Рыночная цена равновесия и механизм ее установления
Спрос и предложение взаимосвязаны. Равновесие — это соответствие между объемом и структурой спроса на товары и услуги и объемом и структурой их предложения. Уравновешивание спроса и предложения происходит через установление рыночной конкурентной цены. Рыночное равновесие в этой модели существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Цена, при… Читать ещё >
Рыночная цена равновесия и механизм ее установления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Спрос и предложение взаимосвязаны. Равновесие — это соответствие между объемом и структурой спроса на товары и услуги и объемом и структурой их предложения. Уравновешивание спроса и предложения происходит через установление рыночной конкурентной цены. Рыночное равновесие в этой модели существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Цена, при которой рыночный спрос равен рыночному предложению, называется равновесной ценой. На рис 7.3 точка пересечения кривых спроса и предложения (Е) — точка рыночного равновесия.
Рис. 7.2. Зависимость предложения от уровня цены
Рис. 7.3. Рыночное равновесие между спросом и предложением
Объем выпуска при равновесной цене называется равновесным объемом выпуска. Отклонение от цены равновесия приводит в действие рыночный механизм саморегулирования. При цене выше равновесной объем спроса меньше объема предложения. Разница между объемом предложения (Qs) и объемом спроса (Qj) называется избыточным предложением при данной цене (Pi). Накопление нереализованных товаров приведет к снижению цены, увеличению объема спроса и восстановлению равновесия При цене ниже равновесной объем предложения будет меньше объема спроса, что приведет к росту цены, т. к. покупатели готовы уплатить более высокую цену за дефицитный товар. В ответ на повышение цены увеличится предложение. Процесс будет продолжаться до восстановления равновесия.
Предложение может приспособиться к новому уровню цен только за определенный период времени, т.к. связано с изменением в производственных мощностях. Изменение спроса в краткосрочном периоде в большей степени воздействует на цену, а в длительном периоде — на объем выпуска.
Различают устойчивое и неустойчивое равновесие. В условиях нестабильного рыночного равновесия выделяют рынок потребителя и рынок производителя (продавца). Рынок потребителя характеризуется конкуренцией производителей за покупателя: когда предложение превышает спрос. На рынке производителя в конкуренцию между собой вступают покупатели товара: отличается превышением спроса над предложением.
Как экономическая категория товарного производства цена выполняет на уровне предприятия следующие функции.
В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Важный момент в формировании цены — это обмен. Цена товара находится под воздействием различных рыночных факторов. Общественная оценка производственных затрат происходит на рынке при купле-продаже товара. Учетная функция позволяет оценить эффективность деятельности предприятия и выбрать рациональную стратегию в условиях рынка.
Стимулирующая функция цены выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии на производство и потребление различных видов товаров. С помощью цен стимулирование проявляется через повышение качества продукции, развитие ресурсосбережения, внедрение новых технологий, повышение эффективности производства.
Распределительная функция цены предусматривает распределение дохода между государством, регионом и предприятием через учет в цене акцизов на отдельные товары, налога на добавленную стоимость, прибыли.
Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. При нарушении соответствия между предложением и спросом равновесие может быть достигнуто за счет изменения уровня цен и объема производства. В условиях рыночной экономики цена исполняет роль стихийного регулятора производства.
Цена выполняет функцию рационализации размещения производства, так как с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капитала из сферы деятельности менее прибыльной в более прибыльную.
На формирование уровня цен влияют разнообразные факторы, которые можно разделить на три группы: конъюнктурные, неконъюнктурные и регулирующие.
Конъюнктурные факторы обусловлены воздействием изменений на рынке с учетом влияния потребителей, конкурентов, развития научнотехнического прогресса и т. п.
Неконъюнктурные факторы рассматриваются как внутренние факторы предприятия и чаще всего определяются воздействием на затраты предприятия: применение прогрессивной технологии, современного оборудования, организацией производства и труда и т. д.
Регулирующие факторы связаны с воздействием государства па ценовую политику. Наиболее соответствуют природе рыночных отношений свободные цены. Однако полностью перейти к ним и использовать только их всегда и везде невозможно. Государство может вмешиваться в процессы ценообразования в случае необходимости и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам.