Борьба поляков за независимость в союзе с Францией; княжество Варшавское и его судьба
Но, принимая всевозможные меры к более тесному соединению бывших частей Речи Посполитой с Россиею, Екатерина в то же время не посягала на национальные особенности местного населения. Назначая русских генерал-губернаторов и губернаторов, она наказывала им ладить с польским дворянством и духовенством. Вводя губернские учреждения, она разрешала дворянству в низших судебных инстанциях пользоваться… Читать ещё >
Борьба поляков за независимость в союзе с Францией; княжество Варшавское и его судьба (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Существование особого Польского государства при всех недостатках его внутреннего строя все-таки обеспечивало польскому народу свободу национального развития. С падением этого государства и разделом его территории и населения между соседями стала угрожать опасность существованию самой польской народности как особого этнографического и культурно-исторического типа. В наибольшей степени проявилась эта опасность в коренной Польше, на территориях, бывших исконным достоянием польского народа, и в наименьшей степени на территориях, где поляки были позднейшими пришельцами и где они составляли меньшинство населения, т. е. в Литве, Белоруссии и Малороссии.
Польские области под владычеством России при Екатерине II; политика государственного объединения.
Белоруссия, Малороссия (за исключением Галиции) и Литва с Курляндиею, как уже сказано, достались на долю России. Из них последовательно, после нескольких перекроек, образованы были при Екатерине II, Павле I и Александре I нынешние губернии: Могилевская, Витебская, Минская, Виленская, (включавшая и Ковенскую), Гродненская, Курляндская, Волынская и Подольская. Екатерина в новоприсоединенных провинциях стала неуклонно проводить политику государственного объединения их с империей. Всем дворянам и духовенству предписано было принести присягу на русское подданство; у отказавшихся конфискованы были их земельные имущества и розданы были частью даром, частью за деньги русским сановникам и дворянам; введены были с некоторыми видоизменениями русские губернские учреждения, распространено на новые земли и действие жалованных грамот дворянству и городам 1785 г. В целях более тесного соединения новоприобретенных провинций с империей Екатерина изменила соответственным образом положение католической церкви. Во главе католической иерархии она поставила преданного России человека Станислава Богуша Сестшеньцевича с титулом архиепископа Могилевского. Открытая им в Могилеве католическая духовная семинария с преподаванием русского языка должна была подготовлять пастырей, преданных новому отечеству. Католическим епископам было запрещено непосредственно сноситься с папскою куриею, держать в своих епархиях заграничных священников и тех, которые не принесли присяги на подданство. Екатерина приняла все меры к воссоединению русских униатов с православною церковью. Архиепископы Белорусский Георгий Конисский и Минский Садковский обратили в православие большую часть униатов, вследствие чего Екатерина особым указом упразднила все униатские епископства, кроме архиепископства Полоцкого.
Но, принимая всевозможные меры к более тесному соединению бывших частей Речи Посполитой с Россиею, Екатерина в то же время не посягала на национальные особенности местного населения. Назначая русских генерал-губернаторов и губернаторов, она наказывала им ладить с польским дворянством и духовенством. Вводя губернские учреждения, она разрешала дворянству в низших судебных инстанциях пользоваться польским языком и прежними законами. Подчиняя католическую иерархию государственной власти, Екатерина сохранила в Белоруссии иезуитов, к которым не иссякли симпатии в польско-католическом населении. Политика Екатерины заключалась в том, чтобы, по возможности никого не раздражая, провести теснейшее соединение новых провинций с империей. Политика эта имела несомненный успех. Когда в 1780 г. Екатерина предприняла путешествие до Белоруссии, польское дворянство новоприсоединенных областей встречало ее восторженно. Польская дворянская молодежь охотно поступала в гвардейские полки; чиновники, состоявшие на службе Речи Посполитой, охотно шли в новые русские учреждения. Вынужденная силою обстоятельств принять участие в окончательных разделах Польши и уничтожении самостоятельного Польского государства, Екатерина вовсе не задавалась мыслью об искоренении польской народности.