Личность руководителя социальной сферы: аспекты имиджа
Изучение личностных характеристик, качеств, составление «Я-концепции» с помощью тестов, технологий. Работу над имиджем следует начинать с формирования душевных, нравственных качеств, подчинения общечеловеческим ценностям и законам общественного развития. Пленять сердца может только личность, опирающаяся на достоинства и благопристойное поведение. На начальном этапе осуществляется сбор информации… Читать ещё >
Личность руководителя социальной сферы: аспекты имиджа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Размышляя о счастье, давно уже пришел к выводу, что его приносят не деньги и не высокая должность, слава или успех у женщин, а отношение к тебе окружающих, их доверие, уважение, любовь.
Я. М. Амосов
Деятельность, в которой участвует и которую осуществляет человек как руководитель, создает определенные предпосылки, основы, особенности функционирования, при этом учитывая специфичность как самой деятельности, так и личности руководителя.
Следует выделить некоторые особенности взаимодействия личности и деятельности в аспекте нашей темы:
- — деятельность дает определенный заказ личности и побуждает ее быть такой, какой она востребована в этой деятельности. Она предъявляет требования к профессиональным знаниям, умениям, навыкам, личностным качествам и способностям, имиджу и т. д. личности руководителя;
- — личность — структура динамичная, постоянно меняющаяся, и в свою очередь, влияющая (позитивно или негативно) на деятельность, создающая ей определенную индивидуальность, тональность, креативность.
Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социально-производственной организации. Организации создаются людьми и являются элементом общественной системы. Зависимость общества от деятельности организаций позволяет рассматривать последние не только как объекты общественного воздействия, но и как активные субъекты, влияющие на жизнь общества[1].
Социальное управление имеет свои специфические особенности, трудности, возможности и границы, не свойственные управлению техническими системами.
В то же время опыт, интуиция, здравый смысл занимают в управлении большое место, а иногда и господствуют в нем. Руководители, хорошо владеющие искусством управления, — ценное общественное достояние.
Объектами управления в социальном менеджменте являются социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению. Субъекты управления — руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.
Но вместе с тем, лидирующим фактором социального управления различными системами и структурами социальной деятельности выступает личность руководителя социальной сферы. Человек, который определяет идеологию, стратегию и тактику развития, совершенствование, модернизацию и адаптацию юридических законов, нормативно-правовых актов, условий и возможностей региона, области, города, района в активизации и реальных действиях социальных запросов, потребностей людей, имеющих определенные затруднения в жизнедеятельности человека, групп, общества и т. д.
В рассматриваемом аспекте следует отметить основные этапы управления социальной сферы в современных условиях, выполняемые руководителем:
- 1) предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование);
- 2) оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация);
- 3) заключительное управление (контроль, учет, анализ)[2].
Студентами старших курсов (специальность «социальная работа») проведен опрос по подготовке и деятельности руководителя — «Портрет личности» (см. Приложение).
Имидж (в переводе с английского языка image — означает «образ») — это целостное представление об образе, которое остается в сознании и восприятии людей, в их памяти.
Чем привлекателен человек для окружающих? А. П. Чехов отмечал в своих «Записных книжках», что надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. Имидж связан как с внешним обликом человека, так и с его внутренним содержанием, его поведение, качества личности отвечают запросам общества, времени.
Внешность имеет большое значение в формировании имиджа, но не решающее. Важным принципом создания имиджа является воздействие не только на сознание, но и на подсознание людей, их чувств, что требует представления внутренних качеств личности: интеллект, духовно-нравственная основа личности, красноречие, коммуникативные способности, умение «подать себя», другими словами — самопрезентация. Именно в сфере межличностных отношений человек создает привлекательный образ, имидж, вызывающий у окружающих людей чувство взаимной симпатии.
Имиджеология — сравнительно новая наука, базирующаяся на методологических основах философии, этики, педагогики, психологии, эстетики и других наук.
Впервые среди отечественных исследователей имиджеологии появляется имя Б. Н. Хатунцева, который в 1925 году опубликовал книгу «О природе власти. Опыт исследования социально-психологических основ власти». В ней он утверждал, что эффективность власти основывается на личном обаянии и создании в общественном мнении «ореола признания». С чем невозможно не согласиться.
В последние годы к проблеме имиджеологии интерес проявляют отечественные исследователи П. С. Гуревич, А. С. Ковальчук, А. Ю. Панасюк, Г. Г. Поченцов, В. М. Шепель и др.
Например, В. М. Шепель и другие исследователи в становлении имиджеологии выделяют следующие этапы:
1) изучение личностных характеристик, качеств, составление «Я-концепции» с помощью тестов, технологий. Работу над имиджем следует начинать с формирования душевных, нравственных качеств, подчинения общечеловеческим ценностям и законам общественного развития. Пленять сердца может только личность, опирающаяся на достоинства и благопристойное поведение. На начальном этапе осуществляется сбор информации об идеальном образе, который избрали в качестве эталона в процессе имиджирования;
- 2) подбор характеристик, соответствующих роду или виду профессиональной деятельности. Если формируется имидж руководителя, то подбираются и культивируются качества лидера: ответственность, дисциплинированность, организованность, информированность, смелость. Прорабатываются такие сферы, как окружение, друзья, семья, спорт, здоровье;
- 3) работа над внешним видом. Для этого необходимо знать свое лицо, себя, чтобы умело подобрать макияж (всегда будет модно то, что естественно), выбрать прическу. Определенное значение имеет выработка собственного стиля в одежде. Привлекательный внешний вид, непринужденные манеры поведения, гармония в телосложении, благородные привычки, обаятельная улыбка непроизвольно очаровывает окружающих. Все это требует кропотливого труда над созданием себя, своего облика, отработки правил поведения;
- 4) работа над совершенствованием коммуникативных качеств (речь, умение общаться, выступать перед аудиторией независимо от того, какой имидж мы формируем: подчиненного или менеджера). Вписывать в имидж актерские данные. Если необходимо, развивать умения увлекать аудиторию, заинтересовать слушателя, разрядить напряженную обстановку шуткой.
Как видим, имиджирование — сложная, кропотливая и необходимая для людей работа, потому она так ценится в развитых странах мира. Самое главное — необходимо позаботиться о своем внутреннем содержании, о том, как мы проводим свою жизнь, формируем жизненные навыки и умения.
В. М. Шепель выделяет и такие 3 группы качеств, характеризующих имидж руководителя.
В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), красноречивость (способность воздействовать словом). Эти качества составляют матрицу природных дарований, обозначенных обобщенным понятием «умение нравиться людям». Как подтверждает практика, обладание данными способностями и постоянные упражнения в их развитии — залог успешного создания личного имиджа.
Во вторую группу входят характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором.
человековедческих технологий. Назовем некоторые из этих технологий: межличностное общение, деловой спич, упреждение и преодоление конфликтных ситуаций, личный ортобиоз[3].
К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда этот опыт помогает ей обострять интуицию на ситуацию общения. Это имеет колоссальное значение в имиджировании. Какая-либо самоуверенность и стандартность поведения отрицательно воздействует на восприятие людьми личности, которая заинтересована в признании и доброжелательном к себе отношении. Во многих случаях имидж — это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому правильного выбора своей модели поведения.
В западном бизнесе способности к умению человека производить хорошее впечатление придают большое значение. С человеком, не умеющим четко выражать свои мысли, неопрятным, небрежно или неряшливо одетым, просто не станут иметь дело.
Исследования, проведенные в США и Японии в области менеджмента, показывают, что стабильных успехов добиваются фирмы, в которых превалирует спокойная морально-психологическая обстановка, благоприятная атмосфера.
Результатом этих исследований стал классически сконструированный идеальный тип руководителя. Его характеристиками признаны:
- — твердый, но одновременно гибкий;
- — серьезный, но с чувством юмора;
- — дружелюбный, но умеющий держать дистанцию;
- — преданный своему делу, но не потерявший головы при успехах и поражениях;
- — мечтательный, но с сильно развитой волей;
- — готовый идти на риск, но основательно все просчитывающий[4].
И, безусловно, как показывает опыт, наблюдения — «идеальный руководитель» стремится создать имидж своего офиса, организации, службы, комитета и т. д., способствуя оснащению благоприятного, делового климата работы коллектива, используя современный дизайн в кабинетах, приемных, вестибюлях, и т. д. В этом тоже суть и портрет современного руководителя, его имиджа.
Одна из серьезных трудностей, с которой сталкивается каждый руководитель, — как наиболее удачно совместить свое поведение в частной жизни и в профессии.
К сожалению, в условиях существующей у нас ментальности нередко смешивают два стиля общения — деловой и межличностный. Люди, связанные дружескими отношениями, с трудом переходят на деловой тон обсуждаемых проблем и новую субординацию во взаимодействии (которая нередко совершенно необходима для успешного выполнения дела).
Возможно, поэтому некоторые социологи и психологи, анализируя работу в разных учреждениях, пришли к выводу, что оптимальной является продолжительность работы на одном месте не более 6—8 лет.
Важно, чтобы имидж руководителя был окружен определенным «ореолом доверия», т. е. чтобы он не находился в постоянной зависимости от оценок мелких и частных дел.
В заключение следует подчеркнуть, что оценить личность необходимо по целям, которые она ставит перед собой. Эти цели в имиджировании должны соответствовать целям учреждения, в котором трудится человек, и целям общества. В своем поведении и общении с другими людьми каждый показывает свой облик.
Вопросы и задания для самоконтроля
- 1. Ваше понимание категорий «системы непрерывного образования» и многоуровневой системы подготовки кадров.
- 2. Назовите основные признаки системы непрерывного образования.
- 3. Ваше отношение к системе многоуровневой профессиональной подготовки социального работника в современных условиях.
- 4. Каковы задачи довузовского этапа профессиональной подготовки, формирования и развития личности социального работника?
- 5. Ваши предложения по развитию личности будущего профессионала в системе довузовского образования.
- 6. Актуальность курса «Введение в профессию „Социальная работа“».
- 7. Значение ведущего качества, состояния личности социального работника — рефлексия.
- 8. Роль и место преподавателя в организации рефлексивно-управленческой технологии.
- 9. В чем суть рефлексивно-управленческой технологии в профессионально-личностном развитии социального работника?
- 10. Проанализируйте предложенный автором спецкурс-спецпрактикум.
- 11. Предложите примеры из вашей практики в данном аспекте.
- 12. Обоснуйте современные подходы к системе повышения квалификации работников социальной сферы.
- 13. Назовите отличительные признаки профессионального обучения взрослых в системе повышения квалификации.
- 14. Найдите общее и различное в системе профессиональной подготовки кадров в вузе и повышении квалификации.
- 15. Как вы считаете, какие формы и методы необходимо использовать в профессиональном образовании взрослых?
- 16. Предложите авторские планы программы проведения семинаров, конференций и т. д.
- 17. Предложите примеры из вашей практики в данном аспекте.
- 18. Какова роль личности руководителя социальной работы в оптимизации и эффективности деятельности коллектива?
- 19. Что включается в понятие «имидж»?
- 20. Какие ведущие качества направленности личности характеризует руководитель социальных служб?
- 21. Назовите основные факторы — компоненты формирования и совершенствования имиджа руководителя социальной сферы.
- [1] Холостова Е. И. Социальная работа: учеб, пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. С. 656.
- [2] Холостова Е. И. Социальная работа: учеб, пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. С. 660.
- [3] Шепелъ В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. Управленческая гуманитарология. М., 1992. С. 137—139.
- [4] Шепелъ В. М. Имиджеология: Секреты личного обаяния. М.: 1994. С. 52.