Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка студентов к профессионально-художественной деятельности в школе: На материале факультета «Технологии и предпринимательства»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате теоретического анализа и данных многолетней практики подготовки учителей трудового обучения для школ в диссертации делается вывод о том, что система профессионального образования по подготовке учителя технологии имеет богатую историю становления и развития. На всех этапах эта система ориентировала учителей труда на подготовку школьников для промышленности и сельского хозяйства… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы подготовки студентов, будущих учителей технологии, к профессионально-художественной деятельности в школе
    • 1. 1. Ретроспективный анализ подготовки в России студентов, будущих учителей труда (технологии), к работе в школе
    • 1. 2. Дизайн как один из видов профессионально-художественной деятельности в школе
    • 1. 3. Возможности подготовки студентов, будущих учителей технологии, к профессионально-художественной деятельности в школе
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Опыт подготовки студентов, будущих учителей технологии, к профессионально-художественной деятельности в школе

2.1. Варианты подготовки студентов, будущих учителей технологии, к профессионально-художественной деятельности в школе, выявление педагогических условий и критерий оценки профессионально-художественного становления студентов.

2.2. Общий замысел и ход опытно-экспериментальнеой работы.

2.3. Оценка результатов подготовки студентов к профессионально-художественной деятельности в школе.

Выводы по главе 2.

Подготовка студентов к профессионально-художественной деятельности в школе: На материале факультета «Технологии и предпринимательства» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменения, имеющие место в политической и социально-экономической сферах российского общества, неизбежно отражаются и на стратегии школы и, соответственно, системе профессиональной подготовки в вузе.

Переход средней общеобразовательной школы на обучение интегрированной образовательной области «Технология», объединяющей техническое, трудовое и художественное образование по дизайну, создал противоречия между содержанием традиционной подготовки учителя трудового обучения и новыми требованиями, предъявляемыми к учителю технологии, способного решать вопросы проектирования и художественного конструирования.

Как показал анализ литературы, наметились противоречия и между необходимостью дизайнерского обучения студентов факультета технологии, и возможностями педагогической практики в направлении их подготовки к профессионально-художественной деятельности в школе.

Отсюда актуальность исследования заключается в острой необходимости подготовки средствами дизайна будущих учителей технологии, не имеющих художественного начального образования, к профессионально-художественной деятельности учителя в школе, где будущие учителя выступали бы как организаторы художественно-трудового обучения нового типа и как организаторы пространственной среды школы, способные в ее условиях решать интегрированные задачи, соответствующие времени и научно-техническому прогрессу.

Поворот общеобразовательной школы к целостному развитию личности учащихся потребовал изменений в подходе к целям, содержанию и организации учебной работы студентов в высшей школе и перепрофилирования деятельности соответствующих кафедр педагогических вузов, модернизации учебных планов, пересмотра специализации выпускников, введения новых предметов, обеспечивающие профессиональную подготовку будущих учителей технологии. Поэтому, с учетом выявленного противоречия, проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие подготовку будущего учителя технологии к профессионально-художественной деятельности в школе?

Объект исследования: Профессиональная подготовка в педагогическом вузе будущих учителей технологии.

Предмет исследования: Подготовка в педагогическом вузе будущих учителей технологии к профессионально-художественной деятельности в школе.

Цель исследования: Выявление педагогических условий подготовки в педагогическом вузе будущего учителя технологии к профессионально-художественной деятельности в школе.

Гипотеза исследования: Подготовка студентов, будущих учителей технологии, в педагогическом вузе к профессионально-художественной деятельности в школе станет успешной, если она будет:

— ориентирована на развитие творческих способностей студентов, на понимание ими художественных ценностей, на развитие у их художественнопедагогических умений;

— учитывать особенности студентов, не имеющих художественного начального образования;

— направлена на развитие художественной позитивной мотивации к овладению профессионально-художественной деятельностью;

— включать в себя художественное проектирование и конструирование, компьютерный дизайн, педагогическое проектирование художественно-трудовой деятельности, методику обучения дизайна;

— осуществляться разнообразными формами и методами организации учебной деятельностиреализована преподавателем, который будет готов к ее осуществлению и сотрудничеству со всеми участвующими в этом процессе. В ходе исследования решались следующие задачи:

— провести ретроспективный анализ подготовки учителей труда (технологии) в педагогических вузах России;

— раскрыть сущность дизайна как профессионально-художественной деятельности;

— выявить возможность подготовки учителей технологии к художественно-профессиональной деятельности в школеэкспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие успешность подготовки будущих учителей технологии к профессионально-художественной деятельности в школе;

— оценить результаты опытной работы по подготовке студентов к профессионально-художественной деятельности в школе.

Методологическую основу исследования составили: положения теории деятельности, ориентирующие на необходимость развития художественной мотивациисистемный подход в подготовке студентов к дизайнерской деятельности и личностно-деятельностный подход к рассмотрению психических явлений, связанных с овладением профессионально-художественной деятельностью.

В качестве методов исследования использовались: теоретический анализ научной и учебно-методической литературывключенное наблюдениедиагностика профессиональной мотивации ученияизучение продуктов деятельности студентовсравнительный анализ динамики профессионально-художественного развития будущего учителя. Этапы исследования:

Первый этап — 1995;1996 г., изучение и анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, формирование концепции исследования.

Второй этап — 1996;1998 г., ретроспективный анализ подготовки студентов педагогических вузов, будущих учителей труда (технологии) к профессиональной деятельности.

Третий этап — 1998;2001г., формирующий: разработка, апробация и корректировка обучающих программ профессионально-художественной деятельности, изучение мотивации студентов и качества учебных работ, выполненных ими в процессе учебной деятельности.

Четвертый этап — 2001;2002, обобщающий: проанализированы и сформированы итоги опытно-экспериментальной работы, сделаны выводы, оформлены исследовательские материалы.

На защиту выносятся следующие положения:

• современный учитель технологии — это специалист, владеющий многообразными средствами трудового обучения, художественного проектирования и конструирования, компьютерным дизайном, педагогическим проектированием художественно-трудовой деятельности и методикой обучения дизайну, способный создавать пространственную среду развития школьников;

• профессионально-художественная деятельность выступает, во-первых, как деятельность художников разных профилей, предполагающая профессиональное обучение, во-вторых, как педагогическая деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для художественного образования, развития и саморазвития личности воспитанника, выбора им возможностей для творческого самовыражения, и на организацию пространственной среды школы;

• дизайн, как сложный междисциплинарной вид познавательной, художественной, проектной и творческой деятельности студентов, влияет на развитие их творческих и художественных способностей и интересов, способствует формированию профессионально важных качеств будущего учителя технологии для работы в школе;

• педагогические возможности дизайна в подготовке будущего учителя технологии к профессионально-художественной деятельности в школе реализуются, если программа этой подготовки будет:

— ориентирована на развитие творческих способностей студентов, на понимание ими художественных ценностей, на развитие их художественнопедагогических умений;

— учитывать особенности студентов, не имеющих художественного начального образования;

— направлена на развитие художественной позитивной мотивации к овладению профессионально-художественной деятельностью;

— включать в себя художественное проектирование и конструирование, компьютерный дизайн, педагогическое проектирование художественно-трудовой деятельности, методику обучения дизайна;

— осуществляться разнообразными формами и методами организации учебной деятельности;

— реализована преподавателем, который будет готов к ее осуществлению и сотрудничеству со всеми участвующими в этом процессе.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что результаты исследования, с одной стороны, дополняют существующие научные знания о подготовке специалистов в области профессионально-художественной деятельности по изобразительному и неизобразительному искусству, а, с другой стороны, кардинально меняют взгляды на подготовку по пластическому (пространственному) искусству в вузе студентов нехудожественных факультетов, которые не имеют художественного начального образования.

Научная новизна результатов исследования состоит в том что:

— выделены характеристики образа современного учителя технологии;

— уточнено понятие «профессионально-художественная деятельность учителя»;

— выявлены возможности дизайна в профессиональном становлении учителя технологии;

— обоснованы условия реализации педагогических возможностей дизайна, включенного в систему подготовки учителя технологии;

— установлены особенности и типичные затруднения в подготовке будущих учителей технологии к профессионально-художественной деятельности.

Достоверность научных результатов обеспечивается четкостью выбранных методологических позицийиспользованием соответствующих методов, адекватных научным целям и задачам исследованияпродуманностью и последовательностью опытно-экспериментальной работы.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в разработке научно-методических рекомендаций, раскрывающих педагогические условия, пути и совокупность приемов осуществления профессионально-художественной подготовки в вузе для студентов, не имеющих художественного начального образования, к работе в школев разработке образовательных программ по рисунку, основам дизайна, дизайна объектов труда и интерьеров в профессионально-художественной подготовке учителей технологии, утвержденных и одобренных Министерством образования Российской Федерации.

Внедренные результаты данного исследования используются автором в работе со студентами РГПУ им. А. И. Герцена, Академии сервиса и экономики в г. Санкт-Петербурге, г. Калининграде, г. Советске.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на: кафедре дизайна ФТиП и совете факультетана семинаре аспирантов кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герценав тезисах и докладах на конференциях в РГПУ им А. И. Герцена в С-Петербурге, 1995 г., С-Петербурге (1−3 февраля 1996 г.) — в г. Мозыре (27−29 мая 1996 г.), г. Екатеринбурге (26−28 ноября 1996 г.), г. Брянске 13−16 мая 1997 г.) — г. Ульяновске (23−26 мая 1997 г.), г. Туле (8−10 апреля 1997 г.), г. Нижним Новгороде (1997 г.) — г. Новгороде (28−31 января 1998 г.) — на страницах газеты «Педагогические Вести» № 15−16 (С-Петербург, 1998 г.) — Первой Всероссийской конференция «Дизайн в России: проблемы теории и практики в С-Петербурге (9−10 декабря 1998 г.) — г. Пушкин, 24−25 апреля 2001 г)., г. Архангельске (февраль, 2002 г.), г. Москва (октябрь 2002 г.).

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

На основании научных данных по проблеме исследования сделат вывод, что подготовка преподавателей дизайна в нашей стране ранее не осуществлялась и психолого-педагогические аспекты такой подготовки не разрабатывались. Изучение литературы по проблеме подготовки студентов педагогических вузов на художественно-графических факультетах и факультетах технологии к профессионально-художественной деятельности в школе показало ее фрагментарность, которая не давала целостного представления о содержании, принципах, формах построения учебного процесса и методиках его осуществления. Отечественные программы представляли собой кусочек программы профессиональной подготовки дизайнеров без учета образовательного уровня и интересов студентов, при призрачной связи со школой. В них не раскрылись межпредметные связи и не рассматривался промышленный, графический и компьютерный дизайн, способствующий этим связям, отвечающий современным требованиям (научно-техническому росту и рыночным отношениям). В программах не была отражена и педагогическая направленность на школу.

Западный опыт показал, что преподавание дизайна в Великобритании и США направлено на художественно-экономические цели, где отмечается разношерстность содержания предмета и проблема внедрения его в педагогическую концепцию школы. Опыт Японии позволил выявить, что основная цель подготовки сводится к формированию всесторонне-развитого человека через соединение трудового и художественного образования. Содержание обучения охватывает большой диапазон позитивных знаний, которые студенты не успевают усвоить, их интерес направлен в сторону изящных искусств, отсюда проявляется нежелание будущих учителей Японии преподавать дизайн в школе.

На основании проведенного анализа, ОЭР и полученных положительных результатов подготовки многопрофильных специалистов для работы в общеобразовательной школе нами были разработаны и апробированы необходимые педагогические условия и содержание нормативных курсов по художественной деятельности, которые наилучшем образом содействуют развитию у студентов творческой активности, формированию профессионально-важных качеств и педагогической направленности на работу в школе.

В качестве основных педагогических условий подготовки специалиста нашего профиля должны быть: учет особенностей студентов, не имеющих художественного начального образованиясоздание условий развития художественной позитивной мотивации к овладению профессионально-художественной деятельностьюразработка специальной программы, ориентированной на развитие творческих способностей студентов, на понимание художественных ценностей, на развитие их художественнопедагогических уменийвключение в содержание программы художествен-ного проектирования и конструирования, компьютерного дизайна, педаго-гического проектирования художественно-трудовой деятельности и методики обучения дизайнаиспользования разнообразных форм и методов организации учебной деятельностиготовность преподавателя к ее осуществлению и сотрудничеству со всеми участвующими в этом эксперименте.

Результаты рисуночного теста показали, что только 1/3 часть студентов ФТиП способны успешно решать художественные задачи. Результаты ОЭР и анкетных данных, отзывы студенток об обучении художественной деятельности показали, что у всех появились осознанные цели в освоении пластического (пространственного) искусства. В процессе ОЭР произошло позитивное развитие студентами мотивов на базе сформированной педагогической направленности, стремления к учению проявлялось в реальных способностях по художественной деятельности, что помогло получить высокие результаты обучения. Полученные показатели наглядно свидетельствуют о новообразованиях в личности студентов, о росте их творческой активности, художественных способностях и профессионально важных качеств, что подтверждается эффективностью выявленных нами педагогических условий.

Направленность на педагогическую профессию имеет существенное значение, так как является целью нашего длительного исследования, формирующего положительное отношение студентов к учительской деятельности. Так за счет подготовки студентов по художественной деятельности число студентов утвердившихся в желании работать в школе увеличилось в два с лишним раза.

Анализ ОЭР по исследуемой нами проблеме, результаты которого были изложены во второй главе, показал необходимость и возможность формирования в вузе у студентов не имеющих начального художественного образования системных знаний, умений и навыков по художественной деятельности средствами дизайна, как наиболее целостного и ценностного компонента познания пространственного (пластического) искусства. Наш подход к организации профессионального образования в целом отражает установки и тенденции современного обучения студентов посредством интегрированных курсов при подготовки многопрофильного специалистапрофессионала нового типа. Он способен в изменяющейся социальной ситуации реализовать свой личностный творческий потенциал на ниве образования.

Выявленные нами условия в подготовке студентов позволяют преодолевать стереотип профессионального мышления будущего педагога, раскрепостить его личность, дать возможность каждому выявить художественно-творческую сторону индивидуальности, разбудить личную заинтересованность в успехе делапреодолеть боязнь нововведений, способствует развитию творческой активности студентов и склонностей к инновации.

Изучение теории и практики художественной деятельности в процессе ее познания помогает студентам глубже понять структуру учебно-воспитательного процесса по преподаванию дизайна в образовательном области «Технологии», выделяя внутренние элементы художественной деятельности: многообразный социальный опыт, включающей в себя знания, умения и навыки, и внешние элементы художественной деятельности, которые способствуют осмыслению ее социального опыта и постепенному овладению им.

Студенты, прошедшие обучение по такой модели подготовки, могут более уверенно внедрять в образовательную практику предмета «Технология» полученные знания, умения и навыки, руководить творческими проектами школьников, решать задачи по организации пространственной среды школы.

В нашей ОЭР по подготовке студентов к профессионально-художественной деятельности подтвердились некоторые выводы ученых по учебной деятельности.

Таким образом, ОЭР подтвердила, что подготовка по художественной деятельности студентов ФТиП является значимым фактором становления личности студентов в их профессиональной деятельности и ее совершенствования, психологический механизм, которой заложен во взаимодействии потребностей, целей и мотивов, выступает движущими силами этой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате теоретического анализа и данных многолетней практики подготовки учителей трудового обучения для школ в диссертации делается вывод о том, что система профессионального образования по подготовке учителя технологии имеет богатую историю становления и развития. На всех этапах эта система ориентировала учителей труда на подготовку школьников для промышленности и сельского хозяйства. Качество выполнения этого заказа определялось как особенностями социально-экономической и политической ситуации, так и степенью развитости самой системы профессионального технологического образования. Характерно, что проблемы, связанные с профессиональной подготовкой учителя труда (технологии), актуализировались всякий раз с изменением взглядов на качество подготовки, зависящего от роста научно-технического прогресса и вхождения в рыночные отношения.

Длительный, противоречивый и сложный путь профессиональной подготовки будущих учителей трудового обучения детей в школе объективно выявил две тенденции: диверсификацию и гуманизацию трудовых процессов, как в вузе, так и школесодействие практической реализации культурологической парадигмы в современном образовательном процессе, направленной на целостное развитие личности школьников.

Обзор проблемы совершенствования профессиональной подготовки студентов вузов в новых социально-экономических условиях показал, что к основным направлениям относится: введение вариативности, фундаментальности, интегрированного знания как основного блока профессиональной подготовки, применение педагогических и информационных технологий, различных имитационных форм активного обучения, формирование рефлексивной «надстройки», способностей перестраиваться и приобретать новые специальности, развитие творчества, самостоятельности, предприимчивости, гибкости, динамичности, стрессоустойчивости, обоснованного риска, смещение акцента контроля знаний на развитие мыслительных процессов студентов.

Исследования, по рассмотрению дизайна как одного из видов художес-венной деятельности, показали, что ученые рассматривают художественную деятельность как часть культуры, способом которой является искусство, которое содействует эстетическому восприятию и освоению действительности развивает художественный кругозор, формирует ценностные ориентации в области искусства, обогащает эмоциональную сферу личности, выявляет и развивает ее творческие способности.

Анализ литературы показал, что развитие и становление западного и отечественного дизайна шло разными путями. Западный дизайн формировался как коммерческий, объекту придавался привлекательный вид с целью конкуренции товара на рынке сбыта и получения большей прибыли. Дизайн при этом, рассматривался как проектирование вообще. Иначе развивался дизайн в России. Особенность заключалась в развитие его как художественной деятельности в области пространственного (пластического) искусства, в основном как агитационного. Исследование показало, что дизайн следует рассматривать как проектный междисциплинарный вид художественно-технической деятельности, взаимосвязанный с искусством, культурой, наукой, техникой, осваиваемого посредством художественного предвидения и проектирования предметной среды, в зависимости от влияния спроса, образа жизни, идеалов и индивидуальных или общих предпочтений, сложившихся или складывающихся в обществе с учетом научно-технических достижений. Согласно определению, принятому на международном семинаре в Бельгии, дизайн является одним из сложнейших и универсальных видов творческой и познавательной деятельности человека, так как в нем используются все достижения духовной и материальной культуры общества. Особенность дизайнерской деятельности заключается в специфически эстетическом способе целостного осмысления процессов и явлений. В нем воедино слиты два направления творческих поисков — от функции к форме и от формы к функции. Методом дизайнерской деятельности является художественное конструирование. Наука, изучающая дизайнтехническая эстетика, ее философский аспект — организация пространственной среды. Обучение дизайну включает в себя содержание всех видов пластического (пространственного) искус-ства (изобразительного и неизобразительного) и поэтому имеет большие возможности для развития личности.

Обучение дизайну затрагивает такие стороны интеллектуальных и творческих способностей, которые никаким другим способом не могут быть развиты столь же эффективно. Установлено, что обучающиеся дизайну студенты лучше адаптированы к социальным изменениям, более общительны, имеют больший творческий потенциал, отличаются изобретательностью, инициативой, фантазиией, оригинальностью, волевыми качествами, здравым смыслом, последовательностью, логичностью, критическим отношением к себе. Дизайн способствует формированию интегрированных профессио-нально-важных качеств будущего учителя технологии в соответствии с предъявляяемыми современными требованиями и овладению им культурой проектной и навыками творческой деятельности. Отсюда, современный учитель технологии, выступает как специалист широкого профиля, способный помочь учащимся в их становлении не только посредством трудового обучения, но и художественной деятельности.

Уточнено понятие профессионально-художественная деятельность учителя это педагогическая деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для художественного образования, развития и саморазвития личности ученика, выбора им возможностей для творческого мовыражения, и направленная на организацию пространственной среды школы.

На основе проведенного обзора по рассмотрению вопроса о возможностях подготовки учителя технологии к профессионально-художественной деятельности в школе выявило, что такие возможности есть, к ним относятся:

— Исследования западных ученых в области психологии, по проблеме профессионального становления индивида и влияния этого процесса на формирование личности и творчества, выявили профессиональные типы людей и возможность овладение ими деятельностью, обладающей существенными общими признаками, приводящие к формированию у них сходных черт личности, обусловленных идентичностью профессиональных требований к психологическим и психофизиологическим особенностям человека Каждая профессия определенным образом сказывается на развитии специфических функций памяти, мышления, моторики, формирует особые личностные качества. Этот подход исследует формирование профессионализма индивида во взаимосвязи с развитием его целостной личности и знаменует собой важный сдвиг в методологии труда и личности. Традиционный подход к становлению профессионала предполагал рассмотрение человека труда как системы, обладающей заранее заданным набором отдельных психических качеств, психофизических функций, обеспечивающих нормальное приспособление работника к требованиям специальности. Профессиональная пригодность трактовалась в качестве изначально присущего индивиду качества, проявляющегося при вступлении человека в предназначенную ему сферу труда. Тем самым признавалась статичность, ригидность этого свойства, ограниченность возможностей его способностей.

Обнаружены возможности подготовки студентов, будущих учителей технологии к профессионально-художественной деятельности в школе, к ним относятся:

— Факторы сближения инженерной и художественной деятельности которые дают возможность путем интегрированного обучения развить у студентов, будущих учителей технологии, необходимые профессионально важные качества, Согласно существующей концепции, все психические механизмы человека, выступают как элементы систематической художественно-творческой способности. Актуальна точка зрения исследователей, раскрывающая взаимосвязь и взаимодополняе-мость различных видов деятельности, открывающая большие возможности для проявления склонностей, способностей, интересов и удовлетворения потребностей личности, включенной в деятельность.

— Позитивная мотивация, которая может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно развитых специальных способностей или недостаточного запаса у обучающихся требуемых знаний, умений и навыков, а развитие отдельных способностей, это не столько совершенствование их самих, сколько развитие связей между ними. Значимым является и механизм переноса, при котором овладение приемами умственной деятельности в одной области благотворно сказываются на умственной деятельности в другой области, в силу его синтетического характера.

— Использование психотехник, педагогических и информационных технологий и точное их воспроизведение.

— Готовность педагога-художника к сотрудничеству с коллегами и интегрированному обучению студентов с помощью адекватной технологии.

— Использование графического компьютерного дизайна, дает студентам, не имеющих специального художественного начального образования, большие возможности в разработке и реализации собственного художественного замысла при проектировании объектов труда, так как представляет некую синтезированную способность к познанию, созиданию, обогащению, ориентацию в ценностях, она органично влита во все другие виды деятельности и формирует художественную культуру человека.

— Подготовка по дизайну, как специфической сферы деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом (т.е. как проектирование вообще и как искусство, в частности).

— Позитивная направленность будущих учителей технологии на профессионально-художественную деятельность в школе, которая зависит от его сущности учебной профессионально-художественной деятельности, которая определяется уровнем его сознательности, осмысленности, целенаправлен-ности, ответственности, компетентности, нравственными социальными установками, активностью и общением, как специфическими способами человеческого существования.

Понимание определяющего значения мотивации для учебной деятельности особенно значимо для нас при обучении студентов ФТиП профессионально-художественной деятельности в вузе не развивавших ранее свои художественные способности и не имевших начального художественного образования.

Профессионально-художественная деятельность как сложно-структурное личностное образование связано с духовно-материальной и потребностной сферой личности имеет множество объективных и субъективных сторон, которые определяются требованиями к компетентности будущего учителя «Технологии», а также развитием его интереса и направленности на выбранную профессию. Изучение этих вопросов привели нас к разработке модели поэтапной подготовки студентов, в которую входили аудиторные и неаудиторные формы организации работы. Нами представлены различные пути и способы работы со студентами: метод художественного проектирования, ознакомительная практика в ОЭР, встречи с лучшими учителями — выпускниками факультета, экскурсии, работа в СНО, посещение и обсуждение выставок и т. д.

В диссертационном исследовании (Приложение I-IX) даны методические рекомендации по одному из учебных курсов: принципы отбора содержания и организации учебного процесса по дисциплине «Специальное рисование», описана модель поэтапного формирования и развития у студентов психолого-педагогических и специальных знаний и умений, художественного мышления и творчества на трех этапах обучения, описаны применяемые методы и наблюдения усвояемости содержания трех художественных дисциплин.

Определены критерии объективно отражающие изменения в профессионально-художественной подготовке студентов и выявлены возможности студентов а) в подготовки их средствами дизайна как оптимального способа развития творческой и познавательной активности личности, б) развитие художественных способностей по неизобразительному искусству у студентов не имеющих начального художественного образования, в) определены общепедагогические и художественно-педагогические способности студентов, г) выявлены профессионально важные качества.

Экспериментально проверен алгоритм формирования позитивной мотивации на освоение художественной деятельности, способствующей формированию педагогической направленности будущих учителей.

Разработана модель многопрофильного специалиста не имеющего начального художественного образования для работы с детьми в школе по выполнению творческих проектов.

Результаты полученные после проведения занятий (аудиторных и неаудиторных) со студентами в течении трех лет были включены в математическую обработку и представлены в диссертации в виде сводных таблиц с комментариями. Устойчивость полученных положительных результатов в процессе экспериментального обучения свидетельство его репрезентивности.

Убедительными данными подтверждалась проверка гипотеза нашего исследования.

Полученные нами результаты по выявлению художественных способностей, профессионально-художественного роста студентов, художественно-творческой активности, мотивации и педагогической направленности, позволили подтвердить, что а) существует прямая взаимосвязь между уровнем развития художественных способностей и художественно-педагогическими способностями, б) между направленностью на профессиональную деятельность в школе и мотивацией овладения художественной деятельности в вузе.

Так высокая положительная мотивация к художественной деятельности способствовала компенсации недостаточного уровня специальных, художественных способностей студентов группы № 3 (с низкими показателями). Их проекты были более оригинальные, чем их сокурсников с высоким и средним уровнем специальных способностей, но с недостаточно развитой мотивацией на художественную деятельность.

Совокупность теоретических и эмпирических положительных результатов, выявление и создание необходимых условий для реализации профессионально-художественной деятельности на факультете, целенаправленная организация эксперимента, математическая проверка полученных данных позволили доказать обоснованность выдвинутой нами гипотезы.

Данное исследование предлагает к использованию методику проведения занятий по разработанной нами модели, которая обеспечивает гарантированно высокие результаты обучения студентов.

Раскрытие педагогических возможностей дизайна, как самого сложного вида познавательной и творческой деятельности, емкого по объему и содержанию, междисциплинарного, интегрированного вида художественной деятельности, оптимального средства развития личности будущего учителя «Технологии», использование средств активизации творчества студенток, научно-теоретические обоснования подготовки многопрофильного специалиста к профессионально-художественной деятельности в школе подчеркивают новизну исследования.

В процессе ОЭР нами разработаны, на основе действующего государственного образовательного стандарта, авторские образовательные программы по профессионально-художественной подготовке учителей технологии, которые были утверждены и одобрены Министерством образования Российской Федерации.

Даны научно-методические рекомендации, раскрывающие пути осуществления профессионально-художественной многопрофильного подгото-ки студентов не имеющих художественного начального образования для работы в школе. Специфика этой работы состоит органическом соединении деятельности преподавателей всех кафедр и студентов, превращая их профессионально-художественную подготовку в динамическую систему требующую четкой организации.

Весь ход исследований и ОЭР со студентами показал, что подготовка многопрофильного специалиста на ФТиП при условии его включения в профессионально-художественную деятельность на основе интеграции психолого-педагогических, инженерно-технических и общих художественных знаний, а также практических занятий, может существенно обогатить формирование педагогов нового типа, их профессиональную культуру, художественные способности и творческое мышление. Установлено что под влиянием художественной деятельности гуманизируется мировоззрение студентов, содействуя становлению профессионально-важных качеств будущих учителей.

Проведенное исследование подтвердило, что комплексный интегрированный подход при подготовке студентов к профессионально-художественной деятельности в школе способствует успешному достижению поставленных нами цели.

Подготовленный по нашей модели специалист на базе полноценного образования может успешнее осуществлять через культурологическую парадигму образовательного процесса, включающего Природу, Культуру и Социум, которая объективно полнее удовлетворяет разнообразные запросы развивающейся личности школьников, и лучше готовит их к вхождению в реально существующей мир.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А., Деятельность и психология личности, — М.: Наука, 1980, с. 335.
  2. Н.В. Лучше готовить будущих учителей-воспитателей: / О работе педагогических вузов в свете Постановления ЦК КПСС и «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы"/, нар. Образование, 1979, № 8.
  3. Н.В. Совершенствовать подготовку и повышение квалификации учителя, Сов. Педагогика, 1978, № 8 .
  4. Б. Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия у детей, М., Просвещение, 1964.
  5. .Г., Человек как предмет познания, Л.: ЛГУ, 1968, с. 339.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания, М., 1977 .
  7. Е.А. Социальная роль и активность личности, М., МГУ, 1971.
  8. Л.И. Методологические проблемы психологии развития, В кн.: Принцип развития в психологии. — М., наука, 1978.
  9. А.Г., Деятельность и установка, М.: МГУ, 1979, с. 151.
  10. А.Г., Психология личности— М.: МГУ, 1990, с. 367
  11. Г. С. Социальная активность. (Проблемы субъекта и объекта в социальной практике и познании), М., Политиздат. 1974.12.
  12. Р. Искусство и визуальное восприятие, Прогресс, М., 1974.
  13. Р. Новые очерки по психологии искусства, Прометей, М., 1994.
  14. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей, М., наука, 1977, с. 184.
  15. Т.И. Психология способностей и всестороннего развития личности, В кн.: Принцип развития в психологии, — М., Наука, 1978. С. 142−155.
  16. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитиеличности, М., Знание, 1978, с. 64.
  17. В.Г. Программа мотивации и личность, В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1974, с. 122−144.
  18. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М: Мысль, 1976, с. 158.
  19. С.В. и Немцов И.Б. Познавательная и воспитательная роль искусства, М.: Высшая школа. 1967, с. 144.
  20. А.В. Художественное творчество и воспитание, М., 1925.
  21. Г. С. Введение в диалектику творчества, С-П.: РХГИ, 1997.
  22. Г. С., Деятельная сущность человека как философский принцип, -В сб.: Проблема человека в современной философии, М.: Наука, 1969, с.73−144.
  23. .Г., Методика архитектурного проектирования, М, Стройиздат, 1993.
  24. А.А., Художественное конструирование и трудовое обучение в школе и педагогическом институте, JI. 1977, стр. стр. 4- V Царскосельские чтения, том 8, С-Пб., 2001, с. 133.
  25. А.А., Гвоздев Е. М. Композиция в декоративно-прикладном искусстве, Образование, С-П., 1992.
  26. Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968, с. 422.
  27. Л.П. Человек: деятельность и общение, М., 1978.
  28. Л.П., Личность и среда, В сб.: Ребенок в системе коллективных отношений. -М.: 1972, изд-во пед. О-ва РСФСР, 1972, с. 3−16.
  29. Л.П., Общественные отношения и общение. В сб.: -Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975, с. 136−150.
  30. П.И. Художественный интерес как фактор формирования эстетических способностей старшеклассников. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. пед. наук, JL, 1976.
  31. З.И. Проблема единства обучения и воспитания с позиции комплексного подхода, В сб. науч. трудов: Нравственное формирование личности в коллективе. — JL: J11 ПИ, 1978.
  32. Р.Г., Струков О. Д. Элементы художественного конструирования и технической эстетики, Советское радио, М., 1980 .
  33. М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников: Учеб. пособие для студентов пед. институтов Л., ЛГПИ, 1980.
  34. В.Г. Иллюстрированный художественный словарь, АО Икар, 1993.
  35. Е.В. Проблема содержания и форм в искусстве. М.: Знание, 1973.
  36. Вопросы теории эстетического воспитания. Под ред. Апресяна Г. З. М., 1970 с. 110.
  37. С.И. Уроки профессионального творчества, М., 1999, с. 7.
  38. JI.C. Психология искусства, Искусство, М, 1968 .
  39. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте, Просвещение, М., 1991.
  40. З.И., Куценко В. Г. Критерии выявления мотивов учения и способных формирования у старшеклассников, В сб. Пед. Проблемы формирования познавательных интересов учащихся, ЛГПИ, 1976.
  41. П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа. Вопросы психологии, 167. № 6.
  42. Ш. И. Дидактический принцип сознательности. -М., АКН РСФСР, 1961.
  43. Е.М., Принцип «химера» для обучения творчеству художествен, конструирования и оценки предметов предпринимательства. Сб. Дизайн1. России. С-Пб., с.47
  44. P.M., Березная И. Я., Григорьева А. Н., Восприятие и признаки формы, М, 1981-
  45. P.M., Березная И.Я., Интуиция и искусственный интеллект, Л., 1991.
  46. P.M., Крижанская Ю. С., Творчество и преодоление стереотипов, СПб: OMS, 1994.
  47. В.В. Влияние интереса к художественной деятельности на совершенствование учения, В сб.: Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, ЛГПИ, 1981.
  48. В.В. Взаимосвязь познавательной и художественной деятельности в учебном процессе как фактор формирование активности школьников, -В сб. ЛГПИ, 1983.
  49. И.А. Оместе потребностей, эмоции и чувств в мотивации личности, В кн. Теоретические проблемы психологии личности. — М.: Наука. 1974.
  50. А.Л. и Мунипов В.М. Художественное конструирование: состояние и перспективы. М.: Знание, 1976. С. 64. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика», № 10).
  51. В.Б. Теория метода в педагогике. Л., 1989.
  52. В.Б. Методообразующая сущность структуры педагогического процесса. Л., 1991.
  53. А.А. Отношение подростков к изобразительной и художественно-оформительской деятельности, В сб. ЛГПИ, 1979.
  54. А.А. Художественно-оформительская деятельность и ее знание для развития личности школьников, В сб. ЛГПИ, 1983.
  55. Заир-Бек Е. С. Влияние предметно-практической деятельности на активизацию учения школьников, В сб. ЛГПИ, 1981.
  56. Заир- Бек Е. С. Влияние общения в учебном процессе на формированиепознавательных интересов школьников, В сб. ЛГПИ, 1983.58. .Занков JI.B. Наглядность и активность учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960.
  57. За эстетическое воспитание школьников в труде. Школа и пр-во, № 2
  58. JI.A. Некоторые вопросы формирования эстетических способностей и потребностей В кн.: Проблемы эстетического воспитания., М., 1970.
  59. JI.A. Типология субъектов эстетической деятельности. Горький, 1972.
  60. Л.А. Эстетическое развитие личности., -В кн. Проблемы этикии эстетики., вып. 1. Ленинград. 1973.
  61. Л.В. Эстетика, этнография, быт. М., Ленпромбытиздат, 1994.
  62. И.А. Педагогическая психология, Ростов-на-Дону, 1997.
  63. В.П., Мунипов В. М. Эргономика и проблемы комплексного подхода к изучению трудовой деятельности. В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ. — М.: ВНИИТЭ, 1976, № Ю, с. 28−59
  64. А.Я. Искусства и эстетика. Введение в искусствоведение, 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1974.
  65. Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема, -М.: Наука, 1978.
  66. В.П. Человеческая деятельность познание — искусство. — Киев, 1977.
  67. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972.
  68. Искусство в системе культуры. Л., 1987.
  69. Искусство и эстетическое воспитание. Тезисы докладов в Всероссийской конфепенции «Методологические проблемы эстетического воспитания учащихся», апрель 1973., М.: РСФСР, Пед.общ.центр.совет. Институт эстетического воспитания. 1973.
  70. Искусство и художественное развитие учащихся. Сб. Науч. трудов. JL: ЛГПИ, 1977.
  71. Исследование художественных интересов школьников. Под общ. Ред Ю. У. Фохта- Бабушкина. Е. Б. Квятковского, М.: Педагогика, 1974.
  72. Д.Б. Эстетическая культура и школа. Сов. Педагогика, 1970, № 1.
  73. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: АКН РСФСР. 1968.
  74. М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике, изд. Ленинградского университета, 1963.
  75. М.С. Начала эстетики. М.: Искусство, 1964.
  76. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974.
  77. М.С. Философия культуры. С-П.: ТОО ТК Петрополис, 1996.
  78. М.С. Эстетики как философская наука С-Пб.: Петрополис, 1997
  79. М.С., Системный подход и гуманитарное знание., л., 1991
  80. М.Г., Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л., 1989, с. 83 .
  81. Д.Н. Об искусстве.
  82. Д.Н. О принципах и методах обучения рисованию. Пособие по рисованию, М., 1938.
  83. М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура. Типы (социологический аспект). Саратов, 1974.
  84. Д.А. Потребность, поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1968.
  85. В.И. Красота, вкус, экономика, Экономика, М., 1985.
  86. В.А. «Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 1968. с. 385−386.
  87. Л.Н. Художественный вкус. М.: Мысль, 1966.
  88. JI.H. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание. 1979.
  89. А.Г., Психология личности, М.
  90. Кон И.С., Социология личности, М.:Политиздат, 1967, с. 383.
  91. Т.Е. Формирование коллектива и его влияние на личность школьника. В кн. Теория и методика коммунистического воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов. Под. ред. чл.-кор. АКН СССР Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1974.
  92. Ц.П., Фролова Г. В. Чудо воображение., Наука, Новосибирск, 1975 .
  93. Ц.С. Принцип развития в психологии. В кн.: Методологичские проблемы психологии. — М.: Наука. 1969.
  94. М.А. Предметное творчество. С-П., 1996.
  95. A.M. Отражение, деятельность, познание. М., 1979.
  96. Корш унова Н.Н., Корш. унова Т.Ю., Профессиональный портрет выпускника факультета технологии и предпринимательства, С-Пб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
  97. B.C. Психология, Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1982.
  98. Н.Б. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967.
  99. В.Г. Проблемы измерения и оценки качества психолого-педагогической подготовки учителя, Тула, 1992., педагогические проблемы подготовки трехпрофильного специалиста, Сборник, Подготовка учителя-художника, Л., 1975.
  100. Ю.Н., Су1хобская Г.С., Личность. Внутренний мир и самореализация. С-Пб, 1996, с 77.
  101. Н.Л. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1968.
  102. Ленинградская школа дизайна, М., ВНИИТЭ, 1990, с. 3, 7,
  103. А.Н. Деятельность, сознание, личность., М., Политиздат, 1975. с 304.-стр. 12,23
  104. А.Н. Проблемы деятельности в психологии., -Вопросы философии, 1972, № 9
  105. А.Н., Проблемы развития личности М.:МГУ, 1972, с. 575.
  106. Леонтьев .А.Н., Категория деятельности в современной психологии. -Вопросы психологии, 1979, № 3, с. 11−15.
  107. Й. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
  108. .Т. Теоретические и практические основы системы эстетического воспитания школьников в условиях развитого социалистического общества. Сов. Педагогика, 1978.
  109. Личность, Внутренний мир и самореализация, Идея, концепции, взгляды. С-П.: Тускарора, 1996.
  110. .Ф., Общение и социальная регуляция поведения индивида. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М.: Наука, 1976.
  111. .Ф., Общение как проблема общей психологии. М.: Наука, 1975, с. 124−135.
  112. .Ф., О путях развития психологии.: Вопросы психологии, 1978, № 5, с. 31−43.
  113. А.В. О народном образовании. (Статьи и речи за период 1917—1929 гг.). М.: АКН РСФСР, 1958.
  114. В.Н. Межпредметные связи и формирование познавательного интереса. В сб. Пед. проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Вып.2. — Л.: ЛГПИ, 1975.
  115. Мастера советской архитектуры об архитектуре, под. ред. Бархина М. Г., Мб, 1975, т. 1, с. 31.
  116. Э.С. Системное исследование человеческой деятельности. 1972,10, Вопросы философии
  117. Ф.Т. Эстетическая деятельность и художественное отражение. Сверловск, 1973.
  118. A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы. М.: Знание. 1977.
  119. М.И. Проблемы обучения. М.: Педагогика, 1975.
  120. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.
  121. Н.А. Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников. М.: Просвещение, 1963.
  122. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педогогика, 1973.
  123. В.Н. Личность и отношение человека. В кн.: Проблемы личности. — М., 1969.
  124. Научно-технический прогресс, Словарь, под ред. Янговской Р. Г., М, Политиздат, 1987.
  125. Л. Структура человеческой деятельности. М., 1984.
  126. О.И., Краткой энциклопедии дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994, С.24
  127. Образование XXI века: проблемы, прогнозы, модели, проекты, СПб, ЛОИРО, 1998,
  128. С.И., Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987, С. 711
  129. Новейший философский словарь. С-пб., 2000.
  130. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. Под ред. Шацкой В. Н. М.: АПН РСФСР, 1955.
  131. А.А. Произведение искусства и художественный образ. М.: Знание, 1978.
  132. Основы современной философии, С-Петербург, 1997, гл. Х .
  133. М.Б., Питт Д. Образовательная область Технология, Теоретические подходы и методические рекомендации, Иорк, 1997.
  134. Л.М. Проблемы методической подготовки будущего учителя (в педвузе). Сов. педагогика, 1979.
  135. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Сб.науч.трудов ЛГПИ им. А. И. Герцена. Отв.ред. Г. И. Щукина. -Л. ЛГПИ, 1976.
  136. А.А. Коллективный труд школьников и его воспитательные возможности. М.: АПН РСФСР, 1961.
  137. А.В. О психологии личности. М.: Знание, 1971.
  138. В.А. Личность в психологии. М.:Ростов-на-Дону, 1996.
  139. М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда (в 3−4 классах)-М.: Просвещение, 1970.
  140. А. Человеческие качества. М., 1985.
  141. П.И. Самостоятельная деятельность школьников в обучении., Москва, 1980.
  142. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). М.: Педагогика, 1972.
  143. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г., Психологодидактический справочник преподавателя высшей школы. М., 1999.
  144. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970.
  145. Подготовка учителя-художника. Л. ЛГПУ им. А. И. Герцена, 1975.
  146. Т.Д., Карл Маркс и проблемы эстетического воспитания. М.: Знания, 1969.
  147. Я.А., Психология творчества. М.: Наука, 1976.
  148. Я.А., Психика и интуиция. М.: Изд. полит. Литер., 1967.
  149. Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
  150. С.И. Декоративное и оформительское искусства в школе : Учеб. пособие для студентов худ.графич.фак.пед.ин-тов. М., 1976.
  151. В.А. Эстетика социалистического труда. М.: Знание, 1978.
  152. Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпохусоциальных реформ, межвузовская научно-методическая конференция, СПб, СПбГУП, 1999.
  153. Проблемы совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя. Межвузовский об.научн.трудов. Под ред.проф. А. И. Щербаков. -Л.: ЛГПИ, 1980.
  154. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания, Петербургская концепция. С-П.: Гос. унив-т пед. Мастерства, 1994.
  155. Программы, Трудовое обучени: е Технологии с 1- 11 кл.- М., 1996.
  156. Программы восьмилетний школы на 1973−80 учебный год. Изобразительное искусство IV-VI классы. М.: Просвещение, 1979.
  157. Программы восьмилетний школы на 1975−1976 уч.год. Трудовое обучение IV-VIII классы. М.: Просвещение, 1975.
  158. Программы педагогических институтов. Основы декоротивно-оформительского искусства. (Школьного декоративное дело). Для специальности № 2109 «Рисование, черчение и труд»). М.: Просвещение, 1975.
  159. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.
  160. Психология формирования и развития личности., (Под ред. Анциферовой Л. П., М., 1981.
  161. Психология труда и личности учителя: Сб.научн.тр.ЛГПИ им. А. И. Герцена: Под ред.А. И. Щербакова. Л.: ЛГПИ, 1976.
  162. Н.Ф., Педагогические основы взоимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе. Дисс. .док. пед. наук , — Л., 1991, с. 470 .
  163. В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. -М.: Мысль, 1969.
  164. С. А., Взаимосвязь целей и мотивов воспитания в воспитательном процессе, Дисс. .док. пед. наук, — Л., 1989, с. 375.
  165. С.Х. Природа искусства и специфика музыки. В кн.: Эстетические очерки. Вып. 4, М., 1975.
  166. С.Х. Искусство и эмоции., М., 1972,
  167. А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высшая школа, 1990.
  168. А.А., Психология изучения личности. С-Пб, 1999.
  169. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
  170. Н.Н. История методов обучения рисованию. М., Просвещение, 1982.
  171. Н.Н., Соловьев С. А. Техническое рисование: Пособие для студентов худ-граф.фак. М.: Просвещение, 1979.
  172. СЛ. Основы общей психологии, М,.: Учпедгиз, 1946.
  173. С.Л., проблема деятельности и сознания в системе советской психологии, В сб.: Психология, Движение и деятельность. Ученые записки момск. Ун-та, 1945, вып. 90, с. 6−21.
  174. С.Л. Принципы и пути развития психологии М., 1959.
  175. Сава Шабоук Искусство- система отражения, М., 1976 .
  176. И.А. Зависимость познавательного интереса от методов обучения., ЛГПИ, 1981.
  177. М.Н. Приобщение учащихся к производительному труду и его связь с обучением. М.: Знание, 1958.
  178. В.А. Проблемы подготовки учителя в советских психолого-педагогических исследованиях. Сов. педагогика, 1978.
  179. В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя. Л.: ЛГПИ, 1976.
  180. Советская педагогика, с. 76−82.
  181. Современная прогрессивная эстетическая мысль. (Серия «Эстетика зарубежом»). М.: Наука, 1974.
  182. С. А., Витман В.-. Художественное конструирование промышленных изделий. Л.: Лениздат, 1966.
  183. Г. Ю. Гармонизация формообразующих линий. Техническая эстетика, 1974, № 7
  184. Ю .С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1987.
  185. Ч. Две культуры. Сб. М.: Прогресс, 1973.
  186. Л.Н. Природа эстетической ценности., М., 1972 г.
  187. Л.Н. Спор о судьбах искусства.- М.: Знания, 1978.
  188. Л.Н. Жизнь. Творчество. Человек., М., 1985.
  189. Л.Н. Искусство и игра., М., Знание, 1987 .
  190. Л.Н. Красота, добро, истина., Республика, М., 1994
  191. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний,— М.: МГУ, 1975
  192. А.С., Формирование профессионально-нравственных ориентации старшикластников. -Дисс.канд. пед. Наук. Л., 1980.
  193. Теоретические проблемы психологии личности. Отв.ред. Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1974.
  194. Технологическое образование 98. Международая научно-методическая конференция. Новгород., 1998, с. 43, 44, 47−48.
  195. Технология, Под ред.В. Д. Симоненко. М.: Изд. ценрт Вентана-Граф, 1997.
  196. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  197. Н.А. Воображение в процессе становления художественным конструированием. А. С-Пб, 2000.
  198. Хан-Муагамедов С. О. Пионеры советского дизайна» М., Галарт, 1995.
  199. Художник, вещь, мода, Советский художник, Под ред. К. И. Рождественского. М., 1988.
  200. Л.М., Щипанов А. С. Дизайн. М, Просвещение, 1985.
  201. В.Д. Системогенез профессиональной деятельности. (Психологические проблемы рационализации деятельности) Под ред. Н. П. Ерастова. Ярославль, 1978.
  202. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
  203. В.Д., Дружинин В. Н. Формирование подсистемы профессиональных качеств в процессе профессионализации. (Проблемы индустриальной психологии). Ярославль, 1979.
  204. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос. 1996.
  205. Л.Н. Психические условия развития профессиональных качеств в процеесе обучения: Автореф. Дис. .канд.пед.наук. М. 1981.
  206. Школьное образование С-Пб. Аналитический отчет., С-Пб., 2001.
  207. Р.В. Формирование системы профессионально важных качеств в процессе овладения профессией. (Проблемы индустриальной психологии). Ярославль: Издат-во ун-та 1979.
  208. Р.В. Уровень профессионализации как фактор, определяющий структуру профессионально важных качеств. (Проблемы системогенеза деятельности. Ярославль. 1980.
  209. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе., М., 1986.
  210. Г. И., О формирование изучения познавательных интересов школьников. Сов. Педагогика. 1966, № 9, с. 11−20.
  211. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности, М, 1978
  212. Т., Труд, личность, творчество. 1973, с 33 .
  213. Gelzels J.W., Jacksotivity ond intelligence. London, N.Y., 1961.
  214. Gough H.G., Woodworih D.G. Stylistic variations among professional research scientists. The Jjurnal of Psycology, 1960.
Заполнить форму текущей работой