Основные методические приемы развития критического мышления
Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами… Читать ещё >
Основные методические приемы развития критического мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Прием «Кластер»
Рассмотрим несколько приемов графической организации текста. Заметим, что графическое структурирование текста для многих учеников является необходимым в силу специфики их способа восприятия информации.
Наиболее популярным из современных методов является — кластер. Кластер (от англ. — cluster — гроздь) — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:
- 1. Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
- 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.
Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами соблюдать следующие правила:
- 1) Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
- 2) Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
- 3) Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Заметим, что кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание в отдельные схемы.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели педагог в классе может организовать вашу индивидуальную самостоятельную работу или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при анализе текстов практически любой природы.