Предмет и метод коммерческого права
Так, например, Г. Ф. Шершеневич один из крупнейших русских юристов — специалистов в области как раз торгового (коммерческого) права — отказывался признавать за торговым правом что-либо большее, чем отдел канонического гражданского права, более или менее углубленно разработанный исключительно из-за наличия спроса, предъявленного со стороны практики. На такой базе, полагал ученый, создание особой… Читать ещё >
Предмет и метод коммерческого права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Коммерческое право с точки зрения своего содержания представляет собой обособленную в предметно-методологическом отношении, выделившуюся область частного (гражданского в широком смысле слова) права — отрасль частного права. Иначе не может и быть, ибо торговый оборот (как уже говорилось выше) представляет собой часть гражданского оборота — имущественного оборота, построенного на частных началах и оттого регулируемого частным (гражданским) правом.
Различные подходы к пониманию коммерческого права.
Вопрос о понимании коммерческого права и, значит, о его статусе в системе объективного права вот уже более века является у нас в России предметом ожесточенных споров.
Так, например, Г. Ф. Шершеневич один из крупнейших русских юристов — специалистов в области как раз торгового (коммерческого) права — отказывался признавать за торговым правом что-либо большее, чем отдел канонического гражданского права, более или менее углубленно разработанный исключительно из-за наличия спроса, предъявленного со стороны практики. На такой базе, полагал ученый, создание особой отрасли юридической науки вообще невозможно, а учебная дисциплина должна иметь чисто прикладной характер и направляться на подготовку юрисконсультов и стряпчих по торговым делам. Ему возражали, с одной стороны, сторонники отраслевой самостоятельности торгового права не только как области частного права в широком смысле слова, но и как особого рода отрасли правоведения (П. П. Цитович, А. И. Каминка), а с другой — апологеты взгляда, согласно которому русское торговое (букв. — торгово-промышленное) право представляет собой то ли смешанную, то ли комплексную область права, объединяющую в себе нормы как частного, так и публичного права, относящиеся к деятельности коммерсантов (В. А. Удинцев).
В советское время термином «торговое право» («Правовое регулирование советской торговли») была обозначена прикладная учебная дисциплина, направленная на изучение правового регулирования деятельности советских торговых организаций — оптовых баз материально-технического снабжения, ОРСов (УРСов), Торгов, предприятий розничной торговли, оптовых ярмарок и т. п. Существует, кстати сказать, великое множество современных аналогов подобных дисциплин — все они преподаются исключительно в учебных заведениях неюридического профиля и направлены на привитие минимума юридических знаний практическим работникам в той или иной области деятельности. Таковы курсы банковского и биржевого, страхового и образовательного, транспортного и военного, гостиничного и медицинского права. Торговое право в таком — узко-прагматическом — смысле также имеет право на существование и изучение в торговых колледжах и вузах.
За всеми этими и многими другими взглядами на коммерческое (торговое) право скрывается по сути одна проблема: как строить изучение права и обучение праву? Конкретно: достаточно ли для целей продуцирования и изучения юридического знания отталкиваться от потребностей отдельных областей народного хозяйства, или же юридическое знание может претендовать на известную самостоятельность и ценность, а значит — и на известное отвлечение от таких потребностей, на разделение и структурирование, осуществленное исходя из своего собственного содержания?
Опыт показывает, что правильным является второй ответ на поставленный вопрос. Право может и должно быть предметом для самостоятельного не только прагматического, но и научного изучения, т. е. почвой для выработки особенного научного знания. Для целей научного изучения право как совокупность норм должно быть разделено на известные обособленные предметные области (отрасли), а предметом высшего юридического образования делать научные знания, добытые в процессе научного изучения этих самых отраслей. Кстати сказать, этот подход совсем не исключает другого, который вполне может быть успешно применен в средних юридических учебных заведениях и для наделения юридическими знаниями специалистов, не являющихся юристами — разбора комплексного регулирования отрасли хозяйства нормами разных отраслей права.
Если принять во внимание вышеизложенное, станет очевидно, что курс коммерческого права может быть построен исключительно как отраслевая научная (а не комплексная прагматическая!) юридическая дисциплина. Кстати сказать, соображением о желательности ее ясного размежевания, отделения от комплексных разработок по правовому регулированию торговли, не в последнюю очередь обусловлено предпочтение нами названия «коммерческое» (а не «торговое») право. Но если это так — если мы принимаем за руководство к действию отраслевую концепцию коммерческого права — то нам (следуя традициям, установившимся еще в советскую эпоху развития юридической науки) — необходимо очертить предмет и описать метод, по которым коммерческое право отграничивается от других отраслей российского права.