Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая профилактика межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рост конфликтности обусловлен — с одной стороны активным формированием их неформальной структуры, распределением социальных ролей и социальных статусов, выдвижением лидеров неформальных групп, расширением сфер совместной деятельности, адаптацией курсантов к условиям военно-профессионального обучения в военных институтах, а с другой — повышенной агрессивностью, низким уровнем толерантности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В КУРСАНТСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
    • 1. 1. Сущность и структура педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России
    • 1. 2. Межличностное взаимодействие в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России
    • 1. 3. Анализ современной практики педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России

    ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В КУРСАНТСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВДРОССИИ.

    2.1. Содержание и методика работы.

    2.2. Критерии оценки эффективности педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России.

    2.3. Динамика и тенденции изменений в уровне педагогической профилактики офицеров межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России.

    ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПУТИ H УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ в

    КУРСАНТСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ.

    3.1. Формирование мотивационной готовности офицеров к решению вопросов педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России.

    3.2. Повышение профессионально — педагогического мастерства офицеров в решении задач по педагогической профилактике межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России.

    3.3. Сплочение курсантских коллективов, как фактор конструктивного разрешения межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России.

Педагогическая профилактика межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Россия в последнем десятилетии 20 века вступила в эпоху коренных преобразований, затронувших все сферы жизнедеятельности государства. Распад некогда большой страны на отдельные государства-республики вызвал негативные процессы, выразившиеся в сепаратистских настроениях, зачастую замешанных на религиозном экстремизме. Разгул мирового терроризма уже коснулся ряда стран старого и нового света. России выпала нелегкая миссия быть на передовом рубеже необъявленной войны, которую ведут террористы всех мастей.

Кардинальный характер изменений, происходящих в современном российском обществе, привел к тому, что внутренние войска МВД России оказались на острие политических, экономических и социальных противоречий. Переход, в короткие сроки от сугубо охранных функций к фактическому участию в боевых действиях с хорошо подготовленным противником потребовал от личного состава умения выполнять не только привычные задачи, но и применять тактику общевойскового боя.

Все это привело к повышению требований, предъявляемых к содержанию и качеству военно-профессионального обучения курсантов военных институтов внутренних войск МВД России, особое место, в котором занимает конфликтологическая подготовка.

Ее значимость обусловлена тем, что на фоне изменения социально-педагогической ситуации и в войсках произошел рост негативных тенденций, связанных с повышением уровня конфликтности. Так, за 2005 год в войсках около 47% не боевых потерь составляют случаи самоубийств на почве межличностного и внутриличностного конфликта.*.

Существует опасность, что такая тенденции может сохраниться и в 2006 году. данные приведены из обзора по итогам социально-психологической работы во внутренних войсках МВД России за 2005 год от 16.01.06.

Следует отметить, что конфликтологическая подготовка курсантов осуществляется не только в учебное время, многие психологические установки формируются в ходе установления межличностных отношений во внеучебное время, особенно в начальный период их жизнедеятельности в учебном заведении.

Вместе с тем, как свидетельствует практика, для военных институтов внутренних войск МВД России характерен рост числа межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения, которые составляют * около 44% от числа всех межличностных конфликтов за последующие годы учебы, так как именно в этот период происходит адаптация курсантов к условиям военно-профессионального обучения, и осуществляется процесс становления курсантских коллективов.

Рост конфликтности обусловлен — с одной стороны активным формированием их неформальной структуры, распределением социальных ролей и социальных статусов, выдвижением лидеров неформальных групп, расширением сфер совместной деятельности, адаптацией курсантов к условиям военно-профессионального обучения в военных институтах, а с другой — повышенной агрессивностью, низким уровнем толерантности значительной части курсантов. Кроме того, в деятельности многих офицеров-командиров курсантских подразделений — допускаются серьезные ошибки, связанные с решением вопросов организации педагогической профилактики конфликтов. Все это требует научного осмысления сложившейся ситуации.

Необходимо отметить, что изучению проблематики конфликтов в отечественной педагогике и психологии, а также проблем разрешения межличностных конфликтов и их профилактики в военной сфере посвящены работы Б. С. Алишева, E.JI. Андреевой, П. К. Анохина, А. Я. Анцупова, В. М. Афоньковой, А. В. Барабанщикова, Е. Г. Баранова, А. Х. Батчаева, Л. И. Белорезова, Г. М. Болтунова, А. С. Бородавки, JI.C. Выгодского, А. Я. Верб, A.M. Воробьева, А. Д. Глоточкина,.

А.И. Гончарова, Н. В. Гришиной, В. В. Девятко, Т. В. Драгуновой, А. И. Донцова, Ш. М. Дундуа, В. А. Демина, А. П. Дмитриева, Е. А. Ермолаевой, А. С. Залужного, А. В. Зосимовского, Е. А. Иванова,.

A.Т. Иваницкого, Ю. А. Канатаева, М. И. Калининой, В. В. Карпова,.

B.C. Келлера, А. И. Китова, Э. И. Киршбаум, B.C. Козицкого, М. П. Крапивина, А. К. Кротова, А. Ю. Куликова, А. И. Ламанова,.

B.Н. Луцкова, А. В. Липницкого, А. С. Макаренко, В. Л. Марищука,.

C.С. Муцинова, В. Н. Мясищева, А. В. Пашуты, Е. В. Первышева, Л. А. Петровской, В. В. Синеок, Б. И. Хасана, Е. Б. Фанталовой, Н. Ф. Феденко, Ю. А. Шаранова, А. И. Шипилова, В. И. Хальзова и других.

Вопросы организации конструктивного взаимодействия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, организации педагогической профилактики конфликтов рассматривались А. В. Барабанщиковым, С. П. Безносовым, А. С. Бородавкой, В. Л. Васильевым, М. И. Дьяченко, А. Т. Иваницким, Е. А. Ивановым, В. Я. Кикотем,.

A.А. Каменевым, В. Р. Келихом, С. А. Мищенко, B.C. Олейниковым,.

B.Ю. Рыбниковым, В. П. Сальниковым, Н. Н. Силкиным, В. Я. Слеповым,.

C.И. Съединым, Н. Ф. Феденко, Т. Ф. Фоминой, А. П. Шарухиным,.

A.Г. Шестаковым, Я. Я. Юрченко, Н. В. Ядовым, В. А. Якуниным и другими.

В разные годы изучению проблемы адаптации человека уделяли внимание такие ученые, как В. Г. Ананьев, Е. Л. Андреева, П. К. Анохин,.

B.П. Казначеев, А. А. Крылов, Ф. Э. Меерсон, И. А. Милославский, А. А. Налчджян, С. В. Овдей, B.C. Олейников, К. К. Платонов, А. В. Сахно,.

A.Л. Свенцицкий, А. А. Ухтомский, Г. П. Перегородцев, Н. В. Ядов,.

B.А. Якунин, и др.

Кроме этого различные аспекты адаптации военнослужащих рассматривались в работах военных педагогов и психологов А. А. Александрова, А. В. Барабанщикова, А. Д. Глоточкина,.

C.А. Голобородько, М. И Дьяченко, Г. С. Дунина, Л. Ф. Железняка,.

A.Т. Иваницкого, Л. А. Кандыбовича, Н. И. Конохова, Г. Д. Лукова, С. С. Муцинова, Ж. Г. Сенокосова, В. Я. Слепова, С. И. Съедина, Н. Ф. Феденко,.

B.И Хальзова, А. П. Шарухина, Я. Я. Юрченко и др.

Однако, в целом, проблема эффективности педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России педагогической наукой не рассматривалась. Таким образом, практическая и теоретическая значимость проблемы обусловили выбор темы диссертации.

Объект исследования: педагогическая профилактика межличностных конфликтов в воинских коллективах внутренних войск МВД России.

Предмет исследования — педагогическая профилактика межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России.

Цель исследования — состоит в теоретическом и экспериментальном обосновании основных путей и условий повышения эффективности педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России.

Гипотеза исследования заключается в том, что повысить эффективность педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России можно, если: сформировать мотивационную готовность командиров курсантских подразделений к осуществлению активной деятельности по предотвращению межличностных конфликтовповысить уровень профессионально-педагогического мастерства офицеров в решении данного вопросаобеспечить сплочение курсантских коллективов как фактора эффективной профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Осуществить научно-теоретический анализ проблемы повышения эффективности педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России.

2. Экспериментально проверить целевую программу повышения эффективности педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России и критерии оценки ее эффективности.

3. Определить и обосновать основные педагогические пути и условия повышения эффективности педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

Идеи личностно-ориентированного подхода к рассмотрению педагогических проблем (А.Ф. Назаренко, B.C. Олейников, B.JI. Сухомлинский, В. И. Хальзов, И. С. Якиманская и др.) — представление о деятельности, как общего педагогического развития человека (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выгодский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — теоретические основы педагогики и психологии, концепции формирования учебной деятельности (Ю.К. Бабанский, С. П. Безносов, В. Л. Васильев, Г. Я. Гальперин, Н. Ф. Гейжан, В. В. Давыдов, А. Т. Иваницкий, В. В. Карпов, Л. И Коновалова, С. В. Кошелева, Н. В. Кузьмина, В. Ю Рыбников, Н. Н. Силкин, В. Я. Слепов, Г. С. Сухобольская Н.Ф. Талызина, Ю. А. Шаранов, А. П. Шарухин, А. Г. Шестаков, П. И. Юнацкевич, Я. Я. Юрченко, В. А. Якунин и др.) — принципы организации деятельности по профилактике конфликтов (Б.Н. Алмазов, А. Я. Анцупов, А. С. Бородавка, Н. В. Гришина, А. В. Липницкий, Ю. А. Шаранов, В. И. Хальзов, А. И. Шипилов и др.) — вопросы адаптации человека к различным условиям жизни и деятельности (Б.Г. Ананьев, E.JI. Андреева, А. В. Барабанщиков,.

A.Д. Глоточкин, С. А. Голобородько, А. Т. Иваницкий, В. И. Лебедев,.

B.C. Олейников, К. К. Платонов, A.JI. Свенцицкий, Ж. Г. Сенокосов, В. Я. Слепов, С. И. Съедин, Н. Ф. Феденко, В. И. Хальзов, Н. В. Ядов, В. Д. Якунин и др.).

Выбор методов исследования определялся многоплановым характером исследовательских задач и включал в себя применение как общетеоретических (анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация, систематизация и др.), так и эмпирических методов (педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, изучение документов и результатов деятельности) — количественный анализ эмпирических данных производился с помощью методов математической статистики.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечивались четким методологическим подходом к организации исследованияприменением взаимодополняющих методов, адекватных цели исследованиястрогостью использования понятийного аппараташирокой экспериментальной базой данных.

Этапы и организация исследования:

По времени исследование проводилось с марта 2003 года по март 2006 года и осуществлялось в три этапа.

Первый этап (с марта 2003 по июль 2003 года) — этап формулирования проблемы, определения проблемной области, цели, задач, гипотезы исследования, разработки методики и программы исследования.

Второй этап (август 2003 — январь 2006 года) — этап проведения констатирующего эксперимента, в ходе которого приняло участие 184 курсанта первого курса Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России и 16 офицеров — командиров курсантских подразделений.

Этап экспериментальной работы был посвящен проведению формирующего эксперимента, в котором участвовало 240 курсантов и 12 офицеров-командиров подразделений, а также проверялась выдвинутая диссертантом гипотеза.

На третьем заключительном этапе (февраль 2006 — март 2006 года) — осуществлялась обработка и обобщение полученных результатов, подготовка теоретических выводов и практических рекомендаций.

На защиту выносятся:

1. Положения о сущности и структуре педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России.

2. Целевая программа повышения эффективности педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России и критерии оценки ее эффективности.

3. Определение и обоснование основных педагогических путей и условий, повышения эффективности педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России.

Научная новизна и личный вклад автора диссертационного исследования состоят в том, что:

1. Осуществлен научно-теоретический анализ проблемы повышения эффективности педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России.

2. Апробирована и экспериментально проверена целевая программа повышения эффективности педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России и критерии оценки ее эффективности.

3. Определены и обоснованы основные педагогические пути и условия повышения эффективности педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:

1. Систематизированы представления о сущности педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России.

2. Описана современная практика работы по педагогической профилактике межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России и критерии оценки ее эффективности.

3. Определены и обоснованы педагогические пути, условия и критерии оценки эффективности педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты позволяют вооружить руководителей курсантских подразделений программой деятельности по повышению эффективности профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД Россиииспользовать полученные данные в учебном процессе и проведении других исследований.

Внедрение и апробация результатов исследования осуществлялась в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России и в Северо-Кавказском военном институте внутренних войск МВД России.

Основные положения, результаты и выводы исследования докладывались на научно-практических конференциях, учебно-методических сборах с преподавательским составом военных институтов внутренних войск МВД России, на совещаниях, семинарах, занятиях с командирами курсантских подразделений, заседаниях кафедры военной педагогики и психологии, на совещаниях НИО по исследованию социально-психологических проблем ВВ МВД России, на семинарах психологов внутренних войск МВД России.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем основного текста составляет 181 страницы. Работа содержит 28 таблиц, 6 рисунков. Имеется 12 приложений. Список использованной литературы включает в себя 203 наименования, из них 6 источников на иностранных языках.

ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ.

1 .Формирование мотивационной готовности офицеров для решения задач, но педагогической профилактике межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России связано с их уровнем профессионально-педагогического мастерства. Повышение уровня профессиональнопедагогического мастерства естественным образом стимулирует и уровень внутренней мотивации офицеров, и их мотивационную готовность к решению задач по педагогической профилактике межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения.

Являясь по сути дела структурным элементом в многоуровневой системе профессионально-педагогического мастерства офицеров, мотивационная готовность определяет и уровень общей мотивации, и активности офицеров, при решении ими задач по педагогической профилактике межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России. А умелое воздействие на механизмы формирования позитивной внутренней мотивации офицеров определяет условия и направления дальнейшего совершенствования уровня их профессионально-педагогического мастерства.

2. Профессионально-педагогическое мастерство офицеров, как было выше указано, имеет сложную и многоуровневую структуру. С позиций деятельностно-личного подхода его можно рассматривать как комплекс свойств личности, обеспечивающей высокий уровень самореализации профессиональной деятельности. Наиболее важные элементы его характеризуют гуманистическую направленность офицера-педагога, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику.

Повышения профессионально-педагогического мастерства офицеров можно ожидать: а) при внедрении и использовании, предложенной автором, системы педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России, как своего рода алгоритма, определяющего практическую деятельность офицеровб) при внедрении и использовании программы подготовки офицеров к решению задач по педагогической профилактике межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД Россиив) внедрение и использование методики педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России.

3. Формирование групповой сплоченности в курсантских коллективах первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России представляет систему из специально осуществляемых действий, направленных на развитие ценностно-ориентированного единства, деятельностного единства (слаженности), организационного единства, эмоционального единства слаженности и организованности курсантских подразделений, создания здорового социально-психологического климата.

В качестве критериев оценки уровня сплоченности используются такие показатели, как подготовленность к деятельности, направленность деятельности, организованность, активность, сплоченность, уровень развития коллективных отношений, уровень развития межличностных отношений, уровень привлекательности курсантского коллектива.

4. Система педагогических путей и условий повышения эффективности педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России включает в себя: осуществление аналитической, диагностической, прогностической, организационной, исполнительной и контрольно-корректировочных действий. Реализация названных действий направлена на достижение такого состояния психики подчиненных, которое позволило бы предотвратить возникновение межличностных конфликтов, или конфликтных ситуаций в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России не является надуманной и искусственно смоделированной.

Противоречия, существующие в обществе, проецируют развитие соответствующих негативных тенденций, как в воинских, так и в курсантских коллективах внутренних войск. Причем год от года влияние этих противоречий не ослабевает, а наоборот усиливается. Анализ различного рода правонарушений говорит о том, что практически любая воинская часть, любой военный институт внутренних войск не застрахованы от возникающих то тут, то там конфликтах, некоторые из которых имеют чрезвычайно серьезные последствия, связанные с гибелью военнослужащих. Что естественно не может не волновать органы военного управления войск. Тем более, что складывающаяся в войсках ситуация требует неотложного принятия мер, в том числе и профилактического характера на всех уровнях управления войсками.

С точки зрения педагогической науки, конструктивное разрешение конфликтов или конфликтных ситуаций на предконфликтной стадии, или существенное нивелирование, то есть сглаживание условий возникновения конфликтных ситуаций, или конфликтов, как наиболее предпочтительные и наименее трудозатратные технологии, позволяющие офицерам военных институтов продуктивно решать задачи по педагогической профилактике межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения — это ни у кого из военных педагогов не вызывает ни малейшего сомнения. Причем, в этом случае, возможно рассмотрение межличностного конфликта, особенно на межнациональной, или межрелигиозной почве, как своего рода предконфликтной ситуации, на которой еще можно сгладить возникающие между курсантами противоречия, ибо в противном случае, при дальнейшей эскалации конфликта возникает серьезная опасность перерастания его в межгрупповой конфликт, последствия которого трудно предугадать.

Таким образом, возрастание роли офицерского состава в решении вопросов педагогической профилактики межличностных конфликтов во всех воинских коллективах, в том числе и курсантских, причем в любой период их существования ставит перед командованием ряд стратегических и тактических задач, успешная реализация, которых может коренным образом изменить и переломить существующее на сегодняшний день во внутренних войсках положение.

Анализ конфликтов и конфликтных ситуаций, возникающих между курсантами первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России, свидетельствует о том, что в этот период они могут возникать даже по самому незначительному поводу. Причем, примерно 44% всех межличностных конфликтов приходится именно на первый год обучения курсантов. Возникающее внутреннее противоречие, в этот период у курсантов связано с одной стороны — желанием самоутвердиться в коллективе, занять социально приемлемую нишу с учетом имеющегося у каждого курсанта социального опыта, а с другой стороны — боязнью быть отчисленным за нарушения воинской дисциплины. Поэтому частота возникновения конфликтов в курсантских коллективах в этот период связана с активностью служебно-функциональной деятельности офицеров. Так, к примеру, по результатам ответов около 94% респондентов конфликты и л*. конфликтные ситуации возникали преимущественно в обеденное и вечернее время, когда должностной контроль со стороны офицеров был существенно снижен, или отсутствовал совсем. Кроме этого практически, 92% респондентов отметили, что при возникновении конфликтной ситуации присутствовали свидетели, причем около 52% курсантов использовали в разрешении конфликтов помощь своих земляков. Что могло спровоцировать конфликты на межнациональной почве с далеко идущими последствиями.

Исходя из результатов ответов респондентов, можно сделать вывод, что даже одно присутствие офицеров способно остановить назревающий конфликт между отдельными курсантами. Причем, активной роли младших командиров в профилактике и разрешении межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения не прослеживается, хотя в большинстве конфликтов они были свидетелями. А это является еще одним доказательством недостаточной воспитательной работы офицеров с младшими командирами.

Таким образом, эффективная педагогическая профилактика межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России является важнейшим средством преодоления негативных тенденций связанных с участившимися конфликтами, получивших распространение не только в войсках, но и в военных институтах внутренних войск.

Учитывая стремление офицеров к получению определенных знаний, умений и навыков, необходимых для конструктивного разрешения межличностных конфликтов, достаточно высокий уровень мотивации и мотивационной готовности, а также высокий уровень профессионально-педагогического мастерства можно сделать вполне оптимистический прогноз, предполагающий дальнейшее совершенствованию и повышение эффективности педагогической профилактики офицеров, тем более для этого имеются все условия, позволяющие успешно решать задачи, связанные с такого рода практической деятельности офицеров.

Основные теоретические выводы по диссертации:

1. Анализ исследований, так или иначе, затрагивающих проблему межличностных конфликтов зарубежными и отечественными учеными, а также стратегии разрешения этой категории конфликтов убедительно доказывает их социальную природу и то, что они могут быть управляемы и предсказуемы.

С позиции военного управления, это может быть одно из главных их, своего рода «достоинств», позволяющих, при организации эффективной практической деятельности офицеров — обеспечить не менее эффективную педагогическую профилактику межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России, в различные периоды профессионального обучения и становления курсантов, как будущих офицеров.

2. Межличностное взаимодействие курсантов первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России имеет многоуровневую природу и представляет собой сложную систему, но пока с ограниченным количеством взаимосвязей, где процесс межличностного восприятия занимает одно из доминирующих положений, так как на него ложится основная нагрузка формирования межличностных, коммуникационных, и социальных контактов между курсантам первого года обучения, что в конечном итоге, определяет уровень их межличностного взаимодействия.

3. Высокая эффективность педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России обеспечивается ее плановым, целенаправленным, своевременным, комплексным, адресным, результативным характером.

4. Система педагогических путей и условий повышения эффективности педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России включает в себя: осуществление аналитической, диагностической, прогностической, организационной, исполнительной и контрольно-корректировочных функций. Реализация названных действий направлена на достижение такого состояния психики подчиненных, которое позволило бы предотвратить возникновение межличностных конфликтов, или конфликтных ситуаций в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России.

5. Основная гипотеза, касающаяся повышения уровня эффективности педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России, при условии внедрения разработанной автором комплексно-целевой программы по повышению эффективности педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России полностью подтвердилась.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях Текст.: М.: ВЮЗШ, 1988. -89с.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы Текст.: М.: 1990. — 26−37с.
  3. А.И. Психологический анализ формирования профессиональной направленности у курсантов военно-политических училищ Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1984. -240с.
  4. Г. Н. Проблемы дидактической адаптации студентов Текст.: проблемы адаптации студентов. Вильнюс, 1978. — 157с.
  5. .Г. Человек, как предмет познания Текст. Л.: ЛГУ, 1968.
  6. Г. М. Статья Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенностей его содержания Текст.: в сборнике межличностное восприятие в группе- /под редакцией Андреевой Г. М., Донцова А. И. М.: Издательство МГУ, 1981. — 26−36с.
  7. Г. М. Социальная психология Текст.: учебник для высших учебных заведений. М.: 1992.
  8. П.К. Проблемы высшей нервной деятельности Текст.: сборник статей. М.:АМН, 1949. — 631 с.
  9. А.Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель Текст. М.: 1992.-154с.
  10. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология Текст. -М.: 1999.
  11. Аристотель. О софических опровержениях Текст.: Соч. в 4-х т. Т.2- М.: Мысль, 1972. 533−594с.
  12. М.Ю., Петровская Л. А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком Текст.: психология межличностного познания- / под ред. Бодачева А. А. -М.: 1981. -42−53с.
  13. В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления Текст.: Дисс.. канд. пед. наук. -М.: 1975. -201с.
  14. А.В. и др. Военная педагогика и психология Текст. М.: Военниздэт, 1986. — 239с.
  15. А.В., Глоточкин А. Д., Шеляг В. В., Феденко Н. Ф. Проблемы психологии воинского коллектива Текст. М.: Военниздат, 1973.
  16. А.В., Давыдов B.IL, Конюхов Н. И., Феденко
  17. Н.Ф. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии Текст.: учебное пособие. -М.: ВПА, 1987. 136с.
  18. А.В., Муцинов С. С. Педагогическая культура офицера и воинское воспитание Текст. Солнечногорск, 1983. вып.1. — 53с.
  19. А. В. Муцинов С.С. Педагогическая культура офицера и воинское воспитание Текст. Солнечногорск, 1983. вьгп.2. — 60с.
  20. Е.Г. Влияние ролевых взаимоотношений между военнослужащими на конфликты в подразделении Текст.: Дисс. канд. психол. наук. -М.: 1995. 137с.
  21. А.Х. Подготовка педагогов к разрешению конфликтных ситуаций в группе учащихся Текст.: Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1993.- 156с.
  22. Ф.М., Коряк М. Н. Внимание! Конфликт! Текст. -Новосибирск: Наука, 1989.
  23. Д.С. Личность и конфликты Текст.: новые методы и технологии обучения: пути их внедрения в учебно-воспитательный процессввузов МВД России: сборник научных статей межвузовской научно-практической конференции. -1996. 66−67с.
  24. С.П., Иваницкнй А. Т., Кикоть В. Я. Профессиональная подготовка и ее влияние на личность Текст.: проблемы профдеформации, учебное пособие. СПб.: СПб. А МВД РФ, 1996. — 86с.
  25. Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека Текст. Л.: Наука, 1988. — 270с.
  26. Г. М. Подготовка будущих учителей к разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе Текст.: Дисс. .канд. пед. наук. -М.: 1991. 154с.
  27. А.С. Педагогические аспекты профилактики межличностных конфликтов в армейской, молодежной среде Текст.: актуальные проблемы молодежной политики в ВС СССР: материалы заседания круглого стола 15 октября 1990. М.: Военниздат, 1991. — 91−94с.
  28. .С. Аномалии личности Текст. М.: Мысль, 1988.
  29. ВЛ. Психологические основы повышения эффективности труда следователя Текст.: Автореф. дисс. .докт. психол. наук. Л.: 1983.-42с.
  30. В.Л., Сальников В. П., Степашин С. В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение Текст. СПб.: 1999. -198с.
  31. Ю.С. Совершенствование процесса педагогической профилактики неуставных взаимоотношений во внутренних войсках МВД России Текст.: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М.: ВУ, 2001. С. 25.
  32. В.И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров Текст.: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М.: ВПА, 1983. — 54с.
  33. А.Я. Предупреждение конфликтов в личных взаимоотношениях старшеклассников Текст.: нравственное формирование личности школьника в коллективе. Л.: 1975. Вып.1. — 144−150с.
  34. Л.С. Секреты делового общения Текст. Минск: Высш. шк., 1996.-367с.
  35. В.Г. Организация воспитательной работы в частях и подразделениях внутренних войск МВД России Текст.: учебно-методическое пособие. СПб.: 2000. — 59с.
  36. В.Г. Работа должностных лиц части по изучению индивидуально-психологических особенностей военнослужащих Текст.: учебно-методическое пособие. СПб.: 2001. — 62с.
  37. Р.Ю. Как воспитывать нового учителя Текст.: Журнал: Знание-сила. М.: 1995. № 9. — 87*91с.
  38. Военная психология и педагогика Текст.: учебное пособие- /под редакцией П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева и др. М.: 1998. — 384с.
  39. Л.С. История развития высших психических функций Текст.: собрание соч. в 6-ти томах, т.З. Педагогика, 1983. — 315−328с.
  40. В.П., Коркин В. Я. Предотвращение конфликтов в первичном коллективе Текст.: тезисы докл. к Всесоюзному симп. М., 1978. -31−32с.
  41. Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений Текст.: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. СПб.: 1995. — 42с.
  42. Н.Ф. Теория и практика профессиональной консультации Текст.: научн. метод, центр профориентации «Ориентир». М., 1991. — 248с.
  43. В.Н. Основы превентивной педагогики Текст. М.: ВУ, 1995.-С.4−8.
  44. В.Н. Превентивная педагогика Текст. М: ВУ, 2000. -4−68с.
  45. А.Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе на основе требований воинских уставов Текст.: Дисс. канд. пед. наук. М., 1964.-283с.
  46. С.А. Совершенствование процесса профессиональной адаптации курсантов к деятельности офицера внутренних войск Текст.: учебное пособие. СПб.: ВИ ВВ МВД РФ, 1998. — 86с.
  47. А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов Текст.: очерки по конфликтологии. М.: 1993,
  48. Н. Конфликты 20 века. Иллюстрированная история Текст. -М.: 1995.
  49. Н.В. Восприятие и анализ конфликтной ситуации, как фактор ее эффективного преобразования Текст.: конфликт в конструктивной психологии. Красноярск: 1990. -46−48с.
  50. Н.В. Давайте договоримся Текст.: практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. СПб.: 1993. — 43−46с.
  51. Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов Текст.: Дисс. канд. .психол. наук. Л.: 1978.-156с.
  52. Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов Текст.: Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 2. — 145−150с.
  53. Н.В. Психология межличностного конфликта Текст.: Дисс. .д-ра псих. наук. СПб.: 1995. -361с.
  54. Х.С., Сальников В. П., Хальзов В. И. Шаранов Ю.А.
  55. Акмеологические основы конфликтологии Текст. СПб.- Юр. ин-т, 1994. -288с.
  56. Н.А., Бойченко Н. А. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов Текст. Симферополь: Таврия, 1992.
  57. В.В., Запорожец А. В., Ломов Б. Н. Психологический словарь Текст. -М.: 1983. 163с.
  58. Р. Элементы теории социального конфликта Текст.: социологические исследования. № 5. -1994. 142−147с.
  59. В.В. Социально-психологический тренинг, как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными Текст.: Дисс. .канд. псих. наук. -М.: 1990. 194с.
  60. В.А. Конфликты в спортивном единоборстве Текст.: научн. тр. ВНИИ ИФК за 1969. М.: 1970. Т.1. — 190−191с.
  61. А.Н. Влияние конфликтных систем на соревновательную деятельность квалифицированных футболистов Текст.: тезисы доклада. Омск: ОГИФК, 1990. — С. 17−19.
  62. Ш. М. Проблема конфликта в системе взаимоотношений «учитель-родитель» Текст.: материалы 32 конференции аспирантов и молодых ученых. Тбилиси: 1987.
  63. А.И. Проблемы групповой сплоченности Текст. М.: Изд-во Моск. унив. 1979. — 128с.
  64. А.И. Психология коллектива Текст.: методологические проблемы исследования. М.: Изд-во Моск. унив., 1984. — 207с.
  65. А. И. Полозова Т.А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе Текст.: Вести Моск. унив. сер. 14 Психология, 1977. № 4. -23−32с.
  66. Н.И. Международный конфликт. О буржуазных теориях конфликта Текст.: критический анализ методологии исследований. — М.: Межд. Отношения, 1981. 36−58с.
  67. ЕЛ. Психология манипуляции Текст. М.1997.
  68. В.В., Конторов Д. С. Введение в теорию конфликта Текст. М.: Радио и связь, 1989. — 287с.
  69. А.Б. Общение. Наука и искусство Текст.: — М.: Изд-во Знание, 1978.
  70. Г. С. Методика определения межличностных взаимоотношений военнослужащих в различных сферах деятельности Текст.: методическое пособие. СПб.: ВИ ВВ МВД РФ, 1998. — 38с.
  71. М. И. Феденко Н.Ф. Основы психологии Текст. М.: ВПА, 1962. -295с.
  72. Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома Текст. СПб.: Питер, 1994.
  73. С.М. Практикум по конфликтологии. Текст.: 2-е издание, перераб. СПб: Питер, 2001. — 400с.
  74. Ю.Н. Исследования и проектирование межличностных ситуаций, как теоретико-прикладное направление социальной психологии Текст. JI.: Вестник ЛГУ, серия 6, 1986, вып.1 — 55−62с.
  75. С.И. Ролевой конфликт в деятельности руководителя первичного производственного коллектива Текст.: Автореф. дисс. .канд. псих. наук. Л., 1983. — 19с.
  76. Е.А. Влияние стиля руководства директора на социально-психологическую атмосферу в педагогическом коллективе Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Л.: 1972. — 19с.
  77. А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов Текст.: социальная психология и социальное планирование- /под ред. Кузьмина Е. С. Бодалева А.А. Л.: ЛГУ, 1973. — 33−39с.
  78. А.А. Личность и коллектив. Межличностные конфликты в коллективе и их разрешение Текст. — Л: Знание, 1976. 36с.
  79. А.В. Профилактика отклоняющегося поведения военнослужащих ВВ МВД России средствами педагогической диагностики Текст.: Дисс. .канд. пед. наук. СПб., 2002. — 167с.
  80. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность, ее изучение и формирование у курсантов военных училищ Текст.: материалы лекции прочитанной в ВПА. М.: 1978. — 50с.
  81. В.И. Основы педагогической конфликтологии Текст.: учебник. М.: РПАД995. — 183с.
  82. В.И. Педагогика в системе наук о человеке Текст. М., 1990. — 56−79с.
  83. А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье Текст.: вопросы психологии. № 3,1981. — 60−68с.
  84. И.Ю. Педагогическая коррекция межличностного общения старшеклассников, как средство их профессионального самоопределения в сфере «человек-человек» Текст.: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1997. — 19с.
  85. Закон РФ О внутренних войсках МВД России. Текст. 1997.
  86. А.Г. Социология конфликта. Россия на пути преодоления кризиса Текст.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект-Пресс, 1995.
  87. В., Ланг Л. Руководить без конфликта Текст. М.: Экономика, 1990.
  88. Г. Человек как враг Текст.: социологический журнал. -1994.-№ 2.-114−119с.
  89. А.В. Управление конфликтными ситуациями в целях нравственного воспитания Текст.: материалы симпозиума. М.: Изд-во МГУ, 1971. -98−101с.
  90. Е.А. Психологические особенности ведения переговоров офицерами внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач Текст.: Дисс. .канд. псих. наук. -М., 2002. 193с.
  91. Е.Н. Эффективное общение и конфликты Текст. СПб.: Рига, 1997.
  92. B.C. Сплочение воинских коллективов специального назначения Текст.: на примере военно-космических сил РФ: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. СПб., 1994. — 12с.
  93. Л.Г. Понимающая социология Текст. М., 1979.
  94. М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений Текст.-М., 1988.
  95. В.П. Современные аспекты адаптации Текст. -Новосибирск: Наука, 1980. 191с.
  96. М.И. Формирование конструктивной позиции в межличностных конфликтах у курсантов вузов внутренних войск МВД России Текст.: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб., 2005. — 21с.
  97. IO.A. Социально-психологические условия возникновения и предупреждения внутри коллективных конфликтов в подразделениях войск радиационной, химической и биологической защиты Текст.: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1995. -21с.
  98. Л.А., Рослунов А. Т. Психологическая подготовка к службе в армии Текст.: книга для учителя. Минск, 1986. — 181с.
  99. А.Г. Обеспечение социально-психологической устойчивости воинских подразделений Текст.: Автореф. .канд. психол. наук. М., 1993.-21с.
  100. Я. Пьер Бурдье и воспроизводство классового общества. IL Монсон. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы Текст. СПб.: Изд-во «Нотабене», 1992. — 374−415с.
  101. В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе Текст.: Дисс. .д-ра пед. наук. СПб.: ГУ, 1992.-360с.
  102. В., Новак Т. Сам себе психолог Текст. СПб.: Питер, 1994.
  103. ЧЛ. Искусство ведения переговоров Текст. -М., 1997.
  104. .Ф., Мннко Н. И., Сысуев В. Г., Томашев А. Н. Педагогика в деятельности ОВД: семинарские и практические занятия Текст. СПб.: СПб. А МВД РФ, 1997. — 75с.
  105. В.Р. Совершенствование коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел в системе повышения квалификации Текст.: Дисс. .канд. пед. наук. СПб., 1998.
  106. В. С. Козицкий В.И. Сайчук Л. В. и др. О двигательной активности спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях единоборств и игр Текст.: теория и практика физкультуры. -1970. -№ 6. 13−20с.
  107. В.Я., Мусин Я. П., Слепов В. Я. Основные пути и педагогические условия воспитывающего обучения в ВВКУ МВД России Текст. СПб.: СПб ВВКУ, 1996. — 45с.
  108. А.И. Предупреждение и преодоление психологических конфликтов в коллективе Текст.: социальная психология и управление. -М., 1982. 180−195с.
  109. Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе Текст.- Дисс. .канд. психол. наук. -Л., 1986.-252с.
  110. Л. Завершение конфликта Текст.: социальный конфликт: совремешше исследования, реферативный сборник. М.: ИСАИ, 1991. — 27−35с.
  111. Конфликтология: рабочая программа для слушателей и курсантов дневной и заочной формы обучения- /под ред. Шаранова Ю. А., Шестакова А. Г. Текст. СПб.: СПб. У МВД РФ, 1999. — 24с.
  112. II.B. Профессионально-личностное становление и развитие педагога Текст.: журнал. М.: Педагогика, 1998. -№ 1. — 66−72с.
  113. А.А. Человек в автоматизированной системе управления Текст. Л.: ЛГУ, 1972. — 192с.
  114. Н.И. Социально-психологические особенности военнослужащих срочной службы Текст. М.: ВПА, 1987. — 29−50с.
  115. Н.В. Способность, одаренность талант учителя Текст. -Л., 1995.
  116. Н.В. Педагог, как организатор педагогического воздействия Текст.: в кн.: Основы вузовской педагогики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. — 84−102с.
  117. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 114с.
  118. С.В. Изучение социально-психологических особенностей студенческих групп Текст.: метод указания для кураторов. -Л.: ЛТИ, 1983. 12с.
  119. А.Ю. Социально-психологические особенности деятельности командира подразделения по предупреждению и разрешению межличностных конфликтов курсантов вуза Текст.: Автореф. .дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2000. — 21с.
  120. JI.B. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики Текст.: учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. -464с.
  121. JI.B. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению Текст. СПб.: Речь, 2002. — 184с.
  122. Ю.В. Воспитание нравственной культуры у курсантов военных училищ МВД России Текст.: Дисс. .канд. пед. наук. СПб.: ГУ, 1996.-257с.
  123. Ю.В., Слепов В. Я., Шарухин А. П. Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности военнослужащих внутренних войск МВД России Текст. СПб.: 2002. -644с.
  124. О.М. Подготовка младших командиров курсантских подразделений в условиях ввуза МВД России Текст.: Дисс. .канд. пед. наук. СПб.: ГУ, 1995. — 224с.
  125. .Т. О конфликте в детском коллективе Текст.: воспитание в труде и коллективе. Архангельск, 1964. — 51 -63с.
  126. .Т. Курс лекций Текст. М.: Прометей, 1996. — 29−31с.
  127. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции Текст.: конспект лекций.-М.: МГУ, 1971.
  128. А.В. Конструктивный подход к управлению конфликтами в деятельности психолога Текст.: на пути к новому гуманитарному образованию, сб. научных статей. Новгород: Нов. ИПКУ, 1998. — 147−158с.
  129. А.В. Урегулирование межличностных конфликтов: случаи, подходы, технологии, практика Текст. Html, 2000. — 22kb.
  130. Г. Д. Платонов К.К. Психология. Текст. М.: Воениздат, 1963.-344с.
  131. А.Г. Педагогическая профилактика наркотизма школьников Текст. М.: Просвещение, 2005. — 63с.
  132. B.JI. Психологические основы формирования профессионально-значимых качеств Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук.-Л., 1982.-32с.
  133. В. Л. Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса Текст. СПб.: Изд. Дом «Сентябрь», 2001. -260с.
  134. А.К. Психология профессионализма Текст. -М., 1996.
  135. К. Маркс и Ф. Энгельс Текст.: Т.З. М.: Политиздат, 1976.1. С. 2.
  136. Ю.Д. Совершенствование процесса формирования военно-профессиональной направленности курсантов вузов внутренних войск МВД России Текст.: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб., 2000. -193с.
  137. Ф.Э. Адаптация, стресс и профилактика Текст. М.: Наука, 1981.-С.5.
  138. С.А. Социально-психологические основы предупреждения конфликтов в коллективе офицеров полка Текст.: Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1994. 186с.
  139. А.С. Педагогическая профилактика наркомании и токсикомании среди военнослужащих частей ВВС ВМФ Текст.: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М.: ВУ, 2000. — 21с.
  140. Я.Н., Кочин А. А. Психолого-педагогические основы организации воспитательной работы во внутренних войсках. Текст.: учебное пособие- /под редакцией Гейжан Н. Ф. СПб.: СПб. ВИ ВВ МВД РФ, 1997. -40с.
  141. А.А. Конфликты, как проблемные ситуации Текст.: социально-психологическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. Ереван: Изд-во АН АССР, 1988. — 84−101с.
  142. Л.Г., Щедровицкий Г. П. Развитие детей и проблемы организации нравственного воспитания Текст.: материалы к симпозиуму июнь-июль 1966 г. -М: Просвещение, 1966. 132−137с.
  143. Р.С. Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива Текст. М.: Просвещение, 1994. — 473−475с.
  144. A.M. Исследование конфликтных ситуаций в процессе воспитания младших школьников Текст.: вопросы семейной педагогики. — Рига: Изд-во Лат. гос. ун-та, 1978. -32−41с.
  145. А.Н. Можно ли управлять конфликтом? Текст.: человек и труд. -1993. № 2. — 104−108с.
  146. B.C. Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудников ОВД России Текст.: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. СПб.: ГУ, 1993. -43с.
  147. B.C., Шаранов Ю. А. Профилактика девиантного поведения сотрудников органов внутренних дел. России в сфере профессиональной деятельности Текст.: учебное пособие. СПб.: СПб. А МВД РФ, 1997.
  148. Ю.М. Слабоволие, как реакция на внутренний конфликт Текст. М.: Просвещение, 1991. — 47−49с.
  149. А.В. Педагогические особенности разрешения межличностных конфликтов в курсантском подразделении: на примере военно-физкультурного вуза Текст.: Дисс. .канд. пед. наук. СПб.: ВИФК, 2002. — 185с.
  150. К.К. Краткий словарь психологических понятий Текст.: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1981. -175с.
  151. Педагогика под ред. Сластенина В. А. Исаева И.Р., Шиянова М. С. Текст. М: АСАДЕМА, 2003. — 23−24с.
  152. В.Ф. Противоречия и конфликты. Воинский коллектив: динамика отношений Текст. М.: Военниздат, 1991. — 24−31с.
  153. К.А. Педагогическая профилактика пьянства и алкоголизма среди военнослужащих частей ЖДВ Текст.: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М.: ВУ, 2001. -22с.
  154. СЛ. Проблемы общей психологии Текст. М.: Педагогика, 1972.
  155. В. Ю. Караулов О.А. Психофизические основы индивидуального обучения. Текст.: — СПб.: 1998.-96с.
  156. А.В. Методологические проблемы теории адаптации в эволюционной биологии и медицине Текст.: Дисс. .канд. философ, наук. -Л., 1973.-213с.
  157. А.Л. Социальная психология управления Текст. -Л.: ЛГУ, 1986.-175с.
  158. .Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к военной службе Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М.: ВПА, 1989.-22с.
  159. Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 350с.
  160. Н.Н. Профессионально-психологическая подготовленность сотрудников органов внутренних дел: сущность, критерии, оценки, формирование Текст. СПб.: СПб. У МВД РФ, 1998. — 128с.
  161. В.Я. Педагогические основы обучения личного состава подразделений (в/ч) в условиях боевых действий Текст. СПб.: ВВКУ ВВ МВД РФ, 1996.-16с.
  162. В.Я. Морально-политическая и психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР к деятельности в условиях современной войны Текст.: Дисс. .д-ра пед. наук. Л., 1973. — 104с.
  163. . В.Я. Принципы и методы обучения и воспитания советских воинов Текст. Л.: ВВМУРЭ им. А. С. Попова, 1978. -210с.
  164. Г. В., Волкогонов Д. А., Коробейников М. П. Человек в современной войне. Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов Текст. М.: Воениздат, 1981. -254с.
  165. А.Е. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних Текст. Минск: Народная Асвета, 1982. -64с.
  166. М.М. Индивидуальный подход в воспитании будущих офицеров ВВ МВД РФ Текст.: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПб. ГУ, 1999. — 17с.
  167. Х.Г. Учитель и культура. Проблемы подготовки педагогических кадров: статья Текст. -М.: журнал Педагогика, 1998. -№ 1. -66−72с.
  168. Н. Ф. Галицкий В.П. Психологические аспекты преодоления конфликтной ситуации в воинских коллективах Текст. М.: ВПА, 1981.-167с.
  169. Л.Б. Психология развития контакта между людьми в условиях затрудненного общения Текст.: Автореф. дисс. .д-ра психол. наук.-М., 1985.
  170. Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений Текст. М: Наука, 1990. — 158с.
  171. Т.Ф. Формирование конструктивной позиции общения у курсантов вузов МВД России Текст.: Дисс. .канд. пед. наук. СПб., 1999. — 170с.
  172. В.И., Терещенко Н. Ф. Профилактика конфликтных ситуаций в коллективе Текст.: журнал. Л.: На боевом посту, 1984. № 4. -44−45с.
  173. В.И. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск Текст.: учебное пособие. Л.: ВПУ МВД СССР, 1988. —66с.
  174. В.И., Мамонтов В. А., Дунин Г. С. Методика изучения личности и коллектива Текст.: методическое пособие. Л.: ВПУ, 1990. -63с.
  175. В.И., Шаранов Ю. А. Практикум по конфликтологии Текст.: учебно-методическое пособие. СПб.: СПб. Юридический институт, 1993.-81с.
  176. В.И., Григорьев В. К. Вопросы педагогики в деятельности офицера внутренних войск МВД России Текст. СПб.: ВВКУ, 1993.-86с.
  177. А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий Текст.: психолого-педагогические основы общения. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1979. — 150с.
  178. В.А. Способы разрешения межличностного конфликта в экстремальных условиях Текст.: психологический журнал. 1993. — № 3. -38−46с.
  179. Ю.А. Педагогические основы сплочения многонациональных воинских коллективов в войсках МВД Текст.: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М.: ВПА, 1987. -23с.
  180. Ю.А. Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел (улравленческо-развивающийся подход) Текст. -СПб.: СПб. А МВД РФ, 1998. 380с.
  181. А.П. Единство военно-педагогической теории и практики необходимое условие совершенствования воспитательной деятельности офицерского состава полка Текст.: Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1992.-257с.
  182. Т.Г. Управление развитием педагогического творчества преподавателей ввузов МВД Текст.: Дисс. .д-ра пед. наук. -СПб., 2002.-227с.
  183. А.Г. Психология управленческих воздействий руководителя на подчиненных в органах внутренних дел Текст.: Автореф. дисс. .д-рапсихол. наук.-СПб., 1997.-43с.
  184. А.И. Социально-психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях Текст.: Дисс. .д-ра психол. наук. М., 2000. -278с.
  185. Юнацкевич П. И, Суицидология Текст.: учебное пособие. СПб., 2004.-240 с.
  186. Юри У. Преодолевая «нет» или переговоры с трудными людьми Текст. М.: Наука, 1993. — ll7c.
  187. Ю.Н. Внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища и их разрешение Текст.: Автореф. .дисс. канд. психол. наук. М., 1996.-21с.
  188. Я.Я. Психология и педагогика в деятельности офицеров Текст. Л.: ВИКИ, 1981. — 230с.
  189. Д.Б. Избранные психологические труды Текст. М., 1989.-126с.
  190. Н.В. Динамика диспозиций личности в процессе производственной адаптации Текст.: Дисс. .канд. психол. наук. JI.: ЛГУ, 1989. — 175с.
  191. П.М. Психологические проблемы мотивации человека Текст. М.: Просвещение, 1969. — 8с.
  192. В.А. Психология учебной деятельности студентов Текст.: учебное пособие. М: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов. Изд. «Логос», 1994. — 156с.
  193. М.М. О конфликтных ситуациях в коллективе старшеклассников Текст. Л.: Сов. педагогика, 1969. -№ 8. -26-Збс.
  194. В.И., Меньшов В. В. технология выхода из педагогических конфликтов Текст.: социальные конфликты: многообразие, пути и способы преодоления: материалы междунар. практ. конф. Белгород, 1993. -4,2. -175−177с.
  195. Coser L. Introduction to sociology. N.Y., 1985
  196. Deutsch M. Construktive Conflikt Resolution: Principles Training and Research. Joraal of Social Insues Vol. 50 No.l. 1994. — P. 13−32.
  197. Lewin K, Vorsatz, Wille und Burftiis // Psichol. Forschung. -1926, Bd.7.-S.331−385.
  198. Lewin K. Principles of topological psichology. N.Y.: VcGraw Hill, 1936.
  199. Maslow A. H. Motivation and Personality. N.Y., 1954.
  200. Murrey H.A. Exploration in Personality. -N.Y., 1938.1. Бланк № 1формализованного интервью курсантов подразделениегруппа
  201. Укажите, пожалуйста, сколько раз с момента прибытия в военный институт по настоящее время вы попадали в конфликтную ситуацию в своем коллективе?
  202. Укажите, пожалуйста, сколько раз с момента прибытия в военный институт, по настоящее время конфликтная ситуация, в которой Вы участвовали, перерастала в конфликт, в своем коллективе?
  203. Кто был, как правило, виноват в конфликтных ситуациях (конфликтах)?31. вы- 3.2. — другой курсант, 3.3. — в зависимости от ситуации.
  204. Были ли свидетели ваших конфликтов? 4.1. да- 4.2. — нет.
  205. Кто выходил, как правило, победителем в конфликте?51. победителей не было- 5.2. — победителем чаще всего были вы- 5.3. — победителем были чаще всего другие курсанты- 5.4-в равной степени вы и ваши соперники.
  206. В какое время суток, чаще всего возникали конфликты, или конфликтные ситуации?91. в утреннее время- 9.2. — в обеденное время- 9.3. — в вечернее время- 9.4. — в вечернее время, после отбоя.
  207. Где чаще всего возникали конфликты?101. в столовой- 10.2. — на спортгородке- 10.3. — в учебном классе- 10.4. — в казарменном помещении- 10.5. — в кладовой- 10.6. — на улице.
  208. Продолжительность конфликтной ситуации, или конфликта1. Бланк № 2формализованного интервью офицеров: кафедрарота
  209. Сколько межличностных, конфликтных ситуаций между отдельными курсантами, в конкретном подразделении, с момента их поступления в вуз до настоящего времени Вам удалось пресечь?
  210. Сколько межличностных конфликтов, между отдельными курсантами, в конкретном подразделении, с момента их поступления в вуз до настоящего времени Вам удалось успешно разрешить?
  211. В какое время суток, чаще всего возникали межличностные конфликты, или конфликтные ситуации?81. в утреннее время- 8.2. — в обеденное время- 8.3. — в вечернее время- 8.4. — в вечернее время, после отбоя.
  212. Где чаще всего возникали межличностные конфликты?91. в столовой- 9.2. — на спортгородке- 9.3. — в учебном классе- 9.4. — в казарменном помещении- 9.5. — в кладовой- 9.6. — на улице- 9.7. — иное (напишите)
  213. Какова была максимальная продолжительность отдельных конфликтов?
  214. Оцените свой личный интерес к решению задач по профилактике и разрешению межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения. 1 234 567
  215. Оцените степень вашего желания получить необходимые знания, навыки и умения в решении задач по профилактике и разрешению межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения. 1 234 567
  216. Оцените степень вашего желания использовать полученные знания, умения, и навыки в решении вопросов по профилактике и разрешению межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения. 1 234 567
  217. Оцените уровень ваших способностей к решению задач по профилактике и разрешению межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения. 1 234 567
  218. Оцените степень вашего стремления решать задачи по профилактике и разрешению межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения. 1 234 567
  219. Оцените степень вашего представления о социальной значимости решения задач по профилактике и разрешению межличностных конфликтов в рамках требований органов военного управления войск. 1 234 567
  220. Оцените уровень вашей потребности в причастности к формированию у курсантов групповой сплоченности, через решение задач по профилактике межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения. 1 234 567
  221. Оцените уровень вашей потребности в признании результатов вашей деятельности при решении задач по профилактике и разрешению межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения. 1 234 567
  222. Оцените уровень вашей потребности в самовыражении, через проявление инициативы, решительности и воли при решении задач по профилактике и разрешению межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения. 1 234 567
  223. Оцените уровень практической реализации мотивационного напряжения при решении задач по профилактике и разрешению межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения. 1 234 567
  224. Среднестатистический показатель оценки уровня внутренней мотивации офицеров к решению задач по профилактике и разрешению межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения. М°= ?('-«>) 10
  225. Среднестатистический показатель оценки уровня мотивационной готовности офицеров к решению задач по профилактике и разрешению межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения. М^ЕС-«) 11
Заполнить форму текущей работой