Исключение из текста слов определенного звучания
Особенности звуковой организации этих строк объясняются тем, что в русской фонике согласный р воспринимается как резкий, грубый звук. Стилистически оправдано употребление р в следующей строчке, которая подчеркивает смену описываемых движений: И вдруг прыжок, и вдруг летит… Но все-таки «полёт» балерины изображают слова, в которых опять-таки нет р: летит, как пух от уст Эола… Один… Читать ещё >
Исключение из текста слов определенного звучания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Один из стилистических приемов звукописи состоит в ограничении и даже исключении из текста слов с теми звуками, которые могли бы разрушить создаваемый художественный образ. Так, А. С. Пушкин, описывая танец балерины, почти не употребляет звукр:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит…
Особенности звуковой организации этих строк объясняются тем, что в русской фонике согласный р воспринимается как резкий, грубый звук. Стилистически оправдано употребление р в следующей строчке, которая подчеркивает смену описываемых движений: И вдруг прыжок, и вдруг летит… Но все-таки «полёт» балерины изображают слова, в которых опять-таки нет р: летит, как пух от уст Эола…
В русской поэзии не единичны примеры подобного использования звукописи. Например, В. А. Жуковский в балладе «Людмила» так изобразил появление призраков:
Слышат шорох тихих теней:
В час полуночных видений,
В дыме облака, толпой,
Прах оставя гробовой С поздним месяца восходом,
Легким, светлым хороводом В цепь воздушную свились…
Здесь явно преобладают глухие, шипящие, свистящие звуки; встречаются только три слова с раскатистым р. Поэт смог избежать и употребления слов с резким звуком ж, лишь один раз в отрывке звучит звонкий взрывной г. К. Н. Батюшков в стихотворении «Привидение» избежал употребления слов с наиболее резкими звонкими согласными (р, ж, г, б): В час полуночных явлений я не стану в виде тени то внезапу, то тишком с воплем в твой являться дом. Эти опыты в фонике имели свою традицию. Еще Г. Р. Державин, чтобы показать свойственные русскому языку «изобилие, гибкость, легкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований»[1], написал десять стихотворений, в которых старался не использовать слов со звуком р.
Однако серьезного художественного значения такие опыты не имеют. Трудно оправдать отказ от значительной части словаря ради создания тех или иных созвучий.
- [1] Державин Г. Р. Полное собрание сочинений: В 9 т. — СПб., 1872. — Т. 7. — С. 512.