспитания, склонностям к различным видам деятельности, типам семьи, межличностным отношениям.

Сложившаяся ситуация в семье определяет процессы формирования ценностных ориентаций у ребенка. При этом воспитание ребенка в семье зависит от следующих факторов: наличия полной семьи (мать, отец, дети) или неполной семьи, где субъектом воспитания является один родительналичия работы для родителей. Эти факторы существенно влияют на интересы детей, их возможности и уровень вне семейного окружения.

Диссертант обосновал тот факт, что, несмотря на то, что в научной литературе часто ценностные ориентации связаны с достаточно развитой личностью и соответствующим возрастом, уже у детей существуют определенные ценностные ориентиры.

Проведенный, анализ показал, что существует закономерность наличия^ ценностных ориентации не только у родителейи взрослых сестер, или братьев, но и у самых маленьких детей.

По: мере взросления детей у них появляется интерес к жизненно-важным для них ценностям: книгам, беседам с друзьями, уважение взрослым: На этом? основывается* становление ценностных ориентаций, которые определяют выбор личностью: социально-значимой деятельности и активное участие в общественной жизни.

4. Теоретические выводы^ сделанные: на основе анализаразличных, теоретико-методологических подходов к проблеме ролевых функций семьи в процессе социализации личности, обусловили необходимость инновационных решений в практике их реализации с целью выбора оптимального их комплекса при формировании ценностных ориентаций личности ребенка в семье как результата ее социализации. С целью разработки инновационной концепции ролевых, функций семьи в процессе социализации было проведеносоциологическое исследование (анкетирование населения г. Тюмени (384чел.) и экспертный опрос (94чел.), (2010г.)). В состав экспертов вошли представителю законодательной и исполнительной власти, социальнойсферы (образование, здравоохранение и т. п.), общественных фондов, клубов, .организаций, секций, кружков: В процессе исследования были оценены следующие: индикаторы:

1. Семьясемейные отношения ' при формировании5 ценностньрс ориентаций личности в семье: — современное состояние иперспективы развития.

2. Семейные ценности и ценностные ориентации членов семьи. Основы их формирования.

3. Ролевые функции семьи при формировании ценностных ориентаций в семье.

4. Социализация личности в семье.

5. Регулирующие управленческие воздействия на семью — в процессе формирования ценностных ориентаций личности, в семье.

5. Сравнительный анализ мнений высококомпетентных экспертов и 1 опрошенных респондентов, классификация различных подходов рассмотрения семьи как среды формирования личности ребенка в процессе еговоспитания позволили диссертанту разработать концепцию, ролевых функций семьи ' в процессе1 социализации личности, являющейся. инновационным подходом • к пониманию и трактовке функций семьи, как целенаправленного обеспечения социализации и формирования ценностных ориентаций личности. Авторская концепция включила в себя следующие основные моменты:

1. Анализ современной) ситуации с воспитательными процессами и процессами социализации личности в семье.

В процессе диссертационного исследования было доказано наличие проблемы: неэффективность ролевых функций семьи в формировании личности в процессе социализации, хотя некоторые условия реализации их вполне благоприятны: спокойная и благожелательная семейная атмосфера, работающие родители со средним уровнем доходов, способные оказывать воспитательное воздействие на детей, некоторая помощь со стороны государства семьям, в частности, приняты некоторые законы о семье, матерям при рождении детей выдаются пособия и т. п. I.

2. Обоснование и постановка целей и задач ролевых функций семьи в процессе социализации личности и разработка моделей, ролевых функций семьи, условий их реализации и ресурсное обеспечение.

В диссертации была сформулирована цель семьи: провести успешную социализацию ребенка (усвоение определенной системы норм, ценностей, знаний, правил, образцов поведения, культуры общества, привитие социально активной позиции) в процессе его воспитания определенным набором своих ролевых функций.

3. В качестве базиса концепциибылаопределена система семьи в процессе социализации личности, создается она дляфешения выявленной в диссертационном исследовании проблемы, и в процессе социализации личности в силу своих новых интегративных качеств и возможностей оптимизации процессов социализации личности может разрешить проблему неэффективности своей деятельности в> этом направлении и успешно социализировать детей.

4. Дальнейшая детализация целей в диссертационном исследовании была проведена в моделях системы семьи в процессе социализации личности: было построено дерево целей решения проблемы, .модель «черного ящика», в которой определены1 выходные результаты эффективной реализации деятельности системы, выявлен показатель эффективности их достижения, представлены главные направления взаимодействий системы с окружающей средоймодель состава системы, представляющую собой совокупность подсистем и элементов, субъектов и объектов системы — внутреннее ее содержаниемодель структуры системы, где взаимодействия и воздействия элементов, подсистем друг на друга в процессе социализации личности отображены в виде отношений между нимимодель «белого ящика», в которую быливключены все разработанные модели: «черного ящика», состава и структуры, и указаны в ней все элементы системы, отношения между элементами внутри системы и связи определенных элементов с окружающей средой, то есть, представлены все взаимосвязи внешних (воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя школ, гимназий, лицеев, начальных и средних профессиональных учебных заведений, преподаватели высших, учебных заведений, преподаватели, тренеры кружков, секций, друзья, представители трудовых коллективов, властных структур, молодежных объединений, церкви, СМИ, медицинских учреждений, виртуальных сообществ) и внутренних субъектов социализации (члены семьи).

Модели включили в себя факторы субъектов социализации, влияющие на формирование ребенка как личности.

В концепции определены принципы формирования личности, обладающей набором психофизических характеристик, ценностей и ценностных ориентаций.

Основа — это нравственные и семейные ценности, а также качество интеллигентности. Результат — ценностные ориентации личности ребенка в процессе социализации в семье, с высоким уровнем социальной активности, качеством интеллигентности, способным воздействовать на общество в соответствии со своими нравственными и гражданскими критериями на основе освоенных личностью норм, ценностей, правил, образцов поведения, культуры современного российского общества.

6. Таким образом, в процессе диссертационного исследования, была определена целевая направленность семьи при воспитании детей: результат реализации ролевых функций семьи в процессе социализации личности — успешная социализация детей в семье и адаптация их в современном российском обществе. Успешно социализируемые дети приобретают качество интеллигентности с комплексом личностных социально-психологических, нравственных, этических характеристик, направленных на обеспечение комфортной среды жизнедеятельности общества для всех его членов. В свою очередь, приходящие во власть и в другие общественные и производственные структуры интеллигенты меняют «правила игры» -принципы межличностных и социальных взаимоотношений, что способствует прогрессу и благоденствию людей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ. — М.: ЭКСМО, 2011.- 768с.
  2. Закон РФ «Об образовании». /Сайт Министерства образования и науки РФ. / http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/.
  3. Конвенция о правах ребенка. Концепция ООН. М.:РИОР, 2009. — 24с.
  4. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи. /Журнал «Глинские чтения», июль-август 2007 г. — с.46−59.
  5. О защите прав ребенка. Закон Тюменской области. /Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. / http:// admtyumen.ru/ogviTi/society.
  6. О концепции семейной политики в Санкт-Петербурге. Постановление Правительства С-Петербурга. /Сайт Законодательного собрания С-Петербурга. / http://www.assembly.spb.ru.
  7. План мер по реализации Концепции государственной политик в отношении молодой семьи на 2007−20 Юг.г. /Журнал «Глинские чтения», июль-август 2007 г. — с.59−67.
  8. Постановление Правительства Российской Федерации N 732 Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003−2006 годы. / Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система», /в ред. от 03.10.2002 — «Российская газета», № 196, 16.10.2002.
  9. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 «О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2007−2010 годы. / http://law.kodeks.ru/egov.
  10. Семейный кодекс Российской Федерации. М.: ЭКСМО, 2011. — 112с.
  11. Трудовой кодекс РФ. М.: ЭКСМО, 2010. — 192с.
  12. Указ Президента РФ от 14 июня 2007 г. N 761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи». /Сайт Департамента здравоохранения г. Москвы. / http://www.mosgorzdrav.rn.
  13. Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики». /Сайт Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе. / http://ombudsman-nao.ru/.
  14. Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». /Сайт Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе. / http://ombudsman-nao.ru/.
  15. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». /Российская газета, 30 апреля 2008 г.
  16. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, уимеющим детей», /Сайт «Консультант-плюс». / http://www.consultant.ru.
  17. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». /Электронная версия бюллетеня «Население и общество». / http://demoscope.ru/weekly/knigi/zakon.
  18. Федеральный закон «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации». /Сайт юридической помощи пострадавшим в результате неправильного лечения. / http://medoshibka.ru/zakon.
  19. B.JI. Концепция. Статья. Социология: Энциклопедия. /Сост. A.A. Грицанов, B.JI. Абушенко и др. — Мн.: Книжный дом, 2003. -1312с.
  20. Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. — М., 1998. — 190с.
  21. Л. Я. Социология: что она знает и может. М.: Социолог, 1993.- 119с.
  22. Американская социологическая мысль. Тексты. /Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 496с.
  23. Э.М., Худяков С. И. Культура и общество (Культура какфактор консолидации и развития в трансформирующемся обществе).196
  24. Научное издание. М.: Серебряные нити, 2007. — 240с.
  25. Андреева.Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект пресс, 1996. — 376с.
  26. Андреева: И. Н. Социальная роль. Статья. Социология: Энциклопедия. /Сост. A.A. Грицанов, В. Л. Абушенко и др. Мн.: Книжный дом, 2003. -1312с. '
  27. С.А., Бурцева JI.B. Влияние семьи на творческую деятельность личности // Культура семьи как объект социологического исследования. -Свердловск, 1980. C.99−106.
  28. Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. JL: Изд-во ЛГУ. 1982. — 111с.
  29. А.И. Проблемы социологического исследования семьи. М., 1979.-с. 20−34.
  30. А.И., Медков В.М.Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления «Братья Карич», 1996. 304с.
  31. А.И. Микросоциология семьи. М.: ИНФРА — М, 2005! -368с.
  32. Л. И. Психология формирования и развития личности //Человек в системе наук. — М., 1989. с. 426−433:
  33. М. Ю., Здравомыслова О. М. Семейная социализация и ее влияние на формирование демографических представлений у детей и подростков // «Демография, труд, коллектив» (Тезисы Всесоюзно-научно-практический конференции). Минск, 1989. — с. 103−106.
  34. Аристотель. Сочинения: В 4 т. —М.: Мысль, 1984. — Т. 4. 830с.197
  35. А. В. Государственная семейная политика и ее особенности в России. /Журнал СОЦИС, № 7 2002. с. 108−110.
  36. A.B. Павлов ' Б.С., Стожаров A.B. Семья северян: традиционность и новации. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 1999.-208с.
  37. В. И. Гражданственность как нравственный императив интеллигенции. //Материалы международной научной конференции «Интеллигенция и нравственность» и «Байкальская встреча» 30 июня-1 июля 2005 г., том 1. стр.71−78.
  38. В. Г. Человек в управлении обществом. М.: Наука, 1977. -235с.
  39. Е. Адаптация индивидов и социальных групп к трансформационным процессам постсоветского общества //Общество и экономика, № 10/11, 1999. -с.264−276.
  40. Е.М. Общая социология. 2-е изд., стер. — Мн.: «ТетраСистемс», 2004. — 640с.
  41. JI.B. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Астрахань: Изд-во АТУ, 2004. — 282с.
  42. Базовые ценности россиян. Социальные установки, жизненные стратегии, символы, мифы. /Отв. редакторы Рябов A.B., Курбан-Галеева Е.Ш. М.: Мом интеллектуальной книги, 2003: — 448с.
  43. О.М., Берюхова Т. Н., Безгина С.А, Берюхова А. Ю. Теория оптимального управления в менеджменте организации. — Тюмень: изд-во ТюмГНГУ, 2010. 407с.
  44. К. Г. Интеллигенция субъект политической критики или государственного управления? /Материалы международной научной конференции «Интеллигенция и нравственность» и «Байкальская встреча» 30 июня-1 июля 2005 г., том 1-е. 87−95.
  45. К.Г., Барбаков О. М. Социум и личность: методология взаимодействия //Налоги, инвестиции, капитал. — 2000. № 5−6. — с.2−12.
  46. К. Г., Мансуров В. А. Интеллигенция и власть. М., 1991. -202с.
  47. К.Г., Мансуров В. А. Интеллигенция и власть: динамика взаимодействия. Курган: Зауралье, 2007. — 304с.
  48. Е.И. Трансформация ценностей, российского общества. /Журнал «Полис политические исследования», № 6, 2000. — с.51−66.
  49. Бек У. Космополитиечское мировоззрение. — М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2008. 336с.
  50. . Нуклеарная семья как первооснова цивилизации в исторической перспективе //Вестник Московского Университета. — Сер. 18.— Социология и политология. 2003. — № 3. — с.93−100.55
Заполнить форму текущей работой