Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проза А.С. Неверова (проблема художественного своеобразия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разнообразные в проблемно-тематическом отношении рассказы Неверова неоднородны и в плане художественном. Зачастую они создавались как «жанровые эксперименты» — ни грани очерка, рассказа, зарисовки, — в которых сочетались разнородные структурно-стилевые элименты («плакат», литературный сказ, условно-аллегорические и традиционно-реалистические приемы письма), использованием которых писатель… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. А.С.Неверов и крестьянские писатели
  • ГЛАВА II. Жанрово-стилевое своеобразие повестей («Андрон Непутевый», «Ташкент — город хлебный») и романа («Гуси-лебеди»)
  • А.С.Неверова

Проза А.С. Неверова (проблема художественного своеобразия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В советском литературоведении последних лет в связи с возрастающими требованиями историзма усиливается интерес к изучению закономерностей литературного развития в переломные периоды, которые характеризуются коренным переосмыслением прежних философских, общественных и эстетических устремлений. Одним из таких периодов являются 20-е годы. В монументальных исследованиях историко-литературного, теоретико-методологического планов усилиями целых коллективов советских ученых восстанавливается достаточно полная и всесторонняя картина лиI тературного процесса этого времени, что, в свою очередь, дает возможность выявить истоки и перспективы всего дальнейшего развития советской литературы. Углубленному осмыслению литературного процесса 20-х годов способствует и изучение творчества отдельных художников этого периода. Вместе с тем, в настоящее время усложняются и проблемы осмысления отдельных писателей, возрастает необходимость их системного, целостного рассмотрения: особый акцент делается на изучении собственно эстетической природы литературных явлений.

В этом смысле исследование творчества одного из основоположников литературы социалистического реализма — А. С. Неверова представляет несомненный научный интерес.

Художественное мышление А. С. Неверова было сформировано сложным и противоречивым временем, полным социально-исторических катаклизмов, сложнейших общественно-философских исканий. А. Неверов пережил три революции, мировую, гражданскую войны и начало социалистического строительства. Само время во многом определило своеобразие его таланта.

Проза А. С. Неверова представляет собой «исторически рожденную эстетическую структуру» -1-, характеризуется сложной и своеобразной динамикой и требует «эволюционного подхода» (А.Эльяшевич).

Изучение творчества А. Неверова началось с появления первых его произведений и к настоящему времени представляет собой довольно обширную исследовательскую литературу^. Советскими ли тера туро веда ми накоплен значительный опыт в осмыслении творчества Неверова в связи с развитием метода социалистического реализма, в соотнесенности с общим историко-литературным процессом начала 20-х годов. Критическая литература 20−30-х годов о А. Неверове была представлена большим количеством ста тей, рецензий, воспоминаний, «литературных откликов», в которых предпринимались попытки определить своеобразие тематики, проблематики творчества писателя, определить его место в литературе 20-х годов. Этот период в истории изучения творчества А. Неверова был подготовительным, собирательным, благодаря которому последующие ученые имели в руках обширный фактический материал. Собственно исследовательский период в осмыслении творчества художника начинается с 50-х годов, когда появились первые диссертационные работы о нем Н. Соколовой, 3.

Л.Ф.Гараниной, Н. Г. Кадкуни, в которых указывалась необходи.

1 Белая Г .А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов. — М.: Наука, 1977, с, 15.

2.. См. приложенную к работе библиографию.

3 Соколова Н. Творческий путь А. С. Неверова. Автореф. канд. дисс. — М., 1953; Гаранина Л. Ф. Основная проблематика творчества А. С. Неверова. Автореф. канд. дисс. — Москва-Горький, 1955; Кадауни Н. Г. Творческий путь Неверова. Автореф. канд. дисс. — Л., 1955. мость всестороннего освещения жизненного пути и творческой деятельности писателя, ставился «вопрос об идейно-художествея-йой сущности»., его метода". В работе Л. Ф. Гараниной была предложена периодизация творчества Неверова, которая сохраняет свое значение до настоящего времени.

Из работ последних трех десятилетий, посвященных творчеству А. Неверова, наиболее значительными являются монографические исследования В. П. Скобелева, Н. Страхова, А.И.Ваншова1. Опираясь на опыт предшествующих исследователей, ученые широко и многосторонне проанализировали творческий путь писателя от первых его дореволюционных рассказов до последних повестей и романа. В работах Н. Страхова и В. П. Скобелева впервые полно было показано своеобразие личности художника, прослежен противоречивый путь его духовных, мировоззренческих исканий. В исследованиях этих авторов, а также А. И. Ванюкова представлен подробный идейный и проблемно-тематический анализ прозаического, драматургического и поэтического наследия А. С. Неверова.

В названных исследованиях рассматривались и некоторые особенности поэтики А.Неверова. Были сделаны существенные наблюдения о своеобразии изобразительно-выразительных средств, о жанровой специфике многих его произведений, было намечено общее направление жанровых поисков писателя как путь от рассказа к роману. Но эта важнейшая проблема поднималась учеными Скобелев В. П. Александр Неверов. Критико-биографический очерк. — М.: Советский писатель, 1964; Страхов Н. Александр Неверов. Жизнь. Личность. Творчество. Изд. 2-е пере-раб. и доп. — М.: Художественная литерааура, 1972; Ваню-ков А, И. Проза А. Неверова: I9I7-I923 гг. — Саратов, 1972. на уровне наиболее общих наблюдений и выводов. Их работы чрезвычайно важны прежде всего тем, что в них намечались важнейшие направления и актуальные проблемы в изучении поэтики Неверова. Так, В. П. Скобелев и Н. Страхов, вопреки укоренившейся с 20-х годов традиции рассматривать творчество А. Неверова лишь в русле реалистического искусства, выделили в художественных исканиях писателя не только «социально-бытовую линию», но и «условно-плакатную, романтическую» *. Однако в последующих исследованиях этот принципиально важный путь в изучении прозы писателя не получил дальнейшего развития. Нам же представляется весьма плодотворной в осмыслении поэтики Неверова именно опора на идею разграничения в ней двух художественных тенденций.

Таким образом, несмотря на то, что проблема художественного своеобразия прозы А. Неверова в той или иной степени рассматривалась в работах о нем, она не становилась еще предметом специального изучения. Так, до сих пор не получил конкретного исследования сам процесс становления жанрово-стилевой системы прозы Неверова. В настоящее время эта задача является одной из наиболее актуальных в изучении творчества писателя.

Последняя работа о творчестве А. Неверова, кандидатская диссертация И. С. Тамонюнаса, существенно дополняет и углубля.

1 Страхов Н. Указ. соч., с. 318, 337. 2.

Тамошюнас И. С. Становление социально-бытовой повести в творчестве А. С. Неверова и Л. Н. Сейфуллиной первой половины 1920;х годов. Канд. дисс. — Калинин, 1981. ет наши представления о художественной специфике прозы писателя. Впервые автором была поставлена проблема жанровой природы прозаических произведений художника. Но свое исследование И. С. Тамоппонас ограничивает рассмотрением лишь одной, хотя и существенной, линии художественных поисков А. Неверова, а именно — становлением социально-бытовой повести, справедливо утверждая, что «. основная линия творчества Неверова — социт ально-бытовая». Но в целом проза Неверова характеризуется гораздо большим жанровым и стилевым разнообразием, и ей присуще не только бытовая тенденция. Не случайно Й. С. Тамопшнас справедливо отмечает, что «отход в сторону от социально-бытовой или семейно-бытовой проблематики приводил писателя к подлинно эстетическим открытиям (романтико-героическая повесть «Ан2 дрон Непутевый» и путевая повесть «Ташкент — город хлебный»).

Таким образом, результатами названных исследований не исчерпываются проблемы прозы А. С. Неверова. В стороне остается целый комплекс проблем, требующих специального рассмотрения. В настоящее время назрела необходимость целостного и системного исследования прозы писателя как явления глубоко индивидуального и в то же время закономерного в истории советской литературы. Предпринятое исследование и представляет собой первый опыт целостного изучения поэтики прозы А. С. Неверова.

В своей работе мы исходим из признания поэтики как сложной иерархической системы, включающей в себя различные уровни. Тамошюнас И. С. Становление социально-бытовой повести в творчестве А. С. Неверова и Л. Н. Сейфуллиной первой половины 1920;х годов. Канд. дисс. — Калинин, 1981, с. III.

2 — - • Там же, с. III.

Из разнообразных аспектов изучения поэтики мы избираем жанро-во-стилевой как наиболее важный и бущественный в понимании целостного художественного мира конкретного писателя. При этом мы остановимся на таких уровнях, как идейный, сюжетно-компози-ционный, характерологический, собственно стилистический.

Таким образом, актуальность предпринятого исследования определяется:

1. требованиями современной науки, которая все более настойчиво выдвигает проблему системного и целостного подхода к явлениям природы, общества и культуры-" '" .

2. недостаточной изученностью собственно художественного своеобразия прозы А. С. Неверова и в связи с этим необходимостью выявления главных тенденций и закономерностей становления системы жанров и стиля. Кроме того, необходимо шести и некоторые коррективы в трактовку художественных поисков Неверова. Так, А. И. Ванюков склонен представлять творческие искания Неверова Лихачев Д. С. Древнеелавянские литературы как система. — В сб.: Славянские литературы. 1У Международный съезд славистов (Прага. Август. 1968). Доклады советской делегации. — М.: Наука, 1968; Лукин Ю. А. Ленин и теория социалистического искусства. — М.: Искусство, 1973; Марков Д. Сравнительно-исторические и комплексные исследования в общественных науках. — Вопросы истории, 1973, В 10- Храпченко М. Б. Художественное творчест-водействительность, человек. — М.: Советский писатель, 1978; Эйдинова В. В. Системный анализ в работах по поэтике последних лет. — В сб.: Проблемы жанра и стиля в советской литературе. — Свердловск, 1979 и др. как неуклонное движение писателя вперед, в виде непрерывного идейного и художественного роста, не беря во внимание известных идейно-эететических издержек, свойственных многим его произведениям. Излишне комплиментарный тон анализа ведет к искусственному выпрямлению и некоторому упрощению творческих исканий Неверова*. Без учета сложности и противоречивости его мировоззренческих и художественных поисков нельзя объективно охарактеризовать его творческий путь;

3. акауальность выбранного нами аспекта исследования предопределена также характерными особенностями самого историко-литературного процесса начала 20-х годов, когда поиски новых жанровых форм и стиля явились чуть ли не главным направлением эстетических исканий времени. В связи с этим в последние годы советскими литературоведами особенно настойчиво ставится проблема жанрово-стилевых поисков в литературе 20-х годов, что т.

Скажем, касаясь рассказа «Новый дом», А. Ванюков отмечает, что в нем «каждое общественное, социальное явление, значимость человека, его судьба» проверяются «революцией», и «движение времени входит в рассказ А. Неверова, образует основной, „внутренний стержень“ произведения» (А.Ванюков, Указ. соч., с. 24), в то время как сам писатель справедливо признавался, что «там нет революции, а только вскользь упоминание о ней. Это вышло. схематично» (А.С.Неверов. Собр. соч. в 4-х т. — Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1957;1958, т. 1У, с. 279). В дальнейшем даны ссылки на это издание с указанием в скобках номера тома и страницы. также предопределяет характер нашего выбора. Исследование поэтики А. Неверова позволит полнее представить своеобразие молодой литераауры, динамику ее жанрово-стилевой эволюции.

В связи со сказанным основные цели исследования сводятся к следующему:

1. рассмотреть прозу А. С. Неверова советского периода как целостное и оригинальное художественное явление 20-х годов;

2. выявить объективные и субъективные факторы и проследить основные закономерности становления жанрово-стилевой системы прозы А.Неверова.

Поставленные цели определяют следующие задачи:

1. провести сравнительное исследование рассказов А. Неверова и И. Касаткина, С. Подьячева, И. Вольнова с тем, чтобы установить типологическую общность крестьянских писателей и полнее раскрыть художественное своеобразие прозы А. Неверова;

2. выявить, как соотносятся в формировании жанрово-стилевой системы Неверова традиции и новаторские искания, а именно — на материале повести «Андрон Непутевый» выявить идейную и формообразующую роль фольклорных традиций;

3. рассмотреть жанрово-стилевые особенности повести «Ташкент — город хлебный» и романа «Гуси-лебеди» как одних из первых эпических произведений социально-психологического плана и тем самым выявить их роль в общем процессе формирования советской психологической повести и романа.

Степень научной новизны работы определяется самим характером поставленных задач, тем, что в ней впервые предпринята попытка целостного рассмотрения поэтики прозы А. Неверова советского периода, а также тем, что для решения этой задачи на первый план выдвигаются малоисследованные аспекты прозы писателя: своеобразие жанра и стиля, роль фольклора в художественной практике писателя, общность и отличительное своеобразие прозы А. Неверова в ряду других крестьянских писателей и др.

Объект исследования. В своей работе мы ограничиваемся рассмотрением социально-публицистических, лирико-романтических, психологических рассказов как наиболее типичных, характерных для писателя, а также повестей «Андрон Непутевый», «Ташкент — город хлебный» и романа «1Уси-лебеди», не затрагивая подробно сказовых форм («Марья-большевичка», «Двенадцать часов» и др.) и незаконченной повести «О бабах». Объясняется это тем, что своеобразие Неверовского сказа достаточно полно и глубоко было изучено в ряде специальных исследований*. «Повесть о бабах» рассматривалась в необходимом для нас аспекте в названной работе И.Тамошюнаса.

Хронологически историко-литературный фон ограничим литературой до 1923 г., т.к. этот год хронологически совпадает со смертью писателя. Кроме того, мы придерживаемся периодизации литературного процесса 20-х годов, выдвинутой в работах Н. Ва2 сильевой, Г. А. Белой и др. Эти исследователи литературу до.

1 Мущенко Е. Г., Скобелев В. П., Кройчик Л. Б. Поэтика сказа. -Воронеж: Изд. Воронеж, гос. ун-та, 1978; Кройчик Л. Е. Рассказ А. Неверова «Марья-большевичка» (Герой и автор, особенности сказа). — В кн.: Александр Неверов. Из. архива писателя. Исследования. Воспоминания. — Куйбышев: Куйбыш. кн. изд-во, 1972, с. 148−156. 2.

Васильева В. Художественное своеобразие прозы первой половины 20-х годов. Автореф. канд. дисс.- Белая Г. А. Принцип историзма (К методологии исследования советской прозы 20-х годов). — В.кн.: Методология современного литературоведения: Проблемы историзма. — М.: Наука, 1978.

1923 года ввдедяют в качестве самостоятельного периода в развитии общественной и литературной жизни, исходя из общей характеристики, которую дал ему В. И. Ленин: «переходный период в переходном периоде» 1. Приметами этого этапа являются «особо 2 острое классовое размежевание, неустойчивость быта и нравов», в искусстве — «тенденция к парадоксальному взаимопроникновению самых далеких художественных тенденций», «ломка привычных 3 границ родов и жанров .

Теоретической и методологической основой работы явились принципы марксистско-ленинской эстетики, фундаментальные методологические труды современного литературоведения по теории социалистического реализма, но истории и теории литературных жанров и стилей.

Основные методы исследования — сравнительно-исторический и типологический.

Творчество. А. Неверова — оригинальное по своим идейно-эстетическим ценностям художественное явление. Оно характеризуется сложной жанрово-стилевой эволюцией, характер и направление которой предопределены взаимодействием целого ряда субъективных (природа дарования писателя, специфика его мировоззренческой эволюции, природа осваимого материала и др.) и объективных факторов, главный из которых — общая направленность художественных исканий «переходного периода» .

1 Ленин В. И. Собр. соч., т. 32, с. 14. 2.

Белая Г. А. Указ. соч., с. 34. ^ Васильева В. Указ. соч., с. II.

I9I8-I923 годы, на которые пришлось творчество А. Неверова советского периода, как известно, характеризуется необычайно активными эстетическими исканиями, охватывающими все сферы художественного творчества. Особенно интенсивными были поиски новых жанровых форм и стиля, которые наиболее гармонично и художественно полно могли бы воплотить эпоху великих перемен. Поиски шли широким фронтом, были связаны с ближайшими и самыми далекими — литературными и фольклорными — традициями, или игнорировались всякие традиции вообще. Одни затрагивали содержательные категории художественного целого, другие, генетически связанные с модернизмом, замыкались рамками формально-стилевого экспериментаторства. За короткое время наша проза пережила множество жанровых и стилевых увлечений — прошла этап революционного «плаката», обобщенног-романтического искусствамало кто из художников того времени не «переболел корью» (К.Фе-дин) орнаментализма или сказовости и т. д.

Но несмотря на всю пестроту и кажущуюся хаотичность художественных исканий этого времени, в них выделялись определенные тенденции и закономерности.

Резко обострившийся интерес к масоовой народной жизни и к отдельной личности, как частице этой массы, сказался, и на природе жанра, на перестройке и переосмыслении жанровых принципов. Прозаические жанры — рассказ, повесть, роман, каждый в меру своих возможностей, тяготеют к эпике, художественному синтезу, к острому динамическому повествованию. Характерная для литературы этого периода тенденция к взаимопроникновению, взаимодействию различных родовых, жанровых начал (эпоса, драмы, лирики, публицистики, документа, плаката и т. д.) приводит к тому, что жанровые границы становятся чрезвычайно динамичными, нередко условными. Наряду с очерком, публицистикой преимущественное развитие получают рассказ и повесть, жанры, «ограниченные в основном одним повествовательным планом», но «заключающие в себе потенциальную многоплановость» *.

Стилевые течения также не выступали «в чистом виде» и характеризовались тяготением к синтезу различных начал. Если брать эпическую прозу начала 20-х годов в целом, то две взаимообога-щающие друг друга линии — реалистическая и романтическая — формируют в этот период стилевую систему молодой литературы. В прозе А. Неверова преломились важнейшие жанровые и стилевые искания литературы «переходного периода» .

Художественная система А. Неверова неустойчива, переживает процесс становления в борьбе и взаимопроникновении самых разных художественных тенденций. Его творчеству присущи некоторая торопливость и художественная незавершенность. В целом достоверному, реалистическому отображению действительности не всегда соответствовали и верные идейно-художественные ее оценки. Но Неверов всегда неразрывно был связан со своим временем, занят поисками новых тем, характеров, художественных форм. Он пробовал свои силы в различных родах и жанрах литературы: им написаны один роман, три повести, около ста рассказов, очерков, лирических миниатюр, агит-сказок, множество критических статей, рецензий, семь пьес, различных по жанру — от плакатно-агитационной до социально-психологической.

Эстетическая новизна произведений А. Неверова определяется прежде всего тем, что главным объектом его художественного внимания всегда был человек, взятый «изнутри», в процессе т.

Келдыш В. Русский реализм начала XX века. — М.: Наука, 1975, с. 172. формирования, роста. Но способы его воссоздания непрерывно изменялись. Углубление принципов художественного проникновения во внутренний мир человека повлияло на жанровую динамику его прозы, которая по-своему отражает общий для того времени путь от очерка, короткого рассказа к более крупным формам — повести и роману.

Общая стилевая эволюция Неверова проходит под знаком взаимодействия и противоборства двух основных художественных тенденций — романтической и реалистической, представленных в произведениях писателя в самых различных стилевых вариантах. Поисковый пафос творчества Неверова проявился и в том, что в различных жанрах он работал одновременно. Писатель словно спешил запечатлеть современное «лицо жизни» (А.Неверов), пусть сначала с самых малых, незначительных ее проявлениях. Из собственно поэтических жанров преимущественное развитие получил рассказ.

Разнообразные в проблемно-тематическом отношении рассказы Неверова неоднородны и в плане художественном. Зачастую они создавались как «жанровые эксперименты» — ни грани очерка, рассказа, зарисовки, — в которых сочетались разнородные структурно-стилевые элименты («плакат», литературный сказ, условно-аллегорические и традиционно-реалистические приемы письма), использованием которых писатель стремился преодолеть традиционные жанровые формы и найти своеобразные приемы художественной интерпретации новых тем. Такого рода жанрово-стилевой симбиоз отличает почти все произведения Неверова. В известной степени этим объясняются многие его творческие неудачи и художественные просчеты. Скажем, работа в публицистическом жанре влияла на художественное творчество писателя, в частности, на его рассказы, многие из которых страдают схематизмом, прямолинейно-Идеологической направленностью. Использование в социально-психологическом романе «1^си-лебе-ди» тех же конфликтов, художественно-изобразительных средств и приемов, которыми писатель пользовался в героико-романти-ческой повести «Андрон Непутевый», снизило его художествен- -уровень, создало ощущение некоторой вторичности материала и поэтики. Далеко не каждое произведение Неверова отличается четкой жанровой определенностью, завершенностью. Вероятно, поэтому его повесть «Андрон Непутевый» многие критики называют рассказом, роман «Гуси-лебеди» — повестьюсовременный исследователь прозы Неверова В. П. Скобелев справедливо отмечает, что рассказы «Шкрабы», «Полька-Мазурка» по жанру близки к повести.

Такое разнообразие объясняется прежде всего широтой творческих интересов писателя, а также факторами общественно-историческими.

Литература

эпохи революции, гражданской войны и первых лет социалистического строительства требовала, с одной стороны, передачи героического пафоса и величия эпохальных сдвигов, с другой, — исследования нового исторического созi нания. И Неверов искал, 'в меру своего таланта, пути осуществления этих задач, принципы разностороннего подхода к действительности.

Несмотря на сложность, «синтетичность» жанрово-стилевых поисков, в прозе А. Неверова постепенно выкристаллизовывалась генеральная для его творчества, а также для всей советской литературы, тенденция углубленного и конкретного исследования человеческого характера. Обращение к «симбиозным» жанро-во-стилевым формам показывает, какими сложными путями осуществлялась реализация этой тенденции. С ее усилением связано углубление историзма художественного мышления Неверова, усложнение природы эпического, которое становится одним из важнейших жанровообразующих моментов. Все это приводит писателя к созданию одних из первых в советской литературе социально-психологической повести и романа. ххх.

Наиболее плодотворным в исследовании творчества любого писателя является рассмотрение его в контексте литературного процесса своего времени. Одним из наиболее эффективных путей подобного исследования является сравнительно-типологический анализ, предполагающий изучение сходных литературных явлений. В этом отношении представляется интересным сопоставление прозы Неверова и других «крестьянских писателей» — С.П.Подъяче-ва, И. М. Касаткина, И. Е. Вольнова, как в силу принадлежности к общему идейно-стилевому течению времени, так и в силу своеобразия и оригинальности художественных манер каждого.

Этой проблеме посвящена первая глава исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Художественная система А. С. Неверова характеризуется сложной и своеобразной жанрово-стилевой эволюцией. За короткое время А. Неверов прошел путь от очерков и рассказов, разрабатывающих отдельные теш и образы, до повестей и романа, основанных на сложном сплетении политико-идеологических, исторических, нравственных проблем.

Последовательный и целостный анализ прозы А. С. Неверова показывает, как углубляется историзм, степень эпической зрелости художника, как идет процесс углубления основной темы его творчества — «человек и революция» .

Жанрово-стилевые поиски А. Неверова обусловлены целым рядом объективных и субъективных факторов (эстетическими устремлениями времени, ориентацией на традиции, прежде всего фольклорные, природой таланта писателя и др.).

Большое значение в художественных поисках А. Неверова, имело своеобразие его мировоззренческой эволюции, заключающейся в чрезвычайно ускоренном, а потому сложном, порой драматичном переходе с позиций абстрактного демократизма к демократизму осознанно-революционному. Сложностью идейно-гуманистических исканий, непосредственно отразившихся в художественных произведениях Неверова, во многом обусловлена и некоторая неровность и противоречивость собственно художественного творчества.

Жанрово-стилевая эволюция А. Неверова была связана с поисками не только в области формы, но главным образом с углублением идейно-содержательной стороны произведений. Новаторство писателя проявилось прежде всего в том, что он одним из первых в советской литературе начал разрабатывать важнейшие проблемы национально-исторической жизни: классовое расслоение русской деревни в эпоху революции, проблемы социального раскола семей-но-бытовых отношений, пути в революции различных слоев крестьянства, интеллигенции, церковников. Одним из первых А. Неверов поднял вопросы социальной и нравственной преемственности поколений, поисков путей достижения гармонии нового человека и нового общества. Об этом неоднократно свидетельствовала современная писателю критика. «Нет еще пока другого писателя, который так правдиво, искренне, талантливо, художественно и, пожалуй, политически верно вывел бы в своих произведениях деревню наших бурных лет» , — писал С. Ингулов*. Именно новаторством жанрового содержания и были важны большинство произведений Неверова.

Собственно художественные поиски А. Неверова, несмотря на известные издержки и противоречивость, также отличались оригинальностью и своеобразием. А. Неверов был свободен от поверхностных, модных увлечений времени, в частности, такого распространенного, как «теория» «отрицания личности» в литературе. Проблема личности, взятой в системе социально значимых обстоятельств, в процессе духовного становления — стала главным жанро-и стилеобразующим фактором. Эта проблема берет начала уже в рассказах 1919 года «Красноармеец Терехин», «Я хочу жить», прослеживается в разных ракурсах в последующих его произведениях и находит наиболее глубокое воплощение в повести «Ташкентгород хлебный» .

Особенно полно художественное своеобразие Неверова проявилось в малых и средних эпических формах. Они стали своеобразным откликом писателя на насущные требования времени, когда были не.

1 На посту, 1923, № 4, с. 164. обходимы оперативные и гибкие художественные формы. Однако работа преимущественно в жанре рассказа, очерка, небольшой повести определялась не только объективными требованиями времени, но прежде всего типом художественного мышления Неверова. Анализ его прозы показал, что по особенностям своего таланта А. Неверов был писателем, который мог сосредоточить свое художественное внимание преимущественно на одном, четко определенном явлении, характере. Этим объясняются и жанровые предпочтения и жанровая структура произведений художника, основное идейно-эмоциональное напряжение которых создается напряжением духовной жизни героя. Поэтому, во-первых: в области малых эпических форм у Неверова преобладает рассказ-портретво-вторых, закономерна ориентация поэтики героико-романтической повести «Андрон Непутевый» на былинные традиции: метонимия (троп, сосредоточенный на одном свойстве, качестве явления) как способ отражения мира, соответствовала природе художественного мышления А.Неверова. В-третьих, этим же можно объяснить и идейно-структурные издержки романа «Гуси-лебеди»: писатель не достиг еще мастерства многостороннего воссоздания в пределах одного художественного целого более или менее широкого круга героев. Поэтому успехи в воссоздании, например, образа Кондратия Струкачева обернулись схематизмом и психологической односторонностью образа Федякина и др.

Но эта особенность художественного мышления писателя имела и свои весьма положительные последствия: умение выделить и многосторонне исследовать отдельную личность или явление более всего способствовало конечной победе в творчестве писателя тенденции аналитичности, психологизма.

Другой важнейшей особенностью жанрово-стилевой природы Неверовских произведений является их синтетичность. Несмотря на существенную эволюцию, которую претерпела проза Неверова, можно сказать, что и роману, и рассказам, и повестям советского периода присуща определенная типологическая общность, проявившаяся прежде всего во взаимодействии, взаимопроникновении двух стилевых тенденций — романтической и реалистической.

Становление системы жанров и стиля Неверовской прозы осуществлялось под знаком постоянной художественно-стилевой полемики писателя с самим собой, преодоления в стиле устаревших традиций общедемократической литературы. Поиски новых средств изобразительности шли по нескольким направлениям. С одной стороны, общая установка на открытую агитационность, свойственная молодой литературе в целом, нашла своеобразное преломление и в творчестве А. Неверова, стремящегося в рассказах «Красноармеец Терехин», «Я хочу жить» и др. показать героизм и величие человека в прямом его выражении — внутренней его готовностью к подвигу. В этих произведениях преобладает, соответственно, проблемно-публицистическое развитие идеи и романтическая поэтика. В ранних рассказах Неверова с предельной ясностью расставлены основные социально-политические акценты, идейный замысел нарочито заострен. Средствами создания такой обнаженности стали избрание самого жанра — короткого рассказа и очерка, одновременное стремление к объективированному письму и вторжение в него очерково-публицистических элементов, приподнято-патетический тон изложения, поучительно-дидактический характер концовок. Но уже здесь Неверов обращается к приемам психологического анализа, природа которого определяется отрешением художественно исследовать прежде всего социально-классовую психологию в ее непосредственном выражении.

С другой стороны, время неумолимо ставило новые задачи, связанные уже с необходимостью многомерного исследования неповторимого склада отдельной личности, ее сознания. Дальнейшее творчество Неверова развивалось по пути преодоления условно-романтических, очерково-публицистических средств изобразительности и характеризовалось углублением внимания к человеческому характеру. Это изменило и жанрово-стилевую природу его произведений. Психологический анализ, преобладание конкретно-бытового материала, интенсивное, уплотненное во времени действие, объективированная передача смысла изображаемого, усиление эпического начала стали важнейшей особенностью его произведений. Развитие и углубление этих тенденций привело А. Неверова к созданию социально-бытового («Новый дом», «Болезнь»), психологического («Полька-мазурка», «Шкрабы») рассказов.

Рассказы Неверова валены прежде всего тем, что они стали своего рода лабораторией, в которой писатель искал и преодолевал рабочие, этапные формы, художественные принципы, в результате чего в творчестве Неверова не только выкристаллизовывался жанр рассказа, но были выработаны основные художественные при-ципы, развитые далее в повести и романе: сюжетное развитие действия, драматизация основного конфликта, интерес к психологическому анализу, диалектике человеческого характера, напряженность и динамичность повествования, отрешение к эпическому охвату действительности и др.

Своеобразный сплав двух стилевых пластов — романтического и конкретно-реалистического стал органической особенностью стиля А. Неверова, придающий прозе Неверова неповторимое своеобразие, заметно отличающего его от многих современных ему художников, например, от крестьянских писателей — И. Касаткина, С. Подъячева, И.Вольнова. Использование романтических изобразительных средств вырастает у Неверова в определенную стилевую закономерность. До 1923 года в стиле писателя сохранялись приемы романтической поэтики: принцип контраста, романтического противопоставления различных жизненных начал, заданность отдельных образов и сохранение социально-результативного принципа в их создании, патетика в наиболее важных местах, романтически стилизованный слог.

Две повести А. Неверова «Андрон Непутевый» и «Ташкентгород хлебный» концентрированно воплотили главные тенденции жанрово-стилевых исканий писателя. Анализ повести «Андрон Непутевый» показал, как эволюционизирует, углубляется романтическое искусство Неверова. Жанрово-стилевое своеобразие «Андрона Непутевого» определяется прежде всего тем, что романтические способы воссоздания действительности органично связаны с фольклорными традициями. Фольклор способствовал своеобразному воссозданию облика народа, фольклорно-романтическими средствами раскрывается и основное идейно-эстетическое содержание повести. Обращение именно к былинным традициям во многом обусловлено природой творческого дарования Неверова: троп был одним из важнейших способов художественного мышления писателя. Фольклорные элементы сыграли главную роль в организации художественного целого, в построении сюжета и композиции, они обусловили своеобразие основных принципов типизации и обобщений, в конечном счете определили жанр и стиль произведения.

Изображение по приему метонимии отдельных картин, взаимоотношений персонажей, их поступков, складывающих сюжет, способствует передачи единой эпической, метонимизированной картины действительности. Причем, художественная функция метонимии, такая же как в былине: т. е. она' не воспринимается здесь как условность. По типу — это «художественно реальная» (Ф.М.Селиванов) метонимия, выражающая реальные события и характеры. А. Неверов по-новому переосмысливает и перерабатывает былинные традиции, наполняя их новым социальным смыслом. Так, если основным содержанием былин является «идеальный эпический мир и герой-богатырь в их гармоническом единстве» «'', то Неверов, ставя перед собой задачу показа именно сложности, противоречивости отношений своего героя с людским миром, сознательно акцентирует дисгармоничность этих отношений. Тем самым он и в пределах условно-романтической повести добивается определенной индивидуализации образа и передает исторически закономерные трудности процесса формирования героя — народного вождя и руководителя.

1!анрово-стилевая эволюция Неверова определяется во многом таким свойством его таланта, как отрешение рассмотреть социальные противоречия и конфликты времени преимущественно с внутренней, психологической стороны. Повесть «Ташкент — город хлебный» показывает, насколько эволюционизировала проза писателя, художественное сознание его стало более аналитичным, а сам жанр повести обогатился новыми приемами идейной и образной емкости. Главным жанрообразунцим моментом здесь стал психологический анализ, представленный сочетанием объективированных и субъективированных форм. В «Ташкенте .» Неверов находит и новые структурно-повествовательные принципы — хроникальность, логическая Кожинов В. В. К проблеме литературных родов и жанров. — В кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, с. 70. последовательность в развитии событий и характера.

Ташкент ." свидетельствует не только об усилении аналитического начала в прозе писателя, важнейшей особенностью жанра становится синтез, обусловивший своеобразие эпического в произведении. Его эпичность определяется прежде всего «внутренним размахом» (А.Неверов), внутренними масштабами изображения жизни, понимаемой как творчество, созидание.

Становление жанрово-стилевой системы А. Неверова связано и с тем, что всегдашнее тяготение писателя к объемному и всестороннему воссозданию жизни способствовали формированию черт романного мышления, отчасти проявившихся уже в повести «Ташкент — город хлебный». Анализ романа «Гуси-лебеди» показал, насколько трудными были первые опыты создания романных формкак в индивидуальном творчестве, так и в молодой литературе в целом.

Гуси-лебеди" должны были своеобразно аккумулировать лучшие достижения малых и средних эпических форм. Роман Неверова творчески реализует назревшую в творчестве самого писателя, а также возникающую в литературе потребность широкого, всеобъемлющего отражения действительности. «Гуси-лебеди» — лишь одна из первых попыток создания советского романа, этим обусловлены его сила и слабость. Сильной стороной романа Неверова было знание законов общественной жизни, постановка важнейших проблем современности, партийность авторской позиции и т. д., но слабым оставался художественный анализ. Материалу, поэтике произведения не хватало соответствующего жанрового решения, прежде всего Неверов не смог решить проблемы роман ического сюжета. «Гуси-лебеди» не обладали той внутренней органичностью, которая была характерна для повести «Ташкент — город хлебный». Недостаточная художественная сопряженность эпических задач и приемов изобразительности не могли обеспечить произведению необходимой целостности.

И тем не менее роман «Гуси-лебеди» необходимо рассматривать как закономерное звено жанрово-стилевых исканий Неверова и как неотъемлемое явление в истории становления советского романа.

Целостный анализ прозы А. С. Неверова показывает, что в своих лучших произведениях писатель вплотную приблизился к идейно-эстетическим принципам социалистического реализма. Историзм художественного мышления, воплощенный в активной партийной позиции автора, в изображении характеров и обстоятельств в их развитии и социальной детерминированности становятся важнейшими особенностями прозы зрелого Неверова.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Труды основоположников марксизма-ленинизма
  2. К. Письмо Ф.Лассалю от 19 апреля 1859 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 29, с. 482−485.
  3. Ф. Письмо М.Гаркнесс, апр. 1888 г. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 35, с. 37.
  4. В.И. О культуре и искусстве. М.: Искусство, 1956. -572 с.
  5. В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. -Полн. собр. соч., т. 17, с. 206−213.
  6. Ю.Я. Наука об искусстве: Поиски синтеза (К методологии комплексного изучения). В кн.: Барабаш Ю. Я. Вопросы эстетики и поэтики. — М.: Современник, 1983, с. 349 380.
  7. В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. Полн. собр. соч. в 13-ти т. — М.: АН СССР, 1953−1959, с. 5, с. 7−57.
  8. В. К соотношению стиля и метода в словесном творчестве. В кн.: Социалистический реализм и проблемы эстетики. Вып. I. М.: Искусство, 1967, с. 75−96.
  9. А.Н. Социалистический реализм в теоретическом освещении. Л.: Наука, 1975. — 175 с.
  10. Д. Сравнительно-исторические и комплексные исследования в общественных науках. Вопросы истории, 1973, № 10, с. 80−95.
  11. С.М. Возникновение и формирование социалистического реализма. 2-е изд., испр. М.: Высшая школа, 1976. -416 с.
  12. П.И. Формирование и развитие социалистического реализма. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1973. — 336 с.
  13. Л.В. Вопросы методологии и поэтики: Сб. ст. -М.: Изд. Моск. ун-та, 1983. 336 с.
  14. А. Пути народности и реализма. Л.: Советский писатель, 1980. — 352 с.
  15. М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. 3-е изд. М.: Сов. писатель, 1982. — 416с.
  16. Художественное целое как предмет типологического анализа: Межвуз. сб. науч. тр. Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 1981. — 171 с.
  17. В.П. Эстетические категории. Опыт системного и исторического исследования. М.: Искусство, 1983. — 358с.
  18. Исследования по проблемам стиля, истории и поэтике жанров
  19. В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966.403 с.
  20. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР, 1963. — 255 с.
  21. В.В. Сюжет и стиль: Сравнительно-историческое исследование. М.: АН СССР, 1963. — 192 с.
  22. И.И. О теории новеллы. В кн.: Виноградов И. И. Борьба за стиль. — Л.: Гослитиздат, 1937, с. 5−84.
  23. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. Сочинения, т. Х1У, кн. 3. — М.: Соцэкиздат, 1958. — 440 с.
  24. З.Ю.Гура В. В. Роман и революция: Пути советского романа. I9I7-I929. М.:.Советский писатель, 1973. — 400 с.
  25. И.М. Романтика в художественном произведении. -М.: Высшая школа, 1976. 256 с.
  26. Л.П. О романтическом течении в советской прозе. -Ставрополь, 1966. с.
  27. Л.Ф. Русский советский роман: Национальные традиции и новаторство. Л.: Наука, 1967. — 340 с.
  28. Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. -М.: Наука, 1971. 352 с.
  29. Идейное единство и художественное многообразие советской прозы. М.: Мысль, 1974. — 336 с.
  30. История русского советского романа. M.-JI.: Наука, 1965, кн. I — 715 с.
  31. В.В. Происхождение романа: Теоретико-исторический очерк. М.: Сов. писатель, 1963. — 439 с.
  32. М. Русский советский рассказ: Вопросы развития жанра Л.: Изд. ЛШИ, 1975.
  33. Т.А. Соотношение стилей и концепций человека в советской прозе 20-х годов: К постановке вопроса
  34. Уч. зап. вузов Министерства высш. и ср. спец. образ. Азербайджанской ССР. Серия ХП, $ 2, Баку, 1970, с. 100 104.
  35. А. Романтичность социалистического эпоса. -Уч. зап. Горьковского пед. ин-та им. М. Горького, 1966.
  36. Е.Г. К вопросу о пафосе как стилеобразугацем факторе. В кн.: Лит. напр-я и стили — М.: Изд. МГУ, 1976, с. 157−167.
  37. Русская советская повесть 20−30-х годов. Л.: Наука, 1976. — 254 с.
  38. Русский советский рассказ: Очерки истории жанра. -Л.: ¦ Наука. Ленинградское отд., 1970, 736 с.
  39. B.C. Русская советская повесть 40−50-х годов : Вопросы поэтики и типологии жанра. В кн.: Проблемы жанра и стиля: Уч. зап. Башкирского гос. ун-та, вып. 44. Серия филол. наук, т. 17(21), Уфа, 1970. — 244 с.
  40. В.П. Поэтика рассказа. Воронеж: Изд. Воронеж. ун-та, 1982. 155 с.
  41. Типология стилевого развития нового времени. М.: Наука, 1976. — 503 с.
  42. Н.П. Жанры эпической прозы. Л.: Наука. Ленинградское отд., 1982. — 185 с.
  43. В. Художественные принципы революционно-романтической прозы первой половины 20-х годов. Уч. зап.
  44. Э.А. Современный русский рассказ: Вопросы поэтики жанра. Л.: Наука, 1974. — 182 с.
  45. Исследования по теории фольклора
  46. Т.М. Русские героические былины: Схема исторического развития. В кн.: Основные проблемы эпоса восточных славян. — М.: АН СССР, 1958, с. 62−81.
  47. С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, Ленинград, отд., 1982. — 327 с.
  48. A.M. Былинный эпос. В кн.: Русское народное поэтическое творчество. — М.-Л.: АН СССР, 1956. Т.2, кн. I, с. 55−83.
  49. В. Содержательность художественной формы русского былинного эпоса. Свердловск: Урал, ун-т, 1977. — 80 с.
  50. П.Г. Вопросы теории народного искусства,-М.: Искусство, 1971, с. 432−449.
  51. П.Г. Функции лейтмотивов в русской былине.
  52. В кн.: Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971, с. 432−449.
  53. Вопросы жанров русского фольклора: Сб.ст. МГУ, 1972. -131 с.
  54. П.С. Русская советская поэзия и народное творчество. М.-Л.: АН СССР, Ленингр. отд., 1963. — 563 с.
  55. В.Е. О художественном методе народной поэзии. В кн.: Русский фольклор. Т.У. — М.-Л.: АН СССР, I960, с. 25−55.
  56. Л.И. Методологические вопросы фольклористики. -Л.: Наука, Ленинград, отд., 1978. 206 с.
  57. В.И. Поэтический строй русской народной лирики. -Л., 1978. с.
  58. Н.И. Русская проза второй половины XIX века и народное творчество. М.: Изд. МГУ, 1972. — 87 с.
  59. Д.С. «Эпическое время» русских былин. В кн.: Академику В. Д. Грекову ко дню семидесятилетия. — М.: 1952, с. 55−63.
  60. С. 10. Время и пространство в былине. В кн.:
  61. Славянский фольклор. М.: Наука, 1972, с. 18−45.
  62. А.В. Общие места и «перенесения» в былинах.
  63. .Н. Застава богатырская (К структуре былинного пространства). В кн.: Труды по знаковым системам. УП. Тарту, 1975, с. 52−64.
  64. .Н. Об -эпическом подтексте (На материале былин и юнацких песен). В кн.: Славянский фольклор. — М., 1972, с. 3−17.
  65. Н.И. Русская советская поэзия 20-х годов и фольклор. М.: Изд. МГУ, 1971. — 107 с.
  66. Ф.М. Поэтика былин. М.: Изд. МГУ, 1977. -128 с.
  67. Ф.М. К вопросу об изображении времени в былинах. В кн.: Русский фольклор. — M-I., 1976, вып. 16, с.68−81.
  68. В.М. Писатель и народная поэзия. 1/1.: Советская Россия, 1980. — 175 с.
  69. Специфика фольклорных жанров. М.: Наука, 1973. — 304 с.
  70. Фольклор. Поэтика и традиция. М.: Мысль, 1982. — 344 с.
  71. К}цин Ю. И. Героические былины. (Поэтическое искусство) -М., Наука, 1975. с. 120.
  72. Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов. М.: Наука, 1977. — 253 с.
  73. В.В. Русская советская проза двадцатых годов. -Л.: Наука. Ленинград, отд., 1975. 279 с.
  74. Н.Е. 0 идейно-художественном своеобразии прозы первой половины 1920-х годов: Закономерности стилевого развития. Пермь. Изд. Пермского гос. ун-та, 1974. -102 с.
  75. Н.И. Формирование художественного сознания в советской прозе 20-х годов. Владивосток: Дальневосточное книж. изд-во, 1975. — 198 с.
  76. Н.А. Ранняя советская проза: I9I7-I925 г. JI.: Наука, Ленинград, отд., 1976. — 203 с.
  77. Л.Н. Проблема историзма в советской прозе первой половины 20-х годов (На материале произведений о гражданской войне). Автореф. канд. дисс. М., 1969. — 16 с.
  78. В.А. Русский реализм начала XX века. Л.: Наука, 1975. — 280 с.
  79. Л.В. Реалистическая проза 1910-х годов. В кн.: Судьбы русского реализма. — Л.: Наука, 1972, с. 164−227.
  80. Г. Сергей Григорьев: Критико-биографический очерк.- М.: Детгиз, 1955. 64 с.
  81. А. Писатель и описатель. Понизовье, 1922, кн. 4, с. 42−48.
  82. Л.Н. Пути формирования социалистического эпоса в русской советской прозе первой половины 20-х годов. Автореф. канд. дисс. Иркутск, 1970. — 17 с.
  83. В.Н. Масса и личность в русской советской прозе 20-х годов: К проблеме народного характера. Воронеж: Изд. Воронежского гос. ун-та, 1975. — 342 с.
  84. Е.Б. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х годов. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 160 с.
  85. Л.А. К истории формирования нового героя в прозе первой половины 20-х годов: Уч. зап. М0ПИ. Т. СХУ1.
  86. Сб. 3. М., 1969, с. 23−37.
  87. С.И. Споры 20-х годов о романе. Горький: Уч. зап.
  88. Горьковского пед. ин-та, 1968, вып. 110. Серия филолог, наук. Горьковский сб., с. 46−69.
  89. В.Н. О принципах художественного отображения действительности в ранней советской прозе социалистического реализма (Русская повесть и роман о гражданской войне. Первая половина 20-х годов). Вестник МГУ. Серия Филология. 1972, № 5, с. 9−20.
  90. И. Сергей Тимофеевич Григорьев. В кн.: Сергей Григорьев. Собрание сочинений в 4-х т. — М.: Детгиз, 1961, т. I, с. 5−26.
  91. Основные художественные произведения А.С.Неверова
  92. А.С. Собр. соч. в 4-х т. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1957−1958:
  93. T.I. I907−1917. 372 с. Т.2. I9I8-I92I. — 386 с. Т.З. I922−1923. — 276 с. Т.4. 1923. — 308 с.
  94. А.С. Полное собр. соч. в 7-и т. М.-Л.: Земля и фабрика, 1926:
  95. T.I. Авдотьина жизнь: Рассказы. I906−1916. 260 с.
  96. Т.2. Черное и белое: Рассказы и пьесы. I9I7-I9I9. 232 с.
  97. Т.З. Лицо жизни. Рассказы и пьесы. I920-I92I. 251 с.
  98. Т.4. Голод: Рассказы и пьесы. I92I-I922. 195 с.
  99. Основные художественные произведения И. Е. Вольнова, И. М. Касаткина, С.П.Подъячева
  100. И. Струпья (Из записной книжки). Тверской кооператив, 1918, № 21−22, с. 14−15- № 23−24, с. 15−16.
  101. И. Деревенская пестрядь. Красная новь, 1923, кн.2.
  102. И. «1917»: Рассказ. — «Красная нива, 1926, № I, с. 5.
  103. И. Новая земля: Очерк. Молодая гвардия, 1927, JFa 6, с. 162−170.
  104. И.М. Собр. соч. в 3-х т. М.-Л.: 3 и Ф., 19 271 928.
  105. С.П. Полн. собр. соч. в П-и т. М.-Л.: 3 и Ф., I927−1930: T.I. Мытарства. — 224 с.
  106. Т.2. Среди рабочих. 256 с. Т.З. К тихому пристанищу. — 256 с. Т.4. Забытые. — 244 с. 1. Т.5. «Шпинаты» 228 с.
  107. Т.6. В народной гуще. 288 с. 1. Т.7. На спокое. 280 с. 1. Т.8. Православные. 232 с. 1. Т.9. Злобная тьма. 232 с.
  108. Т.10.Стихийное бедствие. 364 с.
  109. Т.Н. Без любви, без радости. 240 с.
  110. Исследования о творчестве А. С. Неверова, И. Е. Вольнова, И. М. Касаткина, С.П.Подъячева
  111. Л.В. Повесть А.С.Неверова «Ташкент город хлебный» (К вопросу о мастерстве художественной детали) -Труды Одесск. гос. ун-та, т. 152. Серия филол. наук, вып. 13, 1962, с. 45−53.
  112. Л. М.Горький и А.Неверов. Уч. зап. университета г. Лодзи. 1967. Серия I, вып. 40, с. 45−46.
  113. Л.В. Рассказы и очерки А.С.Неверова 1917−1920гг. (К вопросу становления образа положительного героя). -Труды Одесского гос. ун-та, т. 151. Серия филол. наук. Вып. 77, 1961, с. I4I-I52.
  114. А. И. Проза А.С. Неверова: I9I7-I923. Саратов: Изд. Саратовского гос. ун-та, 1972. — 116 с.
  115. Т. А.М.Горький и С. П. Подъячев. Звезда, 1934, & 3, с. 196−203.
  116. И. ГЛ.: Никитинские субботники, 1928. — 131 с.
  117. Л.Ф. Основная проблематика творчества А.С.Неверова. Автореф. канд. дисс. Москва-Горький, 1955. — 14 с.
  118. Ф.В. А.С.Неверов. В кн.: Гладков Ф. В. Собр. соч. в 8-и т. — М.: Гослитиздат, 1958−1959, т. 7, с.408−412.
  119. П.Головченко Л. С. Проза Всероссийского общества крестьянских писателей. Автореф. М., 1974. — 31 с.
  120. A.M. Иван Вольнов. В кн.: Иван Вольнов. Избранное: Повесть о днях моей жизни. Повести, рассказы, очерки.
  121. М. О Касаткине И.М.: Письма И. М. Касаткину (19 081 934) Новый мир, 1937, № 6, с. 14−21- Письма И. М. Касаткину (1909−1929). — Октябрь, 1956, № 6, с. 150−153.
  122. М. о С.П.Подъячеве: Горький М. Собр. соч. в 30-и т. Т.24. М., 1953, с. 238−242-
  123. Т.29. М., 1955, с. 325, 326, 327, 329, 332, 454−455- Т.30. — М., 1956, с. 119, 205.
  124. А. На трудном подъеме (о крестьянских писателях). Новый мир, 1926, J& 7, с. 132−157, Ге 8−9, с. 207 223.
  125. Be. Иван Касаткин. В кн.: Иван Касаткин. Путь-дорога: Избранные рассказы. — Ярославль, 1972, с. 5−12.
  126. С.Я. Я хочу жить! Об А.С.Неверове. На посту, 1924, JS I, с. 151−164.
  127. Н.Г. Творческий путь А.Неверова. Автореф. канд. дисс. Л., 1955. — 28 с.
  128. Л. Иван Вольнов. Жизнь и творчество. В кн.: Вольнов И., Рассказы. — М.: Никитинские субботники, 1927, с. 11−17.
  129. В.Г. о А.Неверове:
  130. Письмо А. Неверову от 15 июля 1912 г. Там же, с. 577.
  131. А. С.П.Подъячев. В кн.: С.П.Подъячев. Деревенские разговоры. — М.: Советский писатель, 1975, с. 5−18.
  132. А.В. Иван Вольнов. В кн.: Иван Вольнов. Рассказы. — М.: Никитинские субботники, 1927, с. 5−10.
  133. Львов-Рогачевский В.Л. А. Неверов. В кн.: Современные писатели в школе. — Л.: Госиздат, 1925, с. 157−172.
  134. Л.М. Творчество Ивана Касаткина. Автореф. канд. дисс., М., 1974. 21 с.
  135. Милокостенко Л.М. 0 содержательности жанра рассказа у
  136. М.В. Иван Вольнов:I885-I93I. Очерк жизни и творчества. Тула, Приок. кн. изд., 1966. — 112с.
  137. С.И. К оценке творчества С.П.Подъячева. -Уч. зап. Томского гос. ун-та, 1947, № 7, с. 132−142.
  138. G.H. Творчество С.П.Подъячева. Автореф. канд. дисс. Томск, 1955. — 15 с.
  139. А.С. М.-Л.: Никитинские субботники, 1931. -289 с.
  140. Неверов Александр Сергеевич. М.: Никитинские субботники, 1928. — 174 с.
  141. Неверов Александр: Из архива писателя. Исследования. Воспоминания. Куйбышев: Куйбыш. кн. изд-во, 1972. — 336 с.
  142. Е. За землю, за волю (книги А. Неверова). Новый мир, 1967, su 4, с. 204−213.
  143. В. Творчество Ивана Вольнова советского периода. Автореф. канд. дисс. М., 1970. — 22 с.
  144. Первого Всероссийского съезда крестьянских писателей. -М.-Л., 1930, с. 69−119.
  145. А. Писатель-самоучка И.М.Касаткин. Крестьянский журнал, 1927, В 8, с. 15−17- J& 10, с. 17−18.
  146. А. 0 крестьянском писателе С.П.Подъячеве. -Крестьянский журнал, 1927, .•? 6, с. II—12- J-6 7, с. 15- № 8, с. 15−16.
  147. А. Нормы критики и практики художника (А.Неверов о Б. Пильняке). В кн.: Проблемы истории критики и поэтики реализма. — Куйбышев, 1978, вып. 3, с. 23−38.
  148. В. Александр Неверов: Критико-биографический очерк. М.: Советский писатель, 1964. — 196 с.
  149. Смирнов-Кутачевский А. Из подмосковного угла. Печать и революция, 1928, JS 4, с. 100−107.
  150. Н.В. «Андрон Непутевый» А.Неверова. Труды Воронеж, гос. ун-та. Т. 59. 1957, с. 15−27.
  151. Н.В. Советская деревня 20-х годов в рассказах А.С.Неверова. Труды Воронеж, гос. ун-та, т. 51, вып. 2, 1958, с. 55−69.
  152. Н. Творческий путь А.Неверова. Автореф. канд. дисс. М., 1953. — 16 с.
  153. Н. Иван Касаткин. В кн.: Иван Касаткин. Передрассветом: Избранные рассказы. М.: Советская Россия, 1977, с. 3−27.
  154. И.С. Становление социально-бытовой повести в творчестве А.С.Неверова и Л. Н. Сейфуллиной первой половины 1920-х годов. Дисс. канд. филол. наук. — Калинин, 1981. 187 с.
  155. Л.И. Творчество А.Неверова. Русский язык в советской школе, 1930, I, с. 170−177.
  156. С. Жизнь и творчество С.П.Подъячева. Автореф. канд. дисс. М., 1953. — 16 с.
  157. Г. Иван Касаткин. Прожектор, 1924, J? 21, с. 2628.
  158. Н.Н. А.С.Неверов: Очерк жизни и творчества. Л.: Прибой, 1926. — 216 с.
  159. Г. Крестьянские писатели бедноты и середнячества. Русский язык в советской школе, 1931, is 2−3, с. 2428.
  160. Г. Художник деревни. Красная Новь, 1929, ^ II, с. 233−238.
  161. В. «Жизнь, жизнь, люблю тебя!» (К 90-летию со дня рождения Ивана Касаткина). Волга, 1970, lb 10, с. 143 151.
  162. В. Земля и революция. Дружба народов, 1965, В 5, с. 221−239.
  163. И.В. Творчество Ивана Вольнова. Автореф. канд.дисс., М., 1970. 19 с.
  164. Г. 0 крестьянском писателе Семене Подъячеве. -Новый мир, 1928, № 8, с. 180−184.
  165. П. Быт в произведениях А.Неверова Красная Новь, 1921, В 2, с. 328−333.
  166. П. Человек, художник. Волжская новь, 1940, гё 10, с. 252−265.
Заполнить форму текущей работой