Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Возникновение, формирование и содержание различных школ управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации. Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался… Читать ещё >

Возникновение, формирование и содержание различных школ управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Школа научного управления

До конца ЧЙЧ века управленческие функции на предприятии выполнял собственник, опираясь на помощников. Но в конце века произошел мировой экономический кризис, для преодоления которого предприятия начали укрупняться, объединяться. Появляются монополии, предприятия переходят к крупносерийному и массовому производству. Тогда на крупных предприятиях возникает проблема менеджмента: предыдущие методы управления перестают работать.

В связи с этим в начале XX в. происходит возникновение современной науки управления, связанной с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта, формируется школа научного управления. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации. Данный метод исследования включает анализ трудового процесса и разбиение его на отдельные операции и приемы для выбора наилучшего, то есть минимального по времени, способа выполнения операции и всего трудового процесса.

Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф. У. Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством.

Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.

Основные положения системы Тейлора, основанной на четырех принципах управления, позволили сформулировать ряд общих принципов организации труда. Они включают в себя:

  • · изучение процесса труда с целью проектирования наиболее рациональных приемов и действий;
  • · отбор и обучение людей рациональным приемам труда с целью выбора эталонного работника;
  • · определение трудового задания с целью разработки предложений по экономическому стимулированию работников.

Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению — это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.

Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не были достигнуты.

Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.

Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Он исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой