Романтизм и реализм в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова
В литературу Лермонтов не вошел, а ворвался — своим стихотворением-выстрелом, стихотворением-обвинением. Речь идет о стихотворении «Смерть поэта» (1837). Он сразу же определил и место Лермонтова в литературе, и его позицию в обществе. Лермонтову было не по пути с теми, в ком он видел палачей «Свободы, Гения и Славы», хотя он понимал, что «пред ними суд и правда — всё молчи!» И что на их стороне… Читать ещё >
Романтизм и реализм в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ Филологический факультет Доклад по истории русской литературы на тему: «Романтизм и реализм в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова»
Студентки:
Максимова Мария Москва — 2015
1. Романтизм и реализм в творчестве М. Ю. Лермонтова Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова испытывает как романтизм, так и реализм. В этом его своеобразие. В поэтическом наследии Лермонтова видно движение от романтизма к реализму, хотя и в зрелых и в поздних произведениях сохраняются романтические мотивы. Но во все годы в поэзии М. Лермонтов проявлял интерес к личности — незаурядной, ищущей, свободолюбивой, а потому одинокой, неудовлетворенной и трагически несчастной. Личности духовно богатой, которая стремится определить свое место в современном ему мире.
В литературу Лермонтов не вошел, а ворвался — своим стихотворением-выстрелом, стихотворением-обвинением. Речь идет о стихотворении «Смерть поэта» (1837). Он сразу же определил и место Лермонтова в литературе, и его позицию в обществе. Лермонтову было не по пути с теми, в ком он видел палачей «Свободы, Гения и Славы», хотя он понимал, что «пред ними суд и правда — всё молчи!» И что на их стороне закон силы и власти. Для себя поэт выбирает позицию по другую сторону. Средством протеста, орудием борьбы с ненавистным ему обществом Лермонтов выбирает Слово. Это Слово он сравнивает с острым кинжалом («Кинжал»). Судьба поэта, его назначение становятся одной из ведущих тем творчества Лермонтова.
Лирический герой приобретает суровую сдержанность, становится волевой личностью («Валерик.»). Eгo трагедия — это судьба мыслящей личности в условиях современной ему российской действительности («Прощай, немытая Россия…», «Дума».) и др.).
Также, в стихотворении «Прощай, немытая Россия» (1840) поэт называет Россию «страной рабов, страной господ». В такой стране он всегда чувствовал себя одиноким странником, которого никто не понимает («Никто моим словам не внемлет… я один»). Тема гордого одиночества воплощалась в печальных строках безысходности.
Почему же поэту одиноко? Современники Лермонтова пишут о сложности его характера, о меткости и въедливость его шуток, о его бурная светская жизнь.
Казалось бы, у него было все: богатство, положение в обществе, репутация, друзья, женщины, успех. Но именно поэтому Лермонтов хорошо знал истинное лицо светского общества — недоброжелательное, лицемерное, часто жестоко. О бездуховности общества, маскараднисть высшего света его стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен». Этой толпе ему хочется дерзко бросить в глаза «железный стих, облитый горечью и злостью!..» Лермонтов был человеком талантливым во многих областях. Благодаря поэтическому дару, как и большинство поэтов, считал себя человеком, избранным судьбой. Мотивы избранности, ощущение внутреннего родства с трагическими судьбами великих людей звучат во многих стихотворениях, написанных в разные годы:
В стихотворении «Пророк» (1841) поэт говорит, что «вечный судия дал ему и всеведение пророка», т. е. поэтический дар, и с тех пор он, гонимый всеми, обречен жить в одиночестве. Действительно, «нет пророка в своем отечестве», и только после смерти Лермонтова русская литература осознала, что потеряла.
Поколение Лермонтова жило в эпоху, которую принято называть безвременья: после поражения восстания декабристов и расправы над его участниками начались гонения на малейшее проявление свободомыслия. Мыслящие молодые люди, пораженные скептицизмом и безверием, не действовали «под бременем познанья и сомненья» и преждевременно «старились». Поэт размышляет о судьбе своего поколения, с сожалением пишет о том, что оно не оставит после себя ни малейшего заметного следа в истории, считает, что его будущее «иль пусто, иль темно» («Дума», 1838).
Не видя будущего, Лермонтов обращает свой взор к отечественной истории. В образах прошлого он ищет идеал и жизненную опору. Поэт восхищается героями сражения под Бородином в Отечественной войне 1812 года («Бородино»).
Лермонтов обращается к природе как к одухотворенной красоте, как к источнику духовных сил и душевного спокойствия. Об этом стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» (1837). Но в образах природы поэт часто передает трагизм жизни («Тучи»), тончайшие движения человеческой души («На севере диком») и философские рассуждения («Выхожу один я на дорогу»). Поэт восхищается не только русской природой, но и природой Кавказа, он полюбил с детства, когда бабушка привозила его на лечение («Кавказ», «Дары Терека»).
Близка и дорога Лермонтову тема любви и дружбы. Для поэта любовь — широкое понятие. Это и любовь к родной земле («Семья»), и любовь к отцу («Ужасная судьба отца и сына…»), и страстная любовь к женщине («Нет, не тебя так пылких я люблю…», «А. А. Смирновой «и др.).
Но даже в стихах о любви всегда есть незабываемая Лермонтовская ирония и Лермонтовская грусть.
реализм романтизм лермонтов поэт Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою.
Или:
Что ж делать?.. Речью неискусной Занять ваш ум мне не дано…
Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно…
2. Характерные черты в творчестве
1. Обостренное и необычайно отчетливо и ярко выраженное чувство личности.
2. Лирический герой становится организующим началом во всей лирике поэта, облекается устойчивыми чертами, едиными свойствами личности, психологическим единством, единством жизнепонимания. Психологизм.
3. Поэзия Лермонтова — поэзия конфликта и дисгармонии. Романтическое двоемирие.
4. Внутренний закон личности лирического героя — стихийная и не исчезающая внутренняя активность.
5. Лирический герой Лермонтова — герой трагический, страдающий. Страдание представляется неотъемлемой частью жизни, и наделенность страданием — знак причастности к жизни. Страдать значит чувствовать («радости — муки»).
Ряд наиболее значимых и характерных для поэзии Лермонтова мотивов (тем):
1. Одиночество. Это мотив — сквозной, центральный для лермонтовской поэзии, и, пожалуй, ни у одного из русских поэтов он не занимал такого места и не вырастал в такой всеобъемлющий образ. Его герой одинок среди людей («…некому руку подать…»), ему нет места среди «бесчувственной» толпы и «бездушного» «света» («Как часто, пестрою толпою окружен…»), он оказывается лишним на родине, ибо она «страна рабов, страна господ», он одинок в целом мире, мир является ему «пустыней», а если он и населен («шумный град» в «Пророке»), то герой изгоняется из него («В меня все ближние мои / Бросали бешено каменья»). Мотив изгнания и близкий ему мотив странничества, скитаний, бесприютности (в «Тучах» «вечные странники», «тучки небесные», уподобляются изгнаннику, лирическому герою) естественно связан с мотивом одиночества. Мотив одиночества связан с мотивом трагической избранности.
2. Тема родины. Любовь к Родине — любовь «странная», нерассудочная и необъяснимая («за что, не знаю сам»), но тем более сильная.
3. Тема поэта. Лермонтов исследует, прежде всего, ситуацию отношений поэта и общества.
4. Мотив свободы и воли. Для него свобода — главный принцип бытия личности и главный критерий ценности жизни вообще. В отличие от декабристов и раннего Пушкина у Лермонтова почти нет стихов, посвященных идее политической и гражданской свободы. Его свобода тотальна и дана как постоянное и мощное требование личности, взывающее к действию, борьбе, мятежу.
5. Поэт не принят и не понят обществом. Конфликт художника и толпы.
У Лермонтова отсутствуют специфически политические темы, но это приводит не к уничтожению общественной тематики, а, напротив, к расширению сферы гражданского — гражданственной становится практически вся поэзия Лермонтова.
Примеры:
Парус. Смерть поэта. Бородино. «Когда волнуется желтеющая нива…». «Прощай, немытая Россия…». Дума. Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»). «Как часто пестрою толпою окружен…». «И скучно и грустно…». «Есть речи — значенье…». «Воздушный корабль». Родина. «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Утес. «Выхожу один я на дорогу…». Пророк.
Нарастание реализма затронуло все жанры творчества Лермонтова в целом. Особенно ярко это литературное направление проявилось в «гepoe нашего времени». В поздних произведениях поэта произошло, по мнению литературоведа А. И. Журавлевой, соединение черт paннeгo реализма и зрелого романтизма в органическое единство.
Творческий путь Лермонтова длится чуть более десяти лет. Но за это время он успел сказать неповторимое слово в русской поэзии…
Источники
1. Мотив пустыни в поэзии А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
2. Гуревич П. С. Людина и культура М.: «Дрофа», 2008 р
3. Поликарпов В. С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 2008. — 344 с.
4. Культурологія / За ред. О. М. Марковой М., 2009 р.
5. Лермонтов, М. Ю. Лирика [Текст] / М. Ю. Лермонтов. — М.: Просвещение, 2008
6.
Литература
10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа, 2007.