Налоговая политика и ее последствия
Одним из главных результатов королевской налоговой политики, которая с каждым днем становилась все долее тяжким бременем для людей в условиях ухудшающегося экономического положения, стали народные бунты. Начиная с весны 1630 года и до конца правления Людовика XIII бунты в стране вспыхивали повсеместно. В течение срока пребывания Ришелье у власти произошло три крупных восстания. Наиболее… Читать ещё >
Налоговая политика и ее последствия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Французская королевская власть в начале 17 века имела три типа доходов: прямые и косвенные налоги, а также чрезвычайные доходы (finances extraordinaires). Главным прямым налогом быль талья (taille), взимавшаяся ежегодно, в размере, устанавливаемом Финансовым советом. Существовало два вида тальи: taille rйelle, государственный налог, который платили все, независимо от социального положения, и taille personnelle, который платили в основном не имевшие привилегий люди. Косвенным налогом был gabelle, или налог на соль, взимавшийся большей частью в северных и центральных провинциях (pays de grandes gabelles). Другим косвенным налогом был aides, который взимался за потребление и перевозку определенных напитков и продуктов, главным образом вина, а также traites, таможенная пошлина.
Прямые и косвенные налоги устанавливались по-разному. За первые отвечали две группы чиновников: казначеи и сборщики налогов. Каждую осень казначей должен был инспектировать свой район, чтобы удостовериться, что жители этого района смогут заплатить taille в следующем году, а сборщики налогов затем определяли сумму налога по каждому приходу в своих районах.
При Ришелье специально предназначенные для помощи финансовым чиновникам войска располагались в большинстве провинций. Это была легкая кавалерия, из которой формировались роты в 50−100 человек, каждая под командованием офицеров. Их обязанностью было сопровождать правительственных чиновников в поездках для сбора налогов и расквартировывать войска в неплативших приходах.
Косвенные налоги были отданы на откуп: это значит, что финансисты взяли на себя управление ими, а в обмен обязались платить королю каждый год определенную сумму. Прекращение торговли между Францией и Испанией, а также разорение приграничных провинций привело к уменьшению потребления, в результате чего снизилось поступление сельскохозяйственных налогов. Другая трудность, с которой сталкивались контрагенты, заключалась в отказе верховных судов утвердить некоторые финансовые законопроекты.
Ришелье умер, не достигнув мирного решения, которое бы уменьшило бремя налогов для французского народа. Ему также не удалось обеспечить достаточный доход, чтобы продолжать вести войну бесконечно долго.
Одним из главных результатов королевской налоговой политики, которая с каждым днем становилась все долее тяжким бременем для людей в условиях ухудшающегося экономического положения, стали народные бунты. Начиная с весны 1630 года и до конца правления Людовика XIII бунты в стране вспыхивали повсеместно. В течение срока пребывания Ришелье у власти произошло три крупных восстания. Наиболее значительными были восстания кроканов (1636) и «босоногих» (1639). Восстание кроканов, несомненно, было самым крупным крестьянским восстанием за всю французскую историю. С самого начала оно было направленно против налоговых чиновников, некоторые стали жертвами жестокой расправы.
Восстание «босоногих» было всего лишь крупнейшим из нескольких нормандских восстаний того года. Поводом для него стал слух о том, что в Нижней Нормандии водится соляной налог (gabelle). После расправы над прибывшим туда чиновником восставшие организовались в «армию страдальцев» под командованием «генерала», по прозвищу Жан Босоногий, личность которого так и не была установлена. Их основной целью было освобождение Нормандии от сборщиков налогов и восстановление порядка, существовавшего до 1635 года, когда еще собирали провинциальные штаты.
Реакцию Ришелье на бунт в Нормандии вряд ли можно назвать конструктивной. Он созвал финансовых чиновников, которые старались собирать деньги для войны. Он считал, что введение gabelle было серьезной ошибкой, так как отменяло одну из наиболее ценимых местных привилегий и наносило вред экономике провинции. Полученный такой ценой доход не оправдывал потерь. Однако Ришелье и был здесь силен задним умом, он, тем не менее, не желал отказываться от принципов, изложенных в своем «Политическом завещании»: бунт против государственной власти, каким бы обоснованным он ни был, должен быть подавлен с показательной жестокостью.
Людовик XIII был глубоко обеспокоен волнениями среди своих подданных, в то время как он защищал границы королевства против иностранного противника.
Можно заметить различие между реакцией короны на восстание кроканов и «босоногих». В отношении первого власть ожидала восстановления порядка от местных органов. Власть удовольствовалась здесь примерным наказанием вождей восставших — особенно тех, кто имел высокое социальное положение — и даже была готова пойти на налоговые уступки. В Нормандии же правительство осуществляло гораздо более прямое вмешательство, не в последнюю очередь из-за близости провинции к столице.
Ришелье предупреждал короля о том, что война означает откладывание внутригосударственной реформы на неопределенное время. Он, однако, не предвидел еще и серьезной вспышки внутренних волнений, способных серьезно угрожать военной кампании и даже безопасности короля. Ришелье, который первоначально предлагал ослабить налоговое бремя для королевских подданных, был вынужден осуществлять политику, полностью противоположную своим рекомендациям.