Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация, методы и результаты экспериментального исследования предпосылок речевого недоразвития у детей младшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так же при подборе дидактического материала для обследования необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Дидактический материал должен быть тщательно подобран, чтобы была возможность проверить все стороны речи ребенка: В логопедическое обследование детей младшего дошкольного возраста необходимо включить следующие разделы: Обследовать грамматический строй речи (сформированность фразовой… Читать ещё >

Организация, методы и результаты экспериментального исследования предпосылок речевого недоразвития у детей младшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация экспериментального исследования

Эксперимент проводился на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школы № 1015» дошкольного учреждения № 1736. В эксперименте принимали участие 18 детей второй младшей группы. Все дети 3 лет. В группе 9 мальчиков, 9 девочек. Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы выявить уровень развития речи детей и установить типологию.

В младшем дошкольном возрасте ребенок легко усваивает огромное количество новых слов, с удовольствием учится произносить понравившиеся ему слова, услышанные от взрослого, старается часто использовать их в собственной речи. Речь ребенка становится развернутой, интонационно окрашенной, фразы грамотно выстроенными, хотя не все лексические единицы еще употребляемы в речи. Так как фонематический слух развивается постепенно, то не все сложные фонемы русского языка в этом возрасте доступны ребенку. Все это касается подражательных способностей детей в этом возрасте. Однако исследователи (А.В. Запорожец [29], Л. С. Выготский [6], А. А. Леонтьев [29], М. И. Лисина [31], А. М. Шахнарович [75] и др.) доказали, что для детей младшего дошкольного возраста следует учитывать и их творческую активность.

Обследование речи у детей (особенно младшего дошкольного возраста) следует проводить в первой половине дня, спустя время после приема пищи.

Дидактический материал должен быть тщательно подобран, чтобы была возможность проверить все стороны речи ребенка:

  • — сформированность и объем словаря,
  • — развитие фразовой речи,
  • — уровень сформированности грамматического строя речи,
  • — развитие произносительной стороны речи.

Так же при подборе дидактического материала для обследования необходимо учитывать возрастные особенности ребенка.

Длительность логопедического обследования детей младшего дошкольного возраста не должна превышать 10−15 мин. Однако необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, его психофихическое состояние, а также личностные особенности. Создавая положительный эмоциональный фон во время обследования речи детей, необходимо помнить, что положительный результат может быть достигнут только при создании благоприятной обстановки для ребенка, где ему будет комфортно и уютно, а также важно на первом же этапе обследования ребенка наладить положительный контакт с ним. Этому будет способствовать правильно подобранный иллюстрированный материал (крупные и красочные изображения, отсутствие лишних деталей), а также игры для продуктивной деятельности (палочки, шнуровки, раскраски). Необходимо тщательно продумать и эффективные методические приемы, которые дадут возможность организовать непринужденную беседу или обсуждение, чтобы создать условия для непроизвольного произнесения ряда звуков и обследования речи в более широком смысле.

Таким образом, логопедическое обследование детей младшего дошкольного возраста необходимо строить на системном подходе. Это даст возможность рассмотреть все структурные компоненты, находящиеся в тесном взаимодействии в речи ребенка:

  • — выявить уровень восприятия и понимания речи взрослого,
  • — выявить объем активного и пассивного словаря,
  • — обследовать произносительную сторону речи, а также слоговую структуру слов,
  • — обследовать грамматический строй речи (сформированность фразовой речи; использование предлогов).

В логопедическое обследование детей младшего дошкольного возраста необходимо включить следующие разделы:

  • 1. Обследование имрессивной стороны речи
  • 2. Обследование экспрессивной стороны речи.

Обследуя имрессивную сторону речи, необходимо учесть все возможности понимания и восприятия обращенной к ребенку речи взрослого, а также состояния фонематического слуха:

  • — Понимание диалогической речи
  • — Понимание простых и сложных инструкций
  • — Понимание отдельных слов, обозначающих предметы, действия, признаки
  • — Понимание фразовой речи
  • — Различение значений существительных единственного и множественного числа
  • — Понимание уменьшительно-ласкательного значения существительных
  • — Состояние фонематического восприятия

При обследование экспрессивной стороны речи необходимо изучить все ее возможности:

  • — Диалогическая речь
  • — Активный словарь слов
  • — Типы предложений
  • — Грамматический строй речи (существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, существительные в винительном падеже, глагольные формы, согласование слов в словосочетаниях и предложениях, правильное использование флексий и предлогов)
  • — Словообразовательные навыки
  • — Слоговая структура
  • — Звукопроизношение

Отдельно при обследовании речи необходимо обратить внимание на общее звучание речи (темп, ритм, интонация и внятность), а также на состояние голоса.

При обследовании речи необходимо обратить внимание на характер общения детей между собой во время нахождения в группе или на прогулке.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой