Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление предпринимательской деятельностью государственного вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило для государственных вузов эконо-9 мические условия функционирования. Эти условия характеризуются повышенной нестабильностью, нарастанием неопределенности внешней среды, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг, существенным сокращением бюджетного финансирования высшей школы с начала периода экономических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА
    • 1. 1. Экономические основы функционирования высшей школы в условиях транзитивной экономики
    • 1. 2. Сущность и содержание предпринимательской деятельности государственного вуза
    • 1. 3. Понятие и факторы конкурентоспособности вуза
  • ГЛАВА II. КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
    • 2. 1. Рынок образовательных услуг
    • 2. 2. Формирование стратегии предпринимательской деятельности вуза
    • 2. 3. Методика оценки конкурентоспособности вуза
  • ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
    • 3. 1. Анализ состояния предпринимательской деятельности ТюмГУ
    • 3. 2. Оценка конкурентоспособности ТюмГУ на рынке образовательных услуг

Управление предпринимательской деятельностью государственного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило для государственных вузов эконо-9 мические условия функционирования. Эти условия характеризуются повышенной нестабильностью, нарастанием неопределенности внешней среды, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг, существенным сокращением бюджетного финансирования высшей школы с начала периода экономических реформ. В этой связи перед вузами остро встают проблемы обеспечения жизнеспособности, поддержания своего финансового состояния на должном уровне и поиска источников устойчивого развития. Естественным направлением решения накопившихся проблем яви-% лось развитие предпринимательской деятельности вузов.

В настоящее время функционирование государственных вузов, находящихся в ведении Министерства образования России, обеспечивается за счет средств от предпринимательской деятельности на уровне 40%. Данная деятельность в условиях рыночной экономики является источником финансовых ресурсов, позволяющих вузам достойно выполнять свою образовательную и научную миссию в обществе, расширять и укреплять материально-техническую базу, сохранять кадровый потенциал. Анализ тенденций финансирования высшей школы показал устойчивое снижение доли средств, выделяемых вузам из федерального бюджета, в общем объеме получаемых ресурсов. Этот факт актуализирует исследование проблем управления предпринимательской деятельностью государственных вузов, направленной на обеспечение их экономической безопасности.

Экономике и проблемам управления образованием посвящено значительное количество научных трудов. Истоки экономики образования появились в работах А. Маршалла, У. Петти, А. Смита, Ж. Фишера, ряда экономистов XVII—XIX вв.еков. В нашей стране становление экономики образования как науки связывается с трудами А. Б. Дайновского, Г. А. Егиза-ряна, В. А. Жамина, Е. Н. Жильцова, C.JI. Костаняна, С. Г. Струмилина и др.

Среди зарубежных ученых значительное внимание проблемам экономики образования уделяют известные экономисты — Р. Акофф, Г. Беккер, С. Бирс, Я. Карнан, П. Мюрелл, Р. Маккинтон, Дж. Риггс, Р. Сингх, Т. Шульц и др. Проблемам высшего образования в период транзитивной экономики посвящены работы многих отечественных ученых: Н. А. Александровой, М. Б. Алексеевой, И. В. Андреевой, Г. В Балашова, С. А. Белякова, Е.Н. Бо-гачева, С. А. Дятлова, У. Г. Зиннурова, И. В. Кичевой, А. Я. Лившица, А. И. Михайлушкина и др. Выдвигаются самые разнообразные концепции и прогнозы развития системы высшего образования, предлагаются различные механизмы реализации этих концептуальных построений, ведется экспериментальный поиск и методическая отработка новых образовательных систем и структур.

Проблемы управления предпринимательской деятельностью, привлечения внебюджетных ресурсов и оценки конкурентоспособности высших учебных заведений исследовались в работах О. Н. Арзяковой, В.М. Бу-гакова, В. Н. Владимирова, Т. М. Волковой, И. В. Кичевой, О.А. Макарче-вой, А. П. Панкрухина, Патлис Н. Р., Н. И. Пащенко, И. Б. Романовой и др.

Вместе с тем, анализ литературных источников и методических материалов показал, что пока нет единого мнения о сущности предпринимательской деятельности государственного вуза, ее соотношении с понятием внебюджетной деятельности образовательного учреждения. Недостаточно разработаны методологические и методические вопросы количественной оценки конкурентоспособности вузов. Практически отсутствуют работы по выявлению и систематизации факторов, определяющих конкурентные позиции высшего учебного заведения. В целом вопросы управления предпринимательской деятельностью государственных вузов остаются еще недостаточно разработанными и освещенными.

Научная и практическая актуальность этих вопросов определила выбор темы исследования, соответствующей пп. 10.1, 10.10 Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по эффективному управлению предпринимательской деятельностью государственного вуза, направленной на обеспечение его конкурентоспособности.

Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:

— изучить экономические основы функционирования высшей школы в условиях транзитивной экономики, исследовать и уточнить сущность предпринимательской деятельности государственного вуза;

— уточнить экономическое содержание конкурентоспособности вуза и разработать методику количественной оценки данного явления;

— выявить и систематизировать факторы, влияющие на конкурентоспособность высшего учебного заведения;

— провести анализ предпринимательской деятельности Тюменского государственного университета (ТюмГУ) и экспериментальную проверку предложенной методики оценки конкурентоспособности вуза на региональном уровне.

Объектом исследования является предпринимательская деятельность государственного вуза в условиях транзитивной экономики.

Предметом исследования выступают теоретические и методические проблемы управления предпринимательской деятельностью государственного вуза.

Теоретическую и методическую основу диссертационной работы составили исследования отечественных и зарубежных учёных, материалы периодической печати, нормативные и методические документы. Базой данных для исследования явились материалы Минобразования РФ. Решение задач, поставленных в работе, осуществлялось с использованием системного подхода, методов научной абстракции, моделирования, анализа, синтеза, экспертных оценок, сравнительного и других общенаучных методов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— уточнено понятие «предпринимательская деятельность государственного вуза», установлено его соотношение с понятием внебюджетной деятельности высшего учебного заведения государственного сектора;

— уточнено понятие «конкурентоспособность высшего учебного заведения»;

— выявлены и систематизированы факторы конкурентоспособности высшего учебного заведения;

— разработана методика количественной оценки конкурентоспособности вуза, учитывающая состояние финансово-экономических, кадровых, маркетинговых, материально-технических и социально-политических показателей деятельности образовательного учреждения.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием объективных данных Минобразования РФ, бухгалтерской отчётности Тюменского государственного университета и применением научных методов исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что использование полученных результатов будет способствовать формированию научно обоснованной концепции управления предпринимательской деятельностью государственного вуза и его адаптации к условиям переходной экономики. Разработанная методика оценки конкурентоспособности вуза может быть использована органами управления образованием и непосредственно учебными заведениями в целях выявления реального положения конкретного вуза среди конкурентов и повышения обоснованности выбора потребителями услуг образовательного учреждения.

Апробация работы. Основные положения работы докладывались и обсуждались на Всероссийском семинаре «Вуз и регион: опыт взаимодействия с органами власти, бизнес-структурами и международными организациями» (г. Тюмень, 2002 г.), научно-методическом семинаре «Информационные технологии в образовательном процессе высшей школы» (г. Тюмень, 2002 г.).

Основные положения диссертации реализованы в Тюменском госу.

Ф дарственном университете, использованы Департаментом образования и науки Администрации Тюменской области, что подтверждено соответствующими документами.

Публикации. По результатам исследования опубликовано 7 работ общим объёмом 2,4 печатных листа.

Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и 2 приложений. Общий объем работы 163 страницы. Диссертация содержит 6 рисунков и 21 таблицу.

Основные результаты, выводы и рекомендации диссертационного исследования состоят в следующем.

1. Анализ тенденций финансирования российской системы высшего образования показал, что уровень государственной поддержки остается крайне недостаточным для полноценного функционирования и развития высшей школы. Это обусловливает необходимость диверсификации источников финансирования и развития рыночных методов хозяйствования в государственных вузах. Установлено, что наметился устойчивый рост доли средств от предпринимательской деятельности в общем объеме финансирования высшей школы.

2. Современное состояние теории управления предпринимательской деятельностью государственного вуза требует дополнительного развития и, прежде всего, с точки зрения понятийного аппарата. На основе анализа существующих работ по рассматриваемой проблеме установлено, что под предпринимательской деятельностью государственного вуза необходимо понимать инициативную, самостоятельную, рисковую и приносящую прибыль деятельность вуза, направленную на решение его уставных задач. В литературе наряду с понятием «предпринимательская деятельность вуза» употребляется как синоним термин «внебюджетная деятельность вуза». В результате исследования установлено, что под внебюджетной деятельностью следует понимать любую деятельность вуза, источником финансирования которой не являются средства государственного бюджета. Таким образом, предпринимательская деятельность вуза представляет собой часть внебюджетной деятельности и соответственно более узкое понятие.

3. Ключевым моментом предпринимательской деятельности вуза является организация работ по повышению его собственной конкурентоспособности. В диссертации проведено уточнение понятия «конкурентоспособность вуза», что позволило более полно и точно отразить его смысл.

Суть уточнения заключается в том, что конкурентоспособность вуза раскрывается как его комплексная характеристика за определённый период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей — финансово-экономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых и социально-политических, а также способность вуза к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.

4. Уровень конкурентоспособности вуза в каждый конкретный момент времени определяется совместным действием ряда факторов. Анализ научной литературы показал отсутствие комплексных исследований факторов конкурентоспособности вуза и недостаточную разработку проблемы их выявления и систематизации. В ходе диссертационного исследования установлены основные факторы, оказывающие влияние на уровень конкурентоспособности вуза. При этом осуществлена систематизация данных факторов на внешние (неуправляемые) и внутренние (управляемые).

5. Установлено, что конкурентоспособность вуза является динамической характеристикой и для принятия эффективных управленческих решений ее необходимо количественно измерять. Для оценки конкурентоспособности вуза предложена методика, в основу которой положено использование метода средневзвешенной суммы критериев. В основе расчёта итогового уровня конкурентоспособности высшего учебного заведения лежит сравнение по каждому показателю с условным эталонным вузом, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым параметрам. При этом базой отсчёта для оценки конкурентоспособности являются не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов.

6. Использование разработанной методики позволило количественно оценить конкурентоспособность вузов г. Тюмени на основе базовых финансово-экономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых и социально-политических показателей их деятельности.

7. Реализация методических разработок и предложений, представленных в диссертации, позволит, на наш взгляд, повысить эффективность управления предпринимательской деятельностью государственных вузов в современных экономических условиях.

Публикации по теме диссертации.

1. Жукова С. С., Майсаков Д. Л. Внебюджетные источники финансирования высшей школы // Региональные проблемы функционирования финансово-кредитного механизма: Сборник статей. Вып. 5. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000. — С. 10−14.

2. Заболотный Е. Б., Майсаков Д. Л. Некоторые аспекты распределения внебюджетных средств в учреждениях высшего профессионального образования // Университетское управление: практика и анализ. Екатеринбург. 2001. № 2.-С. 50−54.

3. Заболотный Е. Б., Майсаков Д. Л. Анализ результатов финансовой деятельности вуза как основа принятия управленческих решений // Университетское управление: практика и анализ. Екатеринбург. 2001. № 3. — С. 78−82.

4. Дилинговый центр ТюмГУ — пример использования информационных технологий в образовательном процессе // Материалы научно-методического семинара «Информационные технологии в образовательном процессе высшей школы». Тюмень: Изд-во ТюмГУ, — 2002. — С. 138 143.

5. Некоторые аспекты распределения внебюджетных средств в учреждениях высшего профессионального образования // Материалы Всероссийского семинара «Вуз и регион: опыт взаимодействия с органами власти, бизнес-структурами и международными организациями». Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. — С. 81−84.

6. Влияние интернет-технологий на развитие инфраструктуры финансового рынка // Актуальные вопросы региональной экономики: Финансы, Кредит, Инвестиции. Часть 2. Тюмень: Изд-во ТюмГУ. 2002. — С. 107−110.

7. Заболотный Е. Б., Майсаков Д. Л. Финансовый анализ в системе управления предпринимательской деятельностью государственного вуза // Материалы Всероссийского семинара «Вуз и регион: опыт взаимодействия с органами власти, бизнес-структурами и международными организациями». Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. — С. 30−41.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Д., Медведев В. П. Менеджмент как система управления хозяйственной деятельностью. М.: Знание, 1992. — 96 с.
  2. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.
  3. Н.А. Экономическая теория в конспективном изложении. Ч. 1,2. Кострома, 1994. — 39 с.
  4. М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 1997. — 248 с.
  5. А.А., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное учебное пособие. М.: Кроп Пресс, 1993. — 302 с.
  6. В.Н., Герасимов Ю. Ю. Принятие оптимальных решений: теория и применение в лесном комплексе. Финляндия, Йоэнсуу: Изд-во университета Йоэнсуу, 1999. — 200 с.
  7. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ./ Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  8. О.Н. Механизм управления внебюджетной деятельностью государственного вуза: Дис. канд. экон. наук. Екатеринбург., 2000. -183 с.
  9. Л.К. Выбор и обоснование обобщающего показателя конкурентоспособности предприятия: На прим. строит, фирмы: Дис. канд. экон. наук. СПб, 1998. — 160 с.
  10. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 1997. — 416 с.
  11. Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1996. — 130 с.
  12. Г. В., Виноградов Н. М. Трансформация экономического механизма высшей школы в современных условиях. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1996. — 205 с.
  13. С.А. Основные направления государственного регулирования в сфере высшего образования за рубежом. СПб., 1996, — 34 с.
  14. Е.Н. Методология нового хозяйственного механизма в высших учебных заведениях в условиях рынка. М.: Исследовательский центр, 1991. — 56 с.
  15. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Фонд «Правовая культура», 1994. — 528 с.
  16. К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 175 с.
  17. А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. М.: Экономика, 1997. — 381 с.
  18. В.М. Повышение эффективности управления внебюджетной экономической деятельностью государственного вуза: Дис. канд. экон. наук. Воронеж., 2001. — 190 с.
  19. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху- Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: Пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт», Экономика, 1995. — 344 с.
  20. Д.Д., Веснин В. Р. Стратегия планирования // Социально-политический журнал. 1993. — №-8. — С. 95−104.
  21. В.В. Основы менеджмента: Учебник. М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, ЛТД*, 1996. -384 с.
  22. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарика, 1998. — 296 с.
  23. В.Н. Внебюджетная деятельность государственного вуза // Высшее образование в России. 1997. — №-2. — С. 25−33.
  24. В.Н. Государственный вуз в рыночной экономике // Высшее образование в России. 1997. — №-4. — С. 6−13.
  25. В.Н. Организационно-экономический механизм внебюджетной деятельности государственного вуза: Дис. канд. экон. наук. -М., 1997. 144 с.
  26. Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 239 с.
  27. Т.М. Управление внебюджетной деятельностью государственного вуза: Дис. канд. экон. наук. М., 1999. — 155 с.
  28. И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 480 с.
  29. Л.Д. Преобразующий менеджмент: Курс методологии для лидеров реорганизации и консультантов по управлению. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. — 517 с.
  30. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Издательство „Финпресс“, 1998. — 416 с.
  31. Е.П. Планирование маркетинга // Маркетинг. 1996. -N-4.-C. 30−41.
  32. Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. — 178 с.
  33. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальное издание. М.: Юрид. лит., 1995. — 240 с.
  34. Р. Стратегические разработки нуждаются в инновациях // Проблемы теории и практики управления. 1997. — №-6. — С. 112−116.
  35. В.З., Ивахник Д. Е. Принятие управленческих решений по формированию хозяйственного портфеля предприятия // Швейная промышленность. 1997. — №-5. — С. 4−7.
  36. А.Б. Экономика высшего образования: планирование кадры, эффективность. М.: Экономика, 1976. — 156 с.
  37. Е., Хёршген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. А. М. Макарова. Под ред. И. С. Минко. М.: Высш. шк., 1995. -255 с.
  38. М.Г., Соловьёв И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Издательство стандартов, 1991. -128 с.
  39. А.П. Обеспечение конкурентоспособности ремонтно-стро-ительных предприятий в условиях жилищно-коммунальной реформы: Дис. канд. экон. наук. СПб, 1998. — 221 с.
  40. С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1995.- 160 с.
  41. В.А., Егизарян Г. А. Эффективность квалифицированного труда. М.: Экономика, 1968. — 231 с.
  42. Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 191 с.
  43. Е.Н. Проблемы формирования финансово-экономического механизма высшей школы // Материалы международной конференции „Экономика и управление высшей школой“. Красногорск, -1992, С. 57−58.
  44. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. М.: Информационно-внедренческий центр „Маркетинг“, 1998. — 195 с.
  45. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Междунар. отношения, 1991. — 416 с.
  46. П.С. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. 1995. — №-12. — С. 50−55.
  47. П. С. Российский рынок глазами маркетолога // Российский экономический журнал. 1995. — N-7. — С. 39 — 47.
  48. С.А. К сущности рыночной конкуренции в медицине // Здравоохранение РФ. 1996. — №-2. — С. 11−16.
  49. Закон РФ „Об образовании“ № 3266−1 от 10.07.92 г. (в ред. от 25.07.02 г.)
  50. Закон РФ (Федеральный закон) „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ № 125-ФЗ от 22.08.96 г. (в ред. от 25.06.02 г.)
  51. У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения / Гос. ком. РФ по высш. образованию- Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов: Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. М.: УГАТУ, 1993.-226 с.
  52. У.Г. Методологические основы и методы маркетинговой деятельности в вузе: Автореферат дис. докт. экон. наук. СПб, 1994. -36 с.
  53. Ю.Б. Система факторов конкурентоспособности предприятия. Препринт научного доклада. Уфа.: УНЦ РАН, 1995. — 32 с.
  54. Г. Л., Патрушева Е. Г. Экономические основы конкурентоспособности предпринимательского дела. Учеб.пособие. Ярославль: Изд-во Ярославского гос. университета, 1996. 88 с.
  55. Как продать ваш товар на внешнем рынке: Справочник / Отв. ред. Савинов Ю. А. М.: Мысль, 1990. 364 — с.
  56. . Деловая стратегия: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. по-слесл. В. А. Приписнов. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
  57. В. Стратегический маркетинг в условиях отечественного рынка // Маркетинг. 1992. — N-3. — С. 21−29.
  58. И.В. Финансирование высших учебных заведений России в условиях перехода к рыночной экономике: Дис.канд.экон.наук. -М., 1994.-191 с.
  59. Э.М. Концепция менеджмента. М.: „ДеКА“, 1997.304 с.
  60. В.В. Экономика образования: иллюзии и факты. М., 1985, — 184 с.
  61. Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. О. С. Виханского. М.: Прогресс, 1987. — 384 с.
  62. А.Д., Мироносецкий Н. Б. Оптимизация производственного планирования на предприятии. Отв. ред. И. М. Бобко. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1978. — 335 с.
  63. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: „Бизнес-книга“, „ИМА-Кросс. Плюс“, 1995. — 702 с.
  64. Дж. М. Распределение богатства. М.: Экономика, 1992.447с.
  65. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб: Наука, 1996. — 589 с.
  66. В.В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  67. А.Я. Введение в рыночную экономику: В 2 Т. М.: Изд-во „Станкин“, 1992. Т. 1 -152 с.
  68. Н.П., Шереметова В. В. Маркетинг образовательных услуг. СПб.: СПбГУПМ, 1997. — 170 с.
  69. Ю.В. О средних взвешенных оценках качества // Стандарты и качество. 1972. — №-7. — С. 48−50.
  70. О.А. Источники финансирования вузов в России: Дис. канд. экон. наук. Саратов, 1998. — 172 с.
  71. Макконнелл К. Р, Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 Т. Пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1992. Т. 1. — 302 с.
  72. И.В. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. 1996. — №-3. — С. 33−39.
  73. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С.А. Кра-сильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.-560 с.
  74. А. Принципы экономической науки: Пер. с англ. М.: Прогресс. 1993. Т. 1. — 415 с.
  75. М.Н. Совершенствование оценки конкурентоспособности субъектов хозяйствования (на примере предприятий Хабаровского края): Дис. канд. экон. наук. Хабаровск, 1996. — 168 с.
  76. Менеджмент организации. Учебное пособие / Румянцева З. П., Саломатни Н. А., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА-М, 1995. — 432 с.
  77. Менеджмент и рынок: германская модель. Учебное пособие / Под ред. проф. У. Рора и проф. С.Долгова. М.: Издательство БЕК, 1995. — 480 с.
  78. Ю.В. Фирма завоёвывает рынок // Общество и экономика. 1993. — №-5. — С. 78 — 104 с.
  79. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  80. Методика оценки конкурентоспособности машинотехнической продукции. М.: ЦНИИТЭИтяжмаш и ВНИИВС при ГВК СМ СССР, 1990. -32с.
  81. B.C. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы. Нальчик: Эль-Фа, 1996. — 216 с.
  82. А.И., Соловьева Д. В. Анализ рынка высшего профессионального образования: методологический и методический аспекты: Препринт. СПб.: СПбГИЭА., 1998. — 80 с.
  83. Н.К. Международный маркетинг: Учебное пособие. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. 320 с.
  84. Г. И. Диверсификация производства. Благовещенск: АмурКНИИ. Дальневосточное отделение РАН, 1994. — 224 с.
  85. В.А. Толковый словарь: термины рыночной экономики. М.: Наука, 1994. — 233 с.
  86. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития. Под. ред. М. И. Кондакова. М., 1986. — 208 с.
  87. . Торговля и цены факторов // Б. Селигмен. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс. 1968. — С. 395.
  88. В.А. Эффективность производства. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1997.- 172 с.
  89. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес / Под ред. Ю. М. Осипова. М.: Тригон, 1992. — 432 с.
  90. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. М.: Интерпакс, 1995. -239 с.
  91. Н.Р. Методы управления деятельностью высшего учебного заведения как субъекта рынка образовательных услуг: Дис.канд. экон. наук. -СПб., 2000. 244 с.
  92. Н.И. Конкурентоспособность вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции: Дис.канд. экон. наук. -Уфа, 1999.- 190 с.
  93. Перспективы: Вопросы образования. 1992. № 3.
  94. Е.В. Сегментация рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — №-2. — С. 15−26.
  95. Популярный экономико-статистический словарь-справочник / Под ред И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1993. — 192 с.
  96. М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международ, отношения, 1993. — 896 с.
  97. Портфель конкуренции и управления финансами / Отв. ред. Рубин Ю. Б. М.: „СОМИНТЕК“, 1996. — 736 с.
  98. Программно-аналитический комплекс „SAIS“ Министерства образования Российской Федерации.
  99. Пятнадцать лучших российских школ бизнеса // Финансовые известия. 1993, март-апрель. — С.8.
  100. Развитее университетов в условиях рыночной экономики. М., 1994. — 141 с.
  101. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. — 496 с.
  102. Рейтинг экономических вузов // Экономическая школа. Вып. 2. -1992. С. 337−338.
  103. Д. Начало политической экономии и налогового обложения // Сочинения. М., 1955. Т.1.
  104. И.Б. Организация и управление внебюджетной образовательной деятельностью государственного вуза: Дис.канд. экон. наук. -Ульяновск, 2000. 178 с.
  105. Е.С. Некоторые методологические вопросы и проблемы //Актуальные вопросы экономики народного образования. Сб. статей. Под общей ред. Жамина В. А. М.: Просвещение, 1965. — 152 с.
  106. Рыночная экономика: Словарь / Под общ. ред. Г. Я. Кипермана. М.: Республика, 1993. — 524 с.
  107. П. Экономика. В 2 Т. М.: Ml 11 „Алгон“, ВНИИСИ, 1992. Т. 1. — 415 с.
  108. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США (опыт развития и новые явления). М.: Наука, 1990. — 200 с.
  109. С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982.471 с.
  110. Тенденции развития и роль сферы образования: экономический и социальный аспекты. М., 1994. — 241 с.
  111. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшего учебного заведения) Российской Федерации.
  112. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. сангл. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576 с.
  113. Я.В. Определение конкурентоспособности промышленного предприятия: На прим. предприятий-производителей асбестовых техн. изделий: Дис. канд. экон. наук. Ярославль, 1998. — 211 с.
  114. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. М.: ЗАО „Бизнес-школа Интел-Синтез“, 1998. — 416 с.
  115. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е. С. Стояновой. М.: изд-во Перспектива, 1996. — 405 с.
  116. Л.В. Социально-экономические аспекты оценки конкурентоспособности субъектов рынка (на примере потребительской кооперации): Автореф.дис. канд. экон. наук. Минск, 1999. — 20 с.
  117. Н.Ю. Государственное регулирование конкурентоспособности предприятий: Автореф. дис. канд. экон. наук. СПб, 1999. — 20 с.
  118. С.Ю. Обеспечение конкурентоспособности предприятий средствами инновационного развития Автореф. дис. д-ра экон. наук. СПб, 1996. — 32 с.
  119. Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет и регион. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997.-224 с.
  120. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. пре-дисл. и науч. ред. А. А. Горячев. М.: Экономика, 1993. — 335 с.
  121. Экономика предприятия: Учебник для вузов. / Л. Я. Аврашков, В. В. Аданчук, О. В. Антонова и др., под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-432 с.
  122. Энциклопедический словарь бизнесмена. Менеджмент, маркетинг, информатика / Под ред. М. И. Молдованова. К.: Техника, 1993. — 856 с.
  123. А.И. Хозрасчет, рынок и некоммерческие организации в социально-культурной сфере // Развитие непроизводственной сферы в условиях перестройки хозяйственного механизма. Научные труды. М.:1990, С.15−18.
  124. Н.С. Исследование конкурентоспособности промышленного предприятия: методология и опыт: Дис. докт. экон. наук. Саратов, 1997. — 452 с.
  125. Euroka В. Quality function deployment // Quail, Today, 1989, May. -P. 33−39.
  126. Hare P., Fomin P. Industrial Competitiveness in Romania // Economic Systems. Osteuropa- Institute Munchen. 1993. Vol. 17, No 2. P. 97 125.
  127. Porter M.E. Competitive Advantage: Creating a sustaining Superior Performance. N.Y.: Free Press, 1985. — 557 p.
  128. Porter M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analysing Industries and Competitors. N.Y. Free Press, 1980. — 396 p.
  129. Quality Function Deployment: a Tool or a Philosophy // SAE Techn. Pap. Ser., 1989, № 890 163.- P. 1−4.
  130. Методика расчёта единичных показателей конкурентоспособности вуза
  131. Составляющие конкурентоспособности вуза Наименование показателя Правило расчета показателя Условные обозначения
  132. Коэффициент рентабельности предпринимательской деятельности крпд ПРпд / Рид ПРпд прибыль от предпринимательской деятельности Рпд — расходы по предпринимательской деятельности
  133. Коэффициент обеспеченности одного преподавателя денежными средствами всех источников финансирования ко = ИФ0/Ч""с Чппс -средняяфактическая численность профессорско-преподавательского состава за оцениваемый период
  134. Коэффициент соотношения внебюджетных и бюджетных источников финансирования кбвб = ИФвб/ ИФб ИФВб общая сумма внебюджетных источников финансирования ИФб — общая сумма бюджетных источников финансирования
  135. Маркетинговая конкурентоспособность Ценовая конкурентоспособность услуг кц = Цк / Цв Цк средняя цена на услуги конкурента Цв — средняя цена на услуги анализируемого вуза
  136. Качество услуг Анкетный опрос, экспертные методы1. Продолжение таблицы
  137. Составляющие конкурентоспособности вуза Наименование показателя Правило расчета показателя Условные обозначения
  138. Коэффициент эффективности рекламы кэр = Тз/Гвр Тзр темп роста (снижения) затрат на рекламу Т"р — темп роста (снижения) выручки от реализации
  139. Материально-техническая конкурентоспособность Фондовооружённость труда ФВ = ОФср/Ч Офср средняя стоимость основных средств за оцениваемый период Ч — среднесписочная численность работников за оцениваемый период
  140. Коэффициент годности основных средств кгод ~ = (ОФ"ер-И)/ОФ"ер ОФпер первоначальная стоимость основных средств И — эксплуатационный износ основных средств
  141. Коэффициент обеспеченности учебно-лабораторной базой коуб = Sy6 / Чс Sy6 общая площадь учебно-лабораторной базы на конец оцениваемого периода
  142. Коэффициент обеспеченности инструментальной базой коиб = ОФа / Чс ОФа общая стоимость машин и оборудования на конец оцениваемого периода
  143. Коэффициент информатизации ки = ПКо/Чс ПКо общее количество персональных компьютеров в вузе на конец оцениваемого периода
  144. Коэффициент обеспеченности библиотечными фондами кобф = БФо / Чс БФ0 общее количество единиц хранения библиотечного фонда на конец оцениваемого периода
  145. Коэффициент обновляемое&trade- библиотечных фондов кобнф = ПБФ / Чс ПБФ стоимость приобретенных единиц в библиотечный фонд за оцениваемый период1. Продолжение таблицы
  146. Составляющие конкурентоспособности вуза Наименование показателя Правило расчета показателя Условные обозначения
  147. Коэффициент обеспеченности площадью читальных залов кочз = S43 / Чс S43 площадь читальных залов библиотек, общежитий, факультетов и кафедр на конец оцениваемого периода
  148. Коэффициент обеспеченности иногородних студентов жилой площадью общежитий косо = So / Чис (вузы, не имеющие иногородних студентов, показывают 1) S0 жилая площадь общежитий Чис — средняя фактическая численность иногородних студентов за оцениваемый период
  149. Коэффициент обеспеченности спортивной базой косб = Sc6! Чс SC6 полезная площадь крытых спортивных сооружений
  150. Коэффициент перспективности кадрового обеспечения кпко = (Чдп50 + Чкзо) / ! Чппс Чдп5о доктора наук, профессора в возрасте до 50 лет (одно и то же лицо учитывается только один раз) Чкзо — кандидаты наук в возрасте до 30 лет
  151. Продуктивность докторских спецсоветов Пдс = Дд / ЧППС Дд количество подготовленных докторов наук за последние три года
  152. Продуктивность кандидатских спецсоветов Пкс = Дк ! ЧППС Дк количество подготовленных кандидатов наук за последние три года1. Продолжение таблицы
  153. Составляющие конкурентоспособности вуза Наименование показателя Правило расчета показателя Условные обозначения
  154. Коэффициент связи с академической наукой ксан = ЧГОа / ЧПпс Чгоа члены государственных и общественных академий России
  155. Коэффициент интенсивности издания учебников, учебных пособий и монографий кизд = Купм / ЧППС Купм количество учебников, учебных пособий и монографий, изданных за последние два года
  156. Среднемесячная заработная плата персонала Зср = ЗОТ/(12Ч») ЗОТ годовые затраты на оплату труда Чп — средняя фактическая численность персонала за оцениваемый период
  157. Коэффициент стабильности кадров кст=1-Чу/(Чб + Ч&bdquo-) Чу число выбывших работников Чб — среднесписочная численность работников в периоде, предшествовавшему данному Чп — число принятых работников
  158. Уровень трудовой дисциплины ктд=1-КД"/КД КДн количество человеко-дней, потерянных в результате нарушений трудовой дисциплины КД — общее количество отработанных человеко-дней1. Продолжение таблицы
  159. Составляющие конкурентоспособности вуза Наименование показателя Правило расчета показателя Условные обозначения
  160. Социально-политическая конкурентоспособность Престиж вуза за рубежом Пвз = Чиг / Чс Чиг средняя численность иностранных граждан, обучавшихся в вуза за оцениваемый период
  161. Активность вуза в проведении социальных и общественных акций Общее количество социальных и общественных акций, проектов и программ, реализованных вузом за оцениваемый период1 • • «
  162. Исходные данные для определения рейтинга вузов за 2001 год
  163. Лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел. 2-Лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта 1), чел.
  164. Доктора наук и лица, имеющие ученое звание профессора, в возрасте до 50 — ти лет (одно и то же лицо учитывается только один раз), чел.
  165. Лица, имеющие ученую степень кандидата наук (без учета пунктов 1 — 3), чел.
  166. В том числе в возрасте до 30 лет, чел.
  167. Члены Российской академии наук, чел.
  168. Члены других государственных академий России (без учета пункта 6), чел.
  169. Члены общественных академий России, чел.
  170. Общее количество штатных преподавателей, чел.
  171. Лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел.
  172. Лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта 10), чел.
  173. Члены Российской академии наук, чел.
  174. Члены других государственных академий России (безучета пункта 12), чел. 14 • Общее количество преподавателей, чел.
  175. Студенты дневной формы обучения, чел. 16 Студенты очно — заочной формы обучения, чел. 17-Студенты заочной формы обучения, чел.
  176. Ns Наименование вуза 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 15 16 17
  177. Тюменская государственная архитектурно-строительная академия 24 2 6 104 9 1 1 12 327 2 0 0 2 10 3852 0 2202
  178. Тюменская государственная сельскохозяйственная академия 13 6 1 81 35 0 7 0 256 13 8 0 1 75 3148 0 1266
  179. Тюменский государственный нефтегазовый университет 72 6 18 251 14 1 0 35 753 23 15 1 0 82 9803 0 7765
  180. Тюменский государственный университет 83 6 35 350 46 0 1 26 704 34 0 1 0 82 9543 0 5069
  181. Тюменский международный институт экономики и права 5 0 1 13 2 0 0 2 65 15 0 1 4 62 568 0 290 g
  182. Максимум 83 6 35 350 46 1 7 35 753 34 15 1 4 82 9803 0 7765
  183. Минимум 5 0 1 13 2 0 0 0 65 2 0 0 0 10 568 0 290
  184. Среднее 39 4 12 160 21 0 2 15 421 17 5 1 1 62 5383 0 3318
  185. Иностранные граждане, обучавшиеся в вузе, чел.
  186. Иностранные граждане, обучавшиеся в вузе на контрактной основе, чел.
  187. Количество студентов и аспирантов, находившихся в отчетном году в зарубежных командировках, чел.
  188. Количество диссертаций на соискание ученых степеней докторов наук, рассмотренных на советах за последние три гада, един.
  189. Количество диссертаций на соискание ученых степеней кандидатов наук, рассмотренных на советах за последние три геда, един.
  190. Объем госбюджетных работ и освоенных фантов на научные исследования, выполненных собственными силами, тыс. руб.
  191. Объем хоздоговорных работ, выполненных собственными силами, тыс. руб.
  192. Изданные за рубежом учебники и учебные пособия, един.
  193. Учебники, изданные в России, един.
  194. Монографии, изданные в России, един.
  195. Учебные пособия, изданные в России, един.
  196. Сумма бюджетных ассигнований на отчетный год (без учета пункта 25), тыс. руб.
  197. Общая стоимость основных фондов, тыс. руб.
  198. Наименование вуза 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
  199. Тюменская государственная архитектурно-строительная академия 55 29 0 0 1 5 21 416,8 7111,7 0 1 26 6 54 700,5 99 790,3
  200. Тюменская государственная сельскохозяйственная академия 84 24 0 0 0 0 18 50,0 729,7 0 0 13 2 27 089,7 95 797,1
  201. Тюменский государственный нефтегазовый университет 143 95 0 0 36 31 176 3544,0 24 402,0 0 3 53 76 63 311,6 269 498,2
  202. Тюменский государственный университет 245 132 255 255 82 25 198 6626,1 18 073,7 0 17 61 155 50 063,6 302 409,5
  203. Тюменский международный институт экономики и права 47 6 0 0 3 0 0 0,0 1427,7 0 0 7 0 32 000,7 24 257,0
  204. Максимум 245 132 255 255 82 31 198 6626,1 24 402,0 0 17 61 155 63 311,6 302 409,5
  205. Минимум 47 6 0 0 0 0 0 0,0 729,7 0 0 7 0 27 089,7 24 257,0
  206. Среднее 115 57 51 51 24 12 83 2127,4 10 349,0 0 4 32 48 45 433,2 158 350,4• * t
  207. Общая стоимость машин и оборудования, тыс. руб. 34-Общая площадь учебно — лабораторной базы, тыс. кв.м.
  208. Общее количество персональных компьютеров в вузе, един.
  209. Общее количество терминалов в системах коллективного пользования без учета данных пункта 35, един. 37-Общее количество единиц хранения библиотечного фонда, тыс.
  210. Средства, перечисленные вузу в отчетном году физическими и юридическими лицами (без учета пунктов 25, 26, 31,40), тыс. руб.
  211. В том числе за подготовку специалистов, тыс. руб.
  212. Средства, полученные вузом в отчетном году за подготовку иностранных граждан (включая стоимость оборудования), тыс. руб.
  213. Обеспеченность иногородних студентов общежитием (вузы, не имеющие иногородних студентов, показывают 100), %
  214. Обеспеченность местами в предприятиях общественного питания (в процентах к нормативу, норматив-200 мест на 1000 студентов), %
  215. Количество мест в санаториях • профилакториях, един.
  216. Общая полезная площадь крытых спортивных сооружений (включая крытые сооружения в спортивных лагерях), кв.м.
  217. Количество больничных коек и стоматологических кресел (только для медицинских вузов и факультетов), един.
  218. Наименование вуза 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
  219. Тюменская государственная архитектурно-строительная академия 12 310,7 50,9 390 0 266 83 838,7 28 592,6 0,0 100,0 100,0 0 1188,0 0
  220. Тюменская государственная сельскохозяйственная академия 15 332,1 44 198,0 127 0 183 33 754,7 10 253,0 0,0 53,0 53,0 0 8588,0 0
  221. Тюменский государственный нефтегазовый университет 47 343,9 68,6 791 0 628 273 804,9 184 836,1 0,0 100,0 66,0 150 5614,0 0
  222. Тюменский государственный университет 42 832,4 70,2 1113 0 925 211 176,9 177 703,0 717,0 80,0 32,0 55 6344,0 0
  223. Тюменский международный институт экономики и права 7310,0 3425,0 93 0 36 578 26 760,3 26 760,3 0,0 100,0 100,0 0 1033,0 0
  224. Максимум 47 343,9 44 198,0 1113 0 36 578 273 804,9 184 836,1 717,0 100,0 100,0 150 8588,0 0
  225. Минимум 7310,0 50,9 93 0 183 26 760,3 10 253,0 0,0 53,0 32,0 0 1033,0 0
  226. Среднее 25 025,8 9562,5 503 0 7716 125 867,1 85 629,0 143,0 86,6 70,2 41 4553,4 0
Заполнить форму текущей работой