Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях целенаправленного обучения и воспитания, декоративно-прикладное искусство, в частности ковроткачество, побуждает школьников к творчеству, вызывает у них волевое напряжение, эмоциональный подъем, пробуждает целую гамму эмоций (гордость за выполненную работу, захва-ченность работой, энтузиазм и др.). Без воздействия на чувства невозможно развитие художественно-творческих способностей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОВРОТКАЧЕСТВУ
    • 1. 1. Психолого-педагогические основы развития художественно-творческих способностей школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному творчеству
    • 1. 2. Содержание процесса развития художественно-творческих способностей школьников через обучение художественному ковроткачеству
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОВРОТКАЧЕСТВУ
    • 2. 1. Педагогические условия развития художественно- творческих способностей школьников в процессе приобщения к декоративно- прикладному творчеству
    • 2. 2. Программа развития художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения художественному ковроткачеству
  • Выводы по второй главе

Развитие художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современные условия развития общества определяют новый характер педагогической системы образования, которая заключается в ориентации школьников на творческий поиск своей деятельности. В Концепции модернизации российской системы образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г., № 1756-р, в Программе развития образования до 2020 года определены важность формирования художественно-творческих способностей школьников, необходимость их успешной социализации в условиях социально-экономической нестабильности и напряженности современного общества. В свете сказанного проблема развития художественно-творческих способностей школьников и художественного образования относится к числу актуальных проблем, так как каждый исторический этап развития общества формирует свой идеал, предъявляет к человеку свои, новые требования.

В январе 2010 г. была утверждена Национально-образовательная инициатива «Наша новая школа», которая предусматривает развитие школьного образования, оказание государственной поддержки и создание системы поддержки талантливых детей. В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (30 ноября 2010 г.), Президент Д. А. Медведев заявил: «Стратегическая задача нашего государства — поддержка учащейся молодежи. Забота о будущих поколениях — это самые надежные, умные и благородные инвестиции». Сегодня как никогда ясно, что для возрождения демократической России, необходимо воспитывать у подрастающего поколения такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Благодаря способностям в той или иной сфере ребенок может быстро и сравнительно легко овладеть необходимыми знаниями. Все это ведет к формированию и развитию творческого человека в современном его понимании. Творческий человек — это не только специалист и не только личность, а именно человек, умеющий мыслить и действовать нестандартно, всегда готовый к совершенствованию своих представлений, мировоззрений, мироощущений. Особенно ярко они проявляются в художественном творчестве, частью которого является декоративно-прикладное искусство. Этапы развития общества показывают, что основой его прогресса является человек, его многоплановая деятельность, в том числе художественно-творческая. Преобразование жизни, создание нового общества сегодня связываются с полной отдачей как интеллектуальных, так и творческих сил человека. Поэтому на качественно ином уровне осознается социальная значимость не только интеллектуальных, духовно-нравственных и профессиональных качеств личности, но и степень ее художественно-творческого развития (М.М. Байрамбеков, И.М. Раджабов).

В условиях целенаправленного обучения и воспитания, декоративно-прикладное искусство, в частности ковроткачество, побуждает школьников к творчеству, вызывает у них волевое напряжение, эмоциональный подъем, пробуждает целую гамму эмоций (гордость за выполненную работу, захва-ченность работой, энтузиазм и др.). Без воздействия на чувства невозможно развитие художественно-творческих способностей личности. Это тем более важно, что эмоциональная выразительность декоративно-прикладного искусства доходчива и имеет большое значение не только для трудового и эстетического воспитания, профессионального становления личности, но и для формирования творческой активности, самостоятельности, социальной активности. Правильно поставленное художественное обучение развивает в воспитанниках жажду творческой деятельности, — по К. Д. Ушинскому, это две стороны единого процесса обучения. Творческая самоактуализация выражает интеллектуальную, эмоциональную и волевую готовность (стремление) человека реализовывать свои возможности наиболее полно, в соответствии со своими способностями, в том числе художественно-творческими.

Творческая самореализация личности, по мнению Б. С. Гершунского, может рассматриваться в качестве цели образования. Условиями развития творческой активности являются доминирование активного познавательного интереса в мотивированной структуре личности обучающегося и творческий характер учебно-художественной деятельности. Первое условие выполняется, если усилия педагога и обучающегося направлены на развитие внутренних мотивов художественной деятельности, которые активизируют творческие способности и, взаимодействуя с ними, стимулируют выход за рамки заданного. Второе условие обеспечивается нацеленностью участников образовательного процесса на творчество. Тогда обязательные репродуктивные действия являются частью собственно художественно-творческого процесса, который понимается в обучении не только как освоение механизмов учебно-художественной деятельности, но и процесс формирования необходимых для художественного творчества личностных качеств.

Современные достижения педагогики, психологии, философии, искусствоведения и других наук раскрывают различные проблемы, связанные с воздействием декоративно-прикладного искусства на развитие художественно-творческих способностей личности. Декоративно-прикладное искусство, как и другие виды искусства, как и вся система образования и культуры, призвано не только положительно влиять на нравственность и духовность подрастающего поколения, но и целенаправленно развивать художественно-творческие способности растущей личности.

Проблемам использования народно-трудовых ремесел в нравственно-эстетическом воспитании уделено большое внимание в теоретическом наследии Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, советских педагогов Н. К. Крупской, A.C. Макаренко, A.B. Луначарского,.

П.П. Блонского, С. Т. Щацкого, В. А. Сухомлинского, Д. С. Лихачева, Д. Б. Кабалевского, которые выступали за бережное отношение к духовным сокровищам народа, богатым педагогическими идеями и мыслями.

Особый интерес в аспекте формирования художественно-творческих способностей, развития художественной культуры и эстетического вкуса в процессе обучения декоративно-прикладному искусству представляют труды Б. Г. Ананьева, Б. Т. Лихачева, A.A. Люблинской, С. Г. Якобсона и др.

Педагогические аспекты роли декоративно-прикладного искусства в формировании творческой личности достаточно глубоко разработаны в трудах известных ученых B.C. Кузина, H.H. Ростовцева, И. М. Раджабова, Б. Н. Неменского, С. П. Ломова, М. М. Байрамбекова, Н. М. Сокольниковой, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Б. П. Юсова, Г. Н Кази-лова, H.A. Шагаевой, которые рассматривают декоративно-прикладное искусство как важный компонент в жизни учащихся, как действенное средство воспитания и развития.

Как человек становится творческой личностью, как раскрывается его внутреннее духовное богатство показано в трудах Г. С. Батищева, М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, B.C. Соловьева, С. Л. Франка, П. Ф. Флоренского и др. Вопросы развития художественно-творческих способностей человека с гуманистических позиций рассматривали отечественные и зарубежные философы: B.C. Библер, Д. Бель, М. К. Мамардашвили, М. Мид, B.C. Шубинский, которые подчеркивали необходимость свободного развития и саморазвития человека.

Педагогическая теория и практика убеждает в том, что основу развития творческого потенциала составляет идея самоактуализации личности, ставшая предметом исследования В. И. Андреева, Л. Н. Куликовой, К. Роджерс, Д. Б. Эльконина и др. Этого вопроса с разных позиций касались К. Коффка, У. Джеймс, В. Штерн (взаимосвязь обучения и развития), Л. И. Божович,.

А.А.Вербицкий, А. К. Макаров, Ю. М. Орлов, С. И. Тюменова (мотивация учебной деятельности).

Этнопедагогические и этнокультурные аспекты художественно-эстетического воспитания и творческого развития школьников рассматриваются в научных трудах Г. Н. Волкова, А. Б. Панькина, A.M. Магомедова, Д. М. Маллаева, Ш. А. Мирзоева, Б. Ш. Алиевой, Р. Б. Дякиевой, C.B. Цурюмовой и др.

Отдельные аспекты проблемы развития художественно-творческих способностей школьника хорошо исследованы, но не разработаны научные основы реализации данного процесса через обучение декоративно-прикладному искусству, в частности ковроткачеству. Анализ современной практики образования и педагогических исследований в смежных областях проблемы развития художественно-творческих способностей показывает, что остается нерешенным ряд противоречий между:

— социальным заказом общества на использование декоративно-прикладного искусства в развитии художественно-творческой личности и недостаточной разработанностью сущности развития художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения декоративно-прикладному искусству;

— объективной потребностью общества и государства в художественно развитой творческой личности и отсутствием научного обоснования содержания процесса развития художественно-творческих способностей школьников через обучение декоративно-прикладному искусству (в частности ковроткачеству);

— созданием необходимых педагогических условий для развития художественно-творческих способностей школьников в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством (ковроткачеством) и неразработанностью данных условий;

— необходимостью систематизации работы с учащимися, выбирающими различные виды художественно-прикладного творчества в рамках дополнительного образования детей и отсутствием научно обоснованной программы развития художественно-творческих способностей школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству.

Вышеперечисленные противоречия обусловили необходимость проблемы исследования, суть которой в научном обосновании процесса развития художественно-творческих способностей школьников через обучение ковроткачеству.

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили формулировку темы диссертационного исследования: «Развитие художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству».

Цель исследования — выявить педагогические средства, обеспечивающие развитие художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству.

Объект исследования — процесс развития художественно-творческих способностей школьников через обучение декоративно-прикладному искусству в общеобразовательных учреждениях.

Предмет исследования — педагогические средства, обеспечивающие развитие художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству.

Теоретическое осмысление проблем развития художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству в соответствии с объектом, предметом, целью исследования позволяет выдвинуть следующую гипотезу: развитие художественно-творческих способностей школьника в процессе обучения ковроткачеству становится эффективней, чем в массовой образовательной практике, если:

— его сущность рассматривается как целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства, индивидуально-психологических особенностей личности, выявление школьниками собственной художественной индивидуальности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками, посредством субъект-субъектного взаимодействия в процессе обучения ковроткачеству;

— в содержание процесса развития художественно-творческих способностей школьников включены учебно-творческие задачи, направленные на проектирование и конструирование технических рисунков и их реализацию в ковроткачестве, учитывающие исторически сложившиеся национально-художественные традиции, своеобразие искусства;

— педагогическими условиями организации процесса обучения ковроткачеству, эффективно влияющие на педагогическую поддержку и развитие художественно-творческих способностей будут: выявление характера затруднений школьниковорганизация общегрупповой поддержки, вызывающей «эффект потока» активностисоздание ситуации успеха, атмосферы доброжелательности— активное включение игровых ситуаций с вовлечением учащихся в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых рисунковвыявление педагогом у воспитанников «точек роста" — активное решение вопросов проблемного характера;

— реализуется программа развития художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству.

Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить и конкретизировать сущность развития художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения декоративно-прикладному творчеству (ковроткачеству).

2. Определить и обосновать содержание процесса развития художественно-творческих способностей школьников через обучение ковроткачеству.

3. Обосновать педагогические условия развития художественнотворческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству.

4. Разработать и апробировать программу развития художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству.

Методологической основой исследования являются: философские идеи о роли культуры в духовном совершенствовании человека, о непреходящей ценности и самобытности культурных эстетических традиций различных народов (H.A. Бердяев, B.C. Библер, JI.H. Гумилев, В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, Д.С. Лихачев) — положения теории личности и творчества (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, Я. А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн) — подходы и принципы культуросообразного образования (А. Дистер-вег, Е. В. Бондаревская, Я. А. Коменский, К.Д. Ушинский) — о развитии творческих способностей личности (Е.Г. Алиева, Г. С. Альтшуллер, H.A. Бердяев, i Л. С. Выготский, А. Н. Лук и др.) — психолого-педагогические идеи о ценности, индивидуальности человека, о подходе к нему как к саморазвивающейся, личности (Б.Г. Ананьев, Г. Н. Волков, В.А. Кан-Калик, П. Ф. Каптерев, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.), о культурных общечеловеческих ценностях и использовании их в воспитании и обучении подрастающего поколения (Л.П. Буева, Г. Н. Волков, С. И. Гессен, A.C. Запесоцкий, Д. С. Лихачев, A.C. Макаренко, Э. С. Маркорян, И. Г. Песталоцци, В. А. Разумный, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.) — теория деятельности как основа развития субъекта (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, В.Н. Мяси-щев, С. Л. Рубинштейн и др.) о гуманизации общества, приоритете духовных ценностей (В.М. Коротов, Б. Т. Лихачев, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, В. А. Сухомлинский, E.H. Шиянов и др.) — о взаимосвязи общечеловеческих и национальных ценностей в развитии культуры как фактора, определяющего специфические черты воспитания (А.И. Арнольдов, Г. Н. Волков, И. С. Кон,.

JT.E. Кертман, З. А. Малькова, B.B. Макаев, Т. Н. Петрова, JI.JI. Супрунова) — педагогические и психологические теории художественно-творческого роста развивающейся личности (В.И. Андреев, М. М. Байрамбеков, С.М. Гаджиму-ратов, A.M. Магомедов, Ш. А. Мирзоев, И. М. Раджабов, Б. Ш. Алиева и др.).

Теоретическую основу исследования составили философско-психологические положения о сущности человека, о его духовном становлении в культурно-историческом пространстве (К.А. Альбуханова-Славская, Б. Г. Ананьев, И. А. Ильин, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — психолого-педагогические положения о закономерностях и особенностях духовного развития детей школьного возраста (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) — идея воспитания человека в контексте культуры (Е.В. Бон-даревская, Э. В. Ильенков, E.H. Ильин, М. С. Каган, Н. И. Кияшенко, В. А. Разумный, И. Б. Котова, Т. П. Малькова, В.Я. Нечаев) — научные разработки педагогики эстетического воспитания, художественного образования, народной художественной культуры (B.C. Кузин, Т. С. Комарова, И. М. Раджабов, М. М. Байрамбеков, М. А. Некрасова, Б. П. Юсов, Г. Н Казилов, Т. Я. Шпикалова, C.B. Цурюмова и др.).

Для достижения цели исследования, решения поставленных задач был использован комплекс методов: методы теоретико-методологического анализа философской, психологической, педагогической литературыметоды практического исследования, включающие наблюдения, анкетирование, интервью, беседы и др.- опытно-экспериментальная работаметоды диагностического исследования.

Базой исследования явились общеобразовательные учреждения Республики Калмыкия: МОУ «Кетченеровская гимназия им. X. Косиева» Кетче-неровского района, МОУ «Элистинский сельский лицей».

Основные этапы исследования:

I. Первый этап (2005;2007 гг.) — предварительный (аналитикопоисковый): изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, накопление эмпирического материалаопределение задач, уточнение гипотезы и методов исследования;

II. Второй этап (2007;2010 гг.) — основной (опытноэкспериментальный): разработка организационных, теоретических и методических основ исследуемой проблемыуточнение цели исследования и положений, выносимых на защитуразработка и реализация программы исследованияапробация авторской образовательной программыопытно-экспериментальная проверка выдвинутых положений;

III. Третий этап (2010;2011 гг.) — завершающий (обобщающий): систематизация и обобщение полученных результатов, формулировка, научное обоснование выводов исследования, оформление диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических позицийтеоретической разработкой и проверкой в практике основных положений- > применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследованияразнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостьюразработкой и практической реализацией соискателем авторской программы дополнительного образования детей по художественному ковроткачеству. Авторская позиция обоснована методологически, аргументирована с позиции результатов анализа фактического материала и научной объективности.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: конкретизировано научное представление о сущности развития художественно-творческих способностей школьниковвыявлено место и роль ковроткачества в развитии художественно-творческих способностейопределено содержание процесса развития художественно-творческих способностей школьников через обучение ковроткачествувыявлен комплекс педагогических условий, способствующий эффективному развитию художественнотворческих способностей школьниковразработана модель развития художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения декоративно-прикладному творчеству, основанная на реализации проблемно-ориентированной программы дополнительного образования детей по ковроткачествуразработана технология, соответствующая основным этапам развития субъектной позиции воспитанников, способствующая развитию художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачествуразработаны уровни и критерии, позволяющие выявить и определить степень развития художественно-творческих способностейразработаны и экспериментально апробированы программа дополнительного образования детей «Ковроткачество» и система методической подготовки педагогов, занимающихся ковроткачеством.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется вкладом в развитие концепций дополнительного образования детей художественной направленности через конкретизацию научного представления сущности развития художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству, определении содержания данного процесса, в разработке технологии, соответствующей основным этапам развития субъектной позиции воспитанников, в разработке уровней и критериев, позволяющих выявить и определить степень развития художественно-творческих способностей и обосновании педагогических условий его успешного осуществления.

Практическая значимость исследования заключается в реализации комплекса педагогических условий, способствующих развитию художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству, определяется возможностью широкого использования в практике системы дополнительного образования детей разработанных и апробированных образовательных программ по ковроткачеству, сквозных проблемно-ориентированных тем и методических рекомендаций по организации обучения декоративно-прикладному искусству. Материалы исследования могут использоваться руководителями студий декоративно-прикладного направления для повышения уровня развития художественно-творческих способностей школьников, самореализации творческой личности и т. д.

Положения, выносимые на защиту:

— этнокультурные традиции как средства развития художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения декоративно-прикладному творчеству (ковроткачеству);

— педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству: создание в образовательном пространстве творческой среды, атмосферы доброжелательности и культа творчествавыстраивание системы педагогической поддержки художественно-творческого развития ребенка, • через выявление характера затруднений у школьников с поиском их «точек роста», организацию общегруппой поддержки, вызывающей «эффект потока» активности, создание ситуации успеха, активное включение игровых ситуаций с вовлечением учащихся в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых рисунков, решением вопросов проблемного характера;

— педагогические технологии использования учебно-творческих задач в процессе обучения ковроткачеству: мастер-классы «Художественно-творческая личность" — «мозговые штурмы» по решению художественно-проблемных ситуацийвечера, посвященные творчеству известных мастеров декоративно-прикладного искусствапоисково-творческие, учебно-исследовательские «экспедиции" — художественно-творческие конкурсы и выставки;

— программа дополнительного образования детей «Ковроткачество», способствующая развитию художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству, включающая в себя цель, содержательные компоненты, этапы реализации и ресурсное обеспечение.

Апробация результатов исследования осуществлялась на Международной научно-практической конференции «Асоциация народно-художественных промыслов России» (Москва, 2009 г.), Международной научно-методической конференции «Этнопедагогика в условиях полиэтнической среды» (Элиста, 2007 г.) — Международная научно-практическая конференция «Традиционная культура славянских народов в современном социокультурном пространстве» (Славянск-на-Кубани, 2008 г., 2009 г.) — Международной научно-практической конференция «Молодежь и наука: реальность и будущее) (Невинномысск, 2008 г.) — Международной научно-практической конференции «Научно-образовательная деятельность в условиях этнокуль-турно коннотированнной компетентностной модели образования» (Элиста, 2010 г.) — Всероссийской научно-практической конференции по декоративно-прикладному искусству (Чебоксары, 2010 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы личностно-профессионального становления молодого специалиста» (Элиста, 2010 г.) — VI республиканской научно-практической конференции (Волковские чтения), посвященной 65-летию Великой Победы «Этнопедагогический подход к патриотическому воспитанию учащихся» (Элиста, 2010 г.) — республиканской научно-практической конференции «Научно-методическая деятельность учителя в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование» (Элиста, 2007 г.) — городской научно-практической конференции «Этнокультурный феномен в образовании учащихся» (Элиста, 2007 г.) — заседаниях лаборатории этнопедагогических инноваций, кафедры педагогики и психологии Калмыцкого государственного университета (Элиста, 2007;2010 гг.), курсах повышения квалификации педагогов дополнительного образования в КРИПКРО (Элиста, 2007;2010 гг.). Основное содержание диссертации отражено в 12 публикациях, в том числе в статье, опубликованной в издании, рекомендованном ВАК РФ.

Внедрение представленных в исследовании результатов осуществлялось в практической деятельности соискателя в качестве педагога дополнительного образования МОУ «Кетченеровская гимназия им. X. Косиева» и МОУ «Элистинский сельский лицей» Республики Калмыкия с 2007 г. по 2010 г., а также в работе Ж. У. Бархамуровой, педагога дополнительного образования детского творческого объединения «Ковровые узоры» МОУ ДОД «Дворец детского творчества» и Т. Д. Сагиповой, педагога дополнительного детского творческого объединения «Умелые руки» МОУ «СОШ № 12» г. Элисты Республики Калмыкия.

Структура диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Во введении характеризуются актуальность темы исследования, методологические основы, научная новизна, теоретическая и практическая значи- - мость работы, формируются цель, задачи, гипотезаопределяются объект и предмет исследования, представляется апробация и внедрение результатов исследования.

В первой главе «Теоретико-методологические основы развития художественно-творческих способностей школьников в процессе приобщения к художественному ковроткачеству» на основе анализа психолого-педагогических основ исследуемой проблемы рассматривается и конкретизируется сущность развития художественно-творческих способностей школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному творчеству (ковроткачеству), определяется и обосновывается содержание процесса развития художественно-творческих способностей школьников через обучение ковроткачеству.

Во второй главе «Практическая реализация процесса развития художественно-творческих способностей школьников через обучение художественному ковроткачеству» предлагаются и обосновываются педагогические условия развития художественно-творческих способностей школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному творчеству, рассматривается разработка и апробация программы развития творческого потенциала школьников через обучение художественному ковроткачеству.

Данные выводы проверены в ходе опытно-экспериментальной работы в Элистинском сельском лицее Республики Калмыкия. В целом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и основные положения, вынесенные на защиту.

Хотелось бы отметить, что проблема развития художественно-творческих способностей школьников многогранна и не исчерпывается проведенным диссертационным исследованием. Настоящее исследование может иметь свое продолжение в разработке концепции художественно-творческого развития школьников в условиях дополнительного образования детей деког ративно-прикладного профиля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное 'исследование подтвердило гипотезу о том, что развитие художественно-творческих способностей школьников в процессе освоения художественного ковроткачества будет эффективным при организации проблемно-ориентированного образовательного процесса. Для достижения цели исследования были поставлены четыре задачи.

Для решения первой задачи было выдвинуто предположение, что развитие художественно-творческих способностей школьника в процессе освоения художественного ковроткачества становится эффективным, если осуществляется на основе проблемно-ориентированного обучения, посредством дополнительных образовательных программ, предполагающих «погружение» в художественно-творческую среду. Решая данную задачу исследования, мы пришли к выводу, что сущность развития художественно-творческих способностей школьников в процессе освоения художественного ковроткачества состоит в том, что данный процесс должен рассматриваться как выявление.

I школьниками собственной художественной индивидуальности. При этом художественно-творческие способности школьника развиваются посредством субъект-субъектного взаимодействия в процессе обучения ковроткачеству.

Для решения второй задачи было выдвинуто предположение, что процесс развития художественно-творческих способностей школьников целесообразно строить через организацию дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству (ковроткачеству). Решение данной задачи опиралось на теоретические основы обучения школьников декоративно-прикладному искусству (E.H. Губанова, А. И. Шмойлов и др.), концепции развития дополнительного образования детей (В.А.Березина, A.B. Золотарева, Г. И. Гузева, Е. Е. Чепурных, А. И. Шетинская и др.). В результате решения второй задачи мы пришли к выводу, что содержание процесса развития художественно-творческих способностей школьников через обучение художественному ковроткачеству включает в себя организацию учебного процесса в рамках дополнительного образования по декоративно-прикладному профилю с обязательной реализацией системы художественных проблемно-творческих задач, обеспечивающих саморазвитие школьников в образовательном процессе.

Третья задача исследования состояла в выявлении и обосновании педагогических условий развития художественно-творческих способностей школьников в процессе освоения художественного ковроткачества. Для ее решения было выдвинуто предположение, что для успешного осуществления процесса развития художественно-творческих способностей школьников необходимо создание определенных педагогических условий. Решение данной задачи опиралось на общепедагогические теории воспитания и развития личности (И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Г. Н. Волков и др.), концептуальные основы педагогической поддержки формирования личности (О.С. Газман, М. А. Верб, C.B. Цурюмова и др.). В ходе исследования нами разработана система деятельности педагога дополнительного образования по педагогической поддержке развития творческого потенциала школьников в процессе приобщения к художественному ковроткачеству. Решая третью задачу, мы пришли к выводу, что педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность развития художественнотворческих способностей школьников в процессе приобщения к художественному ковроткачеству, являются: обучение и воспитание без принуждениясоздание в образовательном пространстве творческой среды и культа творчествавыстраивание системы педагогической поддержки художественнотворческого развития ребенка.

Для решения четвертой задачи исследования — разработки и апробации программы развития художественно-творческих способностей школьников было выдвинуто предположение, что эффективность данного процесса в условиях дополнительного образования художественно-прикладной направленности будет обеспечена организацией проблемно-ориентированного учебно-воспитательного процесса. В ходе решения данной задачи были проведены разработка и реализация целевой комплексной программы по художественно-творческому развитию учащихся, отслеживание в динамике уровня художественно-творческих способностей учащихся, разработка и реализация проблемно-ориентированной образовательной программы дополнительного образования детей «Ковроткачество». Методика проведения настоящей опытно-экспериментальной работы опиралась на методологию организации педагогического исследования (А.Д. Ботвинников, В. И. Загвязинский, Г. И. Саранцев, М. Н. Скаткин и др.) и стратегию формирования образовательных систем (B.C. Ильин, И .Я. Лернер, Г. М. Борликов, А. Б. Панькин и др.). Решая четвертую задачу, мы пришли к выводу, что:

— программа развития художественно-творческих способностей школьников в процессе приобщения к художественному ковроткачеству включает в себя цель, компоненты, этапы реализации и ресурсное обеспечение. Цельоптимизация развития художественно-творческих способностей школьников в процессе освоения художественного ковроткачества. Компоненты: программа по художественно-творческому развитию школьников (с учетом возможностей и потребностей конкретного контингента воспитанников и пожеланий их родителей), проблемно-ориентированные программы дополнительного образования детей по художественному ковроткачеству. Этапы реализации программы: концептуально-прогностический, внедренческий, обобщающий. Ресурсное обеспечение: кадровое, финансовое обеспечение, программно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение;

— целевая комплексная программа по художественно-творческому развитию школьников представляет собой комплекс мероприятий по стимулированию и интенсифицированию процесса развития художественнотворческих способностей учащихся на основе проблемно-ориентированных дополнительных образовательных программ, в которых учитываются психологические, возрастные и индивидуальные особенности детей;

— проблемно-ориентированная программа дополнительного образования детей включает в себя: общий типовой учебный материал, учебнотворческие задачи и сквозные проблемно-ориентированные темы, проходящие через все ступени обучения и содержащие какую-либо художественнотворческую проблемудополнительную художественно-творческую информацию в рамках отдельных занятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Оформление и содержание структурных элементов программы:
  2. Учебно-тематический план может содержать: перечень разделов, тем- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
  3. .
Заполнить форму текущей работой