Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение качества подготовки студентов заочной формы обучения на основе инфокоммуникационных технологий в техническом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе проведенной работы разработаны и внедрены новые учебные продукты — гипертексты — для преподавания иностранного языка и общей дисциплины «Вагоны» в техническом вузе студентам заочной формы обучения. Целью гипертекста по иностранному языку в соответствии с Программой по иностранным языкам для вузов неязыковых специальностей является подготовка студентов к использованию иностранного языка… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Эволюция развития высшего образования в России
    • 1. 2. Эволюция дистанционного образования и его основные принципы
  • ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА
    • 2. 1. Нормативно-правовая база российской системы дистанционного образования
    • 2. 2. Рынок образовательных услуг дистанционного образования
    • 2. 3. Роль информационно-коммуникационного образования в распределении интеллектуального потенциала страны
    • 2. 4. Формы информационно-коммуникационного образования в России
    • 2. 5. Интегративные характеристики информационно-коммуникационного образования в России
  • ГЛАВА 3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ВУЗЕ
    • 3. 1. Классическая система высшего образования и формирование новых дидактических парадигм
    • 3. 2. Особенности дидактических основ телекоммуникационных технологий
    • 3. 3. Измерение знаний и образовательные технологии
  • ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В САМАРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
    • 4. 1. Разработка гипертекста по специальной дисциплине «Вагоны»
    • 4. 2. Разработка гипертекста по дисциплине «Иностранный язык»
    • 4. 3. Управление качеством обучения при инфокоммуникационных технологиях обучения (ИКТО)

Повышение качества подготовки студентов заочной формы обучения на основе инфокоммуникационных технологий в техническом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Начало III тысячелетия характеризуется пониманием того, что интеллектуальный потенциал является основным фактором развития цивилизации. Главными факторами роста интеллектуального потенциала являются наука и образование. Отражением данного феномена является беспрецедентный рост контингента студентов во всем мире. По данным ЮНЕСКО, в XXI в. профессиональный успех без высшего образования невозможен. Современная образовательная парадигма включает в себя принцип непрерывности образования: человек должен осуществлять пополнение своих профессиональных знаний в течение всей жизни. Для серьезного профессионального роста специалиста, очевидно, понадобится несколько высших образований. Однако, не говоря о нынешней экономической ситуации в России, даже наиболее развитым странам не под силу решить проблему увеличения контингента населения с высшим образованием за счет государственного финансирования. Решение данной проблемы имеет два магистральных пути: 1) резкое увеличение количества вузов (экстенсивный путь) и 2) создание инновационных образовательных технологий, позволяющих увеличить одновременно количество вузов нового типа (виртуальные вузы, интернет-вузы и т. д.) и контингента учащихся по индивидуальным программам (интенсивный путь).

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» государство обеспечивает приоритет развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования, а также путем содействия организации и функционированию негосударственных высших учебных заведений.

Благодаря государственной легализации и содействию в развитии системы негосударственного образования произошло расширение сферы деятельности различных образовательных структур. Важной особенностью негосударственного высшего профессионального образования является применение различных инновационных технологий обучения.

Второй путь (интенсивный) решения глобальной проблемы повышения образовательного уровня населения до высшего лежит в плоскости новейших образовательных технологий, базирующихся на фундаментальных и прикладных достижениях конца XX в. — это интернет, спутниковое телевидение, компьютерная техника, новейшие дидактические теории и т. д. Экстенсивный рост экономически менее привлекателен для человечества по сравнению с интенсивным путем, обозначенным выше.

Наиболее перспективными технологиями среди всего спектра инновационных технологий с точки зрения быстрейшего решения глобальной проблемы повышения образовательного уровня населения являются информационно-коммуникационные технологии образования.

В связи с тем, что на сегодняшний день не устоялась терминологическая база (в соответствии с международными стандартами (ИСО 9000, ИСО 9001, TL 9000) основополагающими являются термины информационно-коммуникационные (инфокоммуникационные) и телекоммуникационные технологии обучения, а в России по-прежнему в научной литературе употребляемыми остаются термины дистанционные образовательные технологии, дистанционное образование) мы будем вынуждены в работе использовать все вышеуказанные термины.

Дистанционное образование, включающее образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника, выросло из образования по телевидению на Западе, заочного образования и образования по переписке. В России оно обогатилось современными дидактическими теориями, достижениями человечества в области информационных технологий (интернет, интерактивное TV и т. д.).

Дистанционное образование активно развивается и используется в многочисленных зарубежных и российских вузах.

Имеются различные формы дистанционного образования — это абсолютно удаленное дистанционное образование, асинхронное, когда студент и преподаватель разнесены в пространстве, но одновременно сосуществует во временисинхронное дистанционное образование — студент и преподаватель находятся в совместном локальном пространстве, а учебные продукты (учебники, видеофильмы, супертьюторы, вспомогательные средства, IP-helping, глоссарий и т. п.) создаются и высылаются из одного центра во все учебные локальные пункты в вузы, филиалы, индивидуальным студентам и т. д. Имеются и другие комбинированные формы дистанционного образования (телекоммуникационные, информационно-коммуникационные).

Приказом Министерства образования РФ от 18 декабря 2002 года цель дистанционного обучения определена следующим образом: предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения образовательных программ высшего профессионального образования.

В последние годы в России происходит кумулятивный рост численности государственных и негосударственных вузов, использующих информационно-телекоммуникационные технологии обучения. Наиболее крупные из них это Современная Гуманитарная Академия (СГА), Московский экономико-статистический институт (МЭСИ), Институт дружбы народов, Открытый университет и другие. Информационно-коммуникационные технологии обучения проникли и в государственные вузы. В связи с вышесказанным в российском образовании назрела проблема трансформирования классической системы образования, его адаптации к инновационным процессам совершенствования качества в системе дистанционного образования. Этому способствует то, что в последние годы активно отечественными и зарубежными исследователями разрабатывались основы методологии и дидактики информационно-коммуникационного дистанционного образования.

Разработка методологических и дидактических основ дистанционного образования велась М. П. Карпенко, М. В. Клариным, В. П. Кашициным, Г. Г. Малинецким, В. П. Тихомировым, В. Т. Воловым [60, 66−67, 62, 89, 144−145, 26−28].

Психологические особенности студентов в условиях информационно-коммуникационной технологии обучения исследовались М. В. Кибакиным, В. П. Лапшовым [64].

Большое внимание уделялось обоснованию критериев эффективности обучения и оценки качества обучения А. А. Вербицким, Д. В. Вилькеевым, В. В. Грачевым, А. С. Минзовым, М. В. Клариным, М. И. Махмутовым, Ф. Л. Ратнер [21, 25, 37, 66−67, 93, 123].

Разрабатывались теоретические и практические основы педагогической и психологической диагностики, мониторинг качества в современном образовательном процессе B.C. Аванесовым, В. И. Андреевым,.

B.Н. Аниськиным, М. Н. Берулавой, В. П. Беспалько, В. М. Блиновым, И.В. Бестужевым-Лада, О. М. Буранком, А. Л. Бусыгиной, А. Г. Бусыгиным,.

C.Г. Вершловским, Д. Глассом, К. Ингекампом, М. В. Клариным, В. А. Кальней, Н. Д. Никандровым, В. М. Полонским, М. М. Поташником, А. И. Субетто, В. П. Симоновым, А. В. Усовой, О. М. Хомерики, Ю. К. Черновой. [3−4, 1, 14, 12, 17, 15−16, 24, 35, 52, 66−67, 55, 99−100, 117, 120, 137−139, 128, 147, 154].

Вопросы информатизации и компьютеризации образования исследовались Б. С. Гершунским, B.C. Ледневым, Е. И. Машбицем, В. М. Монаховым и др. [32−34, 78, 94, 96].

Однако в современном процессе повышения качества информационно-коммуникационных технологий обучения в вузе имеется ряд противоречий:

— в совершенствовании информационно-коммуникационного образования как системы многомерной чаще всего используется одномерный дидактический подход;

— происходит параллельное практически независимое совершенствование информационно-коммуникационных технологий обучения в классических государственных вузах и негосударственном секторе высшего образования, в то же время нет единой целостной системы (теории и технологии) совершенствования качества информационно-коммуникационного образования в России в целом;

— с одной стороны во всем мире наблюдается стремление населения к получению высшего образования, как источника жизненного благосостояния, с другой стороны невозможность его получения из-за социоэкономических и географических проблем.

Актуальность данного вопроса, а также его недостаточная теоретическая разработанность позволяют сформулировать проблему исследования: каковы должны быть методологические и теоретические подходы к проектированию повышения качества подготовки студентов заочной формы обучения?

Объект исследования — управление качеством обучения в техническом вузе.

Предмет исследованиядидактические условия совершенствования информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих управление качеством обучения (на примере гуманитарных и технических дисциплин).

Цель исследования — повышение качества обучения студентов заочной формы обучения в технических вузах на основе информационно-коммуникационных технологий обучения.

Гипотеза исследования. Повысить качество информационно-коммуникационного обучения студентов заочной формы обучения в техническом вузе удастся в том случае, если:

— провести компаративный анализ классических методик и существующих информационно-коммуникационных технологий обучения в техническом вузе;

— осуществить педагогический мониторинг классического и информационно-коммуникационного образования в процессе преподавания гуманитарных и технических дисциплин для студентов заочной формы обучения в техническом вузе;

— разработать модель управления качеством информационно-коммуникационного образования в техническом вузе для студентов заочной формы обучения;

— акцент будет сделан на выявлении резервных возможностей информационно-коммуникационного образования и их применении к проектированию содержания подготовки специалистов технического профиля заочной формы обучения.

Задачи исследования:

1) Провести сравнительный анализ достоинств, недостатков и тенденций развития классической и информационно-коммуникационной формы обучения в вузе.

2) Разработать и апробировать технологии управления качеством информационно-коммуникационного образования в вузе.

3) Осуществить педагогический мониторинг информационно-коммуникационного и классического образования.

4) Обобщить результаты исследования, разработать рекомендации по преподаванию гуманитарных и технических дисциплин в техническом вузе на основе информационно-коммуникационных технологий, внедрить их в учебный процесс технического вуза.

Методологические и теоретические основы исследования.

Классические основы теории познания и методологические принципы системности (Ф. Бэкон, Г.-В.-Ф. Гегель, Р. Декарт, И. Кант, Б Спиноза) [57,135, 151, 160, 167].

Основы дидактики (А. Дистервег, Я.-А. Каменский, П. Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, В. Оконь, И. Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский) [10, 39, 42, 45, 51, 57, 71, 80, 84−88, 104, 130, 140−142, 148, 158,159, 164].

Современные дидактические теории дистанционных технологий обучения (Карпенко М.П., Андреев А. А., Полат Е. С. Егоршин А.П., Тихомиров В. П., Волов В. Т., Кашицин В. П., Околелов О.П.) [60, 2, 115−116, 41, 144−145,26−28,62, 103].

Методы исследования:

— диалектический анализ тенденций и противоречий современного образовательного процесса;

— эмпирические методы: анкетирование, интервьюирование, тестирование, включенное наблюдение, рейтинговая оценка, экспертная оценка;

— педагогический эксперимент: констатирующий, поисковый, формирующий;

— качественный анализ результатов эксперимента, статистические методы обработки полученных результатов.

База исследования. Исследования выполнялись в рамках научно-исследовательских программ Самарской государственной академии путей сообщения и Самарского филиала Современной гуманитарной академии. Этапы исследования. Работа проводилась в 3 этапа. На первом этапе (2001;2002) происходил выбор и теоретическое осмысление темы исследования на основе анализа научно-исследовательской литературы отечественных и зарубежных авторов, были определены основные противоречия, проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза.

На втором этапе (2002;2004) проводилось констатирующее исследование, создавалась программа формирующего эксперимента и осуществлялась опытно-экспериментальная апробация данной программы в Самарской государственной академии путей сообщения и в Самарском филиале Современной гуманитарной академии.

На третьем этапе (2004;2005) осуществлялось обобщение и внедрение результатов исследования, были сделаны выводы, проводилось оформление диссертации.

Научная новизна исследования определена тем, что в нем: 1. Проведен компаративный анализ тенденций развития классической и информационно-коммуникационной формы обучения в техническом вузе. Результаты проведенного анализа показали, что наиболее перспективными технологиями среди всего спектра инновационных технологий с точки зрения быстрейшего решения глобальной проблемы повышения образовательного уровня населения являются информационно-коммуникационные технологии образования.

2. Осуществлен педагогический мониторинг информационно-коммуникационного и классического образования для студентов заочной формы обучения в техническом вузе, а также определен элемент адресности в аспекте информационно-коммуникационных технологий обучения для конкретных профессий (ж/д специальности). Исследования проводились на примере дисциплин гуманитарного и технического цикла. Путем сравнения различных технологий и форм обучения по эффективности, стоимости, затратам времени и доступности доказано, что инфокоммуникационные технологии обучения по всем параметрам более предпочтительны для студентов, чем заочная форма обучения.

3. Разработана модель управления качеством информационно-коммуникационного образования в техническом вузе для студентов заочной формы обучения, реализуемая путем.

• разработки блок-схемы управления качеством обучения при информационно-коммуникационных технологиях обучения (ИКТО), показывающей обратную связь по корректировке структуры занятий с использованием ИКТО. Обучение происходит поэтапно, студенты не допускаются до следующего этапа, если не достигается определенный уровень усвоения материала.

• проектирования содержания гипертекстов, полученных на базе проведенных исследований, для студентов технических вузов. Данные гипертексты одновременно являются и «рабочей книгой», и «рабочей тетрадью». При данном подходе возможно детально проследить углубление студентов в сущность предмета, развитие межпредметных связей и, как следствие, проявление более глубокого усвоения учебного материала.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованное применение инфокоммуникационных технологий и разработанная методика преподавания гуманитарных и технических дисциплин для студентов заочной формы обучения способствуют повышению теоретического уровня подготовки специалистов технических вузов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что.

— разработана структура занятий по дисциплине «Иностранный язык» и по специальной дисциплине «Вагоны» для студентов инженерных специальностей в техническом вузе при использовании информационно-коммуникационных технологий обучения;

— разработаны и внедрены учебные продукты по преподаванию иностранного языка, а также специальной дисциплины «Вагоны» для студентов заочной формы обучения в техническом вузе на основе информационно-коммуникационных технологий обучения;

— основные положения разработанной методики повышения качества образования при информационно-коммуникационной форме обучения реализованы в Самарской государственной академии путей сообщения и в Самарском филиале Современной гуманитарной академии;

— разработанные автором модель, алгоритм, технология управления качеством могут быть применены не только при подготовке специалистов железнодорожного транспорта, но и для подготовки других специальностей в технических вузах.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования: обеспечение фундаментальными и дидактическими положениями в области философии образования, педагогической психологии, дидактики, статистическими данными Госкомстата и Минвуза РФ, составившими теоретические основы исследованиялогикой исследованиявариативными экспериментальными проверками основных теоретических положений и выводов, полученных в процессе исследованияоптимальными сочетаниями теоретического и экспериментального исследованиябольшим объемом выборки эмпирического и испытуемого материалашироким применением экспертных и рейтинговых оценок результатов, полученных в процессе поискового, констатирующего и формирующего экспериментовпризнанием основополагающих целей исследования в педагогических аудиториях в процессе обсуждения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе разработки методики преподавания иностранного языка и специальной дисциплины «Вагоны» в техническом вузе и собственно педагогической деятельности соискателя в системе высшего образования, а также в процессе работы с преподавателями-экспериментаторами и менеджерами в области высшего образования.

Полученные теоретические и практические результаты исследования послужили основой для разработки новых учебных продуктов — гипертекстов.

Методические рекомендации и пособия по организации учебно-исследовательской деятельности и управления образовательными структурами прошли широкую апробацию на кафедре «Иностранные языки» и на кафедре «Вагоны» Самарской Государственной Академии Путей Сообщения со студентами различных инженерных специальностей и на факультете ФОТД Самарского филиала Современной Гуманитарной Академии со студентами по специальности менеджмент и экономика. Основные идеи, теоретические положения, промежуточные результаты и выводы исследования систематически докладывались и обсуждались на международных межвузовских научно-методических и региональных научно-практических конференциях: «XXXI научная конференция студентов и аспирантов» Самара, 2004; «Повышение качества подготовки кадров без отрыва от производства в современных условиях» Оренбург, 2004; «Актуальные проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта», Самара 2004.

На защиту выносятся: — компаративный анализ классических и информационно-коммуникационных технологий обучения, подтвердивший обоснованность применения инфокоммуникационных технологий в техническом вузе;

— результаты педагогического мониторинга информационно-коммуникационного и классического образования студентов заочной формы обучения в техническом вузе (на примере гуманитарных и технических дисциплин), которые доказали эффективность применения ифокоммуникационных технологий для обучения студентов заочной формы в техническом вузе и послужили основой для создания новых учебных продуктов — гипертекстов;

— разработанная модель управления качеством инфокоммуникационного образования, применяемая при обучении студентов заочной формы обучения в техническом вузе и позволяющая корректировать структуру занятий, а также управлять познавательной деятельностью студентов;

— позитивные результаты исследования, которые получены в ходе внедрения и апробации новых учебных продуктов — гипертекстов для студентов заочной формы обучения в техническом вузе на базе информационно-коммуникационных технологий обучения.

Структура и объем диссертации

:

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, включающего 177. источников. Общий объем диссертации составляет 180 страниц. Текст диссертации иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами, графиками, рисунками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. На основе изучения развития высшего образования в России и за рубежом соискателем выделены тенденции и показана актуальность и перспективы развития информационно-коммуникационных технологий для обучения студентов заочной формы обучения в техническом вузе;

2. Проведен анализ структуры российского образовательного пространства. Проведено сегментирование рынка образовательных услуг и проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая внедрение современных информационно-коммуникационных технологий обучения. На основе проведенного анализа показано, что первый сегмент образовательного рынка, обслуживаемый дистанционными вузами составляют люди с высшим образованием, нуждающиеся в переподготовке и повышении своей квалификации. Ко второму сегменту российского образовательного рынка, не охваченный классическими вузами, относится большое количество молодых людей, живущих в отдалённых регионах России и желающих получить высшее образование, а также большое количество абитуриентов, ежегодно остающихся за пределами государственных вузов. Третий сегмент представлен инвалидами, людьми, которые в силу физических обстоятельств не могут получит высшее образование по классической форме обучения. Четвёртый сегмент — это военнослужащие. Пятый сегмент российского рынка образования составляют заключённые;

3. Проведен дидактический анализ основ и методологии управления информационно-коммуникационными технологиями в техническом вузе при обучении студентов заочной формы обучения. Показано, что информационно-коммуникационные технологии являются наиболее эффективными технологиями в сфере педагогических инноваций, что было подтверждено компаративным анализом различных форм обучения;

4. На основе проведенной работы разработаны и внедрены новые учебные продукты — гипертексты — для преподавания иностранного языка и общей дисциплины «Вагоны» в техническом вузе студентам заочной формы обучения. Целью гипертекста по иностранному языку в соответствии с Программой по иностранным языкам для вузов неязыковых специальностей является подготовка студентов к использованию иностранного языка в их будущей профессиональной деятельности, то есть обучение как письменной так и устной формам общения. Кроме того, полученные знания могут служить для дальнейшего самообразования студентов. Дисциплина «Вагоны (общий курс)», являясь базовой при изучении других дисциплин вагонного цикла, обеспечивает непрерывность профессиональной подготовки студентов в течение всего срока обучения. Повышение уровня работы вагонного хозяйства, совершенствование организации ремонта и технического обслуживания вагонов, обеспечение безопасности движения должно основываться на определенной системе мер, которая обязана осуществляться постоянно, в любой ситуации. Основное внимание в этой системе необходимо уделить человеческому фактору — учебе и повышению квалификации. В связи с этим цель гипертекста по дисциплине ОУВ (общее устройство вагонов) — способствовать повышению качества профессиональной подготовки студентов по специальности «Вагоны»;

5. Разработана блок-схема управления качеством обучения при информационно-коммуникационных технологиях обучения, показывающая обратную связь по корректировке структуры занятий с использованием ИКТО.

6. Компаративный анализ разработанного учебного продукта и классической формы обучения подтвердил выдвинутую гипотезу эффективности применения информационно-коммуникационных технологий в вузе при подготовке студентов заочной формы обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Тесты в социологическом исследовании. — М.: Высшая школа, 1991. -204с.: ил.
  2. А.А. Введение в дистанционное обучение//Материалы IV Международной конференции по дистанционному обучению. М., 1998.
  3. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. — 218с.
  4. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского университета, 1994. — 87с.
  5. О.Н. Дистанционное обучение на основе интернет-технологий// Высшее образование сегодня.—2003. № 4. — С.50−53
  6. М.Ж. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. Алма-Ата: Мектеп, 1980. — 207с.
  7. с.А. Использование компьютерных обучающих программ при дистанционном обучении экономистов//Дистанционное образование. 1999. -№ 3.
  8. Ю.К. Выбор методов обучения в высшей школе. М.: Педагогика, 1981.- 187с.
  9. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Просвещение, 1982. — 185с.
  10. Ю.К. Педагогика. М.: Педагогика, 1983. — 354с.
  11. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. Воронеж: Модэк, 1997. -304с.
  12. М.Н. Политехническое образование и перспективы его совершенствования в системе специальных профессионально-технических училищ. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 85с.:ил.
  13. Бершадская Е. Г. Компьютерная образовательная среда для изучения курса
  14. Моделирование"//Дистанционное образование. 1999. — № 3.
  15. В.П. Программированное обучение (Дидактические основы). -М.: Высшая школа, 1970. 300с. ил.
  16. Бестужев-Лада И. В. Мир нашего завтра. М.: Мысль, 1986. — 269с.
  17. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога. М.: Педагогика, 1988.-254с.
  18. В.М. Эффективность обучения: (Методологический анализ определения этой категории в дидактике). М.: Педагогика, 1976. — 191с.: ил.
  19. .Н. Система образования России как объект информатизации//Материалы школы-семинара 3−5 ноября 1998 г. «Создание единого информационного пространства системы образования (г. Москва)». М., 1999.
  20. И. Открытое образование. Дистанционное образование//Высшее образование в России. -2003. № 3. — С.75−81
  21. О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов//Информатика и образование. -2004. № 5. — С.34−39
  22. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204с.: ил.
  23. В.В. Подготовка к созданию в России национальной системы дистанционного образования//ууу. fiide.ru / st072. html.
  24. Г. А., Стрикун Н. Г. Теоретический анализ проблем развития системы образования, роль системы повышения квалификации в их разрешении. Новокузнецк: Изд-во Института усовершенствования учителей, 1994.- 169с.
  25. С.Г. Учитель о себе и о профессии. Л.: Знание, 1988. — 31с.
  26. Д.В. Применение гипотезы познавательной деятельности школьников при проблемном обучении. Дидактическое пособие. Казань: Казан, пед. ин-т, 1974. — 67с.
  27. В.Т. Телекоммуникационные технологии в профессиональном образовании. Самара: Изд-во Самар. науч. центра. РАН, 2004. -100с.
  28. В.Т. Методология исследования педагогических инноваций. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2004. -120с.
  29. В.Т., Четырова Л. Б., Волова Н. Ю. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы. Самара: РИО СНЦ РАН, 2000. — 100с.: ил.
  30. М. От традиционной к информационной дидактике//вестник Московского университета.Сер.Педагогическое образование. 2003. — № 1. — С.20−59
  31. Выготский J1.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика — пресс, 1999.- 533с.
  32. Геоинформационные карты. Internet: http // www.ed.dov.ru.
  33. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. -М.: Педагогика, 1987. 161с.
  34. .С. Философия образования для XXI в. М.: Совершенство, 1998.-605с.
  35. .С., Никандров Н. Д. Методологическое знание в педагогике. М.: Знание, 1986. -109с.
  36. Дж. Статистические методы в педагогике и психологии М.: Прогресс, 1976. -495с.: ил.
  37. Н.Д. Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения //Дистанционное образование. 1999. — № 1.
  38. В.В., Минзов А. С. Оценка эффективности системы дистанционного обучения//Дистанционное образование. 1999. — № 3.
  39. А. Т. Горелик В.Ю. На базе технологий дистанционного обучения: Повышение квалификации и переподготовка специалистов железнодорожного транспорта//Железнодорожный транспорт. 2003. — № 1. — С. ЗО-31
  40. А. Руководство к образованию немецких учителей. М., 1956.
  41. Д. Школа и общество. М.: Просвещение, 1987. — 112с.
  42. А.П. Дистанционное обучение в учебном заведении высшегообразования//Дистанционное образование. 1998. -№ 1.
  43. .П. Основы дидактики. М.: Просвещение, 1967. — 472с.
  44. В. М. Управление самостоятельной работой: мировой опыт: Современные информационные технологии//высшее образование в России.- 2003. № 2. — С.45−49
  45. Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании/ТРоссийская газета № 164. 1996. — 24авг.
  46. JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1988. — 205с.
  47. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагогики, 1999. -606с.
  48. JI.B. Обучение и развитие. М.: Высшая школа, 1975. — 194с.
  49. В., Бархатова Т. Негосударственные вузы России//Высшее образование. 1999. — № 4. — С. 10 — 13
  50. Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. — 281с.
  51. Г. В. В зеркале собственной истории/ЛЗысшее образование в России.- 1997. № 1.
  52. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. — 149с.
  53. К. Педагогическая диагностика. М. .'Педагогика, 1991. -238с.
  54. Информационное письмо Минобразования России № 14−55−282ин/15 от 07.06.99 «О реализации дистанционного обучения в регионах Российской Федерации».
  55. Информационные технологии и развитие дистанционного и открытого образования//Концепция информатизации сферы образования РФ. Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень. М., 1998. -№№ 3−4.
  56. В.А. и др. Основы методики трудового и профессионального обучения. М.: Просвещение, 1987. — 190с.: ил.
  57. П.Ф. Дидактические очерки. СПб., 1915. — 261с.
  58. .И. Философия образования (педагогический аспект). Самара: Изд-во СИПКРО, 1996. — 135с.
  59. Н.В. Преобразование образования. М.: Педагогика-пресс, 1998.-30с.
  60. Н. В. Кудрявцев Н.Н. Ноосфера образования: Область удаленного доступа к знаниям//Вестник Российской Академии наук. 2001. — № 7. -С.579−586
  61. М.П. Будущему образованию ' технологию будущего//Образование. — 1999.
  62. Г. П., Катыс П. Г. Виртуальная реальность в компьютерном обучении//Дистанционное образование. 1999. — № 3.
  63. В.П. Дистанционное обучение в высшей школе: модели и технологии. -М., 1996.
  64. Р.Б. Образовательное пространство как социальное явление: философско-методологический анализ. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 1998. — 185с.
  65. М.В., Лапшов В. А. Социально-типический портрет студента Современного Гуманитарного Университета//Труды СГУ. Вып. 10. Серия «Психология и социология образования». Разд. 2. Проблемы социологии современного образования. М., 1999. С. 51 62
  66. А.А., Кочнев A.M. Интегративные основы широкопрофильной подготовки специалистов в техническом вузе. Казань, 1999.
  67. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Высшая школа, 1997. — 178с.
  68. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Наука, 1984.- 128с.
  69. М. Новой экономике новое образование//Мировая экономика и международные отношения. — 2003. — № 12. — С.42−53
  70. Концепция системы дистанционного образования в России.
  71. Н. Дистанционное обучение на языке международногообщения//Народное образование. 2001. — № 2. — С. 149−152
  72. Ф.Ф. Основы общей педагогики. М.: Педагогика, 1967. — 97с.
  73. А. Электронное обучение — история, технологии, эффективность//Компьютер в бухгалтерском учете и аудите. 2003. — № 1. — С.25−27
  74. А.И. Педагогические основы самовоспитания. М.: Знамя, 1974. -184с.
  75. И.Г. Информационно-образовательная среда открытого образования и развитие дистанционного обучения//Высшее образование сегодня. 2003. — № 8. — С.14−19
  76. СВ. Педагогика личности. М.: Высшая школа, 1995. — 164с.
  77. Лазарева J1.П. Педагогика жизнеустойчивости. Хабаровск: ДВГУПС, 1999.- 109с.
  78. Л.А. Педагогика и современность. М.: Просвещение, 1964. — 360с.
  79. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. М.: АПН СССР, 1988. — 283с.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -165с.
  81. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Знание, 1981. -203с.
  82. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знамя, 1980. — 238с.
  83. Лукашенко М. Distant, Open, Blended education. Что дальше?//Высшее образование в России. 2004. — № 1. — С.81−92
  84. А. На пути к дистанционной педагогике//Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С.50−53
  85. А.С. Педагогические сочинения. Т.1. М.: Педагогика, 1983. -197с.
  86. А.С. Педагогические сочинения. Т.2. М.: Педагогика, 1983. — 201с.
  87. А.С. Педагогические сочинения. Т.5. М.: Педагогика, 1983. -172с.
  88. А.А. Комплексный мониторинг качества образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.-26с.
  89. Г. Г. Математическое моделирование системы образования//Информация образования. 1997. — №№ 3,4.
  90. Дж. Пирамиды познания//Школа. 1996. — № 6.
  91. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 2001.- 128с.
  92. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Просвещение, 1972. — 128с.
  93. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Изд-во казанского государственного университета, 1972. — 213с.
  94. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1988.-191с.
  95. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ (утверждена приказом Минобразования России от 18.12. 2002 № 4452)
  96. В.М. Обучение программированию в средней школе. М.: Просвещение, 1967.- 152с.
  97. A.JI. и др. Дистанционное образование и преподавание иностранных языков (опыт иностранных языков МГУ)//Вестник Московского университета.Сер.Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2004. — № 1. — С.205−210
  98. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского университета, 1975. — 302с.
  99. Никандров Н. Д АПН РСФСР АПН СССР (история — современность -ближайшее будущее)//Известия Российской Академии Образования: Изд-во СНЦ РАН, 2003.-№ 1.-104с.
  100. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: Новая школа, 1997. — 236с.
  101. Н. Дистанционное образование: две стороны медали//Директор школы. 2004. — № 3. — С.44−48
  102. Образование в России // Сборник Госкомстата РФ, 2004.
  103. О.П. Дистанционное обучения: сущность, дидактические особенности, технологии//Дистанционное образование. 1990. — № 3.
  104. В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. -381с.: граф.
  105. В. Роль и место дистанционного образования в продвижении информационных технологий//Дайджест-директор. 2003. — № 9. — С.43−44
  106. Ю.М. Принципы обучения. М.: Импринт-Гольфстрим, 1998. -93с.
  107. A.M. Общество и образование. Новгород, 1998. — 204с.
  108. В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. Ереван, 1989. -218с.
  109. Н.А. Дистанционное обучение: к вопросу об основных понятиях//Социологические исследования. 2004. — № 4. — С. 116−120
  110. В.Ф. Логические методы и приемы обучения, условия их эффективности применения. М.: Педагогика, 1981. — 372с.
  111. Перспективы дистанционного обучения//Вузовские вести. 1989. — март.
  112. К.С. Социальная философия. Пропедевтический курс лекций для студентов гуманитарных специальностей. Самара, 1996.
  113. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. — 146с.
  114. А., Карпенко М. Духовное наследие России и образование: содержание, проблемы, перспективы/Юбозреватель. 1999. — № 5.
  115. Е.С. Дистанционное обучение: Учебное пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 192с.
  116. Е.С. Дистанционное обучение//Народное образование. — 2003. -№ 4. С.115−118
  117. В.М. Народное образование. Педагогика: Рубрикатор/Российская Академия Образования, Институт теории образования и педагогики. М.: Наука, 1998. — 150с.
  118. В. А. Кузнецов А.А. Проблемы научно-методического обеспечения развития Российского образования//Известия Российской Академии Образования: Изд-во СНЦ РАН. 2004. — № 1. — 98с.
  119. В.В. Современное состояние и тенденции развития информационных ресурсов в образовании//Материалы конференции и создание единого информационного пространства системы образования. -М., 1998. -декабрь.
  120. М.М. Проблемы оптимизации в педагогике. М.: Политиздат, 1977.- 165с.
Заполнить форму текущей работой