Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социокоммуникативные процессы в экономической сфере современного российского общества: социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных условиях изменяется коммуникативное пространство хозяйствующих субъектов: обмен информацией в деловой среде на макроуровне становится многосторонним процессом, то есть происходит переход от линейной к транзакционной модели коммуникативных взаимодействий с внешним окружением. Эмпирическими исследованиями выявлено, что внутри социальной организации предприятий преобладают неформальные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социокоммуникативных процессов в экономической сфере
    • 1. 1. Основные теоретические подходы к анализу социокоммуникативных процессов
    • 1. 2. Полифункциональность социальных коммуникаций и их специфика в экономической сфере
  • Глава 2. Развитие социальных коммуникаций в условиях структурных преобразований в экономической сфере
    • 2. 1. Социальные коммуникации как способ координации экономической деятельности
    • 2. 2. Социокоммуникативные аспекты деятельности и взаимодействия новых хозяйствующих субъектов
  • Глава 3. Формирование новых коммуникативных технологий в экономической сфере
    • 3. 1. Социальное партнерство как средство согласования интересов экономических субъектов
    • 3. 2. Противоречия и перспективы социотехнической реализации коммуникативной модели экономики

Социокоммуникативные процессы в экономической сфере современного российского общества: социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Исследовательский интерес к социальным коммуникациям обусловливается тем, что им отводится важная роль в интеграции общества, в обеспечении целостности и устойчивости функционирования всей общественной системы.

Современный период развития российского общества характеризуется качественными изменениями во всех сферах общественной жизни, ростом дезинтеграционных по содержанию и стихийных по форме процессов «изоляции», результатом которых являются увеличение социальной нестабильности и напряжённости, разрыв хозяйственных связей, поляризация и столкновение интересов различных социально-политических сил, конфликтности. Поэтому существенной для настоящего времени становится проблема выявления способов достижения смыслового согласия в социуме, анализа механизмов эффективного социального диалога, основу которого составляет со-циокоммуникация как атрибутивная характеристика социальной системы любого уровня.

Социальные коммуникации пронизывают все сферы жизни общества, в том числе и экономическую сферу, обеспечивая обмен информацией, опытом, идеями, оценками, значениями, смыслами, ценностями между важнейшими экономическими институтами, государством и хозяйствующими субъектами, социальными группами и индивидами, занятыми в сфере экономики, находящимися как на одном иерархическом уровне, так и на разных уровнях управленческой иерархии.

Социологический анализ социальных коммуникаций в сфере экономики обращен к специфическим надиндивидуальным или межиндивидуальным проявлениям: общению, взаимодействию, общей включённости субъекта в социальную ткань, социальным отношениям. Социокоммуникативные процессы, протекающие в экономической сфере, рассматриваются как совокупность взаимодействий хозяйствующих субъектов с целью передачи информации, как сеть межчеловеческих, межсубъектных отношений. По мнению П. Штомпки, любую общественную подсистему поддерживают индивиды, она проецирует собственную структуру на их связи, отсюда — трансформация системы объективно вызывает нарушение связи между индивидами Следовательно, способ коммуникации отражает состояние системы, а информация становится реальной субстанцией для поддержания стабильности в функционировании экономики. Сбои в передаче информации ведут к нарушению связи между подсистемами и составляющими ее социальными субъектами. В этом случае система перестает выполнять свои функции или изменяет способ функционирования.

Именно поэтому на первый план выдвигается проблема исследования эффективности взаимодействия этих подсистем, критериев связи между социальными элементами, выявление принципов согласования и упорядочивания их экономических интересов. Разрешение этих проблем является весьма актуальным в настоящее время, их разработке и посвящено данное исследование.

Трансформация российской экономики в рыночную происходит на фоне фундаментальных институциональных сдвигов, когда идут интенсивные процессы конструирования новых экономических субъектов: частных предпринимателей, крупных финансово-промышленных групп, кредитной и потребительской кооперации и др.- складываются новые региональные социально-экономические системы, отражающие естественное разделение труда, имеющие собственные интересы и средства их реализации. Эти процессы сопровождаются борьбой за обладание ограниченными ресурсами: материальными, финансовыми, властными, социальными, что проявляется в усилении тенденций рассогласованности, конфликтности, социальной напряжённости. Для устранения этих противоречий необходимы целенаправленные социальные действия. Таким путём складывается объективная потребность в согласовании, координации деятельности, и именно поэтому актуализируется социальный аспект коммуникаций экономических субъектов, когда важно «договориться о правилах игры».

В силу перечисленных выше обстоятельств концептуально осмысленное изучение социокоммуникативных процессов позволит акцентировать роль социальных и коммуникативных ресурсов в формировании социально-ориентированной рыночной экономики.

Разработанность проблемы исследования. Феномен социальной коммуникации в социологии являлся объектом исследования представителей различных методологических традиций, актуализировавших отдельные аспекты данного социального процесса.

В рамках «понимающей социологии» феноменолого-герменевтический взгляд на природу социальной коммуникации раскрывается в работах А. Шюца2, А. Штрауса, А. Сикурела, Г. Гарфинкеля, Х. Г. Гадамера. В центре их исследовательских интересов находится проблема понимания в коммуникации.

Согласно теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса, сфера коммуникаций рассматривалась как особый онтологический объект, сфера субъект-субъектных диспозиций в обществе, изучение которого требует особых исследовательских процедур: герменевтических интерпретаций смыслов, рациональной реконструкции. Он определял коммуникацию как опосредованную языком интеракцию по меньшей мере двух субъектов, направленную на достижение соглашения относительно характеристик ситуации с тем, чтобы координировать планы действий и сами действия, и исходил из идеи господства коммуникативной рациональности, рассматривая интеракцию как средство высвобождения людей от экономических, политических принуждений, способ формирования гражданского общества.3.

Представители символического интеракционизма (Г.Блумер, Дж. Мид) детерминировали социокоммуникацию как истолковательное взаимодействие. По их мнению, человеческая природа и социальный порядок являются продуктами коммуникации: социальная структура формируется на основе стабилизации межличностного общения, а социальное развитие — результат эволюции коммуникативных форм.4.

Н.Луман приписывает коммуникации способность к самоописанию общества и его самовоспроизводству. По его мнению, коммуникация — самотворящаяся, самоорганизующаяся среда, которая порождает свои собственные правила поведения.5.

Распространёнными остаются подходы к социальным коммуникациям,.

2 The phenomenology of social world. — L. 1972. P.58.

3 Habermas J. Theory des Kommunicativen Handelns. Frankfurt. 1981. S.107.

4 Блумер Г. Коллективное поведение.// Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.

5 См.: Luhmann N. Soziale Systeme. Frankfurt. 1984. S.580. базирующиеся на классической методологии субъектно-объектных диспозиций. Они представлены концепциями структурного функционализма (Т.Парсонс6, Р. Мертон, Э. Шиллз и др.), технологического детерминизма.

7 8.

Г. Лассуэлл, К. Черри), информационного общества (Д.Белл, З. Бзежинский, А. Тоффлер9) и отличаются системным методом. Здесь онтология социальных коммуникаций обозначена объективированными системными связями и функциями, в которых акцентируются тенденции коммуникативного взаимодействия.

В рамках концепции технологического детерминизма сущность процесса коммуникации детерминирована закономерностями передачи информационного сигнала, представлена следующими структурными моделями: линейные модели коммуникации Г. Лассуэлла, К. Шеннона-В.Вивера, циркуляционная (замкнутая) модель У. Шрамма-К.Осгуда, Г. Малецки.

В России социальные коммуникации исследовались преимущественно в рамках психологии: психологические характеристики коммуникантов исследовали В.М.Бехтерев10, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Г. М.Андреева11, проблемы восприятия людьми друг друга нашли отражение в трудах.

Б.Д.Парыгина, А. А. Бодалева, коммуникативная компетентность личности 1 являлась предметом изучения Ю. Н. Емельянова, В. А. Лабунской.

Отечественные исследователи — Горяинов В. П., Щербина П. П., Каганов Ю. М. применили теории коммуникаций к анализу социальной идентичности и групповых ценностей в контексте складывающейся социальной структуры российского общества.

Култыгин В.П. относит теории коммуникации к интерпретативной парадигме социологии. По его мнению, теории коммуникации являются плодотворными в утверждении концепции открытого общества А.Этциони.

Семиосоциопсихологические аспекты социальных коммуникаций раскрываются в трудах Т. М. Дридзе, В. Ф. Петренко, Д. А. Леонтьева.

Методика и техника бесконфликтной, эффективной коммуникации,.

6 См.: Parsons Т., Shils Е. A. Toward General Theory of Action. Cambridge, Mass., 1951.

7 Bell D. The Coming of PostIndustrial Society. A Venture in Social Forecasting. — N. Y., — 1976.

8 См.: Brzezinski Z. Between two ages: American’s role in the technetronic era. — N.Y. — 1970.

9 См.: Toffler A. The Adaptive Corporation. — Aldershot, Gower. — 1985.

10 См.: Бехтерев B.M. Коллективная рефлексология. — Пб., 1921.

11 См.: Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 1999. — 376с.

12 См.: Емельянов Ю. Н. Обучение паритетному диалогу. — Л.: Изд-во Ленинградск. Ун-та. — 1991. — 107с. приёмы ведения переговоров являются предметом изучения В. И. Курбатова, А. В. Дмитриева, Р.Фишера.

Проблемы эффективности социальной коммуникации освещены в на1 учной литературе по менеджменту (Ф.Котлер, М. Мескон, Ф.И.Шамхалов) и монографических работах, касающихся связей с общественностью (С.Блэк, И. П. Яковлев, И. В. Алёшина, А. Б. Зверинцев и др.).

Оптимизация организационных коммуникаций является центральной проблемой в работах как зарубежных: П. Друкера14, Дж. Грейсона, С. О'Доннела, Р. Бланделла, так и отечественных: Б.З.Мильнера15, И.В.Мостовой16, М. В. Удальцовой, учёных.

В то же время в имеющихся исследованиях недостаточно исследована специфика социокоммуникативных процессов в основных подсистемах общества, в том числе и в экономической сфере. Ещё не сформировался понятийный аппарат, описывающий социальные коммуникации как социальное явление, почти не разработаны методы эмпирического исследования этого сложного социального феномена. Разрешению этих проблем и посвящено данное исследование.

Теоретико-методологические основы исследования. Анализ поставленной проблемы осуществлен на основе системного подхода в традициях классической социологии, ее структуралистского направления, а именно структурно-функционального подхода (Т. Парсонс, Э. Шиллз и др.) Кроме этого, использованы разработки П. Штомпки об определяющей роли социо-структурных сдвигов в социальных изменениях общественных систем.

Для уточнения понятия коммуникативных процессов использована теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса. При обосновании важности акцентирования социокоммуникативных аспектов для анализа экономической сферы мы опирались на теорию социальных систем Н.Лумана.

В процессе научного обобщения применялся принцип плюралистической дополнительности, когда отдельные исследовательские задачи решены путем использования различных познавательных процедур. Так, с помощью ретроспективного анализа изучена динамика экономических преобразований современного российского общества, уточнены этапы этой трансформации и модели социальных коммуникаций, соответствующие данным изменениям. Теория социального взаимодействия П. Сорокина послужила основой для операционализации понятия «социальное взаимодействие», для выявления источников, характера, конфигурации межличностных взаимоотношений между работниками. Институциональный подход стал продуктивным для исследования закономерностей социального воспроизводства системы социальных коммуникаций, институциональных рамок (норм, правил, социокультурных традиций) коммуникативных взаимодействий субъектов хозяйствования.

Содержание работы представляет собой обобщение теоретических и эмпирических исследований отечественных и зарубежных ученых, результатов собственных изысканий автора, проведенных в 2001 г. на предприятиях сферы материального производства среднего промышленного города Новочеркасска. В нем также использованы общероссийские статистические данные, характеризующие стратегии экономического поведения субъектов хозяйствования.

Цель исследования. Провести анализ социокоммуникативных процессов в экономической сфере современного российского общества.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

— определить теоретико-методологические подходы к анализу социокоммуникативных процессов;

— выявить превалирующие функции социальных коммуникаций и их специфику в сфере экономики;

— рассмотреть социальные коммуникации с точки зрения механизма координации экономической деятельности;

— исследовать социокоммуникативные аспекты деятельности и взаимодействия новых хозяйствующих субъектов: систематизировать эмпирические характеристики социальных коммуникаций и выявить их специфику в контексте реструктуризации экономических отношений;

— выявить тенденции формирования института социального партнерства.

— описать противоречия и перспективы социотехнической реализации коммуникативной модели экономики.

Объектом исследования являются социокоммуникативные процессы в экономической сфере российского общества.

Предметом исследования стали специфика и функции социокомму-никативных процессов в экономической сфере, их роль в обеспечении механизмов взаимодействия и обмена информацией в социальной организации промышленных предприятий.

Гипотеза исследования Социокоммуникативные процессы в экономической сфере отличаются двумя противоречивыми тенденциями. Рассогласование, столкновение экономических интересов приводит к парциализации социальных коммуникаций, разрушению обратных связей. Вариативность экономической сферы предполагает ролевой, нормативно-целевой и ценностный уровни социокоммуникаций, обусловленность коммуникативных взаимодействий экономическими предпочтениями субъектов коммуникации.

Научная новизна диссертационного исследования определяется совокупностью полученных результатов научно-теоретического характера, раскрывающих специфику складывающихся социальных взаимодействий и коммуникаций в экономической сфере российского общества в условиях формирования рыночных отношений.

В содержательном плане новизна заключается в следующем:

1. Предпринята попытка систематизировать основные теоретико-методологические подходы к анализу социальных коммуникаций: феноменологический, теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, символический интеракционизм, коммуникативная парадигма Н. Лумана, структурный функционализм, концепция технологического детерминизма, теория информационного общества. Доказана продуктивность социологического анализа социокоммуникативных процессов с позиции теории социального взаимодействия.

2. Выявлена вариативность функций социальных коммуникаций и их специфика в экономической подсистеме общества.

3. Обоснована необходимость развития системы социальных коммуникаций как механизма формирования новых форм кооперации в экономике, как способа координации действий и согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов как на макроуровне, так и на уровне межличностных взаимодействий участников экономической деятельности.

4. Проанализированы процессы формирования новых субъектов хозяйствования, выявлены характеристики их коммуникативного пространства и основные векторы социокоммуникавтиных взаимодействий. Выполнена опе-рационализация понятия «социальная коммуникация», в качестве верифицируемых конструктов данного социального феномена определены показатели удовлетворённости работников взаимоотношениями по «вертикали» и «горизонтали», состоянием информированности.

5. Социальное партнёрство рассмотрено как социальная технология, направленная на поощрение «коммуникативной» матрицы социального взаимодействия агентов экономической сферы.

6. Перспективы реализации коммуникативной модели экономики определены с учётом того, что усложнение технологических и информационных основ экономики требуют распространения гибких социокоммуникативных практик, адаптированных к изменяющимся условиям функционирования экономической подсистемы.

Новизна постановки проблемы и полученные при её изучении результаты отражены в основных тезисах работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социологический анализ социокоммуникативных процессов в экономической сфере российского общества целесообразно проводить с позиций классического подхода, его системного метода и теории структурного функционализма, акцентирующих объективные условия и специфику социокоммуникативных взаимодействий хозяйствующих субъектов.

2. Социальные коммуникации выполняют информационную, координационную, ценностно-нормативную, интеграционную, стабилизирующую функции. Причём в сфере экономики они отличаются функционально-ролевым, формальным характером и обуславливаются экономическим статусом субъектов коммуникации.

3. В условиях реструктуризации форм собственности, дифференциации видов экономической деятельности, становления организационных структур института рыночных отношений формируется новая конструкция социальной организации подсистемы, которая отводит социальным коммуни.

3. В условиях реструктуризации форм собственности, дифференциации видов экономической деятельности, становления организационных структур института рыночных отношений формируется новая конструкция социальной организации подсистемы, которая отводит социальным коммуникациям ведущую роль в координации экономической деятельности, согласовании интересов хозяйствующих субъектов, в обеспечении стабильности и уменьшении социальной напряженности и конфликтности в экономике.

4. В современных условиях изменяется коммуникативное пространство хозяйствующих субъектов: обмен информацией в деловой среде на макроуровне становится многосторонним процессом, то есть происходит переход от линейной к транзакционной модели коммуникативных взаимодействий с внешним окружением. Эмпирическими исследованиями выявлено, что внутри социальной организации предприятий преобладают неформальные каналы коммуникации (прежде всего слухи — 55,9%), недостаточно используются официальные каналы (газеты — 8,3%, информационные листы — 9,3%) — наблюдается низкая степень информированности работников о текущих делах предприятия (2,24 балла), неэффективная организация вертикальных коммуникаций, выражающаяся в невысокой оценке удовлетворённости работников отношениями с руководителями подразделений и предприятия (3,29 и 1,34 балла соответственно) и низкой оценке полноты и достоверности информации, получаемой по вертикальным коммуникационным каналам (3,14 балла), наличии коммуникативной ас-симетрии: неравного доступа к информации работников, занимающих различные статусные позиции.

5. В условиях динамичного изменения структурных, институциональных и технологических основ экономики эффективным средством адаптации существующих практик коммуникации хозяйствующих субъектов к изменяющимся условиям внешней среды являются социальные технологии, среди которых несомненный интерес представляет социальное партнерство. Социальное партнерство — совокупность методов, приёмов, процедур конструктивного взаимодействия, направленная на достижение согласия в сфере экономики, согласование интересов экономических субъектов. Ин-ституционализация системы социального партнёрства протекает с запозданием: реальная практика взаимоотношений на предприятиях не отражает принципов социального партнерства, что проявляется в недостаточном развитии механизма переговоров, а, зачастую, — и полном его отсутствии (32,6% респондентов), сохранении административно-командных методов управления, низкой степени доверия работников администрации предприятия и профсоюзам (всего 20,8% опрошенных), незначительной включённости работников в принятие управленческих решений (всего 51,9%).

6. Перспектива развития социальных коммуникаций как рациональной системы связей и отношений в экономике связана с актуализацией социальной самоорганизации как способа осуществления совместной деятельности на основе добровольного распределения обязанностей и полномочий, сетевых (горизонтальных) форм коммуникативного взаимодействия, что способствует оптимизации коммуникативного пространства организации, повышению субъектности сотрудников, развитию их творческого потенциала. Внедрение и распространение новых социокоммуникативных технологий предполагает высокий уровень коммуникативной компетентности специалистов-менеджеров, который позволит обеспечить совершенствование межличностной среды на основе принципов сотрудничества и кооперации.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на кафедре социологии и психологии ЮРГТУ (НПИ).

Теоретические разработки, практические выводы и рекомендации диссертационного исследования включены в научные отчеты по выполнению грантов Министерства образования РФ по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук по теме научно-исследовательской работы: «Социальная идентичность работников наемного труда: проблемы становления в новых социально-экономических условиях» (2000г.). О результатах исследования доложено на трёх внутривузовских научно-практических конференциях: конференции, посвящённой десятилетию экономической специальности в НПИ и пятилетию кафедры «Экономика и управление предприятием» (1999г.), «Ресурсы предприятия и антикризисное управление» (2001г.), «Проблемы развития социально-экономических процессов в условиях перехода к рыночным отношениям» (2001г.).

По теме диссертации опубликовано 8 работ, из них 2 монографии, 1 статья, опубликованная в ведущем научном журнале. 5 работ выполнены единолично, 3 — в нераздельном соавторстве. Общий объем опубликованных работ составляет 15,16 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав по два.

Выводы С. Г. Кир диной подтверждают и результаты эмпирических исследований, проведённых на крупнейших промышленных предприятиях г. Новочеркасска. Анализ принципов, регулирующих отношения между коллегами по работе выявил, что большинство работников в своем трудовом поведении ориентируются на коммуналистические нормы, которые провозглашают принцип взаимной поддержки членов трудовых коллективов. Большинство работников (91,5%) отметили преимущественным в регулировании социально-трудовых отношений на производстве принцип «взаимной поддержки». Таким образом, в сознании трудящихся сохранился нормативный паттерн взаимной поддержки, который означает, что трудовой коллектив обеспечивает социальную защиту своим членам. Основой такой поддержки и защиты являются эмоциональные связи и неформальные отношения членов групп, осознание принадлежности работника к коллективу, что он является полноправным членом общности, то есть «своим». Коммуналистические нормы демонстрируют традиционные социальные ценности, содействуют взаимной лояльности членов группы, основу их составляют ценности тради.

127 Цит. по: Кирдина С. Г. Экономические институты России: материально-технологические предпосылки развития. // Общественные науки и современность. — 1999. — .№ 6. — С. 39. ционного коммунализма.

Принцип «каждый сам за себя», отражающий ценности индивидуализма «исповедуют» незначительное количество работников — 8,0% опрошенных. Индивидуалистические ценности, проявляющиеся в конкуренции, выражающей рациональную норму социального действия, связанную с экономической целью работающего — получением индивидуальной экономической выгоды, пока не являются частью культуры трудовых коллективов.

1 Оо г. Новочеркасска (см. рис. 12). принцип взаимной поддержки? каждый сам за себя.

Рис. 12 Принципы, регулирующие взаимоотношения между работниками.

Вполне типичными для трудовых коллективов г. Новочеркасска являются совместные празднования общественных и личных праздничных дат, которые предполагают эмоциональное участие в личных делах, личной жизни друг друга, сопереживание, помощь, характеризующие коммуналистиче-ские нормы поведения.

Результаты опроса выявили, что в сознании людей сохраняются устаревшие стереотипы поведения, ориентация на государственные патерналистские отношения. Так, 64,8% опрошенных назвали преимущественным в регулировании социально-трудовых отношений на предприятиях Новочеркасска принцип господства-подчинения, характеризующий административно-командные методы управления. Сложившаяся практика взаимоотношений в коллективах ущемляет личностные интересы работников, практически не даёт выхода для развития их творческого потенциала. В управлении, к сожалению, не изжиты признаки принципа «разделяй и властвуй» — элементы «конфронтации» (13,6%) и «дискриминации отдельных демографических групп».

10,4%).

Наибольший интерес, естественно, имеет представление о проявлениях элементов прогрессивной культуры управления, о внедрении их в сознание наёмных работников. Наличие партнёрства «между администрацией, профсоюзами и работниками» отметили 21,6% опрошенных, «солидарности» -19%, «равных прав и возможностей» — 17,2%.

Заключение

.

Социокоммуникативные процессы в условиях трансформации российской экономики в рыночную имеют объективный характер и сопровождают фундаментальные институциональные сдвиги. Они протекают в наследуемой социально-культурной среде, когда наличествуют социальные отношения командно-административного экономики и нарождающейся рыночной экономики.

Появление новых хозяйствующих субъектов, формирование региональных промышленно-финансовых объединений, дифференциация и специализация экономической деятельности, вызванная развитием информационных и коммуникационных технологий, объективно детерминировали возникновение нового типа отношений, когда появились признаки дезорганизации в экономическом пространствезаявили о себе явления смещения, несогласования, противоречий в деятельности производителей, посредников, банков, разрушения сложившихся экономических связей.

Всё это потребовало согласования правил и норм взаимодействия в условиях ограниченных ресурсов.

Социальные коммуникации в экономике представляют собой передачу, обмен информацией, взаимодействия хозяйствующих субъектов, которые имеют некий смысл и разное значение для участников интеракции.

Социологическое изучение социальных коммуникаций носит полипа-радигмальный характер и развивается в рамках трёх методологических подходов: классического, модерна (неклассического) и постмодерна (постне-классического).

Классический методологический подход опирается на позитивистскую методологию субъект-объектных отношений, социальная коммуникация рассматривается как реальность, детерминированная объективными факторами и представлена концепциями структурного функционализма (Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, Мертон, П.А.Сорокин), информационного общества (Д.Белл, А. Тоффлер, З. Бзежиский и др.), технологического детерминизма (Г.Лассуэлл, К. Черри и др.).

В рамках модерна (неклассической методологии) коммуникативные взаимодействия изучаются как особый онтологический объект на основе когнитивной модели субъект-объектных отношений. Так, представители символического интеракционизма (Г.Блумер, Дж. Мид) детерминировали социокоммуникацию как истолковательское взаимодействие, сторонники понимающей социологии (А.Шюц, А. Штраус, А. Сикурел, Г. Гарфинкель) исследовали проблемы понимания в коммуникации, Ю. Хабермас исходил из идеи господства коммуникативной рациональности, определяя интеракцию как средство освобождения людей от экономических, политических принуждений, способ формирования гражданского общества.

Постмодерн основывается на принципах интерсубъективности познания, элиминирует объектность. Так, у Н. Лумана коммуникация предстаёт не как объект управления, а в качестве активной самоорганизующейся системы.

В условиях трансформации экономической сферы российского общества продуктивным является использование теорий структурно-функционального подхода, позволяющего выявить специфику и функции со-циокоммуникативных взаимодействий в экономике, а также объективные факторы их развития данной общественной подсистеме.

В ходе исследования установлено, что социальные коммуникации в сфере экономики выполняют координационную, интеграционную, нормативную, информационную функции.

В процесс преобразования экономической сферы произошла трансформация моделей социокоммуникативного взаимодействия в экономической сфере от линейной к интерактивной и транзакционной.

Изменение социальных коммуникаций происходит в условиях структурных и институциональных сдвигов в российской экономике. Поэтому динамический потенциал социальных коммуникаций испытывает «негативное» влияние предшествующих структурных изменений.

Специфика социокоммуникативных взаимодействий в экономической сфере обусловлена социоструктурными факторами, в том числе местом субъектов коммуникации в системе социальных и экономических отношений (прежде всего отношений собственности) и управленческой иерархии, носят функциональный, статусно-ролевой, формальный характер.

Социальные коммуникации в неравной степени затрагивают разные сегменты как в целом общественного производства (производство, обмен, потребление, распределение), так и внутри производственных единиц: в большей степени тех работников, чья статусная позиция остаётся более высокой, это дифференцированное воздействие зависит от структурного положения работников и, соответственно, доступа к информационным и материальным ресурсам.

В результате эмпирического анализа на основе критериев удовлетворённости работников выявлено явление коммуникативной ассиметрии, неравного доступа к информации людей, занимающих различные статусные позиции, в организациях.

В условиях структурных преобразований в экономической сфере, обусловленных реструктуризацией форм собственности, дифференциацией и специализацией новых видов экономической деятельности, формированием нового субъектного строения и рыночной инфраструктуры институционализируются новые формы социокоммуникативных взаимодействий как на макроуровне, так и на уровне индивидуальных стратегий поведения работников и хозяйствующих субъектов.

Установлена роль важнейших социально-экономических институтов в (рынка и рыночных институтов (ценообразования, обмена), собственности, государства, договорных отношений (контракта) в координации экономической деятельности на макроуровне.

Координация экономической деятельности на микроуровне обусловлена конкретными экономическими связями хозяйствующих субъектов, а также системой мотивации участников экономической деятельности.

В связи со структурными и институциональными преобразованиями экономической сферы общества изменяется коммуникативное пространство субъектов хозяйственной деятельности. Обмен информации в сфере экономической деятельности становится уже не только двусторонним, но и многосторонним процессом: растущий динамизм, неопределённость деловой среды обусловливает необходимость одновременной коммуникации и с внешним окружением (партнёрами, потребителями, инвесторами, общественностью и др.), и внутри организации: происходит переход к транзакционной модели коммуникации в экономической сфере общества.

Успех организаций на современном этапе зависит от того, насколько эффективно организованы коммуникации предприятия с её внешней и внутренней средой, для её продуктивного функционирования особое значение приобретают следующие факторы: деловая репутация, формирование благоприятного общественного мнения, распространение и совершенствование хозяйственных связей, отношений с общественностью. В связи с необходимостью оптимизации указанных видов взаимодействия появляются новые виды коммуникативной деятельности: маркетинговые коммуникации, реклама, паблик рилейшнз.

Достижение целей организации возможно только на основе эффективной организации внутрифирменного информационного пространства, создания благоприятной межличностной среды, так как именно от этих факторов зависят мотивация и поведенческие стратегии индивидов, поэтому актуальное значение приобретает совершенствование внутриорганизационных коммуникаций.

В контексте исследовательских задач на эмпирическом уровне выявлена низкая эффективность организации социокоммуникаций на предприятиях г. Новочеркасска. Это проявляется в том, что в качестве основного используемого канала коммуникации большинство репондентов (55,9%) назвали слухиневысокой оказалась оценка удовлетворенности работников полнотой и достоверностью получаемой информации (удовлетворены только 18,5% опрошенных), низкой степени удовлетворённости работников отношениями с руководителями подразделений и руководителем предприятия (3,29 и 1,34 балла соответственно по 5-бальной шкале), доверия руководителю (доверяют всего лишь 9,8% работающих) и незначительной включённости работников в принятие управленческих решений (привлекались 51,9% опрошенных).

В условиях динамичного изменения структурных, институциональных и технологических основ экономики России, формирования новых форм социокоммуникативного взаимодействия средством адаптации существующих практик коммуникации хозяйствующих субъектов к изменяющимся условиям внешней среды являются социальные технологии.

Институционализация системы социального партнёрства на предрия-тиях — способ достижения согласия, согласования интересов социальных групп, снижения социальной напряженности, разрешения трудовых конфликтов, обеспечения конструктивного взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений на основе социального диалога.

На основе эмпирического анализа выявлено, что сложившаяся практика взаимоотношений на предприятиях не соответствует принципам социального партнёрства: сохраняются административно-командные методы управления, недостаточно развит механизм переговоров, а, зачастую, — и вовсе отсутствует (32,6 респондентов), низкая степень доверия работников администрации предприятия и даже профсоюзам (им доверяют всего 20,8% опрошенных).

На микроуровне установлена специфика основного типа работника, репрезентирующего процесс социальных коммуникаций в экономике. Это тип субъекта, находящегося в состоянии дезорганизации, фрустрации под влиянием внешних обстоятельств: реструктуризации форм собственности, дифференциации новых видов экономической деятельности. Что проявляется в его неготовности включиться в новые социальные отношения, сохранении ориентации на государственные, патерналистские отношения (64,8% опрошенных).

Перспективы развития социокоммуникативных процессов в экономике связаны с формированием производственной и социальной активности эко.

133 номических субъектов в условиях благоприятной социально-психологической атмосферы при соответствующем организационном и со-циотехническом обеспечении.

Канал укрепления и расширения сети социальных взаимодействийперестройка формальной организации, создание специализированных подразделений, занимающихся распространением информации. Другое направление — перераспределение полномочий в пользу исполнителей, что в значительной степени развивает горизонтальные связи, кооперируясь по горизонтали. Эта сторона способствует проявлению субъектности сотрудников, развитию их субъектного потенциала.

Внедрение и распространение новых социальных технологий: социального партнёрства, профессионального отбора, управления персоналом, предусматривает достижение управленческими кадрами и рядовыми работниками определённого уровня коммуникативной компетентности, овладение правилами делового общения, проведения дискуссий. Поэтому возникает потребность в подготовке, переподготовке и повышении квалификации менеджеров на основе дискуссионных и групповых методов, методов контекстного социально-психологического обучения (переживание межличностного опыта, или сенситивные тренинг, анализ и проектирование межличностных ситуаций).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Смена тысячелетий и социальные альтернативы // Вопросы экономики. 2000. — № 12. — С.26−34.
  2. A.B., Бауск О. В. Экономическое сознание провинциальной России // Социологические исследования.- 2001.- № 6.- С.72−77.
  3. И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров.- М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.- 480 с.
  4. И.В. Поведение потребителей: учебное пособие для вузов. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 384с.
  5. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Издательство Прогресс, 1972. — 392 с.
  6. Э.М., Миронов A.B. Социально-гуманитарное образование и масс-медиа как факторы изменения социальной структуры // Социально гуманитарное знание. — 1999. — № 5. — С. 22−32.
  7. Г. М. Социальная психология.- М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 1999.-376с.
  8. Г. М., Телюк A.B. Общение как социологическая категория.// Вестник МГУ, философия. 1976. — № 5. — С.160.
  9. А., Гольц Г. Критические пороги социальных систем // Общественные науки и современность. 1992. — № 1.- С. 45−56.
  10. Ю.Бажанов В. А., Прокопьев А. И. О западном образе российских реформ // Социологические исследования. 1999.- № 2.- С.131- 138.
  11. П.Балабанов С. С. и др. Трансформация социальной структуры и социальный конфликт // Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского общества в России. Кн.1. М., 1995. — С. 62—71.
  12. A.A. Целостность отношений товарного производства и этапы его развития: Дис.. .канд экон. наук.- Томск. 1991. — С.69.
  13. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем В. Седельника и Н. Федоровой- Послесл.А.Филипова.- М.: Прогресс-традиция, 2000. 384 с.
  14. В.М. Коллективная рефлексология.- Пб., 1921.
  15. Г. Коллективное поведение.// Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.
  16. Т.Ю., Тапилина B.C. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы // Социологические исследования. 2001.- № 6. — С.32- 44.
  17. В.Э. Россия: десять лет реформирования // Социологические исследования. 2001.- № 1- С.30−38.
  18. В. Ю. Институционализация договорных трудовых отношений на предприятиях // Социологические исследования. 2001.- № 7.- С.63−68.
  19. В.Ю. Институционализация договорных трудовых отношений // Социологические исследования. 2001. — № 7. — С.65
  20. М. Великая иноволюция: реакция России на рынок // Рубеж: Альманах социальных исследований. 2000.- № 15.- С. 5−6.
  21. П. Практический смысл / Пер. с фр.: А. Г. Бибков, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, H.A. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001. -562 с.
  22. М. Избранные произведения. М. — 1992. — С.602−603.
  23. М. Избранные произведения: Пер. с нем.- М.: Прогресс, 1990.-804с.
  24. М. Основные понятия стратификации // Кравченко А. И. Социология М. Вебера: Труд и экономика. М., 1997.- 321 с.
  25. В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 1994. — № 10.
  26. Э. Новое в культуре труда, производства, компании // Мировая экономика и международные отношения. 1994. — № 12.
  27. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и человеке. -М., 1983.
  28. Ю. Объективная основа социального партнерства // Труд и социальные отношения.-1997.- № 3, — С. 21−23.
  29. Ю.Г., Нечипуренко В.Н, Самыгин С. И. Социология: история исовременность. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999. — 602 с.
  30. Ю.Г. Личность и гуманизм. (Социологический аспект). М., 1995.-211с.
  31. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова. -М.: Гардарика, 1998 .- 427 с.
  32. Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека.- М., 1998.-298 с.
  33. В.В. Экономические реформы 90-х годов XX века: между либерализмом и интервенционализмом / Либеральный консервативизм: история и современность. М.: РОСПЭН, 2001.
  34. Г. Л. Социальное самочувствие россиян (1994−1996−1998 гг.) // Социологические исследования. 2001.- № 6.- С.59−67.
  35. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 576 с.
  36. Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопублик. трудов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
  37. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.- М.: Педагогика, 1982.- Т.2: Проблемы общей психологии. 504 с.
  38. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.- М.: Педагогика, 1983.-T.3: Проблемы развития психики. 367 с.
  39. З.Т. Гражданское общество и социальная стратификация // Проблемы формирования гражданского общества. М., 1993. — С. 128 150.
  40. З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социологические исследования.- 1999.- № 10, — С.77−84.
  41. З.Т., Игитханян Е. Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества // Социологические исследования. -1999. № 9. — С. 22- 32.
  42. Л.А. Положение наемных работников в России 90-х гг. // Социально-трудовые исследования. Вып. УПМ М.: МЭМО, 1997. С.21−29 с.
  43. А. Об основах институциональной трансформации (теоретический аспект) // Вопросы экономики. 1999.- № 10.- С.118- 133.
  44. М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М., 2000. — 384 с.
  45. Л.М. Интеллектуальная деятельность в структуре экономики информационного общества (Вопросы методологии) // Вопросы статистики. 2000. — № 6- С. 41- 45.
  46. Дж. Браччи, Новые формы занятости и информационные технологии // Вопросы экономики.- 1998. № 2.
  47. Динамика социальной структуры и трансформация общественного сознания (круглый стол) // Социологические исследования. -1998. № 12.
  48. Дмитриев, Латынов Слухи как коммуникации // Вести Российского гуманитарного научного фонда.- 1996. № 4. — С.113−119.
  49. В.Л. Власть и коммуникации в организациях // Социологические исследования.- 1995.- № 6.- с. 145−146.
  50. В.И., Кравченко А.И.Социология: В 3 т. Т. 1.: Методология и история.- 400с.- Т.З.: Социальные институты и процессы.- 520с, — М.: ИНФРА-М, 2000.
  51. Т. Российские предприятия в переходной экономике: Экономические проблемы и поведение. М., 1995. — 287 с.
  52. А.И. Проблемы групповой сплочённости.- М., 1979.
  53. Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью // Социологические исследования.- 1998.- № 10. С.44−50.
  54. Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. -1996.- № 3. С.145−152.
  55. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М&bdquo- 1996.-419 с.
  56. Европа: экономика, общество, государство / Пер. с нем. Л.А. Овчинце-вой- Под науч. ред. Ю. А. Петрова. М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-368с.
  57. Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л.: Изд-во Ленин-градск. Ун-та, 1991.-е. 107.
  58. Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход- Глава первая. Методология системного исследования экономических систем, http://ek-lit.agava.ru/eroh/l-2.html
  59. В.Ф. Анализ коммуникаций в качественном интервью // Социология: методология, методы, математические модели. 1996. — № 7.-С. 86−109.
  60. Т.И. Социальная неравномерность переходного общества // Общественные науки и современность. 1996. — № 4. — С.9- 12.
  61. И.В.Мостовая, К. М. Дзыбов Инновационный менеджмент в современном производстве (Развитие социальных технологий). Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск. Ун-та, 1998. — 106 с.
  62. В.Н. Социальные технологии в современном мире.- М., 1 996 287с.
  63. В.И. Социальная стратификация. Сыктывкар, 1991. — 211 с.
  64. Р. Модернизация и постмодернизация // Новая постиндустриальная волна на западе. Антология / Под ред. В. А. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — С. 245−261.
  65. В.А. Расколотая цивилизация: Научное издание. М.: «Academia"-"HayKa», 1999. — 724 с.
  66. А.К. Экономическая демократия. Современная идеология традиционных профсоюзов России. М.: Издательский центр «КАС-КОР», 1997.- 311 с.
  67. Исследование потребностей субъектов малого предпринимательства в финансово-кредитной поддержке / http://www.nisse.ru/ analitics. php?id
  68. Р.И. Философия рынка Ф.Хаейка. С. 23.
  69. Э.А. Социология XX века. Ростов н/Д, 1996.-С. 210−211.
  70. O.A. Престиж и пафос как жизненные стратегии социоэко-номической группы (анализ СМИ) // Социологические исследования. -2001.-№ 1.- С.66−72.
  71. A.B. Психология менеджмента. М., 1999.
  72. С.Г. Институциональная матрица и развитие России. М.: ТЕИС, 2000.-213 с.
  73. С.Г. Экономические институты России: материально-технологические предпосылки развития // Общественные науки и современность. 1999. — № 6.- С.36−45.
  74. Э., Гордон Л. Трудовые отношения: к трехстороннему партнерству. // Политические исследования.- 1992. № 1−2. — С.175−177.
  75. М.М. Социология. Сочинения в двух томах. СПб.: Издательство «Алетейя», 1997. — 286 с.
  76. П. Общество и государство: неизбежный дуализм. М.: Республика, 1998. — 368 с.
  77. П. Прощание с макрсизмом-ленинизмом. СПб.: Экономическая школа, 1997. — 215 с.
  78. В.В. Система социального партнерства в России // Общественные науки и современность. 1998. — № 2.
  79. Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики.-М., 1991.
  80. В.П. К обоснованию категорий и единиц социально-информационной коммуникации // Вестник Московского университета, серия 18. Социология и политология. 1996. — № 1. — С.34−43.
  81. В.Н. Экономика и политика. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1995.- 208 с.
  82. Я. Бюрократия и рынок // Вопросы экономики. 1989. — № 12. -С.69−74.
  83. А.Б., Горенбургов М. А. Бизнес-коммуникации в социальных системах // Социологические исследования. 1996. — № 10 — С. 118−120.
  84. Куда идет Россия?. Власть, общество, личность / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Логос, 2000. — 451 с.
  85. П. Социальное партнерство или корпоративизм? (Социальная структура трудовых отношений в современной России) // Социологические исследования. 1994. — № 5.
  86. Г. И. Власть и управление в открытой системе // Власть и управление: Сб. докл. Всерос. Науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону. -1997.-Вып. 2.-С.31.
  87. В. Социальные императивы продолжения экономического реформирования // Российский экономический журнал. 2000. — № 1. -С.3−12.
  88. В.И. Стратегия делового успеха.- Ростов н/Д: Феникс, 1995.-416с.
  89. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. М., 1997.
  90. В. Мировые технологические тенденции тенденции и экономическое переустройство России // Экономист. 1998.- № 7.
  91. Н. И. Социокультурная трансформация России: Либерализация versus традиционализация // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. — № 3. — С. 32−40.
  92. Ю., Модин А. Информатизация управления рыночной экономикой // Российский экономический. 1992. — № 2. — С.32.
  93. Ю.Н., Эйдельман Я. Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российских реформ. М.: Наука, 1996. — 112 с.
  94. A.B. Исследования социологического методология // Социология: Краткий тематический словарь / Под.общ.ред.Ю. Г. Волкова.- Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2001.- С. 292.
  95. B.C. Об изменениях трудовых ценностей российского населения // Куда идет Россия? Власть, общество, личность / Под общ. ред. Т. И. Заславской.- М, 2000. С.439−445.
  96. B.C. Трудовые ценности российского населения // Вопросыэкономики. 1996. — № 2.- С. 31−42.
  97. Э. Противоречие между технологиями «паблик рилейшнз», демократией и свободой личности // Диалог. 1998.- № 8. — С. 10−18.
  98. К., Энгельс Ф. // Соч., М. — 1955.
  99. И. Формирование социального партнерства в России: проблемы и противоречия. // Социологические исследования. 1994. — № 5.
  100. .З. Теория организации: учебник. М.: ИНФРА-М, 1999.-480с.
  101. Ш. Митяева Н. В. Социально-экономические факторы высвобождения работников в условиях перехода к рынку. Саратов, 1996. — 216 с.
  102. Е.Б. Экономическое поведение: Анализ и прогноз. Ново-сибрск, 1994.
  103. И.В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. М.: Механик, 1996. — 219 с.
  104. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В. А. Иноземцева. М.:Academia, 1999. — 640с.
  105. Д. Институты и экономический рост: историческое введение.
  106. Теория и история экономических и социальных систем, 1993. Т.1. -Вып.З.
  107. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. — 503 с.
  108. Р. Теории развития: институциональные концепции становления рыночной экономики // Вопросы экономики. 2000. — № 6. — С.126.
  109. Дж., Эбурдин П., Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000. М, 1992. — 643 с.
  110. Ю. Социальное партнерство в России: имеются ли предпосылки? // Социологические исследования. 1994. — № 5.
  111. Ю. Хозяйственная система и этнос. // Вопросы экономики. -1993. № 8. — С.11−17.
  112. Организационное поведение / Пер. с анг. под ред.Ю.К. Каптуревского-СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 448 с.
  113. Г. В., Москвичёв Г. В., Кабыща A.B. Социология: основы общей теории.- М.: Аспект-Пресс, 1998.- 461с.
  114. Основы менеджмента / Под ред. Мескона М. М., 1998.
  115. Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса. М.: «Тандем», 1999. — 352 с.
  116. М.В. Социальные коммуникации и информация: исследование, образование, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. -Т. III. — № 1(9). — С.187−190.
  117. Т. О структуре социального действия. М.: Академический проспект, 2000. — 88 с.
  118. В.Д., Бессокирная Г. П., Темницкий А. Л. Рабочие на частном предприятии: мотивация, оплата труда и удовлетворенность работой // Социологические исследования.- 1998.- № 4.- С.34−41.
  119. Платон. Избранные диалоги. М., 1965.
  120. В.Г. Введение в промышленную социологию. М.: Мысль, 1973.
  121. И.И., Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. -М., 1996. 257 с.
  122. Н.Я. От трудового общества к информационному. М., 1990.
  123. А.И. Современная социология организации: Учебник. М.: Интерпракс, 1995. — 296 с.
  124. Прикладная социология и менеджмент: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. А. И. Кравченко. М.: Изд-во МГУ, 1998. — 512 с.
  125. В.Т. Целостный человек и детерминанты его общественного развития // Социально-гуманитарное знание. -1999. № 5. — С.159−163.
  126. В.Т. Человек: единство природы и социума // Социально-гуманитарное знание. -1999.-№ 5. С. 133−150.
  127. Н. К вопросу о генезисе и сущности номенклатурного капитализма в России // МЭиМО. -1998. № 2. -С. 23−41.
  128. Н. К вопросу о генезисе и сущности номенклатурного капитализма в России // МэиМО. 1998. — № 2. — С. 21−32.
  129. В., Шкаратан О. Социализм или этакратизм? О природе нашегосоциального строя. // Народный депутат. 1990. — № 10.
  130. В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие. -- М.: Аспект Пресс, 1997. 368с.
  131. А.И. Современные средства телекоммуникации: технологический и политический аспект // Телекоммуникации и информатизация общества. М., 1990.
  132. Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России // Социологические исследования. 1997. — № 6.- С. 5565.
  133. Ричард Бландел. Эффективные бизнес-коммуникации. СПб., 2000.
  134. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Осипова Г. В. М., 1998, С.202−204.
  135. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. -М., 1999. 405 с.
  136. Россия и страны мира: Стат. сб. / Госкомстат России.- М., 2000. — 358 с.
  137. Россия. Энциклопедический словарь.- JL: Лениздат, 1991. 874 с.
  138. Россия: риски и опасности переходного общества. Под. ред.
  139. О.Н.Яницкого. М., 2000. — 238 С.
  140. Россия: стратегия развития в XXI веке. В 2-х частях. М., 1997. — 641с.
  141. Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М.: Дело, 1998. — 432с.
  142. С.И. Рыночные отношения и наемный труд.- Ростов н/Д.: Издательство НМЦ «Логос», 1992. 107с.
  143. . Основные течения современной экономической мысли:1. Пер с англ. М., 1968.
  144. З.Ф. Влияние роли и статуса на процессы социальной перцепции и восприятия информации // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 4. — Л., 1976.
  145. Г. Ю. Социальное партнерство в современном мире. М.:1. Мысль, 1996. 189с.
  146. А.Т. Труд в России XX века. М: Изд-во МИСУ «Союз», 1997. 229с.
  147. В.Г. Модели социального партнерства // Социально-политический журнал. 1998. — № 5.
  148. Современный философский словарь. / Под ред. В. Е. Кемерова. М., Бишкек- Екатеринбург, 1996. — С. 137.
  149. Солидаризация в рабочей среде (Под ред. Ядова В.А.).- М.: ИС РАН, 1998.- 431 с.
  150. П. Система социологии. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1991.- 187 с.
  151. П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -302с.
  152. П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / Пер. с англ., комментарии и статья В. В. Сапова. -СПб.: РХГИ, 2000. 1056с.
  153. Социальная стратификация современного российского общества / Отв. ред. Л. А. Беляева. М.: ЦКСИиМ, 1995. — 179с.
  154. Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского общества в России. Кн. 1—2. / РАН. Ин-т социологии. М., 1996. — 361с.
  155. Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Ред. кол.: Отв. ред. Т. И. Заславская, З. И. Калугина. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999. — 736с.
  156. Социально-трудовые отношения: состояние и тенденции развития в России // Социлогические исследования. 2000. — № 1. — С. 19−21.
  157. Социальные структуры и социальные субъекты / Под ред. В. А. Ядова. -М.: ИС РАН, 1992.-335с.
  158. Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксист. Социологии последней трети XIX-нач. XX в. / Под. Ред. Б. А. Чагина.- Л.: Наука, 1978.-416с.
  159. Социологический словарь / Николас Аберкромби, Стивен Хилл, Брайан С. Тернер- пер. с англ.- под ред. С. А. Ерофеева. М.: ОАО «Изд-во „Экономика“», 1999. — 428с.
  160. Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках. / Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. — 244с.
  161. Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» СПб.: Издательство «Скифия», 2000. — 682с.
  162. Социотехнические системы // Социологический словарь. М. — 1999.1. С. 314.
  163. H.H. От приказа к мотивации: новые принципы управления в США // Политические исследования. 1993. — № 2.
  164. Телеработа и Теледоступ: Общие понятия и определения, ЕТО, 1997, http://ieie.nsc.ru/~eto/faq/faq02-r.htm
  165. В.П. Основные направления исследований теорий массовой коммуникации // Социологические исследования. -1997. -№ 11.
  166. А.Н. Социология управления. Теоретические основы. Спб.: Изд-во Спб. Ун-та, 2000. — 324с.
  167. Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: РОСПЭН, 1999, 243с.
  168. Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. Автореферат дис. доктора социол. наук. -М., 2000. 48с.
  169. .Т. Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа // Социологические исследования.-2001.-№ 6. С. З-16.
  170. .Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности. 2000. — № 2. — С. 3−12.
  171. Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество (материалы «круглого стола») // Вопросыфилософии.- 1999. -№ 1. С.3−32.
  172. И.Н. Технологический и трудовой ресурсы конкурентоспособности России: состояние и перспективы. Вопросы статистики. -2000. № 2. — С.32−40.
  173. Труд и занятость в России: Стат. сб./ Госкомстат России. М, 1999. -545с.
  174. . Г. Самарский мониторинг социально-трудовой сферы // Социологические исследования. 2001.- № 7.- С.41−51.
  175. Турен Ален. Возвращение человека действующего. Очерк социологии.-М.: Научный мир, 1998. 204с.
  176. М.В. Социология управления: учебное пособие / Новосиб.гос. Акад. экономики и управления.- М.- Новосибирск, 1999 142с.
  177. О. Экономические институты капитализма. СПб., 1996.-496с.
  178. В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. 2000. — № 4. — С. 3−26.
  179. Философский словарь / Под ред. И. Г. Фролова.-6-изд., перераб. и доп.-М.: Политиздат, 1991. 560 с.
  180. .М. Интеллектуалы, власть и коммуникация // Социологический журнал. 1995. — № 4. — С.21−30.
  181. A.A., Щербакова Л. И. Коммуникативная среда на производстве: социологическая характеристика. Новочеркасск, 2001. -115с.
  182. Херрманн-Пиллат К. Социальная рыночная экономика как форма цивилизации//Вопросы экономики.- 1999.-№ 12.-С.48−58.
  183. Р.И., Постиндустриальное развития. Уроки для России., М.: Наука, 1996. 206с.
  184. И.И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования.- М.: Наука, 1973. 588с.
  185. К. Человек и информация. М., 1972.
  186. А.Н. Информационное общество и эмпирическая социология // Социс. 1998. — № 1.
  187. Ф.И. Американский менеджмент: теория и практика. М., 1993.
  188. Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социологические исследования. 2001. — № 8. — С.52−61.
  189. Е., Фельдхофф Ю. Культура труда в процессе социально-экономических преобразований: опыт эмпирического исследования на промышленных предприятиях России. СПб., 1999.- 128с.
  190. М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. -СПб.-1999.-444с.
  191. О.И., Сергеев Н. В. Реальные группы в социальной структуре современной России // Куда идет Россия? Власть, общество, личность // под общ. ред. Т. И. Заславской. М., 2000.- С. 253−265.
  192. П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. Под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. — 411с.
  193. А., Вилинов И. К методологии исследования экономической демократии / Российский экономический журнал, — 1998.- № 4. С.88−91.
  194. И. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.
  195. Л.И. Наемные работники в России: опыт социологического анализа. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. — 214 с.
  196. Л.И. Социальное состояние личности в условиях общественных перемен / Южно-Российский государственный техническийуниверситет (НПИ) Новочеркасск: Набла, 1999.- 92 с.
  197. Л.И. Человек и наемный труд в современном российском обществе (институциональный и социологический анализ) / ЮжноРоссийский государственный технический университет (НПИ) Новочеркасск: изд-во «НОК», 2000. — 51с.
  198. Л.И., Переяслова И. Г. Экономическое поведение субъектов рынка (Социологический анализ на примере г. Новочеркасска) / ЮжноРоссийский государственный технический университет (НПИ) Новочеркасск: Набла, 1999. — 87с.
  199. Л.И., Хайбулаева A.A. Социальное партнерство как социальный институт современного российского общества: проблемы формирования (социологический аспект) / Юж. Рос. Гос. техн. ун-т (НПИ) — Новочеркасск: Изд-во «НОК», 2000. — 95с.
  200. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991−1997. М., 1998. — 1113с.
  201. Экономика труда и социально-трудовые отношения / под ред.
  202. Г. Г.Меликяна, Р. П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо, 1996. -623с.
  203. Экономика. Учебник / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. М. — 1998. — С. 44.
  204. Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. М.: БЕК, 1997.
  205. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Осипова Г. В. М.: Ин-т соц. — пол. исслед. РАН, 1995. — 549с.
  206. Эффективные менеджер: взгляды и иллюстрации. Под ред. Джона Биллсберри. Международный центр дистанционного обучения LINK. 1997.
  207. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.:"Добросвет", 1999. -596с.
  208. И.П. Социология. СПб.: Знание, 2000. — С.32−33.
  209. Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М.: Academia, 1999.-358с.
  210. Apel Karl-Otto. Transformation der Philosophie.
  211. Bell D. The Coming of Post- Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N. Y., — 1976.
  212. Brzezinski Z. Between two ages: American’s role in the technetronic era. -N.Y., 1970.
  213. Buchanan James M. Social Choice/ Democracy and Free Markets // Journal of Political Economy, 62. 1954. — P. 114−123.
  214. Drucker P.F. Post-Capitalist Society. N.Y.: Harper-Collins Publishers, 1995.
  215. Habermas J. Theory des Kommunicativen Handelns. Frankfurt, 1981.
  216. Hayek Friedrich A. Der Weg zur Knechtschaft? Dtv Ausgabe. Munchen. -S. 99−100
  217. Homans George C. Sentiments and Activities. Essays in Socisl Science.-London, 1962.- P. 35
  218. Inglehart R. Modernization and Postmodernization. Princeton (NJ): Princeton Univ. Hress., 1997.
  219. Joel M. Podolny, Karen L. Page, Network Forms of Organization, Annual
  220. Review of Sociology, 1998.
  221. Kevin Kelly, New Rules for the New Economy, WIRED September, 1997, http://www.wired.eom/wired/5.09/newrules.html
  222. Luchmann Niklas. Wirtschaft als soziales system // Luchmann. Soziologische Aufklarung. Opladen, 1974. S.10.
  223. Luhmann N. Soziale Systeme. Frankfurt, 1984.
  224. Parsons T., Shils E. A. Toward General Theory of Action.- Cambridge, Mass, 1951.
  225. Status Report on European Telework: Telework 1997, European Commission Report, 1997, http://www.eto.org.uk/twork/tw97eto/
  226. The phenomenology of social world. L. 1972.
  227. Toffler A. The Adaptive Corporation. Aldershot, Gower, 1985.
Заполнить форму текущей работой