Египетские мотивы в архитектуре Западной Европы и России XVIII — начала XX веков
Материал об использовании египетских мотивов в русской архитектуре и культуре изложен в двух следующих главах. В них внимание уделено не только собственно объектам архитектуры, но и проникновению египетских мотивов в живопись и литературу. Это было необходимо для создания более широкого культурного контекста. Вторая глава «Египетские мотивы в русском искусстве XVIII в. — 1830-х гг.» имеет три… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Истоки и формирование «египетского стиля в художественной культуре Западной Европы. Основные этапы
- Раздел I. Древние Греция и Рим как наследники и интерпретаторы искусства Древнего Египта
- Раздел П. Средние века
- Раздел III. От Ренессанса до середины XVIII в
- Раздел IV. Эпоха Людовика XVI и Великая французская революция
- Раздел V. «Египтомания» ампира
- Раздел VI. 1840−1880-е гг
- Раздел VII. От модерна до 1930-х гг
- Глава II. Египетские мотивы в русском искусстве XVIII в. — 1830-х годов
- Раздел I. Начало XVIII в.- начало XIX в
- Раздел II. «Александровский ампир» (1801−1830-е гг.)
- Раздел III. Объекты в египетском стиле
- Глава III. Египетские мотивы в русском искусстве 1840−1930-х гг
- Раздел I. Эпоха историзма: 1840−1880-е гг
- Раздел II. Эпоха русского модерна. Философские поиски
- Раздел III. Египетские мотивы в живописи и архитектуре модерна
- Раздел IV. Интерпретация архитектурного наследия Древнего Египта в раннем советском зодчестве
Египетские мотивы в архитектуре Западной Европы и России XVIII — начала XX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Культура Древнего Египта внесла огромный вклад в развитие мирового искусства. Зародившееся и развивавшееся в долине Нила на протяжении свыше четырех тысячелетий, это искусство создало уникальную монументальную каменную архитектуру. Египетские пирамиды по праву считаются одним из семи чудес света. Известный немецкий ученый Э. Кон-Винер, в частности, отметил: «Египетская пирамида, бесспорно, самое монументальное создание архитектуры вообще"1. Выдающийся» российский исследователь искусства Древнего Египта М. Э. Матье, оценивая вклад древних зодчих в историю культуры, подчеркивала их «полное овладение конструктивными и декоративными возможностями камня, создание царской усыпальницы в форме пирамиды, четкая планировка сложных ансамблей и отдельных помещений, использование колонны и оформлении пространства и сложение определенных типовколонн, сохранившихся затем с течение тысячелетий в зодчестве Древнего Египта, гармоничное сочетание архитектуры, скульптуры и рельефа, разработкацелого ряда замечательных приемов и мотивов декорировки зданий». 2
Наследие Древнего Египта было воспринято последующими цивилизациями и распространилось по всем континентам. Особенно впечатляющим было его воздействие на культуру Западной Европы. Богатые коллекции и накопленные научные знания приблизили современному человеку древнюю цивилизацию. Египетское искусство строго следовало сформировавшейся традиции. Сфинксы, крылатые диски, мумии, саркофаги, предметы скульптуры, иероглифы, стилизованные рисунки — самые характерные и легко узнаваемые символы Египта. Это стало основой для стилизации. Увлеченность Древним Египтом выражалась как в общем стиле
1 Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. С. 11.
2 Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М., 2010. С. 95. больших архитектурных ансамблей, так и в отдельно взятых формах. Формы пирамиды и пилона, как известно, неоднократно использовались в различных целях, как непосредственно связанных с их первоначальным назначением, так и в новом качестве. Мемориальные обелиски получили самое широкое распространение по всему миру и со временем практически утратили ассоциативную связь с создавшей их культурой. Сфинксы завораживали и вдохновляли многих скульпторов и архитекторов. Мотивы истории Древнего Египта широко представлены .как в живописи, так и в литературе.
Для определения распространившихся в искусстве разных эпох" стилизаций в «египетском стиле» наукой предложена специальная терминология, все еще, однако, не до конца устоявшаяся. Данное явление в европейской культуре Нового времени получило следующие определения: «Египтомания» («Egyptomania»), «Египтиана» («Egyptiana»), «Египтицизм» («Egypticism»), «Нео-египетский стиль» («Neo-Egyptian style») или «Египетское Возрождение» («Egyptian Revival»). Они использовались наряду с терминами «Мавританское Возрождение» («Moorish Revival»), «Неоготика», («Neo-gothic»), «Персофилия» («Persofilia»), «Индомания» («Indomania») и «Этрускерия» («Etruscheria»). В том или ином варианте определение «египтомания» стало широко применяться в XX в. европейскими и американскими учеными3.
Египетский стиль" и «египтоманию» формируют три важнейших источника: археологические, художественные и эзотерические, в которых Древний Египет предстает носителем универсального, тайного знания, определяющего судьбы человечества. Одновременно «египтомания» представляет собой манифестацию особых пластических форм, так или иначе
3Hanp ¦ Pevsner N., Lang S. The Egyptian Revival. Architectural Review. CXIX (1956) — Lancaster Clay. Oriental forms in American architecture 1800−1870. Art Bulletin. XXIX.3. 1947; The Art and Architecture of Freemasonry. Batsford, 2002; Humbert Jean-Marcel. L’Egyptomania dans L’Art Occidental. Paris. 1989; Hutchinson Colla Elliott. Conflicted Antiquities: Egyptology, Egyptomania, Egyptian Modernity. Duke Uni Press 2008; Ashton Sally-Ann. Roman Egyptomania. Golden House Publications 2004; Curl James Stevens. Egyptian Revival. Ancient Egypt as the Inspiration for Design Motifs in the West. New York. 2005 h ap. проявляющихся в больших архитектурно-художественных стилях (барокко, рококо, классицизм, историзм, модерн).
В западноевропейской культуре на разных этапах развития обнаруживается множество примеров использования египетских мотивов в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи и литературе. Профессор Собронны доктор искусствоведения Жан Тюлард справедливо подчеркивает, что никакое другое искусство, «в том числе Индии и Китая не вызвали такого увлечения на Западе, как Египет"4. Этот интерес, по наблюдениям последних нескольких десятилетий, превосходил по масштабам даже притягательность «шинуазри» и «тюркери».
Углубленное исследование этого художественного феномена наглядно показывает, что широкое использование характерных для древнеегипетской архитектуры и искусства элементов — особого «египетского стиля» приходится на античность. Наиболее ярко оно было представлено в искусстве Эллинизма и Древнего Рима. Затем эти мотивы получили распространение в ХУ1-ХУШ вв. Италии, Франции, Англии и Германии. Расцвет этого стиля — «египтомании» — падает на эпоху ампира во Франции, что, безусловно, было связано с личными вкусами и пристрастиями Наполеона. Необходимо отметить, что научный интерес к Египту, возникший благодаря Наполеону, должен был укрепить государственную идеологию, показать Францию преемницей древнейших цивилизаций и великих империй прошлого. «Египтомания» эпохи Империи подтолкнула Францию к формированию полноценной египтологии, как науки о древностях, важнейшей вехой которой стало эпохальное открытие Шампольона — дешифровка египетских иероглифов в 1822 году. Это событие не только укрепило позиции науки, но и придало «второе дыхание» «египтомании», восторженно открывшей исторический контекст, казавшейся дотоле
4 Цит. по: Humbert Jean-Marcel. L’Egyptomania dans L’Art Occidental. Paris. 1989. S. 8. загадочной цивилизации. С этого времени неизвестные надписи начинают читаться, и представление о Древнем Египте постоянно углубляется.
Особенным образом «египтомания» проявилась в зодчестве историзма, неотъемлемой составляющей которого также является по определению. Позитивистский дух науки второй половины XIX столетия открывал новые горизонты, используя не миф, но конкретные исторические знания, и опираясь на глубокое почтение, которое широкая публика испытывала к научным открытиям. Элементы «египетского стиля» встречаются в архитектуре XIX — XX веков уже практически повсеместно: от Америки до Австралии, в том числе и в России.
Распространение египетских мотивов в русском искусстве и архитектуре связано с комплексом особых исторических обстоятельств развития отечественной культуры. Россия знакомилась с Египтом через культуры-посредницы: византийскую (вплоть до конца XVII в.) и европейскую (начиная с петровской эпохи). Затем она выработала собственную интерпретацию «египетского стиля», в котором черпали вдохновение выдающиеся зодчие, как русские по происхождению (Н.Львов, А. Воронихин и др.), так и те, кто поставил свой талант на службу России (А.Менелас, Тома^ де Томон, Ч. Камерон и др.).
Таким образом, изучение особенностей становления и эволюции «египетского стиля», его места в искусстве и архитектуре Европы и России — важная и актуальная научная задача.
Диссертация посвящена комплексному анализу проникновения египетских элементов, мотивов и тем в западноевропейскую и русскую культуру, прежде всего в архитектуру XVIII — начала XX в. Их широкое присутствие в зодчестве, оформлении фасадов и интерьера позволяет говорить о формировании особого «египетского стиля», а увлеченность этим стилем — о «египтомании». Его становление и развитие в отечественной культуре было интересным проявлением взаимодействия европейского и русского искусства.
Египтомания" как специфическое явление в искусстве Западной Европы и Америки стала объектом научного исследования в конце 1920;х гг. во Франции, Германии, Англии, Италии, США. Этой проблематике были посвящены статьи Г. Фогеля, Ф. Росса, А. Блант, В. Хекшер, Н. Певзнер и С. Ланг, К. Ланкастер и др.5. На рубеже 1960;70-х гг. появляются фундаментальные исследования, которые в настоящее время считаются классическими работами по данной проблематике: Ричарда Карротта «Египетское Возрождение: его источники, монументы и значение»" (1978), Джеймса Стивенса Кёрла «Египетское Возрождение» (1982), Жана-Марселя Умбера «Египтомания в Западном искусстве» (1989)6. Труды 2000 -х гг. Брайана Каррана («Египетский Ренессанс: возрождение Древнего Египта в искусстве Нового Времени Италии», 2007; «Обелиск: история», 2009), Э: Колла, С.-А.Эштон, С. Сорек и др. вносят важный вклад в дальнейшее исследование этой тематики.
Статьи, затем две книги по этой проблематике были изданы в США. Это «Египетское Возрождение» Карротта, который анализирует период с 1808 по 1855 гг. в США. Работа «Египетское Возрождение» Д. С. Кёрла стремится к энциклопедическому охвату темы, но автор все-таки в большей степени сосредоточен на архитектуре, уделяя особое внимание англосаксонской египтомании. Д. Кёрл считает, что принципиальное значение имеет
5 Vogel Hans. Aegyptisierende Baukunst des Klassizismus. //Zeitschrift fur Bildende Kunst. LXII (1928;1928) — Roos Frank J. The Egyptian Style // Magazine of Art. XXXIII (1940) — Blunt A. The Hypnerotomachia Poliphili' in XVII Century France. // Journal of the Warburg and Courtauld Instituties. I (1937;1938) — Heckscher William. Bernini’s Elephant and Obelisk. // Art Bulletin. XXIX, 3 (1947) — Pevsner N., Lang S. The Egyptian Revival. Architectural Review. CXIX (1956) — Lancaster Clay. Oriental forms in American architecture 1800−1870. Art Bulletin. XXIX.3. 1947.
6 Kapporr. Curl James Stevens. Egyptian Revival. Ancient Egypt as the Inspiration for Design Motifs in the West. New York. 2005; The Art and Architecture of Freemasoniy. Batsford, 2002; Humbert Jean-Marcel. L’Egyptomania dans L’Art Occidental. Paris. 1989.
7 Curran Brian A. The Egyptian Renaissance: The Afterlife of Ancient Egypt in Early Modern Italy. Chicago 2007; Obelisk: A History. MIT Press 2009; Hutchinson Colla Elliott. Conflicted Antiquities: Egyptology, Egyptomania, Egyptian Modernity. Duke Uni Press 2008; Ashton Sally-Ann. Roman Egyptomania. GoIden House Publications 2004; Sorek Susan. Emperor’s Needles: Egyptian Obelisks and Rome. Bristol Phoenix Press. 2010. исследование истории восприятия и интерпретации культуры Древнего Египта в Европе. Он подчеркивает, что «наследие Египта было воспринято последующими цивилизациями, сложившимися на берегах Средиземного моря», а «верования египтян повлияли на мировоззрение и религиозные культы других народов. Через греко-римский мир египетские божества. значительно воздействовали на другие религии, в частности, на христианство"8.
Попытка дать наиболее широкую картину европейского увлечения египетскими мотивами принадлежит французскому исследователю Ж.-М. Умберу. Он попытался выделить объекты, затронутые египтоманией, в архитектуре, интерьере, скульптуре, живописи, предметах декоративно-прикладного искусства, вплоть до кинематографии, комиксов, моды и рекламы. Широкие исторические рамки (от XVI в. до 1970;х гг.) позволили ученому продемонстрировать нарастание интереса в европейском искусстве к искусству Древнего Египта. Умбер показывает живучесть этого феномена, его способность приспосабливаться к разным историческим обстоятельствам и культурным тенденциям. Французский исследователь (египтолог по образованию) особо выделил события, в разные эпохш стимулировавшие интерес у архитекторов и художников к древней цивилизации (раскопки на Вилле Андриана в Тиволи, Египетский поход Наполеона, дешифровка иероглифов, Парижские выставки, открытие гробницы Тутанхамона, успех Сары Бернар в роли Клеопатры и пр.).
В целом западноевропейскими исследователями накоплен богатый и важный для современного искусствознания материал. Он нуждается в обобщении и осмыслении. Результаты работы зарубежных исследователей в нашей стране известны недостаточно.
В отечественной науке «египетский стиль» наиболее обстоятельно рассмотрен в трудах В. С. Турчина, но не как отдельный феномен, а как
8 Curl James Stevens Egyptian Revival. New York. 2005. S. существенная часть искусства Западной Европы, прежде всего Франции, XVIIIначала XIX в.9
Архитектура и культура России XVIII — начала XIX вв. наследовала египетские элементы в значительной мере через восприятие и переосмысление опыта стилей западноевропейской архитектурыклассицизма, ампира, историзма и модерна. До настоящего времени это остается мало исследованной областью в истории русского искусствознания. Наиболее существенным вкладом в изучение данной проблематики являются работы В.С.Турчина10, обратившегося к изучению эпохи Александра* I1. Интересные наблюдения есть также в книге И. Е. Путятина «Образ русского храма и эпоха Просвещения"11. Один из наиболее авторитетных специалистов по истории и> теории русской архитектуры М. В. Нащокина отметила широкое присутствие египетских мотивов в русской садово-парковой архитектуре конца XVIII — начала XIX вв.12 Много ценных сведений содержит монография Л. Г. Пановой, построенная на материале русской и зарубежной художественной литературы XVIII — начала XX
I Ч веков. В последние годы В. Солкиным и В. Ларченко были предприняты попытки систематизации памятников египетского искусства и египетских элементов в архитектурно-пластическом убранстве Санкт-Петербурга и его пригородов14. Ряд ценных сведений содержат исследования о творчестве художников и архитекторов, у которых эти мотивы встречаются. Хелен Вайтхауз одной из первых за рубежом обратилась к исследованию египетских мотивов в русской архитектуре15.
9 Турчин B.C. Французское искусство от Людовика XVI до Наполеона. L’ancien regime, революция и империя. М. 2007.
10 Турчин B.C. Александр I и неоклассицизм в России. Стиль империи или империя как стиль. М., 2001.
11 Путятин И. Е. Образ русского храма эпохи Просвещения. М., 2009.
12 Нащокина М. В. Русский масонский сад. // Русская усадьба. Сборник ОИРУ, № 12 (28). М., 2006. С 497 536.
13 Панова Л. Г. Русский Египет. Александрийская поэтика Михаила Кузмина. Кн. 1, 2. М., 2006.
14 Солкин В., В. Ларченко В. «Египетский Петербург»: египетские и египтизирующие памятники на берегах Невы. // Древний Египет. Сб. трудов ассоциации по изучению Древнего Египта «MAAT». M., 2005. С. 7−12.
15 Whitehouse Helen. Egypt in the Snow. // Imhotep today. London, 2003.
Работы концептуального характера, обобщающие результаты исследований по указанной проблематике зарубежных ученых, в отечественном искусствознании отсутствуют. Не предпринималось также попыток сделать объектом специального изучения египетские мотивы в русском искусстве и архитектуре, представить становление и эволюцию отечественного варианта «египетского стиля», показать своеобразие основных его этапов.
Это определило объект исследования диссертации. В центре внимания находятся архитектурные ансамбли, здания, некоторые предметы скульптуры и живописи, ярко иллюстрирующие важную роль «египетского стиля» в мировой художественной культуре. Также большое внимание уделяется основным источникам формирования этого «стиля» и их развитию в зависимости от исторических событий, философского контекста. Подробно изучены европейские и российские примеры стилизации египетских памятников. В работе явление «египетского стиля» рассматривается только в пределах стран Западной Европы как источника его появления и формирования, и России, воспринявшей эту традицию и давшей высокие художественные результаты.
Египетский стиль" стал важной частью европейского и русского искусства в XVIII — начале XX вв. Но для наиболее полного представления о «египетском стиле» и его истоков хронологические рамки данного исследования расширены. Привлечен материал, начиная с эпохи Эллинизма. Хронологические границы дают возможность в полной мере осмыслить работы и концепции западноевропейских исследователей, оценить эволюцию египетских мотивов в западной культуре, наглядно показать позднейшую адаптацию некоторых форм, ставших неотъемлемой частью архитектуры Рима, а затем и эпохи Возрождения. Этот материал служит основой для изучения появления, становления и развития «египетского стиля» в Западной Европе, а затем и в России.
При изучении египетских мотивов в искусстве был применен ряд традиционных для искусствоведческого исследования методов. В основу диссертационной работы положен культурно-исторический метод, позволяющий проследить эволюцию развития художественных явлений в широком историческом контексте, проявившемся в целом ряде событийкнигах путешественников, открытиях археологов, формировании музейных коллекций, массовом увлечениями древними культами, и т. п. Формально-стилевой метод позволил проанализировать отдельные архитектурные ансамбли, памятники архитектуры, и декор зданий, убранство интерьеров' представляющих «египетский стиль» и несущих глубокий философский смысл. Также применен иконографический метод, использование которого по отношению к архитектуре было обосновано еще в первой половине XX века такими специалистами как Р. Краутхаймер, Э. Китцинжер, Р. Арнхейм и Х.Зедльмайер. Этот метод позволяет определить развитие архитектурной типологии и декора зданий, а также выявить ограниченный круг прообразов среди памятников древнего зодчества. Иконологический метод позволил нам выявить некоторые литературные, идейно-философские и религиозные программы, лежавшие в основе архитектурного замысла. Отметим также важность социологического метода, позволившего понять роль заказчика, социального заказа, некоторых важнейших произведений, исследованных в диссертации.
Структура работы определена поставленными задачами. Она состоит из трех глав, построенных по хронологическому принципу. Главы разделены на разделы. В первой главе «Истоки и формирование „египетского стиля“ в художественной культуре Западной Европы. Основные этапы» выделено семь разделов, посвященных анализу этого явления в разные историко-культурные эпохи: античность, Средние века, период от Ренессанса до середины XVIII в., эпоха Людовика XVI и Великая французская революция, ампир, 1840−1880-е гг., от модерна до 1930;х гг.
Материал об использовании египетских мотивов в русской архитектуре и культуре изложен в двух следующих главах. В них внимание уделено не только собственно объектам архитектуры, но и проникновению египетских мотивов в живопись и литературу. Это было необходимо для создания более широкого культурного контекста. Вторая глава «Египетские мотивы в русском искусстве XVIII в. — 1830-х гг.» имеет три раздела. В первом освещается общая картина проникновения египетских мотивов в русскую культуру и архитектуру на протяжение XVIII в., их использование в садово-парковой и мемориальной архитектуре. Второй раздел посвящен анализу места египетских мотивов в «Александровском ампире». Третий — объектам, представляющим наиболее интересные образцы египетского стиля. Третья глава «Египетские мотивы в русском искусстве 1840−1930;х гг.» разделена на четыре части: «Эпоха историзма 1840−1880-е гг.», «Эпоха русского модерна (1890−1910;е гг.). Философские поиски», «Египетские мотивы в живописи и архитектуре модерна», «Интерпретация архитектурного наследия Древнего Египта в раннем советском зодчестве (1918;1930;е гг.)».
Приложение составляют иллюстрации (более 220 единиц) объектов архитектуры, отражающих присутствие «египетского стиля».
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующий вывод: присутствие мотивов древней египетской культуры и архитектуры в искусстве Западной Европы и России XVIII — начала XX вв. носило устойчивый характер. Возросший интерес к мотивам египетского искусства привел к формированию в XVIIIXX вв. «египетского стиля» как существенной стилевой доминанты в зодчестве, оформлении фасадов и' интерьеров сначала в Европе, а затем и в России. Это подтверждают большие архитектурные ансамбли, отдельные здания, предметы скульптуры и живописи, ярко иллюстрирующие оригинальность и важную роль «египетского стиля». Форма пирамиды и обелиска привлекала архитекторов и художников различных эпох. Эти формы каждый раз функционировали в конкретном философском, идеологическом, культурологическом, а нередко и в литературном контексте, что подчеркивает значимость общей атмосферы эпохи для творческих поисков искусства' и архитектуры. Данные мотивы проявили жизнеспособность, вызывая к себе интерес в разные периоды, включая бурное обновление содержательных и художественных форм в конце XIX первой четверти XX века. Импульсы для возникновения и развития исследованного феномена в Европе и России были разными, при всей неоспоримости интенсивного взаимодействия между русской и европейской архитектурой и искусством, в том числе в этом вопросе. Русское искусство и архитектура, обратившиеся в начале XVIII в. к использованию элементов и мотивов египетского зодчества в русле общего освоения европейского художественного опыта, смогли выработать свою интерпретацию «египетского стиля». Русские зодчие XVIII — начала XX в. внесли выдающийся, а в ряде случаев и новаторский вклад в его реализацию.
В проведенном исследовании впервые в отечественной истории искусств подробно рассмотрена история зарождения и функционирования «египетского стиля» и мотивов, возникновению которых он способствовал. В работе выделены основные источники, благодаря которым, архитектура многих стран несет признаки серьезного интереса к памятникам древней цивилизации. Широкий круг сопоставлений позволил выявить основные копируемые памятники Древнего Египта, которые послужили образцоми стали источником вдохновения для многих европейских и русских архитекторов. Храм Хатхор в Дендера, Храм Амона в Карнаке, Храм Амона% в Луксоре, пирамиды) классической и ступенчатой формы, обелиски — это основной ограниченный круг восприятия памятников, ставший квинтэссенцией египетской монументальной архитектуры.
В результате обобщения результатов — фундаментальных исследований зарубежных ученых оказалось возможным выстроить и проследить историю возникновения и развития «египетского стиля», который, став важной частью западноевропейского искусства XVIIIначала XX вв., уходит своими корнями в античность. В1″ исследовании подчеркивается, что в западноевропейском искусстве и архитектуре на протяжении многих столетий присутствие элементов культуры Древнего Египта являлось органичной, неотъемлемой^ частью. Неслучайно использование мотивов культуры древней цивилизации активизируется и неуклонно расширяется, начиная с эпохи Ренессанса, наряду с элементами античного греческого и римского искусства. Более того, это искусство, во многом опиравшееся на древнеегипетскую культуру, на долгие века стало посредником для европейского восприятия Древнего Египта. Важнейшую роль в этом сыграла Италия (особенно Рим), где, начиная с XVI в. стал расти и ширится интерес к Египту. Так продолжалось вплоть до XIX в., когда зародилось и стало развиваться научное изучение древней цивилизации сначала во Франции и Англии, а затем и в Германии и России.
Эволюция европейской архитектуры и изобразительного искусства, как показано в работе, наложила отпечаток на понимание и использование мотивов египетского искусства, но его элементы никогда не растворялись, а оставались легко узнаваемыми, «стилистически маркированными». Причина этого кроется в том, что искусство Древнего Египта, в том числе зодчество, строго следовало выработанной традиции и создало характерные, легко узнаваемые образы. При этом каждая культурная эпоха несла свою интерпретацию «египетского стиля», нередко, это особо подчеркивается в диссертации, используя его в идеологических целях.
Материал исследования показал, что в использовании египетских мотивов европейским искусством от античности до 1930;х гг. могут быть выделены следующие основные этапы:
1) Античность (Греция и Рим)
2) Средние века
3) от Ренессанса до середины XVIII в.
4) Эпоха Людовика XVI и Великая французская революция
5) Ампир
6) 1840−1880-е гг.
7) от модерна до 1930;х гг.
Такая периодизация не является окончательной. При необходимости возможно выделение в качестве отдельных этапов, например, период первой половины XVIII в., эпохи Людовика XVI и Великой французской революции.
Особую роль, как показали проведенные наблюдения, для европейского восприятия «египетского стиля» в архитектуре сыграл Греко-римский мир, в разные периоды своего существования испытывавший потребность в монументальном стиле. Монументальная архитектура вобрала элементы
165 оформления храмов Древнего Египта: лотосовидные колонны, обелиски, пилоны, солнечные диски, сфинксы, львы. Эти элементы, поставленные на службу новым идеологическим задачам, широко цитировались. Именно во времена Древнего Рима возникла практика переноса в Европу египетских обелисков (они больше не связываются с солнечным культом), применявшаяся вплоть до XIX в.
Явление «элинизирующего» Египта — первая известная интерпретация египетского стиля, сформировавшаяся во время династии Птолемеев, — было воспринято культурой Римской империи, которая также наложила на нее свой отпечаток. Именно такое, преломленное, как мы пришли к выводу, видение Египта впоследствии и было воспринято Европой. Архитектура ансамбля святилища Исиды Ьешп Сашрепз1з была синтезом эллинистического, египетского ифимского стилей. Архитектурные элементы комплекса, даже неизвестные Древнему Египту, копировались и воспринимались как истинно «египетские». Обелиски становятся памятником доблести римских цезарей и частью языка римской классической архитектуры и декора. Пирамида, уменьшенная в размерах, оказала влияние на оформление захоронений (Пирамида Цестия). Наиболее характерным отражением римской интерпретации архитектуры и искусства Древнего Египта была вилла Адриана в Тиволи. Этот ансамбль, обнаруженный во время раскопок в эпоху Возрождения, на притяжении нескольких столетий служил главным источником египетского стиля.
Духовная традиция Средневековья, как показано в работе, во многом ассимилировала античное наследие и сформировала свой образ Древнего Египта, основанный, прежде всего, на сюжетах Ветхого и Нового Заветов. Этот образ многократно интерпретировался в искусстве (особенно в живописи) в последующие эпохи.
В эпоху Возрождения представление о стране фараонов формировалось и углублялось благодаря археологии и начавшемуся коллекционированию. Оно
166 постепенно начало приобретать черты достоверного научного знания. Дренеегипетские артефакты украсили Рим и стали источником вдохновения для многих последующих поколений. В конце XVIIпервой половине XVIII века элементы «египетского стиля» широко, используются в садово-парковой архитектуре Франции (Фонтенбло) — Своеобразным пособием по египетскому стилю стали работы Бернарда де Монфокона «Античная эпохас комментариями и гравюрами» (1719) и Клода де Кейлюса «Свод древностей египетских, этрусских, греческих, римских и галльских» (1752— 1768):
Египетские мотивы заняли важное место в утонченном языке архитектуры и интерьеров рококо, в том числе у самого крупного представителя этого стиля Д. Б. Пиранези (камины с атлантами с виллы Адриана). Во Франции традиции Пиранези соединились со стилем эпохи Людовика XVI и возникла живописная фаза рококо, для которой характерно использование египетских элементов в неегипетской манере, в первую очередь в интерьерах, внутреннем декоре и малых архитектурных формах (покои королевы Марии Антуанетты в Версале и Фонтенбло). В конце XVIII в: египетские темы и, формы: уже широко присутствовали1 в искусствеш архитектуре Англии и Германии: Появились и первые признаки демократизацииэтого: стилякоторый использовался при проектировании идеального промышленного города (Леду актуализировал форму пирамиды и пилона для проектирования, производственных зданий). Французская культура эпохи Великой революцииактуализирует эти темы, интерпретируя их во время больших массовых праздников. Все: это заложило широкую основу для зарождения египтологиикак научной области и «египетского: стиля» в искусстве.
Искусство наполеоновской Франции было в поисках новых архитектурных решений, рождался новый стиль ампир, и вновь открытый Древний Египет предоставлял для этого источник интересных идей. Сфинкс, обелиск и пирамида превратились в излюбленный-пластический мотив европейского искусства Нового времениОни получают систематическое и
• 167 особое распространение в конце XVIII — начале XIX века во Франции. Египетский поход Наполеона (1798−1799), работа археологической экспедиции под руководством Д.-В. Денона и издание им «Описания Египта» (1802) с сотнями гравированных иллюстраций определили особое внимание искусства эпохи к египетским мотивам. Книга Денона на целое столетие стала справочником по египетской архитектуре и послужила наглядным пособием для поколений архитекторов ихудожников как во Франции (Ж.Лекё, Шарль Персье, Пьер Фонтен), так и за ее пределами (Д.Робертс, Д. Бономи Младший и др.).
Научный интерес к Египту должен был укрепить государственную идеологию^ показав Францию преемницей древнейших цивилизаций и великих империй прошлого. Воинственный дух ампира востребовал монументальность египетского стиля. Наряду с римскими цитатами, египетские мотивы используются в архитектуре, декоре, живописи, скульптуре, в оформлении интерьеров, малых архитектурных формах, бронзовом декоре. Во Франции египетские мотивы стали частью патриотической символики. Они-использовались при строительстве объектов, для прославления военного гения Бонапарта. Именно, в это время4возникает явление, получившее название «египтомании». Наэтот период можно считать, что «египетский стиль» сформировался в искусстве, т.к. он охватил всю Западную Европу и Америку.
В диссертации сделан вывод, что «египтомания» ампира оформилась с опорой на традицию, поддержанную интересом к экзотике, свойственным эпохе, духовные поиски (масонство), археологические находки, серьезное научное изучение. При копировании египетских элементов, не копировался их первоначальный смысл, а только внешняя форма. Экстерьер стал менее значимым, более важным становился интерьер. Поворотным моментом в изучении культуры и искусства Древнего Египта стала расшифровка иероглифов Шомпольоном (1822).
В период историзма и эклектики (1840−1880-е гг.) «египетский стиль» оказался востребованным по всей Европе. Его популярности, как показали наблюдения, помогали научные открытия (О.Мариетт), строительство Суэцкого канала (1869), художественные произведения («Роман с мумией» Т. Готье, опера Верди «Аида» и др.). В диссертации подчеркнуто, что его идейная основа изменилась, и стиль заметно демократизировался. Это уже не стиль государственной мощи, а стиль основательности' буржуазии. Он привлекает эффектом стабильности и надежности, которыйпроизводит статичная массивность форм. Египетские элементы и декор используются в архитектуре промышленных и нежилых зданий, предназначенных для большого количества людей.
В эпоху модерна и начале XX века «египетский стиль» применяется в строительстве самых разных по назначению объектов: кинотеатров, колледжей, библиотек и музеев, заводов и фабрик, тюремсинагог и масонских лож. Строгие, массивные, монументальные формы используются во всех областях архитектуры и интерьера. В то же время' египетские цитаты придают постройкам и интерьерам оригинальность и красочность. Интерьеры полностью оформляются в этом стиле или используются" лишь его основные элементы, в сочетании с чертами ампира или неоклассицизма, эклектики и ар-деко.
Открытие гробницы фараона Тутанхамона (1922) стало новой вехой в «египтомании». Золотая^ маска этого правителя Древнего Египта сделалась одной из самых выразительных и известных художественных деталей. Египетский стиль прочно укоренился в ар-деко, использовался в мебели, ювелирных украшениях, в одежде, отразился на искусстве книжной иллюстрации и театральных декорациях.
В русской архитектуре и искусстве, как показал материал исследования, вплоть до XVIII в. не наблюдается использование египетских элементов.
Мотивы, связанные с историей и культурой Древнего Египта, становятся существенной составляющей отечественной культуры только в XVIIIначале XIX века. Культурная история Западной Европы органически впитала в себя элементы египетской культуры, верований и архитектуры, а Россия знакомилась с ними через культуры-посредницы: византийскую (вплоть до конца XVII в.) и европейскую (начиная с петровской эпохи). К концу XVIII в. можно констатировать появление собственной интерпретации «египетского стиля».
Данная работа представляет собой первую попытку систематизации, выделения основных этапов и особенностей использования египетских мотивов в отечественной архитектуре. Для выявления специфики его' «русской редакции» предпринято комплексное исследование этого явления с привлечением материала живописи, скульптуры и литературы. Впервые предложено увязать распространение элементов «египетского стиля» в зодчестве, садово-парковой архитектуре, городских ансамблях, оформлении интерьеров с комплексом особых историко-культурных обстоятельств развития отечественного искусства на протяжении XVIII — XX вв. В этой связи сделан ряд наблюдений и выводов.
Выделены следующие этапы формирования и распространения египетских мотивов в отечественной архитектуре и культуре: 1) XVIII век- 2) 1801−1830-е гг. — «Александровский ампир" — 3) 1840−1880- е годы- 5) эпоха модерна- 6) раннее советское зодчество 1918; 1930;е гг.
Русская архитектура сначала осваивала новые для себя мотивы и формы, а затем приступила к их широкому использованию, включая стилизацию. В работе выделены отдельные объекты, свидетельствующие об интересе русского зодчества к «египетским формам» (пирамиды, пилоны, лотосовидные колонны, обелиски, сфинксы и пр.) и расширяющемся их использовании. Особое внимание уделено постройкам, которые могут служить примером осознанной стилизации, то есть образцами «египтомании».
Российская «египтомания» по интенсивности своего проявления уступает европейской, однако в ней черпали вдохновение выдающиеся зодчие, как русские по происхождению (Н. Львов, А. Воронихин, Ф. Шехтель и др.), так иностранные архитекторы, чей талант раскрылся в России (А.Менелас, Тома де Томон, Ч. Камерон и др.).
Бурное развитие русской архитектуры и искусства в XVIIIпервой трети XIX вв. наложило отпечаток на усвоение, использование и распространение элементов египетской архитектуры. Это увязывается в диссертации с рождающейся и укрепляющейся идеологией империи, которая требовала определенной стилистики архитектуры новой столицы Петербурга, императорских резиденций, где в первую очередь появились пирамиды и обелиски в честь военных побед (Кагульский обелиск, обелиск «Румянцева победам» и др.).
Открытие Академии художеств (1757) и начало, систематического художественного образования-сделали искусство и. архитектуру древнейшей цивилизации предметом изучения. Материал исследования показал, что распространившееся масонство, в мистике и сложной символике которого важное место получили египетские божества Осирис и Исида и другие мотивы, повлияло на садово-парковую и погребальную архитектуру. Здесь интенсивность использования обелиска и пирамиды стало особенно заметным. Смелым экспериментом явилось использование формы пирамиды при строительстве храма (Н.Львов. Свято-Троицкая церковь: «Кулич и пасха», 1785−1787).
Изученные объекты свидетельствуют о преобладании на ранней стадии проявления стиля «элинизирующей» тенденции. Причина этого кроется, скорее всего, в том, что русские архитекторы знакомились с образцами этого стиля в Европе, прежде всего, в Италии. Образцами этой тенденции могут служить фигуры сфинксов, появившихся в последние десятилетия XVIII в. в Петербурге и пригородах, а также оформление ряда усадеб и интерьеров (Архангельское, Останкинский дворец графа Шереметева и др.).
В эпоху «александровского ампира» (1801−1830), как показал исследованный материал, выделяются две тенденции использования египетских форм и мотивов: их «элинизирующая» интерпретация и возведение объектов в подлинно «египетском стиле». В русле первой тенденции рассмотрен ряд объектов архитектуры, иллюстрирующий опосредованное использование египетских мотивов, — тип пирамиды с дорическим портиком (проект мавзолея Павлу I, памятник русским воинам в Казани и др). Впервые в данном контексте вводится материал о подмосковной усадьбе Влахернское-Кузьминки («Египетский павильон», Померанцевая оранжерея, 1813). В египетском стиле были выполнены «Египетский мост» В Петербурге и- «Египетские ворота» Царского Села (1827−1830, арх. А. Менелас). Стилизованные изображения, которыми покрыты ворота, взяты из гравюр Д.-В. Денона. Прообразом для ворот, как удалось обнаружить (впервые в науке) стала книга английского архитектора Дж. Ганди «Сельская архитектура» (1805). Создание египетской коллекции (1825), установка фигур подлинных сфинксов в Петербурге (1834), появление произведений живописи и литературы с образом египетской царицы Клеопатры в центре (А. Пушкин, О. Кипренский) стало своеобразным итогом этого периода.
В 1840—1880-е гг. интерес к зодчеству Древнего Египта увязывался, подчеркивается в работе, с поисками национальных основ архитектуры, открытиями в области археологии, изданиями отечественных путешественников (в первую очередь «Путешествия по Египту и Нубии в 1834—1835 гг. Авраама Норова», 1840), формированием русской школы египтологии (В.С.Голенищев, О. Э. Лемм, Б.А.Тураев).
Культура и искусство Древнего Египта, доказывается в диссертации, стали важной частью мировоззренческих исканий эпохи модерна. Это отразили воззрения В. Соловьева и В.Розанова. В этой связи исключительную важность имеет анализ литературных источников, открывающий нам историю искусства, не только как эволюцию формальных приемов и стилей, но и историю идей. Произведение архитектуры (Ф.О.Шехтель) или изобразительного искусства представляется манифестацией самых широких идейных и культурных поисков, охвативших российское обществов котором немаловажную роль играла мистическая составляющая (А.Н.Бенуа, М. Чюрленис). Наиболее полная, откровенная и цельная стилизация на египетскую тему этого времени — здание Красноярского краеведческого музея, перестроенного архитектором Л. А. Чернышевым (1913;1914). Одновременно это и последний образец тяготения к настоящей «египтомании» в отечественной архитектуре первой трети XX века.
В советскую эпоху радикально изменились идеологические задачи искусства, главной целью которого стало прославление революции, ее героев и вождей. Революция представлялась событием всемирногомасштаба, что неизбежно выдвинуло на первый план монументальность как стилевую доминанту. Это в первую очередь сказалось на облике Москвы. Памятники советской эпохи должны были нести идею величия и вечной памяти. В работе доказано, что актуальность обелиска и пирамиды выступила на фоне поисков новой символики, отличной от христианской. Под революционный памятник был приспособлен обелиск («Обелиск свободы», 1918), который получил широкое распространение в силу простоты, лаконичности и выразительности своего образа.
Пирамида как форма величественного мемориала была использована при разработке проекта главного памятника революционной эпохи — Мавзолея Ленина (Ф.Шехтель, А. Щусев): В Мавзолее Ленина (реализован проект А. Щусева) возродилась исконно присущая пирамиде культовая функция, так как Мавзолей имел главное значение для установления культа вождя мирового пролетариата. Мавзолей органично вписан в архитектурный ансамбль Красной площади.
Важность наследия архитектуры Древнего Египта в советскую эпоху. подтверждают проекты представителя авангарда И. Леонидова и архитектора-новатора А. Душкина (станция метро «Кропоткинская»), построившего подземный «город солнца».
В работе выявлены различные способы применения подражания архитектуре Древнего Египта, ставшей универсальной для многих зданий и интерьеров. Сделан вывод, что монументальность египетского зодчества находит свое отражение в работах и проектах архитекторов XX века и успешно применяется в эпоху зарождения советской идеологии. Декоративная функция в ранний советский период практически не была востребована, сохранившись в основном в жанре книжной иллюстрации.
Очевидно, что наследие «египетского стиля», ценность его* простых, чистых элементов было высоко оценено архитекторами и критиками архитектуры. Такие выдающиеся гении, как Отто Вагнер (1841−1918), Карл Фридрих Шинкель (1781−1841), Биллем Маринус Дудок (1884−1974) и даже молодой Френк Ллойд Райт (1869−1959) не смогли бы спроектировать многие свои здания (где солидные кубические формы играли важнейшую роль) без наследия «египтомании» и ее влияния на неоклассицизм в целом. Эти и другие яркие примеры открывают перспективы дальнейшего исследования темы. Кроме того, дальнейшее изучение архитектуры русских усадеб может выявить новые интересные образцы «египетского стиля».
Список литературы
- Curl J.S. The Egyptian Revival. Ancient Egypt as the 1. spiration for Design Motifs in the West. London. 2005
- Curl J.S. The Art and Architecture of Freemasonry. London.2002
- Curl J.S. The Egyptian Revival: a recurring theme in the history of taste. Manchester, NY. 1982.
- Curl J.S. Egyptomania. The Egyptian Revival: a recurring theme in the history of taste. Manchester, NY. 1994
- Bergdoll B. European Architecture 1750 -1890. Oxford. 2000
- Roullet A.H. Egyptian and Egyptianizing Monuments in Imperial Rome. Laiden. 1972
- Curran B.A. The Egyptian Renaissance: The Afterlife of Ancient Egypt in Early Modern Italy. Chicago. 2007
- Sorek S. Emperor’s Needles: Egyptian Obelisks and Rome: Obelisks.
- Ashton S.-A. Roman Egyptomania. Cambridge. 2004
- Carrott R.G. Egyptian Revival: its sources, monuments, and meaning, 18 081 858. California. 1978
- Humbert J.-M. L’Egyptomanie Dans L’Art Occidental. Paris. 1989
- Humbert, J.-M., M. Pantazzi, C. Ziegler. Egyptomania: Egypt in Western art 1730−1930. Catalogue of exhibition at the Louvre. Paris. 1994
- Humbert J-M. L’Egyptomanie a l’epreuve de l’archeologie. Paris. 1996
- H.Humbert J-M. Imhotep Today. Collection of works. London. 2003
- Denon D.V. Description de L’Egypte. Paris. 1802−1822
- Lancaster C. Oriental forms in American architecture 1800−1870. 194 719. 18. Conner P. The Inspiration of Egypt: its influence on British artists, travelers and designers, 1700−1900. Brighton Museum. Exhibition catalogue. Brighton 1983. f r
- Brier B. Egyptomania (catalogue of the exhibition1 at Hillwood Art Museum, Long Island University, 12 June 24 July 1992). Brookville, New York: Long Island University. Exhibition catalog. NY. 1992
- Bednarski A. Holding Egypt: tracing the reception of the Description de /
- Egypte in nineteenth-century Great Britain. UK. 2005
- Baines J., Malek J. Egypt in Western art. Egyptomania from ancient Rome through the late 1970s. UK. 1980
- Frayling C. Egyptomania. In: Art Deco 1910−1939. Ed. Charlotte Benton, Tim Benton, Ghislaine Wood. New York. 2003. .
- Freeman C. The Legacy of Ancient Egypt: Facts on File, Inc. Includes chapters on Egyptomania. 1997
- Gerdts W.H. Egyptian motives in nineteenth-century American painting and sculpture.//Antiques (October, 1966): 495−501. A brief overview on the development of the theme through the century.
- Gonzalez-Palacios, Alvar. The French Empire Style. London. 1970
- Hornung E. The Secret Lore of Egypt and its Impact on the West. New York. 2001.
- Iversen E. The Myth of Egypt and its Hieroglyphs in European Tradition. Princeton. 1993
- Jaeger, B. La reviviscenza dell’Egitto antico nell’arte italiana dal Rinascimento ai giorni nostri.// Studi di Egittologia e di Antichita Puniche (Pisa) 14: 33−49. 1995.
- Maier J. 1995. The ancient Near East in modern thought. // Civilizations of the Ancient Near East. //Volume I. New York. 1995
- Malamud M. Pyramids in Las Vegas and in outer space: ancient Egypt in twentieth-century American architecture and film.// Journal of Popular Culture 34.1 (Summer): 31−48. 2000
- Mathieu B. Pharaons et rois de France: profanation et resurrection. // Hommages a Jean Leclant. Volume. Volume 4: Varia.
- Morgan S. Art Deco: the European style. Includes discussion of Egyptian influences. London 1990
- Navratilova H. Egyptian Revival in Bohemia: orientalism and Egyptomania in Czech lands. // David Brown Book Co. Czech Institute of Egyptology. 2003
- Putnam, James & W. Vivian Davies (eds.) 1994. Time Machine: ancient Egypt and contemporary art, at the British Museum. British Museum. Exhibition catalog. London 1994
- Putnam, James & W. Vivian Davies (eds.) 1995. Time Machine: ancient Egypt and contemporary art, at the Museo Egizio, Turin. British Museum/ Exhibition catalog. London 1995
- C.W.Eckels. The Egyptian Revival in America // Archaeology III (1950)
- Hugh Honour. Curiosities of the Egyptian Hall. // Country Life cxv (1954)
- Hugh Honor. The Egyptian Taste. // Connoisseur exxxv (1955)
- K.J.Bonser. Marshall’s Mill, Holbeck, Leeds. //Architectural review exxvii (1960)
- G.B.Wood. Egyptian Temple at Leeds. // Country Life exxviii (1960)
- Hans Vogel. Aegyptisierende Baukunst des Klassizismus. // Zietschrift fur Bildende Kunst LXII (1928−1929) первая статья о египтетском стиле.
- N.Pevsner, S.Lang. The Egyptian Revival. // Architectural Review cxix (1956)
- A.Blunt. The Hypnerotomachia Poliphili in xvii Century France. // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, I (1937−1938)
- William Heckscher. Bernini’s Elephant and Obelisk. // Art Bulletin xxix, 3 (1947)
- Erik Iversen. Hieroglyphic Studies of the Renaissance. // Burlington Magazine
- Karl H.Dannenfeldt. Egyptian Antiquities of the Renaissance. // Studies in the Renaissance, vi (1959)
- Frank J.Roos. The Egyptian Style. // Magazine of Art (1940), xxxiii.
- Hochfield, Sylvia. 1978. Egyptomania in New York. //ARTnews (December, 1978): 44−49.
- Holt, Frank L. Egyptomania: have we cursed the pharaohs? // Archaeology 39.2 (March/April): 60−63. 1986
- Hunt, Katherine A. Beauty that endures: Egyptian revival in the 1920's. University of Delaware. 2003
- Loring, John. Egyptomania: the Nile style. // The Connoisseur 200: 114 121. 1979
- Merrillees, R. S. Egyptomania in Australia. //Bulletin of the Australian Centre for Egyptology 6: 77−87. Egyptian Revival in architecture and decorative arts. 1995
- Whitehouse, Helen. Egypt in the Snow // Imhotep Today. Ed Jean-Marcel Humbert. London. 2003
- Алпатов M.B. Этюды по истории русского искусства. В 2 тт. М., 1967.
- Апулей. Метаморфозы, или Золотой Осел. М., 1969. С. 528.
- Афанасьев К.Н. Из истории советской архитектуры 1917−1925 гг.: Документы и материалы. М., 1963
- Библейский словарь. Торонто, 1989
- Борисова А.Е. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979
- Вельфлин Г. Классическое искусство. Введение в итальянское возрождение.М.2004
- Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.1994
- Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. М.2004
- Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II. СПб., 1999
- Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.1985
- П.Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. Спб., 1995
- Воронихина JI.H. Города и музеи мира Лондон, «Искусство», Л., 1969
- Гнедич П.П. История искусств. Тт. 1−3. Репринтное издание. Красноярск. 1994.
- Н.Гозенпуд A.A. Пушкин и русский театр десятых годов XIX в.// Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1986
- Горюнов B.C. Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Спб, 1992
- Грабарь И. Э. О русской архитектуре. М., 1969
- Грабарь И.Э. История русского искусства. Спб., 1912
- Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. Л., 1994.
- Демкина С.М., Давыдова И. И., Новикова Е. Б. Архитектор Ф.О.Шехтель. Москва, 2009
- Долбин В.Г. Творческая жизнь архитектора Н.Микетти. JL, 1982.
- Дягилев и его эпоха: Альманах. Спб, 2001
- Евсина H.A. Русская архитектура в эпоху Екатерины II. М., 1994. С. 59 23.3аварихин С.П. В древнем центре Сибири. М., 1987 24.3едльмайер Г. Искусство и истина.М.200 025.3едльмайер Г. Утрата середины. М.2008
- Зелинский Ф. Антоний и Клеопатра // Шекспир. Полн. Собр. соч. в 5 т. Т. IV. Спб, 1904
- Илларионов Б.А. Три века петербургского балета. Спб, 2008
- Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. Спб, 1996
- Каган М.С. История культуры Петербурга. Спб, 2006
- Карсавин Л.П. Культура средних веков.
- Каталог «Мир Искусства». Спб, 1998
- Каталог выставки: Алексей Николаевич Душкин. Архитектура 19 301 950-х годов. Выставка к 100-летию архитектора. М, 2004.
- Каталог выставки: Великая Утопия. Русский и советский авангард 1915- 1932. Берн, Москва 1993
- Кацнельсон И.С. Декабрист Г.С.Батеньков — автор первой русской книги о дешифровке иероглифов // Очерки по истории русского востоковедения. Вып. II. М, 1956. Стр.207−224.
- Кидсон П, Мюррей П, Томпсон П. История английской архитектуры. М.2003
- Кириченко Е. И. Михаил Быковский. М., 1988
- Ковалевская Н. История русского искусства XVIII в. M.-JL, 1940, С. 5.
- Коваленская Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. Графика, М., 1964
- Кон-Винер Э. Египетское искусство.
- Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998.
- Кондаков Н.П. Македония. Археологическое путешествие. Спб., 1909
- Крикун Е.В. Архитектурные памятники Крыма. Симферополь, 1977
- Кузнецов С.О. Адам Менелас на российской земле. Возможные пути интерпретации творчества архитектора Николая I. // Философский век. Альманах 6. Россия в николаевское время: наука. Политика, просвещение. Спб., 1998
- Лотман М.Ю. Пушкин. Спб., 1995
- Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М. 2010
- Мирча Элиаде. Азиатская алхимия. М.1998
- Молок H. «Faire Grand». Мегаломания в архитектуре XVIII века. // «Пинакотека». 2. М. 1997
- Нащокина М.В. Архитекторы московского модерна. М., 1998
- Нащокина М.В. Русский масонский сад // Русская усадьба. Сборник ОИРУ, № 12(28). М., 2006. С.497−536.
- Некрасов А.И. Русский ампир.М.1935
- Норман Д. Символизм в мифологии.М.1997
- Норов A.C. Путешествие по Египту и Нубии. 4.1, Спб., 1883
- Овсянников Ю. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Спб, 1996 55.0гюст Шуази. История архитектуры. Т. 1,2.М.2002
- Панова Л.Г. Русский Египет. Александрийская эпоха Михаила Кузмина. Кн. 1,2. М., 2006
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М., 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. II.
- Покровская З.К. О.Бове. М., 1999
- Петровский Н.С. Источники сведений о Древнем Египте в России в XI—XVIII вв.еках. // Заморовский В. Их величества пирамиды. М., 1986. Стр. 3 89−406.
- Преснова Н. Все Аргуновы. // Наше наследие 2006
- Путятин И.Е. Образ русского храма эпохи Просвещения. М., 2009
- Розанов В. В. Возрождающийся Египет. М., 2002.
- Ромм А. Русские монументальные рельефы, М., 1953.
- Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX — начала XX века. М.2001
- Сарабьянов Д.В. Модерн. М.2001
- Словарь античности. Пер. с немецкого. М., 1989
- Снегирев В. Архитектор В.И.Баженов. М., 1937
- Соболев H.H. Стили в мебели. М.2008
- Солкин В. Петербургские сфинксы: история приобретения и общий анализ памятников. // Петербургские сфинксы. Солнце Египта на берегах Невы. Спб., 2005.
- Солкин В., Ларченко В. «Египетский Петербург»: египетские и египтизирующие памятники на берегах Невы. // Древний Египет. Сб. трудов ассоциации по изучению Древнего Египта «MAAT». М., 2005
- Соловьев Н.К. История современного интерьера. М.2004
- Соловьева H.A. Англия XVIII века: разум и чувство в художественном сознании эпохи. М.2008
- Сорокин И.В. Художник каменных дел: страницы жизни академика А. В. Щусева. М. 1987.
- Стригалев A.A. Монументально-декоративное искусство Октября (Ленинский план монументальной пропаганды). М., 1971
- Тарабукин Н.М. Врубель. М., 1974
- Топоров В.Н. Миф.Ритуал.Символ.Образ. М.1995
- Тураев Б.А. Древний Египет. Пг., 1922
- Тураев Б.А. История Древнего Востока. Спб., 1911−1912. 4.1−2.
- Турчин B.C. Александр I и неоклассицизм в России. Стиль империи или империя как стиль. М., 2001
- Турчин B.C. Французское искусство от Людовика XVI до Наполеона. М. 2007
- Тэн И. Философия искусства. М.1996
- Федотова Е. Батони. М., 2002
- Финдель И.Г. История франк-масонства от возникновения его до настоящего времени. СПб., 1872.
- Хан-Магомедов С. О. Иван Леонидов. М.2010
- Хан-Магомедов С. О. Мавзолей Ленина. М.1972
- Холмянский Л.М. Материальная культура Древнего мира. М., 1993
- Худоногова Е. Образ и мировоззрение в русском искусстве XIX века. Красноярск. 2004
- Чекмарёв A.B. Ярополец. История двух усадеб. М., 2007
- Шеллинг Ф.В. Философия искусства.М. 1966
- Шервинский Е. Проблемы садово-парковой архитектуры. М., 1936 Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.1999
- Эллинистическое изображение Исиды и Сераписа
- Бюст Зевса-Сераписа. Бриаксид. Ватикан
- Греко-римская статуя Изиды.
- Петер Монинк. Пирамида Цестия и ворота Св. Павла в Риме
- Изида на монетах Веспасиана Веспасиана
- Ю.Изеум Кампенсис на монетахriuuni I г. и/учлл I^rn. |.TTF.RXO * «m-'"м. MS СiL b? L?>. Т I кЛ-vsí-t I X RM И A fc-ri I/II4.TJ. УД|.-Л"г: Л iW&n NU A’U''.
- I*:?rcmr>* 4'iriu Utt.$*nii. ЙЙЯГС-Ж Ht Hi? flt'i irol **МКГ I"'11. Изеум Кампенсисrr».fH"12. Вилла Адриана. Каноп1
- Скульптуры из Канопа на Вилле Адриана17.1. Антиной. Эрмитаж41 <4^- .л
- Изида с Хором на руках. Богоматерь с младенцем.21.Анкх 22. коптский крест.20. Систр
- Ипподром в Константинополе24. Обелиск ФеодосияЛ25. ИрпегоШтасЫа РоНрЫН
- УМ! «„„Л г““ V*.» «¦*!». «,>.*<�» ****** «% „*'•.“ *"ъ»" *9 «*
- I -* * * „КМ* „$ мм*** „1−11″ #4* * ¦ ШЫ „„*“ я „им V1. Л1иПОкпММЬыя „до я"*“.“ ¦¦ 26. Скрижаль ИзидЬ1
- Норден. 1737. Игла Клеопатры28. Зал Папирусов в Ватикане
- Египетский декор для каминов.31. Пиранези.
- Декорации к опера Моцарта „Волшебная флейта“. 34. Вилла Богарне.1. Париж35. Кенотаф Булле
- Проект Лекё. Садовые домики в египетском стиле.
- Луксорский обелиск на площадия Согласия в Париже1. PASSAGE и- CAIRE
- Дом на площади Каира в Париже.
- Египетские ворота Виллы Боргезе.
- Египетские ворота Виллы Боргезе
- Ворота Виллы Торриджиани во Флоренции 73. Статуя Осириса-Антиноя в саду виллы
- Вход в масонский парк Виллы Торриджиани.
- Обелиск на Пьяцца даль Пополо в Риме. 76. Фонтан. Египетский лев
- Обелиск на Пьяцца дель Пополо в Риме. Деталь.
- Египетская комната или „маленький Каноп“ Томаса Хоупа в его собственном доме1. Мебель Томаса Хоупа
- Мебель Томаса Хоупа 81. Мисс Фриман в образе Исиды. Бюст в гостиной Томаса Хоупа
- Египетский Холл на улице Пиккадили в Лондоне1. Египетский Дом в Пензансе1. HALL1. FELLOWS1. ЙЙКкадя
- Египетский Дом в Пензансе. Деталь
- Египетская библиотека в Девонпорте
- Египетская библиотека в Девонпорте. Деталь1. т кчЬ н: Ь \cmbrcnjKi“ о! К.88. Синагога Карлсруэ1. Пирамида Карлсруэ90. Фабрика в Лидсе
- Подвесной мост в Клифтоне 92. Мост в Клифтоне. Проект Брюннеля
- Игла Клеопатры в Лондоне 94. Один из сфинксов у Иглы Клеопатры.
- Проекты оформления садовых павельонов и сторожевых домиков из книги Дж.М.Ганди „Сельская Архитектура“ 1805.
- Хайгейтское Кладбище в Лондоне. Вход в Египетскую Аллею
- Египетский Двор в Лондоне.1. Л >Ф%*104. Египетский Двор в Лондоне105. Зоопарк в Антверпене
- Зоопарк в Антверпене. Вальер для слонов.
- Масонская ложа в Лондоне 1860−1863 110. Нубийский Храм вДеидуре
- Нео-египетский храм на Вилле Стибберта. Вид с озера.
- Склад „Египетский Холлы“ в Глазго1. ИГ?*““ „Т116. Дом в Страсбурге.
- Компании Каррерас в Лондоне121. Здание Табачной
- Фонтан Пирамида в Петергофе.
- Белый зал Гатчинского дворца
- Кулич и пасха. Колокольня Н.А.Львова
- Погреб-пирамида Н.А.Львова1. КЗ®!ш
- Египетский вестибюдь в Павловске.
- Египетский вестибюль в Павловске128. Голубой зал в Останкино129. Обелиск Коннетабля
- Обелиск Румянцева 131. Кагульский обелиск Царское Село
- Сфинксы во дворе Горного института
- Л ЗАХАРОВЪ Цривкыь м““»" I. A. ZAKHAROFF Projet ?'un mawolfe tir f’tsHl 1
- Ларганмъ. ФасаЧь. (Музея Стараго Петербург*. Variante. Fafmk. (Musee du View* Pitersbour^.
- Даръ км B. H. Аргушнскаго-Дмгоруком). Don du prince W. ArgoutinsVy-Dotjoroukoifj.p&w
- Андриян Захаров. Проект Мавзолея Павлу Первому. 1800-е
- А ?"АХЛРОИ-Ь a—f /. * ZAKH^v * Ь / .mi l.
- W.Mt" Cti (* i r{*: —, .¦• !".<�«.>— .л" V."-.* pii",!,^ O"
- И Акгт***"м* A"" |*ib"" «. Atynrti»"". «t^rt""—Un».
- Андриян Захаров. Проект мавзолея Павлу I
- Триппель. Надгробие Чернышеву.141. Мартос. Надгробие Панина.142. Надгробие Собакиной
- Скальная гробница в Бени-Гасане 146. План
- Грот Бовэ. Памятник пожара в Москве 1812 года. 148. Египетский Лев.
- Египетский флигель. Кухня в усадьбе Кузьминки. Жилярди. 1813
- Львиная пристань с египетскими львами в Усадьбе Кузьминки.
- Фонтан Тома де Томона на Пулковской горе
- Пирамида со Всевидящим оком на Казанском, 159. Исакиевском, 1 бО. Сампсониевском Соборах62
- Египетский мост в Сантк-Петербурге163. Храм Хора в Эдфу.164. Гравюра Денона. Храм Хора
- Египетские ворота в Царском Селе. А. Менелас 1827—1830
- Проект садово-парковых павильонов и караулен из книги Дж.М.Ганди «Сельская архитектура» 1 805 169 168. Гравюры Денона
- Петербургские Сфинксы. 1834
- Пьеро ди Козимо. 173.П. П. Рубенс. Клеопатра. 1615
- Портрет Симонетты Веспуччи". 1480
- Гвидо Рени. Клеопатра. 1640 175.Якоб Йордане. Пир Клеопатры. 1653
- Тьеполо. Пир Клеопатры. 177. Встреча Антония и Клеопатры
- Помпео Батони. Портрет Демидовой в образе Клеопатры1. Клеопатры
- Орест Кипренский. Портрет Семеновой в образе
- Долгоруковский обелиск в Симферополе
- Монумент «Покорителю Сибири Ермаку»
- Н.А.Бенуа «Фантастический пейзаж с пирамидой» 186.Чюрленис."Соната звезд"'""' ' '
- Чюрленис. «Соната пирамид. Анданте» 1908 188."Соната Пирамид. Аллегро" 1909
- Н.Бенуа."Фантазия на тему Чюрлениса. 1910-е. 190.Н.Вырываева. «Моцарт.Реквием"191. «Клеопатра на Ложе». Врубель
- Любовь Чернышева в партии Клеопатры 1918
- Анна Ахматова «в позе сфинкса» 1926 г.
- Вход в особняк Рябушинского.
- Ф.Шехтель. Камин в особняке Дерожинской.
- Фонарь парадной лестницы в особняке Дерожинксой. 197. Фонарь у входа в МХАТ.1. Я"0* «и
- Дом Торжеств и Приемов Смирнова. птгрьврх к Ъюлм
- Особняк Смирнова на Тверском бульваре в Москве. Ф.Шехтель. 1904
- Египетский Дом на Большой Дмитровке в Москве. Эрихсон 1905
- Доходный дом Нежинской на Захарьевской улице в Санкт-Петербурге. Сонгайло. 1911
- Вестибюль и Египетский Зал ГМИИ им. А. С. Пушкина. Львы фараона Нектанеба у входа в зал
- Просить новвго здатя Красноярская Музея. Ггкксг: мм^. Сост. архитектор* Л. А. Чернышввг.223. Красноярский музей.1. Проект.
- Красноярский музей Чернышева.225.Храм в Луксорепавильона». 1. Проект «молочного1. Проект музея.229. Статуя свободы.
- Обелиск в честь 300-летия дома Романовых 1914 г, трансформирован в мемориал революционным идеологам 1918 г.10 7. С Л. Нмклеп
- Обелиск, а пилишь)00 летни ¡-кма Римантых м Александровском слАу (переделан).
- Проект мавзолея Ленину Ф.Шехтеля. 1 924 235. Пирамида Джоссера. до н.э.
- Гробница Кира Великого в Пасаргадах. 530
- Второй деревянный мавзолей Ленина. 1924. А. Щусев
- Иван Леонидов. Проект Дворца Культурыпролетарского района. 1930
- Йо Минг Пей. Пирамида Лувра. 19 891. Огайо)
- Йо Минг Пей. Зал славы рок-н-ролла. 1995
- А.Душкин. Лотосовидная колонна. Станция метро Кропоткинская.
- М.Аэропорт. Лотосовидные колонны