Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Анализ проблем устной и письменной речи студентов СГУПСА

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рисунок 1. Отношение к нецензурной лексике Один из анкетных вопросов, предложенных им, звучал так: «Что Вы чувствуете, когда слышите вокруг нецензурную, бранную, т. е. негативную лексику?». Из 50 опрошенных 65% — относятся к подобной лексике негативно, с определенной долей критики, 33% — равнодушны к речевому поведению окружающих, 2% опрошенных считают такую лексику вполне нормальной… Читать ещё >

Анализ проблем устной и письменной речи студентов СГУПСА (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для того чтобы достичь цели проводилось мы использовали метод анкетирования. Было опрошено 50 студентов.

Отношение к нецензурной лексике.

Рисунок 1. Отношение к нецензурной лексике Один из анкетных вопросов, предложенных им, звучал так: «Что Вы чувствуете, когда слышите вокруг нецензурную, бранную, т. е. негативную лексику?». Из 50 опрошенных 65% - относятся к подобной лексике негативно, с определенной долей критики, 33% - равнодушны к речевому поведению окружающих, 2% опрошенных считают такую лексику вполне нормальной, естественной, даже отмечают ее положительные качества: эмоциональность, выразительность, лаконичность (экономия времени), понятность (доступность). Были и довольно неожиданные ответы: «…уже привыкли», «…такая речь вызывает смех». Отрадно, что большинство все-таки не приветствует подобного речевого поведения.

Меры по повышению уровня речевой культуры студентов.

Рисунок 2. Меры по повышению уровня речевой культуры студентов, А также респондентам было задано 2 вопроса:

  • * Как, по Вашему мнению, можно повысить уровень речевой культуры в университете?
  • * Как Вы относитесь к употреблению студентами жаргонизмов и бранной лексики?

Были весьма неожиданные ответы с предложениями категорических мер: убрать из учебного процесса компьютеры и заставить студентов читать как художественную, так и научную литературу, учиться понимать публицистику, отвечать устно, а за употребление жаргонных слов, нецензурной лексики предлагалось вводить штрафные санкции.

Было приятно осознавать, что проблемы речевой культуры волнуют не только преподавателей, но и студентов, которые вносили предложения о введении строгих, а порой и очень жестких мер в борьбе с негативной лексикой.

Вторым методом исследования является метод анализа и синтеза, включающий в себя наблюдение, сопоставление, обобщение полученных фактов с элементами количественного анализа и ассоциативного эксперимента. Мы просмотрели (изучили) записи на партах и стенах университета.

После чего выявлена относительная бедность лексикона, не всегда целесообразное употребление варваризмов и книжных слов, в их неофициальной речи злоупотребление жаргонной и даже табуированной лексикой.

Главная цель надписей — вызвать шок, чтобы заинтересовать, и насмешка, чтобы было не скучно. Такая речь, имеющая множество подтекстов, часто непристойного свойства, вызывающая ответную агрессию, предназначенная только для неформального общения равного с равным, но выставленная на обозрение любого — ещё одно свидетельство низкого уровня речевой культуры.

А так же мы решили посетить в контакте нашумевшую группу «Откровенности СГУПС». После чего мы пришли к выводу, что письменные работы студентов пестрят орфографическими, пунктуационными ошибками, которые связаны с малой начитанностью и небогатым словарным запасом, неумением сконцентрироваться на определенном правиле написания слова.

Лексикон студентов отражает дефицит языковых знаний и их неумение применять эти знания на практике. Выбирая слова, студенты не обращают внимания на их значение, стилистическую окраску, сочетаемость с другими словами, что приводит к многочисленным речевым ошибкам. На основании неофициальной речи определен активный лексикон студентов, который разнообразен, но не очень богат, включает большое количество жаргонизмов и ненормативную лексику, отражает непонимание употребляемой студентами книжной лексики.

Анализ материала показал, что лексикон студентов формируется под влиянием следующих факторов: социальное положение, возраст, учеба, влияние телевидения, рекламы.

Таблица 1. Результаты исследования.

Метод исследования.

Выявленные достоинства.

Выявленные недостатки.

Метод опроса.

Анкетирование.

Отрицательное отношение к нецензурной лексике; готовность повысить уровень речевой культуры.

Привыкание к нецензурной лексике.

Анализ надписей.

Наблюдение.

— наличие группы, где студенты могут высказаться.

  • — орфографические ошибки;
  • — бедность лексикона;
  • — не цензурная лексика;

Результаты исследования показывают, что, несмотря на все усилия преподавателей в процессе обучения, из-за большого влияния на неё улицы, телевидения, рекламы, речь студентов, из которых сформируется контингент будущих специалистов, т. е. большинства населения, не отличается достаточным уровнем речевой культуры. Выявленные своеобразные характеристики речевого этикета студентов, не соответствующие нормам культуры речи, вносит определенный вклад в исследования разговорной речи в целом и молодежи в частности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой