Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профилактическая работа с безнадзорными детьми в общеобразовательной школе: На основе взаимодействия субъектов воспитательного процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

II этап (2002;2003 гг.) выявлялись психолого-педагогические проблемы У взаимодействия учащихся, их родителей и педагогов в процессе обучения и воспитания школьников. Разрабатывался диагностический инструментарий, изучались активные методы профилактической и коррекционной работы со школьниками. Проводилось изучение школьников в экспериментальных классах, а также их семей с целью выявления… Читать ещё >

Содержание

  • f Введение
  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ. И
    • 1. 1. Профилактика безнадзорности в истории педагогики
    • 1. 2. Международное и Российское законодательство в сфере защиты прав детей
    • 1. 3. Социально-педагогические факторы безнадзорности
    • 1. 4. Работа с детьми в гуманистической педагогической парадигме
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 2. 1. Психолого-педагогические предпосылки профилактической работы с безнадзорными детьми
    • 2. 2. Координация и взаимодействие субъектов воспитательной 96 работы с детьми в общеобразовательной школе
    • 2. 3. Индивидуальные и групповые методы профилактической работы с безнадзорными детьми
    • 2. 4. Оценка результативности профилактической работы в общеобразовательной школе
  • Выводы по II главе

Профилактическая работа с безнадзорными детьми в общеобразовательной школе: На основе взаимодействия субъектов воспитательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Коренные изменения в экономике, политике и социальной жизни общества в последние два десятилетия обострили проблему безнадзорности детей, которая приводит к их асоциальному и антисоциальному поведению, а также отсутствию условий для полноценного развития и самореализации. Дети, молодежь оказались беззащитными в стихии рыночных отношений, средств массовой информации, коммерциализации общества, в том числе и образовательных учреждений. Особенно остро эта проблема проявляется в подростковом возрасте. Статистика свидетельствует о повышении количества правонарушений, совершаемых подростками, что вызывает со стороны педагогов, психологов и правоведов закономерные опасения.

На государственном уровне принят целый ряд законов, регламентирующих деятельность субъектов воспитания в этой области, в том числе Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.) и Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.). Во исполнение этих законов разработаны различные программы по работе с детьми, в частности, «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999;2001 годы», программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001;2005 годы» и др. Однако реализация этих программ сталкивается с недостатком социально-экономического и научно-методического обеспечения. В практике работы с безнадзорными детьми выделяются явные противоречия между:

— нормативными государственными документами в сфере защиты прав ребенка и социально-экономическими условиями их реализации, в том числе материального обеспечения труда педагогов и родителей;

— государственными приоритетами в сфере воспитания подрастающего поколения и неолиберальными ценностями, которые утверждают средства массовой информации и условия рыночной экономики;

— теоретическим осмыслением проблем воспитания трудных подростков и реальной практикой, условиями и методами их реализации.

Возрастание уровня правонарушений в обществе, изменения в структуре и характере преступности, ее омоложение остро поставили вопрос об изменении методов работы с подростками. Формирование личности подростка идет в наибольшей степени во взаимодействии с социальной средой, которая имеет как положительные, так и отрицательные влияния. Поэтому подросток должен правильно ориентироваться в правовом поле, осуществлять выбор в пользу гуманистических ценностей и помогать себе в этом сложном выборе.

Отдельные аспекты профилактической работы с подростками группы риска, формирования у них нравственных ориентиров, дисциплины, ответственности, правовой культуры в процессе воспитания рассматривались в работах Идрисовой В. И. (2000), Григорьевой C.B. (2002), Байжуминова С. А. (2000), Жакович A.B. (2002), Паншиной C.B. (2003), Еремеева О. И. (2004).

Однако профилактическая работа с безнадзорными детьми в общеобразовательной школе не получила должного научно-методического освещения. Потребность практики и недостаточность научного обеспечения определили выбор темы данной диссертации.

Цель исследования — повышение эффективности профилактической работы с безнадзорными детьми, направленной на их активную социализацию и взаимодействие учащихся с родителями и учителями.

Объект исследования — педагогическая профилактика противоправного поведения безнадзорных детей в общеобразовательной школе.

Предмет исследования — формы и методы взаимодействия учителей, родителей и учащихся в процессе профилактической работы с безнадзорными детьми в школе.

Гипотеза исследования. Профилактическая работа с безнадзорными детьми в общеобразовательной школе будет эффективной, если:

— систематизировать группы безнадзорных детей в школе по степени риска их противоправного поведения и затруднений в социализации;

— профилактическая работа со школьниками будет построена на основе активного взаимодействия детей, родителей и учителей в процессе учебной и внеклассной деятельности;

— будут созданы психолого-педагогические условия организации коммуникаций учителей, родителей и учащихся в процессе социально значимой деятельности школьников;

— будут внедрены современные индивидуальные и групповые методы формирования позитивных отношений учителей, родителей и учащихся;

— будет обеспечено психолого-педагогическое сопровождение профилактической работы с различными категориями учащихся.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Проанализировать социально-педагогические причины безнадзорности и определить типы безнадзорных детей школьного возраста.

2. Обосновать принципы профилактической работы с педагогически запущенными и безнадзорными детьми в общеобразовательной школе.

3. Выявить психолого-педагогические условия организации эффективного взаимодействия учителей, родителей и учащихся в процессе учебной и внеклассной работы.

4. Разработать и апробировать систему индивидуальных и групповых методов формирования коммуникативных отношений учителей, родителей и учащихся, а также методы психолого-педагогического сопровождения профилактической работы с различными категориями учащихся.

Методологическую основу исследования составили идеи и научные труды по проблемам развития и формирования личности детей школьного возраста (Л.А. Высотина, Н. Ф. Гейжан, И. П. Иванов, И. С. Кон, Л. И. Коновалова, A.C. Макаренко, Д. Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн), основные положения гуманистической психологии (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, В. Н. Мясищев, К. Роджерс, В.А. Григорьева-Голубева, Э. Эриксон), работы по теории педагогической деятельности (В.И. Гинецин-ский, Н. В. Кузьмина, B.C. Олейников, A.A. Реан, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов, Я. Я. Юрченко, В.А. Якунин), труды по проблемам юридической психологии и противоправного, девиантного поведения подростков и молодежи (В.П. Васильев, E.B. Змановская, А. Е. Личко, Ю.А. Шаранов), идеи педагогической поддержки ребенка в процессе его социализации (Т.В. Анохина, A.B. Петров* ский, Г. Н. Хон).

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

— теоретические — изучение и анализ психолого-педагогической и юридической литературы по проблеме исследования, моделирование системы профилактической работы с подростками, проектирование результатов исследования на различных его этапах;

— эмпирические — диагностические методы (анкетирование, интервью, беседы), изучение педагогической документации, диагностический и формирующий эксперимент по исследованию;

— статистические — ранжирование, шкалирование, статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Исследование проведено в 2001;2004 году на базе двух общеобразовательных школ Санкт-Петербурга: №. 54 Петроградского района и № 664 Приморского района. Диагностический этап охватывал 56 педагогов, 126 родителей и 145 учащихся вторых, пятых и седьмых классов в эксперименталь-^ ных школах. В формирующем эксперименте участвовали 47 учащихся, 43 родителя (или лиц их заменяющих), 12 педагогов и практические психологи школ.

Исследование проводилось в три этапа.

I этап (2001;2002 гг.) содержал изучение литературы, нормативных документов и диссертационных исследований по проблеме воспитания и профилактической работы с детьми группы риска в общеобразовательной школеизучалась практика организации и передовой опыт социально-педагогической работы с безнадзорными детьми. Определялись социально-педагогические причины безнадзорности детей группы риска, а также выявлялись их типичные группы и проблемы социализации. Формулировалась гипотеза и задачи экспериментальной работы.

II этап (2002;2003 гг.) выявлялись психолого-педагогические проблемы У взаимодействия учащихся, их родителей и педагогов в процессе обучения и воспитания школьников. Разрабатывался диагностический инструментарий, изучались активные методы профилактической и коррекционной работы со школьниками. Проводилось изучение школьников в экспериментальных классах, а также их семей с целью выявления безнадзорных детей. Проводился опрос родителей и педагогов. Определялись группы учащихся, требующих целенаправленной профилактической работы. Осуществлялся формирующий эксперимент по организации взаимодействия и построения позитивных коммуникаций между школьниками, родителями и педагогами, в том числе с помощью школьного психолога.

III этап (2003;2004 гг.). Прослеживалась эффективность профилактической работы с безнадзорными детьми разного типа. Вносились коррективы и дополнения в практику формирующей работы. По итогам года проводились контрольные диагностические методики. Проводился анализ эффективности проведённой работы, обобщение полученных результатов, публикация промежуточных данныхподготовка диссертационного исследования к защите.

На защиту выносятся научные результаты, полученные автором исследования.

1. Типы безнадзорных детей школьного возраста, выявленные по результатам экспериментальной работы. Выделено шесть типов, требующих профилактики асоциального поведения и социальной дезадаптации школьников: дети из неблагополучных семей, которым родители не оказывают должной нравственно-психологической поддержкипедагогически запущенные дети, отрицательно относящиеся к семье и школенравственно запущенные дети, агрессивные в общении со взрослыми и сверстникамикоммуникативно-неконтактные детибыстро утомляемые дети с пониженным фоном настроенияимпульсивные дети с ярко выраженной активностью.

2. Принципы профилактической работы с педагогически запущенными и безнадзорными детьми в общеобразовательной школе, к которым отнесены: принцип правовой и психологической защиты ребенкапринцип конструктивности во взаимодействии педагогов, родителей и школьников при решении жизненных проблем ребенкаактивизации его самостоятельности в решении противоречивых ситуаций взаимодействия и общенияпринцип пре-вентивности в организации и проживании игровых эмоциональных ситуаций.

3. Психолого-педагогические условия организации эффективного взаимодействия учителей, родителей и учащихся в процессе учебной и внеклассной работы, к которым отнесены: обязательное включение родителей проблемных школьников в систему профилактики его асоциального поведения и социальной дезадаптациипсихолого-педагогическая помощь родителям проблемных детей в построении позитивных коммуникаций и взаимодействия с детьмиповышение психолого-педагогической грамотности родителей и учителей при работе с безнадзорными детьмивключение детей в совместное с детьми и родителями социально значимое взаимодействие и эмоционально-насыщенное общение.

4. Система индивидуальных и групповых методов формирования коммуникативных отношений учителей, родителей и учащихся, а также методы психолого-педагогического сопровождения • профилактической работы с различными категориями учащихся. В диссертации раскрыты: программа семинаров по обучению учителей, родителей и учащихся правовой культуреорганизация родительского всеобуча основам коммуникативно-педагогических знаний по воспитанию детейорганизация совместных тренингов с родителями и учащимися, родителями и учителями, учителями и учащимисясистема индивидуальных и групповых методов и методик психолого-педагогического сопровождения на разных возрастных этапах социализации школьников.

Научная новизна исследования и личный вклад автора состоит в том, что в диссертации.

— проблема профилактической работы с безнадзорными школьниками впервые рассмотрена с позиций комплексного взаимодействия и построения позитивных коммуникаций в системе отношений школьники — родителипедагоги;

— проанализированы социально-педагогические причины безнадзорности, определены типы и проблемы безнадзорных детей школьного возраста;

— обоснованы принципы профилактической работы с педагогически запущенными и безнадзорными детьми в общеобразовательной школе на основе правовой защиты детей и активного взаимодействия всех субъектов воспитаниявыявлены психолого-педагогические условия организации эффективного взаимодействия учителей, родителей и учащихся в процессе учебной и внеклассной работы;

— адаптированы к конкретным условиям и апробированы индивидуальные и групповые методы формирования коммуникативных отношений учителей, родителей и учащихся, включающие их в социально значимое взаимодействие и эмоционально насыщенное общение.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в разработке организационно-педагогических, правовых и коммуникативных условий, содержания методов и форм предупреждения проявлений безнадзорности и десоциализации детей в воспитательном пространстве школы. Разработана система методов, которая направлена на решение задач профилактики безнадзорных явлений среди учащихся.

Практическая ценность результатов исследования определяется тем, что они составляют основу для решения актуальных задач профилактической работы с детьми «группы риска». Разработанная и экспериментально проверенная система работы может служить основой эффективной воспитательной работы с подростками в их социальном окружении, а также использоваться в практике подготовки и повышения квалификации студентов вузов педагогической и юридической направленности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической корректностью теоретических положений, методологией гуманистической психологии и педагогикисистемным подходом к изучению объекта и предмета исследования, логикой проведения эксперимента, выбором методик, адекватных цели и задачам исследования, репрезентативностью выборок и значимостью опытно-экспериментальных данных, применением статистических методов анализа и обработки экспериментальных данных, возможностью использования полученных результатов в других образовательных учреждениях.

Апробация материалов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры педагогики СПбУ МВД России (2003;2004 гг.), в выступлениях автора на научно-практических конференциях: «Социальная педагогика: теория и практика, перспективы развития в системе МВД России» (СПб, 2005) «Актуальные проблемы экономики и новые технологии образования.» 3-я Международная научно-практическая конференция (СПб, 2004) «Права и свободы человека и гражданина: международно-правовое и конституционное регулирование» (СПб, 2004) — «Национальная безопасность России и деятельность правоохранительных органов» (СПб., 2004) — проведении семинаров по внедрению правовых и психолого-педагогических знаний среди родителей и учителей Петроградского района Санкт-Петербурга.

Объем и структура работы — диссертация состоит из введения, двух глав (8 разделов), заключения, списка использованной литературы, приложения, содержит 2 таблицы и 5 схем.

Проведенное исследование подтвердило основную гипотезу данной ра боты. Разработанная в ходе исследования программа коммуникативных тех нологий профилактики безнадзорности в общеобразовательных учреждениях дает возможность структурировать коммуникативные отношения ученик учитель-родитель в процессе обучения и развития подростков группы риска, позволяет сформировать уровень профессиональной коммуникативной ком петентности педагогов и родителей, развивать правовую культуру педагогов и родителей, а также учеников посредством системы коммуникативных тех нологий: игротерапия, арттерапия, логотерапия, психодрама или драмтера пия, адаптированных к индивидуальным особенностям безнадзорных детей. По результатам исследования сформулированы следующие теоретиче ские выводы.1. Безнадзорность школьников является важнейшим социально психологическим фактором, детерминированным педагогической запущен ностью, асоциальным поведением и социальной дезадаптацией детей школь ного возраста, что приводит к правонарушениям и искажениям в процессе личностного развития школьника.2. Основными причинами безнадзорности являются как социально психологические факторы (низкий уровень материального благосостояния в семьях, высокая занятость родителей, низкий уровень личностного развития в семьях, алкоголизм и асоциальный образ жизни родителей, а также недос таточный профессионализм педагогов, не перестроившихся в новых соци ально-экономических реалиях), так и психолого-педагогические факторы (низкая психолого-педагогическая грамотность родителей и учителей, их ав торитарная позиция в отношениях с детьми, недостаток коммуникативной культуры и уважения к ребенку).3. Безнадзорность детей имеет различные причины и поведенческие проявления. Изучение и знание педагогами и родителями различных типов безнадзорности позволяет выбирать правильные методы профилактической работы с детьми в школе. Выделенные в процессе исследования типы безнад зорности детей могут служить основой для этой работы.4. Профилактическая работа с безнадзорными детьми в общеобразова тельной школе должна подчиняться определенным принципам. На основе проведенной работы к ним отнесены: принцип правовой и психологической защиты ребенкапринцип конструктивности во взаимодействии педагогов, родителей и школьников при решении жизненных проблем ребенкаактиви зации его самостоятельности в решении противоречивых ситуаций взаимо действия и общенияпринцип превентивности в организации и проживании игровых эмоциональных ситуаций.5. Эффективность профилактической работы зависит от нескольких психолого-педагогических условий, среди которых наиболее важны: обяза тельное включение родителей проблемных школьников в систему профилак тики асоциального поведения и социальной дезадаптациипсихолого педагогическая помощь родителям проблемных детей в построении позитив ных коммуникаций и взаимодействия с детьмиповышение психолого педагогической грамотности родителей и учрггелей при работе с безнадзор ными детьмивключение детей в совместное с детьми и родителями соци ально значимое взаимодействие и эмоционально-насьшденное общение.6. Методы профилактической работы должны предусматривать взаи модействие школьников, их родителей и педагогов в процессе социально важной деятельности, а также целенаправленное создание ситуаций, форми рующие позитивные эмоциональные отношения между ними.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «Об образовании». М.: Ось-89, 2001.
  2. Трудовой кодекс РФ. М.: Золотой теленок, 2002.
  3. Комментарий к трудовому кодексу РФ. М.: Приор, 2002.
  4. Всеобщая Декларация прав человека. СПб.: Лицей, 1999.
  5. Конвенция о правах ребенка. СПб.: Лицей, 1999.
  6. В.С. Я-концепция личности: теория и практика. М., 1999.
  7. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2004.
  8. А. Трудный подросток. М., 2001.
  9. Ю. А. Пограничные психические расстройства. М., 1993.
  10. Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. СПб., 1998.
  11. Е., Ширген А. Исправительно-воспитательные заведения для несовершеннолетних преступников и детей заброшенных в связи с законодательством о принудительном воспитании. Саратов: Типография губернского земства, 1893.
  12. Аналитический Вестник Совета Федерации РФ 20 (176) С. 35−36.
  13. К.И. Воспитательно-исправительные заведения трудовой помощи и принудительного труда в Западной Европе. Пг, 1915.
  14. Бажин Е, Ф., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений. Л., 1985.
  15. С.Н. Правовое воспитание несовершеннолетних правонарушителей учащихся средней школы: Автореф. дис. к.п.н. СПб., 2002.
  16. А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. М., 1999.
  17. Л.М., Можгинский Ю. Б. Взаимосвязь патологического агрессивного поведения и депрессии у подростков // Российский психиатрический журнал. 2000. № 1. С. 42−45
  18. Е. И. Агрессивность младших школьников // Актуальные проблемы современной психологии. Ученые записки ЛГОУ им. А. С. Пушкина. СПб., 2003. С. 104−107.
  19. Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  20. Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога. М., 2003.
  21. С. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001.
  22. В.Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. Калуга, 2000.
  23. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  24. A.A. Психология межличностного общения. Рязань, 1994.
  25. Г. В. Психология делового общения. М., 1998.
  26. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
  27. Р. Используйте свой мозг для изменения. СПб., 1994.
  28. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.
  29. Ш. Социально-психологическое изучение ребенка. M.- JI., 1931.
  30. И. О. Психология жизни и смерти. 0 СПб.: Питер, 2001.
  31. П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.
  32. Е.П., Степанов СЮ. Психология творческой уникальности человека, рефлексивно-инновационный подход. М., 1998.
  33. Н., Васильева Е. Технологии профессионального общения. -Ярославль, 2000.
  34. Н.В. О месте гуманитарного знания на пороге третьего тысячелетия // Гуманитарное образование: традиции и новации. СПб., 2000.
  35. В.И. Антология гуманной педагогики. М.: изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001.
  36. JI. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология. -М., 1984.
  37. Р. Психотерапия детских проблем. СПб.: Речь, 2002. — 416 с.
  38. И.И., Иванова И. Н. Санкт-Петербург, занимательные вопросы и ответы. СПб.: Паритет, 2000.
  39. Я.И., Юнацкевич П. И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии. СПб., 1999.
  40. Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998.
  41. C.B. Воспитание правовой культуры у несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дис. к.п.н. СПб., 1999.
  42. Григорьева-Голубева В. А. Проблемы становления системы гуманистических ценностей в современном образовании. СПб.: Изд-во СПб унта, 2002.
  43. М. Исправление школьного конвейера. СПб., 1993.
  44. Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.
  45. В. В. Мотивация противоправных действий у психопатических личностей: Дис. на соиск уч. ст. д-ра психол. наук. М., 1985.
  46. Гуманистическая и трансперсональная психология: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. М., 2000.
  47. Гуманистические проблемы психологической теории / Под ред. С. М. Снитковой. — М., 1995.
  48. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения./ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ 2002 № 20 (176) -стр.132
  49. В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях, Педагогическое общество России. М., 2002.
  50. С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. № 2. 2001. С. 60−72.
  51. В.Д. Мальчики и девочки два разных мира. СПб.: Тускарора, 2001.
  52. В.Д., Хризман Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. -М., 1991.
  53. С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
  54. H.H. и др. Современные подходы к диагностике и лечению минимальных мозговых дисфункций у детей. М., 2002.
  55. H.H. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа-Пресс 1,2001.
  56. А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Изд. 2-е. -М., 1993.
  57. Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. -М., 2003.
  58. Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: истоки и проблемы. Ростов-на-Дону: Март, 2000.
  59. И.П. Воспитывать коллективистов. Л., 1982.
  60. И.П. Воспитание творчеством. Л., 1986.
  61. С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ, пособие. Минск: Белорусская наука, 1999.
  62. В.Е. Психологические особенности личности и ценностные ориентации несовершеннолетних правонарушителей: Автореферат. — СПб., 2000.
  63. И.А., Петров Ф. Н. Педагогическая энциклопедия. Советская энциклопедия. В 4-х томах. М., 1968.
  64. В., Новак Т. Как делать все по-своему. СПб.: Питер, 1995.
  65. О. Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. -М., 1998.
  66. А.Ф. Молодые преступники и учреждения для них с обозрением русских учреждений. Киев, 1878.
  67. В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: Норма-инфра, 1999.
  68. П. А. Возрастно-половые особенности отражения в со знании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Авто-реф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пс. н. СПб., 1996.
  69. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадиг-мальной рефлексии. СПб., 1999.
  70. А. К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе. СПб., 1998.
  71. Л.И. Развитие читательского воображения школьников. — СПб.: Образование, 1992.
  72. Л.И. Феномен воображения. СПб.: Союз, 2002.
  73. ЛА. Теоретико-методологические основы изучения самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3 / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб., 1999.
  74. А. Н Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.
  75. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
  76. С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. — СПб.: 1996.
  77. Т.Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности «Hand-тест» (руководство по использованию). СПб.: Иматон, 1995.
  78. Р. Как справляться с гневом ребенка. М.: Генезис, 1998.
  79. И.Д. От фрустрации к агрессии // Психологический журнал. 1990. № 5.
  80. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991.
  81. К. Агрессия. М.: Прогресс: Универс, 1994.
  82. С.Е., Суворов A.B. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга (руководство по использованию). СПб.: Иматон, 1993.
  83. А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  84. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2000.
  85. A.C. Собр. соч. в 4-х томах. М.: Правда, 1988.
  86. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М.: Класс, 1998.
  87. Р. М. Детская подростковая агрессия. Уфа: У ГНТУ, 2002.
  88. А. Психология бытия. М., 1997.
  89. В.Н. Психология управления. СПб.: Михайлова В. А., 2000.
  90. А. Женщина третьего тысячелетия / Пер. с итал. М.: ННБФ Онтопсихология, 2001.
  91. А. Мудрец и искусство жизни / Пер. с итал. М.: ННБФ Онтопсихология, 2001.
  92. А. Онтопсихологическая педагогика. Пермь: Хортон Лими-тед, 1993.
  93. А. Психология лидера. / Пер. с итал. М.: ННБФ Славянская Ассоциация Онтопсихологии, 2001.
  94. С. Психология игры. СПб.: Университетская книга, 1999.
  95. МКБ — 10. Классификация психических и поведенческих расстройств. ВОЗ, Женева- СПб., 1998.
  96. Ю. Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб., 1999,
  97. С. Дети и школа в эпоху изобилия // Вопросы психологии. № 6.1994. С. 140−147.
  98. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. 3-е международное издание. СПб.- М, 2003.
  99. Нелъсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000.
  100. Образование в России: перспективы и реальность. Сборник материалов научно-практической конференции. — СПб.: Санкт-Петербургская Ак-меологическая академия, НИЯК, 2001.
  101. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Лубов-ского В. И. Смоленск, 1994.
  102. С.И. Словарь русского языка. М., 1986.
  103. В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. -М.: Класс, 1997.
  104. Основы Законодательства РФ / О культуре. М.: Ось 89, 2000.
  105. Д., Токарева А. Завоевание пространства / Пер. с англ. СПб.: Азбука, 1997.
  106. Г. Агрессия наших детей. М., 1986.
  107. Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993.
  108. ВЛ. Личность в психологии. — Ростов н/Д., 1995.
  109. Л.Г. Образование родителей и школа. М.: Владос, 1999.
  110. . Избранные психологические труды. М., 1994. ПЗ. Пидкасистый П. И. Самовоспитательная познавательная деятельностьшкольников в обучении школьников. М., 1980.
  111. И.П. Диагностика и экспертиза педагогических проектов. -Киев, 1998.
  112. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.
  113. Ю. В., Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия. СПб: Речь, 2000.
  114. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001.
  115. A.M. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. -М, 1997.
  116. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  117. Психотерапия детей и подростков / Под ред. X. Ремшмидта. М., 2000.
  118. A.A. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.
  119. JI.A. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2001.
  120. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  121. К. Клиентоцентрированная терапия. М., 1997.
  122. Е. С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001.
  123. В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2002.
  124. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова: В 4 т. Т. 1.-М., 1993.
  125. К. Групповая психотерапия. М: Прогресс, 1990.
  126. H.A. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция, профилактика. М., 2001.
  127. В.П. Правовая культура личности. СПб., 2000.
  128. Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа 1995.
  129. Ф.С. Психологические механизмы криминальной агрессии: мотивационный аспект // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 327−342.
  130. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. Изд. 2, испр. и доп. М.: АРКТИ. 2001.
  131. В.Я. Теория и практика воспитательной работы (монография). Петродворец. Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. A.C.Попова, 1974. 60 с.
  132. Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков // Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. СПб., 2002.
  133. М. Тренинг уверенности в себе. СПб.: Речь, 2000.
  134. Социология молодежи / Под ред. проф. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.
  135. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1985.
  136. Дж., Пристли Дж. Социология. М., Инициатива, 1998.
  137. О.Г. Педагогическая толерантность // Формирование активной языковой личности в современных социокультурных условиях. Сборник материалов научно-практической конференции. — СПб.: Санкт-Петербургская Акмеологическая академия, НИЯК, 2002.
  138. П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гйперак-тивностью // Психиатрия / Под ред. Р. Шейдера. М., 1998.
  139. А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001. ?
  140. Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: Республика, 1994.
  141. Э. Душа человека. Ее способность к добру и злу // Мир человека / Под ред. П. С. Гуревича. -М., 1993.
  142. Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
  143. И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. -Минск, 1996.
  144. О. В., Трошин В. М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. Нижний Новгород, 1995.
  145. В.И. Личность как объект гуманизации общества. Сбор. стат. Проблемы воспитания учащейся молодёжи России. Конференция с меж-дунар. участ. (20−22 сент. 1995 г.). Черкесск. 1995. — 30 с.
  146. В.И. Педагогические основы повышения учебно-воспитательной работы офицера подразделений внутренних войск: Ав-тореф. дис.. докт. пед. наук. СПб., 1991. — 32 с.
  147. В.И., Мамонтов В. А., Дунин Г. С. Методика изучения личности и коллектива. Метод, пособ. Л., ВПУ им. 60-летия ВЖСМ ВВМВД СССР.-1990.-64 с.
  148. X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1996. Т. 1.
  149. В., Комарик Т. Компендиум психодиагностических методов: В 2 т. Братислава, 1988. — Т. 1.
  150. Ф. Семинары. СПб., 1998.
  151. Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998.
  152. О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997.
  153. Т.И., Слотт В. Психологическая помощь детям и подросткам. -СПб., 1999.
  154. Э.Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. СПб., 1999.
  155. . Э.Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003.
  156. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрацион-ных реакций: Метод, указания. Л., 1984.
  157. Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  158. Я.Я. Педагогические приёмы влияния на нравственное развитие учащихся в ходе учебной деятельности. В кн.: Новое мышление и пути нравственного развития человека. Новгород, 1989. — 46 с.
  159. Л.А. Методика определения готовности к школе. СПб., 1999.
  160. Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. СПб., 2000.
  161. Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3−6 классах. -СПб., 2001.
  162. Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2002.
  163. Л.А. Фрустрационный тест С.Розенцвейга. Метод, руководство. -СПб.: Иматон, 2001.
  164. А. Н. (1961). The psychology of aggression. N.Y., John Willy.
  165. Costa P., McCrae R. (1992) Reviced NEO Personality Inventory (NEO-PI-R) and NEO Five-Factory (NEO-FFI). Odessa, FL: Psychological Assessment Recources Inc.
  166. A. E. (1991). Effectiveness of psychotherapy with children and adolescents. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 59,785−798.
  167. Parke R D., Slaby R. G. The development of aggressioa In: P. H. Mussen (Ed.). Handbook of Childe Psychology. N.Y.John Willy, 1983,547−641.
  168. Аналитический Вестник Совета Федерации РФ 20 (176) С. 35−36
  169. B.C. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. № 6.
  170. Информационный бюллетень. Официальные документы в образовании. -М.: Частное образование. 2001. — Апрель.
  171. Информационный бюллетень. Официальные документы в образовании. -М.: Частное образование. 2003. — Сентябрь.
  172. Г. Сладость запретного плода. // Советник. 1996. № 11.
  173. Сборник приказов Министерства и инструкций Образования /Вестник образования России. М.: Про-Пресс, 2003. № 23, декабрь.
  174. Справочник /Делопроизводство в ОУ. 4-е издание, кн. 1. М.: Образование в документах, 2003. Нормативно-правовая база данных по проблемам безнадзорных детей, детей группы риска
  175. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.).
  176. Конвенция ООН «О правах ребенка» (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.), (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст.955).
  177. Конституция Российской Федерации.
  178. Семейный кодекс Российской Федерации.
  179. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-фз «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г.).
  180. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2002 года № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год».
  181. Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)».
  182. Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 25 марта 2002 г. № 21−17−02 «Об исполнении законодательства о борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних».
  183. Приказ Минздрава России от 07.02.02 № 47 «О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям».
  184. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
  185. Приказ МВД РФ от 15 марта 2002 г. № 240 «Об утверждении Концепции развития Службы общественной безопасности МВД России».
  186. Приказ МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел».
  187. Приказ Минобразования РФ от 18 октября 1999 г. № 574 «О реализации решения коллегии от 28.09.99 № 19 «Об основных направлениях развития воспитания в системе образования».15
Заполнить форму текущей работой