Экспериментальная работа со специалистами различного профиля
Совместные мероприятия с социальными работниками из других регионов и зарубежных стран; В целях развития у специалистов профессиональной мотивации программа предусматривает: Психологическая подготовка специалистов к профессиональной деятельности, общению; Технология информационно-воспитательного сопровождения экстренной помощи семье; Моделирование деятельности специалиста по разрешению проблемной… Читать ещё >
Экспериментальная работа со специалистами различного профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Работа со специалистами различного профиля. В опытно-экспериментальной работе считается достаточным участие 150—200 специалистов по социальной работе с семьей различного профиля в зависимости от их профессиональной однородности.
Например, сегодня среди такого числа специалистов более 85% имеют высшее образование, но лишь немногим более 30% из них по профилю. Более 60% обычно имеют курсовую подготовку. Практически каждый третий из них выражает неудовлетворенность своей деятельностью и производительностью труда. В значительной мере, как свидетельствуют данные опроса, это объясняется: нестандартностью целей и задач социальной работы (воспитательной работы) с семьей; неопределенностью своего положения с точки зрения выполнения обязанностей по занимаемой должности и реальным состоянием; дискомфортом делового общения с членами семьи; неумением прогнозировать характер психолого-педагогических проблем семьи и т. д. 58% специалистов выражают потребность в психологопедагогическом обеспечении их деятельности и менее 40% затрудняются с ответом.
Характеристика субъекта деятельности предполагает выделение в опытно-экспериментальном обосновании модели-концепции при работе со специалистами трех проблем.
- 1. Подготовку к деятельности.
- 2. Создание условий для реализации возможностей специалиста.
- 3. Развитие у специалиста профессиональной мотивации.
Предметом подготовки специалистов могут быть:
- а) психолого-педагогический анализ актуальной задачи социальной работы с семьей, оказавшейся в жизненно трудной ситуации;
- б) психологическая подготовка специалистов к профессиональной деятельности, общению;
- в) моделирование деятельности специалиста по разрешению проблемной ситуации семьи;
- г) экспертиза государственных и ведомственных решений с точки зрения их воздействия на состояние семьи;
- д) методика диагностики психологического здоровья семьи;
- е) отечественный и зарубежный опыт психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей;
- ж) формы и методы психолого-педагогической помощи семье;
- з) технология информационно-воспитательного сопровождения экстренной помощи семье;
- и) спецкурсы: «Психология социальной работы с семьей», «Технологии социальной работы с семьей» и другие.
Для реализации профессиональных возможностей специалистов важно проводить:
- а) перспективное планирование профилактических мероприятий с различными категориями семей;
- б) согласование действий специалистов в решении комплексных задач социальной работы с семьей;
- в) поручение персональных заданий в осуществлении мер социальной поддержки семье;
- г) прикрепление к специалисту определенной категории семей на длительное время или до разрешения их проблем.
В целях развития у специалистов профессиональной мотивации программа предусматривает:
- а) разъяснение точки зрения на конкретизацию функциональных обязанностей специалиста, работающего с семьей;
- б) показ целей психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей и конечного результата его деятельности;
- в) стимулирование эвристических действий и проявлений эмпатийности в предоставляемой семье помощи;
- г) совместные мероприятия с социальными работниками из других регионов и зарубежных стран;
- д) проведение смотров технико-методической базы социальной работы с семьей;
- е) оценка деятельности специалистов со стороны семей;
- ж) проведение «Дня специалиста».
В работе со специалистами, занимающимися с семьями экспериментальных групп значительное внимание важно уделять повышению уровня психолого-педагогических знаний, развитию умений социального моделирования и прогнозирования, отработке навыков адаптации известных и новых методик, техник, технологий к условиям и проблемам своей деятельности.
Обозначенная в программе психолого-педагогическая подготовленность специалиста обычно рассматривается в опытно-экспериментальном обосновании как зависимая переменная, а его профессиональная мотивация — в качестве независимой переменной.