Обучение как педагогический процесс
Педагогическая цель — это мысленное представление педагогом (преподавателем) и учащимися результатов их взаимодействия, в соответствии с которым соотносятся все остальные элементы педагогического процесса. Выделяются нормативные государственные цели образования, общественные и инициативные цели. Нормативные государственные цели — это цели, определяемые в правительственных документах… Читать ещё >
Обучение как педагогический процесс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Педагогика как наука — это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем: наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Общая теория и методика обучения или дидактика является относительно самостоятельной частью педагогики, в ней раскрываются цели, содержание, закономерности, принципы и методы обучения.
Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.
Обучение — самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Процесс обучения — представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике.
Учебный процесс — одна из двух главных составляющих целостного педагогического процесса. По своей сложности он уступает только процессам воспитания и развития, составной частью которых также является. Дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно, из-за большого количества разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и разной природы. Отсюда и множество определений процесса. Педагогический процесс имеет определенную структуру, важнейшими элементами которой являются:
цели — принципы — содержание — методы — средства — формы Процесс обучения осуществляется между преподавателем и учащимися. Рассмотрим элементы педагогического процесса по общепринятой структуре (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Общая схема педагогического процесса
Педагогическая цель — это мысленное представление педагогом (преподавателем) и учащимися результатов их взаимодействия, в соответствии с которым соотносятся все остальные элементы педагогического процесса. Выделяются нормативные государственные цели образования, общественные и инициативные цели. Нормативные государственные цели — это цели, определяемые в правительственных документах и в государственных образовательных стандартах. Общественные цели — это цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы. Инициативные цели — это цели, формируемые непосредственно педагогами (преподавателями) и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и изучаемой дисциплины. Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся.
Содержание педагогического процесса заключается в целенаправленной организации и стимулировании активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
Метод обучения — это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития.
Педагогические средства — это материальные объекты, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса. К педагогическим средствам относятся: учебно-лабораторное и производственное оборудование, дидактическая техника, учебно-наглядные пособия, компьютерные классы, автоматизированные системы обучения, организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, учебные пособия и др.).
Педагогическая форма — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Все формы в педагогике подразделяются на простые, составные и комплексные. Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств и посвящены, как правило, одной теме. Например, лекция, консультация, экзамен, экскурсия и т. п. Составные формы строятся на развитии и сочетании простых форм: урок, конференция, конкурс профессионального мастерства и др. Комплексные формы создаются как целенаправленная подборка простых и составных форм: дни открытых дверей, посвящение выбранной профессии и т. д.