Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование позволило выявить некоторые причины, обусловившие низкий уровень подготовки специалистов в области информационных технологий: большинство специалистов, имеющих большой опыт производственной деятельности, получили образование в то время, когда персональных компьютеров не существовало или их распространение было минимальнымпоколение специалистов, окончивших высшие учебные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ГОТОВНОСТИ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 1. 1. Сущность и содержание информационных технологий и их роль в системе подготовки будущих специалистов
    • 1. 2. Проблема формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий и ее освещение в психолого-педагогической литературе
    • 1. 3. Условия формирования у будущих специалистов готовности к применению информационных технологий
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2.
  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ГОТОВНОСТИ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 2. 1. Проектирование системы формирования готовности к применению информационных технологий
    • 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ

Формирование у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная социально-политическая и социокультурная ситуация в нашей стране определила новые направления развития общества, что объективно требует подготовки специалистов, ^ способных к продуктивной профессиональной деятельности, обладающих требуемым уровнем общей и профессиональной культуры, готовностью к, решению сложных задач в условиях быстро меняющейся социальной действительности. Современный период развития мирового сообщества характеризуется усилением роли информации, необходимостью повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, которым предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях инновационного информационного пространства.

В свою очередь, процесс информатизации общества предполагает активизацию информационной составляющей образовательного процесса в вузе, обеспечивающей подготовку будущих специалистов в области информационных технологий, умение продуктивно их использовать для решения сложных задач профессиональной деятельности. В этой связи возникает потребность в новых подходах к формированию и развитию личности будущего специалиста. В настоящее время в России, как и во всех развитых странах мира, завершается становление нового типа общественно-экономической формации — постиндустриального «информационного» общества. Его отличительной чертой является перемещение центра тяже-J, сти в общественном разделении труда из сферы материального производства в сферу обработки и использования информации. Повсеместное распространение получают новые информационные технологии, вводящие в обиход методы сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации с использованием компьютеров (С.В.Бутырин, Е. П. Велихов, Н. Л. Гварамадзе, Г. Р. Громов, А. Л. Денисова, Ю. М. Каныгин, Б. Ф. Ломов,.

В.М.Оксман, Г. Д.Смолян).

Информатизация представляет собой объективный процесс перестройки жизни общества на основе более полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности (Р.Ф.Абдеев, Ю. К. Бабанский, А. П. Ершов, И. Г. Захарова, В. А. Каймин, А.Д.Урсул).

В настоящее время очевидной стала компьютеризация всех сфер жизнедеятельности обществакомпьютеры стали неотъемлемой частью производственного процесса в различных сферах профессиональной деятельности. Для рационального использования компьютера как инструмента, помогающего в решении профессиональных задач, требуется специалист конкретной предметной области, знающий компьютер и умеющий работать с ним как с инструментом в своей деятельности. Сегодня общество требует от высшего профессионального образования формирования самостоятельной, ответственной, социально активной личности, способной к решению возникающих производственных и социальных проблем, обладающей высоким уровнем готовности к выполнению профессиональных функций и, в частности, готовности к продуктивному применению информационных технологий в практике профессиональной деятельности. Очевидно, что в этих условиях императивной становится необходимость анализа сущности, механизмов и технологий формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий, исследование динамики этого процесса, особенностей организации и реализации в процессе профессиональной подготовки.

В связи с этим одной из актуальных проблем, стоящих перед современной педагогикой, является поиск путей и средств оптимизации процесса подготовки будущих специалистов технического профиля в условиях информатизации общества, формирования у них профессиональной культуры, готовности к продуктивному применению информационных технологий.

Между тем изучение теории и практики подготовки будущих специалистов технического профиля показывает, что формирование готовности личности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности в ходе образовательного процесса не всегда проектируется и реализуетсяотсутствуют адекватное системное и технологическое подкрепление этого процесса, что в значительной степени сказывается на качестве подготовки выпускников.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью:

— совершенствования качества профессиональной подготовки будущих специалистов технического профиля, обладающих готовностью к применению информационных технологий в условиях информатизации общества и профессиональной деятельностиопределения научно-педагогических основ формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к продуктивному применению информационных технологий и разработки адекватных системы и технологии, обеспечивающих подготовку специалистов, отвечающих предъявляемым требованиям.

Проблема формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий достаточно емка и неоднозначнаее понятийный базис находится на пересечении исследовательских полей педагогики, психологии, социологии, физиологии, эргономики. Научные исследования в области компьютерной подготовки студентов получили достаточно широкое и глубокое развитие в трудах Г. А. Бордовского, А. П. Ершова, Г. А. Звенигородского, Ю. А. Нервина и Н. А. Юнерман. Проблеме информатизации общества посвящены исследования В. А. Звегинцева, В. А. Извозчикова, К. К. Колина, О. И. Кочуровой, В. М. Монахова, А. И. Назарова, А. И. Ракитова, М. И. Семенова и др.

Концептуальные основы проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов находим в трудах С. Я. Батышева, А. А. Беляевой, Г. И. Железовской, М. С. Кагана, М. И. Кондакова, Н. В. Тельтевской, В. Д. Шадрикова. В процессе работы над диссертацией автор опирался на основные теоретико-методологические положения классических и современных трудов по образовательным проблемам отечественных и зарубежных ученых (С.И.Архангельский, Ю. К. Бабанский, Г. И. Железовская, В. П. Жуковский, Г. П. Корнев, В.А.Сластенин), что позволило автору адекватно подойти к решению проблемы настоящего исследования.

Однако, несмотря на разносторонность охвата многих вопросов и несомненную теоретическую и прикладную значимость данных исследований, следует отметить, что проблема формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального изучения. Конструирование в этой связи новых технологических решений будет способствовать, по мнению диссертанта, расширению и обогащению исследовательского поля педагогической науки и определенным образом оптимизирует процесс профессиональной подготовки будущих специалистов технического профиля.

Необходимость разработки теоретико-методологических и организационно-методических основ проблемы формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности предопределяется рядом противоречий, основными из которых, по нашему мнению, являются следующие:

— между сложившейся системой профессиональной подготовки специалистов технического профиля и реальными потребностями общества в подготовке специалистов, обладающих высоким уровнем информационной культуры, способных к продуктивной деятельности по применению информационных технологий в процессе выполнения своих функциональных обязанностей;

— между возросшими требованиями к качеству профессиональной подготовки будущих специалистов технического профиля и фактическим уровнем их профессиональной (информационной) компетентности;

— между желаемой (идеальной) и реальной готовностью специалистов технического профиля к применению информационных технологий в процессе реализации профессиональных функций.

Перечень противоречий можно продолжить, но и приведенная их совокупность доказывает, что проблема формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности затрагивает всю образовательную систему технического вуза. Очевидно, что разрешение указанных противоречий относится к одной из самых актуальных задач педагогической науки. Говоря об актуальности темы предпринятого исследования, необходимо сказать и об отсутствии обобщающих теоретических работ в обсуждаемой области.

Вышеизложенное позволяет в целом на теоретико-методологическом уровне определить проблему настоящего исследования, которая состоит в теоретическом обосновании и конструировании системы формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности, поиске технологических решений, обеспечивающих продуктивность данного процесса и позволяющих повысить качество профессиональной подготовки специалистов.

Объективные требования к качеству профессиональной подготовки будущих специалистов технического профиля в области информационных технологий, с одной стороны, и недостаточная разработанность теоретикометодологических и организационно-методических основ его развития, с другой, определили выбор темы исследования «Формирование у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности».

Цель исследования заключается в повышении качества профессиональной подготовки будущих специалистов технического профиля посредством конструирования системы формирования у них готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности.

Объект исследования — образовательный процесс в техническом вузе.

Предмет исследования — система формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий.

Гипотеза исследования — формирование у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий будет проходить успешно, если: организация профессиональной подготовки специалистов технического профиля проходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми социальным окружением, ориентируется на современные тенденции развития и использования аппаратных средств и программного обеспечения вычислительной техники с максимальной реализацией инновационных информационных процессов в образовании и на производствеэтот процесс организован в интегративном единстве теоретического обучения с практикой профессиональной деятельности будущих специалистов технического профиля с опорой на принципы информатизации, модульности, динамичности, действенности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности, паритетности, целеполагания, интеграции, функциональной полноты, минимизации с учетом индивидуальных потребностей личности в достижении информационной компетентности и в соответствии с социальными приоритетамив процессе осуществления профессиональной подготовки будет обеспечена реализация комплекса условий, направленных на обеспечение готовности специалистов технического профиля к применению информационных технологийпроцесс формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий будет организован в рамках четко спроектированной системы, инвариантной к требованиям информационного общества и индивидуальным потребностям студентовразработана и реализована педагогическая технология как целостная совокупность психолого-педагогических, методических и организационных процедур, структурно и содержательно обеспечивающая продуктивность реализации системы в профессиональной подготовке будущих специалистов.

Предмет, цель и гипотеза потребовали решения следующих задач:

1. Проанализировать состав понятийно-терминологического обеспечения проблемы исследованияраскрыть сущность и содержание готовности будущих специалистов технического профиля к применению информационных технологий в профессиональной деятельности, структурировать рассматриваемый феномен, изучить действия его структурных компонентов в процессе профессиональной деятельности и профессиональной подготовки специалистов.

2. Провести психолого-педагогический анализ современного состояния и тенденций развития и использования аппаратных средств и программного обеспечения вычислительной техники, на основе которого определить содержание и пути формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологийвыявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность ее формирования.

3. Теоретически обосновать и спроектировать систему формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий, экспериментально апробировать в обучающем эксперименте технологию ее реализации.

Теоретико-методологической основой исследования являются теория познания и деятельности, принципы системного, синергетического и деятельностного подходов, положения о социально-общественной обусловленности образования, теория непрерывного образования.

Исследование опиралось на: 1) методологическую сущность понятий личностно-ориентированного образования, непрерывность и целостность образовательного процесса (В.С.Безрукова, А. П. Беляева, Г. И. Железовская, В. П. Жуковский, Г. Д. Турчин, И.В.Шевченко) — 2) положения, раскрывающие общие вопросы методологии педагогической науки (Г.И.Железовская, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, АЛ. Найн) — 3) ведущие положения системного (В.Г.Афанасьев, И. В. Блауберг, В. В. Давыдов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. Н. Садовский, Э.Г.Юдин) и синергетического (В.И.Аршинов, В. Г. Буданов, В. Г. Виненко, В. Э. Войцехович, М.С.Каган) подходов- 5) теорию формирования содержания непрерывного профессионального образования (Ю.К.Бабанский, Н. Ф. Талызина, В.В.Сериков) — 6) разработки в области качества образования (Л.В.Макарова, Н. А. Селезнева, А.И.Субетто) — 7) идеи информатизации образования (А.П.Беляева, В. П. Беспалько, А. П. Ершов, В.А.Извозчиков).

В процессе работы применялись следующие методы исследования: изучение зарубежной и отечественной методической, психолого-педагогической литературы, диссертаций, научно-технической литературы в области информационных технологий, изучение и обобщение педагогического опыта (анализ учебных программ подготовки студентов высших учебных заведений по информатике и информационным технологиям, учебников и учебных пособий, методических рекомендаций), анализ профессиональной деятельности специалистов технического профиля, результатов деятельности образовательных учреждений по организации профессиональной подготовки будущих специалистовизучение и обобщение массового инновационного педагогического опытапедагогический эксперимент, в процессе которого использовались следующие способы осуществления мониторинга: наблюдение, экспликация как развертывание содержания подготовки будущих специалистовопросные методы (беседы, анкетирование, интервьюирование) — статистические методы обработки данных педагогического эксперимента с применением ЭВМ и стандартных математических программ.

Этапы исследования и опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось поэтапно в течение 5 лет — с 2000 по 2005 гг. на базе Поволжской государственной академии телекоммуникаций и информатики.

Первый этап (2000 — 2001 гг.) — ориентировочно-поисковый: изучалась литература по проблеме исследования, определялись методологические предпосылки, цели и задачи научного поиска, формулировалась гипотеза и разрабатывалась программа исследования.

Второй этап (2001 — 2005 гг.) — теоретико-проектировочный. На основе накопленного эмпирического материала проводилось теоретическое обоснование и конструировались система формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий и технология ее реализации.

Третий этап (2005 г.) — экспериментально-обобщающий: На данном этапе была реализована программа опытно-экспериментальной апробации предлагаемого методического инструментарияобобщались данные экспериментальной работыисследовались валидность и надежность результатов экспериментавелась апробация материалов исследованияосуществлялось оформление работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: поставлена и решена на научно-теоретическом и прикладном уровнях задача формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельностина основе междисциплинарного подхода определены сущность и содержание информационных технологий и показана их роль в деятельности специалистов технического профилядополнен понятийно-категориальный аппарат, явившийся логическим продолжением теоретико-методологических основ теории и методики профессионального образованияв процессе теоретического исследования уточнено понятие «готовность к применению информационных технологий», раскрыты его сущность, структура и содержаниеразработана теоретическая модель готовности специалиста к применению информационных технологий, осуществлен теоретико-методологический анализ ее компонентов (мотивационно-личностного, содержательного, операционально-деятельностного и профессионально-важных качеств) — выявлен комплекс психолого-педагогических условий (оптимизация содержания подготовки студентов в области информационных технологийналичие профессионально-направленной, информационной среды в вузеформирование мотивацион-ной сферы готовности к применению информационных технологийпродуктивность управления в процессе формирования готовности к применению информационных технологийреализация межпредметных связей в процессе организации подготовки студентов в области информационных технологийформирование операциональной сферы готовности к применению информационных технологий), обеспечивающий продуктивность процесса формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологийсформулированы дидактические принципы (информатизации, модульности, динамичности, действенности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности, паритетности, целеполагания, интеграции, функциональной полноты, минимизации), на основе которых спроектирована система формирования готовности к применению информационных технологий, включающая моти-вационно-целевой, содержательно-операциональный, результативно-корректирующий и обеспечивающий компонентыпредложена педагогическая технология, интегрирующая совокупность дидактических, психологических и организационно-методических процедур, условий и средств реализации системы в образовательном процессе технического вузаразработан критериальный аппарат, диагностический инструментарий оценки уровня готовности будущих специалистов технического профиля к применению информационных технологийпредложен комплекс научно-методических материалов, включающий учебно-программную документацию, методические пособия и дидактические материалы, направленные на оптимизацию подготовки будущих специалистов в области информационных технологий.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в развитии дидактических представлений о проектировании системы формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологийобосновании необходимости оптимизации компьютерного образования в современном техническом вузе в соответствии с социальными и профессиональными приоритетами и индивидуальными потребностями студентов в овладении информационными технологиями, что вносит существенный вклад в теоретические представления о профессиональном развитии личности и развитие концептуальных идей теории и методики профессионального образованияразработке технологии обучения студентов работе с аппаратными средствами и программным обеспечением вычислительной техники, представляющей собой комплекс психолого-педагогических и организационно-методических мероприятий, направленных на обеспечение готовности будущих специалистов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что спроектированные система и технология ее реализации позволяют удовлетворить потребности современного технического вуза в профессиональном развитии личности будущего специалиста. Результаты исследования и предложенные автором методические материалы непосредственно используются в образовательном процессе высших учебных заведений. Практическое значение имеют авторские система и технология формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности, диагностический инструментарий оценки ее продуктивности. Освещение теоретических, психолого-педагогических, содержательных и процессуальных аспектов исследуемой проблемы позволяет определить конкретные пути, методы и способы эффективной организации образовательного процесса в техническом вузе в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в области информационных технологий.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается: соответствием базовых методологических позиций предмету исследованияметодологической аргументированностью исходных теоретических положенийлогической структурой построения исследованиярепрезентативностью объема выборок и значимостью экспериментальных данныхиспользованием различных методов исследования, адекватных поставленным исследовательским задачампродолжительностью опытно-экспериментальной работыстатистическим анализом данных, полученных по результатам ответов участников исследованияширотой охвата и разносторонностью изучения объекта и предмета исследованиякомплексным подходом и системным анализом изучаемой проблемыапробацией основных идей, результатов и выводов, сформулированных в опубликованных работах автора.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования излагались в научных докладах, сделанных на научно-методических и научно-практических конференциях в Саратове (2002, 2005 гг.), Тольятти (2004, 2005 гг.). Материалы диссертации, ее научные выводы обсуждались на научно-методическом семинаре Поволжской академии государственной службы имени П. А. Столыпина (2005 г.). Личное участие диссертанта во внедрении результатов исследования осуществлялось в ходе преподавательской, научно-методической и управленческо-организационной деятельности.

Научные результаты исследования, теоретические положения и выводы диссертации и ее научно-методический инструментарий внедрены в образовательный процесс Поволжской академии государственной службы имени П. А. Столыпина, Саратовского военного института внутренних войск МВД РФ, Тольяттинского государственного университета, Тамбовского государственного технического университета, Саратовского государственного технического университета.

На защиту выносятся:

1. Понятийно-терминологическое обеспечение проблемы формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий. Готовность к применению информационных технологий выступает в качестве составной части общей готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности, представляет собой совокупность личностных качеств, теоретических знаний в области информационных технологий, практических навыков и умений работы с аппаратными средствами и программным обеспечением, позволяющих специалисту успешно выполнять профессиональные функции с наименьшими психологическими нагрузками.

2. Комплекс психолого-педагогических условий (оптимизация содержания подготовки студентов в области информационных технологийналичие профессионально-направленной, информационной среды в вузеформирование мотивационной сферы готовности к применению информационных технологийпродуктивность управления в процессе формирования готовности к применению информационных технологийреализация межпредметных связей в процессе организации подготовки студентов в области информационных технологийформирование операциональной сферы готовности к применению информационных технологий), реализация которых в образовательном процессе технического вуза обеспечивает эффективность формирования у будущих специалистов готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности.

3. Теоретическая модель педагогической системы как инвариантного четырехкомпонентного образования, включающего мотивационно-целевой, содержательно-операциональный, результативно-корректирующий и обеспечивающий компоненты, обладающего свойствами устойчивости и адаптивности к условиям внешней социально-информационной и внутренней образовательно-профессиональной среды-, адекватное технологическое обеспечение как процессуальная часть педагогической системы, представляющее собой теоретическое обоснование, содержательную технику, педагогический механизм и диагностический инструментарий реализации системы в образовательном процессе технического вуза.

4. Научно-методическое обеспечение реализации системы и технологии в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов технического профиля, включающее методические пособия, банк диагностических материалов и методик.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Проведенные исследования позволили выявить тенденции и наметить пути повышения продуктивности процесса формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий. Они реализованы в сконструированной нами системе и технологии, направленных, во-первых, на стимулирование интереса, усиление мотивацииво-вторых, методика работы вооружает студентов системой теоретических знаний и практических умений, средствами достижения ее адекватности оперативным и стратегическим целям, которые необходимы для формирования информационной культуры. f ' 2. На основе спроектированных системы и технологии была проведена их экспериментальная апробация в образовательном процессе вуза. С этой целью нами были поставлены организационно-педагогические задачи, решение которых способствовало качественному проведению опытно-экспериментальной работы: во-первых, были определены этапы экспериментальной работы, отражающие динамику развития исследуемого процессаво-вторых, сформулированы оперативные и стратегические цели, на основе которых разработаны и апробированы содержательный и процессуальный компоненты технологиив-третьих, сконструирован критериальный аппарат и достоверный диагностический инструментарий, позволяющие с высокой степенью достоверности судить об эффективности технологии и, как результат, о динамике продвижения студентов в сфере применения информационных технологий.

3. Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила дать научно-практическое обоснование положениям, составляющим суть выдвинутой нами гипотезы. В процессе проведения обучающего эксперимента было установлено:

— использование в образовательном процессе системы и технолоЖ гии формирования готовности к применению информационных технологий способствовало повышению мотивации студентов, принятию ими на субъективно-значимом уровне целей профессиональной подготовки;

— проведенный эксперимент показал необходимость дифференцированного подхода к студентам, что потребовало выявления исходного уровня готовности к применению информационных технологий каждого из них и изучения уровней готовности на различных этапах обучения. Это способствовало проведению соответствующей коррекции процесса технологической реализации системы формирования готовности к применению информационных технологий- ^ — исследование показало эффективность предложенного диагно.

•/Л «стического инструментария, предполагающего комплексное использование ряда методик, направленных на повышение достоверности полученного * материалаэффективность предлагаемого научно-методического аппарата обеспечивалась тем, что в процессе его технологической реализации в образовательном процессе технического вуза в нем реализованы: системный, синергетический и личностно-ориентированный подходыпринцип профессиональной направленности в его взаимодействии с другими дидактическими принципамиориентация на непрерывное развитие и саморазвитие личности и ее готовность к продуктивной профессиональной деятельности в макроинформационном пространстве современного социума.

4. В процессе экспериментального внедрения системы и технологии в образовательную практику, во-первых, отработана последовательность подготовки и внедрения теоретических положений и результатов в практику деятельности преподавателей и студентовво-вторых, доказана) надежность и валидность предлагаемой технологии, ее гибкость и вариативность применения в различных образовательных системахв-третьих, t эффективность организации процесса формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий, достоверность полученных выводов подтверждена данными статистической обработки материалов исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование решает актуальную проблему, связанную с теоретическим обоснованием проблемы формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности, проектированием в этой связи адекватных системы и технологии. Рассмотренные в работе вопросы, основанные на анализе психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта и результатах опытно-экспериментального исследования, позволили сделать ряд выводов относительно проблемы исследования и определить приоритетные направления дальнейшей разработки указанной проблематики.

1. Процесс информатизации общества предполагает активизацию информационной составляющей профессиональной деятельности специалистов технического профиля. В этой связи в современных условиях императивным является умение специалистов продуктивно использовать информационные технологии, современные аппаратные средства и программное обеспечение в практике решения профессиональных задачбыть не только подготовленным специалистом в соответствии с полученной специальностью, творческой личностью, способной понимать новые тенденции развития общества, но и быть способным адекватно реагировать на технические новации, уметь перерабатывать большие объемы научной и производственной информации с помощью современной компьютерной техники.

2. Проведенное исследование позволило выявить некоторые причины, обусловившие низкий уровень подготовки специалистов в области информационных технологий: большинство специалистов, имеющих большой опыт производственной деятельности, получили образование в то время, когда персональных компьютеров не существовало или их распространение было минимальнымпоколение специалистов, окончивших высшие учебные заведения до 1990;х годов, изучали в вузах дисциплину «Основы информатики и вычислительной техники». Однако базовый курс информатики целиком сводился лишь к изучению основ алгоритмизации и программирования на моделях учебных компьютеров и не позволял применить полученные знания на практике для решения реальных профессиональных задачс появлением в начале 1990;х годов ЮМ, совместимых персональных ЭВМ в учреждениях среднего и высшего образования сохранялась система традиционного образования, «психологические барьеры» которой не позволили обеспечить широкое внедрение компьютерной техники и информационных технологий в образовательный процесс и, как следствие, специалисты — выпускники вузов оказались не готовы к их применению в практике профессиональной деятельности.

3. Исследование показало, что для рационального использования компьютерной техники в практике профессиональной деятельности как инструмента, оптимизирующего решение сложных профессиональных задач, требуется специалист конкретной прикладной области, обладающий готовностью к использованию новых информационных технологий, умеющий работать с современными аппаратными средствами и программным обеспечением.

4. Проведенный в исследовании теоретико-методологический анализ психических состояний личности, их особенностей и специфики применительно к профессиональной деятельности специалистов технического профиля позволил установить, что психические состояния являются важнейшей частью психической регуляции и играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Психические состояния многомерны, они выступают и как система организации психических процессов, и как субъективное отношение к отражаемому явлению, и как механизм оценки отражаемой действительности. Изменение психического состояния непосредственно в процессе деятельности проявляется в виде смены субъективного отношения к отражаемой ситуации. В психических состояниях отражается взаимодействие личности с жизненной средой. Любые существенные изменения внешней среды, равно как и изменения во внутреннем мире личности вызывают определенный отклик в человеке как целостности, влекут за собой переход в новое психическое состояние, меняют уровень активности субъекта.

5. В работе теоретически обосновано понятие «готовность личности к применению информационных технологий» как одно из многообразных психических состояний человека, представляющее собой сложное целостное проявление личности и выступающее как условие, влияющее на протекание психических процессов. Состояние готовности к применению информационных технологий рассматривается как: 1) характеристика психической деятельности, имеющая сложную структуру, 2) состояние, относительно устойчивое в определенный момент времени, 3) состояние, зависящее от отражаемой объективной ситуации, состояния организма и предшествующего состояния.

6. На основании теоретико-методологического анализа и исследовательских решений в работе нами спроектированы система формирования у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий и одноименная технология, особенность которой состоит в том, что ее основные положения, теоретические подходы и прикладные решения обладают возможностью адаптивности к образовательному потенциалу всех субъектов образовательного процесса.

7. Разработанные в исследовании критериальная программа и механизм диагностики и оценки эффективности профессиональной подготовки будущего специалиста в аспекте формирования готовности к применению информационных технологий обладают способностью воспроизводимости, вариативности и адаптивности к специфике любой профессиональной деятельности. В алгоритме проектирования образовательного процесса центром, фокусирующим на себя все педагогические воздействия, явилась личность будущего специалиста, степень сформированности готовности к применению информационных технологий. Оценка уровня готовности и, как следствие, эффективности профессиональной подготовки личности осуществлена на основе свертки дифференцированных показателей, для оценки каждого из которых использованы определенные методики.

8. Опытно-экспериментальное исследование убедило нас в целесообразности выдвинутой гипотезы. Статистические данные, полученные по результатам педагогического эксперимента, подтверждают эффективность технологических решений и правильность выбранных подходов.

Подводя итог, автор полагает, что проведенное исследование процесса подготовки студентов технических вузов в области информационных технологий открывает путь дальнейшим научным поискам. К числу перспективных направлений, по мнению автора, можно отнести вопросы разработки методического обеспечения обучения применению Internet, развития информационной компетентности личности в процессе профессиональной деятельности, обеспечения готовности личности к модификации имеющихся знаний в соответствии с новыми реалиями развивающегося информационного общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛАДОС, 1994.-336 с.
  2. Г. В. Дидактические условия использования средств ЭВТ в совершенствовании профессиональной деятельности педагога. Дис.канд.пед.наук / ИОВ РАО. СПб., 1994. — 195 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1986. -272 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Типологический подход к личности профессионала // Психологические проблемы формирования личности профессионала: Сб. науч. тр. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — С. 9−66.
  5. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Сов. радио, 1974.-158 с.
  6. . «История» новых технологий в образовании. М.: РОУ, 1990.-27 с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: В 2 кн. Кн.1. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1996. -567 с.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: В 2 кн. Кн.2. — Казань.: Изд-во Казанск. ун-та, 1998. 318 с.
  9. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М.: Медицина, 1975. -448с.
  10. Ю.Антонов Н. С. Слагаемые знаний: О межпредметных связях в учебном процессе. Архангельск, 1969. — 120 с.
  11. В.В. К вопросу о качестве подготовки специалистов в вузе // Университетское образование: Сб. материалов VI международной научно-методической конференции. Пенза, 2002. — С.224−226.
  12. П.К. Политехническое образование школьников. Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986.
  13. Ю.К. Школа в условиях информационного взрыва // Перспективы. 1981. — № 2. — С. 15−21.
  14. А.В. и др. Основы военной психологии и педагогики. М.: Просвещение, 1988. 269с.
  15. С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М.: Педагогика, 1978. — 223 с.
  16. С.Я. Профессионально политехническая подготовка учащихся — ключевая проблема педагогической науки // Советская педагогика 1984.-№ 4. — С. 11.
  17. Н.И. Профессионально педагогическая направленность обучения элементарной геометрии студентов педвуза Автореф.. дис. к.п.н. — Саранск, 1994. — 18 с.
  18. B.C. Педагогика. Проективная педагогика.- Екатеринбург: изд-во «Деловая книга», 1996. -344с.
  19. B.C. Педагогика: учебник для инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург: Изд-во Свердловского инж. пед. института, 1993. — С. 20.
  20. Г. И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметных связей. // Советская педагогика, 1977. № 5. — С. 60.
  21. В.И. техническое творчество: Методические проблемы. Ульяновск, 1975.
  22. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в проф. технич. Училищах. М.: Высшая школа, 1974. — 116 с.
  23. А.П. Проблемы методики профессионального обучения в средних профессионально технических училищах. М.: Высшая школа, 1985. — С. 128.
  24. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. — 304 с.
  25. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИРПО МО РФ, 1995. — 336 с.
  26. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  27. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высш.шк., 1989.-144 с.
  28. Г. А., Извозчиков В. А., Исаев Ю. В., Морозов В. В. Информатика в понятиях и терминах. — М.: Просвещение, 1991. 238 с.
  29. Н.Ф. Об основах межпредметных связей. // Советская педагогика, 1971. № 1. — С. 24−31.
  30. А.И. Природа в разных аспектах: Учеб. пособие. — Тольятти: Современник, 1997. 80 с.
  31. О.В. Использование учебных телеконференций в обучении студентов // Дистанционное образование. — 2000. № 6. — С.45−48.
  32. С.В. Проектирование производственного программного обеспечения в среде Microsoft Exel. М.: Мультимедиа Технологии и Дистанционное образование, 2000. — 40 с.
  33. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. Н. Новгород, 1991.- 124 с.
  34. Ю.В., Самойлов В. А., Хорошилов А. В. Информатика для абитуриентов. М.: МЭСИ, 2002. — 382 с.
  35. .А. Энциклопедический словарь. Т.2. -М.: Советская энциклопедия, 1964. -С.47.
  36. Е.П. Компьютеры и будущее // Проблемы теории и практики управления. 1985. — № 2. — С.32−39.
  37. Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование. 1986. — № 1. — С. 18−22.
  38. В.Ф., Ломов Б. Ф. Взаимодействие человека с ЭВМ и проблемы познавательного прогресса // Философские вопросы технического знания / Под ред. Н. Т. Абрамовой. -М., 1984. С. 186−211.
  39. А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. М.: Знание, 1987.
  40. С.Г. Повышение квалификации и переподготовка кадров в современной социальной ситуации // Специалист в системе повышения квалификации и переподготовки кадров: Сб.науч. тр. / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: ИОВ РАО, 1993. — С.9−22.
  41. В.Т. Дистанционное образование как основная технология высшего образования в пенитенциарных учреждениях // Открытое образование. -2001. № 6. — С. 42−46.
  42. Всеобщее Управление качеством: Учебник для вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю.В.Зорин- Под ред. О. П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999. — 600 с.
  43. П.Я. Введение в психологию. — М.: МГУ, 1976. — 150с.
  44. П.Я. Теоретические основы инноваций в педагогике. -М., 1991.-326 с.
  45. H.JT. Формирование компьютерной грамотности учителей общеобразовательных предметов в процессе методической работы в школе. Дис. .канд.пед.наук / НИИ ИОВ. — СПб, 1992. — 173 с.
  46. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  47. .С. Теоретико-методологические основы компьютеризации в сфере образования: прогностический аспект. М., 1985. — 40 с.
  48. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  49. .С., Ситникова Н. А. О возможностях компьютеризации в различных сферах образования // Проблемы повышения квалификации учителей по ОИ и ЭВТ: Сб. научн. тр. / Под ред. А. Е. Марона. -М.:АПН СССР, 1988. С.31−38.
  50. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. — 448 с.
  51. Гиг Д. Прикладная общая теория систем. -М.: Мир, 1981. -С. 196.
  52. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. — 154 с.
  53. А.Г. Может ли быть товаром интеллектуальный продукт труда // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С.37−40.
  54. Д.С. Умения и навыки: соотнесенность содержания этих понятий//Педагогика, 1994.-Т.2.-С. 15−19.
  55. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1985. — 140 с.
  56. Г. Я. Справочное пособие по профессиональному обучению рабочих на производстве. — М.: Высш. шк., 1984. 327 с.
  57. В., Довгялло А. Пути информатизации образования // Информатика и образование. 1989. — № 6. — С.3−12.
  58. Г. Р. Национальные информационные ресурсы: Проблемы промышленной эксплуатации. М., 1984. — 240 с.
  59. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986.-239 с.
  60. К. Руководство по реляционной СУБДРВ-2: Пер. с англ. -М.: Финансы и статистика, 1988.
  61. В. Э. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994. г498с. (i. 1 4 4 -•' ' > >
  62. А.П. Теория и практика’профессиональной подготовкистудентов на основе информационных технологий: Автореф. дис. д-ра экон.наук. М., 1994. — 37 с.
  63. А.Ю. Расширение образовательного пространства регионального университета на основе информационных технологий // Открытое образование. 2001.- № 6.-С. 47−49.
  64. А.Ю., Кошелев М. Б. Принципы создания электронных учебников // Открытое образование. — 2001. — № 2. С. 14−17.
  65. А.А. Основы общей и прикладной акмеологии. — М., 1995.-С. 163.
  66. Д. Компьютеры как инструмент познания // Информатика и образование. 1996. № 4. — С. 17−131.
  67. О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе: Метод, пособие. М.: Высш.шк., 1990.- 191 с.
  68. М.И. Психология высшей военной школы. -М.: ВПА, 1983. -С.42.
  69. А.П. Время информационных технологий // Знание — сила.-1986. № 3. — С.4−5.
  70. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. -№ 2. — С.82−92.
  71. А.П. Опыт фронтального введения курса информатики в школах СССР // Перспективы. Вопрос образования. 1988. — № 2. — С.5−19.
  72. А.П. Становление информационной индустрии // Знание -сила. 1986.- № 1.-С.1.
  73. А.П. Человек и машина. М.: Знание, 1985. — 32 с.
  74. А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // Информатика и образование. 1987. — № 6. — С.3−11.
  75. А.П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепция, состояние, перспективы). — Новосибирск: ВЦСО АП СССР, 1979.-51 с.
  76. А.Н. Информационный взрыв: проблемы реальные и мнимые. М., 1985. — 160 с.
  77. Г. И. Педагогика в понятиях и определениях. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991.-56 с.
  78. З.Д. Методические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1994.-34 с.
  79. И.Г. Информационные технологии обучения и развитие учебных навыков // Открытое образование. -2002. № 1. — С.24−30
  80. В.А. Проблемы отношений человека и машины в компьютерной революции // Вопросы философии. 1986. — № 3. — С.44−52.
  81. И. Д. Максимов В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. — 160 с.
  82. В.А., Ревунов А. Д. Электронно-вычислительная техника па уроках физики в школе (обобщение опыта и методика). М.: Просвещение, 1988. — 282 с.
  83. Е.П. Теория функциональных систем в физиологии и психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. -М., 1978. -С.326−340.
  84. В.А. Основы компьютерной технологии. — М.: Финансы и статистика, 1992. 208 с.
  85. В.А. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре // Советская педагогика. 1990. — № 4. — С.70−71.
  86. Ю.М., Гулеватый В. Г. ЭВМ: социально-экономические функции. Киев, 1985. — 49 с.
  87. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М.: Знание, 1989. 234 с.
  88. А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. СПб.: СПбГУ, 1992. — 103 с.
  89. И.Г., Субетто А. И. Квалиметрия способностей человека на основе методики оценки его личности социотипа // Квалиметрия человека и образования: Сб. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. С.48−60.
  90. В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. 1996. — № 10. — С.46−57.
  91. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1988. — № 6. — С.3−31.
  92. И.П. Для будущих инженеров производственников // Вестник высшей школы. 1984. — № 2. — С. 22−23.
  93. О.И. Система обучения взрослых использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности. Дис. канд.пед.наук. — СПб., 1996. — 242 с.
  94. Г. А. и др. Общие подходы к созданию рационального интерфейса обучающих программ // Открытое образование. 2001- № 6. -С. 9−11.
  95. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-М.: Политиздат, 1985.-431 с.
  96. В.А. Психология. -М.: Просвещение, 1986. -320 с.
  97. Н.В. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы: Вып.1. —Л., 1973. -87 с.
  98. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. -172 с. 163. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л., 1970. -166 с.
  99. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. -М., 1989. -С. 147.
  100. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. -СПб., 1993. -172 с.
  101. Ю.А., Осоргин Е. Л., Гусев В. А. Преемственность учения в системе школа профтехучилище — колледж — ВУЗ -производство. — Самара, 1999. — С. 252.
  102. ЮЗ.Кюппер А. Б., Никандров Н. В. Пути совершенствования практических занятий в высшей школе // Совершенствование форм и методов учебного процесса в высшей школе. -М.: Знание, 1982. -С.3−28.
  103. М.М. Системный подход к определению содержания и организации учебной работы студентов в процессе их дидактической подготовки // Теория и практика. Высшее педагогическое образование. М., 1986.
  104. Н.Д. О психических состояниях человека. -М., 1964.344 с.
  105. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1989.
  106. .Ф. Личность в системе общественных отношений. //Психологический журнал. Т2. — 1981 — № 1. -317 с.
  107. Н.А. О понятии и видах межпредметных связей. -Советская педагогика, 1972. № 6. — С. 49.
  108. ПО.Макарин О. А. Новая технология дистанционного образования // Открытое образование. 2001. — № 2. — С.57−61.
  109. Ш. Макарова Л. В. Индивидуализация процесса обучения и рейтинговая система оценки знаний студентов // Концепция высшего технического образования в новых социально-экономических условиях. М.: Изд-во МЛИ, 1992. — С. 142−156.
  110. Н.В. Информатика: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1997. — 604 с.
  111. ПЗ.Марквард К. Г. Вопросы научной организации учебного процесса в техническом вузе. М.: Знание, 1971. — С. 48.
  112. К.Г. Развивающаяся система подготовки специалистов. М.: Знание, 1981. — С. 83.
  113. А.К. Психология профессионализма. -М., 1996. -308 с.
  114. А.Е. Типология информационных технологий обучения взрослых // Проблемы непрерывного образования взрослых. Инф. бюл. — 1996. № 6. — С.25−27.
  115. А.А. Основы методики проведения практицизма на ЭВМ для формирования профессиональных знаний студента. Дис.. канд.пед.наук. — М., 1990. — 275 с.
  116. И8.Махмутов М. И. Рынок и профессиональное образование // Сов.педагогика. 1991. № 5. -С.85−92.
  117. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. -М.: Педагогика, 1973. -297 с.
  118. В.М. К вопросу о системном анализе взаимосвязей естественно-математических дисциплин. Методические аспекты совершенствования естественно-математического образования. — М., 1978. — С. 9.
  119. В.М., Кузнецов А. А., Шварцбург С. И. Обеспечить компьютерную грамотность школьников // Советская педагогика. — 1985. — № 1. С.21−28.
  120. Н.А. Технологические проблемы организации дистанционного обучения // Открытое образование. 2001. — № 6. — С.50−53.
  121. Мультимедийный учебник Win&Office 2000. М: Мультимедиа Технологии и Дистанционное образование, 2003. — 268 с.
  122. Мультимедийный учебник Word 2000. М.: Мультимедиа Технологии и Дистанционное образование, 2002. — 40 с.
  123. Мультимедийный учебник по Adobe Illustrator 9.0. М.: Мультимедиа Технологии и Дистанционное образование, 2002. — 40 с.
  124. Мультимедийный учебник по Adobe PageMaker 7.0. М.: Мультимедиа Технологии и Дистанционное образование, 2002. — 268 с.
  125. Мультимедийный учебник по Adobe Photoshop 6.0. М.: Мультимедиа Технологии и Дистанционное образование, 2002. — 268 с.
  126. Мультимедийный учебник по Excel 2000. — М.: Мультимедиа Технологии и Дистанционное образование, 2002. 40 с.
  127. Мультимедийный учебник по Windows 2000. М.: Мультимедиа Технологии и Дистанционное образование, 2002. — 268 с.
  128. Мультимедийный учебник по Windows 98, Office 97 и Internet. -М.: Мультимедиа Технологии и Дистанционное образование, 2001. — 268 с.
  129. Мультимедийный учебник по Windows ХР, Office ХР и Internet. М.: Мультимедиа Технологии и Дистанционное образование, 2003. — 268
  130. А.И. и др. Использование информационных технологий для повышения эффективности вариативного обучения общему курсу физики в вузе // Открытое образование. 2001. — № 6. — С.12−17.
  131. Р.С. Психологическая теория коллектива и проблемы групповой эффективности. Вопросы психологии, 1978, № 5.-с.53−62.
  132. В.А. Социология образования.-М.: изд-во МГУ, 1992.с.25
  133. Нив Г. Р. Пространство доктора Деминга: Пер. с англ. — Тольятти: Городской общественный фонд «Развитие через образование», 1998. — 336 с.
  134. Е.И. Компетентность как социальный феномен // Инновационные процессы в повышении профессиональной компетентности организаторов народного образования / Ред. Е. П. Тонконогая. — СПб.: ИОВ РАО, — 1994.-С. 7−10.
  135. С.И. Словарь русского языка.-М.: Русский язык, 1985.798 с. 138.0ксман В. М. Компьютерная грамотность и профессиональная компетентность // Советская педагогика. 1990. — № 4. — С.68−69.
  136. А.А. Компьютерно-технологический практикум в профессиональной подготовке инженера-педагога. Дис. канд.пед.наук. -Екатеринбург, 1997.- 135 с.
  137. Ю.П. Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя. JL, ЛГУ, 1990.
  138. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. -М.: Педагогика, 1983. -121 с.
  139. М.Ф. Дидактические основы формирования компьютерной грамотности в вузе / Проблемы образования в области информатики, вычислительной техники и автоматизации: IV Ленинградская научно-методическая конференция. Л., 1990. — С.33−34.
  140. М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. -М., 1995.-338 с.
  141. Применение ЭВМ в учебном процессе / Под ред. А. И. Берга. — М., 1969.-248 с.
  142. Профессиональная педагогика / Под ред. СЛ.Батышева. М: Профессиональное образование, 1997. — 512 с.
  143. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С. Я. Батышева. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
  144. А.О. Психические состояния и их функции. -Казань, 1994.
  145. Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. -СПб.: Издательство «Питер», 2000. -512 с.
  146. Психологические механизмы целеобразования. -М., 1977. -С.22.
  147. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп.-М.: Педагогика-пресс, 1996. -440 с.
  148. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985. — 207 с.
  149. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.-205 с.
  150. А.И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. И. Рофе. М.: МИК, 1998. — 160 с.
  151. В.Л. Построение модульной системы обучения компьютерным технологиям. Дис.канд.пед.наук. — М., 1997.- 185 с.
  152. Г. И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Философские науки. -1989. № 5.
  153. М.И. и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике М.: Финансы и статистика, 2000. — 416 с.
  154. Л.Г. и др. Подготовка специалистов среднего звена в профессиональных колледжах системы высшего образования // Специалист. 1993. № 10. -С.36−38.
  155. Л.Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / Совершенствование профессиональной подготовки специалистов: Межвузовский сборник научных трудов. -М.: Просвещение, 1986.-187 с.
  156. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. —М.: Просвещение, 1976.-160 с.
  157. Г. Л. Социально-философские проблемы развития электронно-вычислительной техники // Вопросы философии. 1984. — № 11. -С.69−78.
  158. Г. Л., Шошников К. Б. Феномен персональной ЭВМ: фи-лософско-методологический аспект //Вопросы философии. 1986. — № 6. -С.42−55.
  159. Советский энциклопедический словарь/ Под ред. A.M. Прохорова. Изд-е З-е.-М.: Советская энциклопедия, 1984.-1600с.
  160. Ю.Е. К сравнительной характеристике психических состояний индивида и масс // Вопросы психологии. 1972. № 2. -С. 141 -144.
  161. А.И. Гуманизация российского общества. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — 154 с.
  162. А.И. Квалиметрии человека и высшего образования // Квалиметрия человека и образования: Сб. 4.1. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — С.7−16.
  163. А.И. Компьютерная квалиметрия в образовании. Перспективы развития. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. — С. 17−48.
  164. А.И. От квалиметрии человека — к квалиметрии образования (генезис). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. — 242 с.
  165. А.И. Проблемы фундаментализации и источников содержания высшего образования. Кострома — Москва: ИЦ, К111УД995. -332с.
  166. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 344 с.
  167. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: МГУ, 1987. — 282 с.
  168. В.К. Персонал технология: отбор и подготовка менеджеров. — JL: Машиностроение, 1989. — 368 с.
  169. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 1997.-336 с.
  170. И.В. Маркетинг в образовании на примере Тверского филиала МЭСИ // Открытое образование. 2001. — № 3. — С.46−48.
  171. .С. Самоуправление в системе и причинности. — М.: Наука, 1972.-254 с.
  172. А.Д. Информатизация общества. (Введение в социальную информатику): Учеб. пособие. М.: Наука, 1990. — 282 с.
  173. А.В. Межпредметные связи как необходимое дидактическое условие повышения научного уровня преподавания основ наук в школе. в кн. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Вып. 1. — Челябинск, 1973. — с. 23−32.
  174. P.M. Энциклопедия современного управления, т1, М., 1992.
  175. В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. На материале естественнонаучных дисциплин средней школы. М.: Педагогика, 1972.-152 с.
  176. П.Ф., Батиров М. А. Новые технологии для дистанционного образования // Открытое образование. 2001. — № 6. — С.57−60.
  177. М.Г. Интеграция науки / Философский очерк. М., 1975.
  178. Ю.К. Квалитативные технологии обучения: Монография. —Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1998. 149 с.
  179. Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе. Тольятти: ТолПИ, 1992. — 121 с.
  180. Чошанов М, А Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. — 175 с.
  181. М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. № 2.
  182. П1ендерей Е. Э. Развитие системы высшего профессионального образования и роль информационных технологий в этом процессе // Объединенный научный журнал. 2003. № 12 (70). — С.38−43.
  183. А.А. Информационные технологии в образовании: тенденции и эффективность // Открытое образование. 2001. — № 5. — С.65−69.
  184. В.В. Основы управления качеством образования. -Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование», 1998. 100 с. 190.1Цуркова Н. Е. Педагогическая технология. М.: МПГУ, 1994. 15с.
  185. А. Собрание научных трудов. Т. 4. М., 1977.
  186. Ф. Анти Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.1. Т.20.
  187. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т./ Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998. — 568 с.
  188. П. Теория и практика модульного обучения. -Каунас: Швиеса, 1989. 272 с.
  189. Ф. Технология обучения в системе высшего образования М.: Высш. шк. — 1996. — 133 с.
  190. А.А. Формирование профессиональной направленности студентов на производственном этапе вузовской подготовки. Дис.. к.п.н. Екатеринбург, 1992.
  191. Parnas D. L. Education for Computing Professionals // Computer. V.23, № 1, March 1993. P. 17−22.
  192. Tucker A. Computer Curricula. Report of the ACM/IEEE-CS Joint Curriculum Task Force, ACM Press, № 5, 1991. P.70−84.
Заполнить форму текущей работой