Совершенствование управления в сфере регионального туризма
Проведенные исследования позволили выявить причины кризисной ситуации, в которой оказались многие регионы страны, имеющие на своей территории туристские ресурсы и предложить практические рекомендации, которые позволяют разрешить часть выявленных проблем регионального масштаба уже в ближайшее время, а также обозначить основные тенденции в развитии современного туризма. Сравнение федеральных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы управления региональным туризмом
- 1. 1. Туризм в аспекте регионального подхода
- 1. 2. Туризм как объект управления
- 1. 3. Специфика управления в сфере регионального туризма. с
- Глава 2. Анализ развития и современное состояние управления региональным ту ризмом. с
- 2. 1. Отечественный опыт развития ивременноестояние управления региональным туризмом
- 2. 2. Анализ региональных особенностей управления туризмом на примере Хабаровского края. с
- Глава 3. Подходы к организации управления региональным туризмом. с
- 3. 1. Опыт разработки и использования инструментов управления региональным туризмом. с
- 3. 2. Методические рекомендации по разработке региональной программы развития туризма
Совершенствование управления в сфере регионального туризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важнейшей тенденцией в развитии мирохозяйственных связей в последние годы стал беспрецедентный рост роли и влияния туризма, который достиг внушительных размеров и оказывает все более значительное воздействие на общую ситуацию в мировой и национальной экономике. По прогнозам Всемирной Туристской Организации (ВТО), уже к 2010 году количество туристов в мире увеличится с нынешних 575 млн. человек до 937 млн. человек, благодаря чему объемы международного туристского бизнеса в денежном выражении удвоятся и составят 7,2 трлн. долларов.
Развитие туризма, проявляющееся в его многоаспектном характере и тесной взаимозависимости практически со всеми сферами жизнедеятельности, позволяет использовать его в качестве действенного инструмента стимулирования социально-экономического роста на региональном уровне. Являясь следствием воздействия комплекса различных факторов, туризм сам оказывает влияние на все стороны регионального развития, способствуя увеличению регионального дохода, совершенствованию инфраструктуры, решению проблемы занятости населения путём создания новых рабочих мест, укреплению межгосударственных и межрегиональных связей.
Для России региональный подход к туризму имеет исключительно важное значение в силу огромной территории и колоссальных природных, социальных и экономических различий на ее территории. Вместе с тем в последние годы регионы России практически незаметны на мировом туристском рынке как продавцы — большая часть доходов от въездного туризма в Россию идет к зарубежным компаниям. Преодолеть эту неблагоприятную ситуацию можно только путём эффективного управления туризмом: в России нет регионов, неперспективных для его развития, — есть разное отношение органов управления к данной сфере.
Сегодня основная проблема заключается в управлении туризмом как межотраслевым комплексом народного хозяйства на уровне региона и приведении его в соответствие с международными стандартами. Одним из ведущих инструментов управления и планирования являются программы развития туризма.
Актуальность темы
исследования определяется, с одной стороны, недостаточной разработанностью в отечественной экономической теории вопросов управления туризмом на региональном уровне, с другой — реальным спросом на такие исследования со стороны участников туристского рынка.
Степень научной разработанности проблемы. До последнего времени в России наблюдалась недооценка роли туризма в социально-экономическом развитии страны и ее регионов. Возрастание внимания к региональным аспектам экономического и социального развития в настоящее время привело к заметному расширению теоретических исследований в этой области. В отечественной литературе проблема управления туризмом с целью повышения эффективности его функционирования в современных условиях стала объектом исследования сравнительно недавно и относится к числу малоразработанных.
Различным проблемам туризма посвящены работы В. И. Азара, М. А. Ананьева, Е. И. Ильиной, Г. А. Карповой, А. Т. Кириллова, Р. Ю. Поповой, В. Б. Сапруновой, B.C. Сеиина и других ученых. Региональные аспекты туризма рассматривались в работах В. Г. Богдановой, Б. М. Биржакова, Л. А. Волковой и др. Основные исследования в области управления туризмом нашли свое отражение работах P.A. Браймера, Е. И. Вороновой, II.И. Кабушкина, В. А. Квартальнова. Среди зарубежных специалистов, работающих в данном направлении, можно назвать П. Бакли, М. Брукке, Р. Гранде, Д. Джеффриса, Дж. Криппендорфа и др.
Анализ работ этих и других авторов показывает, что к настоящему времени созданы определенные предпосылки, сформирован круг основных организационно-экономических идей, положений и подходов для совершенствования теории и практики управления туризмом.
Вместе с тем следует отметить недостаточную изученность специфики управления туризмом на региональном уровне. Исследование проблем управления региональным туризмом находится на начальном этапе, и в этой ситуации определяющее значение имеет комплексный подход к его изучению, учитывающий взаимосвязи с другими отраслями региональной экономики.
Выявление слабо изученных вопросов, решение которых имеет важное значение для совершенствования управления туризмом, позволило сформулировать цель и основные задачи работы.
Цель и задачи исследования
Цель диссертационной работы состой! в разработке теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию управления в сфере регионального туризма. Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач, определивших логику и внутреннюю структуру исследования:
— критическое рассмотрение понятий «туристский регион» и «региональный туризм» ;
— выявление особенностей туризма как объекта управления на региональном уровне;
— исследование структуры регионального турпродукта и факторов, влияющих на его формирование;
— обобщение отечественного опыта развития и современного состояния управления региональным туризмом;
— обобщение зарубежного опыта управления туризмом;
— выявление региональных особенностей и проблем управления туризмом в Хабаровском крае;
— формирование подходов к планированию регионального туризма;
— обоснование условий вхождения Хабаровского края в мировой туристский рынок;
— разработка методических рекомендаций по составлению программы развития туризма на региональном уровне.
Объект исследования — организация регионального туризма. Предмет — совершенствование управления в сфере регионального туризма.
Наиболее существенные результаты, полученные автором. Основные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:
1. Уточнено понятие «регионального туризма «за счет учета (наряду с традиционно рассматриваемыми географическим и социально-экономическим) экологического аспекта. Географический аспект отражает пространственное распределение рекреационных ресурсов, объем рекреационных потребностей местного населения и степень удовлетворения их в конкретном регионе, а также возможности для привлечения внешних туристских потоков на данную территорию. Социально-экономический аспект показывает уровень рекреационной освоенности региона, обусловивший его место на отечественном и мировом туристском рынке, а также факторы, стимулирующие или сдерживающие развитие туризма. Туризм не может развиваться без взаимодействия с окружающей средой, однако с помощью четкой постановки экологической составляющей, эффективного управления развитием туризма и планирования можно уменьшить негативное и увеличить положительное воздействие туризма. Ключевым моментом экологического аспекта является оптимизация взаимоотношений.
Ш между обществом и природой, которая заключается в повышении эффективности воспроизводства природных ресурсов, улучшении состояния окружающей среды.
Критическое рассмотрение имеющихся на сегодняшний день подходов к определению термина «регион» позволило выделить сущностные характеристики понятие «туристский регион» и определить его как отдельную территориальную единицу, находящуюся в единстве с природой, обладающую физико-географическими, эколого-экономическими, этнически-историческими, политико-административными и правовыми свойствами, которые обеспечивают ее функционирование.
2. Определено, что существовавшая система управления региональным туризмом после распада СССР оказалась полностью неготовой к трансформации работы в соответствии с мировыми стандартами по причинам: ф — слабого взаимодействия со смежными министерствами и ведомствами.
Министерство путей сообщения, Минавтотранс, Минречфлот и др.), туристскими предприятиями, осуществляющими свою деятельность в различных формах (от договорных отношений до создания ассоциаций), ведущего к несогласованности ведомств, занимающихся организацией туризма;
— отсутствия на туристских предприятиях потребности в поиске новых принципов, форм, видов обслуживания, а также новых услуг с последующей передачей или продажей новых методик и технологий всем заинтересованным предприятиям и организациям;
— отсутствия политики развития туризма на перспективу — развитие туризма в СССР было всегда непосредственно связано с пятилетними планами развития экономики. По мнению отечественных и зарубежных исследователей, такое планирование было нереалистичным, поскольку основой подобной политики являлось «подстегивание» туристских предприятий путем систематического установления задач, выше реально выполнимых;
— несовершенства статистического учета — статистический учет велся по СССР в целом, без выделения отдельных республик и регионов, поэтому не представлялось возможным составить баланс туристских потоков отдельно для.
России и ее регионов. В связи с переходом от общесоюзной системы статистического учета к национальной появился существенный разрыв между различными туристскими показателями: некоторые из них недоучитывались или учитывались по несколько раз в разных отчетах;
— слабого наращивания материально-технической базы в регионах — роль региона в административно-командной системе сводилась к рассмотрению региональных комплексов как подсистем народного хозяйства, где главенствующими являлись предприятия общесоюзного значения;
3. Предложен комплексный подход к планированию регионального туризма как межотраслевого комплекса, синтезирующий отечественные и зарубежные подходы и включающий стадии: обзора и анализа туристских ресурсов регионаопределения ту ристской стратегии и выбора приоритетных туристских Ф потоковсовершенствования управленческих структур и законодательстваанализа воздействий и последствий. Предлагаемый комплексный подход может быть положен в основу разработки программы развития туризма на региональном уровне.
4. Выработаны практические рекомендации для вхождения Хабаровского края в мировой туристский рынок по: оценке потенциальных туристов, инфраструктуре, транспортному комплексу, объектам показа и сувенирного дела, рекламно-информационной работы и комплектованию кадров. На базе выдвигаемых положений органами управления туризмом может быть сформулирована и реализована концепция организации в регионе центра въездного туризма.
5. Разработаны методические рекомендации по составлению региональной программы развития туризма как одного из важнейших комплексных инструментов управления в сфере регионального туризма.
Степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации. Необходимая глубина исследования, обоснованность научных результатов, достоверность выводов и рекомендаций достигнуты использованием научных трудов отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам туризма, а также обширной информационной базы, включающей законодательные акты, постановления и указы Президента и Правительства РФ, нормативные и методические материалы Федеральных и региональных органов управления туризмом.
Информационно-статистическую базу исследования составили статистические материалы Всемирной туристской организации, Государственного комитета по статистике РФ, краевого комитета статистики по Хабаровскому краю, данные управления по туризму Хабаровского края и Дальневосточного центра развития туризма, обширная статистика по туризму российских регионов и зарубежных стран.
В ходе исследования использовались методы системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогий, а также специфические методы научной деятельности (исторический, классификационный, функциональный анализ).
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Систематизированы особенности туризма как объекта управления, к числу которых отнесены: неоднородная система взаимосвязей между составными элементами, межотраслевой и межрегиональный характер, наличие нескольких иерархических уровней управления, значительное влияние человеческого фактора, ограниченное влияние органов управления на туристское предложение, многогранность турпродукта, учет которых необходим при построении эффективной системы управления региональным туризмом.
2. Уточнено определение турпродукта и классифицированы элементы регионального турпродукта по различным признакам (биолого-антропогенному, уровню первичности, осязаемости, специфичности, цели создания, составу турпакета, уровню реализации), что позволяет оптимизировать процесс управления туризмом на региональном уровне.
3. Предложена периодизация этапов становления и развития системы управления региональным туризмом по критерию преобладающей управленческой функции, позволяющая выявить положительный опыт, складывающиеся тенденции и учесть инерции прошлого.
4. Выделены основные критерии выявления программно-решаемых проблем (соответствие туристской инфраструктуры потенциальному спросу на региональный турпродукт, рациональность размещения туристских объектов по территории региона, уровень износа основного фонда, уровень качества предоставляемых туристских услуг, степень воздействия туризма на экологическую обстановку в регионе, наличие информации о туристских возможностях региона и др.) — предложен комплекс мер по финансированию программных мероприятийопределены критерии выявления оптимального потенциала пропускной способности туристского региона.
Значение полученных результатов для теории и практики. Работа является самостоятельным завершенным научным исследованием, развивающим теорию управления региональным туризмом, а полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы с целью достижения наиболее эффективного управления туризмом на региональном уровне. Практическую значимость имеют рекомендации по вхождению Хабаровского края в мировой туристский рынок, на базе которых может быть сформулирована и реализована концепция организации в регионе центра въездного туризма.
Сведения о реализации и целесообразности практического использования результатов. Теоретические положения и практические материалы исследования используются на кафедре «Социально-культурный сервис и туризм» Дальневосточного государственного университета путей сообщения при преподавании курсов «Введение в туризм», «Регионоведение», «Менеджмент в туризме», «Маркетинг в туризме», «Экономика туризма». Методические рекомендации по составлению региональной программы развития туризма одобрены и приняты к практическому использованию Дальневосточным центром развития туризма при разработке «Основных направлений развития туризма в Хабаровском крае до 2010 г.».
Основные выводы и рекомендации диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международной научно-практической конференции ТАБЮ-ТЕМРиБ «Укрепление потенциала в области подготовки кадров в сфере бизнеса и менеджмента в регионе озера Байкал» (Иркутск, 1999), городской научно-практической конференции «Сфера услуг и проблему подготовки специалистов» (Иркутск, 1999), на международной научно-практической конференции «Перспективы развития высшего экономического и юридического образования» (Иркутск, 2001), на научно — практической конференции «Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы» (Иркутск, 2001) и др. По результатам исследования опубликовано 9 работ, в том числе одна на английском языке, общим объемом 2 п.л.
Объем и структура работы. Актуальность рассматриваемой проблемы, её практическая значимость определили выбор темы, поставленная цель и задачи определили логику и структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В работе имеется 16 таблиц и 7 рисунков. Основное содержание диссертации изложено на 163 страницах.
Список литературы
насчитывает 117 наименований.
Выводы и рекомендации.
Хабаровский край располагает уникальными природно-климатическими и историко-этнографическими ресурсами, что позволяет ставить вопрос об организации здесь въездного туристского центра международного уровня и высокой экономической эффективности.
Ориентируясь на указанный природно-климатический и историкоэтнографический потенциал региона, становится реальным рассмотрение пер-' к спектив обустройства следующих видов профессионального и рекреационно-• любительского туризма:
— охота и рыбная ловля (зимняя, речная, озерная, морская);
— зоологический и ботанический (знакомство с уникальным сочетанием субтропической и северной флоры и фауны);
— лечебный (бальнеологический и офтальмологический);
— спелеологический (осмотр карстовых пещер);
— палеонтологический (знакомство с раскопками — древнейшими породами, формировавшимися в период зарождения жизни на Земле);
— этнографический (знакомство с культурой и бытом малочисленных народностей Севера);
— конгрессный (по тематикам гидрометеорологии (в Хабаровском крае находится 58 метеостанций), экологии, рыболовства, нефтедобычи, угледобычи, лесной промышленности, сельского хозяйства, этнографии и множества смеж.
I* ных тематик, представленных в Хабаровске и крае учреждениями и кадрами высокого уровня);
— водный (сплавы по рекам);
— круизный (вдоль побережий Амура и Охотского моря);
— историко — археологический (в регионе имеется свыше 600 археологических памятников в виде стоянок, городищ, могильников от эпохи мезолита до позднего средневековья) и другие туры по смежности с названными.
С учетом изложенного и принимая во внимание достаточно устойчивый рост привлекательности специализированных и тематических туров в структуре международного туризм, основной рекламный девиз въездного туризма в Хабаровский край мог бы быть выражен достаточно адресно примерно следующей рекламно-информативной посылкой:
Хабаровский край открыт круглый год для любителей познавательного и экстремачьного туризма, а также полноценного отдыха на лоне девственных субтропиков, причудливо породнившихся здесь с северным холодом.
Аборигены, живущие на Севере края научат Вас искусству всегда оставаться частью природы. Вам представится возможность воплотиться в роль % старателей и лотком попытаться найти удачу.
Вас ждут незабываемые впечатления от рискованной охоты на медведя, рыбной ловли. Величавые воды Амура и Охотского моря откроются вам с высоты птичьего полета.
Уникальнейшие грязевые источники и лечебные минеральные воды Хабаровского края, новейшие методики и квалифицированный уход врачей поправят Ваше здоровье. Ученики всемирно известного офтальмолога Святослава Федорова смогут в считанные дни вернуть Вам утраченное зрение в Хабаровском центре микрохирургии глаза.
И все это — без отрыва от полноценного комфорта цивилизации в «звездных» отелях, включая национальные кухни, театрально-музыкальную классику и веселую молодежную дискотеку.
В течение всего тура рядом с Вами классные специалисты по профилю!" * На основе подобного рекламного девиза возможна организация систематических туров, рассчитанных на сугубо специализированный, но, при этом, все более расширяющийся контингент.
Развитие всех форм туризма, а особенно въездного, невозможно без тесного взаимодействия туристских предприятий с транспортными, таможенными и другими службами. Важнейшим элементом, способным обеспечить обустройство въездного туризма в регионе, требуемую гибкость всего механизма организационно-подготовительных мероприятий, продвижения регионального тур-продукта на внешние рынки и практического функционирования туристского комплекса, может стать, на наш взгляд, ассоциативная консолидация предпринимательского туристского сектора с федеральной, краевой и муниципальными властями, смежными отраслями предпринимательства, местным населением.
Самостоятельные обособленные действия администрации края или муниципальных образований (даже с привлечением федеральных средств), или проекты предпринимательских структур в сфере нетрадиционного и недостаточно разработанного въездного туризма в Хабаровском крае не будут эффективными.
В состав ассоциации необходимо включить представителей следующих государственных структур: Управления по туризму, Управления по делам национальностей и региональной политике, Комитета по культуре и искусству, Управления лесами Хабаровского края, Департамента природных ресурсов и ресурсодобывающей промышленности и других административных структур, имеющих отношение к туризму.
Ассоциация будет регулировать наиболее рациональное распределение сфер деятельности своих членов в области въездного туризма и смежных отраслей, иметь свой некоммерческий бюджет, складывающийся из дифференцированных взносоворганизовывать и оплачивать научно-методологические разработки организационно — подготовительного и последующих этапов обустройства и функционирования регионального туризма, в том числе — консалтинговые услуги российских и зарубежных компаний, целевые научные командировки разработчиков в туристские компании и учебные центры, обучение специалистов, требуемых для персонала ассоциации, командировки специалистов, приглашенных через ассоциацию.
Анализ опыта развития и современного состояния управления туризмом на регионатьном уровне позволил разработать периодизацию этапов развития управления региональным туризмом по преобладающей функции, выявить Недостатки существовавшей системы управления, а также определить обстоятельства, затруднявшие переход регионов к цивилизованному туристскому рынку.
Проведенные исследования позволили выявить причины кризисной ситуации, в которой оказались многие регионы страны, имеющие на своей территории туристские ресурсы и предложить практические рекомендации, которые позволяют разрешить часть выявленных проблем регионального масштаба уже в ближайшее время, а также обозначить основные тенденции в развитии современного туризма. Сравнение федеральных и региональных уровней управления позволило выявить основные различия в целях, методах и способах деятельности, одновременно выделив основные направления взаимодействия между ними.
Комплексный анализ региональных особенностей Хабаровского края показал, что регион обладает необходимым ресурсным потенциалом, который может быть использован в туристских целях. Проанализированные в диссертации условия вхождения Хабаровского края в мировой туристский рынок могут быть реализованы с помощью тщательно проработанной программы развития туризма, методические рекомендации по разработке которой предлагается в следующем разделе.
ГЛАВА III. ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ТУРИЗМОМ.
3.1 Опыт разработки и использования инструментов управления региональным туризмом.
Туризм, как и любая форма экономического развития, требует тщательного управления для успешного достижения целей, лежащих в основе его развития, которое невозможно без определенного набора инструментов (п. 1.3,С.37). Под к инструментами в данном случае понимается совокупность средств и методов, способствующих осуществлению функций управления, среди которых особая роль принадлежит планированию.
Планирование туризма со стороны государства на уровне страны и ее регионов представляет собой основу для управления туризмом. Проблеме планирования необходимо уделять огромное значение, поскольку развитие туризма находится в прямой зависимости от тех конкретных усилий, которые предпринимаются органами власти для увеличения потенциала приёма туристов.
Представляется возможным классифицировать инструменты управления региональным туризмом по сферам их применения.
1. В правовой сфере: совершенствование нормативно-правовой базы туризмаразвитие методологии лицензирования, стандартизации, сертификации в сфере туризматаможенное регулированиеустановление правил въезда, выезда и пребывания на территории регионов РФ с учетом интересов развития туризмаборьба с преступностью и коррупцией.
2. В экономической сфере: налоговое регулированиецелевое бюджетное финансирование программ развития туризмасоздание благоприятных условий для инвестиций в туризмувеличение инвестиций в человеческий капитал.
3. В социальной сфере: решение проблем адресного социального туризма.
4. В научно-образовательной сфере: развитие научных исследований в сфере туризмасоздание информационно-аналитической базыобеспечение профессиональных кадров для туристской деятельности.
5. В сфере организации туризма: формирование имиджа регионов России на мировом рынке туризмасодействие в продвижении турпродукта на внутренний и мировой рынкисодействие участию в международных туристских программахсоздание условий для многоцелевого использования туристской инфраструктурыкоординация деятельности и инвестиций государственного и частного секторов в области развития туризма.
Основными инструментами управления при реализации функции планирования являются программы, планы, прогнозы, стратегии. Любая программа, имеющая целью создание стратегии развития отрасли народного хозяйства, должна опираться на два основных принципа: во-первых, учет основных целей и потребностей, которых общество хотело бы достичь или удовлетворить своей хозяйственной деятельностью в данной отрасливо-вторых, учет основных факторов, действие которых существенно для функционирования и развития отрасли. При разработке программы развития того или иного сектора эти цели и факторы должны быть увязаны в единый комплекс, внутренняя логика которого характеризуется полнотой, непротиворечивостью, отражает объективную реальность текущего состояния и доступный для управления потенциал развития данного сектора региональной экономики.
Преимущество местного законодательства видится в оперативности и учете региональной специфики, что объективно не может обеспечить ни один федеральный закон. Основные недостатки же заключаются в раздробленности правового пространства, нехватке местных ресурсов для реализации крупных проектов, а иногда — низком правовом уровне проработки документов. И как бы тщательно эти проекты ни были продуманы и воплощены, без единой федеральной программы, увязывающей в единую концепцию продвижение каждого региона и страны в целом, эти попытки не принесут ожидаемого результата.
В этой связи программа развития туризма на уровне региона должна опираться на Федеральную программу развития туризма в России [79] как методологическую основу для создания региональных программ развития туризма. Цели и задачи, которые общество ставит перед сферой туризма, сформулированы в этой программе с достаточной полнотой. Как отмечается во введении к Программе, становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, как основной цели Программы, связано с решением ряда актуальных задач, таких как:
— создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности;
— формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий;
— обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма;
— интеграция России в систему мирового туризма и развитие международного сотрудничества в этой сфере.
Новая стратегия развития туризма предполагает стимулирование процесса его децентрализации путём создания новых зон и баз отдыха в различных уголках региона. Значительные льготы в арендной плате за землю должны предоставляться государством тем предпринимателям, которые вкладывают средства в индустрию туризма. Льготное налогообложение должны получить те бизнесмены, которые занимаются развитием инфраструктуры дорог, электрификацией новых районов региона.
Программа развития туризма в том или ином регионе предусматривает предварительное изучение его существующего состояния и, прежде всего для выбранного региона, определение его потенциальных туристских ресурсов, которые могут стать целью путешествия: природные ресурсы, исторические комплексы, памятники архитектуры, этнографические ресурсы и др.
Необходимость определения и выбора туристских регионов связана с проведением трудоёмких и ресурсоёмких исследований, с разработкой и применением необходимых методик для создания информационной базы туристских ресурсов и их оценки. Необходима тесная взаимоувязка туристских программ с программами развития транспорта, культуры, науки, образования, охраны природы и развития регионов страны.
В региональной программе следует рассмотреть основные направления, в * которых проявляют себя факторы, существенно влияющие на туризм, как на межотраслевой комплекс народного хозяйства:
— учет туристских ресурсов, потребностей по их использованию и возможностей реализации этих потребностей;
— планирование рационального применения ресурсов для удовлетворения потребностей по их использованию;
— управление ходом выполнения планов на всех уровнях;
— проектирование развития туризма путем создания рациональной управленческой инфраструктуры.
В регионах России уже появились программы развития туризма, которые во многом отвечают современным требованиям, однако вопрос о подходах к ц планированию пока не стал актуальным.
Ниже анализируются некоторые зарубежные подходы к планированию туризма (материалы получены от подразделения Региональных Туристских Программ отдела Спорта и Туризма Департамента промышленности, науки и ресурсов, Австралия). Рассматриваемые подходы систематизированы в таблице 15.
Физический подход.
Преобладал на первом этапе массового составления планов и программ развития туризма, т. е. в 60-е годы. Отсутствие должного внимания к рыночному фактору объясняется оптимистическими взглядами на рост туристского рынка. Кроме того, не были отработаны базовые и методические компоненты планирования туризма.
Основными стадиями физического планирования развития туризма явля-<�Ш лись:
— детальный обзор туристских ресурсов и имеющегося оборудования;
— составление программ строительства;
— составление детальных планов землеустройства с выбором местоположения новых сооружений;
— оценка затрат и окупаемости предлагаемого строительства.
Заключение
.
Проблема управления региональным туризмом в соответствии с международными стандартами цивилизованного и развитого мирового туристского комплекса является многогранной как в плане теоретических, так и практических исследований.
Вопросы, относящиеся к разработке направлений совершенствования управления на региональном уровне, отличаются сложностью и многообразием. Автор рассматривает свою работу как итог осмысления лишь некоторых аспектов проблемы. Поставленные цели и задачи диссертационной работы дали возможность сделать ряд новых выводов.
Анализ понятийно-терминологического аппарата регионально туризма показал, что сегодня происходит его становление, и практически все подходы к трактовкам отличаются дискуссионностью. В работе уточнено и дополнено понятие туристского региона, которое предлагается рассматривать как отдельную территориальную единицу, находящуюся в единстве с природой, обладающую физико-географическими, эколого-экономическими, этнически — историческими, политико-административными и правовыми свойствами, которые обеспечивают её функционирование. Региональный туризм охарактеризован в трех аспектах: географическом, социально-экономическом и экологическом, что дает возможность наиболее полного и многостороннего рассмотрения данного понятия.
Туризм представляет собой сложный диверсифицированный комплекс, объединяющий предприятия различных отраслей экономики, что дает право отстаивать концепцию межотраслевого и комплексного характера туризма. Рассмотрение туризма с этой точки зрения дало возможность выявить его особенности как объекта управления, учет которых будет способствовать совершенствованию управления региональным туризмом. формирование турпродукта происходит с учетом факторов спроса и предложения, соединение которых, при условии осуществления управления сферой туризма в интересах развития региона, будет способствовать удовлетворению потребностей людей и сохранению специфических свойств регионального тур-продукта. Исходя из вышеизложенного, турпродукт был определен как совокупность потребительских стоимостей, существующих в форме конкретных ту* ристских услуг и товаров, сформированных под влиянием факторов спроса и предложения и имеющихся в наличии к моменту потребления в определенной природной и общественной среде. Рассмотрение различных подходов к структуре турпродукта позволило систематизировать его элементы по различным классификационным признакам (биолого-антропогенному, уровню первичности, осязаемости, специфичности, цели создания, составу турпакета, уровню реализации).
Анализ опыта развития и современного состояния управления туризмом на региональном уровне позволил разработать периодизацию этапов развития управления региональным туризмом по преобладающей функции, выявить недостатки существовавшей системы управления, а также определить обстоятель-9 ства, затруднявшие переход регионов к цивилизованному туристскому рынку.
Проведенные исследования позволили выявить причины кризисной ситуации, в которой оказались многие регионы страны, имеющие на своей территории туристские ресурсы и предложить практические рекомендации, которые позволяют разрешить часть выявленных проблем регионального масштаба уже в ближайшее время, а также обозначить основные тенденции в развитии современного туризма. Сравнение федеральных и региональных уровней управления позволило выявить основные различия в целях, методах и способах деятельности, одновременно выделив основные направления взаимодействия между ки-ми. Изучение зарубежных моделей управления туризмом позволило определить наиболее оптимальную модель управления для России и ее регионов в соответствии с федеральным устройством и способом организации туристской деятельности. ф Комплексный анализ региональных особенностей Хабаровского края показал, что регион обладает необходимым ресурсным потенциалом, который может быть использован в туристских целях. В диссертации проанализированы условия вхождения Хабаровского края в мировой туристский рынок и предложены рекомендации по обустройству здесь въездного туризма.
На основании изучения специальной литературы и обобщения передового опыта были проанализированы и систематизированы зарубежные и отечественные подходы к планированию туризма, на основе которых усовершенствован подход к планированию регионального туризма. Логическим завершением диссертационного исследования стала выработка методических рекомендаций по созданию региональной программы развития туризма, реализация которой представляется важным фактором совершенствования управления в сфере регионального туризма.
Полученные результаты, как представляется, будут способствовать скорейшему развитию туризма в Хабаровском крае, и могут быть использованы в работе органов управления туризмом других, схожих по основным показателям, регионов.
Дальнейшая разработка рассматриваемой научной темы связана с углубленным исследованием стратегий развития туристских регионов, туристской ренты как одного из источников развития регионального туризма, новых инструментов управления региональным туризмом.
Список литературы
- Абуков А.Х. Туризм на новом этапе: социальные аспекты развития туризма в России. М, 1983
- Азар В.И. Введение в экономику иностранного туризма. — М., 1975
- Азар В.И. О новой политике в области туризма// Конъюнктура туристского рынка. 1992. — № 2. — с.4
- Азар В.И. Туризм еще один феномен XX века// Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 2000. — № 11
- Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М., 1983
- Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды. Вып. 2. СПб., 1997.-213 с.
- Александрова А.Ю. Из истории международного туризма// Вопросы истории.- 1996. -№ 8.-с. 139−143
- Амирханов М.М. и др. Экономические проблемы развития рекреационных регионов. -М.: Экономика, 1997
- Ананьев М.А. Экономика и география международного туризма. — М., 1975.-297 с.
- Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма. — М.: Финансы и статистика, 1999. 174с.
- Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Изд-во «Герда», 1999. — 305 с.
- Бобрышев Д.Н., Семенцев С. П. История управленческой мысли. — М., 1985.-263 с.
- Большой энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Большая рос. Энциклопедия. СПб.: Норинт, 1999. — 1434 с.
- Браймер P.A. Основы управления в индустрии туризма. М., 1995. -382 с.
- Брюханов А., Голубков В. Управление развитием региона. М.: Экономика, 1985
- Ворожин В.Н., Рыбаков Ф. Ф. Антимонопольное регулирование: федеральный и региональный аспект. СПб., 1996
- Воронова ЕЛО. Практика управления рынком иностранного туризма // Международный бизнес России. № 1−2. — 1996.
- Гаагская декларация по туризму / Туристские фирмы. Вып. 8. СПб.: Ол-бис, 1995
- Гаврильчак H.H. Организационно-экономический механизм управления непроизводственной сферой (на примере предприятий туризма).- автореф-т канд. дис-ции. СПб.: С.-П. государственный институт сервиса и экономики, 2000
- Гадзевич О.И. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием регионов. Львов, 1985
- Гезгала Я Туризм в народном хозяйстве. М., 1974
- Герчикова H.H. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, IOI1ИТИ, 1995. — 480 с.
- Гладкий Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 659 с.
- Годфри X., Кац K.M. Стимулирование международного туризма в XXI веке: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2000. — 240с.
- Гостиницы, рестораны, учреждения культуры г. Хабаровска и Хабаровского края/ Справ, пособие. Хабаровск: ДВЦРТ, 2001. — 108 с.
- Государственное регулирование в стратегии устойчивого развития экономики России. СПб, 1996
- Государственное регулирование социально-экономических процессов. -М.: ИЭ РАН, 1996
- Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. Уч. пособие. — М.: Нолидж. 1996.-312 с.
- Дайан А. и др. Академия рынка: маркетинг/ Пер с фр. М.: Экономика, 1993.-572 с.
- Думова И.И. Механизмы управления региональным природопользованием. Новосибирск: Гуманитарные технологии, 2001. — 209 с.
- Дурович А.П., Копанев A.C. Маркетинг в туризме: Уч. пособие/ Под общей ред. 3. М. Горбылевой. Мн.: «Экономпресс», 1998. — 400 с.
- Закон «Об организации туризма в Хабаровском крае» № 149 от 29.11.95//Приамурские ведомости. 1995. — № 20
- Инвестиционный потенциал российских регионов в 2001 — 2002 гг.// Эксперт. № 45. — 2002
- Игнатов В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Ростов-н/Д: Изд-во центр «МарТ», 1998. — 320 с.
- Иностранные инвестиции во вьетнамский туризм// Интербайкал. — 1998. -№ 27
- Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма: Уч. пособие. Мн.: БГЭУ, 1999. — 644 с.
- Квартальное В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. Монография. М.: Финансы и статистика. — 2000. -496 с.
- Квартальное В.А., Романов A.A. Международный туризм: политика развития: Уч. пособие. М.: РМАТ, 1998. — 416 с.
- Кнноринг В.И. Искусство управления: Учебник. М.: Изд-во БЕК, 1997. -288 с.
- Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит, 1993. — 64 с.
- Костюкова O.A. Регулирование развития туристского бизнеса в регионе (на примере Приморского края). автореф-т канд. диссертации. — Владивосток, 1999.-22 с.
- Котлер и др. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм/ Учебник для вузов / Под ред. Р. Б. Ноздревой М.: ЮНИТИ, 1998. — 787 с.
- Краткий словарь современных понятий и терминов. 2-е изд./ Н.Т. Буни-мович, Г. Г. Жаркова, Т.М., Т. М. Корнилова и др.- Сост. и общ. ред В. А. Макаренко — М.: Республика, 1995. — 510 с.
- Кушхабиев В.В. Принципы и методы управления развитием регионального туризма в Кабардино-Балкарской республике. автореф-т канд. диссертации. -Нальчик, 2000.-22 с.
- Ланкар Р., Оллье Р. Туристический маркетинг.-М.: Экономика, I993.-99 с.
- Лаврухин О. Туризм в России //Бизнес. 1998. — № 8
- Леонтьев Р.Г. Предпринимательство: основы менеджмента. 4.4: функции управления. Хабаровск, Приамурское Русское Географическое общество, 1997.-90 с.
- Лукашевич В.В. Основы менеджмента в туризме. М.: Экономика, 1998. -237 с.
- Маринин М. Впервые в России принят закон, регулирующий сферу туризма// Экономика и жизнь.— 1997. № 2
- Маринин М. Нуль порождает нулевой интерес// Известия. — 1995. № 52
- Маринин М. Отрасль государственной важности: туризм как часть экономической политики страны// Экономика и жизнь. — 1996. № 50
- Маринин М. Как измерить выгоду от туризма// Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. — № 9
- Маринин М. Пригодится ли России зарубежный опыт// Экономика и жизнь. 1996. -№ 12
- Маркетинг в туризме: материалы семинара по менеджменту туризма курсов повышения квалификации преподавателей по программе TACIS ED/ 062/ Сост. Ю. Н. Борисов, Н. И. Гаринин, Ю. В. Зибаев, А. И. Сеселкин. М.: РМАТ, 1996
- Маршалова А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций/ НГАЭиУ.-М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. -192 с.
- Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2001. 272 с.
- Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2001. 287 с.
- Менеджмент туризма. / Под ред. В. А. Квартальнова. М.: РМАТ, 1996. -104 с.
- Морозов М.А. Маркетинговый анализ развития зарубежного туризма Японии// Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 4
- Морозов М.А. Маркетинговые исследования российского рынка туризма // Маркетинг в России и за рубежом. -1998. № 8
- Морозов М.А. Туризм в сетях Internet// Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 1998. № 8
- Морозов М.А., Коль O.A. Дестинация — важнейший элемент туризма // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 1
- Мэскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992.-702 с.
- Монтанер М.Х. Структура туристического рынка. М., 1997
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: Рос. академия наук. Ин-т рус. языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополн.- М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
- О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации. Указ Президента от 22 декабря 1995 года// Российская газета. 1995. — 28 декабря
- О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Пояснительная записка// Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. — № 6
- Парций Я.Е. Научно-практический комментарий Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». М.: Фонд «Правовая культура», 1998.-208 с.
- Пищенко A.B. Организационно-экономические основы управления развитием туристского рынка в Российской Федерации. автореф-т канд. диссертации. — М.: ГАУ им. Орджоникидзе, 1996. — 22 с.
- Планирование развития туризма: Материалы ВТО. Мадрид, 1996
- Планирование устойчивого развития туризма на национальном и региональном уровнях: Материалы международного семинара. Сочи, 1996
- Планирование экономического и социального развития региона. — М., 1987
- Попов Г. Х. Эффективное управление. 2-изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 1985. — 336 с.
- Попова Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном этапе. — М.: Изд-во Московского государственного горного ун-та, 1997
- Постановление Правительства РФ № 177 от 26 февраля 1996 года «О Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ № 1222 от 12 декабря 1995 года «О лицензировании международной туристкой деятельности»
- Проблемы и программы туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России. Сборник научных трудов. М., 1995
- Рахманова В. Деньги получат не все //Туринфо. -2000. № 12
- Развитие туризма в Российской Федерации: Федеральная программа// Российская газета. 1996. — 21 марта
- Региональная экономика/Под ред. А. И. Морозовой. М.: ЮНИТИ. — 195
- Региональная экономика/Сост. Тяглов С. Г. и др./ Под ред проф. Н. Г. Кузнецова и проф. С. Г. Тяглова. Ростов н/Дону, 2001
- Регионы России. Хабаровский край//Отель. 2000. — № 5
- Российский турбизнес: монополизм или рынок цивилизованных отношений. Куда идем?//Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. — № 8
- Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: «Ось-89», 1997.- 160 с.
- Сенин В.С. Введение в туризм. М., 1993. — 104 с.
- Сенин В.С. др. Методические рекомендации по проведению идентификации и сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. М.: МЭСИ, 1996
- Сигов В.И. Управление комплексным развитием регионов. Л., 1998
- Соболев В.И., Сонжелов В. Х. Планирование экономического и социального развития региона. Волгоград, 1992
- Совершенствование планирования экономического и социального развития регионов. Свердловск, 1985
- Состояние и перспективы развития туризма на Дальнем Востоке России: Сборник материалов IV международной научно-практической конференции. -Хабаровск, 2001. 135 с.
- Социальные и экономические проблемы развития сферы туристско-экскурсионных услуг в XIII пятилетке. Тезисы докладов Всесоюзной конференции 7−8 декабря 1989, Москва
- Тихонравов Ю.В. и др. Теория управления. Учебный курс. — М.: Вестник, 1997.-336 с.
- Ткачева Т.Н. Рынок туристских услуг России// Международный бизнес России, 1996. -№ 11
- Туризм в России: Стат. сб./ Госкомстат России. М., 2000
- Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник/ Под ред. проф., д.э.н. Чуднов-ского А.Д. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 2000.-399 с.
- Туризм на Дальнем Востоке: состояние, проблемы, перспективы: Сборник материалов I международной научно-практической конференции. — Хабаровск: ХГАЭП, 1997. 100 с.
- Туризм на Дальнем Востоке: состояние, проблемы, перспективы: Сборник материалов II международной научно-практической конференции. — Хабаровск: ХГАЭП, 1998. 108 с.
- Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития: Тезисы докладов I российской научно-практической конференции. М.: ГАСБУ, 1999
- Туристские фирмы (методические вопросы туризма). 2000. — № 23
- Туристский терминологический словарь: Справочно-методическое пособие/А втор-составитель И. В. Зорин, В. А. Квартальное. М.: Советский спорт, 1999.-664 с.
- Тульчинский Г. Л. Технологии менеджмента в сфере культуры. — СПб: СПбГАК, 1996.-192 с.
- Усыскин Г. С. Очерки истории российского туризма. СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000. — 224 с.
- Шаповал Г. Ф. История туризма. Мн.: «Экоперспектива», 1999. — 303 с.
- Шенгелия Н. Программа ТАСИС повышение качества подготовки специалистов// Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 1998. — № 6
- Шенгелия Н. Профессиональные стандарты для туризма готовы// Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 1999. № 1
- Шверин С., Александрова А. Международный туризм в СССР, СНГ и России // Вестник РАТА. 1998. -№ 3
- Штульберг В.М. и др. Регулирование территориального развития в условиях региональной экономики. М.: Наука, 1993
- Экономика и организация международного туризма/ Сокр. пер. с болг./ Сост. и автор предисловия В. И. Азар. М.: Экономика, 1984
- Экономика современного туризма/ Под ред. Г. А. Карповой. — М.: СПб., Издательский торговый дом «Герда», 1998. 412 с.
- Экономика туризма: Материалы семинара по менеджменту туризма кур-ф сов повышения квалификации преподавателей по программе TACIS ED/062/
- Сост. Ю.Н. Борисова и др. М.: РМАТ, 1996
- Henry Fayol. General and Industrial Management. London, 1989
- Hunter Holland, Szirmer Janusz M. Faulty Foundations: Soviet Economic Policies, 1928 -1940. Princeton Univ. Press, 1992
- Zaleski Eugene. Stalinist Planning for Economic Growth 1933−1952. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1980.
- Roemheld L. Integral Federalism: Model for Europe — a way towards a personal group society/ Historical development, Philosophy, State, Economy, Society. -Frank furt/M Bern — N.Y. — P., 1990.
- Щедровицкий П. Дневник консультанта // Кентавр. 1997. — № 17.
- Щербинина Е. Великое перемещение народов// Эксперт. 2000. — № 18.
- McBurney Neil. Tourism (Professional reading skills series). Prentice Hall ф International, 1993.