Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие педагогической культуры родителей детей с ограничениями слуха в условиях неформального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структура педагогической культуры родителей детей с нарушениями слуха представлена аксиологическим, содержательным, деятельностным компонентами. Аксиологический компонент выражается в типе родительского отношения к ребенку. Содержательный компонент состоит из совокупности знаний об общих закономерностях психического развития детей с нарушениями слуха, о целях, методах и приемах воспитания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Педагогическая культура родителей детей с нарушениями слуха как предмет научной рефлексии
    • 1. 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограничениями слуха
    • 1. 2. Теоретические подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха
    • 1. 3. Характеристика педагогической культуры родителей детей с ограничениями слуха
    • 1. 4. Стратегии семейного воспитания детей с нарушениями слуха
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Процесс развития педагогической культуры родителей детей с нарушениями слуха в условиях неформального образования
    • 2. 1. Диагностика уровней сформированности педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с нарушенным слухом
    • 2. 2. Организация и содержание обучения родителей детей с ограниченными возможностями в условиях неформального образования
    • 2. 3. Анализ опытно-эксперименальной работы по развитию педагогической культуры родителей детей с ограничениями слуха в условиях неформального образования
  • Выводы по II главе

Развитие педагогической культуры родителей детей с ограничениями слуха в условиях неформального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

и постановка проблемы исследования.

Россия в последние два десятилетия столкнулась с множеством социальных и экономических проблем, в том числе на поверхности оказались и проблемы семей, воспитывающих детей с дополнительными потребностями. Ранее в нашей стране вопрос об инвалидах, а тем более детях-инвалидах, и проблемах, связанных с их воспитанием, оставался закрытым. С начала 90-х гг. XX века в российском обществе актуализировались проблемы воспитания детей, в семье, особенно если дети имеют психические или физические нарушения.

По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А. И. Захаров, И. А. Сихорский, Е. И. Зритнева и др.), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка. От взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет взаимодействие ребенка с окружающей средой. Несомненно, что педагогическую культуру родителей необходимо повышать. Особого подхода требует семья, воспитывающая ребенка с нарушениями слуха. Развитие ребенка с особенностями психофизического развития зависит в большой мере от того, как родители сумеют преодолеть кризисную жизненную ситуацию, связанную с появлением такого ребёнка в семье. При правильно организованной коррекционно-воспитательной работе, при участии в ней и поддержке со стороны родителей наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии личности, поскольку именно они оказываются наиболее удаленными от первичного дефекта.

В семьях, воспитывающих детей с нарушениями слуха, существуют специфические проблемы, осложняющие взаимоотношения между родителями, детьми, другими родственниками.

Говоря о людях с нарушениями слуха, мы подразумеваем людей, имеющих значительные ограничения слуха (III — IV степени), по показателям образа жизни — люди, которые сами причисляют себя к сообществу глухих, и, как правило, общаются между собой с помощью жестовой речи, имеют свою субкультуру. Даже дети слышащих родителей, попадая в школу для глухих, быстро «впитывают» в себя культуру глухих, почти одновременно овладевают несколькими различными видами речи — словесной (устной и письменной), дактильной и’жестовой.

80% детей с нарушением слуха рождаются в семьях слышащих родителей. Глухой ребенок может быть адаптирован в социуме людей с нарушениями слуха и испытывать элементы социальной депривации в отношении общества слышащих. Взаимное непонимание в процессе социальных контактов становится причиной значительного своеобразия в эмоциональных отношениях глухих детей с окружающими.

Находясь в семье слышащих, глухой ребенок ощущает, что он не такой, как все — он видит, что его родители говорят на другом языке, они не всегда понимают, чего хочет их ребенок, он не может полностью раскрыться в собственной семье.

Во многих странах в результате мощного международного движения за права людей, имеющих инвалидность, поддерживаемого ООН, в течение последних тридцати лет коренным образом изменилось отношение общества к проблемам инвалидности, что привело к новой социальной политике в сфере инвалидности. Начинает доминировать социальная модель инвалидности, использование которой приводит к высокому уровню интеграции людей с инвалидностью в общество (интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика / Под ред. Шаповалова В. К. -М.: Муравей, 2006. С.5).

В России же до сих пор продолжает господствовать медицинская модель инвалидности, в то время, как родителям, воспитывающим детей с особенностями развития, необходимо действовать исходя из новой — социальной — модели инвалидности.

В настоящее время очевидна необходимость непрерывного образования взрослых, а в Европейском Союзе оно рассматривается как один из главных элементов социальной модели развития общества. Основными постулатами непрерывного образования, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для XXI века и выражающими суть этого процесса, стали: научиться познаватьнаучиться делатьнаучиться жить вместенаучиться жить. Произошла институционализация различных, в том числе и не существовавших ранее видов образования. ЮНЕСКО ввела специальную терминологию, отражающую различные степени организованности образовательных услуг: формальное, неформальное и информальное образование.

Формальным в этой уже общепринятой терминологии является то образование, которое приобретается обучающимися в специально предназначенных для обучения учреждениях, осуществляется профессионально подготовленным персоналом, ведет к получению общепризнанного документа об образовании, способствует овладению обучающимися систематическими знаниями, умениями и навыками при их целенаправленной деятельности.

Неформальное образование характеризуется систематизированпостью обучения и целенаправленной деятельностью обучающихся, направленностью на удовлетворение образовательных потребностей граждан, отдельных социальных, профессиональных групп, общества, его результатом является приращение образовательного потенциала. В отличие от формального неформальное образование осуществляется не учебными заведениями, а различными другими организациями и учреждениями, а также не всегда — профессиональными педагогами (преподавателями). Оно менее структурировано и не обязательно завершается получением общепризнанного документа об образовании.

В настоящее время, когда в России происходит становление гражданского общества, развитие так называемого третьего сектора, основными социальными субъектами которого являются общественные некоммерческие организации (НКО), именно они больше всего занимаются неформальным образованием взрослых. Разработкой и осуществлением учебных программ в различных образовательных проектах этих организаций занимаются, как правило, либо их менеджеры и сотрудники, либо специалисты (не педагоги) соответствующих сфер общественной практики, среди которых представлены и работники образовательных учреждений. Различного рода организации занимаются подготовкой людей (тренеров) для реализации учебных программ в условиях неформального образования, издают учебно-методическую литературу, в которой представлены интерактивные обучающие технологии, используемые в условиях неформального образования. Однако отсутствуют масштабные научные исследования, направленные на разработку научных основ обучения взрослых в условиях неформального образования.

В последние годы появились работы отечественных авторов, в которых рассматриваются теоретические основы андрагогики и технологии обучения взрослых (С.И. Змеев, И. А Колесникова, А. Е. Марон, Е. Н. Огарев, В. Г. Онушкин, Е. П. Тонконогая и др.). Они принесли в отечественное педагогическое знание и образовательную практику сложившиеся в международном академическом и профессиональном сообществе представления об обучении взрослых и являются первыми плодотворными попытками их адаптации к реалиям российского образовательного пространства. Но в работах указанных авторов не рассматривается специально социальное обучение взрослых в условиях неформального образования. В связи с этим назрела проблема научного осмысления педагогического феномена социального обучения взрослых, разработки концепции (теоретико-методологического обоснования) этого процесса в условиях неформального образования, опытно-экспериментальной проверки ее основных положений.

Анализ состояния разработанности проблемы выявил следующие противоречия: между потребностью подрастающей личности глухого ребенка в поддержке семьи, ведущей ролью семьи в процессе социализации и адаптации ребенка и низким уровнем социально-педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ограничением слуховой функциимежду потребностью родителей неслышащих детей в развитии педагогической культуры и отсутствием соответствующих обучающих программмежду особенностями жизнедеятельности родителей, воспитывающих детей с нарушенным слухом, и условиями обучения в рамках формального образовательного процесса.

Научно-практические потребности позволили определить проблему исследования: каковы условия развития педагогической культуры родителей детей с инвалидностью средствами неформального образования. Цель исследования состоит в решении данной проблемы.

Объект: педагогическая культура родителей с детьми с ограничениями слуха.

Предмет: условия развития педагогической культуры родителей, имеющих детей с ограничениями слуха, в системе неформального образования.

Гипотеза: педагогическую культуру родителей, воспитывающих детей с инвалидностью, целесообразно развивать в условиях неформального образования, осуществляемого не только государственными социальными учреждениями, но и некоммерческими (общественными) организациями. Этот процесс имеет свою специфику и предполагает выполнение ряда условий:

— выявление особенностей воспитательных взаимодействий родителей и глухих детей;

— определение педагогических потребностей родителей, воспитывающих детей с ограничениями слуха;

— обоснование содержания неформального обучения родителей глухих детей, направленного на развитие их педагогической культуры;

— отбор соответствующих методов и методик неформального обучения родителей неслышащих детей;

— наличие обучающих (тренеров, инструкторов-консультантов). Задачи исследования:

• охарактеризовать педагогические проблемы семейного воспитания неслышащих детей;

• определить содержание и особенности педагогической культуры родителей детей с ограничениями слуха;

• обосновать и разработать структуру и содержание процесса развития педагогической культуры родителей детей с ограничениями слуха;

• определить и экспериментально проверить условия развития педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха, средствами неформального образования. Методологической основой исследования стали аксиологический подход, в рамках которого человек рассматривается в контексте основных ценностей межличностных взаимодействий и деятельности социальных учрежденийгуманистический подход, признающий человека высшей ценностьюсистемный подход, позволяющий рассматривать педагогическую поддержку родителя глухого ребенка как целостный процессличностно-деятельностный подход, признающий деятельность условием полноценного развития и саморазвития родителя и ребенкадиалогический подход, состоящий в том, что активность родителя и ребенка, их потребности в самосовершенствовании развиваются в условиях межличностных взаимоотношений, построенных по принципу диалогасоциокультурный подход к инвалидности, согласно которому глухота является не недостатком, а особенностью индивида.

Теоретической основой исследования явились теории и идеи изучения культуры в педагогической науке в работах таких ученых как Азаров Ю. П.,.

Андриади И.П., Бондаревская Е. В., Ермоленко М. Н., Зимняя И. А., Мижериков В. А., Пискунов А. И., Сластенин В. А., Столяренко Л. Д., Шиянов Е. Н., Щербань Ю. Ю. и др.- теоретические основы андрагогики и технологии обучения взрослых в работах С. И. Змеева, И. А Колесниковой, А. Е. Марон, Е. Н. Огарева, В. Г. Онушкина, Е. П. Тонконогой и др.- теории и идеи по воспитанию и обучению глухих детей, представленные в работах Г. Л. Зайцевой, Э. И. Леонгард, Б. Д. Корсунской, Т. Г. Богдановой, Е. Н. Марциновской, Н. Д. Шматко, Н.А., Е.Ф. и Ф.А. Pay, А. И. Дьячкова, Л. П. Носковой, С. А. Зыкова, Д. Льютемана, Е. Исениной, В. З. Базоева и др.

Методы исследования: теоретический анализ научных источников по философии, социологии, сурдопедагогике, педагогике, психологии, социальной работедиагностические методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование, психолого-педагогические методики, позволяющие изучить психическое и личностное развитие) — словесные методы (занятия-семинары, лекции, групповые дискуссии, беседы) — экспериментальные методыматематические методы (статистические анализ обработки данных).

Базой исследования выбрано Ставропольское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих».

Этапы исследования:

Первый этап (2005 г.) — теоретический анализ современного состояния проблемы развития педагогической культуры родителя глухого ребенка. Он включал в себя анализ философской, социологической, психолого-педагогической, сурдопедагогической литературы. Определялись цель, предмет, задачи и гипотеза исследования. Подготовка теоретической основы эксперимента, разработка критериев и индикаторов педагогической культуры и каждого из ее элементов, определение характеристик возможных воспитательных стратегий в семьях с детьми с ограничениями слуха.

Второй этап (2006;2007 гг.) — диагностическое исследование знаний, умений и навыков участников эксперимента, их мотивации и ценностных ориентаций, типа родительско-детских отношений, выявление степени заинтересованности родителей в повышении педагогической культуры. Определение потребностей таких родителей. Разработка программы и подготовка методических материалов для проведения обучения на основании выявленных потребностей.

Третий этап (2007 г.) — проведение формирующего эксперимента: анкетирование, беседы, консультации, лекции, семинары-тренинги и др.

Четвертый этап (2008 гг.) — завершение формирующего этапа опытно-экспериментальной ' работы и итоговый анализ полученных данныхуточнение теоретических положений и методических разработок исследованияоформление результатов исследования, отражение их в научных публикацияхподготовка текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что раскрыта сущность педагогической культуры родителя, воспитывающего неслышащего ребенка, выявлены особенности её развитияобоснованы критерии и охарактеризованы уровни сформированности педагогической культуры родителя ребенка с ограничением слухавыявлены о охарактеризованы воспитательные стратегии родителей, обусловленные различным сочетанием детерминант их взаимодействия с детьми, имеющими значительные значительные нарушения слуха, научно обосновано содержание обучения с целью развития педагогической культуры родителя глухого ребенка в условиях неформального образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы основные компоненты (аксиологический, содержательный, деятельностный) педагогической культуры родителя ребенка с нарушением слуховой функции, разработано их содержаниевыявлены факторы, влияющие на уровень педагогической культуры родителей детей с существенно ограниченным слухом и формирование воспитательных.

10 стратегийопределены условия, способствующие развитию педагогической культуры родителей глухих детей, структуратеоретически обоснованы содержание и методы обучения родителей с целью развития их педагогической культуры в условиях неформального образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и проверены в ходе опытно-экспериментальной работы технология, методические приемы и формы работы специалистов некоммерческих организаций по развитию педагогической культуры родителей, имеющих детей с ограничением слухаматериалы и результаты исследования могут быть использованы в процессе профессиональной деятельности других специалистов, организаций, работающих с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, а также в процессе профессиональной подготовки педагогов и социальных работников.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций исследования, многообразием используемых методов, адекватных задачам исследования, содержательным анализом результатов диагностических процедур, согласованностью теоретических положений и выводов между собой и с результатами эмпирического исследования, репрезентативностью экспериментальной выборки, применением методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования обсуждались в ходе выступлений с докладами и сообщениями на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры психологии и педагогики Северо-Кавказского государственного технического университета (Ставрополь, 2007;2008гг.).

Результаты исследования нашли отражение в опубликованных автором работах в Вестнике Костромского государственного университета им.

Н.А.Некрасова (Кострома, 2008 г.), Журнале научных публикаций аспирантов и докторантов (Курск, 2008 г.), Журнале научных исследований аспирантов и.

11 докторантов «Диссертант» (Москва, 2008 г.), сборнике научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета (Ставрополь, 2007 г.) — обсуждались на международной конференции «Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: социальная работа и другие профессии в межсекторном взаимодействии» (Ставрополь, 2004 г.).

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическая культура родителей детей с нарушениями слуха — часть их общей культуры и представляет такое личностное образование, которое выражается в ценностно-гуманном отношении к неслышащему ребенку, понимании особенностей, связанных с ограничением звуковых воздействий, творческом применении имеющихся педагогических знаний и технологий, направленных на реализацию процесса воспитания с учетом особенностей развития детей с нарушениями слуха.

2. Структура педагогической культуры родителей детей с нарушениями слуха представлена аксиологическим, содержательным, деятельностным компонентами. Аксиологический компонент выражается в типе родительского отношения к ребенку. Содержательный компонент состоит из совокупности знаний об общих закономерностях психического развития детей с нарушениями слуха, о целях, методах и приемах воспитания, которая имеет свое выражение в приверженности к одной из концепций глухоты. Деятельностный компонент проявляется через стремление к педагогическому самосовершенствованию родителя, способы общения с глухим ребенком, а прежде всего — знание жестовой речи. Уровень сформированное&tradeпедагогической культуры родителей детей с ограничением слуха зависит от сформированное&tradeданных компонентов педагогической культуры, взятых в совокупности.

3. Воспитательные стратегии семьи ребенка инвалида по слуху складываются путем сочетания трех факторов, при этом четвертый фактор не определяет стратегию, но имеет на нее влияние:

1 — тип родительского отношения к ребенку с нарушением слуха;

2 — ориентация на биолого-медицинскую или социально-культурную концепцию глухоты;

3 — уровень владения невербальными средствами общения (дактиль, жестовый язык).

4 — пребывание ребенка в учреждении интернатного типа или в семье.

4. Обучение родителей детей с ограничением слуха целесообразно осуществлять в рамках неформального образования, что обусловлено рядом факторов:

— родители детей с ограничением слуха — люди разного возраста, имеющие различный уровень образования, общей культуры, являются представителями различных социально-профессиональных групп;

— данной категории взрослых нет необходимости получать полноценное педагогическое образование, предоставляемое педагогическими профессиональными образовательными учреждениями, а необходимы отдельные элементы педагогического образования, которые возможно осуществить в условиях неформального образования;

— родители обладают различной мотивацией к обучению, обусловленной имеющимися проблемами во взаимодействии с детьми;

— обучающиеся родители характеризуются различной степенью обучаемости;

— родители имеют разные временные возможности для обучения.

5. Технологией развития педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха, в условиях неформального образования является совокупность форм, методов, приемов и средств, осуществляемых для развития оптимальной воспитательной стратегии с учетом особенностей развития неслышащего ребенка. Специально организованный процесс развития педагогической культуры в условиях неформального образования зависит как от объективных условий (структуры, содержания образовательного процесса), так субъективных условий (личности родителя, его ребенка, специалиста, осуществляющего обучение).

Выводы по II главе.

Организация обучения родителей, воспитывающих детей-инвалидов по слуху, предполагает применение андрагогической модели обучения, которая учитывает особенности взрослого обучающегося. Эти же особенности обусловливают выбор педагогических методов, средств, приемов.

Обучение родителей детей с ограничением слуха целесообразно реализовать в рамках неформального образования, что обусловлено рядом факторов: родители детей с ограничением слуха — люди разного возраста, имеющие различный уровень образования, общей культуры, являются представителями различных социально-профессиональных группданной категории взрослых нет необходимости получать полноценное педагогическое образование, предоставляемое педагогическими профессиональными образовательными учреждениями, а необходимы отдельные элементы педагогического образования, которые возможно осуществить в условиях неформального образованияродители обладают различной мотивацией к обучению, обусловленной имеющимися проблемами во взаимодействии с детьмиобучающиеся родители характеризуются различной степенью обучаемостиродители имеют разные временные возможности для обучения.

Для повышения педагогической компетентности родителей детей со значительными ограничениями слуха нами была разработана «Программа повышения педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ограничениями слуха», содержащая 3 компонента. Целью каждого компонента было развитие аксиологического, содержательного и деятельностного компонентов педагогической культуры соответственно,.

191 что нашло отражение в задачах Программы. На констатирующем этапе эксперимента был определен первоначальный уровень педагогической культуры каждого родителя, что позволило определить дальнейшее направление коррекционно-формирующей работы по развитию и совершенствованию педагогической культуры родителей, имеющих детей с нарушениями слуха.

В ходе формирующего этапа эксперимента была, реализована Программа. На каждом занятии ставилось несколько задач, которые соответствовали целям формирования каждого из компонентов Программы: аксиологического, содержательного и деятельностного.

Обязательными в структуре каждого занятия оказывались такие элементы, как домашнее задание, обсуждение домашнего задания, упражнения.

Работа проводилась в индивидуально-групповой форме. В процессе обучения родителей детей с нарушениями слуха нами были использованы следующие методы обучения: лекционные приемы, групповая дискуссия, беседа, рассказ, демонстрация, упражнения, библиотерапия, практические задания, объяснительный, иллюстративный, методы, активизирующие творческое мышление при решении задач (мозговой штурм, игровые методы).

Контрольный этап эксперимента показал, что наибольшему влиянию подвергается деятельностный компонент педагогической культуры родителей, воспитывающих неслышащих детей, включающий в себя мотивацию, которую можно корректировать, а также умения и навыки владения дактильной и жестовой речью.

Также результатом процесса обучения стало изменение содержательного компонента педагогической культуры, т.к. недостаток знаний родителей о закономерностях развития глухих детей, целях и методах организации жизнедеятельности глухого ребенка были пополнен достоверными знаниями из области сурдопедагогики и сурдопсихологии. Также на занятиях был расширен объем знаний о субкультуре глухих, о концепциях глухоты, что обеспечило родителям право самим сформировать взгляды на глухоту собственного ребенка в соответствии с той или иной концепцией.

Тип родительского отношения сложнее других компонентов поддается коррекции, однако, в результате реализации программы обучения у двоих родителей тип родительского отношения изменился до уровня «Принятия».

Важнейшим результатом реализации Программы можно считать изменение воспитательных стратегий родителей неслышащих детей. Так, изначально стратегия только одного родителя была оптимальной, т. е. мать принимала право ребенка на индивидуальность, понимала, что у глухих есть свои психологические особенности восприятия мира, субкультура. Прилагая большие усилия, она выучила язык жестов, понимая всю важность его для успешного процесса социализации.

В результате формирующего эксперимента у 9-ти из 10-ти родителей стратегия воспитания приблизилась к идеальной модели.

Заключение

.

1. Педагогическую культуру родителей детей со значительными нарушениями слуха мы определили как часть их общей культуры и представляет такое личностное образование, которое выражается в ценностно-гуманном отношении к неслышащему ребенку, понимании особенностей, связанных с ограничением звуковых воздействий, творческом применении имеющихся педагогических знаний и технологий, направленных на реализацию процесса воспитания с учетом особенностей развития детей с нарушениями слуха.

2. Структура педагогической культуры родителей детей с нарушениями слуха представлена аксиологическим, содержательным, деятельностным компонентами. Аксиологический компонент выражается в типе родительского отношения к ребенку. Содержательный компонент состоит из совокупности знаний об общих закономерностях психического развития детей с нарушениями слуха, о целях, методах и приемах воспитания, которая имеет свое выражение в приверженности к одной из концепций глухоты. Деятельностный компонент проявляется через стремление к педагогическому самосовершенствованию родителя, способы общения с глухим ребенком, а, прежде всего — знание жестовой речи. Уровень сформированности педагогической культуры родителей детей со значительным ограничением слуха зависит от сформированности данных компонентов педагогической культуры, взятых в совокупности.

3. Рассматривая возможные воспитательные стратегии в семьях, воспитывающих неслышащих детей, мы выделили семь стратегий, составленных путем сочетания трех факторов, четвертый фактор не определяет стратегию, но имеет на нее влияние:

1. Тип родительского отношения к ребенку с нарушением слуха;

2. Ориентация на биолого-медицинскую или социально-культурную концепции глухоты;

3. Уровень владения невербальными средствами общений (дактиль, жестовый язык).

4. Пребывание ребенка в учреждении интернатного типа или в семье.

Таким образом, воспитательная стратегия есть действенное выражение уровня педагогической культуры, т. е., определив воспитательную стратегию родителей, мы сможем сделать вывод об уровне педагогической культуры семьи.

4. Организация обучения родителей, воспитывающих детей-инвалпдов по слуху, с целью повышения их педагогической культуры, предполагает применение андрагогической модели обучения, которая учитывает особенности взрослого обучающегося. Эти же особенности обусловливают выбор педагогических методов, средств, приемов.

5. Обучение родителей детей со значительным ограничением слуха целесообразно реализовать в рамках неформального образования, что обусловлено рядом факторов:

— родители детей с ограничением слуха — люди разного возраста, имеющие различный уровень образования, общей культуры, являются представителями различных социально-профессиональных групп;

— данной категории взрослых нет необходимости получать полноценное педагогическое образование, предоставляемое педагогическими профессиональными образовательными учреждениями, а необходимы отдельные элементы педагогического образования, которые возможно осуществить в условиях неформального образованияродители обладают различной мотивацией к обучению, обусловленной имеющимися проблемами во взаимодействии с детьмиобучающиеся родители характеризуются различной степенью обучаемости;

— родители имеют разные временные возможности для обучения.

6. Технологией развития педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха, в условиях неформального образования является совокупность форм, методов, приемов и средств, осуществляемых для развития оптимальной воспитательной стратегии с учетом особенностей развития неслышащего ребенка. Специально организованный процесс развития педагогической культуры в условиях неформального образования зависит как от объективных условий (структуры, содержания образовательного процесса), так субъективных условий (личности родителя, его ребенка, специалиста, осуществляющего обучение).

7. Результаты процесса формирования педагогической культуры родителей детей со значительным с ограничением слуха в условиях неформального образования говорят о том, что:

— изначально аксиологический компонент развит практически у всех родителей до среднего пли высокого уровней, и воздействие на него с целью развития или закрепления возможно через развитие двух других компонентов;

— в развитии содержательного компонента также отмечается динамика — родители, владеющие знанием особенностей развития глухих детей, целей и методов воспитания, изменили свои взгляды на глухоту, что позволило определиться с выбором наиболее оптимальной воспитательной стратегии;

— наиболее эффективным стало развитие деятельностного компонента педагогической культуры — навыков применения дактиля и жестовой речи и мотивация к педагогическому самосовершенствованию родителя;

— воспитательные стратегии родителей детей со значительными ограничениями слуха претерпели значительные изменения: у 9-ти из 10-ти родителей стратегия воспитания изменилась до оптимальной.

Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы была доказана эффективность «Программы повышения педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ограничениями слуха», что дает основание рекомендовать ее для реализации физическими лицами и общественными организациями, в частности региональными и местными отделениями Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество глухих».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность в психологии личности. — М.: Наука, 1980.-336с.
  2. Адлер А. Индивидуальная психология. — М., 1996.
  3. Ю. П. Искусство воспитывать. — М., 1985. 325с.
  4. Ю. П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. М., 1993.-240с.
  5. Азбука любви. Книга для родителей. / Кошелева А. Д. М.: Просвещение, 1996. — С. 15- 20.
  6. Л.С., Меновщиков В. Ю. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи: Научно-методическое пособие. — М.: НИИ семьи, 1998. 112с.
  7. Ш. А. Лпчностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск: БГУ, 1990. 167с.
  8. Ш. А. Размышления о Гуманной Педагогике. — М.:
  9. Изд-кий Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 464с.
  10. И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Изд-кий центр «Академия», 1999. 160с.
  11. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. -253с.
  12. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. — М.&bdquo- 1985. — С. 164 — 167.
  13. А.И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления. — 1996. — 304с.
  14. И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. -Душанбе: 1991.-225с.
  15. А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. -М.: Изд-во МГИК, 1992. 240с.
  16. В.Н. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в Российской Федерации. // Семья в России. — № 1. -1994. С.112−130.
  17. В.Н., Дармадехин С. В., Кусов А. Ф. Меры и механизмы семейной политики: обзор региональных программ. // Семья в России. -№ 1. 1997.-С. 39−46.
  18. Ю.К. Педагогика. М.: Педагогика, 1983. — 540с.
  19. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1993.
  20. В.З., Паленный В. А. Человек из мира тишины. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. С. 257
  21. З.А., Злобин Н. С. Культура. Творчество. Человек. М.: Молодая гвардия, 1970. 185с.
  22. А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. М.: ВПА, 1985. — 173с.
  23. Т.В. Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений. Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2004 — 168 с.
  24. В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: Монография. Краснодар, 2001. —220с.
  25. В.Г. О воспитании детей. Хрестоматия по истории педагогики.-М., 1971.-С. 261 -272.
  26. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.
  27. B.C. Диалог культур: опыт определения. // Вопросы философии. № 6. -1989.-С. 31−42.
  28. Т. Г., Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников // Дефектология.-1998, № 3.
  29. Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. завед. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  30. М.И. Родительская компетентность// 2003.pedsovet.alledu.ru/ forum/633/453/4158/1
  31. М.М. Повышение педагогической культуры родителей. — М., 1982.-180с.
  32. А.А. Личность и общение. М., 1995. — 326с.
  33. Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. — 352с.
  34. В.В., Молодип С. А. Социально-психологические исследования. -М.: Статистика, 1980. 231 с.
  35. Большой энциклопедический словарь по психологии. СПб., 1999. -С.502.
  36. Большая Советская Энциклопедия. / Под ред. А. И. Прохорова, 3-е изд. —. Т. 30. М.: Советская энциклопедия, 1978. — 298 с.
  37. Е.В. Введение в педагогическую культуру: Учеб.пособие. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995.- 98с.
  38. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — М. — Ростов н/Д., 1999.-С.391 -400.
  39. Е.В. Теория и практика Личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. — 352с.
  40. P.M. Мимическая речь глухонемых // Глухие и слабослышащие дети.-М., 1963.-С. 110−114
  41. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1988.-268с.42,43.44,4548,49,5053,54,55
  42. А. А. Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1972
  43. . И все же мы нужны друг другу.// www.doktor.ru/au/publication/deafscience/
  44. Э.А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников // Дефектология. 1981. — № 4.
  45. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
  46. Воспитание с любовью и логикой: Пер. с англ. М., 1995. — 479 с. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей//Педагогика 1999, № 4
  47. .З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. — 78с.
  48. Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984. — Т. 5. Выготский Л. С. Основы дефектологии // Собр. соч. в 6 т. М. 1983. Т. 5 С. 7.
  49. Л. С. Проблемы дефектологии. — М., 1995. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982—1984.
  50. Н.М. Введение в педагогику: Пособие для педагогов — новаторов. М.: Ассоциация «ПО», 1991. С. 23−27.
  51. И.Ф. Дактилология: Учебное пособие. Ленинград — Павловск, 1981
  52. И.Ф. Изучаем жесту но: Учебное пособие. — Ленинград — Павловск, 1982
  53. И.Ф. Знакомьтесь: ручная речь: М.: Загрей, 2001. — 172 с.
  54. И.Ф. Специфические средства общения глухих. Дактилология и мимика. Учебное пособие. — Ленинград-Павловск, 1978
  55. .С. Философия образования. М.: «Флинта», 1998.- 428с.
  56. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995. — 240с.
  57. И.З. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 176с.
  58. А.В. Особенности развития внимания глухих школьников // Дефектология. 1981. — № 3.
  59. Л .Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987.- 165с.
  60. Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб заведений. М.: Шуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
  61. Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., 1983. -205с.
  62. В.И. Педагогическое мастерство в профессиональной деятельности педагога высшей школы. // Непрерывное педагогическое образование. Вып. 6. — Ставрополь: СГПУ, 1994 — С. 55−60.
  63. В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе. Дисс. докт. пед. наук. СПБ., 1992. — 390с.
  64. И.В. Основы семейной жизни: Учебное пособие для студентов пед ин-тов. М.: Просвещение, 1991. -158с.
  65. И.В. Педагогический всеобуч родителей (учащихся 1−10 классов). М.: Знание, 1986. — 79с.
  66. И.В. Педагогическую культуру каждой семье. — М., 1978. -180с.
  67. И.В. Повышение педагогической культуры родителей -основа совершенствования семейного воспитания школьников. М., 1971. — С. 61−67.
  68. И.В. Повышение педагогической культуры родителей как основа совершенствования семейного воспитания. Дисс. канд. пед. наук. М., 1971.- 190с.
  69. И.В. Помощь родителям (О педагогическом всеобуче родителей). // Народное образование. № 4.- 1971. — С. 55−57.
  70. И.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием./Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием. // Сб. научн. тр. АПН СССР, НИИ общ. педагогики. / Под ред. И. В. Гребенникова. М.: НИИ ОП, 1980. — С. 3−23.
  71. И.В. Школа и семья: Пособие для учителя. — М.: Просвещение. 1985. — 176с.
  72. И.В., Ковинько JT.B. Семейное воспитание: Краткий словарь. М., 1990. — 120с.
  73. B.C. Культура педагогического общения. / Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990. 142с.
  74. . Ф. Неслышащий ребенок имеет право выучить два языка//Соверменные аспекты жестового языка. Сборник статей — М: 2006.
  75. Гуманизация и демократизация учебно воспитательного процесса. — Омск, 1990.- 179с.
  76. Гуманистическая мысль, школа и педагог. М., 1990.- 200с.
  77. Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации. — М., 1998. 290с.
  78. В.И. К вопросу о повышении роли семьи в социальном воспитании детей и учащихся. // Теория и практика социальной работы. М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации, 1993, — С. 310−320.
  79. В.Е. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1977. -264с.
  80. В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. ТЗ. -М.: ТЕРРА, 1995.-560с.
  81. М. Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей. — Орел, 1965. 29с.
  82. М.В. Проблема ценности и ценностного отношения. // Вестник МГУ: Серия «Философия». № 2. — 1974, — С. 44−48.
  83. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б. П. Пузанова. М., 1996.
  84. Диалектика и теория творчества. — М.: МГУ, 1987. — 200с.
  85. Димскис J1.C. Изучаем жестовый язык: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 128 с.
  86. Ф. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956. С. 227 232.
  87. Н.А. Педагогические сочинения. М., 1949. — С. 136 — 147.
  88. В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996. — 160с.
  89. А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М., 1972
  90. А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учеб. пособие. — М.: «Ось-89″, 2003. С. 243−244.
  91. В.В. Перспективы исследований семьи. Анализ, моделирование, исправление. — М., 1987. С. 14−16.
  92. .С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. 2-изд., испр., доп. — М., 1996. — 591с.
  93. И.Г. Олигофренопедагогика. Киев, 1985.
  94. С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
  95. А.П. Социология семьи. // Социально- политический журнал. № 9−10.- 1993. — С. 32.
  96. Г. Л. Дактилология. Жестовая речь: Учеб. пособие для студентов дефектол. Фак. Пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1991. 159 е.: ил. —
  97. Юб.Зикеев А. Г. Теоретические основы обучения языку глухих учащихся начальных классов// Обучение учащихся подготовительного, I-IV классов школы глухих. -М., 1984. С. 8−28.
  98. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 1997.-С.347.
  99. С.И. Технология обучения взрослых: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр „Академия, 2002. — 128 с.“
  100. С.А. Язык как учебный предмет в школе для глухих детей // Методика обучения глухих детей языку. — М., 1977. — С. 5 51
  101. Ю.Игнатенко А. А. Сборник упражнений и текстов по жестовой речи. — М.:1. Загрей, 2000. 280 с.
  102. Ш. Ильин И. А. О семье. // Собр. Соч.: В Ют. Т.1.- М.: Русская книга, 1993.-С. 143−167.
  103. И. Хомо сурдо-муэт? // Журнал „В едином строю“ № 5, 2001 г.
  104. З.Исаев И. Ф. Теоретические основы формирования профессиональнопедагогической культуры преподавателя высшей школы. Дисс. докт. пед. наук. М., 1994. — 224с.
  105. Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М., 1999.
  106. Искусство общения как основа педагогической культуры. Педагогическое общение. / Состав. Б. М. Ребус. 4.1. — Ставрополь: СГПИ, 1993.-59с.
  107. Исследование личности детей с нарушениями слуха / Под ред. Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. —М., 1981.
  108. История социальной педагогики: Хрестоматия учеб.: Учеб. пособие для сгуд. высш. учеб. заведений. / Под ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 544с.
  109. История, типы культуры: Программы для педагогических институтов / Под ред. М. С. Кагана. Л., 1991.- 120с.
  110. М.С. Проблемы исторической типологии культуры. Вып.1. — М.: ГЛБ, 1983.-25 с.
  111. М.С. Философская теория ценности. — СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. 205с.
  112. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. / Сост. П. А. Лебедев. М., 1982. — С.232−251.
  113. О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. -М., 1997.
  114. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного воспитательного процесса. М., 1993. — С. 12.
  115. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160с.
  116. Карандаш ев Ю. Н. Как дети понимают мир взрослых? — Минск, 1981. — 150с.
  117. В.П. 11едагогическая коррекция. 2-е изд. — М., 1994.
  118. В.Г. Объективная необходимость. — М., 1996.- 152с.
  119. С.В. Психология современной семьи. М., 1988. — 330с.
  120. Г. М., Коджасгшров Ю. А. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр „Академия“, 2001.- 176с.
  121. И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. М., 1987. — 120с.
  122. Я. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — Т.1 М., 1982.-656с.
  123. Я. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2. -Тбилиси, 1982. — 510с.
  124. Кон И. С. Ребенок и общество./Историко-этнографическая перспектива. -М.: Наука, 1988.-270с.
  125. Коррекцпонная педагогика/под ред. Пузанова —М., 1999
  126. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты/ под ред. Шевченко М., 2000
  127. .Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. — М., 1970.
  128. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагог: Профессия и личность. Ростов-на-Дону, 1997.- 143с.
  129. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 1997.- 111с.
  130. И.Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. — Ростов-на-Дону, 1997.- 143с.
  131. И.Б., Шиянов Е. Н. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов-на-Дону, 1997.- 80с.
  132. А.И. Мастерство перевоспитания. Минск, 1981.
  133. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. — С.349.
  134. Краткий психологический словарь/Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского// w ww. е nci k 1 .by. ru/txt/r3 5 .htm
  135. B.C. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие. Серия „Педагогическое образование“. Ростов н/Д: Изд-кий центр „МарТ“, 2002.-С. 131−146.
  136. Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. — М.: „Академия“, 2000. — 232с.
  137. Культура, образование, развитие индивида.- Сб.- М., 1990. 162с.
  138. И.М. Повышение педагогической культуры родителей. / Развитие научно-методических центров повышение квалификации педагогических кадров: обобщение и распространение передового опыта.- Киев, 1987. 250с.
  139. Г. И. Дифференцированный подход педагога в работе с семьей: Дисс. канд пед. наук.-М., 1993.-270с.
  140. В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.151 .Лебединский В. В. Нарушения психологического развития детей. ¦— М., 1985
  141. Э.И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. И. Я не хочу молчать! — М., 1990
  142. Э.И. Всегда вместе: Программно-методическое пособие. М., 1995.-4.1.
  143. А.Н. Человек и культура. — М., 1961.- 115с.
  144. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. // Избранные педагогические сочинения. Т. 1, 2 — М., 1951.
  145. .Т. Педагогика. М.: Прометей, 1996. -462с.
  146. .Т. Философия воспитания. -М., 1991.- 385с.
  147. В. И. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей//Дефектология. — 1971. — № 4.
  148. А.С. Сочинения. В 7 т. -Т.З. М., 1957. -137с.
  149. А.С. Сочинения. В 7 т. Т.4.- М., 1957. -170с.
  150. А.С. Книга для родителей.- JT., 1981. -320с.
  151. А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. // Макаренко А. С. Собр. Соч.: Т.5. М., 1984. — С.227−251.
  152. А.С. Что значит воспитать ребенка? // Макаренко А. С. Собр.соч. Т. 4. — М.: 1984. — С. 149−156.
  153. А.С. О воспитании. М., 1988. — С. 28−30.
  154. Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методический анализ. — М.: Мысль, 1983. 284с.
  155. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М., 1993. -С. 7−10.
  156. Т.А. Влияние семьи и семейного воспитания на формирование личности ребенка-дошкольника. // Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М.: Педагогика, 1980. -С.229−249.
  157. Е.Ы. Дактильная форма речь и ее взаимосвязь с устной и письменной речью // Психология глухих детей. — М., 1971. С. 248−254
  158. А. Самоактуализация. / Психология личности. Тексты. М., 1992.-220с.
  159. В. Ф. Психологические нарушения при дефектах зрения и слуха. -М., 1987.
  160. Матейчик 3. Родители и дети: Кп. для учителя. — М., 1992. — 220с.
  161. В.Л. Тревоги и надежды высшей школы России. // Педагогика. № 3.- 1995.-С.З-7.
  162. М.С. Социология семьи. -М., 1989. 304с.
  163. В.М. Актуальные проблемы теории культуры. М., 1983 — 360с.
  164. Межуев В. М О понятии „культура“.- М., 1982. 270с.
  165. В.М. Культура как философская проблема. // Вопросы философии. № 10.- 1982 — С.42−52.
  166. Н.М. Родительское собрание. „О любви к живому“. // Начальная школа. — 1999. № 2.-С.26−29.
  167. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. — 429с.
  168. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пос. для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 2002. 268с.
  169. Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. -М.: Педагогика, 1981, — 144с.
  170. Н. Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста//Дефектология. — 1985. — № 3.
  171. А.В. Общение как фактор воспитания школьника. — М., 1984.-112с.
  172. А.В. Социализация и „смутное время“. // Педагогика и психология. № 3 -1991. — С.28−35.
  173. Е.И. Дифференцированный подход к работе по повышению педагогической культуры родителей. Дисс.канд. пед. наук.- М., 1979. -180с.
  174. Наука и искусство семейного воспитания. (Метод, реком. для системы ППР). Минск, 1989. — 86с.
  175. О.С. Педагогическая культура родителей как источник гуманизации воспитания младших школьников. Дисс.канд. пед. наук-Карачаевск, 2002. 193с.
  176. .П. и Л.Л. Мы и наши дети. М.: Молодая гвардия: 1980. — 144с.
  177. Новые ценности образования: Тезаурус / Ред. — сост. Н. Б. Крылова. — М., 1995.- С. 60.
  178. Л.П. Использование разных форм речи в обучении языку глухих дошкольников //Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. М., 1982. — С. 42 — 56
  179. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. — 450с.
  180. Общество и проблемы инвалидности: монография/ B.C. Ткаченко. -Ставрополь. Сервисшкола, 2006. — 296 с.
  181. Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2004.-С. 345−355.
  182. Р.В. Справочная книга школьного психолога: Пособие для студентов пед. институтов и учителей. -М.: Просвещение, 1993. —254с.
  183. С.И. Словарь русского языка. М., 1983. — 816с.
  184. А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания. // Советская педагогика. № 7. — 1989. — С. 106−110.
  185. Основы возрастно-психологического консультирования: Учебно-методическое пособие для студентов факультета психологии государственных университетов. / Под ред. А. Г. Лидерса. — М.: Мзд-во МГУ, 1991.-80с.
  186. Основы социально-психологической теории: Учеб. пособие. / Под ред. А. А. Бодалева и А. Н. Сухова. М., 1995.- 422с.
  187. Основы социальной работы/под ред. П.Д. Павленка-М., 1997
  188. Основы коррекционной педагогики/под общ. ред. Сластенина М., 2001
  189. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1984.
  190. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед учебных заведений. / В. А. Сластенин, И. Ф'. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 4-е изд. — М.: Школьная Пресса, 2002. — С.32−33.
  191. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И. А. Каирова: В 4 т. М., 1961.-Т.2.
  192. Т.В., Шматко Н. Д. Организация ранней коррекционной работы с неслышащими детьми // Дефектологии. 1488.— № 5.— С. 71 — 73.
  193. В.Г. Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка // Психология глухих детей/ Под ред. И. М. Соловьева и др. — М., 1971
  194. В. Понимание глухими школьниками эмоций других людей // Дефектология. — 1981. — № 4.
  195. В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников //Дефектология. — 1989. — № 4.
  196. В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи //Дефектология. — 1990. — № 6.
  197. К.М. Прогрессивные традиции народной педагогики в учебно-воспитательной работе школы. Ашхабад: ТГУ, 1987. — 120с.
  198. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. — С. 55 -79.
  199. И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 2: Процесс воспитания. — С.235−252.
  200. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1989. — 256с.
  201. Г. М., Косенко В. Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. Белгород, 1995.
  202. Т.Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников // Дефектология. — 1989. — № 5.
  203. Проблемы теории культуры. / Сост. И отв. Ред. М. С. Злобина. М.: 1977. -258с.
  204. Психология и педагогика. Учеб. пособие. / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — С.209−229.
  205. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Состав, и отв. ред. А.А. Радугин- Науч. ред. Е. А. Кротков. М.: Центр, 2000. — С.241- 253.
  206. Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. — М., 1976.
  207. Психология педагогического общения. / Подгот. И. В. Страхов. -Саратов: СГПИ, 1980.-190с.
  208. Психология: Словарь. / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. — С. 279.
  209. Д. Ещё раз о двух конях.//www.deafnet.ru/news.phtml7categ~45
  210. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье: Методические рекомендации для родителей / Под ред. Э. И. Леонгард. М., 1985
  211. Т.В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. 1992. — № 2, 3.
  212. Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М., 1978.
  213. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-ух т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608с.
  214. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учениздат, 1980. -59с.
  215. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности./ Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 263с.
  216. В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. М., 1992. — С.13.
  217. А. Территория НКО»: границы открыты/Zngo-books.narod.ru/e-materials/0001 .htm
  218. Семейное воспитание. Краткий словарь. / Под ред. И. В. Гребенникова, Л. В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. — 319с.
  219. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В.в. Столина. М.: Педагогика, 1989. — 208с.
  220. В.Г. Учителя и родители. Минск, 1988.- 220с.
  221. Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. — М., 2001. С. 10 — 35.
  222. В.А., Нудельман М. М. Особенности психического развития глухого ребенка. -М., 1975.
  223. В.А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб, заведений. М., 1997.
  224. В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя. // Психология труда и личности учителя. Л., 1976. -С. 30−46.
  225. В.А. Профессиональная культура в структуре личности учителя. / Формирование профессиональной культуры учителя: Учеб. пос. М.: Прометей, 1993. — С.15−17.
  226. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. Дисс. докт. пед. наук — М., 1976. -386с. ,
  227. Словарь родителей детей-инвалидов// independentfor.narod.ru/material/ dictionary. htm
  228. Современные аспекты жестового языка. Сборник статей -М: 2006
  229. Современный словарь по педагогике. / Сост. Е. С. Рапацевич. Мн.:.I
  230. Современное слово", 2001. С. 576 — 577.
  231. Л.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. — 228с.
  232. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений. / Под общ. Ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2001.-С. 166−191.
  233. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. 2-е изд. Стереотип. — М.: Изд-во «Экзамен», 2004. — С.676 — 690.
  234. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. проф. A.M. Столяренко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-С.165- 175.
  235. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш.пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.- Под ред. Н. М. Назаровой. 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004, С. 254
  236. А.С. Как быть родителями (о психологии родительской любви). -М., 1986. 83с.
  237. .К. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. М., 1988.
  238. В.И. Диалоги о воспитании. Наш ребенок: педагогика семейных отношений. -М., 1985. 220с.
  239. Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники,. учебные пособия». -Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. С. 50 — 57.
  240. В.А. О воспитании. М., 1975. — С. 11- 44.
  241. В.А. Избранные произведения. В 5-томах. Т.1. — Киев: Радьянская школа. — 1979.- 228с.
  242. В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990. -120с.
  243. В.Я. Семья и формирование личности.- М.: Мысль, 1987. — 351с.
  244. В.П. Этносоциальное самосознание как феномен культуры. -Карачаевск, 1999. -180с.
  245. В.П. О ценности жизни и культуры. JL: ЛГУ, 1960.-156с.
  246. А .С. Коррекционно-педагогическая работа в. системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития детей // Дефектология. 1994. — № 4.
  247. К.Д. Избранные педагогический сочинения. В 2-ух томах. — Т.2.-М., 1968.-337с.
  248. Г. Г., Образ мира и мотивационные основы материнства. // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Пермь, 1995. -С. 31 -36.
  249. Г. Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. Т.2. — Вып. 3. — М., 1996.-С. 133.
  250. Г. Г. Психология материнства: Учеб. пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. -240с.
  251. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 840с.
  252. Формирование педагогической культуры будущего учителя: Межвузовский сборник научных трудов. Ростов — на — Дону: РГПИ, 1989.- 140с.
  253. Формирование профессиональной педагогической культуры учителя: Учеб пос./ В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, И. Ф. Исаев и др.- Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Прометей, 1993. 178с.
  254. А.Г. Общество, семья, воспитание, М., 1986. — С.39.
  255. А.Г. Некоторые методологические проблемы исследования брака и семьи // Семья как объект философского социологического исследования. Л., -1974. — С.25−30.
  256. А.Г., Алекеева В. Г. Образ жизни. Мораль, Воспитание. М.: Политиздат, 1977. -143с.
  257. И.А. Педагогическое просвещение как средство повышения педагогической компетентности родителей //www.semiaplus.ru/service/ school. html
  258. Хрипкова А.Г./ Мир детства. Подросток. Составители: Вульфов Б. З., Гребенников И. В. М., 1989. — 220с.
  259. B.C. Народная культура. Свердловск, 1982. — 115с.
  260. Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. — 215с.
  261. Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. М., 2003
  262. С.Т. Избранные педагогические сочинения. Т.2. — М., 1980. -С. 40 — 54.
  263. З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека. // Педагогика. — № 2. 1997. — С. 4350.
  264. С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1998- 200с.
  265. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М., 1968.
  266. Э.Г. Методы семейной психодиагностики и психотерапии. /
  267. Мет. пособие. -М.: Фолиум, 1996. 60с. 277. Энциклопедия социальной работы. — М., 1997. — в 3 томах. — с. 185−190.
  268. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — Л., 1979.- 135с.
  269. Н.Д. Проблема компенсации глухоты. — Киев, 1976.
  270. Г. Н. Гаврилова выпускница Московской школы-интерната № 101 дляглухих детей
  271. И снова о языке жестов." («Мир глухих'71 999. № 11.198):
  272. Для него важно быть самим собой, незакомплексованным человеком, самостоятельно проектирующем свою жизнь в этом не совсем гостеприимном, но все же прекрасном мире.
  273. Косить» под слышащих — это убожество, отбрасывать жестовьгй язык — это и есть «не говорить своим голосом».
  274. Компоненты пед. Критерии (показатели) Индикаторыкультуры высокий средний низкий
  275. Результаты констатирующего этапа эксперимента
  276. Ф.И. О. Компоненты педагогической культуры Общее кол-во баллов Уровень ПКР1. А С Д 1. 2. 3. 4. 5.
  277. Кон-ва З.М. 3 2 3 3 4 15 В2. О-ва З.А. 2 1 2 1 1 7 С
  278. Куз-ва Л.В. 3 2 3 3 0 11 с4: М-ян Л. 3 3 2 2 1 11 с5. Н-ва Г. А. 3 1 2 1 2 9 с6. Б-ва Р.Т. 3 2 2 1 3 11 с7. Сл-ваЛ.И. 2 1 2 1 1 7 с8. Л-на М.В. 3 2 3 2 0 10 с9. Ст-ва А.Г. 3 2 2 3 1 11 с10. Т-ва Е.В. 2 1 2 2 0 7 с
  279. Высокий уровень ПК (В) 13−17 баллов- Средний уровень ПК © -6−12 баллов- Низкий уровень ПК (Н) — 0−5 баллов.
Заполнить форму текущей работой