Управление предпринимательской деятельностью государственного вуза
Исследования. Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило для государственных вузов эконо-9 мические условия функционирования. Эти условия характеризуются повышенной нестабильностью, нарастанием неопределенности внешней среды, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг, существенным сокращением бюджетного финансирования высшей школы с начала периода экономических… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА
- 1. 1. Экономические основы функционирования высшей школы в условиях транзитивной экономики
- 1. 2. Сущность и содержание предпринимательской деятельности государственного вуза
- 1. 3. Понятие и факторы конкурентоспособности вуза
- ГЛАВА II. КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
- 2. 1. Рынок образовательных услуг
- 2. 2. Формирование стратегии предпринимательской деятельности вуза
- 2. 3. Методика оценки конкурентоспособности вуза
- ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
- 3. 1. Анализ состояния предпринимательской деятельности ТюмГУ
- 3. 2. Оценка конкурентоспособности ТюмГУ на рынке образовательных услуг
Управление предпринимательской деятельностью государственного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило для государственных вузов эконо-9 мические условия функционирования. Эти условия характеризуются повышенной нестабильностью, нарастанием неопределенности внешней среды, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг, существенным сокращением бюджетного финансирования высшей школы с начала периода экономических реформ. В этой связи перед вузами остро встают проблемы обеспечения жизнеспособности, поддержания своего финансового состояния на должном уровне и поиска источников устойчивого развития. Естественным направлением решения накопившихся проблем яви-% лось развитие предпринимательской деятельности вузов.
В настоящее время функционирование государственных вузов, находящихся в ведении Министерства образования России, обеспечивается за счет средств от предпринимательской деятельности на уровне 40%. Данная деятельность в условиях рыночной экономики является источником финансовых ресурсов, позволяющих вузам достойно выполнять свою образовательную и научную миссию в обществе, расширять и укреплять материально-техническую базу, сохранять кадровый потенциал. Анализ тенденций финансирования высшей школы показал устойчивое снижение доли средств, выделяемых вузам из федерального бюджета, в общем объеме получаемых ресурсов. Этот факт актуализирует исследование проблем управления предпринимательской деятельностью государственных вузов, направленной на обеспечение их экономической безопасности.
Экономике и проблемам управления образованием посвящено значительное количество научных трудов. Истоки экономики образования появились в работах А. Маршалла, У. Петти, А. Смита, Ж. Фишера, ряда экономистов XVII—XIX вв.еков. В нашей стране становление экономики образования как науки связывается с трудами А. Б. Дайновского, Г. А. Егиза-ряна, В. А. Жамина, Е. Н. Жильцова, C.JI. Костаняна, С. Г. Струмилина и др.
Среди зарубежных ученых значительное внимание проблемам экономики образования уделяют известные экономисты — Р. Акофф, Г. Беккер, С. Бирс, Я. Карнан, П. Мюрелл, Р. Маккинтон, Дж. Риггс, Р. Сингх, Т. Шульц и др. Проблемам высшего образования в период транзитивной экономики посвящены работы многих отечественных ученых: Н. А. Александровой, М. Б. Алексеевой, И. В. Андреевой, Г. В Балашова, С. А. Белякова, Е.Н. Бо-гачева, С. А. Дятлова, У. Г. Зиннурова, И. В. Кичевой, А. Я. Лившица, А. И. Михайлушкина и др. Выдвигаются самые разнообразные концепции и прогнозы развития системы высшего образования, предлагаются различные механизмы реализации этих концептуальных построений, ведется экспериментальный поиск и методическая отработка новых образовательных систем и структур.
Проблемы управления предпринимательской деятельностью, привлечения внебюджетных ресурсов и оценки конкурентоспособности высших учебных заведений исследовались в работах О. Н. Арзяковой, В.М. Бу-гакова, В. Н. Владимирова, Т. М. Волковой, И. В. Кичевой, О.А. Макарче-вой, А. П. Панкрухина, Патлис Н. Р., Н. И. Пащенко, И. Б. Романовой и др.
Вместе с тем, анализ литературных источников и методических материалов показал, что пока нет единого мнения о сущности предпринимательской деятельности государственного вуза, ее соотношении с понятием внебюджетной деятельности образовательного учреждения. Недостаточно разработаны методологические и методические вопросы количественной оценки конкурентоспособности вузов. Практически отсутствуют работы по выявлению и систематизации факторов, определяющих конкурентные позиции высшего учебного заведения. В целом вопросы управления предпринимательской деятельностью государственных вузов остаются еще недостаточно разработанными и освещенными.
Научная и практическая актуальность этих вопросов определила выбор темы исследования, соответствующей пп. 10.1, 10.10 Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по эффективному управлению предпринимательской деятельностью государственного вуза, направленной на обеспечение его конкурентоспособности.
Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:
— изучить экономические основы функционирования высшей школы в условиях транзитивной экономики, исследовать и уточнить сущность предпринимательской деятельности государственного вуза;
— уточнить экономическое содержание конкурентоспособности вуза и разработать методику количественной оценки данного явления;
— выявить и систематизировать факторы, влияющие на конкурентоспособность высшего учебного заведения;
— провести анализ предпринимательской деятельности Тюменского государственного университета (ТюмГУ) и экспериментальную проверку предложенной методики оценки конкурентоспособности вуза на региональном уровне.
Объектом исследования является предпринимательская деятельность государственного вуза в условиях транзитивной экономики.
Предметом исследования выступают теоретические и методические проблемы управления предпринимательской деятельностью государственного вуза.
Теоретическую и методическую основу диссертационной работы составили исследования отечественных и зарубежных учёных, материалы периодической печати, нормативные и методические документы. Базой данных для исследования явились материалы Минобразования РФ. Решение задач, поставленных в работе, осуществлялось с использованием системного подхода, методов научной абстракции, моделирования, анализа, синтеза, экспертных оценок, сравнительного и других общенаучных методов.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
— уточнено понятие «предпринимательская деятельность государственного вуза», установлено его соотношение с понятием внебюджетной деятельности высшего учебного заведения государственного сектора;
— уточнено понятие «конкурентоспособность высшего учебного заведения»;
— выявлены и систематизированы факторы конкурентоспособности высшего учебного заведения;
— разработана методика количественной оценки конкурентоспособности вуза, учитывающая состояние финансово-экономических, кадровых, маркетинговых, материально-технических и социально-политических показателей деятельности образовательного учреждения.
Достоверность результатов исследования обеспечена использованием объективных данных Минобразования РФ, бухгалтерской отчётности Тюменского государственного университета и применением научных методов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что использование полученных результатов будет способствовать формированию научно обоснованной концепции управления предпринимательской деятельностью государственного вуза и его адаптации к условиям переходной экономики. Разработанная методика оценки конкурентоспособности вуза может быть использована органами управления образованием и непосредственно учебными заведениями в целях выявления реального положения конкретного вуза среди конкурентов и повышения обоснованности выбора потребителями услуг образовательного учреждения.
Апробация работы. Основные положения работы докладывались и обсуждались на Всероссийском семинаре «Вуз и регион: опыт взаимодействия с органами власти, бизнес-структурами и международными организациями» (г. Тюмень, 2002 г.), научно-методическом семинаре «Информационные технологии в образовательном процессе высшей школы» (г. Тюмень, 2002 г.).
Основные положения диссертации реализованы в Тюменском госу.
Ф дарственном университете, использованы Департаментом образования и науки Администрации Тюменской области, что подтверждено соответствующими документами.
Публикации. По результатам исследования опубликовано 7 работ общим объёмом 2,4 печатных листа.
Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и 2 приложений. Общий объем работы 163 страницы. Диссертация содержит 6 рисунков и 21 таблицу.
Основные результаты, выводы и рекомендации диссертационного исследования состоят в следующем.
1. Анализ тенденций финансирования российской системы высшего образования показал, что уровень государственной поддержки остается крайне недостаточным для полноценного функционирования и развития высшей школы. Это обусловливает необходимость диверсификации источников финансирования и развития рыночных методов хозяйствования в государственных вузах. Установлено, что наметился устойчивый рост доли средств от предпринимательской деятельности в общем объеме финансирования высшей школы.
2. Современное состояние теории управления предпринимательской деятельностью государственного вуза требует дополнительного развития и, прежде всего, с точки зрения понятийного аппарата. На основе анализа существующих работ по рассматриваемой проблеме установлено, что под предпринимательской деятельностью государственного вуза необходимо понимать инициативную, самостоятельную, рисковую и приносящую прибыль деятельность вуза, направленную на решение его уставных задач. В литературе наряду с понятием «предпринимательская деятельность вуза» употребляется как синоним термин «внебюджетная деятельность вуза». В результате исследования установлено, что под внебюджетной деятельностью следует понимать любую деятельность вуза, источником финансирования которой не являются средства государственного бюджета. Таким образом, предпринимательская деятельность вуза представляет собой часть внебюджетной деятельности и соответственно более узкое понятие.
3. Ключевым моментом предпринимательской деятельности вуза является организация работ по повышению его собственной конкурентоспособности. В диссертации проведено уточнение понятия «конкурентоспособность вуза», что позволило более полно и точно отразить его смысл.
Суть уточнения заключается в том, что конкурентоспособность вуза раскрывается как его комплексная характеристика за определённый период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей — финансово-экономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых и социально-политических, а также способность вуза к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.
4. Уровень конкурентоспособности вуза в каждый конкретный момент времени определяется совместным действием ряда факторов. Анализ научной литературы показал отсутствие комплексных исследований факторов конкурентоспособности вуза и недостаточную разработку проблемы их выявления и систематизации. В ходе диссертационного исследования установлены основные факторы, оказывающие влияние на уровень конкурентоспособности вуза. При этом осуществлена систематизация данных факторов на внешние (неуправляемые) и внутренние (управляемые).
5. Установлено, что конкурентоспособность вуза является динамической характеристикой и для принятия эффективных управленческих решений ее необходимо количественно измерять. Для оценки конкурентоспособности вуза предложена методика, в основу которой положено использование метода средневзвешенной суммы критериев. В основе расчёта итогового уровня конкурентоспособности высшего учебного заведения лежит сравнение по каждому показателю с условным эталонным вузом, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым параметрам. При этом базой отсчёта для оценки конкурентоспособности являются не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов.
6. Использование разработанной методики позволило количественно оценить конкурентоспособность вузов г. Тюмени на основе базовых финансово-экономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых и социально-политических показателей их деятельности.
7. Реализация методических разработок и предложений, представленных в диссертации, позволит, на наш взгляд, повысить эффективность управления предпринимательской деятельностью государственных вузов в современных экономических условиях.
Публикации по теме диссертации.
1. Жукова С. С., Майсаков Д. Л. Внебюджетные источники финансирования высшей школы // Региональные проблемы функционирования финансово-кредитного механизма: Сборник статей. Вып. 5. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000. — С. 10−14.
2. Заболотный Е. Б., Майсаков Д. Л. Некоторые аспекты распределения внебюджетных средств в учреждениях высшего профессионального образования // Университетское управление: практика и анализ. Екатеринбург. 2001. № 2.-С. 50−54.
3. Заболотный Е. Б., Майсаков Д. Л. Анализ результатов финансовой деятельности вуза как основа принятия управленческих решений // Университетское управление: практика и анализ. Екатеринбург. 2001. № 3. — С. 78−82.
4. Дилинговый центр ТюмГУ — пример использования информационных технологий в образовательном процессе // Материалы научно-методического семинара «Информационные технологии в образовательном процессе высшей школы». Тюмень: Изд-во ТюмГУ, — 2002. — С. 138 143.
5. Некоторые аспекты распределения внебюджетных средств в учреждениях высшего профессионального образования // Материалы Всероссийского семинара «Вуз и регион: опыт взаимодействия с органами власти, бизнес-структурами и международными организациями». Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. — С. 81−84.
6. Влияние интернет-технологий на развитие инфраструктуры финансового рынка // Актуальные вопросы региональной экономики: Финансы, Кредит, Инвестиции. Часть 2. Тюмень: Изд-во ТюмГУ. 2002. — С. 107−110.
7. Заболотный Е. Б., Майсаков Д. Л. Финансовый анализ в системе управления предпринимательской деятельностью государственного вуза // Материалы Всероссийского семинара «Вуз и регион: опыт взаимодействия с органами власти, бизнес-структурами и международными организациями». Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. — С. 30−41.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Список литературы
- Абросимов И.Д., Медведев В. П. Менеджмент как система управления хозяйственной деятельностью. М.: Знание, 1992. — 96 с.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.
- Александрова Н.А. Экономическая теория в конспективном изложении. Ч. 1,2. Кострома, 1994. — 39 с.
- Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 1997. — 248 с.
- Амбарцумов А.А., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное учебное пособие. М.: Кроп Пресс, 1993. — 302 с.
- Андреев В.Н., Герасимов Ю. Ю. Принятие оптимальных решений: теория и применение в лесном комплексе. Финляндия, Йоэнсуу: Изд-во университета Йоэнсуу, 1999. — 200 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ./ Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
- Арзякова О.Н. Механизм управления внебюджетной деятельностью государственного вуза: Дис. канд. экон. наук. Екатеринбург., 2000. -183 с.
- Афанасьева Л.К. Выбор и обоснование обобщающего показателя конкурентоспособности предприятия: На прим. строит, фирмы: Дис. канд. экон. наук. СПб, 1998. — 160 с.
- Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 1997. — 416 с.
- Балашов Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1996. — 130 с.
- Балашов Г. В., Виноградов Н. М. Трансформация экономического механизма высшей школы в современных условиях. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1996. — 205 с.
- Беляков С.А. Основные направления государственного регулирования в сфере высшего образования за рубежом. СПб., 1996, — 34 с.
- Богачев Е.Н. Методология нового хозяйственного механизма в высших учебных заведениях в условиях рынка. М.: Исследовательский центр, 1991. — 56 с.
- Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Фонд «Правовая культура», 1994. — 528 с.
- Боумен К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 175 с.
- Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. М.: Экономика, 1997. — 381 с.
- Бугаков В.М. Повышение эффективности управления внебюджетной экономической деятельностью государственного вуза: Дис. канд. экон. наук. Воронеж., 2001. — 190 с.
- Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху- Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: Пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт», Экономика, 1995. — 344 с.
- Вачугов Д.Д., Веснин В. Р. Стратегия планирования // Социально-политический журнал. 1993. — №-8. — С. 95−104.
- Веснин В.В. Основы менеджмента: Учебник. М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, ЛТД*, 1996. -384 с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарика, 1998. — 296 с.
- Владимиров В.Н. Внебюджетная деятельность государственного вуза // Высшее образование в России. 1997. — №-2. — С. 25−33.
- Владимиров В.Н. Государственный вуз в рыночной экономике // Высшее образование в России. 1997. — №-4. — С. 6−13.
- Владимиров В.Н. Организационно-экономический механизм внебюджетной деятельности государственного вуза: Дис. канд. экон. наук. -М., 1997. 144 с.
- Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 239 с.
- Волкова Т.М. Управление внебюджетной деятельностью государственного вуза: Дис. канд. экон. наук. М., 1999. — 155 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 480 с.
- Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Курс методологии для лидеров реорганизации и консультантов по управлению. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. — 517 с.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Издательство „Финпресс“, 1998. — 416 с.
- Голубков Е.П. Планирование маркетинга // Маркетинг. 1996. -N-4.-C. 30−41.
- Горбашко Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. — 178 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальное издание. М.: Юрид. лит., 1995. — 240 с.
- Гремингер Р. Стратегические разработки нуждаются в инновациях // Проблемы теории и практики управления. 1997. — №-6. — С. 112−116.
- Григорьева В.З., Ивахник Д. Е. Принятие управленческих решений по формированию хозяйственного портфеля предприятия // Швейная промышленность. 1997. — №-5. — С. 4−7.
- Дайновский А.Б. Экономика высшего образования: планирование кадры, эффективность. М.: Экономика, 1976. — 156 с.
- Дихтль Е., Хёршген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. А. М. Макарова. Под ред. И. С. Минко. М.: Высш. шк., 1995. -255 с.
- Долинская М.Г., Соловьёв И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Издательство стандартов, 1991. -128 с.
- Душко А.П. Обеспечение конкурентоспособности ремонтно-стро-ительных предприятий в условиях жилищно-коммунальной реформы: Дис. канд. экон. наук. СПб, 1998. — 221 с.
- Дятлов С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1995.- 160 с.
- Жамин В.А., Егизарян Г. А. Эффективность квалифицированного труда. М.: Экономика, 1968. — 231 с.
- Жильцов Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 191 с.
- Жильцов Е.Н. Проблемы формирования финансово-экономического механизма высшей школы // Материалы международной конференции „Экономика и управление высшей школой“. Красногорск, -1992, С. 57−58.
- Забелин П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. М.: Информационно-внедренческий центр „Маркетинг“, 1998. — 195 с.
- Завьялов П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Междунар. отношения, 1991. — 416 с.
- Завьялов П.С. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. 1995. — №-12. — С. 50−55.
- Завьялов П. С. Российский рынок глазами маркетолога // Российский экономический журнал. 1995. — N-7. — С. 39 — 47.
- Закирова С.А. К сущности рыночной конкуренции в медицине // Здравоохранение РФ. 1996. — №-2. — С. 11−16.
- Закон РФ „Об образовании“ № 3266−1 от 10.07.92 г. (в ред. от 25.07.02 г.)
- Закон РФ (Федеральный закон) „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ № 125-ФЗ от 22.08.96 г. (в ред. от 25.06.02 г.)
- Зиннуров У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения / Гос. ком. РФ по высш. образованию- Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов: Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. М.: УГАТУ, 1993.-226 с.
- Зиннуров У.Г. Методологические основы и методы маркетинговой деятельности в вузе: Автореферат дис. докт. экон. наук. СПб, 1994. -36 с.
- Иванов Ю.Б. Система факторов конкурентоспособности предприятия. Препринт научного доклада. Уфа.: УНЦ РАН, 1995. — 32 с.
- Игольников Г. Л., Патрушева Е. Г. Экономические основы конкурентоспособности предпринимательского дела. Учеб.пособие. Ярославль: Изд-во Ярославского гос. университета, 1996. 88 с.
- Как продать ваш товар на внешнем рынке: Справочник / Отв. ред. Савинов Ю. А. М.: Мысль, 1990. 364 — с.
- Карлофф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. по-слесл. В. А. Приписнов. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
- Карпов В. Стратегический маркетинг в условиях отечественного рынка // Маркетинг. 1992. — N-3. — С. 21−29.
- Кичева И.В. Финансирование высших учебных заведений России в условиях перехода к рыночной экономике: Дис.канд.экон.наук. -М., 1994.-191 с.
- Короткое Э.М. Концепция менеджмента. М.: „ДеКА“, 1997.304 с.
- Клочков В.В. Экономика образования: иллюзии и факты. М., 1985, — 184 с.
- Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. О. С. Виханского. М.: Прогресс, 1987. — 384 с.
- Коробкин А.Д., Мироносецкий Н. Б. Оптимизация производственного планирования на предприятии. Отв. ред. И. М. Бобко. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1978. — 335 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: „Бизнес-книга“, „ИМА-Кросс. Плюс“, 1995. — 702 с.
- Кларк Дж. М. Распределение богатства. М.: Экономика, 1992.447с.
- Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб: Наука, 1996. — 589 с.
- Леонтьев В.В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
- Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику: В 2 Т. М.: Изд-во „Станкин“, 1992. Т. 1 -152 с.
- Литвинова Н.П., Шереметова В. В. Маркетинг образовательных услуг. СПб.: СПбГУПМ, 1997. — 170 с.
- Любатов Ю.В. О средних взвешенных оценках качества // Стандарты и качество. 1972. — №-7. — С. 48−50.
- Макарчева О.А. Источники финансирования вузов в России: Дис. канд. экон. наук. Саратов, 1998. — 172 с.
- Макконнелл К. Р, Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 Т. Пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1992. Т. 1. — 302 с.
- Максимова И.В. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. 1996. — №-3. — С. 33−39.
- Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С.А. Кра-сильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.-560 с.
- Маршалл А. Принципы экономической науки: Пер. с англ. М.: Прогресс. 1993. Т. 1. — 415 с.
- Мельникова М.Н. Совершенствование оценки конкурентоспособности субъектов хозяйствования (на примере предприятий Хабаровского края): Дис. канд. экон. наук. Хабаровск, 1996. — 168 с.
- Менеджмент организации. Учебное пособие / Румянцева З. П., Саломатни Н. А., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА-М, 1995. — 432 с.
- Менеджмент и рынок: германская модель. Учебное пособие / Под ред. проф. У. Рора и проф. С.Долгова. М.: Издательство БЕК, 1995. — 480 с.
- Меркулова Ю.В. Фирма завоёвывает рынок // Общество и экономика. 1993. — №-5. — С. 78 — 104 с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 702 с.
- Методика оценки конкурентоспособности машинотехнической продукции. М.: ЦНИИТЭИтяжмаш и ВНИИВС при ГВК СМ СССР, 1990. -32с.
- Мисаков B.C. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы. Нальчик: Эль-Фа, 1996. — 216 с.
- Михайлушкин А.И., Соловьева Д. В. Анализ рынка высшего профессионального образования: методологический и методический аспекты: Препринт. СПб.: СПбГИЭА., 1998. — 80 с.
- Моисеева Н.К. Международный маркетинг: Учебное пособие. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. 320 с.
- Немченко Г. И. Диверсификация производства. Благовещенск: АмурКНИИ. Дальневосточное отделение РАН, 1994. — 224 с.
- Новиков В.А. Толковый словарь: термины рыночной экономики. М.: Наука, 1994. — 233 с.
- Образование в современном мире: состояние и тенденции развития. Под. ред. М. И. Кондакова. М., 1986. — 208 с.
- Олин Б. Торговля и цены факторов // Б. Селигмен. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс. 1968. — С. 395.
- Осипов В.А. Эффективность производства. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1997.- 172 с.
- Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес / Под ред. Ю. М. Осипова. М.: Тригон, 1992. — 432 с.
- Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. М.: Интерпакс, 1995. -239 с.
- Патлис Н.Р. Методы управления деятельностью высшего учебного заведения как субъекта рынка образовательных услуг: Дис.канд. экон. наук. -СПб., 2000. 244 с.
- Пащенко Н.И. Конкурентоспособность вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции: Дис.канд. экон. наук. -Уфа, 1999.- 190 с.
- Перспективы: Вопросы образования. 1992. № 3.
- Попов Е.В. Сегментация рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — №-2. — С. 15−26.
- Популярный экономико-статистический словарь-справочник / Под ред И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1993. — 192 с.
- Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международ, отношения, 1993. — 896 с.
- Портфель конкуренции и управления финансами / Отв. ред. Рубин Ю. Б. М.: „СОМИНТЕК“, 1996. — 736 с.
- Программно-аналитический комплекс „SAIS“ Министерства образования Российской Федерации.
- Пятнадцать лучших российских школ бизнеса // Финансовые известия. 1993, март-апрель. — С.8.
- Развитее университетов в условиях рыночной экономики. М., 1994. — 141 с.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. — 496 с.
- Рейтинг экономических вузов // Экономическая школа. Вып. 2. -1992. С. 337−338.
- Рикардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения // Сочинения. М., 1955. Т.1.
- Романова И.Б. Организация и управление внебюджетной образовательной деятельностью государственного вуза: Дис.канд. экон. наук. -Ульяновск, 2000. 178 с.
- Русанов Е.С. Некоторые методологические вопросы и проблемы //Актуальные вопросы экономики народного образования. Сб. статей. Под общей ред. Жамина В. А. М.: Просвещение, 1965. — 152 с.
- Рыночная экономика: Словарь / Под общ. ред. Г. Я. Кипермана. М.: Республика, 1993. — 524 с.
- Самуэльсон П. Экономика. В 2 Т. М.: Ml 11 „Алгон“, ВНИИСИ, 1992. Т. 1. — 415 с.
- Стерлин А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США (опыт развития и новые явления). М.: Наука, 1990. — 200 с.
- Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982.471 с.
- Тенденции развития и роль сферы образования: экономический и социальный аспекты. М., 1994. — 241 с.
- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшего учебного заведения) Российской Федерации.
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. сангл. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576 с.
- Трофимова Я.В. Определение конкурентоспособности промышленного предприятия: На прим. предприятий-производителей асбестовых техн. изделий: Дис. канд. экон. наук. Ярославль, 1998. — 211 с.
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. М.: ЗАО „Бизнес-школа Интел-Синтез“, 1998. — 416 с.
- Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е. С. Стояновой. М.: изд-во Перспектива, 1996. — 405 с.
- Целикова Л.В. Социально-экономические аспекты оценки конкурентоспособности субъектов рынка (на примере потребительской кооперации): Автореф.дис. канд. экон. наук. Минск, 1999. — 20 с.
- Четыркина Н.Ю. Государственное регулирование конкурентоспособности предприятий: Автореф. дис. канд. экон. наук. СПб, 1999. — 20 с.
- Шевченко С.Ю. Обеспечение конкурентоспособности предприятий средствами инновационного развития Автореф. дис. д-ра экон. наук. СПб, 1996. — 32 с.
- Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет и регион. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997.-224 с.
- Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. пре-дисл. и науч. ред. А. А. Горячев. М.: Экономика, 1993. — 335 с.
- Экономика предприятия: Учебник для вузов. / Л. Я. Аврашков, В. В. Аданчук, О. В. Антонова и др., под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-432 с.
- Энциклопедический словарь бизнесмена. Менеджмент, маркетинг, информатика / Под ред. М. И. Молдованова. К.: Техника, 1993. — 856 с.
- Якобсон А.И. Хозрасчет, рынок и некоммерческие организации в социально-культурной сфере // Развитие непроизводственной сферы в условиях перестройки хозяйственного механизма. Научные труды. М.:1990, С.15−18.
- Яшин Н.С. Исследование конкурентоспособности промышленного предприятия: методология и опыт: Дис. докт. экон. наук. Саратов, 1997. — 452 с.
- Euroka В. Quality function deployment // Quail, Today, 1989, May. -P. 33−39.
- Hare P., Fomin P. Industrial Competitiveness in Romania // Economic Systems. Osteuropa- Institute Munchen. 1993. Vol. 17, No 2. P. 97 125.
- Porter M.E. Competitive Advantage: Creating a sustaining Superior Performance. N.Y.: Free Press, 1985. — 557 p.
- Porter M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analysing Industries and Competitors. N.Y. Free Press, 1980. — 396 p.
- Quality Function Deployment: a Tool or a Philosophy // SAE Techn. Pap. Ser., 1989, № 890 163.- P. 1−4.
- Методика расчёта единичных показателей конкурентоспособности вуза
- Составляющие конкурентоспособности вуза Наименование показателя Правило расчета показателя Условные обозначения
- Коэффициент рентабельности предпринимательской деятельности крпд ПРпд / Рид ПРпд прибыль от предпринимательской деятельности Рпд — расходы по предпринимательской деятельности
- Коэффициент обеспеченности одного преподавателя денежными средствами всех источников финансирования ко = ИФ0/Ч""с Чппс -средняяфактическая численность профессорско-преподавательского состава за оцениваемый период
- Коэффициент соотношения внебюджетных и бюджетных источников финансирования кбвб = ИФвб/ ИФб ИФВб общая сумма внебюджетных источников финансирования ИФб — общая сумма бюджетных источников финансирования
- Маркетинговая конкурентоспособность Ценовая конкурентоспособность услуг кц = Цк / Цв Цк средняя цена на услуги конкурента Цв — средняя цена на услуги анализируемого вуза
- Качество услуг Анкетный опрос, экспертные методы1. Продолжение таблицы
- Составляющие конкурентоспособности вуза Наименование показателя Правило расчета показателя Условные обозначения
- Коэффициент эффективности рекламы кэр = Тз/Гвр Тзр темп роста (снижения) затрат на рекламу Т"р — темп роста (снижения) выручки от реализации
- Материально-техническая конкурентоспособность Фондовооружённость труда ФВ = ОФср/Ч Офср средняя стоимость основных средств за оцениваемый период Ч — среднесписочная численность работников за оцениваемый период
- Коэффициент годности основных средств кгод ~ = (ОФ"ер-И)/ОФ"ер ОФпер первоначальная стоимость основных средств И — эксплуатационный износ основных средств
- Коэффициент обеспеченности учебно-лабораторной базой коуб = Sy6 / Чс Sy6 общая площадь учебно-лабораторной базы на конец оцениваемого периода
- Коэффициент обеспеченности инструментальной базой коиб = ОФа / Чс ОФа общая стоимость машин и оборудования на конец оцениваемого периода
- Коэффициент информатизации ки = ПКо/Чс ПКо общее количество персональных компьютеров в вузе на конец оцениваемого периода
- Коэффициент обеспеченности библиотечными фондами кобф = БФо / Чс БФ0 общее количество единиц хранения библиотечного фонда на конец оцениваемого периода
- Коэффициент обновляемое&trade- библиотечных фондов кобнф = ПБФ / Чс ПБФ стоимость приобретенных единиц в библиотечный фонд за оцениваемый период1. Продолжение таблицы
- Составляющие конкурентоспособности вуза Наименование показателя Правило расчета показателя Условные обозначения
- Коэффициент обеспеченности площадью читальных залов кочз = S43 / Чс S43 площадь читальных залов библиотек, общежитий, факультетов и кафедр на конец оцениваемого периода
- Коэффициент обеспеченности иногородних студентов жилой площадью общежитий косо = So / Чис (вузы, не имеющие иногородних студентов, показывают 1) S0 жилая площадь общежитий Чис — средняя фактическая численность иногородних студентов за оцениваемый период
- Коэффициент обеспеченности спортивной базой косб = Sc6! Чс SC6 полезная площадь крытых спортивных сооружений
- Коэффициент перспективности кадрового обеспечения кпко = (Чдп50 + Чкзо) / ! Чппс Чдп5о доктора наук, профессора в возрасте до 50 лет (одно и то же лицо учитывается только один раз) Чкзо — кандидаты наук в возрасте до 30 лет
- Продуктивность докторских спецсоветов Пдс = Дд / ЧППС Дд количество подготовленных докторов наук за последние три года
- Продуктивность кандидатских спецсоветов Пкс = Дк ! ЧППС Дк количество подготовленных кандидатов наук за последние три года1. Продолжение таблицы
- Составляющие конкурентоспособности вуза Наименование показателя Правило расчета показателя Условные обозначения
- Коэффициент связи с академической наукой ксан = ЧГОа / ЧПпс Чгоа члены государственных и общественных академий России
- Коэффициент интенсивности издания учебников, учебных пособий и монографий кизд = Купм / ЧППС Купм количество учебников, учебных пособий и монографий, изданных за последние два года
- Среднемесячная заработная плата персонала Зср = ЗОТ/(12Ч») ЗОТ годовые затраты на оплату труда Чп — средняя фактическая численность персонала за оцениваемый период
- Коэффициент стабильности кадров кст=1-Чу/(Чб + Ч&bdquo-) Чу число выбывших работников Чб — среднесписочная численность работников в периоде, предшествовавшему данному Чп — число принятых работников
- Уровень трудовой дисциплины ктд=1-КД"/КД КДн количество человеко-дней, потерянных в результате нарушений трудовой дисциплины КД — общее количество отработанных человеко-дней1. Продолжение таблицы
- Составляющие конкурентоспособности вуза Наименование показателя Правило расчета показателя Условные обозначения
- Социально-политическая конкурентоспособность Престиж вуза за рубежом Пвз = Чиг / Чс Чиг средняя численность иностранных граждан, обучавшихся в вуза за оцениваемый период
- Активность вуза в проведении социальных и общественных акций Общее количество социальных и общественных акций, проектов и программ, реализованных вузом за оцениваемый период1 • • «
- Исходные данные для определения рейтинга вузов за 2001 год
- Лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел. 2-Лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта 1), чел.
- Доктора наук и лица, имеющие ученое звание профессора, в возрасте до 50 — ти лет (одно и то же лицо учитывается только один раз), чел.
- Лица, имеющие ученую степень кандидата наук (без учета пунктов 1 — 3), чел.
- В том числе в возрасте до 30 лет, чел.
- Члены Российской академии наук, чел.
- Члены других государственных академий России (без учета пункта 6), чел.
- Члены общественных академий России, чел.
- Общее количество штатных преподавателей, чел.
- Лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел.
- Лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта 10), чел.
- Члены Российской академии наук, чел.
- Члены других государственных академий России (безучета пункта 12), чел. 14 • Общее количество преподавателей, чел.
- Студенты дневной формы обучения, чел. 16 Студенты очно — заочной формы обучения, чел. 17-Студенты заочной формы обучения, чел.
- Ns Наименование вуза 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 15 16 17
- Тюменская государственная архитектурно-строительная академия 24 2 6 104 9 1 1 12 327 2 0 0 2 10 3852 0 2202
- Тюменская государственная сельскохозяйственная академия 13 6 1 81 35 0 7 0 256 13 8 0 1 75 3148 0 1266
- Тюменский государственный нефтегазовый университет 72 6 18 251 14 1 0 35 753 23 15 1 0 82 9803 0 7765
- Тюменский государственный университет 83 6 35 350 46 0 1 26 704 34 0 1 0 82 9543 0 5069
- Тюменский международный институт экономики и права 5 0 1 13 2 0 0 2 65 15 0 1 4 62 568 0 290 g
- Максимум 83 6 35 350 46 1 7 35 753 34 15 1 4 82 9803 0 7765
- Минимум 5 0 1 13 2 0 0 0 65 2 0 0 0 10 568 0 290
- Среднее 39 4 12 160 21 0 2 15 421 17 5 1 1 62 5383 0 3318
- Иностранные граждане, обучавшиеся в вузе, чел.
- Иностранные граждане, обучавшиеся в вузе на контрактной основе, чел.
- Количество студентов и аспирантов, находившихся в отчетном году в зарубежных командировках, чел.
- Количество диссертаций на соискание ученых степеней докторов наук, рассмотренных на советах за последние три гада, един.
- Количество диссертаций на соискание ученых степеней кандидатов наук, рассмотренных на советах за последние три геда, един.
- Объем госбюджетных работ и освоенных фантов на научные исследования, выполненных собственными силами, тыс. руб.
- Объем хоздоговорных работ, выполненных собственными силами, тыс. руб.
- Изданные за рубежом учебники и учебные пособия, един.
- Учебники, изданные в России, един.
- Монографии, изданные в России, един.
- Учебные пособия, изданные в России, един.
- Сумма бюджетных ассигнований на отчетный год (без учета пункта 25), тыс. руб.
- Общая стоимость основных фондов, тыс. руб.
- Наименование вуза 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
- Тюменская государственная архитектурно-строительная академия 55 29 0 0 1 5 21 416,8 7111,7 0 1 26 6 54 700,5 99 790,3
- Тюменская государственная сельскохозяйственная академия 84 24 0 0 0 0 18 50,0 729,7 0 0 13 2 27 089,7 95 797,1
- Тюменский государственный нефтегазовый университет 143 95 0 0 36 31 176 3544,0 24 402,0 0 3 53 76 63 311,6 269 498,2
- Тюменский государственный университет 245 132 255 255 82 25 198 6626,1 18 073,7 0 17 61 155 50 063,6 302 409,5
- Тюменский международный институт экономики и права 47 6 0 0 3 0 0 0,0 1427,7 0 0 7 0 32 000,7 24 257,0
- Максимум 245 132 255 255 82 31 198 6626,1 24 402,0 0 17 61 155 63 311,6 302 409,5
- Минимум 47 6 0 0 0 0 0 0,0 729,7 0 0 7 0 27 089,7 24 257,0
- Среднее 115 57 51 51 24 12 83 2127,4 10 349,0 0 4 32 48 45 433,2 158 350,4• * t
- Общая стоимость машин и оборудования, тыс. руб. 34-Общая площадь учебно — лабораторной базы, тыс. кв.м.
- Общее количество персональных компьютеров в вузе, един.
- Общее количество терминалов в системах коллективного пользования без учета данных пункта 35, един. 37-Общее количество единиц хранения библиотечного фонда, тыс.
- Средства, перечисленные вузу в отчетном году физическими и юридическими лицами (без учета пунктов 25, 26, 31,40), тыс. руб.
- В том числе за подготовку специалистов, тыс. руб.
- Средства, полученные вузом в отчетном году за подготовку иностранных граждан (включая стоимость оборудования), тыс. руб.
- Обеспеченность иногородних студентов общежитием (вузы, не имеющие иногородних студентов, показывают 100), %
- Обеспеченность местами в предприятиях общественного питания (в процентах к нормативу, норматив-200 мест на 1000 студентов), %
- Количество мест в санаториях • профилакториях, един.
- Общая полезная площадь крытых спортивных сооружений (включая крытые сооружения в спортивных лагерях), кв.м.
- Количество больничных коек и стоматологических кресел (только для медицинских вузов и факультетов), един.
- Наименование вуза 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
- Тюменская государственная архитектурно-строительная академия 12 310,7 50,9 390 0 266 83 838,7 28 592,6 0,0 100,0 100,0 0 1188,0 0
- Тюменская государственная сельскохозяйственная академия 15 332,1 44 198,0 127 0 183 33 754,7 10 253,0 0,0 53,0 53,0 0 8588,0 0
- Тюменский государственный нефтегазовый университет 47 343,9 68,6 791 0 628 273 804,9 184 836,1 0,0 100,0 66,0 150 5614,0 0
- Тюменский государственный университет 42 832,4 70,2 1113 0 925 211 176,9 177 703,0 717,0 80,0 32,0 55 6344,0 0
- Тюменский международный институт экономики и права 7310,0 3425,0 93 0 36 578 26 760,3 26 760,3 0,0 100,0 100,0 0 1033,0 0
- Максимум 47 343,9 44 198,0 1113 0 36 578 273 804,9 184 836,1 717,0 100,0 100,0 150 8588,0 0
- Минимум 7310,0 50,9 93 0 183 26 760,3 10 253,0 0,0 53,0 32,0 0 1033,0 0
- Среднее 25 025,8 9562,5 503 0 7716 125 867,1 85 629,0 143,0 86,6 70,2 41 4553,4 0