Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной родной речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для современной теории и практики воспитания характерны поиски эффективных средств формирования у детей интереса к произведениям родной литературы. Речь идет о воспитании эмоционально отзывчивого человека, любящего и умеющего ценить произведения искусства, слова, обладающего качествами истинного гуманиста. Интерес к художественным произведениям совпадают с естественными и гуманитарными… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В
  • ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ СВЯЗНОЙ РОДНОЙ РЕЧЬЮ
    • 1. 1. Сущность нравственного воспитания и понятийный аппарат исследования
    • 1. 2. Воспитательные возможности средств связной речи в усвоении детьми норм нравственного поведения
    • 1. 3. Психолого-педагогические модели формирования нравственных качеств у детей в процессе овладения связной родной речью
    • ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РОДНОЙ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
      • 2. 1. Словесные средства как формирующие условия нравственного поведения детей
      • 2. 2. Методика формирования навыков нравственного поведения в процессе развития связной речи на родном (татарском) языке
      • 2. 3. Результаты формирующего эксперимента

Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной родной речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная система образования является ключевой сферой, главной целью которой является формирование в будущем человеке духовности и культуры, утверждение в сознании и поступках общечеловеческих нравственных принципов во имя самого человека и общества. Формирование готовности личности к нравственным поступкам — главная задача воспитания.

Воспитание, основанное на неосознанном, субъективно не принятом безоговорочном подчинении нормам общественного поведения без учета духовных, гуманистических традиций народа, приводит всего лишь к некоторому уменьшению числа безнравственных поступков, случаев антиобщественного поведения.

Средством активизации личности ребенка, поиска собственных нравственных ценностей, утверждения их в жизни является родная речь. Существенные положительные изменения, которые происходят в изучении родного языка, способствуют более раннему овладению детьми родной речью и своевременному педагогическому управлению внутренним саморазвитием детей, освоением нравственного опыта, являющегося частью духовной культуры народа.

Язык (речь)1, принадлежащий определенной нации, народности, представляющей собой национальное единство, — явление очень подвижное. Развиваясь в процессе общественной исторической практики, он отражает социальный опыт, накапливаемый народом в процессе жизни и деятельности. Нравственный опыт, являющийся частью социального опыта, включает в себя знания о моральных нормах поведения, нравственное отношение к окружающему миру, нравственные привычки,.

1 Язык здесь и дальше мы будем называть речью, подчеркивая тем самым, что речь идет о ее функции как носительницы общеисторической практики и средства передачи этой практики в процессе нравственного воспитания умения, навыки. Знания о морали — моральные принципы, нравственные понятия, а также нравственные нормы и правила, заложенные в ярких образцах родного языка, способствуют формированию у человека собственного индивидуального нравственного сознания. Овладевая родной речью, ребенок усваивает знания о морали той среды, в которой он живет.

С развитием речи в дошкольном возрасте у ребенка формируются личные нравственные представления, понятия, взгляды, убеждения и суждения. Посредством языка ребенок учится высказывать моральные суждения, давать моральную оценку поступкам родных и близких, литературных героев, товарищей, собственным поступкам. Умелое педагогическое управление формированием основ нравственности ребенка в процессе становления родной речи побуждает к творческому нравственному саморазвитию и самостоятельному выбору поведения в различных жизненных ситуациях. Поэтому родной язык в педагогике и психологии рассматривается как важнейшее орудие развития личности.

Актуальным остается утверждение К. Д. Ушинского, К. Насыйри, Г. Тукая о необходимости обучения и воспитания детей на родном языке. Современная наука и практика подтверждают мысли великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что главным предметом в общем гуманном развитии человека являются родной язык и родная литература. Позиция выдающегося педагога сегодня представляется особенно важной, поскольку основывается на сущности педагогического понятия о единстве общечеловеческого и национального.

Исследования Д. Б. Годовиковой, М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой и других в области развития речи детей позволяют констатировать, что развитие общения ребенка со взрослым посредством родной речи проходит три этапа: довербальный (до 1 года), вербальный (от 1 года до 2х лет) и этап развития связной речи на родном языке. Третий из выделенных этапов развития речи охватывает период от появления у ребенка первых слов до конца дошкольного возраста и продолжается в младшем школьном возрасте (до 8−10 лет).

Достигнутый уровень развития родной речи представляет благоприятную возможность формирования нравственной культуры детей средствами родной речи. Нас интересует именно этот период развития речи, наиболее богатый воспитательными возможностями, так как интенсивное и целенаправленное приобщение к общечеловеческой информации начинается в дошкольном и начале младшего школьного возраста. Завершается же развитие этой функции родной речи далеко за пределами младшего школьного возраста.

Обращение к литературным произведениям татарского народа, других народов открывает удивительную схожесть нравственности людей и их различие. Изучение литературы для детей, произведений устного народного творчества показывает, что татарский народ накопил богатый опыт нравственного воспитания молодого поколения. Татарский фольклор — это поистине неисчерпаемое хранилище народной мудрости, его традиций. Дошедшие до нас колыбельные песни, сказки, стихи, загадки, пословицы отражают быт татарского народа и нравы, содержат лучшие гуманистические идеи народной педагогики: положительное отношение к матери, родным, родной земле, Родине, дружбу, братство, героические поступки во имя дружбы и единства.

На огромную воспитательную роль родного языка указывали такие педагоги и видные татарские просветители, как Каюм Насыйри, Габдулла Тукай, Галимджан Ибрагимов. Они призывали создавать и сами создавали произведения, воздействующие на внутренний мир, чувства детей с помощью ярких образов, жизненных примеров. Сторонником воспитания любви к родному языку был известный филолог И. А. Фазлуллин. Он является автором первой работы на татарском языке, посвященной проблеме мышления и речи («Как ребенок начинает говорить»). Исследования Ф. Ибрагимова, С. Исмагиловой и других также раскрывают воспитательные возможности детской литературы.

Современные ученые А. Ш. Асадуллин, В. И. Баймурзина, Х. М. Батчаева., А. Л. Бугаева, Л. А. Высотина, В. Г. Закирова, Р. Ш. Маликов, З. Г. Нигматов, А. Г. Хузина и другие посвящают свои исследования вопросам воспитания в школе и семье, изучению научно-педагогических основ воспитания, совершенствованию форм, методов воспитания, разработке рекомендаций для практических работников.

Для современной теории и практики воспитания характерны поиски эффективных средств формирования у детей интереса к произведениям родной литературы. Речь идет о воспитании эмоционально отзывчивого человека, любящего и умеющего ценить произведения искусства, слова, обладающего качествами истинного гуманиста. Интерес к художественным произведениям совпадают с естественными и гуманитарными потребностями ребенка. Интуитивно он стремится к обогащению знаний о себе, других людях, у него огромна потребность в информации на интересующие темы, в реальном положительном общении. Эти потребности должны находить отражение в произведениях, которые будут использованы для формирования гуманистического мышления, стать основой его личностных ориентаций.

Решение этой важной проблемы стало возможным благодаря тому, что в отечественной педагогической науке определяется единое общее направление в разработке теории нравственного воспитания. Это направление наиболее полно представлено в трудах психологов и педагогов А. Г. Асмолова, Н. И. Болдырева, Д. В. Вилькеева, С. М. Ковалева, Д. Б. Лихачева, И. С. Марьенко, Л. И. Рувинского, Л. Ю. Сироткина, И. Ф. Харламова и других. Оно существенно отличается от прежних догматических установок на процесс воспитания. Во-первых, оно учитывает необходимость диалектического единства объективных и субъективных сторон воспитания, а ребенок рассматривается не только как объект воспитательных воздействий на него родителей, педагогов и других взрослых, но и как активный субъект воспитания. Во-вторых, субъективная сторона воспитания представляется как процесс творческого и критического освоения детьми опыта старшего поколения, в частности, нравственного опыта. В-третьих, воспитание должно максимально стимулировать самовоспитание детей, формировать внутреннюю потребность в самосовершенствовании (Д.В. Вилькеев).

Анализ литературы по проблеме, предварительные наблюдения за процессом нравственного воспитания детей в детских дошкольных учреждениях и в начальном звене общеобразовательных школ привели к выводу о том, что в процессе накопления ребенком собственного нравственного опыта возможности родного языка изучаются и используются недостаточно. При всеобщем признании важности проблемы специальных исследований, рассматривающих воспитательную роль средств связной речи в формировании нравственности также почти нет. Этим вызвана необходимость изучения формирования нравственного поведения детей в процессе развития связной родной речи.

Изучение реальной практики воспитательной работы позволило получить и обобщить информацию об учебных планах и программах дошкольных учреждений и школ. Их сопоставление показывает нарастание стремления обогащения содержательной стороны речевого материала. Учебный материал в программах, методических рекомендациях обновлен, расширен за счет произведений нравственного содержания. При этом наблюдается тенденция увеличения количества произведений стихотворного жанра. Теоретико-практическую же значимость сконцентрированного материала на уровне целостной педагогической технологии еще предстоит оценить.

Однако, отдельные проблемы уже четко вырисовываются. Так, действующие программы, методические рекомендации для национальных детских дошкольных учреждений и начальной школы не всегда учитывают сущность воспитания как единства его объективных и субъективных сторон. Чаще всего, нравственное воспитание рассматривается как процесс планомерного, систематического, одностороннего воздействия на личность ребенка с целью привития ему нравственных качеств, желательных взрослым, коллективу, обществу. При этом воспитывающая роль родной речи сводится к словесным разъяснениям нравственных понятий, норм, правил, регулирующих поведение ребенка.

Игнорирование необходимости активного, творческого самовыражения личности, ее внутренней потребности к самоутверждению приводит к разрыву связи между нравственными знаниями и нравственными поступками. Речевой материал с нравственным содержанием, вошедший в программы дошкольных учреждений (в особенности татарских), младших классов начальной школы не подвергался глубокому научному анализу, отвечающему сущности, целям и задачам нравственного воспитания. Словесные воспитательные мероприятия, как правило, являются коллективно — массовыми по форме, что снижает возможность учета индивидуальных потребностей и возможностей ~л проявления их в поведении каждого ребенка. Развлекательный характер, редкое применение активных методов, проблемных ситуаций нравственного выбора снижают воспитательный эффект проводимых мероприятий.

Нравственные качества и основы нормативного поведения закладываются задолго до начала систематического обучения в школе, в старших группах детского сада. Однако трудно прослеживается преемственность в личностной нравственной подготовке детей в детском саду и школе, что вызывает трудности в адаптации их к учебной деятельности. Кроме того, многие дети поступают в школу с шести лет и этим вызвана необходимость включения в объект исследования детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, сказанное выше позволяет обозначить противоречие между реально сущестующими воспитательными возможностями родной речи и неразработанностью проблемы использования их в формировании нравственных качеств и нормативного поведения у детей. Это вызывает необходимость научно обоснованной разработки путей его решения.

Отсюда вытекает проблема исследования: выявление и использование возможностей связной родной речи в процессе ее развития в нравственном воспитании детей.

Недостаточная теоретическая разработанность обозначенной проблемы и ее практическая значимость обусловили выбор темы диссертационной работы и объекта исследования — процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Предмет исследования — педагогические возможности средств связной родной речи в формировании нравственных качеств и нормативного поведения детей.

Цель исследования — разработка, экспериментальная проверка и внедрение эффективной технологии формирования нравственных качеств и нормативного поведения младших школьников в процессе развития связной речи детей на татарском языке.

Рабочая гипотеза исследования основывалась на следующих предположениях:

— возможности формирования основ нравственного поведения дошкольников и младших школьников значительно усиливаются в возрасте 5−8 лет в процессе развития у них связной родной речи;

— традиционная практика воспитания в детском саду и начальной школе нуждается в совершенствовании существующей методики формирования нравственного поведения средствами родной речи;

— эффективное использование воспитательных возможностей средств связной родной речи обеспечивает преемственность в дошкольных учреждениях и начальной школе в формировании нравственных качеств и нормативного поведения детей, определяющих положительные результаты в учебной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать значимые в успешном обучении в школе нравственные качества, формируемые в процессе развития связной речи у старших дошкольников и младших школьников.

2. Определить воспитательный потенциал средств родной речи по формированию нравственных качеств у старших дошкольников и младших школьников.

3. Выявить педагогические условия формирования нравственных качеств и нормативного поведения старших дошкольников и младших школьников средствами родной речи.

4. Экспериментально проверить эффективность формирования нравственных качеств и нормативного поведения у детей в процессе развития связной родной речи.

Методологической основой и теоретической базой исследования являются: философия образования как качественно новое знание, рассматривающее оптимальное соотношение объективного и субъективного факторов в педагогическом процессе и, в частности, концепция о роли родного языка как общественного явления и нравственно-педагогического средства воспитанияконцепция о ведущей роли деятельности как источника развития и формирования личностипедагогическая психология как наука, исследующая психологические закономерности обучения и воспитания, а также деятельности учителя и, в частности, концепция о социальной обусловленности и индивидуальном выражении интелектуального, эмоционального и волевого развитиятеория и методика воспитания и обучения и, в частности, теория и методика развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Системный, целостный и исторический подход к решению поставленных задач предопределил выбор методов исследования: теоретические, эмпирические, практические.

Теоретические методы: аналогия, моделирование, системный подход позволили выявить специфические для воспитательного процесса противоречия, критически их проанализировать и предложить эффективную систему нравственного воспитания детей средствами родного языка.

Эмпирические методы основаны непосредственно на опыте, связаны с наблюдением, анкетированием, изучением документации, результатов деятельности. Частные методы эмпирического исследования дополнялись общими — экспериментом, обобщением педагогического опыта. Это способствовало выявлению в ходе эксперимента ряда зависимостей, фиксирующих общее, повторяющееся в доступных чувственному восприятию явлениях.

Методологические основы и поставленные задачи определили ход исследования, проведенного в три этапа. На каждом из них в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.

Первый этап (1988 — 1990 гг.) был связан с выбором темы исследования, определением методологической основы и теоретической базы, уточнением цели, задач, основных вопросов исследования, выявлением состояния и оценки исследуемой проблемы в теории и практике воспитания детей старших, подготовительных к школе групп дошкольных учреждений и младших классов общеобразовательных школ с татарским языком обучения.

Второй этап (1990 — 1995 гг.) характеризуется тем, что на основе теоретической базы были выявлены условия организации воспитательной работы с детским коллективом и отдельным ребенком в процессе становления связной родной речи, определены и обоснованы воспитательные возможности средств родной речи и эффективность их использования в нравственном воспитании старших дошкольников и младших школьников.

Третий этап (1996 — 1998 гг,) охватывает теоретическое осмысление, обработку и обобщение полученной информации и оценку результатов экспериментаопределение эффективности средств родной речи в нравственном воспитании детей в процессе развития связной речиразработку рекомендаций и практического материала для внедрения результатов исследования в практикунаучное и техническое оформление диссертационной работы.

Базой исследования явились детские дошкольные учреждения и начальные классы общеобразовательных школ и гимназий с татарским языком обучения города Казани, Арского, Балтасинского районов Республики Татарстан.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены воспитательные возможности средств связной родной речи в формировании нравственного поведения детей;

— определены условия эффективного использования средств связной родной речи в воспитательном процессе на этапе прогнозирования и программирования педагогической деятельности и ее результатов;

— выделены базовые нравственные качества детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, формируемые в процессе развития связной родной речи и необходимые для успешного обучения в школе;

— предложена методика формирования нравственных качеств и нормативного поведения детей средствами родной речи с учетом развития речи в системе нравственного воспитания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические и практические положения и выводы вносят реальный вклад в теорию и практику нравственного воспитания детей на современном этапе и обогащают методику воспитания в частности.

Предлагаемые методические рекомендации, прошедшие опытно-экспериментальную проверку, будут полезны воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальной школы, родителям.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в подготовке воспитателей, учителей начальных классов в соответствующих учебных заведениях и в системе повышения педагогической квалификации.

На защиту выносятся:

1. Выявленные, ранее не использованные возможности средств связной родной речи в формировании нравственного поведения младших школьников.

2. Совокупность нравственных качеств личности ребенка, закладывающихся в процессе развития связной речи и являющихся основой нормативного поведения учебной деятельности детей.

3. Технология эффективного использования средств связной родной речи в формировании нравственных качеств и нормативного поведения дошкольников и младших школьников.

Апробация результатов исследования.

Основные идеи и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики КГПУ, ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава КГПУ (19 911 998 гг.), на научных конференциях молодых ученых и специалистов КГПУ, сообщались на зональном совещании учебно-методического объединения Поволжского регионального методического центра в г. Набережные Челны (1992 г.), на межвузовской научно-практической конференции ЕГПИ в г. Елабуге (1993 г.), на республиканской научно-практической конференции в г. Арске (1995 г.), на совещании-семинаре учебно-методического объединения высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию в г. Шадринске (1996 г.), на международной научно-практической конференции в г. Арске (1996 г.), на международной научно-практической конференции в г. Елабуге (1997 г.), на международном тюркологическом конгрессе в г. Уфе (1997 г.) Основные положения исследования представлены в выступлениях перед педагогическими коллективами Арского педагогического колледжа, средних школ NN 52, 95, 140, гимназии N 3 г. Казани, дошкольных учреждений NN 141, 383 г. Казани, Арского, Балтасинского районов Республики Татарстан. Материалы диссертации составили основу спецкурса по педагогике в КГПУ.

Теоретические позиции и некоторые методические предложения были апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы в школах Атнинского, Высокогорского районов Республики Татарстан.

Основное содержание исследования опубликовано в работах, методическом пособии, статьях, тезисах, перечисленных в автореферате.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Проведенное экспериментальное исследование показало эффективность предложенной технологии в формировании нравственных качеств и нормативного поведения детей раннего школьного возраста в процессе развития связной речи на родном языке. Она связана с их возросшей потребностью в овладении связной речью в статусе школьника в условиях перехода к систематической учебной деятельности. Естественная потребность детей данного возраста к освоению значения слова и необходимость общения посредством связной речи на родном языке в процессе учебной деятельности является одной из важййшпих V условий усвоения значимых для них нравственных понятий, норм поведения.

2. Под воздействием средств связной речи усваиваются нравственные понятия, нормы поведения, формируются суждения и оценочные отношения к собственному поступку, являющиеся предпосылкой развития самооценки, опосредствующей и регулирующей нравственный выбор. Нравственное просвещение, формирование нравственого поведения опосредовано с развитием связной речи на родном языке.

3. Ведущая роль в формирвоании нравственных качеств и нормативного поведения принадлежит общению со взрослыми посредством связной речи. Суждения детей в большей мере являются результатом усвоенного в процессе воспитательных воздействий взрослых, а не собственного нравственного опыта.

4. Целенаправленная работа по формированию значимых в учебной деятельности нравственных качеств и поведения предъявляет к речи школьника новые требования и стимулирует ее дальнейшее развитие по множеству параметров: по словарному запасу, умению правильно отбирать речевые средства, логически правильно и выразительно строить высказывания и т. д.

5. Преемственность в личностной нравственной подготовке детей к систематической учебной деятельности в процессе развития речи в детском саду и школе обеспечивает положительные результаты в учении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сделать ряд общих выводов по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в период развития связной речи на родном (татарском) языке.

Постановка и исследование проблемы формирования нравственного поведения детей обусловлено ее актуализацией в связи с переходом к обучению на родном языке и разработкой нового содержания образования.

При всей значимости имеющихся исследований по рассматриваемой проблеме решение во многом зависит от внедрения в практику школ с татарским языком обучения новых идей и разработанных на этой основе конкретных методических решений.

Изучение теории вопроса и существующих моделей нравственного воспитания позволяет констатировать, что в них обоснована обусловленность успехов детей в учении их интеллектуальными способностями и готовностью к учебному труду как деятельности, требующей конкретного нравственного опыта.

Исследованиями психологов, педагогов в этой области выделены нравственные качества, определяющие отношение детей к учению, закладывающиеся задолго до поступления в школу, еще в старшем дошкольном периоде жизни. В связи с этим объектом исследования определены дети старшей и подготовительной к школе групп детского сада и младшие школьники (6−8 лет). Такая выборка позволила проследить преемственность в нравственном становлении детей.

Учебная деятельность, подобно труду, требует от ребенка ряда нравственных качеств, и прежде всего тех, что определяют его отношение к учебной деятельности. К ним можно отнести две группы качеств, присущие поведению ребенка как субъекта учебного процесса:

1) качества, характеризующие отношение школьника к делудобросовестность, ответственность, исполнительность, дисциплинированность;

2) качества, реализующиеся в отношении ребенка к себе и другим людям — справедливость, скромность, самокритичность, отзывчивость, требовательность.

Установлено, что нравственный опьгг обогащается в двух аспектах: вербально — интеллектуальном, выражающемся в суждениях о нравственных нормах поведения, нравственных понятияхреально-действенном, проявляющемся в нравственном поступке, нравственном выборе. Обеспечение связи между знаниями о нравственности и нравственными поступками в подлинных жизненных ситуациях важнейшее условие становления личности ребенка. В ходе исследований выявлена существующая ключевая связь формирования нравственных качеств с развитием связной речи детей на родном языке.

Исследованиями генезиса речи установлено, что в процессе своего становления она проходит три основных этапа. Третий этап определяется как этап интенсивного развития связной речи и в силу неразрывности мышления и речи тесно связан со способностью связно, понятно для окружающих воспроизвести в форме определенных суждений нормы поведения, обозначить нравственные понятия. Вместе с развитием речи нравственное понятие проходит определенный путь к осмыслению ребенком собственной позиции в системе человеческих отношений.

Длительный педагогический эксперимент по целенаправленному воздействию в условиях внеситуативно — познавательной и внеситуативно — деловой формах речи средствами художественных текстов на родном (татарском) языке позволил апробировать разработанную модель вербально — интеллектуального обогащения нравственного опыта детей, выражающегося в понимании и осознании нравственных норм, нравственных понятий, необходимых для успешной учебной деятельности и положительных гуманистических взаимоотношений в коллективе.

Специальным предметом исследования явилась сфера реальных поступков детей в процессе учебной деятельности и общения. При этом учитывалось, что поступком является и слово, и суждение, высказанное в процессе деятельности и общения. В связи с этим предметом специального изучения стали суждения детей о нравственных нормах поведения. Наряду с наблюдениями за поведением детей проводились специальные опыты по анализу суждений детей с целью выявления уровня сложившихся знаний о нравственных нормах, о нравственности совершаемых поступков.

В ходе эксперимента в речевые занятия, внеклассную творческую деятельность детей интерпретированы тексты с нравственным содержанием. Это слушание и чтение, пересказ художественных произведений, просмотр детских диа — кинофильмов и телепередач, составление сказок, рассказов, сочинение стихотворений, шуток, дразнилок, постановка спектаклей, драматизация прочитанных произведений.

Эти эксперименты наглядно демонстрируют нарастание познавательного кругозора в процессе ознакомления с различными ситуациям, в которых проявляются нравственные качества людей. В формировании системы суждений детей важную роль отведена взрослым (учителю), а также авторам художественных произведений.

Исходя из общих закономерностей восприятия художественных произведений детьми дошкольного и младшего школьного возраста, определена и обоснована последовательность ознакомления детей с литературными текстами с нравственным содержанием. В процессе опытов зарегистрирована значительная разница в восприятии и эмоциональном реагировании на содержание рассказов и стихотворных произведений в пользу прозаических.

Поисково-творческий анализ учебных планов, программ, учебников, хрестоматий и самих источников с нравственным содержанием позволяет констатировать факт недостаточности, а точнее сказать почти отсутствия в татарской детской литературе и, следовательно, и в педагогическом процессе жанра рассказа с нравственным содержанием. При большом количестве стихотворного материала, отражающего отрицательное поведение литературных персонажей, крайне невелик по количеству материал с положительным нравственным содержанием из жизни самих детей. Именно поэтому нами систематизирован речевой материал и определена, апробирована последовательность и вариативность его использования в нравственном воспитании детей.

Контрольные опыты по выявлению уровня воспитанности учащихся дали возможность выделить основные затруднения учащихся, проанализировать причины их возникновения, определить способы их преодоления и выбрать альтернативные варианты речевого педагогического воздействия.

В процессе формирующего эксперимента уделялось внимание вербально — интеллектуальному обогащению нравственного опыта и формированию суждений о гуманных нравственных поступках. В реальных поступках наблюдали и регистрировали умение детей переносить знание нравственных норм в жизненные ситуации, устанавливать внутреннюю связь соблюдения норм поведения с положительными результатами в учебе.

В итоге исследовательской работы качественным анализом и количественных изменений была подтверждена гипотеза о том, что накапливание нравственного опыта особенно интенсивно происходит в период развития связной речи на родном языке. Своеобразие содержания этого опыта находится в зависимости от требований к нравственному поведению ребенка, его отношению к учебному труду, а также его отношению к себе и другим людям.

Усвоение нравственных требований, которым ребенок должен следовать в своем поведении как субъект учебного труда зависит от полноты использования возможностей, заложенных в богатстве родной речи.

В процессе подбора методик формирования нравственного поведения детей мы исходили из воспитательных возможностей средств родного языка. Поэтому акцент был сделан на такие как: беседы по содержанию прочитанных рассказов, сказок, стихотворений, басен, песен, шуток, пословиц и поговорокпо серии картин с нравственным содержанием, по ситуациям, близким жизненному опыту детейсочинения по прочитанному, сочинения-письма близким людям, сверстникам, поздравления с праздником, днем рождениясочинение рассказов, сказок, стихов, колыбельных песен, составление комиксов и т. п. (Всего использовано более десятка методов.).

Индивидуальнодифференцированное воспитательное воздействие на детей разных групп с несформированными навыками нравственного поведения позволило выявить условия появления разнообразных недостатков младших школьников. Это прежде всего отсутствие интереса к познавательной деятельности, отсутствие мотивации к учению, страх получить отрицательную оценку результатов обучения от взрослых, сверстников.

В связи с этим следует подчеркнуть роль взрослых (учителя), его личного примера, умения как старшего друга организовать помощь, пойти навстречу с пониманием, сочувствием.

В результате многолетних экспериментов в экспериментальных классах по сравнению с контрольными значительно возросло количество учащихся с положительным отношением к учению. В них заметно улучшилась речь, возрос интерес к художественной литературе, к творческой сочинительской деятельности.

Основные положения исследования апробированы в ряде дошкольных учреждений и школ Республики Татарстан изложены в выступлениях на семинарах и конференциях, опубликованы в 17 работах.

Исследования не исчерпывает всех вопросов формирования у детей нравственных качеств в период развития связной речи. В эксперименте ограничились пропагандой педагогических знаний по проблеме перед родителями, проведением бесед, консультаций, сообщениями по ходу и результатам экспериментальной работы, проведением анкет.

Учитывая объективную необходимость и потребности учителей, родителей, детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста следует как можно быстрее решать обозначенную в исследовании задачу обеспечения научно обоснованными методическими рекомендациями, учебными пособиями, хрестоматийным материалом по проблеме исследования.

Связь развития родной речи с потребностью овладения значением слова хорошо видна в период перехода детей к учебной деятельности. Известно также, что дети, поступающие в школу стоят на разных уровнях речевого развития по множеству параметров: по словарному запасу, умению правильно отбирать речевые средства, логически строить высказывания, выразительности речи и т. д. Это подтверждают результаты и наших констатирующих экспериментов. Но новое содержание потребностей, мотивов учебной деятельности предъявляет к речи ребенка в статусе школьника как средству ее осуществления особые требования и стимулирует ее дальнейшее развитие. Поэтому эта связь рассматривается как одно из условий нравственного просвещения младших школьников.

В результате экспериментальной работы исходя из теоретического положения о связи между развитием речи и общением детей посредством связной речи в конкретных нравственных ситуациях подтверждено следующее предположение: 1) нравственное просвещение, формирование нравственного поведения опосредовано с развитием связной родной речи- 2) развитие родной речи связано с особенностями формирования нравственных норм, правил поведения детей на данном возрастном этапе. Выполнение этих задач зависит от продуктивного использования воспитательных возможностей средств связной родной речи в процессе ее развития в конкретных педагогических условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
  2. Азбука нравственного воспитания. Под ред. А. И. Каирова, O.E. Богдановой. 3-е изд. М.: Просвещение, 1979. — 318с. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — М: Университетское, 1990. — 560с.
  3. .Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960. — 486 с.
  4. А.Г. Психология личности. М: Просвещение, 1990. -200 с.
  5. А.С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста: Автореф.дис.. докт. пед. наук. Баку, 1986. — 26с.
  6. Балалар фольклоры / Сост. Н. Исенбет. Казань: Таткнигоиздат, 1984. 488с.
  7. Х.М. Прогрессивные идеи и опыт Карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1994.- 207 с.
  8. Р. Развитие Я концепции и воспитание: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. — 421с.
  9. . Народные традиции в нравственном воспитании школьников старших классов (на материале Киргизии): Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1991. — 219 с.
  10. А.К. Словесные игры в детском саду. М.: Просвещение, 1977. 99 с.
  11. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 294с.
  12. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4- 1979. — №№ 2, 4.
  13. Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979. — 321 с.
  14. Л.И., Конникова Г. Е. О нравственном развитии детей. // Вопросы психологии. 1975 № 1. — С. 80−89.
  15. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301с.
  16. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 144с.
  17. А.Л. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников (На материале кр. Севера): Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1994. — 228 с.
  18. О.С., Калинина О. Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 176с.
  19. О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980. — 207с.
  20. В.А. и др. Нравственное воспитание. Философские основы. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та., 1990. — 143с.
  21. З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. Л., 1973. — 42 с.
  22. С.Г., Лесохина Л. Н. Воспитание словом. Л.: Знание, 1971. — 31с.
  23. Д. В. Методы научного познания в школьном обучении. -Казань: Таткнигоиздат., 1975. 155с.
  24. Д.В. Психология обучения и воспитания. Казань, 1994. -144с.
  25. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 288с.
  26. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пединститутов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения» / Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1981. — 256с.
  27. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1989. — 334 с.
  28. Вопросы воспитания: Системный подход: Сборник статей / Под общ. ред. Л. И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981. — 136с.
  29. Вопросы психологии способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. -М.: Педагогика, 1973. 216с.
  30. Вопросы обучения и воспитания в татарской школе. II выпуск. -Казань: Таткнигоиздат 1976, — 280с
  31. Воспитательная работа в классе. Отв. ред. Г. А. Петрова. — Казань, 1983. 200 с.
  32. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. — 432с.
  33. Л.А. Нравственное воспитание младших школьников. М.: Изд-во РСФСР, 1960. 151 с.
  34. Г. Г. Организационно-педагогические основы управления общеобразовательной школы. Учебное пособие. Казань, 1985. -108 с.
  35. Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления. -Казань, Таткнигоиздат, 1990. 206с.
  36. О.С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991. 96с.
  37. М.Х. К. Насыйри. Казань: Таткнигоиздат, 1975. -47 с. — На тат. яз.
  38. П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследованиях детского мышления. // Вопросы психологии. 1966.- № 4. С. 123−126.
  39. Р., Рябов И. социальная педагогика: альметьевский вариант. // Народное образование. 1991 — № 3. С. 31.
  40. М.Ш. Методика татарского языка в начальной щколе. -Казань, 1950. На тат. яз.
  41. .С. Философия образования: Научный статус и задачи. // Сов. педагогика. 1991. № 4. — С. 69−74.
  42. .С. Россия: образования и будущее. Челябинск. -1993. — 200 с.
  43. В.М. Вопросы воспитания в поэзии Тукая // Совет мэктэбе. 1946. — № 4.
  44. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. -М., Просвещение, 1989. 160с.
  45. Т.И., Гончаров И. Ф. Когда учитель властитель душ: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 174с.
  46. В.В. Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики // Обучение и развитие: Материалы симпозиума. М.: Просвещение, 1996. — С. 37−39.
  47. И.А. Социально-педагогические условия нравственного воспитания подростков на семейных традициях: (На материале ТАССР) Казань, 1986. — 214 с.
  48. А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. М.: Знание, 1989. — 80с.
  49. A.B. Развитие прогрессивных идей нравственного воспитания в русской педагогике второй половины XVII в.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1983. — 20 с.
  50. А.Н., Лаврентьева T.B. Психическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1984. — 128с.
  51. О.Г. Понятие о морали. М.: Мысль, 1974. — 190 с.
  52. С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России // Под. ред. Ш. И. Ганелина. М.: Просвещение, 1974. — 527с.
  53. Р.И. Родной край. М.: Просвещение, 1981. — 208с.
  54. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 168с.6А Закирова В. Г. Педагогические условия воспитания гуманности у младших школьников в семье. Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1989. — 179 с.
  55. Л.В. Обучение и развитие. М.: Просвещение, 1975. -С. 21−22.
  56. A.B. Избранные психологические труды: В 2-х томах. -Т.1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. — 320с.
  57. A.B. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1972. — № 4. — С. 71.
  58. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка -2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
  59. A.B. Возрастные особенности нравственного развития детей. М.: Просвещение, 1973. 174с
  60. А.Л. В познании национального и общего нет мелочей. // Педагогика. 1991. — № 1. — С. 104.
  61. Ибрагимов Галимжан. Как преподавать татарский язык? Казань, 1918. — С. 3.
  62. Ф.Х. Развитие методики обучения татарской грамоте и буквари: Дис.. канд. пед. наук. М., 1969. — 230 с.
  63. С.И. Единство обучения и воспитания учащихся в процессе преподавания родного языка в V-VII классах татарской школы: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1961. — 217 с.
  64. И.П. Методика коммунарского воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 144с.
  65. Изучение мотивации детей и подростков // Под. ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Просвещение, 1972. -215 с.
  66. В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников // Педагогика. 1993. № 3. — С. 47−49.
  67. Как провести социологические исследования / Под. ред. Горшкова М. К. и Шерегиф Ф. З. М.: Политиздат, 1990. — 288с.
  68. С.А. Формирование представлений о явлениях общественной жизни у детей подготовительной группы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. 22 с.
  69. Ю. Не кричите в подушку, учитель // Народное образование 1991. — № 11−12. — С. 105, 107.
  70. Ф.Ф. Очерки по истории школы и педагогики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — С.55.
  71. В.К., Лаврентьева Г. П. Формирование у детей гуманных отношений // Психология. Киев, 1980. — Вып. 20.
  72. Д.В. Беседы о половом воспитании. М.: Педагогика, 1986. — 160с.
  73. Я.А. Избр. пед. соч.: В 2-х т. / Под ред. А. И. Пискунова и др. М.: Педагогика, 1982. — Т.2. — 570с.
  74. H.A., Медынский E.H., Шабаева М. Ф. История педагогики: Учебник для студентов пед. вузов. М.: Просвещение, 1982. — С.22, 70.
  75. Концепция воспитания учащейся молодежи Республики Татарстан // Информ. бюллетень МНО образования РТ. 1993. -Октябрь -С. 3.
  76. А. И. Педагогическое исследование: Учебное пособие для аспирантов, студентов-дипломников и учителей. Рязань: РГПИ, 1975. 178с.
  77. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе // НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. -М.: Педагогика, 1991. 152с.
  78. Краткий психологический словарь / Под. ред. A.B. Петровского. -М.: Политиздат, 1985. 431с.
  79. В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. -М.: Просвещение, 1986. 336с.
  80. Кул Гали, Кыссаи Юсуф. Казань: Таткнигоиздат. 1989. — 221 с.
  81. Л.Ф., С.Г. Макеева. Школа вежливости. Азбука первоклассника. Дидактические материалы для 1 класса четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 1995. — 47 с.
  82. Кун H.A. Легенды и мифы древней Греции. М., 1965. — 22с.
  83. М.Ф. Педагогические условия формирования нравственных отношений между юношами и девушками: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1990. — 20с.
  84. Ю.З. Идеи нравственного воспитания в башкирской народной педагогике и их использование в современной школьной практике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1984. — 20 с.
  85. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334с.
  86. JI.K. Нравственное воспитание детей. Пермь: Изд-во МГПУ, 1974. — 116с.
  87. А.Н. К вопросу об устойчивости моральных суждений у школьников // Вопросы психологии. 1970. — № 3. — С. 15−24.
  88. С.Ф. Нравственное развитие личности в семье. М.: Знание, 1958. — С.32.
  89. Ш. Нравственность. Развитие ее с древнейших времен до наших дней. СПб.: Общественная польза, 1903.
  90. А.М. Задачи детского сада в свете требований современной начальной школы // Дошкольное воспитание 1972. -№ 4. — С. 48.
  91. Л.А. Когда слово воспитывает. М.: Политиздат, 1970. -112с.
  92. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М: Просвещение, 1971. — 200 с.
  93. .Т. Общие проблемы воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1979. — 168с.
  94. .Т. Цели воспитания личности // Сов. педагогика. 1991. — № 4. — С. 11.
  95. .Т. Воспитание: необходимость и свобода // Педагогика. 1994. — № 2. — С.35.
  96. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. — 142 .
  97. М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблеме возрастной и педагогической психологии. М., 1986. — 202 с.
  98. В.Н., Усманова A.A. Тестирование интересов детей с помощью методики В. Пеннинга // Педагогика. 1992. — № 8 — 10. — С.ЗЗ.
  99. A.A. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977. 224с.
  100. A.C. Разговор о воспитании // Собр. соч. в 7 т. М.: Изд-во АПН, 1958. — Т.5. — С.511−516.
  101. И.С. Основные источники и стимулы нравственного развития личности школьника // Сов. педагогика 1970. — № 6. -С. 77.
  102. H.A. Дневник о развитии ребенка. М.: Просвещение, 1948. — 192с.
  103. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Просвещение, 1979. — 256с.
  104. О. Какая нужна нравственность // Народное образование. -1994. № 5−6. — С.59.
  105. В. Человек, мораль, воспитание. М.: Прогресс, 1975. -161с.
  106. Н.М. Изучение эффективности воспитания. Теория и методика. М.: Педагогика, 1981. — 144с.
  107. М. Опыты. Избранные произведения. М.: Голос, 1992. -Т. 6. — 384с.
  108. М.П. Средние века: Воспитание как дисциплина // История педагогики. М., 1911. — 209с.
  109. Г. В. Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников в процессе усовения основ национальной культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1973. — 24с.
  110. Мухаммадьяр // Мирас, 1997. № 6 — С. 10. — На тат. яз.
  111. B.C. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов. М.: Просвещение, 1986. — 144с.
  112. Насыйри Каюм. Книга о воспитании. Казань: Тат. кн. изд-во, 1992. — 145с.
  113. Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. М.: просвещение, 1991. — 126с.
  114. Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского. -М.: Педагогика. 1988. — 278с.
  115. Новые исследования в педагогических науках. / Сост. И. К. Журавлева, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1991. -Вып. 2 (58). — 73с.
  116. З.Г. Методические рекомендации к изучению воспитанности учащихся. Казань, 1985. — 24с.
  117. З.Г. Гуманизм: педагогика и школа. Казань: Тат. кн. изд-во, 1988. — 271с.
  118. И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М.: Педагогика, 1991. — 221с.
  119. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста / Сост. JI.A. Петрова. М.: Просвещение, 1990. — 95с.
  120. Обучение и развитие / Под ред. J1.B. Занкова. М.: Педагогика, 1975. 440с.
  121. Об авторских программах, параллельных курсах и учебно-методических комплектах для начальной школы // Вестник MHO РСФСР. Просвещение. — 1994. — N7. — С.З.
  122. Обновление содержания дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1991. — № 8. — С.
  123. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. М.: Просвещение, 1985. — 208с.
  124. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. — 287с.
  125. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986. -233с.
  126. O.A. Нравственность. Личность. Трудовой коллектив / Под ред. А.Н. Половнева- АН БССР. Минск: Наука и техника, 1991. — 95с.
  127. В.П. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1979. -144с.
  128. И.Н. Формирование аморальных понятий у младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 21с.
  129. Ф., Хиггинас Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал. 1992. -Т. 13, № 3. — С. 175−182.
  130. С.Ш. Наука и нравственное воспитание: Моногр. М.: Высшая школа, 1984. — 152с.
  131. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. -Минск, 1987. 223с.
  132. Педагогическая энциклопедия. М.: Сов энциклопедия, 1965. -С. 306.
  133. Педагогика для всех: Афоризмы и мысли / Сост. В. В. Чечет. -Минск: Народная Асвета, 1992. 190с.
  134. П.П. Воспитывающая направленность словесных методов обучения как стимулирующий фактор поисково-исследовательской деятельности учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 21 с.
  135. Д.И., Васильева Е. В. Из народно-педагогической мудрости (вопросы нравственного воспитания в школе). М., 1981. — С.74−84.
  136. И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах / Под ред. В. А. Ротенберга, В. М. Кларина. М.: Педагогика, 1981.- Т2. 416с.
  137. . Избранные педагогические труды. М.: Просвещение, 1969. — 177с.
  138. Поиск новых путей / Сост. Громова С. Н. М.: Просвещение, 1990.- 191с.
  139. Помогай-ка. Обучение детей чтению: Книга для взрослых и детей / Авт. и сост. О. Джелелей. М.: АО Столетие, 1994. — 191с.
  140. О.М., Лихачева Н. Л. Нравственное воспитание дошкольников на материале юмористических произведений // Психолого-педагогические проблемы гуманизации образования и воспитания. Курган, 1991. — С.90−92.
  141. Программа и устав республиканского детского общества «Союз наследников Татарстана». Казань. 1993. — 21 с.
  142. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы. М.: Просвещение, 1994. — 265с.
  143. У.М. Воспитание чувств гуманизма у младших школьников средствами детского фольклора: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ташкент, 1992. 20с.
  144. Ризаитдин бине Фахретдин. Жэвамигул кэлим шэрхе. -Ырымбур, 1916 552 с. — На тат. яз.
  145. К. Концепция психологической поддержки как снять преграды к индивидуальному творческому поиску.
  146. СЛ. Основы общей психологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964. — 742с.
  147. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 184с.
  148. В. Труд и нравственность // Мэгариф.- 1991. № 10. -С.55.
  149. Ю. Поведенческие привычки надо формировать с детства. // Педагогика.- 1991. N1. — С. 158.
  150. Самир Али Сайд. Мусульманская модель национального воспитания и образования // Народная педагогика основа воспитания. -Казань, 1993. — С.116−117.
  151. Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание. Самара, 1991. — 243с.
  152. Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. -Казань: Изд-во КГУ, 1992. 175с.
  153. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986. — 152с.
  154. А.Д., Лебедева О. В. Национальная культура и подросток. // Педагогика. 1993. — № 1. — С. 35.
  155. Е.В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада. М: Просвещение, 1991. — 207с.
  156. В.А. Сердце отдаю детям. Минск: Нар. Aceesja, 1982. — 288с.
  157. A.M. По ступенькам нравственности: О воспитании старших дошкольников в семье. Минск: Нар. Асвета, 1997 -263с.
  158. Н.М. Архитектоника воспитательного процесса. Казань, 1990. — 201 с.
  159. Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов. М.: Издательская фирма Логос, 1991. — 181с.
  160. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности у младших школьников. М.: Провещение, 1988. — 175с.
  161. Т.Г. Использование прогрессивных традиций народной педагогики в воспитании гуманности у младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. 1982. — 230 с.
  162. Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы // Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Векштайн. М.: Педагогика, 1989. — 544с.
  163. Ю.А. Общественно-педагогическая деятельность Габдуллы. Тукая. Казань, 1963. — С.40.
  164. О.H. Работа с родителями младших школьников. М.: Педагогика, 1988. — С. 140.
  165. К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология // Пед. соч. M.-JL: Изд-во АПН РСФСР. — Т.8. -775 с.
  166. К.Д. Родное слово // Пед. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — С.425−489.
  167. К.Д. О нравственности в общественном воспитании. // Собр. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — С.425−489.
  168. Философский словарь. М.: Политиздат, 1980. — 445с.
  169. A.M. Воспитание нравственных качеств учащихся в процессе преподавания математики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. 1971. — 21 с.
  170. С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц. -М.: Прогресс, 1990. 304с.
  171. Л.М. и др. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988. — 207с.
  172. А. Отцы, матери и дети: Практические советы родителям: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 192с.
  173. Л.К. Реализация воспитательных функций свободного времени школьников в современных социально-педагогических условиях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань: ЛГПУ, 1995. -24с.
  174. Я.И. Значение исследования фольклорных материалов для использования идей народного воспитания в педагогической практике // Доклады АПН РСФСР. 1962. — 1992. — С.43, 46.
  175. Я.И. Основные направления в развитии педагогической мысли татарского народа в XI XX вв.: Автореф. дис.. докт. пед. наук. — М., 1968. — 24 с.
  176. И.Ф. Теория нравственного воспитания. Минск: Нар. Асве^та, 1972. — 20с.
  177. Хиггинас Энн. Шесть ступеней Лоуренса Кольберга // Народное образование. 1993. — № 1. — 80с.
  178. X. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.: Педагогика, 1979. — 158с.
  179. А.Т., Колесов Р. В. Мальчик-подросток-юноша: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 207с.
  180. А.Т., Колесов Р. В. Девочка-подросток-девушка: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — 128с.
  181. В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981. — 208с.
  182. Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1983. — 64с.
  183. X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 117 с.
  184. П.Г. С чем выйдем в XXI век? // Народное образование. 1992. — N5−6. — С. 9.
  185. Н.Е. Вы стали классным руководителем. М.: Педагогика, 1986. — 158 с.
  186. Г. Работа над речевым этикетом // Мэгариф. 1993. -№ 10. — С.38.
  187. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. — N4. — С.4.
  188. Д. Творческая игра: от рождения до десяти лет: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1995. — 191с.
  189. Р.А. Инсафлынын теле саф. Казан. 1993. — 165 с. ^
  190. И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. Казань: Изд-во КГУ, 1993. 202с.
  191. М.В. Эмоциональные стимулы развития гуманных чувств и представлений младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1980. — 17 с.
  192. С.И. Изучение возрастных различий в сфере нравственных чувств. // Сов. педагогика. 1960. — N5. — С.
  193. С.И. Экспериментальное изучение нравственных чувств и нравственной оценки у школьников // Вопросы психологии. -1960. № 4. — С.55.
  194. Anastasi Anne. Psichological testing. Macmillan Publishing Co., gnc New York. Collier Macmillan Publisher. — London, 1982. — 336p.
  195. Bandura A., Mc Donald F. H. Influence of social reinforcement and the behavior of models in chaping children’s moral judgment. -// J. Abnorm. Social Psychology.- 1963. N 67.
  196. Bryan J. R. Children’s Cooperation and Helping Behaviors. Un: E. M. Hetherington (ed.). Review of Child Development Research, 1975, vol 5.
  197. Education and the family/ed) by L. Kaplan. Boston, 1992. — P. 7.
  198. Kohlberg L. Development of Moral Character and Moral Ideology. In: M.L.Hoffman, L.W.Hoffman (ed/). Review of Child Development Research. N.Y., 1964.
Заполнить форму текущей работой