Предисловие.
Инновационные процессы в образовании.
Реформа системы общего образования
В период своего ученичества в полной мере прочувствовала психологическое воздействие отметок на учащихся своего класса. Часто отстаивала достоинства одноклассников, которые получали низкие баллы по ряду учебных дисциплин и соответствующие им несправедливые обидные характеристики. Школу не любила, в шестом классе провела пионерский сбор «Как надо учить, чтобы все учащиеся получали хорошие… Читать ещё >
Предисловие. Инновационные процессы в образовании. Реформа системы общего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Я родилась в роду потомственных священников, а затем учителей. С младенчества слышала разговор об отметках учащихся, наблюдала переживания педагогов и родителей по поводу успеваемости детей.
В период своего ученичества в полной мере прочувствовала психологическое воздействие отметок на учащихся своего класса. Часто отстаивала достоинства одноклассников, которые получали низкие баллы по ряду учебных дисциплин и соответствующие им несправедливые обидные характеристики. Школу не любила, в шестом классе провела пионерский сбор «Как надо учить, чтобы все учащиеся получали хорошие отметки». В пионерской организации и семейном кругу это не вызвало положительных эмоций, скорее, наоборот, — усилило напряжение по отношению к нашему классу, вызвало дополнительные требования, незаслуженные нарекания и лавину отметок на каждом уроке. И хотя я училась хорошо, отметки и неудачи одноклассников настолько больно откликались во мне, что снились по ночам, усиливали неприязнь к учителям, школе и стремление отстоять честь и достоинство незаслуженно обиженных.
Собственная педагогическая практика в качестве учителя подтвердила безуспешность решения отметочной проблемы в авторитарной школе и наводила на серьезные размышления.
Работа в университете на факультете повышения квалификации работников образования вновь обратила к поиску путей ее продуктивного решения. Было подготовлено и издано несколько учебных пособий, которые с интересом обсуждались учителями. Предпринимались попытки применения безотметочного оценивания, но это было лишь эпизодом в практике творчески работающих учителей. Большинство же учителей вместе с учащимися страдали и до настоящего времени страдают от постоянного внешнего контроля и безапелляционного отметочного приговора.
Заинтересованные вопросы учителей, подтолкнувшие к научным размышлениям, осмысление опыта работы зарубежных педагогов привели к мысли, что изменение контрольно-оценочных средств учителя — это не самостоятельная проблема, ее успешное решение возможно только в контексте изменения педагогической парадигмы. Свои научные размышления и практические выводы я и предлагаю читателю этой книги.
Содержание учебного пособия во многом является новым для российской системы общего образования, что не может не вызвать когнитивного диссонанса. В нем впервые предлагается перспективная для педагогической практики действенно-отношенческая образовательная парадигма как условие ее реального реформирования.
Автор готов к работе по ее разъяснению в процессе повышения квалификации и переподготовки руководителей системы общего образования и учителей-новаторов, а также к взаимодействию с лицами, заинтересованными в организации этой работы.
Заранее благодарна всем, кто выскажет замечания и пожелания по активизации средств продуктивного реформирования и неуклонного развития российской системы общего образования.