Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимодействие профсоюзов с работодателями в регулировании социально-трудовых отношений в Республике Татарстан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема взаимодействия профсоюзов с работодателями в данном исследовании рассматривается не вообще, а с учетом отличительных особенностей Татарстана, а именно: принятия Конституции РТ, становления государственности, подписания Договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Профсоюзы и работодатели как стороны взаимодействия в регулировании социально-трудовых отношений
    • 1. 1. Профсоюзы как сторона социально-трудовых отношений
    • 1. 2. Объединения работодателей — сторона социально-трудовых отношений
    • 1. 3. Роль профсоюзов и объединений работодателей в регулировании социально-трудовых отношений
  • Глава 2. Особенности формирования профсоюзов и объединений работодателей, основные направления и формы их взаимодействия в РТ
    • 2. 1. Общие закономерности и специфика формирования профсоюзов и объединений работодателей в РТ
    • 2. 2. Правовой статус профсоюзов и объединений работодателей в РТ
    • 2. 3. Основные направления и формы взаимодействия профсоюзов с работодателями в РТ
  • Глава 3. Взаимодействие профсоюзов и работодателей в социальнотрудовой сфере на примере ОАО «Татнефть»
    • 3. 1. Характеристика профсоюзов и работодателей как участников процесса регулирования социально-трудовых отношений на уровне акционерного общества
    • 3. 2. Основные формы и направления взаимодействия профсоюзов и работодателей в ОАО «Татнефть»

Взаимодействие профсоюзов с работодателями в регулировании социально-трудовых отношений в Республике Татарстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главной целью преобразований, начатых в России, является создание социально ориентированной рыночной экономики, одним из факторов достижения которой можно назвать становление современных социально-трудовых отношений.

Особенность сегодняшнего этапа развития социально-трудовых отношений в нашей стране состоит в их переходном характере. Нормативная система регулирования социально-трудовых отношений сменяется рыночной, при которой особое значение приобретает договорное регулирование. Не случайно в последнее время в России появилось достаточно много самых разнообразных видов трудовых договоров. Нормативное регулирование в настоящее время носит лишь рамочный, ограничительный характер. Не сложились до конца субъекты социально-трудовых отношений, не оформились интересы этих субъектов, нет единой правовой базы их взаимодействия.

Сотрудничество работников и работодателей в области социально-трудовых отношений в научной литературе зачастую определяются как форма социального партнерства.

В настоящей работе социальное партнерство рассматривается как особый тип взаимоотношений между работодателями и профсоюзами при регулирующей роли государства, обеспечивающий в рамках социального мира баланс и реализацию важнейших социально-трудовых интересов основных социальных групп населения.

Социально-трудовые отношения являются специфической частью производственных отношений. Они возникают между работниками и работодателями по поводу найма, оплаты, условий и охраны труда, по вопросам занятости, социальных гарантий. Интересы работников представляют, как правило, профессиональные союзы, интересы работодателей — их объединения.

Актуальность темы

исследования. Защищая интересы трудящихся в рамках социального партнерства, профсоюзы постоянно взаимодействуют с работодателями: хозяйственными руководителями, нанимателями, управляющими, владельцами предприятий.

Накопленный опыт показывает, что в современных социально-трудовых отношениях зачастую более эффективным является не открытая конфронтация работников и работодателей, а поиск и достижение компромисса.

Однако процесс перехода к рынку привел к тому, что в значительной степени трансформировались собственность и методы управления ею, появилось поколение работодателей, которое или ничего не знает о законных правах и возможностях современных профсоюзов, или просто не желает с ними считаться. Государственные органы зачастую не обращают внимания на подобные действия работодателей. Кроме того, в последние годы появилось большое количество частных предприятий, привлекающих для работы в своих хозяйствах сезонных работников, положение которых особенно бесправно.

Нередко работодатели препятствуют или вообще запрещают на своих предприятиях деятельность профсоюзных организаций. А с учетом общей нестабильности в стране, роста безработицы многие работники вынуждены терпеть несправедливость со стороны работодателей, опасаясь поддерживать действия профсоюзов по защите интересов работников.

Очевидно, что вопрос взаимодействия профсоюзов с работодателями является на сегодняшний день наиболее важным и сложным.

В Республике Татарстан (РТ)1 переход к рыночным отношениям, с одной стороны, несет на себе черты общероссийских закономерностей и противоречий. Начало процесса рыночных преобразований в республике, как и в Российской Федерации (РФ), также сопровождалось дифференциацией до.

1 Республика Татарстан, далее по тексту РТ.

2 Российская Федерация, далее по тексту РФ. ходов и уровня жизни различных социальных слоев населения, ростом безработицы, задолженностями по заработной плате.

С другой стороны, для Татарстана характерна и существенная специфика возникновения и решения этих проблем, обусловленная особенностями экономики республики, ее общественно-государственного устройства.

В связи с этим чрезвычайно важной становится проблема взаимодействия профсоюзов с работодателями на региональном уровне, с учетом специфических особенностей республики.

В настоящей работе основной акцент делается на изучение и обобщение комплекса проблем, связанных с взаимодействием профсоюзов и работодателей в регулировании социально-трудовых отношений в Республике Татарстан в целом, и в условиях ОАО «Татнефть», в частности.

Как показывает опыт, наиболее эффективным механизмом взаимодействия профсоюзов и работодателей является система соглашений и коллективных договоров. Очевидно, что стратегия и тактика их заключения, структура и содержание также должны учитывать региональный аспект и отражать особенности каждого конкретного предприятия.

Проблема взаимодействия профсоюзов с работодателями в данном исследовании рассматривается не вообще, а с учетом отличительных особенностей Татарстана, а именно: принятия Конституции РТ, становления государственности, подписания Договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», с одной стороны, и, с другой, — с учетом специфики процесса регулирования социально-трудовых отношений в условиях отдельной компании.

Формирование целей исследования, выделение из всей совокупности задач наиболее важных осуществлено на основе анализа состояния разработанности проблемы.

На сегодняшний день регулирование социально-трудовых отношений, место в этом процессе профсоюзов стали весьма актуальными проблемами.

Они рассматриваются и изучаются в работах целого ряда авторов. Например, Кузьмин С. 1, Разумов А.2, Ромашов О.В.3, доказывают, что заключение коллективных договоров между работодателями и наемными работниками, в лице профсоюзов, является наиболее действенным способом защиты интересов трудящихся. Структура колдоговоров и механизм их заключения детально анализируются в работах Дедова Д.И.4, Потемкина П. 5, Кокина Ю. П6.

Гриценко H.H., Кадейкин В.А.7 изучают основные этапы развития росо сийских профсоюзов. Саленко В. Я. рассматривает профсоюзы России как социальный институт и организационную систему и отмечает важность роли профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений в условиях перехода к рынку.

Смирнов О.В.9, Можаев В.10, Михальский А.11, Хоффер Ф.12, Щеглова С.Н.13, Зайченко А.И.14, рассматривая проблемы социального партнерства, отмечают необходимость создания соответствующей законодательной базы, определяющей принципы и допустимые границы действия субъектов системы. Кузьмин С. Активная политика социальной защиты населения // Экономист — 1992 — № 9- С. 55 — 60.

2 Разумов А. Социальная защита работников несостоятельных предприятий // Человек и труд — 1994 — № 11-С.10−14.

3 Ромашов О. В. Кто защитит труженика// Что нужно знать о социальном партнерстве. Приложение к журналу «Труд и социальные отношения» , — М.: Академия труда и социальных отношений, 1994, — с. 49 — 56.

4 Дедов Д. И. Предпринимательская деятельность и социальное партнерство // Законодательство и экономика, — 1995 -№ 15, 16.-С.З — 16.

3 Потемкин П. Кризис теории и практики коллективных договоров. Как действовать? // Профсоюзы и экономика, — 1993 — № 4, — С. 25 — 29. бКокин Ю. П. Поиск стратегии выживания // Что нужно знать о социальном партнерстве. Приложение к журналу «Труд и социальные отношения» .- М.: Академия труда и социальных отношений, 1994 — С. З — 7.

7 Гриценко Н. Н., Кадейкин В. А. Профсоюзы России: основные этапы развития и уроки пройденного пути-М., 1996.

8 Саленко В. А. Профессиональные союзы России в условиях перехода к рынку, — М., 1999.

Смирнов О. В. Законодательство о труде и коллективные договоры: перспективы развития // Вестник Московского университета. Серия II. Право.- 1992 — № 4 — с. 34 — 37.

10 Можаев В. Как работает профсоюз за рубежом — М.: Научный центр профсоюзов, 1993 — С. З. Михальский А. Польша: союзы работодателей и профсоюзы // Человек и труд, — 1993 — № 7, — С. 88 — 90.

12 Хоффер Ф. ФРГ: Профсоюзы — выразители интересов трудящихся // Человек и труд — 1995 — № 4, — С. 100 -103. ь Что нужно знать о социальном партнерстве. Приложение к журналу «Труд и социальные отношения» ,-М.: Академия труда и социальных отношений, 1994, — С. 93 — 102.

14 Там же, с. 65−73.

Вакуленко Е.М.1, Жуков A.JI. и Рошко И.Н.2 поднимают вопрос необходимости согласованных действий социальных партнеров в условиях становления новой системы социально-трудовых отношений.

В работах Киселева В. Н., Смолькова В. Г. определяется сущность российской модели социального партнерства, изучаются проблемы и факторы ее становления. Систему социального партнерства авторы рассматривают как совокупность ряда элементов.

Социальное партнерство как совокупность социально-трудовых и связанных с ними политических отношений рассматривается в работе Гайнул-линой Ф.И.4.

В работах Лушниковой М.В.5 показаны правовые аспекты истории, теории и практики социального партнерства.

В то же время многие, вопросы становления и регулирования социально-трудовых отношений изучены недостаточно и продолжают оставаться объектами дискуссий. Так, практически не нашли освещения, за исключением отдельных положений, проблемы взаимодействия профсоюзов и работодателей в регулировании социально-трудовых отношений, во-первых, как на федеральном, так и на региональном уровняхво-вторых, в условиях реформирования собственностив-третьих, в условиях отдельного предприятия.

В результате проведенного анализа и обоснования актуальности проблемы была выбрана тема настоящей диссертационной работы и сформулирована ее цель.

Цель исследования — выработка стратегии и тактики взаимодействия профсоюзов и работодателей Республики Татарстан в регулировании социально-трудовых отношений на этапе перехода к рыночной экономике. Там же, с. 40−48.

2 Жуков А. Л., Рошко И. Н. О социальном партнерстве, коллективных договорах и оплате труда — М.: Академия труда и социальных отношений. Серия: Человек. Труд. Реформы, 1995 — № 1- С. 56.

3 Киселев В. Н., Смольков В. Г. Социальное партнерство в России — М., 1998.

4 Гайнуллина Ф. И. Политические аспекты социального партнерства в России — М.: Профиздат, 2001, — С. 54 -76.

5 Лушникова М. В. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика социального партнерства (сравнительно-правовое исследование).-Ярославль, Подати, 1997.

В соответствии с основной целью работы подлежат решению следующие задачи:

• анализ специфики формирования профсоюзов и объединений работодателей как сторон регулирования социально-трудовых отношений в период перехода к рыночной экономике в Республике Татарстан;

• определение специфики формирования основных направлений и форм взаимодействия профсоюзов и объединений работодателей в РТ;

• исследование взаимодействия профсоюзов и работодателей в регулировании социально-трудовых отношений на уровне акционерного общества;

• анализ коллективного договора как важнейшей формы взаимодействия профсоюзов с работодателями.

Объектом исследования являются: профессиональные союзы РТ, объединения работодателей РТ, ОАО «Татнефть» как крупнейшая республиканская компания, организации профсоюзов и работодателей на ОАО «Татнефть» .

Предмет исследования — социально-трудовые отношения в условиях перехода к рыночной экономике в Республике Татарстанпроцесс взаимодействия профсоюзов и работодателей не только на региональном уровне, но и на уровне отдельной компании, направленный на создание эффективно действующей системы социального партнерства, опирающейся на современную законодательную базу.

Особую актуальность проблемы взаимодействия профсоюзов и работодателей в регулировании социально-трудовых отношений приобрели с началом реформирования экономики и переходом к рыночной системе хозяйствования. В связи с этим, при написании настоящей работы были подвергнуты анализу как теоретические исследования различных авторов, так и практические результаты проводимых в Республике Татарстан с 1991 по 2002 годы экономических реформ.

Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам социального партнерства и регулирования социально-трудовых отношений.

Исходным методологическим принципом данной работы является комплексный подход, опирающийся на системный анализ всех аспектов взаимодействия профсоюзов и работодателей в условиях перехода к рыночной экономике. Необходимость комплексного рассмотрения всей совокупности проблем, начиная с детального анализа экономики региона, характеристики профсоюзов и работодателей, обусловлена многообразием функциональных связей становления современной системы социально-трудовых отношений и обоснованием места и роли профсоюзов и работодателей в этом сложном процессе. Системный анализ необходим для выявления основных факторов, оказывающих существенное влияние на формирование законодательной базы, обеспечивающей эффективное взаимодействие социальных партнеров.

С целью установления взаимосвязей между основными направлениями взаимодействия профсоюзов с работодателями, в работе использовались такие методы социологического исследования как анализ документов, исторический анализ и выборочное исследование в форме анкетирования.

Источниковую базу настоящей работы определяют сформулированная цель и совокупность задач, подлежащих решению, в соответствии с которыми автором были использованы: Конституции РФ и РТЗаконы РФ и РТУказы Президентов РФ и РТПостановления Правительства РФ и Кабинета министров РТДоговоры и Соглашения между РФ и РТСоглашения профсоюзов, работодателей и Правительства РФ и РТ, колдоговоры, исторические и текущие архивы Федерации независимых профсоюзов России и ОАО «Татнефть» .

В работе использованы Конвенции, Рекомендации МОТ по вопросам социально-трудовых отношений.

Существенной особенностью настоящего исследования является тот факт, что автор имеет пятнадцатилетний опыт работы в профсоюзе ОАО «Татнефть», в течение которого десять лет являлся председателем профкома профсоюза акционерного общества. Автор принимал непосредственное участие в разработке и заключении коллективных договоров с работодателями, специальных и отраслевых соглашений с администрацией города Альметьевска, региональных соглашений.

В связи с этим особый интерес в работе представляет подробное изучение деятельности ОАО «Татнефть», профсоюзов компании, их взаимодействие с работодателями и администрацией города Альметьевска.

Таким образом, особую актуальность и практическую значимость данное исследование приобретает в части изучения взаимодействия социальных партнеров на муниципальном уровне, который ранее в РТ никем не затрагивался.

Положения, выносимые на защиту:

• негативные последствия рыночных реформ в Татарстане со всей остротой поставили задачу регулирования современных социально-трудовых отношений в республике;

• взаимодействие профсоюзов РТ с работодателями на принципах социального партнерства является одним из основных условий эффективного регулирования социально-трудовых отношений;

• важнейшими направлениями взаимодействия профсоюзов и работодателей в РТ являются защита социально-экономических интересов трудящихся, социальная защита работников, обеспечение для них необходимых условий труда и его оплаты, решение проблемы занятости населения;

• основной формой взаимодействия профсоюзов и работодателей в РТ в период рыночных реформ является разработка и заключение коллективных договоров и соглашений на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений;

• в реализации задач взаимодействия профсоюзов и работодателей в регулировании системы социально-трудовых отношений в условиях переходного периода в РТ важнейшее значение имеет учет и использование не только общих закономерностей и тенденций этого процесса, но и региональные особенности экономического, социального и общественно-политического развития республики.

Научная новизна настоящего исследования определяется тем, что большинство рассматриваемых проблем и задач ставятся впервые. В диссертационном исследовании впервые:

• рассматриваются проблемы взаимодействия профсоюзов именно с работодателями в регулировании социально-трудовых отношений;

• предметом специального исследования и анализа является проблема взаимодействия профсоюзов с работодателями на этапе экономического реформирования в регионе;

• сформулированы и обоснованы важнейшие направления взаимодействия профсоюзов РТ с работодателями в регулировании социально-трудовых отношений;

• рассматриваются проблемы взаимодействия профсоюзов и работодателей на муниципальном уровне и на уровне отдельного предприятия.

Практическая значимость настоящей работы заключается в следующем:

• сформулированы цели и показаны пути создания законодательной базы взаимодействия профсоюзов и работодателей;

• рассмотрены пути взаимодействия профсоюзов и работодателей в условиях реформирования собственности;

• большинство результатов исследования имеют инвариантный характер и могут быть использованы профсоюзами и работодателями различных регионов РФ;

• показаны формы и методы работы профсоюзов и работодателей на примере акционерного общества.

Апробация работы. Основные положения работы докладывались и получили одобрение на межрегиональной научно-практической конференции, проходившей 23−24 ноября 2000 года в г. Пермь.

Отдельные положения диссертации опубликованы в 2 научных статьях, общим объемом более 1,3 п.л.

Заключение

.

Анализ системы социально-трудовых отношений в Республике Татарстан, взаимодействия профсоюзов и работодателей республики в целях регулирования этих отношений позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, сторонами взаимодействия в регулировании социально-трудовых отношений в РТ являются профсоюзы и объединения работодателей. Профсоюз — один из субъектов социально-трудовых отношений, являющийся добровольным общественным образованием граждан на основе общих производственных, профессиональных интересов, создаваемым в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Основной задачей деятельности профсоюзов в республике является защита социально — экономических прав и интересов трудящихся, усиление взаимодействия с органами власти Татарстана, укрепление профсоюзных рядов.

Следующим субъектом социально-трудовых отношений являются работодатели.

Работодатель — это предприятие, юридическое лицо, иногда физическое. Работодателем может являться представитель предпринимателя на рынке труда либо сам предприниматель. Другими словами, работодательэто предприниматель, использующий наемный труд. Он должен отвечать двум критериям: он использует чужой наемный труд на основании договора и обязан нести социальный риск за наемного работника во всех случаях утраты им трудоспособности по состоянию здоровья, возрасту, по причине безработицы.

Анализ истории становления и развития предпринимательской деятельности за рубежом позволяет сделать вывод, что ее экономический успех во многом связан с объединением предпринимателей на основе определенных интересов и с главной целью — защиты их на рынке труда.

Формирование в республике такого субъекта социально-трудовых отношений, как работодатели, происходит в условиях серьезной структурной перестройки социально-экономических основ общества. Ни в Татарстане, ни в Российской Федерации объединения работодателей не имеют на сегодняшний день надлежащей организационно-правовой основы своей деятельности.

Во-вторых, стратегия взаимодействия профсоюзов с работодателями в регулировании социально-трудовых отношений в РТ, как показывают результаты проведенного анализа и исследования, заключается в том, чтобы обеспечить социальный мир, согласие и стабильность, осуществлять взаимодействие сторон социального партнерства на этой основе и добиваться тем самым экономического подъема и политической стабильности.

В-третьих, тактикой или важнейшими направлениями и формами взаимодействия профсоюзов и объединений работодателей в РТ в социально-трудовой сфере являются защита социально-экономических интересов работников, их социальная защита, обеспечение для них необходимых условий труда и его оплаты, решение проблемы занятости населения.

Законодательную базу взаимодействия профсоюзов с работодателями в республике составляют, во-первых, Закон РТ «О коллективных договорах и соглашениях», закрепляющий за профсоюзами право представлять интересы работников в процессе социального партнерства.

Во-вторых, республиканский закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» .

В-третьих, Закон РТ «О социальном партнерстве», устанавливающий правовые основы и порядок функционирования системы социального партнерства в республике. Закон дает также определение социального партнерства и его сторон.

Следующим документом, который во многом будет определять принципы взаимодействия профсоюзов с работодателями в социально-трудовой сфере в Татарстане, должен стать, на наш взгляд, Трудовой кодекс РФ.

Новый Трудовой кодекс РФ1 введен в действие с февраля 2002 года. В нем устанавливаются государственные гарантии трудовых прав граждан и.

1 См.: Парламентская газета от 14 июля 2001 г.-№ 130−131 (761 -762). сохранены нормы действующего трудового законодательства, защищающие права работников.

Нормы Кодекса приведены в соответствие с Конституцией РФ, Конвенциями МОТ, иными международными договорами России. По сравнению ч/с КЗоТ, в проект нового Кодекса внесены некоторые изменения и дополнения, отвечающие реалиям современности.

В-четвертых, взаимодействие профсоюзов и работодателей в регулировании социально-трудовых отношений в РТ реализуется посредством системы заключения соглашений и коллективных договоров. Соглашения заключаются на федеральном, отраслевом, профессиональном уровнях и, согласно действующему законодательству, могут быть генеральными, отраслевыми (тарифными), специальными. Коллективные договоры заключаются на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Генеральные соглашения заключаются между республиканским советом профсоюзов, Кабинетом министров РТ, АПП РТ и ТПП РТ.

В целях координации совместной деятельности по ведению коллективных переговоров и подготовки проекта, заключению и выполнению Генерального соглашения в Татарстане образована постоянно действующая Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Комиссия формируется из равного числа представителей Кабинета Министров РТ, республиканских объединений профессиональных союзов, республиканских объединений работодателей.

Республиканские отраслевые (тарифные) соглашения заключаются между соответствующими министерствами, государственными комитетами, иными республиканскими органами государственного управления, республиканскими отраслевыми профсоюзами (их объединениями) и республиканскими отраслевыми объединениями работодателей.

Специальные соглашения заключаются с целью решения социально-экономических вопросов с учетом специфики территории. В Татарстане заключаются специальные соглашения двух видов.

Первый заключается между координационными советами председателей профкомов и Главами администраций района (города). Координационный совет — это территориальное объединение, создаваемое на добровольной основе для консолидации совместных действий профсоюзных комитетов в решении межотраслевых и региональных задач.

Второй вид соглашений — соглашения между райкомами отраслевых профсоюзов с районными (городскими) отраслевыми органами хозяйственного управления (АПК, народного образования, здравоохранения, культуры). Главная их цель — решение отраслевых проблем за счет средств местных бюджетов и внебюджетных фондов.

Коллективные договоры заключаются на предприятиях и в организациях между профсоюзом и руководством предприятия, организации с целью решения социально-экономических вопросов с учетом специфики предприятия или организации. Коллективные договоры могут содержать более льготные, по сравнению с действующими законодательными нормами, тарифными и региональными соглашениями, трудовые и социально-экономические условия.

Коллективные договоры включают мероприятия по социальной защите трудящихся и их семей — оплату и охрану труда, занятость, режим труда, льготы при приватизации, отдых семей, доплаты к пенсиям и выходным пособиям. Коллективные договоры являются тем базовым уровнем, на котором в итоге решаются все проблемы социально-трудовых отношений. Только колдоговор может обеспечить стабильные отношения между работниками и администрацией предприятий, ясно обозначая права и обязанности сторон.

Таким образом, в республике постепенно выстраивается определенная система взаимодействия социальных партнеров по решению социально-трудовых вопросов, охватывающая республиканский, отраслевой и территориальный уровни, расширяется состав участников переговоров, увеличивается круг обсуждаемых вопросов.

Однако, на наш взгляд, складывающуюся в республике систему коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений пока нельзя назвать в полной мере эффективным механизмом.

Думается, причиной этого является недостаточно активный процесс становления субъектов социального партнерства, в частности, объединений работодателей. Особенно слабо развита эта сторона партнерства в регионах, в том числе и в Татарстане.

В-пятых, формирование системы социально-трудовых отношений в Республике Татарстан в процессе перехода к рыночной экономике во многом отражает общероссийские закономерности и противоречия. Однако существуют специфические особенности, обусловленные состоянием экономики республики, ее общественно-государственным устройством, сказывающиеся, в том числе, и на взаимодействии профсоюзов с работодателями.

В-шестых, взаимоотношения между профсоюзами и работодателями в РТ осуществляются в рамках социального партнерства.

Особая роль в системе социального партнерства, складывающейся в республике, принадлежит государству. Оно является определенным гарантом во взаимодействии профсоюзов и работодателей в социально-трудовой сфере. Кроме того, значительный сектор экономики республики основан на государственной собственности, что предполагает роль государства как крупнейшего работодателя со всеми вытекающими специфическими особенностями.

На сегодняшний день профсоюзами республики накоплен значительный опыт взаимодействия как с государственными органами, так и с работодателями. Тем не менее, он, как и другие достигнутые в процессе взаимодействия социальных партнеров, результаты требуют дальнейшего осмысления, проверки временем, обобщений с единых методологических позиций и соотношения с опытом других регионов, построения на этой основе устойчивой системы социального партнерства, обеспечивающего стабильное развитие экономики и достойный уровень жизни населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации Москва, 09.06.2001.
  2. Конституция Республики Татарстан Казань, 6.11.92. (последние изменения в Законе РТ от 28.06.01. № 946).
  3. Проект Федерального закона «Об объединениях работо дате лей».-Москва, 14.12.2000 г., № 926-Ш.
  4. Законы Республики Татарстан
  5. Генеральное соглашение между Кабинетом министров РТ, Федерацией профсоюзов РТ, Ассоциацией промышленных предприятий РТ, Торгово-промышленной палатой РТ на 2000 год.- Казань, 27.01.00 г.
  6. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 1998−1999 гг. // ФНПР, 1998.
  7. Генеральное соглашение между общероссийским объединением профсоюзов, общероссийским объединением работодателей и Правительством РФ на 2000 2001 гг. // Официальный сервер ФНПР, 2001.
  8. Договор РФ и РТ «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 года.
  9. Программы в Российской Федерации и Республике Татарстан60. «Государственная программа приватизации государственной и коммунальной собственности РТ на 1992 год и перспективу до 1995 года».-Казань, 10.07.92 г., № 1553-ХИ.
  10. Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной Организацией Труда на 2000 2001 годы — Информационный сервер Правительства РФ, 1999.
  11. Конвенции и рекомендации МОТ.
  12. Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию, 1948 г. (№ 87).
  13. Конвенция о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров, 1949 г. (№ 98).
  14. Конвенция об основных целях и нормах социальной политики, 1962 г. (№ 117).
  15. Конвенция о политике в области занятости, 1964 г.
  16. Конвенция о защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях, 1971 г. (№ 135).
  17. Конвенция о трехсторонних консультациях для содействия применению Международных трудовых норм, 1976 г. (№ 144).
  18. Конвенция о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация, 1978 г. (№ 150).
  19. Конвенция о содействии коллективным переговорам, 1981 г. (№ 154.
  20. Конвенция о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателей, 1982 г. (№ 158).
  21. Конвенция о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя, 1992 г.
  22. Конвенция о работе на условиях неполного рабочего времени, 1994 г.
  23. Материалы Международной конференции труда, 83-я сессия, 1996. Женева, МВТ, 1996.
  24. Рекомендация о коллективных договорах, 1951 г. (№ 91).
  25. Рекомендация о добровольном примирении и арбитраже, 1951 г. (№ 92.
  26. Рекомендация о консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия, 1952 г. (№ 94).
  27. Рекомендация о консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями предпринимателей и трудящихся в отраслевом и национальном масштабе, 1960 г. (№ 113).
  28. Рекомендация о защите прав представителей трудящихся и предоставляемых им возможностях, 1971 г.
  29. Рекомендация о трехсторонних консультациях, 1976 г.
  30. Рекомендация о содействии коллективным переговорам, 1981 г.
  31. Рекомендация о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя, 1982 г.
  32. Рекомендация о политике в области занятости, 1984 г.
  33. Рекомендация о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя, 1992 г.
  34. Рекомендация о работе на условиях неполного рабочего времени, 1994 г.
  35. Материалы Федерации независимых профсоюзов России
  36. Материалы III съезда ФНПР, — М., 1997.91. «О политике профсоюзов в области трудовых отношений и законодательства о труде» (Постановление Генерального Совета ФНПР, 15.04.94 г.).
  37. О взаимодействии профессиональных союзов и объединений работодателей Республики Татарстан ФНПР, 2001.
  38. Отчетный доклад на III съезде ФНПР// «Солидарность», — М., 1996 -№ 24(145).
  39. Программный документ ФНПР // «Солидарность», — М., 1996 № 24 145.
  40. Сборник материалов Г/съезда ФНПР Казань, 2001.
  41. Хроника деятельности ФНПР (к 10-летию образования). -М.: АТи-СО, 2000.
  42. Материалы Ассоциации промышленных предприятий Республики Татарстан и Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан
  43. Ассоциация промышленных предприятий Республики Татарстан-Казань, 2000.
  44. Годовой доклад за 1997 г. Торгово-промышленной палаты РФ М., 1998.
  45. Материалы по вопросам взаимодействия Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан с работодателями Республики Татарстан Казань, 2001.
  46. Отчет о работе Ассоциации промышленных предприятий Республики Татарстан в 1999 году Казань, 1999.
  47. Отчет о работе Ассоциации промышленных предприятий Республики Татарстан за 2000 год Казань, 2000.
  48. Материалы Татарского республиканского совета профсоюзов
  49. Платформа профсоюзов Республики Татарстан. Сборник документов Федерации профсоюзов РТ 1995.
  50. Сборник документов Федерации профсоюзов Республики Татарстан-Казань, 1999.
  51. Стенографический отчет XX Татарской республиканской межсоюзной конференции профсоюзов 6 октября 1990 г.- ЦГА РТ, ВЦСПС, Та-тоблсовпроф, фонд М Р-100, дело 2026.1. Материалы ОАО «Татнефть»
  52. Годовой отчет за 1999 год.- М.: ООО «Инсайт», 2000.
  53. Годовой отчет за 2000 год.- М.: ООО «Инсайт», 2001.
  54. Документы к конференции трудового коллектива АО «Татнефть».-Альметьевск, 1999.
  55. Коллективные договоры ПО «Татнефть» на 1981 1993 годы.
  56. Коллективные договоры ОАО «Татнефть» на 1994 2000 годы.
  57. Коллективный договор ОАО «Татнефть» на 2001 год-Альметьевск, «ТатАСУнефть», ОАО «Татнефть», 2000.
  58. Материалы к конференциям трудового коллектива ПО «Татнефть» за 1981 1994 годы.
  59. Материалы к конференциям трудового коллектива ОАО «Татнефть» за 1995 1999 годы.
  60. Материалы к конференции трудового коллектива ОАО «Татнефть».-Альметьевск, 2001.
  61. Социальная защита работников ОАО «Татнефть» в условиях реформирования собственности на принципах социального партнерства Альметьевск, 2001.
  62. Тезисные материалы к собраниям трудовых коллективов ОАО «Татнефть» по итогам работы за 1 полугодие 2001 года Альметьевск, 2001.
  63. Другие официальные документы
  64. Аналитические материалы по показателям уровня жизни в РТ и РФ в 1995—1997 гг.- Центр социальных и экономических проблем РТ, 1997 г.
  65. Вестник социальной работы. Специальный выпуск М.: Союз-1995 -№ 1.
  66. Временный регламент Российской Ассамблеи социального партнерства // Российская Ассамблея социального партнерства, 1992.
  67. Декларация о государственном суверенитете Татарской ССР. Ведомости Верховного Совета ТССР- Казань, 1990 № 344-ХХП.
  68. Доклад экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей совместно с фондом развития парламентаризма в России // Социс.- М., 1996 № 3.
  69. Информационно-справочный бюллетень. Труд, занятость, уровень жизни в РТ // Госкомитет РТ по труду и занятости, 1996 № 4, 10.
  70. Информационно-справочный бюллетень. Политика в сфере труда, трудовых отношений и занятости // Госкомитет РТ по труду и занятости, 1994, 1995, 1997.
  71. КЗоТ РСФСР (1992) // Вопросы труда, — М., 1995.
  72. Меморандум Международного валютного фонда Правительству Российской Федерации-М., 1992.
  73. Материалы заседания Исполкома ВКП. 26 мая 2000 г.- М., 2000.
  74. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Положение. 01.08.95.
  75. Сборник Госкомстата РТ. Социальные индикаторы. -Казань, 1995.
  76. Сборник материалов по условиям и охране труда // Госкомитет РТ по труду и занятости Казань, 1997.
  77. Третий Конгресс ВКП: стенографический отчет М., 1997.
  78. Уставы и иные учредительные документы
  79. Устав Межрайонной общественной организации «Профессиональный союз акционерного общества «Татнефть».-Альметьевск, «ТатАСУнефть», ОАО «Татнефть», 1995.
  80. Устав Некоммерческого партнерства «Ассоциация промышленных предприятий Республики Татарстан».- Казань, 1999.
  81. Монографии, сборники, книги, брошюры, статьи
  82. Ar А. Введение в теорию конфликтов // Политология вчера и сегодня. Вып. 3-М, — АОН ЦК КПСС, 1991.
  83. А. Г. Проблемы социальной защиты населения при переходе к рынку М., 1991.
  84. Е. Социально-трудовые проблемы Российской экономики в 1995 году // Российский экономический журнал 1995 — № 5.
  85. М.В. Социальное государство // Труд и социальные отношения. -1995 № 1.
  86. A.B. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов.- М.: ИНФРА, 1997.
  87. А. Что такое социально-ориентированная рыночная экономика и почему о ней так много спорят? // Politeconom, 1996 № 2.
  88. Власть и социальные партнеры: эволюция отношений // Вестник профсоюзов 1996 — № 3.
  89. М., Лозинский И. Иллюзия социального партнерства // Альтернатива 1998 — № 1.
  90. Ю.Е. Объективная основа социального партнерства // Труд и социальные отношения. -1997 № 7.
  91. А. «Открою вам один секрет.» // ВЕК.- 2000 № 40.
  92. Г. А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации М., 1995.
  93. Ф.И. Становление системы социального партнерства в Республике Татарстан-М.: Луч, 1998.
  94. Р.Д. Становление социального партнерства в России: реалии и проблемы // В кн.: Институт социального партнерства: региональный аспект-М., 1997.
  95. Л.А. Россия: рабочее движение в переходном обществе // Мировая экономика и международные отношения 1995 — № 11.
  96. H.H. Социальное государство: рождение и развитие концепции М.: Народонаселение — 2000 — № 2.
  97. H.H., Кадейкин В. А. Профсоюзы России: основные этапы развития и уроки пройденного пути (к III съезду ФНПР).- М., 1996.
  98. Н.С., Дятченко Л. Я., Сперанский В. И. Конфликты и технология их предупреждения. Белгородский центр социальных технологий- 1995.
  99. Р. Элементы теории социального конфликта // Соц. исследования 1994 — № 5.
  100. Д.Н. Предпринимательская деятельность и социальное партнерство // Законодательство и экономика 1995 — №№ 15,16.
  101. С. Социальное партнерство: ситуация в России. Социальный диалог и трехстороннее сотрудничество в России и западных странах // Экономика и жизнь 1995 — № 52.
  102. А.Л. Зарплата, чтобы жить, а не вымирать // Профсоюзы-1995 № 8.
  103. А.Л., Рошко И. Н. О социальном партнерстве, коллективных договорах и оплате труда М.: Академия труда и социальных отношений. Серия: Человек. Труд. Реформы, 1995 — № 1.
  104. В.Н. Реформа и будущее России // Социс 1996 — № 3.
  105. Р. Трипартизм проходит испытание: сравнительный анализ процесса трехсторонних консультаций и переговоров в Центральной и Восточной Европе (Материалы «круглого стола» по трипартизму в Центральной и Восточной Европе).- Будапешт, 26−27 мая, 1994.
  106. В.Н. Российская модель социального партнерства (сущность, проблемы, факторы становления) // Труд и социальные отношения-2000 № 2.
  107. В.Н. Еще раз о ключевых понятиях социального партнерства // Труд и социальные отношения. -1997 № 2.
  108. В.Н., СмольковВ. Г. Социальное партнерство в России-М.: Луч, -1998.
  109. В., Садовая Е. Объединения работодателей в системе социального партнерства: опыт развитых стран и России // МЭМО -1997 -№№ 4 -6.
  110. В.В., Садовая Е. С. Регулирование социально-трудовых отношений и объединения работодателей // Вестник Российского гуманитарного научного фонда 1997 — № 4.
  111. А. Социальный диалог: равные права и ответственность партнеров // Человек и труд. -1998 № 4.
  112. К.Д. Профсоюзы и вопросы трудового законодательства // Государство и право 1996 — № 3.
  113. С.И. Социальное партнерство в России: состояние и перспективы // Академия труда и социальных отношений-М., 1999.
  114. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга.- М.: ИН-ФРА- 1997.
  115. И. Японский феномен: роль государства // Проблемы теории и практики управления 1995 — № 1.
  116. В.И. О промышленных судах // Полн.собр.соч.- т. 4.
  117. В.И. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. // Полн. Собр. соч.- т. 33.
  118. И.В. Формирование доходов граждан и проблемы социальной поддержки // Социально-политический журнал 1996 — № 2.
  119. Г., Цысина Г. Коллективно-договорное регулирование: западный опыт и российские проблемы // Мировая экономика и международные отношения 1995 — № 10.
  120. М.В. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика социального партнерства (сравнительно-правовое исследование).-Ярославль, Подати, 1997.
  121. И. Формирование системы социального партнерства в России: проблемы и противоречия // Вопросы экономики 1994 — № 5.
  122. К. Маркс Павлу Васильевичу Анненкову в Париж / Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- т.З.
  123. К., Энгельс Ф. История Союза коммунистов / Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-т. 21.
  124. А. Принципы экономической науки M., 1993.
  125. Т.А., Фомин A.A. Профсоюзы Республики Татарстан: история, опыт, проблемы (1905 1995 гг.).- Издательство Казанского университета, 1995.
  126. В.И. Социальное партнерство М., 1998.
  127. Мифы и быль социального партнерства в Российской Федерации и на Западе // Управление персоналом 2001 — № 1.
  128. И.М., Модель Б. С. Социальное партнерство в России // Социс 2000 — № 9.
  129. М. Предпринимательская деятельность граждан: понятие и конституционные признаки // Хозяйство и право 1997 — № 3.
  130. С. Опыт социального партнерства в постсоциалистических странах Центральной Европы // Проблемы прогнозирования 1997 — № 4,5.
  131. Р.Ф. Модель Татарстана: социально-экономический анализ // Татарстан екая модель: мифы и реальность Казань, 1997.
  132. Ф.Х. Государственное регулирование экономики в переходный период: поиск варианта для Республики Татарстан // Инновации и экономика-Казань, 1997.
  133. Необходимость институализации работодателей // Человек и труд -2001 -№ 4.
  134. Общественные объединения предпринимателей опыт и проблемы взаимодействия с властью: круглый стол // Бизнес для всех.- 2001 № 4.
  135. О деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации // Информационный сервер Правительства РФ, 1999.
  136. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / Под ред. В. М. Власовой М.: Финансы и статистика, 1995.
  137. Платон. Государство / Собр. Соч. ВЧТ М. Мысль, 1994 — т. 3.
  138. Н. О правовом положении предпринимательской корпорации в США // Хозяйство и право 1997 — № 1,2.
  139. Н. Современные промышленные структуры и профсоюзы // Человек и труд 1998 — № 8.
  140. Полвека нефтедобычи ОАО «Татнефть» // Нефтегазовая вертикаль- 2001.
  141. А. Работник профсоюз — работодатель. Поиск партнерства // Профсоюзы, — 1997 — № 10.
  142. Ю.Н. Социальное партнерство как инструмент управления // Труд и социальные отношения 1996 — № 2.
  143. Принятие закона активизирует социальное партнерство // Человек и труд 2001 — № 4.
  144. Принципы трипартизма в решении социально-трудовых споров. Практика Международной организации труда // Труд и социальные отношения.- 1997 № 2.
  145. В. Новая модель организации работы профсоюзов // Человек и труд 2001 — № 6.
  146. Рекомендации межрегиональной научно-практической конференции «Социальное партнерство как фактор экономического развития и социальной стабильности в обществе», — Пермь, 2000.
  147. О.В. Кто защитит труженика // Что нужно знать о социальном партнерстве. Приложение к журналу «Труд и социальные отношения».- М.: Академия труда и социальных отношений, 1994.
  148. В.Я. Профессиональные союзы России в условиях перехода к рынку М., 1999.
  149. В.Я. Профессиональные союзы России как социальный институт и организационная система (социологический анализ) / Автореферат дисс. докт. социол. наук М., 2000.
  150. В.Я. Сущность и специфика социального партнерства / В. Я. Саленко // Народонаселение 2000 — № 2.
  151. Г. Ю. Социальное партнерство в современном мире-М.: «Мысль», 1996.
  152. А. Мифы и быль социального партнерства в Российской Федерации и на Западе // Трудовое право 2001 — № 1.
  153. О. Трудовое право М., 1996.
  154. В.Г. Модели социального партнерства / В. Г. Смольков // Социально-политический журнал 1998 — № 5.
  155. В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности / В. Г. Смольков // СОЦИС: Социологические исследования 1994 — № 2.
  156. А. Закон о забастовках и проблемы его правоприменения // Человек и труд 2001 — № 2.
  157. Социальное партнерство как фактор экономического развития и социальной стабильности в обществе: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (23 24 ноября 2000 г.).- Пермь, 2000.
  158. Социальное партнерство: словарь-справочник / Рук. авт. кол. В. Н. Киселев, В.Г. Смольков- АТиСО.-М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1995.
  159. Социальное партнерство: Словарь-справочник М.: Экономика, 1999.214, Тагиров И. «Татарстанская модель»: новые принципы государственного устройства // Татарстанская модель: мифы и реальность Казань, 1997.
  160. ТНК реальность партнерства взамен конфронтации, международное регулирование. Европейский опыт взаимоотношения профсоюзов и транснациональных корпораций//Вестник профсоюзов.- 1996 — № 8.
  161. Участие профсоюзов в деятельности органов межгосударственных объединений. Международный отдел исполкома СНГ // Вестник профсоюзов, — 2000 -№ 10.
  162. A.A. Становление и развитие системы социального партнерства в России М., 1999.
  163. С. Социальная напряженность в российском интерьере // Власть.-1997-№ 4.
  164. Ф. ФРГ: Профсоюзы выразители интересов трудящихся // Человек и труд — 1995 — № 4.
  165. С.П. Деятельность профсоюзов России в условиях реформирования общества (1985−1991 гг.) // Автореф. дисс. канд. ист. наук. -М.: АТиСО, 1994.
  166. И.А. Профсоюзы и работодатели: некоторые проблемы взаимодействия // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5. Политика. Социология. Право.- 1998 Вып. 1.
  167. М.Ш. Будущее России взгляд из Татарстана. Публичная лекция в Гарвардском университете // Суверенный Татарстан — М., 1997.
  168. И. Какими были союзы работодателей России. Человек и труд 1996 — № 6.
  169. С.Н. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений— М.: Профиздат 1995 — № 11.
  170. Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под. ред. В. В. Радаева, A.B. Бузгалина, — М.: Изд-во МГУ, 1995.
  171. Средняя величина прожиточного минимума нефтяников г. Альметьевска и средняязаработная плата3 000 250 020 001 500 123 897 566 068 736 г. г.199 819 991.прожиточный минимум ¦ средняя заработная плата
  172. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОАО «ТАТНЕФТЬ» по состоянию на 1 января 2001 года
  173. Струюгуриые шюдрявделешивш ОАО «Татнефть» Дочерние общества
  174. НГДУ «Альметьзвнефть» НГДУ «Татнефтебитум» БМЗ ООО «тн- ООО «ТН-СНЭРС"1. Альметьевскбурнефть»
  175. НГ’ДУ «Азнакаевскнефть» Управление Управление ООО «тн- ООО «тн
  176. Татнефтегаз» «Татнефтеенаб» Азнакаевскбурнефть» автотранспортнаяконтора
  177. НГДУ «Бавлынефть» ЦБПО по ЭПУ Институт ООО «ТН- ООО «Актюб.
  178. ТатНИПИнефть» Лениногорскбурнефть» УККМ»
  179. НГДУ «Джалильнефть» Альметьевская ЦБПО по вэ<®- ООО «тн- ООО «Альмет. УТТ
  180. РНО Нурлатнефтеразведка» № 3»
  181. НГДУ «Елховнефть» УПТЖ для ШД нис ООО «ТН-Альм. УПНП ООО «Бугульм.и КРС» УТТ»
  182. НГДУ «Заинскнефть» СМУ Управление по ООО «ТН-Азн. УПНП и ОООбезопасности КРС» «Татнефтедор»
  183. ИГДУ «Иркеннефть» Альметьевское РСУ ПТ©- ООО «ТН-Лен. УПНП и ООО «УРС АО1. КРС» «Татнефть»
  184. НГДУ «Лениногорскнефть» Управление Управление реализации ООО «ТН-РЭТО» ООО «ТН-рем.
  185. ТетАиСнефть» нефти и нефтепр. строительная контора»
  186. НГДУ «Нурлатнефть» «ТатАСУ нефть» Инженерный центр ООО «ТН-РБО» ООО «ЛУТР»
  187. НГДУ «Прикамнефть» ТГРУ Управление бурением ООО «ТН-ПКРС» ООО «Алабакульскийкирпичным завод»
  188. НГДУ «Ямашнефть» | НПУ «ЗНОК и ппд» 1 ООО «ТН-бурение» | Сельхоз 000−22 ед.§-
  189. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОФСОЮЗА ОАО «ТАТНЕФТЬ"а кпо состоянию на 01.01.1999 г.)1. ПРОФКОМ ОАО «ТАТНЕФТЬ"1. Управление «Татнефтеснаб"1. Институт «ТатНИГШнефть"1. ЦБПО по ЭПУ
  190. Шрффшгозшы©- юмттеты етруету|)Ш1Ы2 ш (c)др®зд®лшшй
  191. Профсоюзные комитеты дочерних обществ ОАО «Татнефть»
  192. НГДУ «Альметьевнефть» УПТЖ для ПЩД
  193. НГДУ «Азнакаевскнефть» Альметьевское РСУ
  194. НГДУ «Татнефтебитум» Лениногорское РСУ
  195. НГДУ «Бавлынефть» Управление «ТатАиСнефть»
  196. НГДУ «Джалильнефть» «ТатАСУнефть"1. НГДУ «Елховнефть» | БМЗ1. НГДУ «Заинскнефть» ТГРУ1. НГДУ «Иркеннефть» ПТФ
  197. НГДУ «Лениногорскнефть» ВЭФ1. НГДУ «Нурлатнефть» ЦИК1. НГДУ «Ирикамнефть» нис
  198. НГДУ «Ямашиефть» Управление по безопасности
  199. Управление «Татнефтегаз» СМУ
  200. ООО «ТН-Альметьевскбурнефть»
  201. ООО «ТН-Азнакаевскбурнефть»
  202. ООО «ТН-Лениногорскбурнефть"1. ООО «ТН-Елабугабурнефть»
  203. ООО «ТН-Нурлатнефтеразведка"1. ООО «ТН-Альм. УПНП и КРС"1. ООО «ТН-Азн. УПНП и КРС"1. ООО «ТН-Лен. УПНП и КРС"1. ООО «ТН-РЭТО"1. ООО «ТН-РБО"1. ООО «ТН-ПКРС"1. ООО «ТН-СНЭРС"1. ООО «ЛУТР"1. Миннибаевский ГПЗ1. ООО «Альмет. УТТ № 3"1. ООО «Бугульм. УТТ»
  204. Профсоюзные комитеты предприятий, организаций, не входящих в структуру ПО «Татнефть"1. ОАО «МГПЗ"1. ЗАО «Татойлгаз"1. ЗАО «Татольпетро"1. ЗАО «Татекс"1. ЗАО СК «Чулпан"1. АБ «Девон-Кредит"1. ООО «Недра"1. ООО «Актюб. УККМ"1. ЗАО «ТАФОИЛ»
Заполнить форму текущей работой