Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Терапевтически-компенсаторная функция. 
Практика религиоведческой экспертизы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Терапевтически-компенсаторная функция религии проявляется в первую очередь в рамках религиозного сообщества верующих. Ее суть заключается в том, что культовая деятельность верующих позволяет им обрести положительные эмоции (успокоение, утешение, радость, умиление). Благодаря этой функции, которую некоторые исследователи религии (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский) именовали эйфорической, религия… Читать ещё >

Терапевтически-компенсаторная функция. Практика религиоведческой экспертизы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Терапевтически-компенсаторная функция религии проявляется в первую очередь в рамках религиозного сообщества верующих. Ее суть заключается в том, что культовая деятельность верующих позволяет им обрести положительные эмоции (успокоение, утешение, радость, умиление). Благодаря этой функции, которую некоторые исследователи религии (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский) именовали эйфорической, религия компенсирует в сознании верующих людей недостающие им в реальной жизни ценности, предохраняет от стрессов и других негативных психических состояний, укрепляет психику верующих, делая ее более устойчивой к сложным жизненным обстоятельствам. Выполнение религией терапевтически-компенсаторной функции способствует тому, что очень часто религиозное обращение происходит с людьми, пережившими личные трагедии, утраты и находящимися в сложных жизненных обстоятельствах. Именно данная функция религии способствует ее сохранению, несмотря на мощные секуляризационные процессы и вытеснение религии на периферию общественной жизни в постиндустриальном обществе.

При этом необходимо отметить такую существенную деталь, акцентированную в трудах американского социолога Р. Белла, как обращенность религии к самым общим проблемам человеческого бытия, ибо религия основывается не на конкретном чувственном опыте отдельного человека, а включает в себя обобщенные, символические характеристики бытия. Поэтому, как и любая другая система ценностей, религия обладает обобщенным, рефлексирующим содержанием.

Помимо названных различные авторы выделяют также ряд иных функций, таких как: функция принадлежности или идентификационная функция (где религиозность напрямую увязывается с внешними по отношению к религии факторами — этнической, национальной, социальной, а нередко даже гражданской и политической самоидентификацией); транслирующая функция, выраженная в поддержании социальных традиций через передачу общественно значимой информации из поколения в поколение, например, посредством ритуальных действий; культуротранслирующая функция, заключающаяся в создании, сохранении и передаче из поколения в поколение культурных ценностей; социализирующая функция — подготовка, путем следования религиозно-ритуальным образцам и запретам, к социальной жизни, например, обряды перехода, инициации и т. д.; сакрализующая (десакрализующая) функция в форме освящения ценностнонормативных установок общества, его политических и экономических институтов, стандартов поведения и, соответственно, противоположный процесс обмирщения тех же сфер жизни общества; мотивационная функция, религиозно мотивирующая различные социальные действия; функция «следования образцу» (Т. Парсонс); идеологическая функция, суть которой, но II. Бурдье, состоит в усилении власти определенной социальной группы с целью узаконивания всего, что с ней связано, и определением места данной группы в социуме, и другие функции религии. Не останавливаясь на них подробно, в заключение отметим, что совокупность функций религии составляет ту социальную роль, которую религия играет в обществе в качестве социального института[1].

  • [1] См.: Сторчак В. М., Элбакян Е. С. Социология религии: учеб, пособие. М.: ИД АТиСО, 2012. С. 82−92.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой