Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника-педагога

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На втором этапе исследования (2002;2003 гг.) изучались методологическая и теоретическая основы современных педагогических технологий, осуществлялся анализ специальных публикаций, посвященных инновационным методам обучения, систематизировалась и научно обосновывалась концепция профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи, принципы использования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование использования профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в практике художника-педагога
    • 1. 1. Анализ интенсивных педагогических технологий. '
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы интенсификации обучения детей рисунку и живописи

    1.3 Специфика деятельности художника-педагога детских школ искусств и предпосылки использования в его практике профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи.

    Глава 2. Условия использования модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога.

    2.1 Модель профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи.

    2.2 Опытно-экспериментальное исследование эффективности использования модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности будущего художника-педагога малокомплектных детских школ искусств

Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника-педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общие тенденции развития образования на современном этапе, такие, как технологизация обучения, переход к активным методам и формам обучения с икл ючен нем элементов проблемности, поиск психолого-педагогических условий перехода к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим способам организации и управления учебным процессом, перенос акцента на познавательную деятельность обучаемого совпадают с принципами реформирования общего, художественного и профессионального образования, сформулированными в «Концепции общего и среднего образования», «Концепции развития художественного образования в Российской Федерации» и отраженными в государственных образовательных стандартах [27, 37, 38]. Из них мы считаем необходимым акцентировать внимание на следующих:

• гуманизация — усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества;

• демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся;

• дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;

• комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;

• распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучаемого;

• внедрение личностно-ориентированных методик художественнообразовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся.

Немаловажно, что внедрение «Концепции развития художественного образования в Российской Федерации» требует создания комплекса организационно-управленческих, социально-психологических, материально-технических и кадровых условий, в частности:

• повышение качества и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии российской художественной культуры, мирового опыта;

• повышение роли современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе.

В го же время, несмотря на насущность обновления системы художественного образования, декларируемого «Концепцией художественного образования РФ», динамика процесса реформирования этой системы не соответствует требованиям современности.

Начальным звеном специального художественного образования традиционно считаются образовательные учреждения массового художественного образования — детские школы искусств [112, 114], которые также относятся к системе дополнительного образования [43, 46, 194].

I Ipouecc обучения в детских школах искусств осуществляется под руководством художников-педагогов. Обучение изобразительному искусству осуществляется в форме групповых занятий, в отличие от обучения детей музыке, когда музыкант-педагог работает с учащимся индивидуально.

Деятельность художника-педагога в рамках традиционной системы обучения рисунку и живописи изначально не направлена на интенсивность учебного процесса, так как подразумевается, что уровень художественного развития учащихся обеспечивается достаточно жестким отбором на вступительных экзаменах. В ситуации, когда в детскую художественную школу все же поступает ребенок с недостаточным уровнем первоначальной подготовки, традиционная сис1ема художественного образования в условиях группового обучения не может обеспечить полноценное художественное развитие такого учащегося.

Между тем прием детей на художественные отделения региональных детских школ искусств осуществляется без вступительных экзаменов или на основе экзаменов с минимальными требованиями, что, с одной стороны, обеспечивает доступность обучения всем желающим, но, с другой стороны, налицо слабая начальная подготовка поступающих, группы художественного отделения формируются по принципу малокомплектности. Вступительные экзамены в региональные учреждения среднего специального и среднего профессионального образования, в частности на художественно-педагогические специальности, ежегодно выявляют низкий уровень подготовки выпускников художественных отделений региональных детских школ искусств, что, в свою очередь, сказывается на подготовке кадров для учреждений культуры и искусства.

Таким образом, актуальность исследования диктуется потребностью интенсификации обучения детей рисунку и живописи в региональных школах искусств, что обуславливает совершенствование процесса профессиональной подготовки специалиста — художника-педагога, владеющего моделью профессиональных педагогических технологий.

Специальная подготовка детей, осуществляемая художниками-педагогами в региональных детских школах искусств, сегодня затруднена в связи с имеющимися противоречиями:

• между требованиями общества к художественному образованию детей и его реальным состоянием;

• между высокими требованиями к результативности процесса обучения и недостаточной научно-методической и, в том числе, технологической обеспеченностью этого процесса;

• между современными требованиями к профессиональной подготовке художника-педагога и его реальным педагогическим уровнем.

Выявленные противоречия подвели нас к выводу о сложности, актуальности, практической значимости проблемы нашего исследования — использования профессиональных педагогических технологий интенсификации. обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога детских школ искусств.

Степень научной разработанности проблемы.

Специального научного исследования проблемы использования профессиональных педагогических технологий в становлении практической деятельности художпика-педагога до настоящего времени не проводилось. Анализ научной литературы и специальных исследований показал, что подход к обучению детей рисунку и живописи посредством профессиональных интенсивных технологий, как и использование модели этих технологий в подготовке будущих художников-педагогов, не применялись.

Психологическую основу научного подхода нашего исследования к современным педагогическим технологиям составили работы JL И. Божович, JI. С. Выготского, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, JI. В. Занкова, И. А. Зим-ией, А. Н. Леонтьева, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина.

Большое влияние на наше исследование, на его методологическую основу в области психологии изобразительного искусства, эстетического воспитания и обучения изобразительному искусству оказали основополагающие научные труды Н. Н. Волкова, Е. И. Игнатьева, В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Н. Н. Ростовцева, А. Е. Терентьева.

Формированию философско-психолого-педагогических основ нашего исследования способствовали работы, посвященные вопросам творчества и искусства в философском и культурологическом аспектах, профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля А. А. Аронова, Н. К. Баклановой, О. А. Блоха, В. А. Волобуева, JL С. Зориловой, Н. А. Слядне-вой, В. И. Черниченко, В. М. Чижикова.

В плане использования интенсивных технологий в процессе обучения детей основополагающими работами для научного обоснования нашего исследования явились педагогические труды Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, JI. Н. Ланды, М. И. Махмутова, П. И. Пидкасистого, Л. Ф. Спирина, Г. К. Селевко, В. П. Симонова, И. С. Якиманской.

Работая над авторской моделью педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи, мы ознакомились с исследованиями, посвященными использованию различных педагогических технологий в различных областях знаний и на различных ступенях общего образования Е. В. Блохиной, Н. Д. Жариновой, Е. В. Огородникова, И. А. Полушкина, Е. В. Сове-товой, О. М. Соколенко, Т. Г. Суминой, Н. А. Шерстневой.

Особый интерес для нашего исследования представили посвященные вопросам проектирования, использования и оценке эффективности педагогических технологий в профессиональном и специальном образовании работы Н. В. Бабушкиной, А. Г. Казаковой, Т. Н. Крыгиной, А. И. Науменков подготовке будущих учителей — работы Н. В. Гуляева, Т. И. Карякина, В. Г. Колесникова, Д. В. Легенчука, И. В. Ратова, О. Ю. Скрябина.

В аспекте подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования, в том числе специалистов художественного образования и художников-педагогов нас заинтересовали работы Е. В. Баталиной-Корневой, Е. И. Веселовой, Е. Г. Вотиновой, Г. Д. Выхристюк, О. М. Гущиной, О. Т. Дзампаевой, Л. А. Додоновой, Л. А. Ивахновой, О. А. Козыревой, И. А. Лахти-иой, Н. Ю. Павловой, Е. II. Поляковой, И. Н. Туманова, М. В. Финько, Н. В. Шайдуровой.

В своем исследовании, направленном на обоснование и разработку модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи мы опирались на обосновывающие инвариантную технологическую основу интенсивной системы обучения работы М. А. Бонда-ренко, Т. А. Мамигоновой.

Большую помощь в определении системно-функционального подхода к построению деятельности художника-педагога нам оказали труды Г. Г. Вино-1 радовой, Т. С. Комаровой, Н. П. Костерина, О. А Керимшеевой, В. М. Козлова, В. Б. Косминской, Т. И. Кутеповой, Г. Н. Ли, Л. Г. Медведева, Н. П. Никаноро-вой, Г. И. Орловского, Н. М. Сокольниковой, В. И. Страхова, Н. И. Ткаченко, Н. Б. Халезовой, А. С. Щипанова.

Рассматривая детскую школу искусств как учреждение культуры и искусства, относящееся и к системе профессионального, и дополнительного образонация, мы не могли обойти специальные, заслуживающие нашего внимания работы В. А. Березиной, Т. Д. Жалсановой, JI. Ю. Ляшко, Р. Е. Минасяна, Н. А. Морозовой, В. Г. Федотовой, JI. Н. Ходуновой, Т. В. Челышевой, а также работы, раскрывающие проблемы творческого развития личности и освещающие вопросы обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования Е. Н. Бауман, О. А. Левченко, О. П. Медведевой, С. Б. Михайловой, О. Ю. Михалевой, Н. X. Талипова, Т. А. Юшко и др.

Особое наше внимание привлекли труды, посвященные вопросам образовательного процесса в условиях малокомплектных школ, в том числе, обучения детей изобразительному искусству Т. Ф. Беляева, В. С. Кузина, Э. И. Кубышки-ной, И. М. Сокольниковой, Г. Ф. Суворовой, Т. Я. Шпикаловой.

Мы должны констатировать, что использование профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи не освещается ни в одной из опубликованных на сегодняшний день работ.

Нами изучены диссертационные исследования, направленные в целом на совершенствование обучения изобразительному искусству в системе общего образования (И. М. Аганов, С. В. Аранова, С. И. Назарова, Л. Г. Савенкова, Ю. А. Фильчакова), посвященные вопросам эстетического воспитания, развитию личности и творческих способностей учащегося (М. С. Аромштам, Н. Ф. Бабина, 10 Ф. Ка1ханова, Н. В. Киреева, А. И. Савенков, Т. А. Сидорчук, Н. М. Сокольникова, Т. А. Суханова, И. Л. Левин, Н. А. Лепская, Н. В. Литвинова, Л. С. Нерсисян, Л. А. Устинова-Баранова).

Основная масса исследований, посвященных вопросам обучения детей изобразительному искусству, направлена на исследование младшего школьного, в лучшем случае, раннего подросткового периода (в том числе Г. А. Горбунова, Н. Б. Гущина, Н. В. Долгоаршинных, В. П. Копцев, Л. В. Лобейко, Л. П. Малиновская, И. Л. Медведева, Е. А. Никольская, Е. М. Новиков, В. А. Панти-ков, Д. В. I ]отемкина, С. П. Рощин, Е. К. Ривина, А. П. Сухарева и др.).

Достаточно широко, на наш взгляд, представлены исследования в области среднего и высшего художественного образования, также рассматривающие отдельные методы и средства обучения изобразительному искусству и педагогические условия их применения (В. Е. Багдасарова, А. Н. Витковский, А. В. Данилов, А. В. Екатеринушкина, К. X. Карамова, Ю. Ф. Катханова, В. Н. Кле-шев, В. В. Морозова, Г. М. Москвина, Д. М. Оверчук, JI. И. Панкратова, JL П. Саксонова, II. Е. Симонова, А. И. Сухарев, Е. JL Толстых, JI. Н. Устенко, Е. С. Хусаинов, Т. О. Чедия, А. И. Яншин и др.).

Тем не менее, отрадно отметить, что существуют работы, направленные на изучение возможностей использования педагогических технологий для обучения творческим дисциплинам юношества и взрослых, их личностно-профессионального развития. Интересно в этом плане диссертационное исследование В. В. Бондаревой «Технология личностно-профессионального развития творческого педагога (на материале интегративного курса „Изобразительное искусство и художественный труд“)».

Особый интерес представляет для нас исследование О. Д. Картавцевой на тему «Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте». Тщательный сравнительный анализ исследования О. Д. Картавцевой и нашего исследования показывает, что, как и сама формулировка темы исследования, так и все его составные, включая цель исследования, объект, предмет, гипотезу, задачи и, тем более, положения, выносимые на защиту, между собой не стыкуются, имеют существенные отличия. Они оригинальны.

По своему назначению нас не могла не заинтересовать работа Н. А. Семина «Методика и технология преподавания изобразительного искусства». Знакомство же с данной работой позволило сделать вывод о том, что содержание совершенно не раскрывает самого названия работы. Нам не удалось обнаружить сколько-нибудь значительный материал, отвечающий специфике использования технологий в обучении изобразительному искусствупо сути, работа представляет собой описание учебной программы с методическими рекомендациями, являющимися результатом преподавательского опыта автора работы.

В результате анализа приведенных исследований мы пришли к выводу, что проблема использования профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога не была предметом специального рассмотрения, что и обусловило выбор рассматриваемой темы: «Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника-педагога».

С учетом сказанного была сформулирована следующая цель исследования: рафабогать модель профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи для использования в становлении практической деятельности художника-педагога детской школы искусств.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов к практической деятельности в качестве художника-педагога детской школы искусств.

Предмет исследования: процесс использования модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности будущего художника-педагога малокомплектных детских школ искусств Чукотского АО.

В качестве гипотезы исследования выступали предположения о том, что использование профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога повысит ее эффективность, если:

• будут определены теоретические основы профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи;

• будет установлена специфика деятельности художника-педагога и выявлены предпосылки использования профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в практической деятельности художника-педагога детских школ искусств;

• будет разработана модель профессиональных педагогических технолог ий интенсификации обучения детей рисунку и живописи для использования в становлении практической деятельности художника-педагога;

• будут определены условия использования модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие основные задачи исследования:

1) определить теоретические основы профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи;

2) выявить специфику деятельности художника-педагога детских школ искусств и предпосылки использования в его практической деятельности профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи;

3) разработать и экспериментально обосновать модель профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи для использования в становлении практической деятельности художника-педагога малокомплектных детских школ искусств;

4) сформулировать условия эффективного использования модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога малокомплектных детских школ искусств Чукотского АО.

Теоретико-методологической основой работы явились: концептуальные положения диалектико-материалистической философии о ведущей роли деятельности в развитии личности, о диалектическом единстве теории и практикиобщенаучные принципы системного и деятельностного подходовтеории системно-комплексного, личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явленийассоциативно-рефлекторная концепция обученияобщие основы теории управлениясистемный подход к управлению педагогическим процессом.

Раскрывая научно-теоретическую базу исследования, мы опирались на концепцию деятельностной модели обучения, основывающейся на теории деятельности А. Н. Леонтьева, поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и теории управления познавательной деятельностью Н. Ф. Талызинойна концепцию развивающего обучения, признающую за обучением решающую роль в развитии ребенка, обоснованную в трудах Л. С. Выготского, Г1. Я Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эль-конипана методы программированного обучения и алгоритмизации В. П. Бес-малькона технологические принципы педагогических технологий В. П. Бес-палько, И. П. Волкова, Д. Б. Эльконина — В. В Давыдова, Л. В. Занкова, А. А. Окунева.

Исследуя проблему использования в становлении практической деятельности художника-педагога профессиональных педагогических технологий обучения детей рисунку и живописи, мы опирались на основополагающие труды в области психологии изобразительного искусства, теории эстетического воспитания и художественного образования, методики обучения различным дисциплинам изобразительного искусства О. А. Авсияна, Н. Н. Анисимова, Г. В. Беда, II. II. Волкова, И. П. Игнатьева, В. С. Кузина, С. П. Ломова, Н. Н. Ростовцева, А. Ь Герешьева, Е. В. Шорохова, А. П. Яшухина.

Цель и задачи исследования

определили характер теоретических и эмпирических методов.

Теоретические методы включали:

• широкое изучение и анализ специальной философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблемам исследования;

• анализ нормативной и учебно-методической документации для учреждений культуры и искусства, а также детских образовательных учреждений культуры системы дополнительного образования (детские художественные школы и детские школы искусств);

• общетеоретические методы анализа, синтеза, теоретического моделирования.

Эмпирические методы включали:

• анализ опыта работы художников-педагогов детских школ искусств Чукотского АО в области обучения рисунку и живописи;

• наблюдение за практической работой художников-педагогов и учащихся на учебных занятиях в рамках констатирующего и формирующего экспериментов;

• беседы с художниками-педагогами, учащимися и их родителями;

• анкетирование учащихся классов изобразительного искусства детских школ искусств Чукотского АО;

• устный опрос и тестирование учащихся и их родителей;

• модульное структурирование этапов исследования по теме «Изучение светотеневой моделировки формы» содержания обучения рисунку и живописи;

• составление матричного анализа итогового контроля выполнения учебных заданий учащимися экспериментальных и контрольной групп;

• опытно-экспериментальная работа, методы педагогических измерений в системе художественного образования.

Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе исследования (1993;2002 гг.) в процессе практической преподавательской работы в детской школе искусств и Чукотском национальном колледже искусств г. Анадырь нами осуществлялся поиск эффективных методов и средств интенсификации обучения детей и студентов специальностей «Живопись» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» дисциплинам изобразительного искусствавыявлялась и уточнялась специфика практической деятельности художника-педагога, его роль в процессе обучения детей различным предметам изобразительного искусствауточнялась методика обучения изобразительному искусству в детской школе искусств, и определялись пути ее освоения студентами в процессе профессиональной подготовкина практике вырабатывались и обосновывались принципы будущей модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи, выявлялись особенности практической деятельности художника-педагога по реализации этой модели. Изучалось и подвергалось анализу общее состояние обучения изобразительному искусству в региональных детских школах искусствизучалась нормативная база исследования. Был осуществлен констатирующий эксперимент. В результате данного этапа был систематизирован обширный практический материал, установлено объективное состояние обучения художниками-педагогами детей изобразительному искусству в малокомплектных детских школах искусств Чукотского АО, сформированы эмпирические основы будущей модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи, общие основы ее использования в становлении практической деятельности художника-педагога.

На втором этапе исследования (2002;2003 гг.) изучались методологическая и теоретическая основы современных педагогических технологий, осуществлялся анализ специальных публикаций, посвященных инновационным методам обучения, систематизировалась и научно обосновывалась концепция профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи, принципы использования профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога малокомплектных детских школ искусств. Был уточнен категориальный аппарат исследования, скорректирована программа и методика проведения эксперимента, разработан экспериментальный дидактический материал, подготовлен и проведен формирующий эксперимент. Результаты этого этапа исследования отражены в публикациях «Методика процесса обучения изобразительным дисциплинам» (2003 г. — 7 с.) и «Современные педтехнологии в интенсификации обучения творческим дисциплинам» (2003 г. — 10 е.).

На третьем этапе исследования (2004;2005 гг.) был полностью систематизирован материал формирующего эксперимента, проведен его анализ, сделаны выводы. На основе теоретико-методологического анализа и экспериментальных исследований была систематизирована совокупность научных положений начального звена системы художественного образования, уточнены базовые понятия по проблеме, представлена модель профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи. По итогам эксперимента разработаны условия эффективного использования модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога малокомплектных детских школ искусств Чукотского АО. Результатом третьего этапа исследования стали публикации «Некоторые аспекты интенсификации процесса обучения изобразительному искусству» (2004 г. — 6 с.) и «Педагогические технологии в интенсификации обучения изобразительному искусству» (2004 г. — 18 е.).

Базой исследования выступили 2 региональных учреждения среднего профессионального образования — Чукотский национальный колледж искусств и Чукотский многопрофильный колледж, 5 детских школ искусств Чукотского АО (Анадырская базовая детская школа искусств г. Анадырь, детская школа искусств п. Угольные Копи, детская школа искусств п. Эгвекинот, муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Билибино, детская школ искусств г. Певек), а также 2 детские художественные школы г. Москвы (детская художественная школа № 1 им. В. А. Серова и Краснопресненская детская художественная школа). Формирующий эксперимент проводился на базе Анадырской базовой детской школы искусств, классов школы одаренных детей при Чукотском национальном колледже искусств г.

Анадырь и Чукотского национального колледжа искусств (специальность 0512 «Живопись», специализация 0512.01 «Станковая живопись») г. Анадырь.

Общее количество респондентов, охваченных исследованием, составляет 199 человек.

Нами лично была осуществлена подготовка, организация и проведение экспериментального исследования на всех указанных базах.

Научная новизна проведенного нами исследования заключается в том, что:

1. Сформулирована научная идея обучения рисунку и живописи на основе модели профессиональных педагогических технологий интенсификации, развивающая теорию художественного образования.

2. Концепция педагогических технологий в процессе обучения обогащена новыми фактами, поскольку исследование проводилось на предметном и методическом материале предметов «Рисунок» и «Живопись».

3. Обоснована теория использования в становлении практической деятельности художника-педагога модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи.

4. Введено понятие профессиональных педагогических технологий.

5. Выявлены условия эффективного использования модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога малокомплектных детских школ искусств Чукотского АО.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Проведен анализ психологической, педагогической и специальной научной литературы и публикаций по проблеме исследования, на основе которого сформулированы: теоретические основы модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописипринципиальные основы практической деятельности художника-педагога с использованием этой модели.

2. Изложены научно-обоснованные аргументы по вопросу использования профессиональных педагогических технологий в становлении практической деятельности художника-педагога.

3. Сформулированы закономерности обучения детей рисунку и живописи на основе модели профессиональных педагогических технологий интенсификации в системе отечественного художественного образования.

4. Полноценно изложены явления педагогической действительности, которые составляют специфику практических действий художника-педагога малокомплектных детских школ искусств Чукотского АО.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в следующем:

• разработана и экспериментально обоснована модель профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения рисунку и живописи;

• разработаны и внедрены научно-обоснованные методические рекомендации по использованию модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога малокомплектных детских школ искусств;

• основные идеи, положения, указанные методические рекомендации могут быть использованы в техникумах, училищах, колледжах, а также в системе дополнительного профессионального образования преподавателей;

• материалы диссертационного исследования представляют собой основу для разработки курсов повышения квалификации художников-педагогов детских школ искусств округа и преподавателей других детских учреждений дополнительного художественного образования;

• нормативный и наглядный материал модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи собран, систематизирован и размещен на электронных носителях, что позволяет использовать его для дистанционного обучения.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических посылок исследования, разнообразием источников информации и реализации комплексной методологии исследования, адекватной его логике и научному аппарату. Апробация эмпирического материала в региональных учреждениях среднего профессионального образования и детских школах искусств, сообщение на научно-практической конференции позволили осуществить сравнительный анализ полученных данных. Репрезентативность результатов исследования обеспечивается масштабом и глубиной апробации. Процент выборки от генеральной совокупности в нашем исследовании составляет 29%.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретические основы профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи.

2. Специфика деятельности художника-педагога и предпосылки использования профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения в практике художника-педагога детских школ искусств.

3. Модель профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи для использования в становлении практической деятельности художника-педагога малокомплектных детских школ искусств.

4. Условия эффективного использования модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога малокомплектных детских школ искусств Чукотского АО.

Апробация диссертационного исследования осуществлялась на научно-практической конференции «Использование инновационных технологий в целях формирования образовательного пространства Чукотского многопрофильного колледжа» г. Анадырьна заседании кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусствв ходе педагогической практики со студентами МГУКИ по специальностям «Социальный педагог», «Педагог-психолог». Выступления освещали актуальность исследованияего основные положениярезультаты исследования, отраженные в диаграммахвыводытеоретическую и практическую значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования внедрены:

1) в учебный процесс сначала Чукотского национального колледжа искусств, а затем и Чукотского многопрофильного колледжа: в основу учебных предметов «Рисунок» и «Живопись», (специальности 0512 «Живопись» и 0515 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы») — в основу предмета «Методика обучения ИЗО» и педагогическую практику (специальность 0512 «Живопись», специализация 0512.01 «Станковая живопись»);

2) в детские школы искусств Чукотского автономного округа: муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Билибино, Эгвекинотскую детскую школу искусств.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Список литературы

включает 213 наименований.

Выводы по второй главе.

1. Авторская модель профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи явилась итогом обобщения практического опыта на основе теоретико-методологического анализа психолого-педагогической и специальной литературы, представляет собой сочетание содержательно-функциональной основы и процессуальной составляющей, содержит в себе методические рекомендации в адрес художников-педагогов. Содержательно-функциональная основа включает в себя субъектов процесса обучения (художника-педагога и ученика), содержание обучения, самостоятельную работу обучаемого, образовательную среду, общую эстетическую направленность деятельности субъектов процесса обучения. Процессуальная составляющая включает в себя развитие содержательно-функциональной основы модели авторской технологии, разворачивающееся по спирали, и управление этим развитием (цель обучения, систему контроля и коррекции, определяющую методы, формы и средства обучения, результат обучения).

2. Практическая значимость авторской модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи обусловлена введенными в нее практическими рекомендациями художнику-педагогу по ее’реализации, сформулированными на основе’сдеданных нами теоретических выводов и обобщения практического преподавательского опыта художников-педагогов малокомплектных детских школ искусств Чукотского АО.

3. Данные, полученные в результате констатирующего эксперимента, подвели нас к выводу о необходимости внедрения в учебный процесс, а значит и в подготовку художников-педагогов детских школ искусств модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения рисунку и живописи, включающей методическое, в том числе и наглядное, обеспечение образовательного процесса, которая позволит повысить общий уровень профессионального обучения детей в региональных малокомплектных детских школах искусств.

4. В ходе экспериментального исследования определена методика и методическое обеспечение эффективного использования авторской модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практики художника-педагога.

5. Результаты экспериментального исследования подтвердили эффективность использования авторской модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности будущего художника-педагога малокомплектных детских школ искусств.

6. По результатам проведенного исследования были выявлены условия эффективного использования данной модели в становлении практической деятельности художника-педагога малокомплектных детских школ искусств Чукотского АО, связанные с особенностями авторской модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи.

Заключение

.

Художественное образование — один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства [38].

Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает педагогическим коллективам учебных заведений возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские, разрабатывать различные варианты содержания обучения, использовать возможности современной дидактики в повышении эффективности образовательного процесса, внедрять научно-обоснованные идеи и технологии, адекватные уровню общественного знания. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Это вызывает к жизни потребность подготовки художников-педагогов, владеющих не только общепрофессиональными и специальными знаниями, умениями и навыками, но и основами педагогических технологий, умеющих использовать их в процессе обучения детей творческим дисциплинам. Это и обусловило разработку авторской модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи для использования в становлении практической деятельности художника-педагога детской школы искусств.

Мы считаем, что авторская модель профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения рисунку и живописи, теоретически обоснованная и экспериментально подтвержденная в нашем исследовании, выступает своего рода связующим звеном различных педагогических систем и технологий интенсивного обучения, позволяющих реализовывать в практике преподавания малокомплектных детских школ искусств новые формы, дополнительные и альтернативные государственной системе образования, что является выражением потребностей современного этапа развития отечественного художественного образования.

Научная новизна проведенного нами исследования заключается в том, что сформулирована научная идея обучения рисунку и живописи на основе модели профессиональных педагогических технологий интенсификации, развивающая теорию художественного образованияконцепция педагогических технологий в процессе обучения обогащена новыми фактами, поскольку исследование проводилось на предметном и методическом материале дисциплин «Рисунок» и «Живопись" — обоснована теория использования в становлении практической деятельности художника-педагога модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописивведено понятие профессиональных педагогических технологийвыявлены условия эффективного использования модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога малокомплектных детских школ искусств Чукотского АО.

В диссертации проведен анализ психологической, педагогической и специальной научной литературы и публикаций по проблеме исследования, на основе которого сформулированы: теоретические основы модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи и принципиальные основы практической деятельности художника-педагога с использованием этой моделиизложены научно-обоснованные аргументы по вопросу использования профессиональных педагогических технологий в становлении практической деятельности художника-педагогасформулированы закономерности обучения детей рисунку и живописи на основе модели профессиональных педагогических технологий интенсификации в системе отечественного художественного образованияполноценно изложены явления педагогической действительности, которые составляют специфику практических действий художника-педагога малокомплектных детских школ искусств Чукотского АО, что составляет теоретическую значимость исследования.

В работе также обоснована и на основе блочно-модульного метода сконструирована авторская модель профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи для использования в становлении практической деятельности художника-педагога детских школ искусств, выступающая единством педагогической теории и практики. Принципиальной основой авторской модели явились технологические методы и средства интенсификации обучения. Структурно авторская модель представлена функционально-содержательной основой и процессуальной составляющей и такими элементами, как цель и задачисубъекты обучениясодержание обученияметоды, формы и средствасамостоятельная работа обучаемогообучающая средаобщая эстетическая направленность деятельностисистема контроля и коррекциирезультат.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

Использование авторской модели в обучении детей рисунку и живописи в детских школах искусств заметно ускорило, по сравнению с традиционным обучением, процесс усвоения учащимися знаний, умений и навыков, приобретение навыков самостоятельной познавательной деятельности на основе общего способа действий по выполнению изобразительной работы. Немаловажно, что повысилось качество этих знаний, умений и навыков, отраженное в результатах итогового контроля выполнения детских изобразительных работ и анкетирования учащихся экспериментальных групп. Характерно, что авторская модель содержит в себе возможность обучать детей различного возраста и уровня подготовки, что неоценимо в условиях малокомплектных школ.

Проведение будущими художниками-педагогами экспериментальных занятий в рамках педагогической практики на основе авторской модели и введенных в нее рекомендаций продемонстрировало эффективность ее использования в становлении практической деятельности художника-педагога. Благодаря тому, что авторская модель внедрена в процесс обучения самих студентов по предметам «Рисунок» и «Живопись» и способствует развитию как профессиональных, так и личностных их качеств, ее эффективность усиливается. Она выступает необходимым инструментарием деятельности будущего художникапедагога в условиях малокомплектных детских школ искусств не только по осуществлению учебно-воспитательного процесса, но и по саморазвитию, поскольку содержит принципиальные теоретические и практические основы художественно-педагогической деятельности. Авторская модель служит реализацией введенного нами принципа успешности, позволяя студентам достичь видимых положительных результатов в работе с детьми уже в рамках педагогической практики, что способствует укреплению их профессиональной устойчивости.

Экспериментальное исследование позволило выявить следующие условия эффективности использования авторской модели в становлении практической деятельности художника-педагога: практическая реализация системы интенсивного обучения детей рисунку и живописи, сконцентрированной в авторской модели, эффективной и в условиях малокомплектных детских школ искусств Чукотского АОвыполнение методических рекомендаций по реализации системы интенсивного обучения детей рисунку и живописи, содержащихся в авторской моделиприменение разработанного научно-методического обеспечения процесса обучения рисунку и живописи на основе авторской моделиналичие методики обучения рисунку и живописи, являющейся составной частью авторской модели, направленной на формирование творческой личности обучаемого посредством освоения содержания предмета и определяющей особенности инвариантной структуры учебного занятия, методов, форм и средств обучения, системы контроля.

Таким образом, мы считаем, что поставленная в данном исследовании цель достигнута, задачи решены.

Нами разработаны и внедрены научно-обоснованные методические рекомендации по использованию модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога малокомплектных детских школ искусств. Мы считаем, что предложенные в данной работе основные идеи, положения, методические рекомендации могут быть использованы в техникумах, училищах, колледжах, в системе дополнительного профессионального образования преподавателей, послужить основой для разработки курсов повышения квалификации художников-педагогов детских школ искусств округа и преподавателей других детских учреждений дополнительного художественного образования, а также использоваться для дистанционного обучения. Все это в целом представляет практическую значимость нашего исследования.

Данное диссертационное исследование является завершенным этапом работы, но не исчерпывает полностью проблемы использования в становлении практической деятельности художника-педагога профессиональных педагогических технологий обучения детей рисунку и живописи. Научно-теоретический и практический интерес представляет разработка вариантов применения аналогичных или альтернативных технологических моделей не только в профессиональной подготовке художников-педагогов, но в их практической деятельности по обучению детей дисциплинам изобразительного цикла, как в детских школах искусств, так и в студиях и общеобразовательных школах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Натура и рисование по представлению: Учеб. пособие. М.: Изобразительное искусство, 1985. — 152 с.
  2. Ю. П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994. — 608 с.
  3. Актуальные проблемы профессионального образования: сборник тезисов и статей / Моск. гос. ун-т культуры и искусств: Моск. ком. образования. -М.: МГУКИ, 1999.-58 с.
  4. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990. — 559 с.
  5. И. П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 160 с.
  6. Н. Н. Основы рисования. М.: Стройиздат, 1974. — 158 с.
  7. О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. — М.: Экономика, 1991. 415 с.
  8. С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. Спб.: КАРО, 2004. — 176 с.
  9. А. А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции (1917- 1939 гг.): Дис. .д-ра культурологии: 24.00.02-М., 1999.-232 с.
  10. А. А. Загадки творчества: Учеб. пособие для студ. вузов культуры и искусств. М.: Международная педагогическая академия, 2004. — 170 с.
  11. В. В. Педагогические технологии управления учебно-познавательной деятельностью студентов / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. 272 с.
  12. Ю. К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  13. Н. В. Проектирование технологии профессионального обучения с применением учебно-диагностического комплекта: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08-Ижевск, 2001.- 170 с.
  14. Н. К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля: Дис. .д-ра пед. наук: 13.00.05- 13.00.01-М., 1997.-545 с.
  15. Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «черчение, рисование и труд». 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981.-239 с.
  16. Т. Ф. Изобразительное искусство в малокомплектной школе. -М.: Просвещение, 1969.— 143 с.
  17. В. П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. — Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977. 304 с.
  18. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995.-218 с.
  19. В. П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
  20. В. Ф. Педагогические технологии в учебных заведениях профессионального образования: В помощь преподавателю. Челябинск: Юж.-Ур. науч.-образоват. центр РАО, 2001. — 31 с.
  21. О. А. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся-музыкантов: Дис. .д-рапед. наук: 13.00.02- 13.00.08-М., 2004.-625 с.
  22. JI. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. -209 с.
  23. JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  24. JI. И. Этапы формирования личности в онтогенезе.// Вопросы психологии, 1979. № 2. С. 30−56.
  25. В. В. Технология личностно-профессионального развитиятворческого педагога (На материале интегративного курса «Изобразительное искусство и художественный труд»): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 — Волгоград, 2002. 202 с.
  26. М. А. Интенсивное обучение как модуль дидактической системы: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01. Тула, 2003.-249 с.
  27. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  28. Г. Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980. — 144 с.
  29. С. М. Профессиональное образование: словарь. М.: НМЦ СПО, 1999.-538 с.
  30. Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-507 с.
  31. Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965. — 216 с.
  32. В. А. Исследование искусства в западной эстетике: Эволюция методологии: Дис. .д-ра философских наук: 09.00.04 -М., 2001. 296 с.
  33. Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Межвузовский сборник научных трудов. / Рост. н/Д гос. пед. ин-т- Редкол.: Беда Г. В. (отв. ред.) и др. Ростов н/Д: РГПИ, 1990. — 143 с.
  34. JI. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. -5-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство «Лабиринт», 1997. — 416 с.
  35. JI. С. Психология развития ребенка.- М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо. 2003.-512 с.
  36. П. Я. Введение в психологию. М.: Книжный дом «Университет», 1999.-332 с.
  37. Е. С. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Художественное образование и воспитание: Сборник материалов / Отв. ред. Е. С. Губерштро. Владивосток: Изд-во «ВИТ», 2003. -с. 7−14.
  38. О. М. Система инновационных информационных технологий в формировании профессиональной компетенции учителя (На примере подготовки учителя изобразительного искусства): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Тольятти, 2003. — 213 с.
  39. Т. А., Поличка Н. П. Информационное обеспечение преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях: Материалы для завучей и учителей. — Вып. 1. Хабаровск: Дальневосточный центр развития образования, 1996. — 46 с.
  40. В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  41. А. Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для вузов. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. — 199 с.
  42. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-256 с.
  43. Живопись: Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств / Т. М. Проненко / На-уч.-метод. центр по худож. образованию Мин-ва культуры РФ. М., 2002. -32 с.
  44. В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. Пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208 с.
  45. Закон российской Федерации «Об образовании». — М.: Астрель: ACT: Про1. Профиздат, 2005. 64 с.
  46. JI. В. Избранные педагогические труды / Сост. М. В. Зверева и др. М.: Дом педагогики, 1999. — 606 с.
  47. И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2002. — 384 с.
  48. В. П., Стасевич В. Н. Творчество в учебном рисунке: Учеб. пособие. Ростов н/Д: РГПИ, 1989. — 50 с.
  49. В. И. Изобразительная деятельность средство познания предметно-пространственной среды. — Харьков: Основа, 1991. — 88 с.
  50. С. И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 128 с.
  51. Л. С. Духовные идеалы личности: Теория, история и современные проблемы формирования: Дисс. .д-ра культурологии, 24.00.01, 13.00.01 -М., 1999.-506 с.
  52. Ю. Б. Организация современного урока: Кн. для учителя / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  53. Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. — 2-е изд., доп. М.: Учпедгиз, 1961.-223 с. ,
  54. Изобразительное искусство в 1 4 классах малокомплектной начальной школы: Пособие для учителя / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина, Т. Я. Шпика-лова-М.: Просвещение, 1988. — 110 с.
  55. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981.-96 с.
  56. А. Г. Современные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании преподавателей. — М.: Изд-во ИПО Профиздат, 2000. 200 с.
  57. О. Д. Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01. — Ростов н/Д, 1999. — 172 с.
  58. Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: Теория и практика. М.: Русский язык, 1992. — 254 с.
  59. Ю. М. Рисунок и живопись: Учеб. пособие. 4-е изд., стереотип. -М.: Высшая школа- Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  60. М. В. Инновации в мировой педагогике. — Рига: НПЦ Эксперимент, 1995.- 176 с.
  61. М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. (Анализ зарубежного опыта). М.: Знание, 1989. — 75 с.
  62. В. Н. Активизация процессов обучения на занятиях живописью и композицией по разделу «Натюрморт»: Автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Моск. гос. пед. ун-т им. В. И. Ленина- Ростов, гос. пед. ун-т. -Ростов н/Д, 1995.- 17 с.
  63. Н. М. Методика процесса обучения изобразительным дисциплинам. // Художественное образование и воспитание: Сборник материалов. / Отв. ред. Е. С. Губерштро. Владивосток: Изд-во «ВИТ», 2003. — с. 88 -95.
  64. Н. М. Некоторые аспекты интенсификации процесса обучения изобразительному искусству. // Созидательная миссия культуры: Сб. молодых ученых. М.: МГУКИ, 2004. — с. 264 — 270.
  65. Н. М. Современные педтехнологии в интенсификации обучения творческим дисциплинам. // Науки о культуре: современный статус. — 4.1. М.: МГУКИ, 2003. — с. 43 — 53.
  66. Н. Н. Педагогические технологии формирования позитивной Я -концепции у студентов вуза: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Казань, 2003.- 182 с.
  67. А. Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965. — 288 с.
  68. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.
  69. В. М. Модель специалиста-учителя изобразительного искусства: Монография. / Моск. пед. гос. ун-т. — М.: Прометей, 2001. 208 с.
  70. О. А. Инновационные образовательные технологии в подготовке специалистов в условиях колледжа: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 -М., 2001.- 132 с.
  71. В. Г. Организационно-педагогические условия реализации технологии концентрированного обучения в педагогическом колледже: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Казань, 1998. — 183 с.
  72. А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. Спб.: КАРО, 2004. — 368 с.
  73. Т. С. Обучение детей технике рисования. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1976. — 157 с.
  74. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. Е. И. Пассова, В. В. Царьковой. — М.: Просвещение, 1993. 250 с.
  75. Н. П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание» и № 2010 «Воспитание в до-школ. учреждениях». М.: Просвещение, 1980. — 272 с.
  76. В. В. Содержание образования. М., 2001. — 118 с.
  77. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Сов. художник, 1965.-191 с.
  78. Т. В. Проблемное обучение истоки, сущность, перспективы.- М.: Знание, 1991.-224 с.
  79. В. С. Вопросы изобразительного творчества. — М.: Просвещение, 1971.- 144 с.
  80. В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник для студ. сред. спец. учеб. заведений и худож.-граф. фактов пед. ин-тов и ун-тов 3-е изд., перераб. и доп. -М.: АГАР, 1998 — 334 с.
  81. В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. — 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1977. — 207 с.
  82. В. С. Психология. Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: АГАР, 1999.-304 с.
  83. Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Д.: Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова, 1970. 114 с.
  84. Т. И. Предупреждение ошибок на уроках рисования. Из опыта работы. — Л.: Учпедгиз, ленинградское отделение, 1962. — 96 с.
  85. Л. Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Правда, 1966. — 570 с.
  86. И. А. Личностно-деятельностный подход к подготовке кадров в колледжах культуры и искусств: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 М., 2003.- 195 с.
  87. И. Л. Формирование творческой личности школьника на основе развития художественных интересов в классах с углубленным изучением изобразительного искусства: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Н. Новгород, 2003.-313 с.
  88. М. М. Основы технологии профессионального педагогического образования. — Минск, 1998. — 343 с.
  89. М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Academia, 2001.-270 с.
  90. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Просвещение, 1977.-356 с.
  91. Ли Г. Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник.
  92. М.: Изд-во Эксмо, 2004.-480 с.
  93. И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие. — М.: Творческий Центр Сфера, 2004. 316 с.
  94. . Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1998. — 464 с.
  95. С. П., Яшухин А. П. Живопись: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: АГАР, 2000.-304 с.
  96. Т. А. Дидактические основы и технологии интенсивного обучения. Самара: Изд-во Самарского архит.-строит. ун-та, 1993. — 215 с.
  97. А. К. Психология труда учителя. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. -190 с.
  98. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-208 с.
  99. М. И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  100. Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. — 159 с.
  101. О. П. Педагогические условия творческого саморазвития личности учащегося в учреждении дополнительного образования (На материале деятельности дизайн-студии): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Ростов н/Д, 2003.-200 с.
  102. Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьников. М.: Педагогика, 1989. — 219 с.
  103. Методика преподавания изобразительного искусства в IV VI классах малокомплектной школы: Пособие для учителя / Кубышкина Э. И., Шпикалова Т. Я., Сокольникова Н. М. М.: НИИШ, 1983. — 79 с.
  104. Р. Е. Индивидуализация развивающей деятельности учащихся в процессе дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 — М., 2002.- 162 с.
  105. И. JI. Формирование музыкально-теоретических навыков системой алгоритма на различных ступенях обучения музыкантов: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02.-М. 1999.-210 с.
  106. JI. Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. 2-е изд. — Минск: Беларусь, 2003. — 151 с.
  107. Ю.Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. — 152 с.
  108. Н. А. Педагогика среднего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 304 с.
  109. Н. А. Российское дополнительное образование как многоуровневая система: развитие и становление: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 -М., 2003.-332 с.
  110. Московский государственный университет культуры и искусств. 70 лет: Сб. ст./ Моск. гос. ун-т культуры и искусств / Науч. ред. Арнольдов А. И., Киселева Т. Г.- Редколл.: Иванова Г. А. и др. М.: МГУКИ, 2000. — 214 с.
  111. С., Домогацкая И. Проблемы детского художественного образования. // Художественное образование и воспитание: Сборник материалов / Отв. ред. Е. С. Губерштро. Владивосток: Изд-во «ВИТ», 2003. -с. 33−42.
  112. . М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  113. . М. Принципы программы непрерывного художественного образования // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал. 2003, № 1.-е. 3−9.
  114. Н. П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством. Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1975.-135 с.
  115. А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. — М.: Эгвес, 2000. — 216 с.
  116. Обучение в малокомплектной сельской школе: 5−9 классы: Кн. для учителя. / Под ред. Г. Ф. Суворовой. М.: Просвещение, 1990. — 157 с.
  117. Е. В. Культурологическая модель педагогической студентов (опыт построения). -М.: Педагогическое общество России, 2004. 176 с.
  118. В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. — 381 с.
  119. Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа. Некоторые размышления о профессии. М.: Просвещение, 1972. — 80 с.
  120. Е. И., Кузовлев В. П., Царькова В. В. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993. — 158 с.
  121. Педагогика отечественной культуры и современность: Сб. науч. трудов / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М.: МГУКИ, 1998. 86 с.
  122. Педагогика: Учеб. пособие для студ. педагогических учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  123. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособие / Под ред. JI. К. Гребенкиной, J1. А. Байковой. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
  124. Педагогический поиск. / Сост. И. Н. Баженова. 3-е изд., с испр. и доп. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  125. В. А. Личность в психологии. Ростов н/Д.: Перемена, 1996. -256 с.
  126. М. М. Соццально-педагогические условия функционирования малокомплектного учреждения начального профессионального образования в современном сельском районе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 — М., 2003.- 152 с.
  127. П. И. Педагогика. -М.: Роспедагенство, 1995. 637 с.
  128. П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. -М.: Педагогика, 1985. 360 с.
  129. П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М.: МПУ, 1996. — 269 с.
  130. Познавательные процессы: ощущения, восприятие. / Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1982. 336 с.
  131. С. Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод, пособие. М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 144 с.
  132. Предметное содержание интенсивного обучения // Активизация учебной деятельности. / Под ред. Г. А. Китайгородской. Куйбышев: Изд-во Куйбышев. ун-та, 1986. — 186 с.
  133. Примерные учебные планы для детских школ искусств / Науч.-метод.центр по худож. образованию. М.: Мин-во культуры РФ, 2003. — 18 е., прил.
  134. Программы изобразительного отделения ДШИ № 1 им. Т. П. Николаевой, г. Брянск // Художественное образование и воспитание: Сборник материалов / Отв. ред. Е. С. Губерштро. Владивосток: Изд-во «ВИТ», 2003. — с. 95
  135. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  136. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа: Сборник статей./ Отв. ред. Е. И. Игнатьев. — М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1954. 224 с.
  137. Психолого-педагогические аспекты интенсификации учебной деятельности. / Под ред. Петровского А. В., Китайгородской Г. А. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 122 с.
  138. Развитие творческой активности школьников / А. М. Матюшкин, И. С. Аверин, Г. Д. Чистякова. / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991.- 155 с.
  139. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Для худож.-граф. фак. I Сост. Н. Н. Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989. — 204 с.
  140. Рисунок: Примерная программа для детских художественных школ и художественных студий детских школ искусств / Сост. Г. А. Морозова / На-уч.-метод. центр по худо>^. образованию Мин-ва культуры РФ. М., 2002. -13 с.
  141. Роль искусства в развитии способностей школьников / НИИ худ. воспит. АПН СССР / Под ред. Е. К. Чухман. М.: Педагогика, 1985.- 142 с.
  142. Российская педагогическая энциклопедия: 1 т./ Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Научное изд-во Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
  143. Российская педагогическая энциклопедия: II т. / Гл. ред. В. В. Давыдов.
  144. М.: Научное изд-во Большая Российская энциклопедия, 1999. — 670 с.
  145. Н. Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1995. — 240 с.
  146. Н. Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисования: Учеб. пособие для худож.-граф. фак. пед. ин-тов по спец. 2109 «Черчение, рисование и труд». -М.: Просвещение, 1981.-191 с.
  147. Н. Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисования: Учеб. пособие для худож.-граф. фак. пед. ин-тов по спец. 2109 «Черчение, рисование и труд». М.: Просвещение, 1982. — 240 с.
  148. Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. и ун-тов — 3-е изд., доп. и перераб. М.: Агар, 1998. — 250 с.
  149. Н. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. -176 с.
  150. С. JI. Принципы творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии, 1986. № 4. С. 10−12.
  151. С. JI. Проблемы общей психологии. — 2-е изд. М.: Педагогика, 1976.-416 с.
  152. JI. Г. Педагогические условия интегрированного освоения изобразительного искусства в общеобразовательной школе: Дисс. .д-ра пед. наук: 13.00.01.-М., 2001.-400 с.
  153. Сборник задач и упражнений по методикам преподавания графических дисциплин: для студ. худож.-графич. фак. пед. ин-тов. М.: Изд-во «Прометей» МГТГУ им. В. И. Ленина, 1992. — 32 с.
  154. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998.-255 с.
  155. Н. А. Методика и технология преподавания изобразительного искусства. — Рязань: Рязанский обл. ин-т развития образования, 1997. — 85 с.
  156. Семушина JL Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Мастерство, 2001. — 270 с.
  157. В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в упр. пед. системами: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 1999.-426 с.
  158. М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-95 с.
  159. В. А., Подымова JL С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 221 с.
  160. С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Аспект-Пресс, 1995. 304 с.
  161. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г. В. Борисовой, Т. Ю. Аветовой и Л. И. Косовой. — СПб.: Изд-во «Полиграф-С», 2002. 79 с.
  162. О. М. Педагогическая технология интенсификации учебной деятельности лицеистов: Дисс. .канд. пед. наук 13.00.01. Саратов, 2000. -165 с.
  163. Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Академия, 1999. — 362 с.
  164. Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для 5−8 классов в 4-х частях. / Ч. 1: Основы рисунка. Обнинск: Титул, 2001. — 95 с.
  165. Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для 5−8 классов в 4-х частях. / Ч. 2: Основы живописи. Обнинск: Титул, 2001. — 79 с.
  166. Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для 5−8 классов в 4-х частях. / Ч. 4: Краткий словарь художественных терминов. — Обнинск: Титул, 1999. 82 с.
  167. Н. М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Автореф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01- 13.00.02-М., 1997.-43 с.
  168. Справка Департамента культуры, молодежи, спорта, туризма и информационной политики Чукотского автономного округа о детских школах искусств Чукотского АО № 969/01−19 от 21.06.2004 г.
  169. Справка Комитета государственной статистики Чукотского автономного округа № 367 от 13.04.2004 г.
  170. В. Н. Учеба, творчество, искусство. О ключевых понятиях и терминах изобразительной деятельности. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2002. 86 с.
  171. В. И. Внимание школьников в процессе изобразительной деятельности. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1968. — 136 с.
  172. В. П. Урок в сельской малокомплектной школе. М.: Педагогика, 1972. — 231 с.
  173. Г. Ф. Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе. / Российская академия образования, Ассоциация «Профессиональное образование», Заочный университет профессионального обучения. М.: АПО, Б. г. — 87 с.
  174. Г. Ф. Совершенствование учебного процесса в малокомплектной начальной школе. -М.: Педагогика, 1980. 88 с.
  175. Е. Б. Психология искусства на развивающем уроке: В помощь преподавателю. М.: Граф-пресс, 2002. — 96 с.
  176. Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений — М.: Изд. центр «Академия», 1998. 287 с.
  177. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.-344 с.
  178. А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.175с.
  179. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении). Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.01 № 160.
  180. Н. И. Руководство к таблицам по рисованию: Пособие для учителей начальных школ. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1954. — 32 с.
  181. В. А., Семенов A. JI. Теория алгоритмов: основные открытия и приложения. — М.: Наука, 1987. 288 с.
  182. В. Г. Дополнительное образование во внешкольных учреждениях: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Армавир, 2001. — 168 с.
  183. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  184. П. В. Новые формы интегративных процессов в педагогике искусства / Рос. ин-т переподгот. раб. иск-ва, культуры и туризма. — М., 1998.-20 с.
  185. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. Петровского А. В. -М.: Изд-во МГУ, 1981.-274 с.
  186. Художественное образование и воспитание: Сборник материалов / Отв. ред. Е. С. Губерштро. — Владивосток: «ВИТ», 2003. 184 с.
  187. Т. В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 — М., 2003.-421 с.
  188. Д. В., Филатов О. К. Технология обучения в высшей школе. Educational technology for high school. -M.: Экспедитор, 1996. — 288 с.
  189. В. И. Методы обучения. -М.: МГУКИ, 1994. 118 с.
  190. В. И. Педагогика высшей школы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений культуры. М.: МГУКИ, 2001. — 120 с.
  191. С. Ю. Методологические основы проектирования воспитательной деятельности в системе непрерывного образования. М.: Издательство ИПР СПО, 2004. 126 с.
  192. В. М. Диалектика взаимодействия социокультурных систем города и села: Дис. .д-ра культурологи: 24.00.01 -М., 1999. 381 с.
  193. Т. А. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  194. В. Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  195. Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 286 с.
  196. В. А. Педагогический менеджмент в процессе обучения: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Ростов н/Д, 2003. — 193 с.
  197. Е. В. Композиция: Учебник для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., доп. — М., 1986. — 207 с.
  198. А. С. Юным любителям кисти и резца: Кн. для учащихся ст. классов. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1981. — 416 с.
  199. . Откройте в себе художника. / Пер. с англ. П. А. Самсонов. — Мн.: ООО «Попурри», 2000. 240 с.
  200. Эксперимент: новое содержание общего образования: Примерные программы среднего (полного) общего образования: Искусство / Е. С. Медко-ва, В. С. Кузин, С. П. Ломов и др. М.: Просвещение, 2002. — 31 с.
  201. Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  202. Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 301 с.
  203. Юон К. Ф. Об искусстве. Т. 1. М.: Советский художник, 1959. — 384 с.
  204. Юон К. Ф. Об искусстве. Т. 2. М.: Советский художник, 1959. — 285 с.
  205. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, 1996. — 96 с.
  206. А. П. Живопись. М.: Просвещение, 1985. — 288 с.
Заполнить форму текущей работой