Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономические последствия монополии

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Источники монопольной власти — это факторы, которые создают препятствия для проникновения на отраслевой рынок и тем самым обеспечивают возможность контроля над рынком со стороны одного продавца. Их влияние может влиять как в непосредственном установлении контроля над рынком, так и в обеспечении более низких издержек производства. Исключительные права, предоставляемые производителю на ведение… Читать ещё >

Экономические последствия монополии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Югорский государственный университет Институт менеджмента и экономики Кафедра экономики КУРСОВАЯ РАБОТА Тема:

Экономические последствия монополии Выполнила:

Студентка 1 курса группы В. С Федорова Научный руководитель:

к.э.н доцент Р. К Арасланов Ханты-Мансийск 2014

Введение

1. Теоретические основы функционирования чистой монополии

1.1 Сущность и понятие чистой монополии

1.2 Ценовая дискриминация в монополистическом рынке

1.3 Характеристика двухсторонней монополии

2. Теоретический анализ природы монопольного рынка

2.1 Монополия в коротком периоде

2.2 Монополия в длительном периоде

2.3 Монополистическая конкуренция. Получение прибыли за счет нового ассортимента и совершенствования качества продукции

3. Экономические последствия монополистического рынка и способы их регулирования

3.1 Негативные последствия монополий в рыночной экономике

3.2 Федеральная антимонопольная служба как институт регулирования монопольного рынка

Заключение

Список использованной литературы

Введение

ценовая дискриминация монополия рынок Монополии оказывают воздействие на экономику страны. Это проявляется в том, что монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли. Этот элемент накладывает отпечаток на деятельность фирмы, заставляет ее несколько иначе подходить к формированию ценовой стратегии, определению объема выпуска продукции, наиболее эффективного с точки зрения прибылей и убытков.

Цель работы — выявить и рассмотреть экономические последствия монополии.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

— определить понятие монополии;

— выявить типы и виды монополии;

— рассмотреть особенности деятельности естественных монополий;

— изучить экономические последствия монополии.

Объектом курсовой работы являются проявления экономических последствий монополии.

Предметом исследования выступают взаимосвязи и взаимозависимости, обуславливающие возникновение и существование экономических последствий монополии.

Метод исследования основан на использовании системного подхода и диалектической логики. В процессе работы применялись такие приемы и методы как анализ, синтез, индукция, дедукция, группировка, сравнение и др.

Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные природе, возникновению, функционированию монополий, а также экономическим последствиям и способам регулированию монополий, таких как А. А. Матин, А. Н. Никифоров, А. Е. Шаститко и др.

1. Теоретические основы функционирования чистой монополии

1.1 Сущность и понятие чистой монополии История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике.

Монополия — это власть над рынком. Она возникает тогда, когда кто-либо из участников рыночного взаимодействия обладает возможностью влиять на условия заключения рыночной сделки.

Чистая монополия — редкое для хозяйственной практики явление. Чаще приходится сталкиваться с монопольными влияниями, когда фирма в той или иной степени контролирует рыночную цену. Тем не менее, анализ модели чистой монополии важен в исследовании поведения фирм, обладающих рыночной властью.

Монополия — это концентрация всеобщего объема отраслевого предложения у одного продавца, реализующего уникальный продукт.

Монополистические образования — это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

Поскольку для монополиста возможность реализации своего особого положения — результат отсутствия конкурентов, то наличие у него монопольной власти вызвано существованием отраслевых барьеров, препятствующих проникновения на рынок других продавцов. В случае с абсолютной монополией такие барьеры являются непреодолимыми, то есть блокирующими вход на отраслевой рынок других фирм. Учитывая, что отраслевые барьеры формируются под влиянием разного рода факторов, то сами эти факторы выступают источниками монопольной власти.

Источники монопольной власти — это факторы, которые создают препятствия для проникновения на отраслевой рынок и тем самым обеспечивают возможность контроля над рынком со стороны одного продавца. Их влияние может влиять как в непосредственном установлении контроля над рынком, так и в обеспечении более низких издержек производства. Исключительные права, предоставляемые производителю на ведение определенного рода деятельности или производство какого-либо продукта, являются фактором, который наиболее часто приводит к возникновению монополии. Контроль над производственными ресурсами является другим наиболее часто порождающим абсолютную монополию фактором. Когда фирма обладает собственностью на весь объем предложения ключевого для производства ресурса, то это обеспечивает производство продукта с наиболее низкими средними долгосрочными издержками. Эффект масштаба становится фактором возникновения монополии в том случае, когда экономия от масштаба устойчиво растет с расширением производства вплоть до обеспечения всего рыночного спроса. Нечестная конкуренция также может послужить причиной монополизации рынка. Она имеет место в том случае, когда монопольное положение на рынке является следствием незаконных действий (подкуп государственных чиновников, картельные соглашения) .

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т. д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия — это монополия, защищенная нормативно-правовыми актами, т. е. ее появлению способствовали не рыночные, а административные барьеры. Такие монополии, как правило, существуют, когда государство закрепляет за собой монопольное право производить или продавать какую-либо продукцию (военная техника, электроэнергия, алкогольная и табачная продукция и т. д.). Кроме этого к таким монополиям относят фирмы обладающие патентом на производство какой-либо продукции, так как их монопольное положение защищает законодательство об авторских правах. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.

Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обоих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из приверженцев таких взглядов — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что «монополистическая власть не возникает случайно». Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т. д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать «порядочным», поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке «единым фронтом», когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Монополии существуют во всех сферах общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Создание картелей преследует цель полностью или частично уничтожить конкуренцию между фирмами и на этой основе максимизировать прибыль. Основная проблема, с которой сталкивается картель, — это проблема согласования решений между фирмами-членами и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.

Чтобы сформировать картель, необходимо следующее:

1. убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить возможность реализации продукции другими фирмами, после того как цена повысится;

2. организовать встречу всех производителей данного продукта, чтобы установить совместный ориентир по общему уровню выпуска;

3. установить квоты каждому члену картеля;

4. установить процедуру проведения утвержденных квот.

Картели устанавливают штрафы для тех, кто не выполняет соглашение, превышая свои квоты. Картели сталкиваются с проблемой при принятии решений о монопольной цене и уровне выпуска. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен. Существуют разногласия относительно дележа территории.

В современных условиях картели существуют в более гибких и достаточно разнообразных формах: патентные пулы, лицензионные соглашения, консорциумы по осуществлению научных разработок.

Картели систематизируются по четырем основным категориям:

1. картели с целью контроля условий продаж;

2. картели с целью установления цен;

3. картели с целью разделения деятельности, территорий, продаж и Потребителей;

4. картели с целью установления доли в определенной области бизнеса.

В США, странах Европейского сообщества законодательно запрещены картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением объема выпуска и производственных мощностей.

Выделяют два основных типа картелей: картели, преследующие цель максимизации совокупной, или отраслевой, прибыли, и картели, ставящие своей целью распределение и фиксацию рыночных долей.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста. В России наиболее распространены строительные тресты.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США и некоторых других странах появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

Из всех рынков несовершенной конкуренции наиболее яркой противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятие отрасль и фирма совпадают.

Чистой монополией называют единственного в отрасли продавца товара, не имеющего заменителей. Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких товаров — заменителей, выпускаемый продукт уникален. В этих условиях монополист обладает уникальной властью с точки зрения реализации продукта, контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

Примером монополии могут служить отрасли естественной монополии — такие отрасли, где конкуренция вредна, ибо действие положительного эффекта масштаба настолько сильно, что наличие нескольких конкурирующих между собой фирм приведет не к увеличению эффективности отрасли, а к ее потере. Например, если в сфере производства электроэнергии, газои водоснабжения одно крупное предприятие обслуживает регион, то это предприятие — естественная монополия. Все прочие отрасли, не относящиеся к естественной монополии, в случае монополизации получают название предпринимательской монополии. Монополия может быть защищена от конкурентов патентом на изобретение, ноу-хау и т. п.

С точки зрения причин возникновения монополии в отрасли можно выделить несколько видов монополизма.

Первый вид монополизма — это монополизм, выросший из конкуренции, базируясь на концентрации и централизации производства и капитала. В этом случае монополистом становится самый сильный, самый эффективный производитель, сумевший выиграть конкурентную борьбу и вытеснить соперников с рынка. Но парадокс заключается в том, что самый эффективный производитель в отрасли, выиграв, наконец, конкурентную борьбу и став монополистом, утрачивает стимулы конкурентной борьбы. Монополизированная отрасль развивается медленнее, чем при конкуренции, бывший эффективный производитель консервирует отсталые технологии. Поэтому предприятия — монополисты такого рода находятся под непрестанным контролем государства, поскольку оно преследует цели содействия экономическому росту страны.

Второй вид монополизма представляет технологические олигополии и монополии. Этот вид монополии обусловлен спецификой технологии. Примерами могут служить электроэнергетика, металлургия, железнодорожный транспорт, т. е. те отрасли, где сама технология требует существования крупных предприятий, контролирующих большие объемы материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Технологические монополии можно назвать естественными, поскольку существование большого количества мелких предприятий в таких отраслях не увеличивало бы. А уменьшало экономическую эффективность отрасли.

Третий вид монополизма — монополизм, обусловленный диверсификацией продукции. Так, если фирма обладает своей торговой маркой, делает скидку для постоянных клиентов, то тем самым в конкурентную среду вносятся монополистические мотивы. В развитых странах этот тип монополизма получил самое широкое распространение.

Четвертый вид монополизма — монополизм, основанный на лидерстве в научно-технических разработках. Здесь монополия является не тормозом, а ускорителем научно-технического прогресса. Такой монополизм носит временный характер и исчезает по мере освоения фирмами-конкурентами новых технологий. Защитой монополии в этом случае являются патенты на изобретения и лицензии на их использование.

Пятый вид монополизма — естественные государственные монополии и монопсонии. Сюда относятся монополия государства на выпуск денег, покупку военной техники или товаров стратегического назначения, т. е. товаров, выпуском или покупкой которых занимается только государство, и это рассматривается как выполнение государством своих функций (по обеспечению обороноспособности страны, по организации денежного обращения и т. д.) Монопсония — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж. Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы. Примерами монопсонии в России являются Газпром на рынке доставки газа потребителям, Транснефть на рынке трубопроводных экспортных поставок нефти, а так же РЖД на рынке тягового подвижного состава.

Шестой вид монополизма — монополизм административно-командной экономики. При данном виде монополизма предприятия изначально являются государственными монополиями, никогда не испытывающими конкурентной борьбы и не стремящимися доказать свое лидерство. При этом лишь незначительную часть монополий можно назвать естественной, адекватной потребностям общества. В подавляющем виде монополизм этой группы представляет собой сугубо негативное явление, для него характерен высокий уровень централизации производства. Представляющие его предприятия не связаны с рынком, ибо их деятельность не распространяется напрямую на реализацию продукции на товарных рынках, поскольку эту функцию берет на себя государство. Такой вид монополизма тормозит научно-технический прогресс, не способствует улучшению качества продукции.

1.2 Ценовая дискриминация в монополистическом рынке Фирма, обладающая монопольной властью, может ее использовать для проведения особой ценовой политики, так называемой ценовой дискриминации.

В данном контексте понятие «дискриминация» является чисто техническим термином (от лат. dicriminatio — различие) и не носит негативного смысла.

Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей. Важно подчеркнуть, что различия в ценах не отражают различия в издержках, связанных с оказанием покупателю транспортных или других услуг. Поэтому не всегда различие в ценах можно считать ценовой дискриминацией, а единая цена свидетельствует о ее отсутствии. Так, например, не является ценовой дискриминацией поставка одного и того же товара по разным ценам в разные регионы, в различные периоды времени (сезонность), разного качества и т. д. С другой стороны, поставка для всех разноудаленных покупателей одного и того же товара по единой цене может рассматриваться как ценовая дискриминация.

Для осуществления ценовой дискриминации монополистом необходимо, чтобы прямая эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей была существенно различной;

чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы;

чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями.

Как показывает практика, наиболее благоприятные условия для осуществления ценовой дискриминации имеются на рынке услуг или на рынке материальных товаров, при условии, что разные рынки отделены друг от друга большими расстояниями или высокими тарифными барьерами.

Впервые понятие ценовой дискриминации в экономическую теорию ввел английский экономист Альфред Пигу (1920). Он же предложил различать три ее вида, или степени.

Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т. е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя. Рассмотрим, как она влияет на прибыли фирмы.

Если монополист не проводит ценовой дискриминации, т. е. устанавливает единую цену Р*, то как видно из рис. 1, при объеме выпуска от 0 до Q*(при котором выполняется равенство МС=MR) дополнительная прибыль от реализации каждой дополнительной единицы (предельная прибыль, Мп) равняется разнице между предельным доходом и предельными издержками Мп=MR — MC.(1)

Производство любого количества сверх оптимального сократило бы экономическую прибыль монополиста, которая может быть подсчитана как сумма прибылей от каждой реализованной единицы, что на рисунке соответствует заштрихованной площади АСЕ. Потребительский излишек, т. е. разница между суммой, которую покупатель готов был заплатить, и рыночной ценой Р*, изображен верхним треугольником АР*М.

Если монополист проводит ценовую дискриминацию, то тогда все единицы товара продаются по их цене спроса, и следовательно, каждая дополнительно реализованная единица увеличивает совокупный доход на величину той цены, по которой она продается, т. е.

MR=P.

Это означает, что кривая спроса становится и кривой предельного дохода, как в модели совершенной конкуренции. Однако в отличие от конкурентного рынка, при котором существует единая цена, и значит MR=AR, для монополии, осуществляющей ценовую дискриминацию, цены разных единиц продукции различны, т. е. MR? AR.

Оптимальный объем производства монополиста, осуществляющего ценовую дискриминацию, расширяется до точки оптимума Q** совершенно конкурентного рынка. В этих условиях совокупная прибыль монополиста (площадь АЕ’С) включает в себя весь потребительский излишек.

Рис. 1 Совершенная ценовая дискриминация На практике совершенная ценовая дискриминация почти невозможна, поскольку для ее реализации монополист должен знать цены спроса всех возможных потребителей своей продукции. Некоторое приближение к ценовой дискриминации данного вида возможно при наличии небольшого числа покупателей, например, при индивидуальной предпринимательской деятельности (услуги врача, юриста, портного и т. д.), когда каждая единица товара производится по индивидуальному заказу.

Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки, так что связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер (так называемое нелинейное ценообразование).

Предположим, что монополист устанавливает две цены: при объеме от 0 до Q* цена Р', при объеме от Q* до Q** цена Р''.

Если бы монополист устанавливал единую цену, например Р', то его совокупный доход равнялся бы произведению соответствующего объема и цены (TR=Р'Q*). При осуществлении нелинейного ценообразования доход увеличивается и становится равен площади фигуры 0Р'ABCQ**.

Рис. 2 Ценовая дискриминация второй степени (нелинейное ценообразование) Чем более дифференцирована цена продукции, тем в большей степени данная ценовая дискриминация приближается к совершенной.

В реальной жизни ценовая дискриминация второй степени чаще всего принимает форму ценового дисконта (т.е. скидок). Например:

скидки на объем поставок (чем больше объем заказа или поставки, тем больше скидка к цене);

кумулятивные скидки (цена проездного единого билета на год, который предполагают ввести в московском метрополитене относительно ниже цены ежемесячного проездного);

ценовая дискриминация во времени (различные цены на утренние и вечерние сеансы в кино, различные наценки в ресторанах в дневное и вечернее время) и т. д.

Иногда данный тип дискриминации называют самоотбором. Не имея реальной возможности определить цены спроса всех своих клиентов (как при совершенной ценовой дискриминации), продавец предлагает всем одинаковую структуру цен, предоставляя покупателю самому решать, какой объем и, следовательно, какие рыночные условия он выбирает.

Ценовая дискриминация третьей степени осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых продавец назначает свои цены.

Примерами подобной ценовой дискриминации могут служить:

авиабилеты туристского и первого классов;

спиртные напитки класса «люкс» и другие алкогольные продукты;

скидки на билеты в музеи и кинотеатры для детей, военнослужащих, студентов, пенсионеров;

плата за подписку на специализированные издания для организаций и индивидуальных подписчиков (для вторых она, как правило, ниже);

гостиничные тарифы и плата за посещение музеев для иностранцев и резидентов (в России) и т. д.

После того как фирма разделит своих потенциальных покупателей на некоторое количество сегментов, возникает вопрос установления своих цен для каждого сегмента. Рассмотрим, как это происходит.

Пусть монополист выделяет два изолированных сегмента рынка (анализ может быть использован и для большего числа сегментов). Его цель, как и прежде, максимизация прибыли от реализации продукции на обоих рынках.

Основное условие максимизации прибыли на первом сегменте рынка может быть записано как

MC=MR1,

где MR1 — предельный доход от реализации на первом сегменте.

Соответствующим образом, основное условие максимизации прибыли на втором сегменте имеет вид:

MC=MR2,

где MR2 — предельный доход от реализации на втором сегменте рынка, то есть

MC=MR1=MR2.

Мы знаем, что предельный доход фирмы соотносится с коэффициентом эластичности спроса по формуле MR=P (1+1/Ed), поэтому равенство MR1=MR2 можно представить как

P1(1+1/Ed1)=P2(1+1/Ed2), (2)

Или

P1/P2=(1+1/Ed2)/(1+1/Ed1). (3)

Из данного равенства видно, что в основе ценовой дискриминации третьей степени лежит различие в эластичности спроса для разных сегментов рынка. Чем выше эластичность спроса, тем относительно ниже цены. На практике это означает использование ценовых скидок для категории потребителей с эластичным спросом и назначение более высоких цен для потребителей с неэластичным спросом. Другими словами, если |Ed1|>|Ed2|, то Р1

Например, если эластичность спроса для 1-го сегмента равна -2, а для 2-го сегмента -4, то цена для 1-го сегмента должна быть в 1,5 раза выше, чем для 2-го.

Р1/P2=(1−¼)/(1−½)=(¾)/(½)=1,5

Очевидно, что если бы эластичность спроса во всех сегментах была одинаковой, то ценовая дискриминация была бы невозможна.

1.3 Характеристика двухсторонней монополии Двухсторонней монополией (англ, bilateral monopoly) называют такой тип строения рынка, при котором на стороне предложения имеется единственный продавец (монополист), а на стороне спроса — единственный покупатель (монопсонист). Наиболее распространенным примером двухсторонней монополии считают обычно «город одного предприятия», в котором спрос на труд предъявляется единственным имеющимся в городе предприятием, а предложение труда осуществляется хорошо организованным и сильным профсоюзом. Хотя в России существует множество таких городов и рабочих поселков, рынок труда в них все же нельзя (сейчас) считать двухсторонней монополией из-за недостаточного развития профсоюзов; в них на рынке труда единственному нанимателю (заводу, шахте, руднику) противостоит «атомизированная» сторона предложения труда.

На товарных рынках примером двухсторонней монополии может быть единственный в городе хлебозавод, использующий в качестве ресурса производства муку, вырабатываемую единственным мелькомбинатом.

В чем особенность рынка двухсторонней монополии? Монополист, как мы знаем, не имеет функции предложения, однозначно описывающей зависимость между объемом предложения и ценой продукта. Он должен выбрать точку на кривой рыночного спроса, максимизирующую его прибыль. Проблема в том, что монопсонист, являющийся в этой ситуации единственным покупателем монополизированного продукта, не имеет в свою очередь функции спроса на производственный ресурс.

Чтобы максимизировать свою прибыль, он должен выбрать некоторую точку на кривой предложения продавца. Но на рынке поведение единственного продавца как монополиста оказывается несовместимым с поведением единственного покупателя как монопсониста.

Рынок двухсторонней монополии представлен на рис. 3

Рис. 3 Рынок двухсторонней монополии Здесь, как обычно, D и MR — линейные кривые спроса и предельной выручки монополиста — единственного продавца, а МС — линия предельных затрат единственного продавца (производителя). Поскольку МС и MR пересекаются в точке А, монополист в целях максимизации своей прибыли хотел бы выпускать Q2 единиц продукции и продавать их по цене P2. И если бы он мог принудить противостоящего ему монопсониста вести себя так, как ведет себя единичный покупатель на совершенно конкурентном рынке, он реализовал бы именно этот результат. Но в ситуации двухсторонней монополии единичный покупатель является монопсонистом и стремится реализовать свою монопсонистскую власть на рынке.

В идеале (в пределе) он хотел бы полностью контролировать рынок и принудить монополиста вести себя подобно единичному продавцу на совершенно конкурентном рынке. Тогда МС была бы не только кривой предельных затрат, но и, кривой предложения, a MFC — кривой предельных факторных затрат (как на рис. 3). Единичный покупатель будет стремиться уравнять свои предельные затраты на покупку производственного ресурса (MFC) с ценой товара, заданной кривой спроса, D.

Такое равенство достигается при пересечении кривых MFC и D, т. е. в точке В. Таким образом, монопсонист хотел бы в целях максимизации прибыли покупать Q1 единиц товара по цене P1. И если бы ему удалось принудить монополиста вести себя подобно совершенно конкурентному продавцу, эта цель была бы достигнута. Однако ни монополист, ни монопсонист не могут принудить партнера вести себя подобно субъекту совершенно конкурентного рынка.

Исход двухсторонней монополии зависит от сравнительной способности ее субъектов вести торг. Экономист может лишь утверждать, что действительные цена Р' и объем рынка Q при двухсторонней монополии в терминах рис. 3 отвечают условию:

Q2 > Q' > Q1, P2 > P > P1.

2. Теоретический анализ природы монопольного рынка

2.1 Монополия в коротком периоде Поговорим вначале о спросе на продукцию монополиста и о его предельной выручке. Вспомним, что в условиях совершенной конкуренции цена на продукцию фирмы никак не зависела от объема выпуска этой фирмы, а следовательно, с точки зрения фирмы кривая спроса представала как горизонтальная линия, параллельная оси абсцисс. Более того, эта линия спроса являлась также и линией средней, и линией предельной выручки фирмы. Цена выступала для фирмы как заданная рынком величина, а выпуск каждой следующей единицы продукции увеличивал общую выручку ровно на ту же величину, что и выпуск предыдущей единицы, т. е. на величину, равную цене продукции. Именно это обстоятельство приводило к тому, что максимальную прибыль фирма получала при таком объеме производства, когда величина предельных затрат равнялась цене продукции.

Иначе обстоит дело в случае монополии. Ведь для монополиста в качестве кривой спроса предстает кривая рыночного спроса на данный товар, имеющая, как обычно, отрицательный наклон. Монополист, таким образом, должен считаться с тем, что любое увеличение выпуска неизбежно приводит к снижению цены, а уменьшение выпуска, напротив, позволяет повысить цену. Иными словами, устанавливая тот или иной объем продаж, монополист устанавливает одновременно и цену товара. Это обстоятельство, впрочем, довольно очевидно — ведь недаром же и в разговорной речи, и в публицистике мы часто слышим, что монополист назначает такую цену, которая ему заблагорассудится. Такое высказывание в общем-то верно. Задача же экономической теории состоит в том, чтобы пойти несколько дальше с целью определить, какую же цену «заблагорассудится» назначить монополисту и от чего эта цена зависит.

Один из основателей современной экономической теории А. Курно начал свой анализ монопольной ситуации со следующего допущения: предположим, что монополист вообще не имеет затрат. Каким в этом случае будет объем продаж монополиста? Попробуем и мы поразмышлять над этим вопросом.

Следуя аксиоме рациональности производителя, разумно предположить, что монополист выберет такой объем, при котором прибыль (а в нашем случае она равна выручке ввиду отсутствия затрат) будет максимальной. Это означает, что для ответа на поставленный Курно вопрос необходимо знать, как изменяется общая, а следовательно, и предельная (т. е. приращение общей) выручка при изменении объема выпуска.

Общая выручка равна произведению объема продаж на цену, по которой этот объем будет продан:

ТR = РQ.

В свою очередь цена, по которой будет продан данный объем, — это цена спроса:

P = PD (Q).

Пусть объем продаж увеличился от значения Q1 до Q2 и вследствие этого цена снизилась с Р1 до Р2. Приращение общей выручки

DTR = P2Q2 — P1Q1. (4)

Это изменение складывается под действием двух обстоятельств. С одной стороны, вследствие роста объема продаж выручка увеличивается на величину P1(Q2 — Q1). С другой стороны, снижение цены уменьшает выручку на величину Q2(P1 — P2). Таким образом, приращение общей выручки можно представить в виде

DTR = P1(Q2 — Q1) — Q2(P1 — P2) = P1DQ1 + P2DQ2. (5)

Считая приращение объема малым, мы можем приближенно оценить предельную выручку отношением

MR «DTR / DQ = P1 + Q2DP / DQ. (6)

Точное значение MR получим, перейдя к пределу при или, что равносильно, выполнив дифференцирование общей выручки:

MR = dTR / dQ = d (PQ) / dQ,

Откуда

MR = P + QdP / dQ, (7)

Анализ выражений (6) и (7) показывает, что второе слагаемое в правой части равенств всегда будет меньше нуля, поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, а следовательно, предельная выручка всегда будет меньше цены товара.

Таким образом, при увеличении объема продаж монополист получает от каждой новой проданной единицы все меньшую добавочную выручку. В какой-то момент очередное увеличение объема продажи еще на одну единицу товара уже не дает дополнительной выручки, а затем предельная выручка становится отрицательной.

Ценовая эластичность спроса характеризуется соотношением между относительными изменениями спроса и цены:

xP[D] = (dQ/dP)•P/Q. (8)

Для нормальной кривой спроса, когда с увеличением цены объем спроса уменьшается, всегда Однако реакцию спроса на изменение цены удобнее характеризовать положительным коэффициентом эластичности, равным абсолютной величине эластичности:

h = |xP[D]|. (9)

Если 0 < h < 1, то спрос называют неэластичным, а если h > 1, то эластичным.

В общем случае эластичность спроса является переменной величиной. Для линейной функции спроса коэффициент эластичности изменяется от + + при Q ® 0 до 0 при P ® 0 (рис. 2).

Произведя несложные преобразования формулы (7), получим

MR = P + (dP/dQ)•Q/P = P (1 + (dP/dQ)•Q/P) = P (1 + 1/xP[D]) = P (1 — 1/h).(10)

Из этого выражения видно, что при h > 1, т. е. в области эластичного спроса, предельная выручка положительна, а при 1 > h > 0 она отрицательна.

При h = 1 предельная выручка равна нулю, т. е. общая выручка достигает своего максимального значения.

Отбросим теперь сделанное выше предположение об отсутствии затрат и определим, какой объем выпуска выбирает максимизирующий прибыль монополист. Вообще говоря, в любой рыночной структуре фирма, стремящаяся к максимуму прибыли, достигает этого максимума, когда ее предельная выручка равна предельным затратам. Покажем это. Прибыль по определению представляет собой разность между общей выручкой и общими затратами:

П (Q) = TR (Q) — TC (Q). (11)

Условием максимума функции (Q) является равенство ее производной нулю:

dП/dQ = dTR/dQ — dTC/dQ = 0, (12)

т. е. при оптимальном объеме выпуска QE

MR (QE) = MC (QE). (13)

Теперь понятно, что при совершенной конкуренции мы сталкивались с частным случаем условия максимума прибыли (13). Поскольку при совершенной конкуренции MR = Р, условие максимума прибыли представало перед нами в виде

P = MC (QE).

При монополии же, как отмечалось выше, MR (Q) < P (Q). Поэтому при объеме выпуска, максимизирущем прибыль монополиста,

MR = MC < P, (14)

т. е. монополист всегда устанавливает цену, превышающую предельные затраты.

В таком случае, очевидно, объем выпуска, при котором MR = MC, обеспечивает для фирмы-монополиста не максимизацию положительной прибыли, а минимизацию убытков. Площадь заштрихованного прямоугольника — это минимально возможная величина общих убытков фирмы при данных функциях спроса на продукцию монополиста и его затрат.

Попробуем теперь определить кривую предложения фирмы-монополиста.

Вспомним поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Зная принцип выбора фирмой оптимального (максимизирующего прибыль) объема производства, мы могли однозначно сказать, какой объем выпуска выберет фирма при каждом значении цены, т. е. построить кривую предложения фирмы. Возможно ли аналогичным способом построить кривую предложения фирмы в условиях чистой монополии? Оказывается, что нет, так как в данном случае восходящая ветвь кривой МС показывает не то, какой объем выпуска выберет фирма в зависимости от уровня цены товара (как в случае совершенной конкуренции), а лишь то, какой объем выпуска выберет фирма в зависимости от величины предельной выручки.

2.2 Монополия в длительном периоде Монополист действует на рынке в отсутствие соперников. Поэтому в противоположность совершенно — конкурентному предприятию, чья экономическая прибыль в длительном периоде (благодаря увеличению числа предприятий) сводится к нулю, монополист может получать положительную экономическую прибыль и в длительном периоде. С другой стороны, как и в случае совершенной конкуренции, экономическая прибыль монополиста в длительном периоде не может быть отрицательной.

Если монополист несет убытки в коротком периоде, перед ним открыты две возможности. Первая состоит в том, что монополист может покинуть данный рынок и найти за его пределами иной способ использования своих ресурсов, который обеспечивал бы ему положительную или по крайней мере нулевую прибыль. Другая возможность связана с тем, что размеры производственной мощности монополии не оптимальны, а значит, изменив их, монополист может остаться на данном рынке, получая положительную или хотя бы нулевую экономическую прибыль. Рассмотрим процесс долгосрочного приспособления монополии, начав с ситуации, когда прибыль монополиста в коротком периоде отрицательна.

Обратимся к рис. 9, где D и MR? кривые спроса и предельной выручки монополиста, LATC и LMC? кривые его средних общих и предельных затрат длительного периода. Наличные мощности монополии характеризуют кривые средних общих и предельных затрат короткого периода SATC1 и SMC1. В этой ситуации, очевидно, оптимальный объем выпуска Q1. Однако при таком объеме производства удельные (средние) общие затраты оказываются выше цены C1(Q1) > P1(Q1)) и монополия имеет убытки, размеру которых соответствует площадь прямоугольника P1C1E1A.

Рис. 9 Оптимум монополиста в длительном периоде Из рисунка видно, что наличные мощности монополии недостаточны (слишком малы) для того, чтобы обеспечить ей положительную экономическую прибыль на данном рынке. Однако у нашего монополиста есть и перспектива. Из чего это следует? Рассмотрите внимательно соотношение кривых спроса и средних общих затрат длительного периода. Обратите внимание, что на оси выпуска существует участок Q’Q", в пределах которого кривая средних общих затрат длительного периода оказывается ниже кривой спроса, являющейся и кривой средней выручки. Иначе говоря, существует участок, в пределах которого

LATC (Q) < AR (Q) ¦ P (Q), Q О [Q', Q" ]. (15)

Вспомним теперь, что кривую LATC можно рассматривать как огибающую семейства кривых SATC. Следовательно, осуществимо такое расширение производственной мощности монополии, оптимальное использование которой позволило бы монополисту получать положительную экономическую прибыль, Из всех возможных размеров производственных мощностей, удовлетворяющих (15), лишь тот позволит получать максимальную долгосрочную прибыль, который соответствует пересечению кривых LMC и MR (точка Е). Поскольку долгосрочный оптимум предполагает также и краткосрочный оптимум (но не наоборот), кривая краткосрочных предельных затрат SMC2 будет пересекать кривую MR в той же точке Е. Иначе говоря, оптимальная в длительном периоде производственная мощность на нашем рисунке характеризуется кривыми SATC2 и SMC2. Используя мощность такого масштаба и выпуская продукцию в объеме Q2, монополист получит положительную прибыль, поскольку SAТС2(Q2) < P2(Q2). Общая сумма прибыли характеризуется, как очевидно, площадью прямоугольника C2P2BE2.

Таким образом, в длительном периоде монополист максимизирует прибыль, производя и продавая такой объем продукции, который соответствует равенству предельной выручки и предельных затрат длительного периода. Оптимальная мощность его предприятия такова, что кривые средних общих затрат короткого и длительного периода касаются друг друга в точке, соответствующей оптимальному выпуску длительного периода, E2. Ей соответствует точка Курно? Е, где краткосрочные предельные затраты равны предельной выручке.

Обратите внимание, что точка E2 лежит на нисходящей ветви кривой SATC2, характеризующей оптимальную для данного монополиста производственную мощность. Значит, его оптимальный выпуск Q2 предполагает неполное использование оптимальной (с точки зрения длительного периода) мощности. Если линия спроса сместится вверх вправо, то при той же технологии и производственной мощности, т. е. при тех же кривых SATC2 и SMC2, точка Е будет смещаться вверх по SMC2, объем выпуска окажется выше (точка Q2 сместится вправо), а цена ниже (точка P2, а вместе с ней и C2 сместятся вниз).

Мы рассмотрели процесс долгосрочного приспособления монополии, предполагая, что в начальный момент монополист получает отрицательную прибыль. Очевидно, что такой же инструментарий может быть использован для анализа долгосрочного приспособления монополии и в случае, если бы ее прибыль в начальном периоде была положительна, но монополия преследовала бы цель ее увеличения.

Заметьте, что монополист должен был бы покинуть данный рынок, если бы кривая долгосрочных средних общих затрат на всем своем протяжении лежала бы выше кривой спроса, т. е. Условие (15) не выполнялось бы.

2.3 Монополистическая конкуренция. Получение прибыли за счет нового ассортимента и совершенствования качества продукции На основе принципов монополистической конкуренции функционируют легкая и пищевая промышленность, мелкая розничная торговля, книгоиздание, мебельная и обувная промышленность и другие отрасли, где в производстве или при предоставлении услуг необходимо учитывать вкусы и потребности конкретных людей. По некоторым внешним признакам рынок монополистической конкуренции напоминает совершенно конкурентный рынок. На данном рынке, так же как и в условиях совершенной конкуренции, действует большое число товаропроизводителей, как правило, они предполагают к продаже относительно небольшие объемы продукции, условия вступления новых предприяятий в отрасль относительно легкие. Но есть одно принципиальное отличие рынка монополистической конкуренции от совершенно конкурентного рынка. На рынке совершенной конкуренции продукция однородна, а на рынке монополистической конкуренции — разнообразна, дифференцирована. Например, если фирма выпускает обычные, распространенные сорта хлеба и реализует его через сеть обычных магазинов, то по своему типу такая компания будет ближе к фирмам, действующим в условиях совершенной конкуренции. Вряд ли такая компания сможет оказывать существенное влияние на цену своей продукции и ситуацию в отрасли.

Многое начнет меняться, если предприятие пытается освоить новый вид продукции или применить новый вариант ее реализации. Если технологам компании удастся придумать более качественный сорт хлеба, какую — то удачную разновидность кондитерских изделий или применить новый способ упаковки, позволяющий осуществлять более длительное хранение продукции без потери потребительских свойств и за счет этих новшеств привлечь новых потребителей, то компания сможет приобрести более широкий круг лояльных потребителей, готовых покупать больший объем продукции и платить дороже за качественные изделия. Чем удачнее оказывается продукция компании, тем шире, при прочих равных условиях, оказывается круг ее потребителей, больше доля рынка и значительнее возможность влияния на рыночную цену. Таким образом, монопольная власть компании, связанная с возможностью завышать цену выше некоторого среднего уровня в условиях монополистической конкуренции, оказывается обусловленной выпуском более качественной продукции или созданием новых разновидностей товаров. Одновременно стремление к получению более высокой прибыли постоянно подстегивает участников рынка к внедрению инноваций.

Можно говорить о том, что рынок монополистической конкуренции, с одной стороны, сохраняет многие лучшие черты рынка совершенной, с другой — является самой динамичной, инновационной моделью организации рынка. Во многом благодаря свойствам монополистической конкуренции рыночная экономика позволяет создавать разнообразную качественную потребительскую продукцию.

Следует учитывать, что у рынков, организованных на основе монополистической конкуренции, есть и отрицательные свойства, в частности, возможность завышения цены. Принципиальным оказывается вопрос, насколько значительно при совершенной конкуренции можно повысить рыночную цену и насколько стабильна монопольная прибыль. Если анализировать процесс ценообразования на пике монополистической конкуренции, то важны следующие моменты. При монополистической конкуренции, как правило, условия вступления новых предприятий в отрасль сравнительно просты. Действительно, открыть новое швейное или обувное производство, предприятие пищевой промышленности или торговли нетрудно. В результате рынок монополистической конкуренции становится одноконкурентным. Если какое — либо предприятие разрабатывает удачный товар, пользующийся повышенным спросом, и слишком высоко поднимает на него цену, то тем самым оно мгновенно привлекает в данный сегмент рынка конкурентов, которые стремятся скопировать удачную продукцию, разместиться под зонтиком высокой цены и отобрать часть рынка и монопольной прибыли.

В условиях монополистической конкуренции монопольная прибыль обычно оказывается недолговечной или не слишком большой. Компании, работающие в условиях монополистической конкуренции, как правило, сами оказываются не заинтересованы в значительном наращивании цены, поскольку это резко обостряет конкуренцию и в конечном счете ведет у потере части прибыли и доли рынка. В результате сама организация рынка постоянно подстегивает к внедрению инноваций и препятствует резкому росту цен.

Особенности ценообразования в условиях монополистической конкуренции можно проиллюстрировать графически. Создав новый товар и завоевав лояльных потребителей, в течение определенного периода времени фирма — монополистический конкурент получает небольшую прибыль

(рис.10). Поскольку условия вступления компаний в отрасль достаточно простые быстро появляются компании — конкуренты, копирующие продукцию успешно действующей фирмы и постепенно забирающие часть ее рыночной доли (кривая спроса фирмы смещается вниз). В результате с течением времени фирма — новатор, первая начавшая выпуск продукции, теряет часть рынка и в долгосрочной перспективе не получает монопольной прибыли. (рис.11)

Рис. 10 Равновесие фирмы — монополистического конкурента в краткосрочном периоде Рис. 11 Равновесие фирмы — монополистического конкурента в долгосрочном периоде У рынка монополистической конкуренции есть и некоторые другие особенности. Срок жизни компаний на рынке монополистической конкуренции часто не очень продолжителен, многое в их деятельности зависит от субъективного фактора — квалификации менеджмента и отношения руководства компании к делу. Руководитель фирмы, работающей на рынке монополистической конкуренции, должен постоянно «держать руку на пульсе». Если произошло охлаждение сотрудников и руководства к работе, то это неминуемо начинает сказываться на показателях хозяйственной деятельности.

Руководитель фирмы должен постоянно отслеживать изменение вкусов, запросов, привычек потребителей, стремиться к определению и учету их типичных запросов. Обычно выделяют несколько основных типов поведения потребителей на рынке:

«эффект толпы» — когда потребители стремятся покупать наиболее модную и одновременно пользующуюся всеобщим признанием и популярностью модель изделия. Такой тип поведения свойственен большинству людей;

«эффект сноба» — в этом случае человек стремится приобрести товары, подчеркивающие индивидуальность владельца выделяющие его из толпы;

«эффект Веблена» — в данном случае при приобретении товаров для покупателя принципиальным оказывается подчеркнуть свой высокий социальный статус, зачастую за счет демонстративного потребления. Ориентируясь на различные модели поведения потребителей, компании — монополистические конкуренты обычно строят свою стратегию выпуска продукции.

Большое значение в условиях монополистической конкуренции имеет реклама. Важно не только произвести качественный товар, но и внушить к нему доверие со стороны потребителей, проинформировать о новинках. Однако в качестве отрицательного момента это обычно влечет за собой навязывание вкусов и рост непроизводительных расходов. На некоторых рынках продукции широкого потребления затраты на рекламу и упаковку товаров составляют более половины стоимости самого товара.

3. Экономические последствия монополистического рынка и способы их регулирования

3.1 Негативные последствия монополий в рыночной экономике Негативных факторов существования монополий достаточно много и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной «данью» в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов. Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически «хилых» предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка.

3.2 Федеральная антимонопольная служба как институт регулирования монопольного рынка Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, а также согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере государственного оборонного заказа). Создание условий для развития конкуренции является базовой функцией государства в условиях рынка. Эффективная конкуренция выступает мощным стимулом инновационного развития, обеспечивающего высокие темпы роста экономики, ее модернизацию, прогрессивные структурные и институциональные преобразования. Переход к рынку в Российской Федерации осуществлялся в условиях недостаточной разработанности и слабой информированности как бизнеса, так и органов государственной власти, о базовых нормах и правилах конкурентного поведения, важности их соблюдения для эффективного развития. Сложившаяся экономическая структура характеризуется чрезмерным уровнем концентрации в ряде базовых отраслей, монопольными злоупотреблениями доминирующих фирм, многообразием форм недобросовестной конкуренции. Институты рыночной инфраструктуры слабо развиты или отсутствуют. При этом действия органов государственной власти зачастую не только не способствуют, но и непосредственно нарушают конкурентные нормы, дискриминируя одни хозяйствующие субъекты и создавая неоправданные конкурентные преимущества другим.

Из этого вытекает первая стратегическая цель Службы — создание условий для развития конкуренции посредством предупреждения и пресечения антиконкурентных действий.

Естественные монополии играют особую роль в экономике, обеспечивая доступ хозяйствующим субъектам и населению к жизненно важным ресурсам и услугам энергетики, транспорта и связи. Уровень и динамика цен на услуги естественных монополий являются основным фактором, определяющим производственные затраты и уровень жизни населения. Вместе с тем, сложившаяся структура российских естественно монопольных секторов характеризуется отсутствием прозрачности, неоправданной монополизацией тех видов деятельности, которые в других странах работают на конкурентных принципах. Доступ хозяйствующих субъектов к услугам естественных монополий зависит в значительной степени от местоположения и политики региональных администраций. Все это нарушает принцип равенства стартовых условий деятельности и создает возможность неконтролируемого роста цен или снижения качества предоставляемых услуг. Поэтому вторая стратегическая цель — обеспечение равного доступа к товарам (услугам), производимым субъектами естественных монополий и развитие конкуренции в их потенциально конкурентных видах деятельности.

Основные показатели, характеризующие уровень достижения поставленных целей:

Изменение уровня концентрации на высоконцентрированных товарных и финансовых рынках Место России в международном рейтинге эффективности деятельности конкурентных ведомств Доля повторных нарушений в сфере недобросовестной конкуренции в общем числе нарушений в данной сфере Изменение доли независимых от ОАО «РЖД» производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально конкурентных секторах — перевозке, ремонтных услугах Изменение доли независимых от РАО «ЕЭС России» производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально конкурентных секторах — генерации, сбыте электрои теплоэнергии, ремонтных услугах Изменение доли независимых от ОАО «Газпром» производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально конкурентных секторах — добыче, сбыте газа Цель 1. Cоздание условий для развития конкуренции посредством предупреждения и пресечения антиконкурентных действий.

Деятельность ФАС в рамах достижения данной цели направлена на снижение уровня концентрации в высокомонополизированных отраслях экономики, обеспечивающее повышение конкурентоспособности российских товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках, снижение уровня недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы, выявление, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, а также антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления. Данная задача будет решаться ФАС совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Данная тактическая задача согласуется с задачей 6.1. Минэкономразвития России («Совершенствование системы государственного регулирования предпринимательства»).

Основные показатели, по которым будет оцениваться достижение данной цели:

Изменение уровня концентрации на высоконцентрированных товарных и финансовых рынках Место России в международном рейтинге эффективности деятельности конкурентных ведомств Доля хозяйствующих субъектов от общего числа опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось В рамках данной цели предусматривается решение следующих задач:

Задача 1.1. Создание благоприятной конкурентной среды Решение этой задачи должно обеспечить общее улучшение конкурентной среды, состояния конкурентной этики, расширение конкурентных знаний представителей бизнеса, органов государства и населения. Для этого необходимо дальнейшее совершенствованию конкурентного законодательства, повышение информированности бизнеса и общества о конкурентных нормах, роли и значении эффективной конкуренции для решения экономических и социальных задач.

Задача 1.2. Снижение уровня недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы Решение данной задачи означает более четкое соблюдение конкурентных норм в части, связанной с деятельностью хозяйствующих субъектов в информационно-рекламной сфере и в области использования результатов интеллектуальной деятельности. Это улучшит информационно-конкурентную среду российского бизнеса, повысит доверие отечественных и зарубежных потребителей к продукции российских производителей, будет способствовать общему улучшению инвестиционного климата.

Задача 1.3. Соблюдение конкурентных норм хозяйствующими субъектами на товарных и финансовых рынках Решение данной задачи означает укрепление конкурентной дисциплины доминирующих фирм и фирм, осуществляющих согласованные действия.

В рамках решения этой задачи предполагается существенно изменить действующее законодательство, в том числе:

ужесточить санкции за подобные нарушения; увеличить количество поведенческих требований, в том числе, структурных требований, направленных на обеспечение конкуренции (принудительное разделение компании, выделение части бизнеса),

расширить использование положения антимонопольного законодательства об изъятии дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, в бюджет;

расширить практику анализа ситуации, с точки зрения уголовного законодательства по соответствующей статье УК.

Задача 1.4. Пресечение нарушений антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления Решение данной задачи означает усиление работы с органами государственной власти и местного самоуправления, пресечение деятельности, направленной на ограничение конкуренции и поддержку проведения ими политики, способствующей укреплению рыночных институтов, снижения административных и экономических барьеров и обеспечения равных условий деятельности хозяйствующих субъектов .

Цель 2. Обеспечение равного доступа к товарам (услугам), производимым субъектами естественных монополий и развитие конкуренции в их потенциально конкурентных видах деятельности Деятельность ФАС в рамках достижения данной цели направлена на обеспечение соблюдения субъектами естественных монополий законодательства, рост объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности, повышение эффективности инвестиционных программ субъектов естественных монополий, обеспечение недискриминационного доступа к товарам (услугам), производимым субъектами естественных монополий и повышение прозрачности их деятельности.

Основные показатели, по которым будет оцениваться достижение данной цели:

Доля повторных нарушений в общем числе нарушений Изменение доли независимых от ОАО «РЖД» производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально конкурентных секторах — перевозке, ремонтных услугах Изменение доли независимых от РАО «ЕЭС России» производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально конкурентных секторах — генерации, сбыте электрои теплоэнергии, ремонтных услугах Изменение доли независимых от ОАО «Газпром» производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально конкурентных секторах — добыче, сбыте газа.

Заключение

Изучив выбранную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. В любой монопольной структуре получают сверхприбыли, а потребители вынуждены слишком дорого платить за их товары и услуги. Как следствие, резко снижается эффективность всей экономической системы.

Монополизм плох тем, что новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает сам институт предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции — в результате у компаний, закрепившихся на рынке, нет стимула к повышению эффективности и производительности труда, что во многих отраслях приводит к созданию олигополистических структур.

Негативные моменты в экономике заставляют современные государства разрабатывать антимонопольное законодательство и проводить антимонопольную политику.

Разработка антимонопольного законодательства и механизма его реализации опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует.

Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. В глобальном масштабе выделяется два подхода: американский и европейский.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме может заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

1.Авдашева С. Б., Розанова Н. М. Теория отраслевой организации рынков. — М.: Магистр, 2010 г.

2.Борисов Е. Ф., Экономическая теория: Учебник / Е. Ф. Борисов.- М.: Высшее образование, 2008.

3.Голомолзин А. Определение сущности и необходимости регулирования монополий. — М.: ФАС РФ, 2010 г.

4.Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства. — Российский экономический журнал, 2012. — № 3.

5.Гудков, А. ФАС борется с неевтественностью. Закон «О естественных монополиях» хотят расширить для всех монополистов/ А. Гудков// Коммерстантъ.- 2009. № 3.

6. Кирцнер И., Конкуренция и предпринимательство/ Пер. с англ. Под ред. Проф. А. Н. Романова.- М.: Юнити-ДАНА, 2001 г.

7.Кононков П. Ф. Государственное регулирование естественных монополий. — М.: МГУ, 2011 г.

8.Кучуков Р. А., Экономическая теория: Учебник/ Р. А. Кучуков.- М.: Экономика, 2007.

9.Матин А. А. Регулирование монополий как фактор экономического роста // Вопросы экономических наук.- М: Компания «Спутник +». -2011.-№ 3.

10.Матин А. А. Естественные монополии как институт стратегического развития и безопасности национальной экономики России // Проблемы экономики.- М: Компания «Спутник+». — 2011.-№ 2.

11.Матин А. А. Применение неценовых методов регулирования естественных монополий в российской экономике// Российский экономический интернет — журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социал. отношений — Электрон. журн. — М.: АТиСО, 2011 г.

12.Никифоров А. Н. Ценовое регулирование естественных монополий // Вопросы экономики. — 2010. — № 4. С. 35−47.

13.Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М.: Изд-во Моск. ун-та. Инфра-М, 2010 г.

14.Таран В., Сочетание эффективности и справедливости в экономике/ В. Таран//Экономист.- 1996. № 4.

15.Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. — СПб.: Лениздат. 2010 г.

16.Шаститко А. Е. Альтернативные формы экономической организации в условиях естественной монополии. М.: ТЕИС, 2010 г.

17.Шерер Ф. М., Росс Д., Структура отраслевых рынков. М.: Инфра-М, 2011 г.

18.Шишкин А. Ф., Экономическая теория: Учебное пособие для вузов.- 2-е изд.: В 2 кн.- М.: ВЛАДОС, 2006.

19. Экономическая теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В. Д. Камаева. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

20. Янова В. В., Янова Е. А., Экономическая теория: [Текст]/ В. В. Янова, Е. А. Янова.- М.: Эксмо, 2008.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой