Первая попытка модернизации страны при Петре 1 и ее последствия
Тем же целям отвечали и заимствования Петра у Запада, прежде всего приобретение технических средств для армии, флота. Петр приглашал, выписывал западных специалистов, чтобы они учили русских знаниям военной техники, в области финансовой, административной. И сближение с Европой было для Петра не самой целью, а средством достижения намеченной им цели. Не только историки, но еще современники Петра… Читать ещё >
Первая попытка модернизации страны при Петре 1 и ее последствия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Петр I и его реформы. В XVIII в. до Французской революции на европейском континенте господствовал абсолютизм. В большинстве европейских стран распространились просветительские идеи и делались попытки реформ в политической области. Западная цивилизация переживала бурную эпоху интеллектуальной революции и капиталистической модернизации. Для нее XVIII век был веком трансформации — перехода к Новому времени.
В России в XVIII в. предпринимаются первые шаги по пути сближения с Европой. Они связаны с правлением Петра I (1682−1725).
Не только историки, но еще современники Петра прямо противоположно оценивали личность царя, его преобразования, их характер и результаты. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его отступником православия, Антихристом, насаждавшим матушке-Руси чуждые заморские порядки.
Петр, оказавшись на престоле в юном возрасте, поначалу мало занимался государственными делами, посещал немецкую слободу с ее спектаклями, балами, концертами, европейскими книгами, газетами, модными одеждами. Он приобрел европейских друзей — шотландца Гордона, швейцарца Лефорта, познакомился с красавицей Анной Монс.
Заслуга Петра заключалась в том, что он правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и целенаправленно приступил к их реализации.
В 1695 г. Петр с 30-тысячным войском совершил Азовский поход. Осада и несколько штурмов Азова закончились неудачей. Молодой царь извлек правильный урок и начал строительство флота, выписал из Венеции и Австрии корабельных мастеров. Второй поход был лучше подготовлен, в нем участвовало уже 70 тыс. войско. За короткое время Азов был взят.
Петр думал и о подготовке национальных кадров: 50 придворных были командированы в Англию, Голландию и Венецию учиться строить и водить корабли. Православных русских это решение привело в ужас, т.к. до сих пор католический Запад рассматривался как мир, враждебный Руси. Другое его решение — самому поехать в Европу просто потрясло страну, поскольку до него ни один правитель не делал этого. В Голландии, Англии и других странах Петр и его волонтеры овладели корабельным мастерством, посещали фабрики, музеи, лаборатории, анатомический театр. В Нидерландах ему удалось нанять на русскую службу 700 офицеров, матросов, корабелов, врачей. Однако вскоре ему пришлось поспешить домой, так как пришла весть о стрелецком бунте.
В 1700 г. Петр объявил войну Швеции в желании завоевать выход в Балтийское море. Однако началась она неудачно. Готовясь к реваншу, Петр преобразовал дворянские ополчения в регулярные драгунские полки. Были построены металлургические и оружейные заводы, мануфактуры по производству пороха и обмундирования. Его не остановила и нехватка металла для литья пушек — он велел снимать колокола с церквей. Только в Москву колоколов было свезено на 90 тыс. пудов.
Уже в декабре 1701 г. Шереметеву удалось одержать первую победу над шведскими отрядами.
Таким образом, царь Петр понял необходимость реформирования России. Его эпоха составила новый этап в развитии российского государства, суть которого — модернизация страны, поворот в сторону западной цивилизации. Как утверждал Н. Бердяев, «реформа Петра была совершенно неизбежной: Россия не могла дальше существовать замкнутым царством, при отсталости военной, морской, экономической, при отсутствии просвещения и техники цивилизации». Более чем двадцатилетняя Северная война (1700−1721) требовала проведения реформы, поиска источников доходов государства, поощрения промышленности и торговли, введения подушной подати. В. Ключевский точно определил, что война имела связь с преобразовательной деятельностью Петра I, вызвала и направляла ее: «Колыбель реформы в другие времена, война при Петре стала ее школой, как и называл ее Петр» .
Тем же целям отвечали и заимствования Петра у Запада, прежде всего приобретение технических средств для армии, флота. Петр приглашал, выписывал западных специалистов, чтобы они учили русских знаниям военной техники, в области финансовой, административной. И сближение с Европой было для Петра не самой целью, а средством достижения намеченной им цели.
В результате ему удалось решить конкретные исторические задачи:
создать регулярную армию,.
построить флот,.
отвоевать побережье Балтийского моря, обеспечив тем самым выход к морю для внешней торговли,.
увеличить число мануфактур до 200,.
открыть морскую академию, школы навигации и медицинскую, училища артиллерийские и инженерные.
Не забудем, что до него в России действовало всего одно учебное заведение — Славянско-греко-латинская академия, открытая в 1687 г., дававшая духовное образование. Петр положил начало светскому образованию.
Проводя реформы, Петр не ставил целью перестраивать самодержавный строй, менять характер власти, вводить демократические порядки по примеру Европы. Реформы выражали насущные нужды государства и проводились силой власти без сознательного участия людей.