Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональная ориентация учащихся городских общеобразовательных школ в условиях трансформации общества: На примере городов Набережные Челны и Нижнекамск

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результатом профессионального ориентирования выступают социально-профессиональные намерения учащейся молодежи. В данной диссертационной работе, на основе собственного социологического исследования, мы определили и проанализировали образовательные и профессиональные намерения учащихся общеобразовательных школ г. Набережные Челны и г. Нижнекамск. Так, 85% выпускников планируют продолжить обучение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Профессиональная ориентация учащихся городских общеобразовательных школ как объект исследования социологической науки
    • 1. 1. Понятие и сущность профессиональной ориентации
    • 1. 2. Роль социальных факторов в профессиональной ориентации учащихся в современном обществе
    • 1. 3. Социально-профессиональные намерения учащихся городских общеобразовательных школ

Профессиональная ориентация учащихся городских общеобразовательных школ в условиях трансформации общества: На примере городов Набережные Челны и Нижнекамск (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Смена социально-экономического уклада жизни, изменение политической ориентации, господствовавшей идеологии привели к изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и профессионально-трудовой. В последнее десятилетие возникла новая ситуация профессионального определения молодежи.

Так, если советский период развития общества характеризовался емким рынком труда, нуждающимся в трудовых ресурсах различного профиля, государственным планированием и контролем за трудоустройством молодых специалистов, устойчивыми ценностными установками на труд как социально необходимую деятельность, независимостью выбора от материального достатка, то переход общества к рыночным отношениям привел к радикальным изменениям в образовательной и трудовой сферах, затрудняющих процесс профессионального выбора.

Отказ государства от контроля данной сферы вызвал формирование у молодежи установки на активное самоопределение.

Отмена централизованного планирования и директивного распределения, отсутствие продуманного механизма прогнозирования развития сфер рынка труда усложняет учет потребностей государства в необходимых профессиональных кадрах, что приводит к рассогласованию рынка образовательных услуг и рынка труда, несоответствию запросов последнего предложениям учреждений профессионального образования, а, следовательно, к затруднению трудоустройства и росту безработицы.

Неясность перспектив развития в стране ряда отраслей производства делает невозможным процесс ориентирования молодежи на определенные профессии.

Появление новых профессий, обслуживающих рыночное хозяйство, с одной стороны, расширяет возможности выбора, с другой, имеющееся многообразие рождает трудности в его совершении.

Особенно тяжелой данная ситуация оказалась для выпускников школ, которые недостаточно подготовлены к профессиональному самоопределению в новых условиях. В связи с этим появляется необходимость в создании системы, обеспечивающей оказание поддержки и помощи молодым людям в профессиональной ориентации и становлении, а также адаптации к современным условиям рынка труда.

Существовавшая ранее система профессиональной ориентации недостаточно эффективна в современных условиях и требует научной разработки с учетом произошедших изменений, что и обуславливает актуальность темы данной диссертационной работы.

Актуальность избранной проблемы продиктована и тем, что социологический анализ процесса профессионального выбора, профессионального становления личности и факторов, влияющих на них в современных условиях, находится в начальной стадии.

Таким образом, в этой ситуации всестороннее исследование профессиональной ориентации школьников как объекта социологической науки становится исключительно значимой проблемой для общества не только в научном, но и в практическом плане.

Степень разработанности темы. Проблемы профессиональной ориентации и выбора профессии исследуются рядом наук, каждая из которых определяет своеобразную предметную область исследования.

Экономический подход к проблемам профориентации осуществили И. Н. Назимов, B.C. Ендальцев, Е. Д. Катульский, Л.П. Веревкин1.

С точки зрения психологии она рассмотрена в работах JI.A. Иоваши, Е. А. Климова, Н.С. Пряжникова2.

1 См., например: Назимов И. Н. Экономические и педагогические проблемы профессиональной ориентации / И. Н. Назимов. — Киев, 1976; Ендальцев B.C. Выбор профессии. Социальные, экономические и педагогические факторы / B.C. Ендальцев. — Киев — Одесса, 1982; Катульский Е. Д. Самоуправление коллектива / Е. Д. Катульский. — М., 1989; Веревкин Л. П. Социально-профессиональная ориентация молодежи / Л. П. Веревкин. — Ашхабад, 1988.

1 См., например: Йоваша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л. А. Йоваша. — М., 1983; Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. — Ростов-на-Дону, 1996; Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. — М., 1990; Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. — М., 1996.

Среди зарубежных авторов, изучающих психологическую сущность профессиональной ориентации, можно назвать Д. Съюпера, Э. Гинзберга, Дж. Холланда1.

Педагогические проблемы профессиональной ориентации получили обоснование в трудах П. Р. Атутова, А. Е. Голомштока, П. А. Жильцова, P.C. Соломатина, Л.П. Ашихминой2.

Социологический аспект профориентации изучали такие ученые как: М. Х. Титма, Э. Саар, В. Н. Шубкин, Ф. Р. Филиппов, B.JI. Оссовский, Г. А. Чередниченко, Ф. Э. Шереги, Н. М. Дмитриев, A.A. Арефьев, В. Г. Харчева, В.В. Сериков3. Татарстанские ученые — А. З. Гильманов, Р.З. Алтынбаев4.

1 CM.:Ginzberg Е., Ginzberg S., Axelrad S., Helma. Occupational choice. An Approach to a General Jucry. -N.Y., 1966. Human Resourses. Development: Vocational. Guidance and Vocational Training. — Geneva, 1973. Holland J.L. Major programs of Research on Vocational bihaviur. — In: Man in a World at Work. Boston, 1964, Ch.12, p. 259−284. Super D.E. et. oth. Vocational Development. A frame-work for research. — N.Y., 1957. Super D.E. A theory of Vocational Development. — American Psychology, 1953, vol. 8.

2 См., например: Атутов П. Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы / П. Р. Атутов. — M., 1986; Голомшток А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника (воспитательная концепция профессиональной ориентации) / А. Е. Голомшток. — М., 1979; Жильцов П. А. Педагогическая профориентация учащихся / П. А. Жильцов, P.C. Соломатина. — М., 1973; Ашихмина Л. П. Педагогические условия повышения эффективности профессиональной ориентации школьников: аспект управления / Л. П. Ашихмина. — Томск, 1990.

3 См., например: Титма М. Х. Социально-профессиональная ориентация молодежи / М. Х. Титма. — Таллин, 1982; Саар Э. Моделирование формирования пополнения основных социальных слоев / Э. Саар, М. Х. Титма. — Таллин, 1984; Чередниченко Г. А. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства) / Г. А. Чередниченко, В. Н. Шубкин. — М., 1985; Шубкин В. Н. Социологические опыты / В. Н. Шубкин. — М., 1970; Филиппов Ф. Р. Социальная ориентация и социальные перемещения / Ф. Р. Филиппов // Вопросы социальной и профессиональной ориентации молодежи: сб. ст. -Свердловск, 1972; Оссовский В. Л. Формирование трудовых ориентации молодежи (методологические и методические проблемы социологического исследования) / В. Л. Оссовский. — Киев, 1985; Шереги Ф. Э. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ) / Ф. Э. Шереги, Н. М. Дмитриев, A.A. Арефьев. — М., 2002; Шереги Ф. Э. Социология образования: исследовательский аспект/Ф.Э. Шереги, В. Г. Харчева, В. В. Сериков. — М., 1997.

4 См., например, Гильманов А. З. Социальные проблемы подготовки городской молодежи к службе в Советских Вооруженных силах: дис.. канд. филос. наук / А. З. Гильманов. — Ростов-на-Дону, 1977; Гильманов А. З. Профессиональная ориентация учащихся в общеобразовательной системе обучения как фактор формирования интеллигенции современного общества (методологические аспекты) / А. З. Гильманов // Теоретико-методологическое обеспечение социально-экономического, правового и политического развития Республики Татарстан. Науч. труды сотрудников, аспирантов и соискателей: сб. науч. тр. Т. XIX. / ИСЭПН АН РТ, — Казань, 2004; Гильманов А. З. Профессиональная ориентация обучаемых в вузах как объективное условие подготовки представителей интеллигенции современного общества (методологические аспекты) / А. З. Гильманов // Теоретико-методологическое обеспечение социально-экономического, правового и политического развития Республики Татарстан. Науч. труды сотрудников, аспирантов и соискателей: сб. науч. тр. Т. XIX. / ИСЭПН АН РТ.- Казань, 2004; Алтынбаев Р. З. Профессиональная подготовка, профессиональная ориентация и изменение занятости населения / Р. З. Алтынбаев // Социальные проблемы города в условиях перехода к рыночным отношениям: сб. ст. — Казань, 1994.

Над вопросами структуры системы профориентации работали H.H. Захаров, В. Д. Симоненко, Е. М. Павлютенков, В.Ф. Сахаров1.

Вопрос влияния городского образа жизни на процесс профессионального выбора исследовали М. В. Зюзько, А. З. Хурамшина, И.С. Туров2.

Проблемами планирования, управления и контроля за процессом профессиональной ориентации занимались С. Н. Чистякова, H.H. Захаров, Л.П. Ашихмина3.

Об особенностях профориентационной работы в разных типах школ писали В. Г. Каташев, JI.H. Нугуманова, JI.H. Дроздикова, Т. В. Куренева, А. Г. Асмолов, М.С. Нырова4.

Выбор профессии как социокультурный феномен раскрывается в работе О. Г. Грачевой 5.

Специфику ценности труда у молодежи в условиях трансформации общества рассматривали Ю. Р. Хайруллина, Н. Я. Голубкова, Д. Г. Стрелков 6.

1 См., например: Захаров H.H. Профессиональная ориентация школьников / H.H. Захаров, В. Д. Симоненко. -M., 1989; Павлютенков Е. М. Профессиональная ориентация учащихся / Е. М. Павлютенков. — Киев, 1983; Сахаров В. Ф. Система профессиональной ориентации учащихся средней школы / В. Ф. Сахаров. — Киров, 1977. 1.

См., например: Зюзько М. В. Психолого-педагогические условия функционирования системы профориентации учащихся промышленного городского района: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. В. Зюзько. — Челябинск, 1984; Хурамшина А. З. Образ жизни как фактор социализации личности: автореф. дис.. канд. социол. наук / А.З. ХурамшинаКГУ. — Казань, 1999; Туров И. С. Городской образ жизни: теоретический аспект / И. С. Туров //Социол. исслед. — 1995. -№ 1.

3 См., например: Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С. Н. Чистякова, H.H. Захаров. — М., 1987; Ашихмина Л. П. Педагогические условия повышения эффективности профессиональной ориентации школьников: аспект управления / Л. П. Ашихмина. — Томск, 1990.

4 См., например: Каташев В. Г. Профессиональное самосознание личности и профилизация обучения / В. Г. Каташев, Л. Н. Нугуманова. — Казань, 1998; Дроздикова Л. H. Творческая самореализация старшеклассников в условиях системно-целевой дифференциации обучения / Л. Н. Дроздикова. — Казань, 1998; Куренева Т. В. Дидактические условия интегрированной естественнонаучной подготовки старшеклассников в профильных классах / Т. В. Куренева. — Казань, 2000; Асмолов А. Г. Нестандартное образование в изменяющемся мире: Культурно-историческая перспектива / А. Г. Асмолов, М. С. Нырова. — Новгород, 1993.

5 См.: Грачева О. Г. Социальное настроение в ситуации выбора профессии: автореф. дис.. канд. социолог, наук / О.Г. ГрачеваСаратов, гос. технич. ун-т. — Саратов, 2002.

6 См., например: Хайруллина Ю. Р. Ценности в сфере труда их особенности и факторы / Ю. Р. Хайруллина // Социол. исслед. — 2003. — № 5- Голубкова Н. Я. Социальное поведение учащейся молодежи / Н. Я. Голубкова // Социол. исслед. — 1998. — № 9- Стрелков Д. Г. Новое поколение: надежды, цели, идеалы / Д. Г. Стрелков. -М., 1992.

Анализ процессов социализации, в частности профессионально-трудовой, прослеживается в работах И. С. Кона, P.A. Jlorya, А. Н. Хузиахметова.

Объектом исследования выступают учащиеся 9-х и 11-х классов городских общеобразовательных школ.

Предметом исследования является профессиональная ориентация учащихся и система целенаправленных воздействий общества, способствующая совершенствованию процесса их социально-профессионального определения.

Цель и задачи исследования

Цель — выявить специфику профессиональной ориентации учащихся городских общеобразовательных школ в условиях трансформации общества и особенности функционирования системы профессиональной ориентации школьников.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи:

— раскрыть сущность и понятие профессиональной ориентации;

— определить структуру системы профессиональной ориентации;

— выявить социальные факторы, влияющие на профессиональную ориентацию выпускников школ в условиях города;

— проанализировать социально-профессиональные намерения учащихся общеобразовательных школ г. Набережные Челны и г. Нижнекамск (на основе авторского социологического исследования);

— исследовать особенности реализации системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ разных типов (обычных общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий, лицеев);

1 См., например: Кон И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. — М., 1978. Jlorya P.A. Молодежь и рынок. Проблемы социализации / P.A. Jlorya. — М., 1992; Хузиахметов А. Н. Перестройка социально-экономических отношений и социализация учащихся / А. Н. Хузиахметов. — Казань, 1996.

— оценить состояние системы профессиональной ориентации школьников в настоящее время и выработать научно-практические рекомендации, направленные на повышение ее эффективности.

Теоретико-методологической основой исследования явились теории и концептуальные подходы ведущих отечественных и зарубежных ученых к изучаемой проблеме.

Деятельностный подход (зарубежные ученые — Э. Дюркгейм, М. Вебер, М. Рокичотечественные ученые — Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов, B.JI. Оссовский) позволил исследовать профессиональную ориентацию во взаимосвязи с потребностями, интересами, ценностями, установками и мотивами личности.

Теории стратификации (К. Маркс, Г. Шмоллер, М. Вебер, П. Сорокин) использованы при анализе профессионального выбора в соответствии с ориентацией личности на желаемый социальный статус, который она планирует получить, приобретая профессию, то есть в обосновании взаимозависимости профессиональной и социальной ориентации.

Теории социализации (Т. Парсонс, Р. Инглегарт, П. Бергер, Т. Лукманотечественные исследователи — И. С. Кон, C.B. Кузьмин, Н.Я. Голубкова) обеспечили возможность интерпретации процесса выбора и приобретения профессии как одного из основных элементов профессионально-трудовой социализациирассмотрения социализации как процесса усвоения учащимися профессионально-трудовых норм и ценностей, необходимых для совершения выбора профессии.

— Теории «информационного общества» (Д. Белл, О. Тоффлер, А. Турен) применены для обоснования воздействия информатизации общества и его информационной системы на формирование жизненных стратегий личности, в том числе и социально-профессиональных.

Эмпирическую базу исследования составили:

— данные собственного социологического исследования «Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ г.

Набережные Челны и г. Нижнекамск", проведенного в 2003 г. среди учащихся 9-х и 11-х классов разных типов школ (обычных общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий и лицеев) Набережных Челнов и Нижнекамска. Всего опрошено 578 учащихсяданные собственного экспресс — опроса «Мотивы получения высшего образования». Опрошено 200 студентов первого курса Камского государственного политехнического института г. Набережные Челны и Нижнекамского филиала Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполеварезультаты вторичного анализа материалов социологических исследований «Информационные потребности молодежи РТ» (2001 г.)1- «Российские подростки в информационном мире» (1999 г.) — «Ориентация выпускников средних школ на профессии интеллектуального труда» (2002 г.)3- данные социологического анализа официальной социальной статистики по РФ и РТанализ официальных документов в образовании и профессиональной ориентации: Закон РФ «Об образовании" — Постановление правительства РФ «О внесении изменений и дополнений в типовое положение об образовательных учреждениях" — Приказ о реализации решения коллегии Министерства Образования России и Президиума Российской Академии Образования «О мероприятиях по введению профильного обучения" — Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

1 См.: Информационные потребности молодежной среды: современное состояние, способы удовлетворения. Материалы исследования. Выпуск 3. Результаты исследования. — Казань, 2002.

2 См.: Цымбапенко С. Б. Российские подростки в информационном мире / С. Б. Цымбаленко, A.B. Шариков, С. Н. Щеглова.-М., 1999.

3 См.: Шереги Ф. Э. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ) / Ф. Э. Шереги, Н. М. Дмитриев, A.A. Арефьев. — М., 2002.

Научная новизна работы заключается в следующем:

Установлены особенности профессиональной ориентации учащихся в условиях монопромышленного города (их профессиональный выбор во многом определяется спецификой градообразующего предприятия, значительный процент выпускников нижнекамских школ выбирают профессии технолога, лаборанта химического анализа, аппаратчиканабережночелнинских школ — автосборщика, фрезеровщика, механика). На основе собственного социологического исследования определены социально-профессиональные намерения учащихся общеобразовательных школ г. Набережные Челны и г. Нижнекамск (85% выпускников ориентированы на получение высшего образованиянаиболее привлекательными профессиями являются «экономист», «менеджер», «юрист», отмечается" рост популярности профессий сферы «Информатики и вычислительной техники» и инженерно-технической сферы. Наблюдается дифференциация образовательных и профессиональных намерений учащихся разных типов общеобразовательных школ). Раскрыты особенности реализации системы профессиональной ориентации в различных типах общеобразовательных школ (в профильных школах содержание и организация педагогического процесса выступают в качестве профессиональной ориентациив обычных школах учащиеся старших классов посещают учебно-производственный комплексв школах всех типов используются традиционные профориентационные методы),.

Разработаны научно-практические рекомендации повышения эффективности системы профессиональной ориентации (создание информационной базы профориентацииоткрытие информационных центров, профконсультационных пунктовподготовка высококвалифицированных специалистов в данной областиорганизация деятельности СМИ по профориентациипроведение ряда мероприятий по улучшению профориентационной работы школобеспечение возможности совершения профессиональных проб учащихся).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Переход страны к рыночным отношениям привел к разрушению прежнего механизма профессиональной ориентации. Государство отказалось от контроля данной сферы, в результате чего произошло формирование установки на самостоятельный профессиональный выбор молодого человека и инвестирование средств в обретение профессии. Материальный достаток семьи становится важным фактором, определяющим уровень профессиональных притязаний молодежи.

2. Отмечаются изменения в степени влияния субъектов социального окружения на профессиональный выбор учащихся общеобразовательных школ. Так, если раньше решающее влияние оказывали школа и учителя, то в настоящее время — семья и сверстники. Происходит усиление воздействия средств массовой информации.

3. Прагматизация сознания учащихся в условиях рыночных реформ повышает значимость стратификационного измерения образования и профессии. Выбор профессионального образования и профессии приобретает инструментальный характер. В контексте такого понимания объяснимо повышение интереса к таким профессиям, как экономист, менеджер, юрист и снижение к другим — врач, учитель, военнослужащий.

4. Наблюдается дифференциация социально-профессиональных намерений учащихся общеобразовательных школ разных типов. Выпускники лицеев и гимназий имеют более высокий уровень образовательных и профессиональных притязаний по сравнению с учащимися школ с углубленным изучением предметов и обычных школ.

5. Разные типы общеобразовательных заведений имеют особенности в реализации профессиональной ориентации учащихся. В профильных школах (гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением отдельных предметов) профессиональная ориентация является составным компонентом процесса обученияв обычных школах она осуществляется на базе учебно-производственных комплексов.

6. Перемены, произошедшие в последнее десятилетие во всех сферах жизни, изменили требования к системе профессиональной ориентации. Существовавшая ранее система, эффективная в период планового ведения хозяйства и гарантированной занятости, оказалась не приспособленной к функционированию в условиях рынка. Возникает необходимость разработки мер по совершенствованию работы системы профессиональной ориентации.

Научно-практическая значимость работы. Практические рекомендации, выдвинутые в диссертации, внедрены в деятельность Молодежной биржи труда г. Набережные Челны. Кроме того, разработанные в работе положения, расширяют научные представления о процессе и системе профессиональной ориентациитеоретико-методологический инструментарий позволяет исследовать профессиональную ориентацию других социальных групп. Теоретические выводы и эмпирический материал могут найти практическое применение в деятельности общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, внешкольных объединений, учебно-производственных комплексов, служб занятости, профконсультационных служб, а также при разработке соответствующих курсов и спецкурсов в педагогических учебных заведениях профессионального образования или повышения квалификации.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы апробированы на итоговых научно-практических конференциях Института социально-экономических и правовых наук АН РТ, а также изложены в пяти публикациях.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, библиографии и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Профессиональная ориентация — понятие комплексное и подходы к ее определению могут быть различными, в зависимости от того, с позиций каких наук она изучается.

Психологическая сущность профориентации заключается в выявлении соответствия «человек — профессия» и формировании профессиональной направленности личности.

С точки зрения педагогики профориентация представляет собой целенаправленное воздействие на учащихся, в часы плановых учебных занятий и во внеучебное время, с целью формирования у них социально значимых мотивов выбора профессиональной деятельности, готовности к совершению выбора, трудовой этики, а также воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к труду.

Экономика рассматривает ее как процесс разумного, экономически эффективного распределения и использования профессиональных кадров.

С позиций социологии профессиональная ориентация включает в себя выбор молодым человеком будущей профессии и специальности, приобретение нового социального статуса, изменение образа жизни.

При исследовании данной проблемы с точки зрения социологической науки мы опирались на следующие подходы и теории: деятельностный подход, позволивший выявить зависимость выбора профессии от потребностей, ценностей, установок и мотивов личноститеории социальной стратификации дали возможность проанализировать выбор профессии в связи с ориентацией индивида на желаемый социальный статус, который он планирует получить, приобретая эту профессию, то есть обосновать взаимозависимость профессиональной и социальной ориентациитеории социализации позволили рассмотреть профессиональный выбор как часть профессионально-трудовой социализации, определить особенности данного процесса в условиях трансформации обществаопираясь на теории «информационного общества», мы определили значение информации в жизни современного человека, ее влияния на его поведение и определение жизненных стратегий.

В диссертации профессиональная ориентация рассматривается как процесс и как система. Под процессом профессиональной ориентации понимается формирование в сознании молодого человека на основе имеющихся ценностей положительной установки на какую-либо профессиональную деятельность.

Профессиональная ориентация как система представляет собой комплекс целенаправленных воздействий общества (в частности, организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и общеобразовательных школ, а также семьи) на индивида с целью совершенствования процесса его профессионального и социального определения.

Система профессиональной ориентации имеет свою структуру. Анализ дает нам основание выделить следующие структурные элементы: профессиональное просвещение, профессиональную консультацию, профессиональный отбор, профессиональное обучение, профессиональную адаптацию, профессиональное воспитание.

На профессиональную ориентацию учащихся оказывают воздействие различные социальные факторы (социально-экономическое положение страны, особенности системы образования, городской образ жизни, социальное окружение подростка, средства массовой информации).

Переход страны к рыночной экономике сопровождается рядом изменений, влияющих на процесс профессионального самоопределения молодежи. Спад производства, безработица, появление вторичной занятости населения, широкое распространение трудоустройства не по специальности, неясность перспектив развития ряда отраслей производства, появление новых «рыночных» профессий, изменение престижа профессий затрудняют процесс профессионального выбора молодежи. Отмена централизованного планирования и распределительной сети, отказ государства от контроля данной сферы формирует установку на активное самостоятельное определение молодого человека. Социальная дифференциация населения привела к тому, что материальное положение становится значимым фактором, определяющим социально-профессиональные намерения и жизненные стратегии молодых людей.

Отмечается изменение ситуации в сфере образования. В системе общего образования произошел переход от унифицированного образования к многовариантному. Стали появляться новые типы общеобразовательных заведений (школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи) с характерной для них ранней профилизацией и специализацией обученияактивно организуется совместная деятельность школ и вузов.

Произошла значительная коммерциализация системы образования, в большей степени профессионального. С одной стороны, это расширило возможности реализации образовательных потребностей человека, с другой стороны, затруднило получение образовательных услуг малоимущим слоям населения, и тем самым породило селекцию на основе материального положения и усилило социальную дифференциацию общества. Наблюдается рассогласование рынка образовательных услуг и рынка труда, несоответствие запросов последнего предложениям учреждений профессионального образования. Так, несмотря на насыщение рынка труда экономистами, юристами, менеджерами профессиональные заведения продолжают массовую подготовку специалистов по этим профессиям.

Проживание молодого человека в монопромышленном городе в некоторой степени определяет специфику его профессионального выбора: ориентацию на получение профессии, необходимой градообразующему предприятию.

Социальное окружение выпускников оказывает воздействие на его профессиональное становление и выбор профессии. Если раньше решающее влияние оказывали школа и учителя, то в настоящее время их место заняли семья (49%) и сверстники (11,5%).

Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют, что наибольшее влияние на профессиональный выбор выпускников оказывает семья. Выявлена зависимость между такими показателями как образовательный уровень родителей, материальный доход семьи и тип учебного заведения, где обучается ребенок, а также зависимость будущих образовательных и профессиональных планов от типа учебного заведения. Чем выше уровень образования родителей и материальный доход семьи, тем выше образовательный статус общеобразовательного заведения, тем выше образовательные намерения детей. Родители с высоким образовательным уровнем и низким материальным доходом стремятся дать детям качественное образование. Сами молодые люди склонны учитывать мнение родителей по поводу своей будущей профессии, так как рассчитывают на их материальную поддержку.

Отмечается увеличение воздействия средств массовой информации на выбор профессии учащимися (11,3%). Однако анализ СМИ позволил сделать вывод, что специально организованной профориентационной работы они не проводят, соответственно, это влияние имеет стихийный характер.

Результатом профессионального ориентирования выступают социально-профессиональные намерения учащейся молодежи. В данной диссертационной работе, на основе собственного социологического исследования, мы определили и проанализировали образовательные и профессиональные намерения учащихся общеобразовательных школ г. Набережные Челны и г. Нижнекамск. Так, 85% выпускников планируют продолжить обучение в вузах. Отмечена дифференциация образовательных намерений у учащихся школ разных типов. Около 90% гимназистов, лицеистов и учащихся школ с углубленным изучением отдельных предметов ориентированы на получение высшего образования, тогда как в обычных школах их численность составляет около 50%. Остальная часть выпускников обычных школ намерены получить начальное или среднее профессиональное образование, окончить профессиональные курсы или устроиться на работу. Популярность высшего образования объясняется тем, что, по мнению молодых людей, оно поможет им хорошо трудоустроиться, обеспечит гарантии успешной социальной мобильности и обретения высоких статусных позиций, материальное благополучие, адаптацию на современном рынке труда.

Доминирующими приоритетами профессиональных предпочтений учащихся выступают профессии финансово-экономической и юридической сфер, а также сферы управления. На них в основном ориентируются выпускники лицеев и гимназий. В качестве другого стереотипа привлекательности выступают ориентации старшеклассников на профессии инженерно-технической и информационной сфер. Получить образование по этим специальностям, как правило, намерены учащиеся школ с углубленным изучением отдельных предметов. Наименьшей популярностью среди старшеклассников пользуются профессии врача, учителя, продавца, военнослужащего. Однако именно они составляют профессиональный выбор учащихся обычных школ. Таким образом, наблюдается разница в профессиональных намерениях выпускников разных типов школ. Чем выше образовательный уровень учебного заведения, тем выше профессиональные притязания учащихся.

В целом будущая профессиональная деятельность и образование выступают в сознании школьников в качестве инструментальной ценности, то есть в первую очередь они должны обеспечивать материальный достаток. Однако наряду с этим отмечается и их роль в личностном развитии и самореализации человека.

На профессиональные предпочтения и намерения учащихся можно воздействовать посредством специально организованной работы учебных заведений.

Анализ профориентационной работы в общеобразовательных заведениях разных типов позволил выявить ее специфические особенности.

В школах (классах) с предметной направленностью сам процесс обучения, строящийся на основе складывающегося у школьников специального интереса к избираемой профессии и к той области знаний, с которой она связана, является своего рода профессиональной ориентацией.

Профориентационная работа в школах (классах) с профессиональной направленностью носит более конкретный характер и заключается в непосредственном знакомстве с профессией через введение специально-профессиональных учебных предметов, проведении практических занятий, использовании профессиональной атрибутики. Важной отличительной чертой школ с профессиональной направленностью является выдача документа о владении определенной специальностью.

Особенностью профориентации в обычных общеобразовательных школах является обучение школьников в учебно-производственном комплексе по какой-либо специальности.

Одной из современных форм профориентации является совместная деятельность школы и вуза. Такая форма работы создает отлаженную систему профориентации и подготовки к поступлению в вузобеспечивает более устойчивую мотивацию обучения в школе и вузе, что положительно сказывается на профессиональной подготовке будущих специалистов.

Общим в проведении профориентации в общеобразовательных школах всех типов является использование традиционных методов работы: профессиональной рекламы и агитации, проведение экскурсий для школьников на предприятия и в профессиональные учебные заведения, встречи учащихся со специалистами, познавательных и просветительских лекций о путях решения проблем самоопределения и т. д. Однако в проведении этой работы отсутствует какая-либо системность и последовательность. Чаще всего она носит характер показательных мероприятий, что определяет необходимость разработки системы использования этих форм и методов.

Функционирующая в настоящее время система профессиональной ориентации недостаточно приспособлена к существованию в современных условиях, чем обуславливается ее низкая эффективность. Для решения этой проблемы целесообразно разработать и внедрить в жизнь комплекс мер по созданию научно обоснованной системы профессиональной ориентации учащихся в системе общего образования.

На федеральном и республиканском уровнях целесообразно отрегулировать работу всех структурных элементов системы профессиональной ориентации. Для этого рекомендуется наладить четкий механизм прогнозирования потребностей государства в профессиональных кадрахпривести в соответствие спрос рынка труда и предложение профессиональных учебных заведенийпрекратить массовую подготовку по специальностям невостребованным на рынке труда.

Создать республиканскую информационную базу профессиональной ориентации. Для чего целесообразно организовать работу специальных центров по сбору и обработке информации (примерами может стать деятельность Республиканской Молодежной Биржи Труда, Республиканского центра информации для молодежи).

Расширить возможности профессионального просвещения можно за счет организации систематической профориентационной работы средств массовой информации. Было бы рационально создать специальные радиои телепрограммы профориентационного характера, а также Интернет-сайт на тему профессионального выбора и путей решения этой проблемы.

Важно создание и активное развитие системы профконсультационной службы, формирование специальных профконсультационных пунктов, где желающие могли бы пройти психологическое тестирование на выявление предрасположенности к каким-либо профессиям.

На уровне Министерства образования и науки было бы рационально:

Создать отдел по исследованию проблем профессиональной ориентации.

Наладить подготовку специалистов по профессиональной ориентации. Решение этой проблемы видится в организации специального факультета в профессиональных педагогических заведениях.

Формировать научно-исследовательское направление в области профессиональной ориентации. Систематически проводить фундаментальные и прикладные исследования в сфере труда, трудоустройства, профессиональных намерений молодежи. Организовывать работу постоянно действующих семинаров, круглых столов, научно-практических конференций. Издавать сборники научных статей, научно-методических материалов, учебных пособий, монографий.

Ввести обязательное посещение учебно-производственных комплексов учащимся всех типов общеобразовательных заведений. Альтернативой этому может быть прохождение профессиональных проб учащихся в специальных мастерских или на предприятиях.

Развивать сеть учреждений дополнительного образования и детских летних оздоровительных профильных лагерей, а также лагерей труда и отдыха.

На уровне города целесообразно развивать работу местных профинформационных ' служб, внешкольных объединений, учебно-производственного комплекса, предприятий, профессиональных учебных заведений, библиотек, служб занятости населения, военкоматов по профессиональной ориентации молодежи.

На уровне профессиональных учебных заведений рекомендуется проводить дни открытых дверей, для знакомства учащихся с профессиями, по которым они могут пройти обучения, с правилами приема.

В педагогических учебных заведениях рационально ввести спецкурс на тему «Профессиональная ориентация учащихся» для студентов всех факультетов, с целью подготовки их к проведению профориентационной работы с учащимися на примере своего учебного предмета.

Организовать проведение работы (лекций, курсов, семинаров) с уже работающими учителями общеобразовательных школ по подготовке их к профориентационной работе.

На уровне предприятий целесообразно проводить экскурсии с учащимися.

Выделять специалистов для практического обучения учащихся в условиях учебно-производственного комплекса.

Содействовать организации учебно-методических кабинетов профориентации и пополнении материальной базы профориентации учебных заведений, внешкольных объединений, учебно-производственных комплексов.

Создавать на своей базе мастерские, дневные профильные лагеря для прохождения учащимися профессиональных проб.

На уровне системы здравоохранения рационально будет проводить мероприятия по повышению квалификации врачей в вопросах определения профессиональной пригодности учащихся.

Организовать при школах и детских поликлиниках работу медико-социологических групп.

На уровне внешкольных объединений следует проводить активную работу по привлечению большего количества учащихся к занятиям.

Осуществлять наряду с косвенной профориентацией, через развитие интереса к какой-либо деятельности, прямую профессиональную ориентацию (знакомить с профессиями данного направления, возможностями получения образования по этим специальностям, проводить психологическую диагностику членов объединений с целью выявления соответствия его личностных характеристик требованиям деятельности).

На уровне учебно-производственного комплекса (УПК) целесообразно создавать учебные профили с учетом особенностей рынка труда региона, потребностями предприятий города в профессиональных кадрах, профессиональными намерениями учащихся.

Укреплять сотрудничество с профессиональными учебными заведениями и предприятиями города. Разработать систему поощрений для предприятий, организаций и их работников, сотрудничающих с учебно-производственным комплексом.

Развивать новые формы работы учебно-производственного комплекса. Например, социальные мастерские для детей, не имеющих возможности окончить школу и получить специальность в УПК, для детей из многодетных и неблагополучных семей.

На уровне школ целесообразно создать Совет по профессиональной ориентации учащихся и организовать учебно-методический кабинет профориентации.

Реформировать реализацию профессиональной ориентации учащихся. Дифференцировать проведение профориентационной работы: общую часть профориентации проводить учителям, специальную часть (знакомство с профессиями) — представителям профессий, знакомить учащихся с путями получения образования по профессиям — преподавателям профессиональных учебных заведений.

Учитывать тендерные особенности учащихся при проведении профессиональной ориентации. Целесообразно определенную часть профориентационной работы проводить отдельно с юношами и девушками с целью знакомства их, с так называемыми, «женскими» и «мужскими» профессиями.

Таким образом, нами была исследована проблема профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ в условиях трансформации общества. Были определены ее понятие и сущностьрассмотрены социальные факторы, на нее влияющиена основе собственного социологического исследования проанализированы социально-профессиональные намерения учащихся общеобразовательных школ.

Набережных Челнов и Нижнекамскаохарактеризовано состояние системы профессиональной ориентации в настоящее время и разработаны научно-практические рекомендации по ее совершенствованию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Н. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества (по Парсонсу) / Р. Н. Абрамов // Социол. исслед. — 2005. — № 1. -С. 54−65.
  2. H.A. Работники хорошие и плохие / H.A. Аитов. — М.: Сов. Россия, 1983.- 136с.
  3. Т.Л. Методологические проблемы социологии профессии / Т. Л. Александрова // Социол. исслед. 2000. — № 8. — С. 118−124.
  4. Г. Подготовка учащихся к предпрофильному обучению / Г. Ахбарова, Т. Скиргайло // Мегариф. 2003. — № 8. — С. 48−51.
  5. Л.П. Педагогические условия повышения эффективности профессиональной ориентации школьников: аспект управления / Л. П. Ашихмина. Томск, 1990. -117с.
  6. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. М.: Academia, 1999. — 956с.
  7. И.А. О проблемах профориентационной работы в школе / И. А. Белова, Л. Я. Французова, М. М. Французов // Социол. исслед. 2002. — № 5. -С. 103−106.
  8. П. Социальное конструирование реальности: пер. с англ. / П. Бергер, Т. Лукман. М., 1995.
  9. A.B. Особенности структурного строения ценностных ориентаций / A.B. Битуева // Credo. Теоретический журнал. 2000. — № 3. -С. 5.
  10. Ю.Большая социологическая энциклопедия.- 2-е изд.- М., 1955. Т. 35.
  11. Большой толковый социологический словарь (Collins): в 2 т. / Д. Джери, Д. Джери. М.: ВЕЧЕ-АСТ, 2001. — Т.1. — 544с.
  12. Большой толковый социологический словарь (Collins): в 2 т. / Д. Джери, Д. Джери. М.: ВЕЧЕ-АСТ, 2001. — Т. 2. — 528с.
  13. З.Борисова Е. М. Индивидуальность и профессия / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. М.: Знание, 1991. — 79с.
  14. В.Г. Школьник в микрорайоне / В. Г. Бочарова, М. М. Плоткин. М.: Знание, 1986. — 80с.
  15. П. Опыт рефлексивной социологии: пер. с фр. / П. Бурдье // Теоретическая социология: Антология. — М.: Университет, 2002. — С. 372 415.
  16. Ю.К. О профессиональной ориентации школьников / Ю. К. Васильев. М., 1972. — 32 с.
  17. М. Избранное. Образ общества: пер. с нем. / М. Вебер. М.: Юрист, 1994.-704с.
  18. М. Протестантская этика и дух капитализма: пер. с нем. // Избранные произведения / М. Вебер. — М.: Прогресс, 1990.
  19. Л.П. Социально-профессиональная ориентация молодежи / Л. П. Веревкин. Ашхабад: Ылым, 1988. — 76с.
  20. Вопросы методологии и методики исследования и организации профориентации учащейся молодежи (в условиях сибирского региона). Учебно-методическое пособие. Красноярск: КГПИ, 1987. — 94с.
  21. В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) /В.В. Гаврилюк, H.A. Трикоз // Социол. исслед. 2002. — № 1. — С. 96−105.
  22. В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе / В. Газеев // Народное образование. — 2002. № 9. — С. 113−120.
  23. A.M. Вопросы методологии и методики исследования и организации профориентации учащейся молодежи (в условиях сибирского региона) / A.M. Гендин, М. И. Сергеев, А. Н. Фалалеев. -Красноярск: КГПИ, 1987. 93с.
  24. A.M. Профориентация школьников / A.M. Гендин, М. И. Сергеев // Социол. исслед. 1996. — № 8. — С.66−71.
  25. Э. Социология / Э. Гидденс. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703с.
  26. А.З. Военная интеллигенция как социально-профессиональная группа: автореф. дис.. д-ра социолог, наук / А.З. Гильманов- Башкир, гос. ун-т. — Уфа, 1992.
  27. А.З. Особенности образа жизни молодых городов / А. З. Гильманов // Социальные проблемы города в условиях перехода к рыночным отношениям: сб. ст. Казань, 1994. — 122с.
  28. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника (воспитательная концепция профессиональной ориентации) / А. Е. Голомшток. М.: Педагогика, 1979. — 155с.
  29. Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи / Н. Я. Голубкова // Социол. исслед. 1998. — № 9. — С. 123−127.
  30. Н.В. О рынке труда выпускников вузов / Н. В. Гончарова // Социол. исслед. 1997. — № 3. — С. 105−112.
  31. О.В. Реализация инновационного процесса в современном школьном образовании (на примере Республики Татарстан): автореф. дис.. канд. социолог, наук / О.В. Горбачева- Казан, гос. ун-т им. В.В. Ульянова-Ленина. Казань, 2000. — 147с.
  32. Города и районы Республики Татарстан в цифрах: статистический сборник: официальное издание. Казань: Гос. комитет РТ по статистике, 2003.-234с.
  33. Государственная молодежная политика в республиканской печати 2003 года: Дайджест / Сост.: JI.A. Железнякова, Ч.Г. Юсупова- М-во по делам молодежи и спорту РТ, Респ. центр информ. для молодежи. Казань: РЦИМ, 2004.-40с.
  34. М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход / М. Я. Дворкина. -М.: ИПО «Профиздат», 2001. 112с.
  35. И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников / И. Ф. Дементьева // Социол. исслед. — 1995. № 6. — С. 130−140.
  36. И.Ф. Школа в условиях рынка / И. Ф. Дементьева // Социол. исслед. 1994. — № 3. — С. 92−94.
  37. Динамика ценностей населения реформируемой России / Н. И. Лапин и др. -М., 1996.-221с.
  38. A.B. Неформальная коммуникация. Очерки теории и практики / A.B. Дмитриев, И. В. Макарова. М.: Современная гуманитарная академия, 2003. — 167с.
  39. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии: пер. с фр. / Э. Дюркгейм.- М.: Наука, 1991. 572с.
  40. Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социология. Ее предмет, метод, предназначение: пер. с фр. / Э. Дюркгейм. — М., 1995.
  41. П.С. Выбор профессии. Социальные, экономические и педагогические факторы / П. С. Ендальцев. Киев-Одесса: Вища школа, 1982.- 149с.
  42. П.А. Педагогическая профориентация учащихся / П. А. Жильцов, P.C. Соломатина. М.: Педагогика, 1973. — 33с.
  43. Н. Ваши дети среди сверстников / Н. Завьялова. М.: Знание, 1981.-91с.49.3акон РФ «Об образовании» // Учительская газета. —1992. 4 августа. 50.3апесотский A.C. Образование: философия, культурология, политика /
  44. A.C. Запесотский. М.: Наука, 2002. — 456с.51.3арихта Т. Р. Рациональное использование трудовых ресурсов молодежи /
  45. Т.Р. Зарихта, И. Н. Назимов. М.: Экономика, 1970. — 224с. 52. Заславская О. Школа индивидуального выбора / О. Заславская, В. Мошкевич, Е. Гончарова // Народное образование. — 1997. — № 10. — С. 180- 183.
  46. H.H. Профессиональная ориентация школьников / H.H. Захаров,
  47. B.Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1989. — 192с.
  48. Г. Е. Профессиональное образование и рынок труда / Г. Е.
  49. , Е.А. Шуклина // Социол. исслед. 2003. — № 4.- С. 99−107. 55.3емцова В. Школа и вуз: опыт сотрудничества / В. Земцова, J1. Земцов //
  50. Народное образование. 1996. — № 9. — С. 88 — 89. 56.3иятдинова Ф. Г. Образование и наука в трансформирующемся обществе / Ф. Г. Зиятдинова // Социол. исслед. -1998. — № 11.- С.66−72.
  51. Г. М. Современный городской подросток: новые ориентиры (опыт социологического исследования) / Г. М. Иващенко // Молодежь и общество на рубеже веков: сб.ст. — М.: Социум, 1998.
  52. С.Н. Социология о молодежи / С. Н. Иконникова. -Ленинград: Знание, 1985. 32с.
  53. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2003. — 544с.
  54. Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л. А. Иоваша. -М.: Педагогика, 1983. -129с.
  55. Итоги работы Министерства по делам молодежи и спорту РТ в 2003 году и задачи на 2004 год: материалы к коллегии / Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан. Казань: РЦИМ, 2004. — 64с.
  56. И.Ш. Социальные проблемы военно-профессиональной ориентации советской молодежи в условиях развитого социалистического общества: автореф. дис.. канд. филос. наук / И.Ш. Камалов- Казан, гос. ун-т им. В.В. Ульянова-Ленина. — Казань, 1985. 18 с.
  57. В.Г. Профессиональное самосознание личности и профилизация обучения / В. Г. Каташев, Л. Н. Нугуманова. Казань: Новое Знание, 1998. -239с.
  58. В.Г. Профессиональное самосознание учащихся. Дидактический аспект / В. Г. Каташев. Казань: Изд-во КГУ, 1994. — 103с.
  59. Е.Д. Самоуправление коллектива / Е. Д. Катульский. М.: Знание, 1989.-61с.
  60. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж.М. Кейнс. — М.: Прогресс, 1978.
  61. Е.А. Выбор профессии / Е. А. Климов, С. Н. Чистякова. М.: Просвещение, 1987. — 62с.
  62. Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, 1996.
  63. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е. А. Климов. М.: Знание, 1983. — 95с.
  64. Е.А. Высшее негосударственное образование в России: история и современность / Е. А. Князев. М., 1993. — 68с.
  65. А.Д. Формирование теории действия Толкотта Парсонса / А. Д. Ковалев // История теоретической социологии. В 4-х т. Т.З. М.: Канон, 1997.-С. 150−179.
  66. А.И. Кризис системы образования / А. И. Ковалева // Социол. исслед. 1994. — № 3. — С. 79−84.
  67. JI.A. Профессиональная ориентация школьников и трудовые семейные династии / JI.A. Колосова. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1992.- 132с.
  68. Комментарий к закону РФ «Об образовании» / Отв. ред. проф. В. И. Шкатулла.- M.: Юрист, 1998. 558с.
  69. Кон И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  70. Кон И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1997. — 144с.
  71. В. Государственное регулирование занятости населения в современных условиях / В. Кострюков. М.: Ин-т экономики РАН, 1999. -221с.
  72. А.И. М.Вебер. Основные понятия стратификации / А. И. Кравченко // Социол. исслед. 1994. — № 5. — С. 147 — 156.
  73. А.И. Социология Макса Вебера. Труд и экономика / А. И. Кравченко. М., 1997. — 206с.
  74. JI. Какой специалист нужен / Л. Куренщикова // Челнинские известия. 2004. — 7 февраля.
  75. В.Т. О чем спорят старшеклассники / В. Т. Лисовский. — М.: Педагогика, 1990. 190с.
  76. Л.Ф. Социальные факторы, влияющие на процесс выбора профессии: автореф. дис.. канд. филос. наук / Л.Ф. Лисс- Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 1969.-21с.
  77. Литова 3. Подготовка выпускников школ к труду в новых экономических условиях / 3. Литова // Народное образование. 1999. -№ 10. — С. 173−175.
  78. P.A. Молодежь и рынок. Проблемы социализации / P.A. Логуа. -М., 1992. 89с.
  79. В.А. Компьютер и школа. Социокультурные последствия компьютеризации / В. А. Луков, В. Э. Меламуд. М., 1998.
  80. B.C. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е годы / B.C. Магун, А. З. Литвинцева. М.: ИС РАН, 1993.
  81. Макс Вебер, прочитанный сегодня: сб. ст. / Под ред. Р. П. Шлаковой. -СПб.: Изд-во С.-петербургского ун-та, 1997. 214с.
  82. Материалы к Форуму татарской молодежи / Министерство по делам молодежи и спорту РТ.- Казань: РЦИМ, 2004. 72с.
  83. В.А. Социальная микросреда и выбор профессии / В. А. Матусевич, В. Л. Оссовский. Киев: Наукова думка, 1982. — 138с.
  84. Ф.С. Подросток и свободное время / Ф. С. Махов. Ленинград: Лениздат, 1982.-152 с.
  85. А. Пять мифов о богатых россиянах / А. Моисеенко // Комсомольская правда. 2003. — 30 мая.
  86. К.Т. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы /К.Т. Мяло. -М., 1991.
  87. И.Н. Экономические и педагогические проблемы профессиональной ориентации / И. Н. Назимов. Киев: Радянська школа, 1976.-80с.
  88. Д.Д. Особенности социализации личности в авторитарных институтах России 90-х годов / Д. Д. Невирко. Красноярск, 1999. — 256с.
  89. P.C. Психология: в 3 т. Т. 2. Психология образования. М.: Просвещение, 1995. — 496с.980 внесении изменений и дополнений в типовое положение об образовательных учреждениях: постановление правительства РФ // Российская газета. -1996. 26 сентября.
  90. Обзор деятельности ЦБС РТ с молодежью в 1997 году. Казань: Респ. юнош. б-ка, 1997.-С. 9−11.
  91. Образование в республике Татарстан. Статистический сборник. Официальное издание. — Казань: Гос. комитет РТ по статистике, 2003. -141с.
  92. Образование в республике Татарстан. Статистический сборник. Официальное издание. — Казань: Гос. комитет РТ по статистике, 2004. -142с.
  93. П.Н. Новые социально-экономические условия переходного периода и общественные требования к личности / П. Н. Осипов. Казань, 1996.-99с.
  94. П.Н. Студент средней профессиональной школы / П. Н. Осипов // Социол. исслед. 1998. — № 11. — С. 102−107.
  95. B.JI. Формирование трудовых ориентаций молодежи (методологические и методические проблемы социологического исследования) / В Л. Оссовский. Киев: Наукова думка, 1985. — 124с.
  96. Е.М. Профессиональная ориентация учащихся / Е. М. Павлютенков. Киев, 1983. -153 с.
  97. Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е. М. Павлютенков. Киев: Радяньска школа, 1980. — 142с.
  98. Т. О структуре социального действия: пер. с англ. / Т. Парсонс. М.: Академический проект, 2000.
  99. Т. Система современных обществ: пер. с англ. / Т. Парсонс. М.: Аспект пресс, 1997. — 270с.
  100. В.И. Социально-демографические факторы, влияющие на выбор профессии / В. И. Писарчук, Л. И. Скляр. // Социол. Исслед. 1992. -№ 10. -С. 101−102.
  101. Ю.В. Кризис занятости в агломерации малого города: социологическая экспертиза / Ю. В. Попков, В. Г. Костюк, В. Д. Ушаков. — Новосибирск, 1998.- 104с.
  102. Профессиональная ориентация в школе и вузе: сб. науч. тр. / Кемер. гос. ун-т. Кемерово, 1991. — 155с.
  103. Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В. Н. Шубкин, Д. Л. Константиновский. М., 1996.
  104. ИЗ. Прохода В. А. Государственная и частная школы: различия между учащимися / В. А. Прохода // Социол. исслед. 2000. — № 12. — С. 119−124.
  105. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. -М., 1996.
  106. Редько 3. Профильная школа и профильное образование -реальность / 3. Редько // Социол. исслед. 2002. — № 8. — С. 19−21.
  107. Ю.М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) / Ю. М. Резник, Е. А. Смирнов. М., 2002. — 260с.
  108. Республика Татарстан 2002. Статистический сборник. Официальное издание. Казань: Гос. комитет РТ по статистике, 2003. — 381с.
  109. Ю.М. О перспективах и проблемах среднего профессионального образования в России / Ю. М. Розанова // Социол. исслед. 1997. — № 9. — С. 69−77.
  110. Российская социологическая энциклопедия / Изд. Г. В. Осипова. -М.: Норма-Инфра-М, 1999. 665с.
  111. Г. Г. Специфика положения молодежи на рынке труда / Г. Г. Руденко, А. Р. Савелов // Социол. исслед. 2002. — № 5. — С.101−107.
  112. М.Н. Методологические проблемы изучения социальной структуры социалистического общества / М. Н. Руткевич. Свердловск: Гос. ун-т им. A.M. Горького, 1972. — 36с.
  113. М.Н. Социальная ориентация выпускников основной школы / М. Н. Руткевич // Социол. исслед. 1994. — № 10. — С. 30−43.
  114. М.Н. Социальные перемещения / М. Н. Руткевич, Ф. Р. Филиппов. М.: Мысль, 1970. — 253с.
  115. М.Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965 2002): сб. ст. / М. Н. Руткевич. — М.: Гардарики, 2002. — 541с.
  116. Э. Моделирование формирования пополнения основных социальных слоев / Э. Саар, М. Х. Титма. Таллин: Ээсти раамат, 1984. — 275с.
  117. Семья в новых социально-экономических условиях: сб. ст. Т.1. -Нижний Новгород: Изд-во нижегородского ун-та, 1998. 342с.
  118. C.B. Тендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи / C.B. Скутнева // Социол. исслед. 2003. — № 11. — С. 73−78.
  119. Н. Социология: пер. с англ. / Н. Смелзер. М.: Феникс, 1994.-688с.
  120. Совместная работа школ и промышленных предприятий по профессиональной ориентации учащихся / Под ред. А. Е. Голомштока. — М.: Просвещение, 1984. 94с.
  121. П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / П. А. Сорокин. Изд. подгот. В.В. Сапов- Редкол.: Ю. Н. Давыдов и др. -М., 1994.-С. 349.
  122. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. -М.: Политиздат, 1992. 542с.
  123. Н.Д. Образование в современном мире (социологический анализ) / Н. Д. Сорокина. М.: Экономика и финансы, 2004. — 224с.
  124. Социально-экономические проблемы России. Справочник. Спб: Норма, 2001.-268с.
  125. Социология образования: теории, исследования, проблемы. Хрестоматия / Сост. и ред. С. А. Ерофеев, В. П. Модестов, В. В. Фурсова. -Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2004.- 168с.
  126. Н.К. Твое призвание / Н. К. Степаненков. Минск: Народная асвета, 1983. — 64с.
  127. Д.Г. Новое поколение: надежды, цели, идеалы / Д. Г. Стрелков. М., 1992. — 80с.
  128. А.Б. Формирование системы профессиональной ориентации в Татарстане (1971 1985 г. г.): автореф. дис.. канд. ист. наук / А.Б. Султанбеков- Казан, гос. ун-т им. В.В. Ульянова-Ленина. — Казань, 1993.-20с.
  129. Теоретическая социология. Антология / Изд. С. П. Баньковской. -М.: Университет, 2002. 4.2. — 432с.
  130. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема: на материалах конкретных исследований в ЭССР / М. Х. Титма. М.: Мысль, 1975.- 197с.
  131. М.Х. Молодое поколение / М. Х. Титма, Э. А. Саар. М.: Мысль, 1986.-254с.
  132. М.Х. Престиж профессий (социологический анализ) / М. Х. Титма, М. И. Тальюнайте. Вильнюс: Минтис, 1984. — 184с.
  133. М.Х. Социально-профессиональная ориентация молодежи / М. Х. Титма. Таллин: Ээсти раамат, 1982. — 214с.
  134. .Т. Социальные резервы труда / Ж. Т. Тощенко. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1989. — 287с.
  135. И.С. Городской образ жизни: теоретический аспект / И.С. Туров//Социол. исслед. — 1995. № 1. — С. 131−134.
  136. JI.H. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления / JI.H. Федотова. М.: МГУ, 1996. — 232с.
  137. Ф.Р. Социальная ориентация и социальные перемещения / Ф. Р. Филиппов // Вопросы социальной и профессиональной ориентации молодежи. Свердловск, 1972. — Гл. 1. — С. 3−10.
  138. Э. Иметь или быть / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990. — 330с.
  139. Ю.Р. Социализация личности в условиях трансформации российского общества / Ю. Р. Хайруллина. Казань: ИСЭПН АН РТ, 1998. — 370с.
  140. Ю.Р. Ценности в сфере труда их особенности и факторы / Ю. Р. Хайруллина // Социол. исслед. 2003. — № 5. — С.84−89.
  141. А.Н. Перестройка социально-экономических отношений и социализация учащихся / А. Н. Хузиахметов. Казань, 1996. — 105с.
  142. А.Н. Социализация учащихся в разновозрастных трудовых объединениях / А. Н. Хузиахметов. Казань: Газетно-журнальное изд-во, 1996. — 126с.
  143. А.З. Образ жизни как фактор социализации личности: автореф. дис.. канд. социол. наук / А.З. Хурамшина- Казан, гос. пед. ун-т.-Казань, 1999.-21с.
  144. Цели профильного обучения //Наука и школа. 2003. -№ 5.-С.31−34.
  145. С.Б. Кто они, подростки 90-х / С. Б. Цымбаленко, С. Н. Щеглова. — М.: Юнпресс, 1995.
  146. Г. А. Выпускница школы: учение, труд, материнство / Г. А. Чередниченко. М.: Знание, 1982. — 94с.
  147. Г. А. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства) / Г. А. Чередниченко, В. Н. Шубкин. М.: Мысль, 1985. — 239с.
  148. Ю.А. Высшее образование в рыночной экономике / Ю. А. Чертецкий. М., 1991. -228с.
  149. Л.Б. Социальное конструирование труда / Л. Б. Четырова.- Самара: «Самарский университет», 2002. 192с.
  150. С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С. Н. Чистякова, H.H. Захаров. М.: Педагогика, 1987.- 157с.
  151. A.B. Ритмы городской телеаудитории / A.B. Шариков. — М.: ВГТРК, 1997.
  152. Ф.Э. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ) / Ф. Э. Шереги, Н. М. Дмитриев, A.A. Арефьев. М.: Центр социального прогнозирования, 2002. — 552с.
  153. Ф.Э. Социология образования: исследовательский аспект / Ф. Э. Шереги, В. Г. Харчева, В. В. Сериков. М.: Юрист, 1997.
  154. Школы нового типа: проблемы и поиски. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1993.-С. 18−22.
  155. В.Н. Социологические опыты / В. Н. Шубкин. М.: Мысль, 1970.-288с.
  156. И.И. Жизненные стратегии подростков / И. И. Шурыгина // Социол. исслед. 1999. — № 5. — С.53 — 61.
  157. Е.В. Мотивация студентов на получение высшего образования (социологический аспект): автореф. дис.. канд. социол. наук / Е.В. Щепкина- Моск. гос. ун-т. М., 1996. — 17с.
  158. A.B. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов / A.B. Юпитов, A.A. Зотов // Социол. исслед.- 1997. № 3. — С. 84−92.
  159. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 89. — 106.
  160. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. М.: Доросвет, 1998.-596с.
  161. К.Г. Социализация сельских школьников / К. Г. Яковлев. -Казань: Матбугат йорты, 1999. 270 с.
  162. С.В. Профориентационные передачи для школьников / С. В. Янкявичус // Телевидение и дети: сб. ст. М.: Искусство, 1976. — С. 82−86.
  163. Ginzberg Е., Ginzberg S., Axelrad S., Helma. Occupational choice. An Approach to a General Jucry. -N.Y., 1966.
  164. Holland J.L. Major programs of Research on Vocational bihaviur. In: Man in a World at Work. Boston, 1964, Ch.12, p. 259−284.
  165. Super D.E. A theory of Vocational Development. American Psychology, 1953, vol. 8.
Заполнить форму текущей работой