Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Египетские мотивы в архитектуре Западной Европы и России XVIII — начала XX веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материал об использовании египетских мотивов в русской архитектуре и культуре изложен в двух следующих главах. В них внимание уделено не только собственно объектам архитектуры, но и проникновению египетских мотивов в живопись и литературу. Это было необходимо для создания более широкого культурного контекста. Вторая глава «Египетские мотивы в русском искусстве XVIII в. — 1830-х гг.» имеет три… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Истоки и формирование «египетского стиля в художественной культуре Западной Европы. Основные этапы
  • Раздел I. Древние Греция и Рим как наследники и интерпретаторы искусства Древнего Египта
  • Раздел П. Средние века
  • Раздел III. От Ренессанса до середины XVIII в
  • Раздел IV. Эпоха Людовика XVI и Великая французская революция
  • Раздел V. «Египтомания» ампира
  • Раздел VI. 1840−1880-е гг
  • Раздел VII. От модерна до 1930-х гг
  • Глава II. Египетские мотивы в русском искусстве XVIII в. — 1830-х годов
  • Раздел I. Начало XVIII в.- начало XIX в
  • Раздел II. «Александровский ампир» (1801−1830-е гг.)
  • Раздел III. Объекты в египетском стиле
  • Глава III. Египетские мотивы в русском искусстве 1840−1930-х гг
  • Раздел I. Эпоха историзма: 1840−1880-е гг
  • Раздел II. Эпоха русского модерна. Философские поиски
  • Раздел III. Египетские мотивы в живописи и архитектуре модерна
  • Раздел IV. Интерпретация архитектурного наследия Древнего Египта в раннем советском зодчестве

Египетские мотивы в архитектуре Западной Европы и России XVIII — начала XX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Культура Древнего Египта внесла огромный вклад в развитие мирового искусства. Зародившееся и развивавшееся в долине Нила на протяжении свыше четырех тысячелетий, это искусство создало уникальную монументальную каменную архитектуру. Египетские пирамиды по праву считаются одним из семи чудес света. Известный немецкий ученый Э. Кон-Винер, в частности, отметил: «Египетская пирамида, бесспорно, самое монументальное создание архитектуры вообще"1. Выдающийся» российский исследователь искусства Древнего Египта М. Э. Матье, оценивая вклад древних зодчих в историю культуры, подчеркивала их «полное овладение конструктивными и декоративными возможностями камня, создание царской усыпальницы в форме пирамиды, четкая планировка сложных ансамблей и отдельных помещений, использование колонны и оформлении пространства и сложение определенных типовколонн, сохранившихся затем с течение тысячелетий в зодчестве Древнего Египта, гармоничное сочетание архитектуры, скульптуры и рельефа, разработкацелого ряда замечательных приемов и мотивов декорировки зданий». 2

Наследие Древнего Египта было воспринято последующими цивилизациями и распространилось по всем континентам. Особенно впечатляющим было его воздействие на культуру Западной Европы. Богатые коллекции и накопленные научные знания приблизили современному человеку древнюю цивилизацию. Египетское искусство строго следовало сформировавшейся традиции. Сфинксы, крылатые диски, мумии, саркофаги, предметы скульптуры, иероглифы, стилизованные рисунки — самые характерные и легко узнаваемые символы Египта. Это стало основой для стилизации. Увлеченность Древним Египтом выражалась как в общем стиле

1 Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. С. 11.

2 Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М., 2010. С. 95. больших архитектурных ансамблей, так и в отдельно взятых формах. Формы пирамиды и пилона, как известно, неоднократно использовались в различных целях, как непосредственно связанных с их первоначальным назначением, так и в новом качестве. Мемориальные обелиски получили самое широкое распространение по всему миру и со временем практически утратили ассоциативную связь с создавшей их культурой. Сфинксы завораживали и вдохновляли многих скульпторов и архитекторов. Мотивы истории Древнего Египта широко представлены .как в живописи, так и в литературе.

Для определения распространившихся в искусстве разных эпох" стилизаций в «египетском стиле» наукой предложена специальная терминология, все еще, однако, не до конца устоявшаяся. Данное явление в европейской культуре Нового времени получило следующие определения: «Египтомания» («Egyptomania»), «Египтиана» («Egyptiana»), «Египтицизм» («Egypticism»), «Нео-египетский стиль» («Neo-Egyptian style») или «Египетское Возрождение» («Egyptian Revival»). Они использовались наряду с терминами «Мавританское Возрождение» («Moorish Revival»), «Неоготика», («Neo-gothic»), «Персофилия» («Persofilia»), «Индомания» («Indomania») и «Этрускерия» («Etruscheria»). В том или ином варианте определение «египтомания» стало широко применяться в XX в. европейскими и американскими учеными3.

Египетский стиль" и «египтоманию» формируют три важнейших источника: археологические, художественные и эзотерические, в которых Древний Египет предстает носителем универсального, тайного знания, определяющего судьбы человечества. Одновременно «египтомания» представляет собой манифестацию особых пластических форм, так или иначе

3Hanp ¦ Pevsner N., Lang S. The Egyptian Revival. Architectural Review. CXIX (1956) — Lancaster Clay. Oriental forms in American architecture 1800−1870. Art Bulletin. XXIX.3. 1947; The Art and Architecture of Freemasonry. Batsford, 2002; Humbert Jean-Marcel. L’Egyptomania dans L’Art Occidental. Paris. 1989; Hutchinson Colla Elliott. Conflicted Antiquities: Egyptology, Egyptomania, Egyptian Modernity. Duke Uni Press 2008; Ashton Sally-Ann. Roman Egyptomania. Golden House Publications 2004; Curl James Stevens. Egyptian Revival. Ancient Egypt as the Inspiration for Design Motifs in the West. New York. 2005 h ap. проявляющихся в больших архитектурно-художественных стилях (барокко, рококо, классицизм, историзм, модерн).

В западноевропейской культуре на разных этапах развития обнаруживается множество примеров использования египетских мотивов в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи и литературе. Профессор Собронны доктор искусствоведения Жан Тюлард справедливо подчеркивает, что никакое другое искусство, «в том числе Индии и Китая не вызвали такого увлечения на Западе, как Египет"4. Этот интерес, по наблюдениям последних нескольких десятилетий, превосходил по масштабам даже притягательность «шинуазри» и «тюркери».

Углубленное исследование этого художественного феномена наглядно показывает, что широкое использование характерных для древнеегипетской архитектуры и искусства элементов — особого «египетского стиля» приходится на античность. Наиболее ярко оно было представлено в искусстве Эллинизма и Древнего Рима. Затем эти мотивы получили распространение в ХУ1-ХУШ вв. Италии, Франции, Англии и Германии. Расцвет этого стиля — «египтомании» — падает на эпоху ампира во Франции, что, безусловно, было связано с личными вкусами и пристрастиями Наполеона. Необходимо отметить, что научный интерес к Египту, возникший благодаря Наполеону, должен был укрепить государственную идеологию, показать Францию преемницей древнейших цивилизаций и великих империй прошлого. «Египтомания» эпохи Империи подтолкнула Францию к формированию полноценной египтологии, как науки о древностях, важнейшей вехой которой стало эпохальное открытие Шампольона — дешифровка египетских иероглифов в 1822 году. Это событие не только укрепило позиции науки, но и придало «второе дыхание» «египтомании», восторженно открывшей исторический контекст, казавшейся дотоле

4 Цит. по: Humbert Jean-Marcel. L’Egyptomania dans L’Art Occidental. Paris. 1989. S. 8. загадочной цивилизации. С этого времени неизвестные надписи начинают читаться, и представление о Древнем Египте постоянно углубляется.

Особенным образом «египтомания» проявилась в зодчестве историзма, неотъемлемой составляющей которого также является по определению. Позитивистский дух науки второй половины XIX столетия открывал новые горизонты, используя не миф, но конкретные исторические знания, и опираясь на глубокое почтение, которое широкая публика испытывала к научным открытиям. Элементы «египетского стиля» встречаются в архитектуре XIX — XX веков уже практически повсеместно: от Америки до Австралии, в том числе и в России.

Распространение египетских мотивов в русском искусстве и архитектуре связано с комплексом особых исторических обстоятельств развития отечественной культуры. Россия знакомилась с Египтом через культуры-посредницы: византийскую (вплоть до конца XVII в.) и европейскую (начиная с петровской эпохи). Затем она выработала собственную интерпретацию «египетского стиля», в котором черпали вдохновение выдающиеся зодчие, как русские по происхождению (Н.Львов, А. Воронихин и др.), так и те, кто поставил свой талант на службу России (А.Менелас, Тома^ де Томон, Ч. Камерон и др.).

Таким образом, изучение особенностей становления и эволюции «египетского стиля», его места в искусстве и архитектуре Европы и России — важная и актуальная научная задача.

Диссертация посвящена комплексному анализу проникновения египетских элементов, мотивов и тем в западноевропейскую и русскую культуру, прежде всего в архитектуру XVIII — начала XX в. Их широкое присутствие в зодчестве, оформлении фасадов и интерьера позволяет говорить о формировании особого «египетского стиля», а увлеченность этим стилем — о «египтомании». Его становление и развитие в отечественной культуре было интересным проявлением взаимодействия европейского и русского искусства.

Египтомания" как специфическое явление в искусстве Западной Европы и Америки стала объектом научного исследования в конце 1920;х гг. во Франции, Германии, Англии, Италии, США. Этой проблематике были посвящены статьи Г. Фогеля, Ф. Росса, А. Блант, В. Хекшер, Н. Певзнер и С. Ланг, К. Ланкастер и др.5. На рубеже 1960;70-х гг. появляются фундаментальные исследования, которые в настоящее время считаются классическими работами по данной проблематике: Ричарда Карротта «Египетское Возрождение: его источники, монументы и значение»" (1978), Джеймса Стивенса Кёрла «Египетское Возрождение» (1982), Жана-Марселя Умбера «Египтомания в Западном искусстве» (1989)6. Труды 2000 -х гг. Брайана Каррана («Египетский Ренессанс: возрождение Древнего Египта в искусстве Нового Времени Италии», 2007; «Обелиск: история», 2009), Э: Колла, С.-А.Эштон, С. Сорек и др. вносят важный вклад в дальнейшее исследование этой тематики.

Статьи, затем две книги по этой проблематике были изданы в США. Это «Египетское Возрождение» Карротта, который анализирует период с 1808 по 1855 гг. в США. Работа «Египетское Возрождение» Д. С. Кёрла стремится к энциклопедическому охвату темы, но автор все-таки в большей степени сосредоточен на архитектуре, уделяя особое внимание англосаксонской египтомании. Д. Кёрл считает, что принципиальное значение имеет

5 Vogel Hans. Aegyptisierende Baukunst des Klassizismus. //Zeitschrift fur Bildende Kunst. LXII (1928;1928) — Roos Frank J. The Egyptian Style // Magazine of Art. XXXIII (1940) — Blunt A. The Hypnerotomachia Poliphili' in XVII Century France. // Journal of the Warburg and Courtauld Instituties. I (1937;1938) — Heckscher William. Bernini’s Elephant and Obelisk. // Art Bulletin. XXIX, 3 (1947) — Pevsner N., Lang S. The Egyptian Revival. Architectural Review. CXIX (1956) — Lancaster Clay. Oriental forms in American architecture 1800−1870. Art Bulletin. XXIX.3. 1947.

6 Kapporr. Curl James Stevens. Egyptian Revival. Ancient Egypt as the Inspiration for Design Motifs in the West. New York. 2005; The Art and Architecture of Freemasoniy. Batsford, 2002; Humbert Jean-Marcel. L’Egyptomania dans L’Art Occidental. Paris. 1989.

7 Curran Brian A. The Egyptian Renaissance: The Afterlife of Ancient Egypt in Early Modern Italy. Chicago 2007; Obelisk: A History. MIT Press 2009; Hutchinson Colla Elliott. Conflicted Antiquities: Egyptology, Egyptomania, Egyptian Modernity. Duke Uni Press 2008; Ashton Sally-Ann. Roman Egyptomania. GoIden House Publications 2004; Sorek Susan. Emperor’s Needles: Egyptian Obelisks and Rome. Bristol Phoenix Press. 2010. исследование истории восприятия и интерпретации культуры Древнего Египта в Европе. Он подчеркивает, что «наследие Египта было воспринято последующими цивилизациями, сложившимися на берегах Средиземного моря», а «верования египтян повлияли на мировоззрение и религиозные культы других народов. Через греко-римский мир египетские божества. значительно воздействовали на другие религии, в частности, на христианство"8.

Попытка дать наиболее широкую картину европейского увлечения египетскими мотивами принадлежит французскому исследователю Ж.-М. Умберу. Он попытался выделить объекты, затронутые египтоманией, в архитектуре, интерьере, скульптуре, живописи, предметах декоративно-прикладного искусства, вплоть до кинематографии, комиксов, моды и рекламы. Широкие исторические рамки (от XVI в. до 1970;х гг.) позволили ученому продемонстрировать нарастание интереса в европейском искусстве к искусству Древнего Египта. Умбер показывает живучесть этого феномена, его способность приспосабливаться к разным историческим обстоятельствам и культурным тенденциям. Французский исследователь (египтолог по образованию) особо выделил события, в разные эпохш стимулировавшие интерес у архитекторов и художников к древней цивилизации (раскопки на Вилле Андриана в Тиволи, Египетский поход Наполеона, дешифровка иероглифов, Парижские выставки, открытие гробницы Тутанхамона, успех Сары Бернар в роли Клеопатры и пр.).

В целом западноевропейскими исследователями накоплен богатый и важный для современного искусствознания материал. Он нуждается в обобщении и осмыслении. Результаты работы зарубежных исследователей в нашей стране известны недостаточно.

В отечественной науке «египетский стиль» наиболее обстоятельно рассмотрен в трудах В. С. Турчина, но не как отдельный феномен, а как

8 Curl James Stevens Egyptian Revival. New York. 2005. S. существенная часть искусства Западной Европы, прежде всего Франции, XVIIIначала XIX в.9

Архитектура и культура России XVIII — начала XIX вв. наследовала египетские элементы в значительной мере через восприятие и переосмысление опыта стилей западноевропейской архитектурыклассицизма, ампира, историзма и модерна. До настоящего времени это остается мало исследованной областью в истории русского искусствознания. Наиболее существенным вкладом в изучение данной проблематики являются работы В.С.Турчина10, обратившегося к изучению эпохи Александра* I1. Интересные наблюдения есть также в книге И. Е. Путятина «Образ русского храма и эпоха Просвещения"11. Один из наиболее авторитетных специалистов по истории и> теории русской архитектуры М. В. Нащокина отметила широкое присутствие египетских мотивов в русской садово-парковой архитектуре конца XVIII — начала XIX вв.12 Много ценных сведений содержит монография Л. Г. Пановой, построенная на материале русской и зарубежной художественной литературы XVIII — начала XX

I Ч веков. В последние годы В. Солкиным и В. Ларченко были предприняты попытки систематизации памятников египетского искусства и египетских элементов в архитектурно-пластическом убранстве Санкт-Петербурга и его пригородов14. Ряд ценных сведений содержат исследования о творчестве художников и архитекторов, у которых эти мотивы встречаются. Хелен Вайтхауз одной из первых за рубежом обратилась к исследованию египетских мотивов в русской архитектуре15.

9 Турчин B.C. Французское искусство от Людовика XVI до Наполеона. L’ancien regime, революция и империя. М. 2007.

10 Турчин B.C. Александр I и неоклассицизм в России. Стиль империи или империя как стиль. М., 2001.

11 Путятин И. Е. Образ русского храма эпохи Просвещения. М., 2009.

12 Нащокина М. В. Русский масонский сад. // Русская усадьба. Сборник ОИРУ, № 12 (28). М., 2006. С 497 536.

13 Панова Л. Г. Русский Египет. Александрийская поэтика Михаила Кузмина. Кн. 1, 2. М., 2006.

14 Солкин В., В. Ларченко В. «Египетский Петербург»: египетские и египтизирующие памятники на берегах Невы. // Древний Египет. Сб. трудов ассоциации по изучению Древнего Египта «MAAT». M., 2005. С. 7−12.

15 Whitehouse Helen. Egypt in the Snow. // Imhotep today. London, 2003.

Работы концептуального характера, обобщающие результаты исследований по указанной проблематике зарубежных ученых, в отечественном искусствознании отсутствуют. Не предпринималось также попыток сделать объектом специального изучения египетские мотивы в русском искусстве и архитектуре, представить становление и эволюцию отечественного варианта «египетского стиля», показать своеобразие основных его этапов.

Это определило объект исследования диссертации. В центре внимания находятся архитектурные ансамбли, здания, некоторые предметы скульптуры и живописи, ярко иллюстрирующие важную роль «египетского стиля» в мировой художественной культуре. Также большое внимание уделяется основным источникам формирования этого «стиля» и их развитию в зависимости от исторических событий, философского контекста. Подробно изучены европейские и российские примеры стилизации египетских памятников. В работе явление «египетского стиля» рассматривается только в пределах стран Западной Европы как источника его появления и формирования, и России, воспринявшей эту традицию и давшей высокие художественные результаты.

Египетский стиль" стал важной частью европейского и русского искусства в XVIII — начале XX вв. Но для наиболее полного представления о «египетском стиле» и его истоков хронологические рамки данного исследования расширены. Привлечен материал, начиная с эпохи Эллинизма. Хронологические границы дают возможность в полной мере осмыслить работы и концепции западноевропейских исследователей, оценить эволюцию египетских мотивов в западной культуре, наглядно показать позднейшую адаптацию некоторых форм, ставших неотъемлемой частью архитектуры Рима, а затем и эпохи Возрождения. Этот материал служит основой для изучения появления, становления и развития «египетского стиля» в Западной Европе, а затем и в России.

При изучении египетских мотивов в искусстве был применен ряд традиционных для искусствоведческого исследования методов. В основу диссертационной работы положен культурно-исторический метод, позволяющий проследить эволюцию развития художественных явлений в широком историческом контексте, проявившемся в целом ряде событийкнигах путешественников, открытиях археологов, формировании музейных коллекций, массовом увлечениями древними культами, и т. п. Формально-стилевой метод позволил проанализировать отдельные архитектурные ансамбли, памятники архитектуры, и декор зданий, убранство интерьеров' представляющих «египетский стиль» и несущих глубокий философский смысл. Также применен иконографический метод, использование которого по отношению к архитектуре было обосновано еще в первой половине XX века такими специалистами как Р. Краутхаймер, Э. Китцинжер, Р. Арнхейм и Х.Зедльмайер. Этот метод позволяет определить развитие архитектурной типологии и декора зданий, а также выявить ограниченный круг прообразов среди памятников древнего зодчества. Иконологический метод позволил нам выявить некоторые литературные, идейно-философские и религиозные программы, лежавшие в основе архитектурного замысла. Отметим также важность социологического метода, позволившего понять роль заказчика, социального заказа, некоторых важнейших произведений, исследованных в диссертации.

Структура работы определена поставленными задачами. Она состоит из трех глав, построенных по хронологическому принципу. Главы разделены на разделы. В первой главе «Истоки и формирование „египетского стиля“ в художественной культуре Западной Европы. Основные этапы» выделено семь разделов, посвященных анализу этого явления в разные историко-культурные эпохи: античность, Средние века, период от Ренессанса до середины XVIII в., эпоха Людовика XVI и Великая французская революция, ампир, 1840−1880-е гг., от модерна до 1930;х гг.

Материал об использовании египетских мотивов в русской архитектуре и культуре изложен в двух следующих главах. В них внимание уделено не только собственно объектам архитектуры, но и проникновению египетских мотивов в живопись и литературу. Это было необходимо для создания более широкого культурного контекста. Вторая глава «Египетские мотивы в русском искусстве XVIII в. — 1830-х гг.» имеет три раздела. В первом освещается общая картина проникновения египетских мотивов в русскую культуру и архитектуру на протяжение XVIII в., их использование в садово-парковой и мемориальной архитектуре. Второй раздел посвящен анализу места египетских мотивов в «Александровском ампире». Третий — объектам, представляющим наиболее интересные образцы египетского стиля. Третья глава «Египетские мотивы в русском искусстве 1840−1930;х гг.» разделена на четыре части: «Эпоха историзма 1840−1880-е гг.», «Эпоха русского модерна (1890−1910;е гг.). Философские поиски», «Египетские мотивы в живописи и архитектуре модерна», «Интерпретация архитектурного наследия Древнего Египта в раннем советском зодчестве (1918;1930;е гг.)».

Приложение составляют иллюстрации (более 220 единиц) объектов архитектуры, отражающих присутствие «египетского стиля».

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующий вывод: присутствие мотивов древней египетской культуры и архитектуры в искусстве Западной Европы и России XVIII — начала XX вв. носило устойчивый характер. Возросший интерес к мотивам египетского искусства привел к формированию в XVIIIXX вв. «египетского стиля» как существенной стилевой доминанты в зодчестве, оформлении фасадов и' интерьеров сначала в Европе, а затем и в России. Это подтверждают большие архитектурные ансамбли, отдельные здания, предметы скульптуры и живописи, ярко иллюстрирующие оригинальность и важную роль «египетского стиля». Форма пирамиды и обелиска привлекала архитекторов и художников различных эпох. Эти формы каждый раз функционировали в конкретном философском, идеологическом, культурологическом, а нередко и в литературном контексте, что подчеркивает значимость общей атмосферы эпохи для творческих поисков искусства' и архитектуры. Данные мотивы проявили жизнеспособность, вызывая к себе интерес в разные периоды, включая бурное обновление содержательных и художественных форм в конце XIX первой четверти XX века. Импульсы для возникновения и развития исследованного феномена в Европе и России были разными, при всей неоспоримости интенсивного взаимодействия между русской и европейской архитектурой и искусством, в том числе в этом вопросе. Русское искусство и архитектура, обратившиеся в начале XVIII в. к использованию элементов и мотивов египетского зодчества в русле общего освоения европейского художественного опыта, смогли выработать свою интерпретацию «египетского стиля». Русские зодчие XVIII — начала XX в. внесли выдающийся, а в ряде случаев и новаторский вклад в его реализацию.

В проведенном исследовании впервые в отечественной истории искусств подробно рассмотрена история зарождения и функционирования «египетского стиля» и мотивов, возникновению которых он способствовал. В работе выделены основные источники, благодаря которым, архитектура многих стран несет признаки серьезного интереса к памятникам древней цивилизации. Широкий круг сопоставлений позволил выявить основные копируемые памятники Древнего Египта, которые послужили образцоми стали источником вдохновения для многих европейских и русских архитекторов. Храм Хатхор в Дендера, Храм Амона в Карнаке, Храм Амона% в Луксоре, пирамиды) классической и ступенчатой формы, обелиски — это основной ограниченный круг восприятия памятников, ставший квинтэссенцией египетской монументальной архитектуры.

В результате обобщения результатов — фундаментальных исследований зарубежных ученых оказалось возможным выстроить и проследить историю возникновения и развития «египетского стиля», который, став важной частью западноевропейского искусства XVIIIначала XX вв., уходит своими корнями в античность. В1″ исследовании подчеркивается, что в западноевропейском искусстве и архитектуре на протяжении многих столетий присутствие элементов культуры Древнего Египта являлось органичной, неотъемлемой^ частью. Неслучайно использование мотивов культуры древней цивилизации активизируется и неуклонно расширяется, начиная с эпохи Ренессанса, наряду с элементами античного греческого и римского искусства. Более того, это искусство, во многом опиравшееся на древнеегипетскую культуру, на долгие века стало посредником для европейского восприятия Древнего Египта. Важнейшую роль в этом сыграла Италия (особенно Рим), где, начиная с XVI в. стал расти и ширится интерес к Египту. Так продолжалось вплоть до XIX в., когда зародилось и стало развиваться научное изучение древней цивилизации сначала во Франции и Англии, а затем и в Германии и России.

Эволюция европейской архитектуры и изобразительного искусства, как показано в работе, наложила отпечаток на понимание и использование мотивов египетского искусства, но его элементы никогда не растворялись, а оставались легко узнаваемыми, «стилистически маркированными». Причина этого кроется в том, что искусство Древнего Египта, в том числе зодчество, строго следовало выработанной традиции и создало характерные, легко узнаваемые образы. При этом каждая культурная эпоха несла свою интерпретацию «египетского стиля», нередко, это особо подчеркивается в диссертации, используя его в идеологических целях.

Материал исследования показал, что в использовании египетских мотивов европейским искусством от античности до 1930;х гг. могут быть выделены следующие основные этапы:

1) Античность (Греция и Рим)

2) Средние века

3) от Ренессанса до середины XVIII в.

4) Эпоха Людовика XVI и Великая французская революция

5) Ампир

6) 1840−1880-е гг.

7) от модерна до 1930;х гг.

Такая периодизация не является окончательной. При необходимости возможно выделение в качестве отдельных этапов, например, период первой половины XVIII в., эпохи Людовика XVI и Великой французской революции.

Особую роль, как показали проведенные наблюдения, для европейского восприятия «египетского стиля» в архитектуре сыграл Греко-римский мир, в разные периоды своего существования испытывавший потребность в монументальном стиле. Монументальная архитектура вобрала элементы

165 оформления храмов Древнего Египта: лотосовидные колонны, обелиски, пилоны, солнечные диски, сфинксы, львы. Эти элементы, поставленные на службу новым идеологическим задачам, широко цитировались. Именно во времена Древнего Рима возникла практика переноса в Европу египетских обелисков (они больше не связываются с солнечным культом), применявшаяся вплоть до XIX в.

Явление «элинизирующего» Египта — первая известная интерпретация египетского стиля, сформировавшаяся во время династии Птолемеев, — было воспринято культурой Римской империи, которая также наложила на нее свой отпечаток. Именно такое, преломленное, как мы пришли к выводу, видение Египта впоследствии и было воспринято Европой. Архитектура ансамбля святилища Исиды Ьешп Сашрепз1з была синтезом эллинистического, египетского ифимского стилей. Архитектурные элементы комплекса, даже неизвестные Древнему Египту, копировались и воспринимались как истинно «египетские». Обелиски становятся памятником доблести римских цезарей и частью языка римской классической архитектуры и декора. Пирамида, уменьшенная в размерах, оказала влияние на оформление захоронений (Пирамида Цестия). Наиболее характерным отражением римской интерпретации архитектуры и искусства Древнего Египта была вилла Адриана в Тиволи. Этот ансамбль, обнаруженный во время раскопок в эпоху Возрождения, на притяжении нескольких столетий служил главным источником египетского стиля.

Духовная традиция Средневековья, как показано в работе, во многом ассимилировала античное наследие и сформировала свой образ Древнего Египта, основанный, прежде всего, на сюжетах Ветхого и Нового Заветов. Этот образ многократно интерпретировался в искусстве (особенно в живописи) в последующие эпохи.

В эпоху Возрождения представление о стране фараонов формировалось и углублялось благодаря археологии и начавшемуся коллекционированию. Оно

166 постепенно начало приобретать черты достоверного научного знания. Дренеегипетские артефакты украсили Рим и стали источником вдохновения для многих последующих поколений. В конце XVIIпервой половине XVIII века элементы «египетского стиля» широко, используются в садово-парковой архитектуре Франции (Фонтенбло) — Своеобразным пособием по египетскому стилю стали работы Бернарда де Монфокона «Античная эпохас комментариями и гравюрами» (1719) и Клода де Кейлюса «Свод древностей египетских, этрусских, греческих, римских и галльских» (1752— 1768):

Египетские мотивы заняли важное место в утонченном языке архитектуры и интерьеров рококо, в том числе у самого крупного представителя этого стиля Д. Б. Пиранези (камины с атлантами с виллы Адриана). Во Франции традиции Пиранези соединились со стилем эпохи Людовика XVI и возникла живописная фаза рококо, для которой характерно использование египетских элементов в неегипетской манере, в первую очередь в интерьерах, внутреннем декоре и малых архитектурных формах (покои королевы Марии Антуанетты в Версале и Фонтенбло). В конце XVIII в: египетские темы и, формы: уже широко присутствовали1 в искусствеш архитектуре Англии и Германии: Появились и первые признаки демократизацииэтого: стилякоторый использовался при проектировании идеального промышленного города (Леду актуализировал форму пирамиды и пилона для проектирования, производственных зданий). Французская культура эпохи Великой революцииактуализирует эти темы, интерпретируя их во время больших массовых праздников. Все: это заложило широкую основу для зарождения египтологиикак научной области и «египетского: стиля» в искусстве.

Искусство наполеоновской Франции было в поисках новых архитектурных решений, рождался новый стиль ампир, и вновь открытый Древний Египет предоставлял для этого источник интересных идей. Сфинкс, обелиск и пирамида превратились в излюбленный-пластический мотив европейского искусства Нового времениОни получают систематическое и

• 167 особое распространение в конце XVIII — начале XIX века во Франции. Египетский поход Наполеона (1798−1799), работа археологической экспедиции под руководством Д.-В. Денона и издание им «Описания Египта» (1802) с сотнями гравированных иллюстраций определили особое внимание искусства эпохи к египетским мотивам. Книга Денона на целое столетие стала справочником по египетской архитектуре и послужила наглядным пособием для поколений архитекторов ихудожников как во Франции (Ж.Лекё, Шарль Персье, Пьер Фонтен), так и за ее пределами (Д.Робертс, Д. Бономи Младший и др.).

Научный интерес к Египту должен был укрепить государственную идеологию^ показав Францию преемницей древнейших цивилизаций и великих империй прошлого. Воинственный дух ампира востребовал монументальность египетского стиля. Наряду с римскими цитатами, египетские мотивы используются в архитектуре, декоре, живописи, скульптуре, в оформлении интерьеров, малых архитектурных формах, бронзовом декоре. Во Франции египетские мотивы стали частью патриотической символики. Они-использовались при строительстве объектов, для прославления военного гения Бонапарта. Именно, в это время4возникает явление, получившее название «египтомании». Наэтот период можно считать, что «египетский стиль» сформировался в искусстве, т.к. он охватил всю Западную Европу и Америку.

В диссертации сделан вывод, что «египтомания» ампира оформилась с опорой на традицию, поддержанную интересом к экзотике, свойственным эпохе, духовные поиски (масонство), археологические находки, серьезное научное изучение. При копировании египетских элементов, не копировался их первоначальный смысл, а только внешняя форма. Экстерьер стал менее значимым, более важным становился интерьер. Поворотным моментом в изучении культуры и искусства Древнего Египта стала расшифровка иероглифов Шомпольоном (1822).

В период историзма и эклектики (1840−1880-е гг.) «египетский стиль» оказался востребованным по всей Европе. Его популярности, как показали наблюдения, помогали научные открытия (О.Мариетт), строительство Суэцкого канала (1869), художественные произведения («Роман с мумией» Т. Готье, опера Верди «Аида» и др.). В диссертации подчеркнуто, что его идейная основа изменилась, и стиль заметно демократизировался. Это уже не стиль государственной мощи, а стиль основательности' буржуазии. Он привлекает эффектом стабильности и надежности, которыйпроизводит статичная массивность форм. Египетские элементы и декор используются в архитектуре промышленных и нежилых зданий, предназначенных для большого количества людей.

В эпоху модерна и начале XX века «египетский стиль» применяется в строительстве самых разных по назначению объектов: кинотеатров, колледжей, библиотек и музеев, заводов и фабрик, тюремсинагог и масонских лож. Строгие, массивные, монументальные формы используются во всех областях архитектуры и интерьера. В то же время' египетские цитаты придают постройкам и интерьерам оригинальность и красочность. Интерьеры полностью оформляются в этом стиле или используются" лишь его основные элементы, в сочетании с чертами ампира или неоклассицизма, эклектики и ар-деко.

Открытие гробницы фараона Тутанхамона (1922) стало новой вехой в «египтомании». Золотая^ маска этого правителя Древнего Египта сделалась одной из самых выразительных и известных художественных деталей. Египетский стиль прочно укоренился в ар-деко, использовался в мебели, ювелирных украшениях, в одежде, отразился на искусстве книжной иллюстрации и театральных декорациях.

В русской архитектуре и искусстве, как показал материал исследования, вплоть до XVIII в. не наблюдается использование египетских элементов.

Мотивы, связанные с историей и культурой Древнего Египта, становятся существенной составляющей отечественной культуры только в XVIIIначале XIX века. Культурная история Западной Европы органически впитала в себя элементы египетской культуры, верований и архитектуры, а Россия знакомилась с ними через культуры-посредницы: византийскую (вплоть до конца XVII в.) и европейскую (начиная с петровской эпохи). К концу XVIII в. можно констатировать появление собственной интерпретации «египетского стиля».

Данная работа представляет собой первую попытку систематизации, выделения основных этапов и особенностей использования египетских мотивов в отечественной архитектуре. Для выявления специфики его' «русской редакции» предпринято комплексное исследование этого явления с привлечением материала живописи, скульптуры и литературы. Впервые предложено увязать распространение элементов «египетского стиля» в зодчестве, садово-парковой архитектуре, городских ансамблях, оформлении интерьеров с комплексом особых историко-культурных обстоятельств развития отечественного искусства на протяжении XVIII — XX вв. В этой связи сделан ряд наблюдений и выводов.

Выделены следующие этапы формирования и распространения египетских мотивов в отечественной архитектуре и культуре: 1) XVIII век- 2) 1801−1830-е гг. — «Александровский ампир" — 3) 1840−1880- е годы- 5) эпоха модерна- 6) раннее советское зодчество 1918; 1930;е гг.

Русская архитектура сначала осваивала новые для себя мотивы и формы, а затем приступила к их широкому использованию, включая стилизацию. В работе выделены отдельные объекты, свидетельствующие об интересе русского зодчества к «египетским формам» (пирамиды, пилоны, лотосовидные колонны, обелиски, сфинксы и пр.) и расширяющемся их использовании. Особое внимание уделено постройкам, которые могут служить примером осознанной стилизации, то есть образцами «египтомании».

Российская «египтомания» по интенсивности своего проявления уступает европейской, однако в ней черпали вдохновение выдающиеся зодчие, как русские по происхождению (Н. Львов, А. Воронихин, Ф. Шехтель и др.), так иностранные архитекторы, чей талант раскрылся в России (А.Менелас, Тома де Томон, Ч. Камерон и др.).

Бурное развитие русской архитектуры и искусства в XVIIIпервой трети XIX вв. наложило отпечаток на усвоение, использование и распространение элементов египетской архитектуры. Это увязывается в диссертации с рождающейся и укрепляющейся идеологией империи, которая требовала определенной стилистики архитектуры новой столицы Петербурга, императорских резиденций, где в первую очередь появились пирамиды и обелиски в честь военных побед (Кагульский обелиск, обелиск «Румянцева победам» и др.).

Открытие Академии художеств (1757) и начало, систематического художественного образования-сделали искусство и. архитектуру древнейшей цивилизации предметом изучения. Материал исследования показал, что распространившееся масонство, в мистике и сложной символике которого важное место получили египетские божества Осирис и Исида и другие мотивы, повлияло на садово-парковую и погребальную архитектуру. Здесь интенсивность использования обелиска и пирамиды стало особенно заметным. Смелым экспериментом явилось использование формы пирамиды при строительстве храма (Н.Львов. Свято-Троицкая церковь: «Кулич и пасха», 1785−1787).

Изученные объекты свидетельствуют о преобладании на ранней стадии проявления стиля «элинизирующей» тенденции. Причина этого кроется, скорее всего, в том, что русские архитекторы знакомились с образцами этого стиля в Европе, прежде всего, в Италии. Образцами этой тенденции могут служить фигуры сфинксов, появившихся в последние десятилетия XVIII в. в Петербурге и пригородах, а также оформление ряда усадеб и интерьеров (Архангельское, Останкинский дворец графа Шереметева и др.).

В эпоху «александровского ампира» (1801−1830), как показал исследованный материал, выделяются две тенденции использования египетских форм и мотивов: их «элинизирующая» интерпретация и возведение объектов в подлинно «египетском стиле». В русле первой тенденции рассмотрен ряд объектов архитектуры, иллюстрирующий опосредованное использование египетских мотивов, — тип пирамиды с дорическим портиком (проект мавзолея Павлу I, памятник русским воинам в Казани и др). Впервые в данном контексте вводится материал о подмосковной усадьбе Влахернское-Кузьминки («Египетский павильон», Померанцевая оранжерея, 1813). В египетском стиле были выполнены «Египетский мост» В Петербурге и- «Египетские ворота» Царского Села (1827−1830, арх. А. Менелас). Стилизованные изображения, которыми покрыты ворота, взяты из гравюр Д.-В. Денона. Прообразом для ворот, как удалось обнаружить (впервые в науке) стала книга английского архитектора Дж. Ганди «Сельская архитектура» (1805). Создание египетской коллекции (1825), установка фигур подлинных сфинксов в Петербурге (1834), появление произведений живописи и литературы с образом египетской царицы Клеопатры в центре (А. Пушкин, О. Кипренский) стало своеобразным итогом этого периода.

В 1840—1880-е гг. интерес к зодчеству Древнего Египта увязывался, подчеркивается в работе, с поисками национальных основ архитектуры, открытиями в области археологии, изданиями отечественных путешественников (в первую очередь «Путешествия по Египту и Нубии в 1834—1835 гг. Авраама Норова», 1840), формированием русской школы египтологии (В.С.Голенищев, О. Э. Лемм, Б.А.Тураев).

Культура и искусство Древнего Египта, доказывается в диссертации, стали важной частью мировоззренческих исканий эпохи модерна. Это отразили воззрения В. Соловьева и В.Розанова. В этой связи исключительную важность имеет анализ литературных источников, открывающий нам историю искусства, не только как эволюцию формальных приемов и стилей, но и историю идей. Произведение архитектуры (Ф.О.Шехтель) или изобразительного искусства представляется манифестацией самых широких идейных и культурных поисков, охвативших российское обществов котором немаловажную роль играла мистическая составляющая (А.Н.Бенуа, М. Чюрленис). Наиболее полная, откровенная и цельная стилизация на египетскую тему этого времени — здание Красноярского краеведческого музея, перестроенного архитектором Л. А. Чернышевым (1913;1914). Одновременно это и последний образец тяготения к настоящей «египтомании» в отечественной архитектуре первой трети XX века.

В советскую эпоху радикально изменились идеологические задачи искусства, главной целью которого стало прославление революции, ее героев и вождей. Революция представлялась событием всемирногомасштаба, что неизбежно выдвинуло на первый план монументальность как стилевую доминанту. Это в первую очередь сказалось на облике Москвы. Памятники советской эпохи должны были нести идею величия и вечной памяти. В работе доказано, что актуальность обелиска и пирамиды выступила на фоне поисков новой символики, отличной от христианской. Под революционный памятник был приспособлен обелиск («Обелиск свободы», 1918), который получил широкое распространение в силу простоты, лаконичности и выразительности своего образа.

Пирамида как форма величественного мемориала была использована при разработке проекта главного памятника революционной эпохи — Мавзолея Ленина (Ф.Шехтель, А. Щусев): В Мавзолее Ленина (реализован проект А. Щусева) возродилась исконно присущая пирамиде культовая функция, так как Мавзолей имел главное значение для установления культа вождя мирового пролетариата. Мавзолей органично вписан в архитектурный ансамбль Красной площади.

Важность наследия архитектуры Древнего Египта в советскую эпоху. подтверждают проекты представителя авангарда И. Леонидова и архитектора-новатора А. Душкина (станция метро «Кропоткинская»), построившего подземный «город солнца».

В работе выявлены различные способы применения подражания архитектуре Древнего Египта, ставшей универсальной для многих зданий и интерьеров. Сделан вывод, что монументальность египетского зодчества находит свое отражение в работах и проектах архитекторов XX века и успешно применяется в эпоху зарождения советской идеологии. Декоративная функция в ранний советский период практически не была востребована, сохранившись в основном в жанре книжной иллюстрации.

Очевидно, что наследие «египетского стиля», ценность его* простых, чистых элементов было высоко оценено архитекторами и критиками архитектуры. Такие выдающиеся гении, как Отто Вагнер (1841−1918), Карл Фридрих Шинкель (1781−1841), Биллем Маринус Дудок (1884−1974) и даже молодой Френк Ллойд Райт (1869−1959) не смогли бы спроектировать многие свои здания (где солидные кубические формы играли важнейшую роль) без наследия «египтомании» и ее влияния на неоклассицизм в целом. Эти и другие яркие примеры открывают перспективы дальнейшего исследования темы. Кроме того, дальнейшее изучение архитектуры русских усадеб может выявить новые интересные образцы «египетского стиля».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Curl J.S. The Egyptian Revival. Ancient Egypt as the 1. spiration for Design Motifs in the West. London. 2005
  2. Curl J.S. The Art and Architecture of Freemasonry. London.2002
  3. Curl J.S. The Egyptian Revival: a recurring theme in the history of taste. Manchester, NY. 1982.
  4. Curl J.S. Egyptomania. The Egyptian Revival: a recurring theme in the history of taste. Manchester, NY. 1994
  5. Bergdoll B. European Architecture 1750 -1890. Oxford. 2000
  6. Roullet A.H. Egyptian and Egyptianizing Monuments in Imperial Rome. Laiden. 1972
  7. Curran B.A. The Egyptian Renaissance: The Afterlife of Ancient Egypt in Early Modern Italy. Chicago. 2007
  8. Sorek S. Emperor’s Needles: Egyptian Obelisks and Rome: Obelisks.
  9. Ashton S.-A. Roman Egyptomania. Cambridge. 2004
  10. Carrott R.G. Egyptian Revival: its sources, monuments, and meaning, 18 081 858. California. 1978
  11. Humbert J.-M. L’Egyptomanie Dans L’Art Occidental. Paris. 1989
  12. Humbert, J.-M., M. Pantazzi, C. Ziegler. Egyptomania: Egypt in Western art 1730−1930. Catalogue of exhibition at the Louvre. Paris. 1994
  13. Humbert J-M. L’Egyptomanie a l’epreuve de l’archeologie. Paris. 1996
  14. H.Humbert J-M. Imhotep Today. Collection of works. London. 2003
  15. Denon D.V. Description de L’Egypte. Paris. 1802−1822
  16. Lancaster C. Oriental forms in American architecture 1800−1870. 194 719. 18. Conner P. The Inspiration of Egypt: its influence on British artists, travelers and designers, 1700−1900. Brighton Museum. Exhibition catalogue. Brighton 1983. f r
  17. Brier B. Egyptomania (catalogue of the exhibition1 at Hillwood Art Museum, Long Island University, 12 June 24 July 1992). Brookville, New York: Long Island University. Exhibition catalog. NY. 1992
  18. Bednarski A. Holding Egypt: tracing the reception of the Description de /
  19. Egypte in nineteenth-century Great Britain. UK. 2005
  20. Baines J., Malek J. Egypt in Western art. Egyptomania from ancient Rome through the late 1970s. UK. 1980
  21. Frayling C. Egyptomania. In: Art Deco 1910−1939. Ed. Charlotte Benton, Tim Benton, Ghislaine Wood. New York. 2003. .
  22. Freeman C. The Legacy of Ancient Egypt: Facts on File, Inc. Includes chapters on Egyptomania. 1997
  23. Gerdts W.H. Egyptian motives in nineteenth-century American painting and sculpture.//Antiques (October, 1966): 495−501. A brief overview on the development of the theme through the century.
  24. Gonzalez-Palacios, Alvar. The French Empire Style. London. 1970
  25. Hornung E. The Secret Lore of Egypt and its Impact on the West. New York. 2001.
  26. Iversen E. The Myth of Egypt and its Hieroglyphs in European Tradition. Princeton. 1993
  27. Jaeger, B. La reviviscenza dell’Egitto antico nell’arte italiana dal Rinascimento ai giorni nostri.// Studi di Egittologia e di Antichita Puniche (Pisa) 14: 33−49. 1995.
  28. J. 1995. The ancient Near East in modern thought. // Civilizations of the Ancient Near East. //Volume I. New York. 1995
  29. Malamud M. Pyramids in Las Vegas and in outer space: ancient Egypt in twentieth-century American architecture and film.// Journal of Popular Culture 34.1 (Summer): 31−48. 2000
  30. Mathieu B. Pharaons et rois de France: profanation et resurrection. // Hommages a Jean Leclant. Volume. Volume 4: Varia.
  31. Morgan S. Art Deco: the European style. Includes discussion of Egyptian influences. London 1990
  32. Navratilova H. Egyptian Revival in Bohemia: orientalism and Egyptomania in Czech lands. // David Brown Book Co. Czech Institute of Egyptology. 2003
  33. Putnam, James & W. Vivian Davies (eds.) 1994. Time Machine: ancient Egypt and contemporary art, at the British Museum. British Museum. Exhibition catalog. London 1994
  34. Putnam, James & W. Vivian Davies (eds.) 1995. Time Machine: ancient Egypt and contemporary art, at the Museo Egizio, Turin. British Museum/ Exhibition catalog. London 1995
  35. C.W.Eckels. The Egyptian Revival in America // Archaeology III (1950)
  36. Hugh Honour. Curiosities of the Egyptian Hall. // Country Life cxv (1954)
  37. Hugh Honor. The Egyptian Taste. // Connoisseur exxxv (1955)
  38. K.J.Bonser. Marshall’s Mill, Holbeck, Leeds. //Architectural review exxvii (1960)
  39. G.B.Wood. Egyptian Temple at Leeds. // Country Life exxviii (1960)
  40. Hans Vogel. Aegyptisierende Baukunst des Klassizismus. // Zietschrift fur Bildende Kunst LXII (1928−1929) первая статья о египтетском стиле.
  41. N.Pevsner, S.Lang. The Egyptian Revival. // Architectural Review cxix (1956)
  42. A.Blunt. The Hypnerotomachia Poliphili in xvii Century France. // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, I (1937−1938)
  43. William Heckscher. Bernini’s Elephant and Obelisk. // Art Bulletin xxix, 3 (1947)
  44. Erik Iversen. Hieroglyphic Studies of the Renaissance. // Burlington Magazine
  45. Karl H.Dannenfeldt. Egyptian Antiquities of the Renaissance. // Studies in the Renaissance, vi (1959)
  46. Frank J.Roos. The Egyptian Style. // Magazine of Art (1940), xxxiii.
  47. Hochfield, Sylvia. 1978. Egyptomania in New York. //ARTnews (December, 1978): 44−49.
  48. Holt, Frank L. Egyptomania: have we cursed the pharaohs? // Archaeology 39.2 (March/April): 60−63. 1986
  49. Hunt, Katherine A. Beauty that endures: Egyptian revival in the 1920's. University of Delaware. 2003
  50. Loring, John. Egyptomania: the Nile style. // The Connoisseur 200: 114 121. 1979
  51. Merrillees, R. S. Egyptomania in Australia. //Bulletin of the Australian Centre for Egyptology 6: 77−87. Egyptian Revival in architecture and decorative arts. 1995
  52. Whitehouse, Helen. Egypt in the Snow // Imhotep Today. Ed Jean-Marcel Humbert. London. 2003
  53. M.B. Этюды по истории русского искусства. В 2 тт. М., 1967.
  54. Апулей. Метаморфозы, или Золотой Осел. М., 1969. С. 528.
  55. К.Н. Из истории советской архитектуры 1917−1925 гг.: Документы и материалы. М., 1963
  56. Библейский словарь. Торонто, 1989
  57. А.Е. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979
  58. Г. Классическое искусство. Введение в итальянское возрождение.М.2004
  59. Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.1994
  60. Г. Ренессанс и барокко. М.2004
  61. Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II. СПб., 1999
  62. .Р. Введение в историческое изучение искусства. М.1985
  63. П.Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. Спб., 1995
  64. JI.H. Города и музеи мира Лондон, «Искусство», Л., 1969
  65. П.П. История искусств. Тт. 1−3. Репринтное издание. Красноярск. 1994.
  66. Н.Гозенпуд A.A. Пушкин и русский театр десятых годов XIX в.// Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1986
  67. B.C. Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Спб, 1992
  68. И. Э. О русской архитектуре. М., 1969
  69. И.Э. История русского искусства. Спб., 1912
  70. И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. Л., 1994.
  71. С.М., Давыдова И. И., Новикова Е. Б. Архитектор Ф.О.Шехтель. Москва, 2009
  72. В.Г. Творческая жизнь архитектора Н.Микетти. JL, 1982.
  73. Дягилев и его эпоха: Альманах. Спб, 2001
  74. H.A. Русская архитектура в эпоху Екатерины II. М., 1994. С. 59 23.3аварихин С.П. В древнем центре Сибири. М., 1987 24.3едльмайер Г. Искусство и истина.М.200 025.3едльмайер Г. Утрата середины. М.2008
  75. Ф. Антоний и Клеопатра // Шекспир. Полн. Собр. соч. в 5 т. Т. IV. Спб, 1904
  76. .А. Три века петербургского балета. Спб, 2008
  77. М.С. Град Петров в истории русской культуры. Спб, 1996
  78. М.С. История культуры Петербурга. Спб, 2006
  79. Л.П. Культура средних веков.
  80. Каталог «Мир Искусства». Спб, 1998
  81. Каталог выставки: Алексей Николаевич Душкин. Архитектура 19 301 950-х годов. Выставка к 100-летию архитектора. М, 2004.
  82. Каталог выставки: Великая Утопия. Русский и советский авангард 1915- 1932. Берн, Москва 1993
  83. И.С. Декабрист Г.С.Батеньков — автор первой русской книги о дешифровке иероглифов // Очерки по истории русского востоковедения. Вып. II. М, 1956. Стр.207−224.
  84. Кидсон П, Мюррей П, Томпсон П. История английской архитектуры. М.2003
  85. Е. И. Михаил Быковский. М., 1988
  86. Н. История русского искусства XVIII в. M.-JL, 1940, С. 5.
  87. Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. Графика, М., 1964
  88. Кон-Винер Э. Египетское искусство.
  89. Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998.
  90. Н.П. Македония. Археологическое путешествие. Спб., 1909
  91. Е.В. Архитектурные памятники Крыма. Симферополь, 1977
  92. С.О. Адам Менелас на российской земле. Возможные пути интерпретации творчества архитектора Николая I. // Философский век. Альманах 6. Россия в николаевское время: наука. Политика, просвещение. Спб., 1998
  93. М.Ю. Пушкин. Спб., 1995
  94. М.Э. Искусство Древнего Египта. М. 2010
  95. Мирча Элиаде. Азиатская алхимия. М.1998
  96. H. «Faire Grand». Мегаломания в архитектуре XVIII века. // «Пинакотека». 2. М. 1997
  97. М.В. Архитекторы московского модерна. М., 1998
  98. М.В. Русский масонский сад // Русская усадьба. Сборник ОИРУ, № 12(28). М., 2006. С.497−536.
  99. А.И. Русский ампир.М.1935
  100. Д. Символизм в мифологии.М.1997
  101. A.C. Путешествие по Египту и Нубии. 4.1, Спб., 1883
  102. Ю. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Спб, 1996 55.0гюст Шуази. История архитектуры. Т. 1,2.М.2002
  103. Л.Г. Русский Египет. Александрийская эпоха Михаила Кузмина. Кн. 1,2. М., 2006
  104. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М., 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. II.
  105. З.К. О.Бове. М., 1999
  106. Н.С. Источники сведений о Древнем Египте в России в XI—XVIII вв.еках. // Заморовский В. Их величества пирамиды. М., 1986. Стр. 3 89−406.
  107. Н. Все Аргуновы. // Наше наследие 2006
  108. И.Е. Образ русского храма эпохи Просвещения. М., 2009
  109. В. В. Возрождающийся Египет. М., 2002.
  110. А. Русские монументальные рельефы, М., 1953.
  111. Д.В. История русского искусства конца XIX — начала XX века. М.2001
  112. Д.В. Модерн. М.2001
  113. Словарь античности. Пер. с немецкого. М., 1989
  114. В. Архитектор В.И.Баженов. М., 1937
  115. H.H. Стили в мебели. М.2008
  116. В. Петербургские сфинксы: история приобретения и общий анализ памятников. // Петербургские сфинксы. Солнце Египта на берегах Невы. Спб., 2005.
  117. В., Ларченко В. «Египетский Петербург»: египетские и египтизирующие памятники на берегах Невы. // Древний Египет. Сб. трудов ассоциации по изучению Древнего Египта «MAAT». М., 2005
  118. Н.К. История современного интерьера. М.2004
  119. H.A. Англия XVIII века: разум и чувство в художественном сознании эпохи. М.2008
  120. И.В. Художник каменных дел: страницы жизни академика А. В. Щусева. М. 1987.
  121. A.A. Монументально-декоративное искусство Октября (Ленинский план монументальной пропаганды). М., 1971
  122. Н.М. Врубель. М., 1974
  123. В.Н. Миф.Ритуал.Символ.Образ. М.1995
  124. .А. Древний Египет. Пг., 1922
  125. .А. История Древнего Востока. Спб., 1911−1912. 4.1−2.
  126. B.C. Александр I и неоклассицизм в России. Стиль империи или империя как стиль. М., 2001
  127. B.C. Французское искусство от Людовика XVI до Наполеона. М. 2007
  128. Тэн И. Философия искусства. М.1996
  129. Е. Батони. М., 2002
  130. И.Г. История франк-масонства от возникновения его до настоящего времени. СПб., 1872.
  131. Хан-Магомедов С. О. Иван Леонидов. М.2010
  132. Хан-Магомедов С. О. Мавзолей Ленина. М.1972
  133. Л.М. Материальная культура Древнего мира. М., 1993
  134. Е. Образ и мировоззрение в русском искусстве XIX века. Красноярск. 2004
  135. A.B. Ярополец. История двух усадеб. М., 2007
  136. Ф.В. Философия искусства.М. 1966
  137. Е. Проблемы садово-парковой архитектуры. М., 1936 Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.1999
  138. Эллинистическое изображение Исиды и Сераписа
  139. Бюст Зевса-Сераписа. Бриаксид. Ватикан
  140. Греко-римская статуя Изиды.
  141. Петер Монинк. Пирамида Цестия и ворота Св. Павла в Риме
  142. Изида на монетах Веспасиана Веспасиана
  143. Ю.Изеум Кампенсис на монетахriuuni I г. и/учлл I^rn. |.TTF.RXO * «m-'"м. MS СiL b? L?>. Т I кЛ-vsí-t I X RM И A fc-ri I/II4.TJ. УД|.-Л"г: Л iW&n NU A’U''.
  144. I*:?rcmr>* 4'iriu Utt.$*nii. ЙЙЯГС-Ж Ht Hi? flt'i irol **МКГ I"'11. Изеум Кампенсисrr».fH"12. Вилла Адриана. Каноп1
  145. Скульптуры из Канопа на Вилле Адриана17.1. Антиной. Эрмитаж41 <4^- .л
  146. Изида с Хором на руках. Богоматерь с младенцем.21.Анкх 22. коптский крест.20. Систр
  147. Ипподром в Константинополе24. Обелиск ФеодосияЛ25. ИрпегоШтасЫа РоНрЫН
  148. УМ! «„„Л г““ V*.» «¦*!». «,>.*<�» ****** «% „*'•.“ *"ъ»" *9 «*
  149. I -* * * „КМ* „$ мм*** „1−11″ #4* * ¦ ШЫ „„*“ я „им V1. Л1иПОкпММЬыя „до я"*“.“ ¦¦ 26. Скрижаль ИзидЬ1
  150. Норден. 1737. Игла Клеопатры28. Зал Папирусов в Ватикане
  151. Египетский декор для каминов.31. Пиранези.
  152. Декорации к опера Моцарта „Волшебная флейта“. 34. Вилла Богарне.1. Париж35. Кенотаф Булле
  153. Проект Лекё. Садовые домики в египетском стиле.
  154. Луксорский обелиск на площадия Согласия в Париже1. PASSAGE и- CAIRE
  155. Дом на площади Каира в Париже.
  156. Египетские ворота Виллы Боргезе.
  157. Египетские ворота Виллы Боргезе
  158. Ворота Виллы Торриджиани во Флоренции 73. Статуя Осириса-Антиноя в саду виллы
  159. Вход в масонский парк Виллы Торриджиани.
  160. Обелиск на Пьяцца даль Пополо в Риме. 76. Фонтан. Египетский лев
  161. Обелиск на Пьяцца дель Пополо в Риме. Деталь.
  162. Египетская комната или „маленький Каноп“ Томаса Хоупа в его собственном доме1. Мебель Томаса Хоупа
  163. Мебель Томаса Хоупа 81. Мисс Фриман в образе Исиды. Бюст в гостиной Томаса Хоупа
  164. Египетский Холл на улице Пиккадили в Лондоне1. Египетский Дом в Пензансе1. HALL1. FELLOWS1. ЙЙКкадя
  165. Египетский Дом в Пензансе. Деталь
  166. Египетская библиотека в Девонпорте
  167. Египетская библиотека в Девонпорте. Деталь1. т кчЬ н: Ь \cmbrcnjKi“ о! К.88. Синагога Карлсруэ1. Пирамида Карлсруэ90. Фабрика в Лидсе
  168. Подвесной мост в Клифтоне 92. Мост в Клифтоне. Проект Брюннеля
  169. Игла Клеопатры в Лондоне 94. Один из сфинксов у Иглы Клеопатры.
  170. Проекты оформления садовых павельонов и сторожевых домиков из книги Дж.М.Ганди „Сельская Архитектура“ 1805.
  171. Хайгейтское Кладбище в Лондоне. Вход в Египетскую Аллею
  172. Египетский Двор в Лондоне.1. Л >Ф%*104. Египетский Двор в Лондоне105. Зоопарк в Антверпене
  173. Зоопарк в Антверпене. Вальер для слонов.
  174. Масонская ложа в Лондоне 1860−1863 110. Нубийский Храм вДеидуре
  175. Нео-египетский храм на Вилле Стибберта. Вид с озера.
  176. Склад „Египетский Холлы“ в Глазго1. ИГ?*““ „Т116. Дом в Страсбурге.
  177. Компании Каррерас в Лондоне121. Здание Табачной
  178. Фонтан Пирамида в Петергофе.
  179. Белый зал Гатчинского дворца
  180. Кулич и пасха. Колокольня Н.А.Львова
  181. Погреб-пирамида Н.А.Львова1. КЗ®!ш
  182. Египетский вестибюдь в Павловске.
  183. Египетский вестибюль в Павловске128. Голубой зал в Останкино129. Обелиск Коннетабля
  184. Обелиск Румянцева 131. Кагульский обелиск Царское Село
  185. Сфинксы во дворе Горного института
  186. Л ЗАХАРОВЪ Цривкыь м““»" I. A. ZAKHAROFF Projet ?'un mawolfe tir f’tsHl 1
  187. Ларганмъ. ФасаЧь. (Музея Стараго Петербург*. Variante. Fafmk. (Musee du View* Pitersbour^.
  188. Даръ км B. H. Аргушнскаго-Дмгоруком). Don du prince W. ArgoutinsVy-Dotjoroukoifj.p&w
  189. Андриян Захаров. Проект Мавзолея Павлу Первому. 1800-е
  190. А ?"АХЛРОИ-Ь a—f /. * ZAKH^v * Ь / .mi l.
  191. W.Mt" Cti (* i r{*: —, .¦• !".<�«.>— .л" V."-.* pii",!,^ O"
  192. И Акгт***"м* A"" |*ib"" «. Atynrti»"". «t^rt""—Un».
  193. Андриян Захаров. Проект мавзолея Павлу I
  194. Триппель. Надгробие Чернышеву.141. Мартос. Надгробие Панина.142. Надгробие Собакиной
  195. Скальная гробница в Бени-Гасане 146. План
  196. Грот Бовэ. Памятник пожара в Москве 1812 года. 148. Египетский Лев.
  197. Египетский флигель. Кухня в усадьбе Кузьминки. Жилярди. 1813
  198. Львиная пристань с египетскими львами в Усадьбе Кузьминки.
  199. Фонтан Тома де Томона на Пулковской горе
  200. Пирамида со Всевидящим оком на Казанском, 159. Исакиевском, 1 бО. Сампсониевском Соборах62
  201. Египетский мост в Сантк-Петербурге163. Храм Хора в Эдфу.164. Гравюра Денона. Храм Хора
  202. Египетские ворота в Царском Селе. А. Менелас 1827—1830
  203. Проект садово-парковых павильонов и караулен из книги Дж.М.Ганди «Сельская архитектура» 1 805 169 168. Гравюры Денона
  204. Петербургские Сфинксы. 1834
  205. Пьеро ди Козимо. 173.П. П. Рубенс. Клеопатра. 1615
  206. Портрет Симонетты Веспуччи". 1480
  207. Гвидо Рени. Клеопатра. 1640 175.Якоб Йордане. Пир Клеопатры. 1653
  208. Тьеполо. Пир Клеопатры. 177. Встреча Антония и Клеопатры
  209. Помпео Батони. Портрет Демидовой в образе Клеопатры1. Клеопатры
  210. Орест Кипренский. Портрет Семеновой в образе
  211. Долгоруковский обелиск в Симферополе
  212. Монумент «Покорителю Сибири Ермаку»
  213. Н.А.Бенуа «Фантастический пейзаж с пирамидой» 186.Чюрленис."Соната звезд"'""' ' '
  214. Чюрленис. «Соната пирамид. Анданте» 1908 188."Соната Пирамид. Аллегро" 1909
  215. Н.Бенуа."Фантазия на тему Чюрлениса. 1910-е. 190.Н.Вырываева. «Моцарт.Реквием"191. «Клеопатра на Ложе». Врубель
  216. Любовь Чернышева в партии Клеопатры 1918
  217. Анна Ахматова «в позе сфинкса» 1926 г.
  218. Вход в особняк Рябушинского.
  219. Ф.Шехтель. Камин в особняке Дерожинской.
  220. Фонарь парадной лестницы в особняке Дерожинксой. 197. Фонарь у входа в МХАТ.1. Я"0* «и
  221. Дом Торжеств и Приемов Смирнова. птгрьврх к Ъюлм
  222. Особняк Смирнова на Тверском бульваре в Москве. Ф.Шехтель. 1904
  223. Египетский Дом на Большой Дмитровке в Москве. Эрихсон 1905
  224. Доходный дом Нежинской на Захарьевской улице в Санкт-Петербурге. Сонгайло. 1911
  225. Вестибюль и Египетский Зал ГМИИ им. А. С. Пушкина. Львы фараона Нектанеба у входа в зал
  226. Просить новвго здатя Красноярская Музея. Ггкксг: мм^. Сост. архитектор* Л. А. Чернышввг.223. Красноярский музей.1. Проект.
  227. Красноярский музей Чернышева.225.Храм в Луксорепавильона». 1. Проект «молочного1. Проект музея.229. Статуя свободы.
  228. Обелиск в честь 300-летия дома Романовых 1914 г, трансформирован в мемориал революционным идеологам 1918 г.10 7. С Л. Нмклеп
  229. Обелиск, а пилишь)00 летни ¡-кма Римантых м Александровском слАу (переделан).
  230. Проект мавзолея Ленину Ф.Шехтеля. 1 924 235. Пирамида Джоссера. до н.э.
  231. Гробница Кира Великого в Пасаргадах. 530
  232. Второй деревянный мавзолей Ленина. 1924. А. Щусев
  233. Иван Леонидов. Проект Дворца Культурыпролетарского района. 1930
  234. Йо Минг Пей. Пирамида Лувра. 19 891. Огайо)
  235. Йо Минг Пей. Зал славы рок-н-ролла. 1995
  236. А.Душкин. Лотосовидная колонна. Станция метро Кропоткинская.
  237. М.Аэропорт. Лотосовидные колонны
Заполнить форму текущей работой