Комплекс средств педагогического руководства по формированию и развитию у студентов познавательного интереса к иностранному языку
Разработанный нами КСПР по формированию и развитию у студентов интереса к ИЯ позволил найти эффективный путь организации учебного процесса, в котором одновременно успешно решался весь комплекс проблем обучения ИЯ в медицинском вузе: формирование мотивом изучения ИЯ, формирование мировоззрения и представлений о мире изучаемого языка, а также уважительного отношения к культуре народов других стран… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
- 1. 1. Познавательный интерес и методы его диагностики
- 1. 1. 1. О понятии «интерес»
- 1. 1. 2. Познавательный интерес
- 1. 2. Формы и методы формирования и развития познавательного интереса в процессе обучения
- 1. 3. Состояние вопроса по формированию познавательного интереса у студентов при обучении иностранному языку
- 1. 1. Познавательный интерес и методы его диагностики
- Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- 2. 1. Показатели познавательного интереса
- 2. 2. Комплекс средств педагогического руководства по формированию и развитию познавательного интереса у студентов при обучении иностранному языку
- 2. 2. 1. Основной курс обучения
- 2. 2. 2. Полный курс обучения
- 2. 3. Методики изучения и диагностики познавательного интереса у студентов медицинского вуза при обучении иностранному языку
- Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЛОНГИТЮДНОГО ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
- 3. 1. Результаты экспериментальной работы
- 3. 2. Проверка эффективности комплекса средств педагогического руководства по формированию и развитию познавательного интереса к иностранному языку у студентов-медиков
Комплекс средств педагогического руководства по формированию и развитию у студентов познавательного интереса к иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Проблема формирования и развития познавательного интереса у студентов, изучающих иностранный язык (ИЯ), крайне важна в силу высоких требований, предъявляемых к уровню владения ИЯ выпускниками-медиками.
Успех обучения ИЯ во многом определяется умственной работоспособностью студента, которая находится под влиянием нескольких факторов, в частности, интереса. Интерес, как известно, делает процесс познания увлекательным, личностно значимым для обучаемого, повышает темпы и объем усвоения материала, снижает учебные нагрузки, то есть способствует продуктивному изучению ИЯ. Тем не менее, проблема развития познавательного интереса у студентов-медиков находится на уровне разрозненных сообщений и опыта отдельных вузов. Все еще отсутствует обоснованный комплекс средств педагогического руководства (КСПР) по формированию и развитию познавательного интереса к ИЯ в медицинском вузе. К нерешенным проблемам следует отнести и отсутствие объективных и надежных подходов в диагностике сформированное&tradeпознавательного интереса к ИЯ и оценке эффективности различных средств педагогического руководства.
Все это обусловливает актуальность настоящего исследования, цель которого состоит в разработке КСПР по формированию и развитию познавательного интереса к ИЯ у студентов-медиков и в определении условий его эффективной реализации.
Объектом исследования является процесс обучения ИЯ студентов медицинского вуза.
Предметом исследования является КСПР по формированию и развитию познавательного интереса к ИЯ.
Гипотеза исследования: специальный комплекс КСПР обеспечит формирование и развитие интереса к ИЯ у студентов медицинского вуза.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
— провести теоретический анализ состояния проблемы по активизации познавательного интереса учащихся в учебном процессе;
— выделить и обосновать ведущие показатели познавательного интереса к ИЯ у студентов-медиков;
— разработать и экспериментально проверить эффективность специального КСПР по формированию и развитию познавательного интереса к ИЯ у студентов-медиков.
Методологическую основу исследования составили: учение о развитии личности, принципы системного, личностного и деятельност-ного подходов к формированию личности.
Теоретической базой исследования являются:
— труды отечественных ученых в области психологии деятельности (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
— труды ученых по психологии обучения ИЯ (В.А.Артемов, Б. В. Беляев, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Л.В.Щерба);
— общедидактические принципы единства обучения и воспитания, активности, наглядности, систематичности, доступности, преемственности (Ю.К.Бабанский, В.А.СластенинВ.И.Гинецинский) — подходы к проблеме успешности обучения студентов (Б.Г.Ананьев, Н. Г. Довгалевская, З.Ф.Есарева).
— подход к обучению как процессу управления психическим развитием человека (Б.Г.Ананьев, Н. Ф. Талызина, В.А.Якунин);
— идеи о коммуникативно-предметной основе обучения и воспитания, положения о единстве познания (учения) и общения как средств психического развития человека (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев);
— концепция Г. И. Щукиной по проблеме развития познавательного интереса в педагогике;
— принципы интенсивного обучения ИЯ (Е.Д.Аверина, Г. А. Китайгородская).
Организация и методы исследования. Организация и методы исследования определялись его целями, необходимостью одновременного решения теоретических, эмпирических и практических задач. Из системы теоретических методов исследования использовались: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, а также нормативных документов в области высшего образования и МЗ РФ, вузовской документации. Организационными методами исследования явились сравнительный и лонгитюдный методы, при которых проводилось многократное обследование одних и тех же лиц в течение продолжительного времени. В системе эмпирических методов исследования ведущее место занимал лонгитюдный формирующий эксперимент. Эмпирические данные получены с помощью диагностических средств: устных и письменных опросов, анкет, вопросников, интервью, бесед, психологического теста (Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин), обсервационных методов: наблюдения (прямого и косвенного) — праксиметрического метода: анализа продуктов деятельности студентовметода экспертных оценок. Распределение студентов по наличию у них интереса к предмету осуществлялось при помощи адаптированной диагностической статистической модели (по Т.Л.Бухариной).
Основной опытно-экспериментальной базой для выполнения исследования служила кафедра иностранных языков ОГМА. Исследованием было охвачено 350 студентов экспериментальных групп (ЭГ) основного и полного курсов, 150 студентов контрольных групп (КГ) и 50 экспертов.
Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены:
— строгостью понятийного аппарата исследованияопределением предметной области и задач исследованияприменением эмпирических методов исследованияопределением адекватных показателей познавательного интереса к ИЯ у студентов-медиковиспользованием адаптированной диагностической модели группировки студентов по наличию интереса к ИЯконтролируемостью формирующего эксперимента и его широкой экспериментальной базойиспользованием форм и методов обучения, адекватных поставленным целям и задачам исследованиясогласованностью прогнозов исследования и полученными результатами по активизации интереса у студентов-медиков к ИЯ.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в следующем: адаптирована диагностическая модель, объективизирующая количественный подход к группировке студентов на основе показателей их интереса к ИЯопределен КСПР студентами, обеспечивающий развитие познавательного интереса к ИЯпоказана эффективность реализации комплекса средств развития познавательного интереса к ИЯ.
Практическая значимость работы определяется: 1) разработкой методического пособия по реализации указанного КСПР- 2) использованием предлагаемого КСПР в практической работе преподавателей ИЯ медицинских вузов- 3) определением перечня показателей сформированное&tradeпознавательного интереса к ИЯ у студентов-медиков.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на кафедре иностранных языков ОГМА. Основные результаты докладывались, обсуждались и были одобрены: при обсуждении республиканской проблемы НОУП, Оренбург, 1990; на III Всероссийской конференции по проблемам преподавания иностранных языков, Саратов, 1991; на республиканской научно-методической конференции, Оренбург, 1992; на республиканской конференции по проблемам интеграции науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика, Оренбург, 1993; на Московской межвузовской конференции, Москва, ММСИ, 1994; вузовской конференции, Оренбург, 1994. Разработано (в соавторстве) и опубликовано «Методическое пособие по активизации познавательного интереса студентов при обучении иностранному языку» (Москва, 1994, 88 е.). Опыт по формированию и развитию познавательного интереса к иностранному языку у студентов-медиков представлен в 9 опубликованных работах по теме исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Комплекс средств педагогического руководства, направленный на формирование и развитие познавательного интереса к ИЯ у студентов-медиков.
2. Перечень показателей познавательного интереса к ИЯ у студентов-медиков.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, библиографии и приложений. Работа изложена на 250 страницах, содержит 16 таблиц, 4 рисунка, 20 приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Динамика развития политической и экономической жизни страны определяет изменения в обучении ИЯ. В настоящее время наблюдается рост мотивации обучаемых к изучению ИЯ. Владение ИЯ признано обязательным компонентом профессионального образования врача. Специалист медицинского профиля, который постоянно повышает свой уровень квалификации путем изучения мировой литературы, может стать высококвалифицированным профессионалом.
Однако неудовлетворенность преподавателей результатами обучения студентов ИЯ определяет характер поиска путей, оптимизирующих процесс обучения ИЯ и обеспечивающих продуктивное им владение.
Известно, что успешного владения ИЯ можно достичь, если подкреплять путь познания студентов интересом к его изучению. Познавательный интерес к ИЯ в этом случае становится увлекательным и интересным, личностно значимым для обучаемого, повышает темпы и объем усвоения материала, снижает нагрузки, которые студенты медицинских вузов испытывают уже на доклиническом уровне, т. е. при формировании базовой медицинской терминологии на ИЯ.
Для разработки КСПР по формированию и развитию у студентов интереса к ИЯ, для оценки его эффективности и было проведено педагогическое исследование (1987 — 1996 годы) на базе кафедры иностранных языков ОГМА.
Лонгитюдный формирующий эксперимент охватил период в пять лет и проходил в два этапа: 1-ый этап — основной курс обучения (1−2 курсы) — второй этап — полный курс обучения в рамках факультатива (3−5 курсы).
Для разработки и изучения эффективности комплекса средств педагогического руководства по формированию и развитию у студентов интереса к ИЯ были сформированы ЭГ на основном курсе ИЯ общей численностью в 350 студентов и КГ — в 150 студентов. На полном курсе добровольно обучалось 50 человек, которые и составили ЭГ. Студенты из КГ основного курса не продолжили обучение ИЯ на полном курсе.
Разработанный нами КСПР по формированию и развитию у студентов интереса к ИЯ позволил найти эффективный путь организации учебного процесса, в котором одновременно успешно решался весь комплекс проблем обучения ИЯ в медицинском вузе: формирование мотивом изучения ИЯ, формирование мировоззрения и представлений о мире изучаемого языка, а также уважительного отношения к культуре народов других стран, качественное усвоение программного материала, совершенствование методов самообразования и механизмов самореализации каждого студента.
В ходе педагогического исследования были решены следующие задачи.
Во-первых, был проведен теоретический анализ состояния проблемы по формированию и развитию познавательного интереса, показавший, что проблема развития познавательного интереса остается крайне острой и актуальной и в наши дни.
Во-вторых, по аналогии с моделью Т. Л. Бухариной, позволяющей производить группировки учащихся по наличию или отсутствию у них интереса к медицинской специальности, и на основании экспертной оценки была адаптирована диагностическая модель и было выделено восемь ведущих показателей познавательного интереса у студентов-медиков к ИЯ.
В качестве ведущих показателей выступили: 1) успеваемость- 2) чтение дополнительной литературы- 3) знание биографий великих людей страны изучаемого языка- 4) участие в конкурсе рефератов, олимпиадах, играх-викторинах- 5) выступления с докладами, лекциями, беседами по вопросам страноведения: 6) интеграция с клиническими кафедрами (выполнение переводов, реферативных сообщений по заданию кафедр) — 7) выступления с докладами на итоговой конференции СНО- 8) наличие благодарностей и грамот за лучший доклад, реферат, беседу.
Разработанный КСПР включал два направления: эмоционально-познавательное и творческое. Для реализации первого направления использовались следующие формы: лекция, практическое занятие, работа с книгой (учебной, страноведческой, специальной медицинской литературой). Второе направление включало: выступления с сообщениями, докладами студентов по вопросам страноведения, участие в конкурсах переводов, олимпиадах, играх-викторинах, выполнение переводов для специальных клинических кафедр, проведение экскурсий (по музею ОГМА, городу, по выставочным залам картинной галереи), творческие задания.
Разный уровень знаний ИЯ, а также сформированности интереса к нему, обязывали вести работу на основном курсе (на первой стадии эксперимента) сразу по двум направлениям.
Работа со студентами с наличием интереса была направлена на углубленную и самостоятельную работу как на практическом занятии, так и вне его, на активное участие этой группы студентов во всех видах речевой иноязычной деятельности. Студент-ы, проявляющие интерес к ИЯ, привлекались к работе в «малых группах», где они успешно проводили взаимоконтроль знаний, выступали в роли «преподавателя» .
Со студентами, у которых интерес отсутствовал, работа начиналась с выявления тех трудностей и «пробелов» в знаниях, которые делали процесс обучения непосильным. Намечался индивидуальный путь изучения ИЯ. Индивидуальная работа продолжалась как на практических занятиях, так и на консультациях.
Особенность работы на полном курсе, т. е. на второй стадии эксперимента, заключалась в том, что эксперимент проводился только по творческому направлению, поскольку у всех студентов присутствовал интерес к ИЯ.
В-третьих, проверка эффективности разработанного КСПР по формированию и развитию у студентов интереса к ИЯ проводилась по росту числа студентов с наличием интереса к ИЯ, по положительной динамике 8 показателей познавательного интереса к ИЯ, по общему индексу удовлетворенности студентов процессом обучения, по оценке успеваемости студентов по ИЯ.
Распределение студентов по их интересу к ИЯ на основном курсе обучения выглядело следующим образом: в ЭГ стало 31,8% студентов с устойчивым интересом к ИЯ, тогда как исходный фон составил 2,3% студентовгруппа с наличием интереса к ИЯ составила 46,5% студентов против 18%) студентов в начале эксперимента. Группа студентов с отсутствием интереса к ИЯ уменьшилась с 79,7% до 21,7% студентов.
Сравнение результатов лонгитюдного формирующего эксперимента, полученных в ЭГ и КГ, свидетельствовало о том, что формирование и развитие познавательного интереса у студентов проходило намного успешнее в ЭГ.
Адаптированная модель группировки студентов по наличию интереса к ИЯ позволила оценить эффективность разработанного КСПР, осуществить индивидуальный подход и своевременную коррекцию действий преподавателя и обучаемого в процессе работы по формированию и развитию интереса к ИЯ.
Так, в ходе лонгитюдного формирующего эксперимента была подтверждена гипотеза о том, что разработанный КСПР обеспечит формирование и развитие у студентов-медиков познавательного интереса к ИЯ.
Список литературы
- Азаров Ю.П., Клейменов С. А., Павленко А. И., Волкова М. Г. Профориентационная деятельность технического вуза в системе формирования студенческого контингента. М.: НИИ ВШ, 1980. 36 с.
- Актуальные вопросы теоретической и клинической медицины. Сборник научных трудов ученых Оренбургского медицинского института. Т. 19, Оренбург, 1994. 275−280 с.
- Алейников А.Г. О креативной педагогике. //Вестник высшей школы. М.: Высшая школа, 1989, № 12. с.29−34.
- Алешкина Н.П. Профориентация в школах Англии. //Вестник высшей школы. 1988. № 10. с.88−91.
- Алхазишвили А.А. Психология обучения Устной речи на иностранном языке. Тбилиси, Мецниереба, 1974.
- Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М.: Просвещение, 1988.
- Амонашвили Ш. А. Установление гуманных отношений в процессе обучения. В кн.: Хрестоматия по психологии //Под ред.проф. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987, с.412−421.
- Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы //Уч.зап.ЛГУ: Сер.философ.науки. 1959. Вып. 16, № 265, с.41−60.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. 339 с.
- Ананьин С.А. Интерес по учению современной психологии и педагоки. Киев, 1915. 500 с.
- Анастасиев А.И. Внимание и интерес при обучении. Русская школа. 1902. № 7,8. с.154−173, № 9 с.127−146.
- Белорусова В.В., Решетень И. Н. Педагогика. М.: Физкультура и спорт, 1986.288 с.
- Беляев М.Ф. Профессиональная ориентация Иркутских школьников. //Просвещение Сибири. 1928. № 3, с.53−64.
- Беляев М.Ф. К вопросу о динамике интересов //Сов.педагогика. 1940. № 11−12. с.149−160.
- Беляев М.Ф. Психология интереса.: Дисс.. д-ра психол.наук. Иркутск, 1944.
- Беляев Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. М.: Просвещение, 1964. 136 с.
- Беляев Л.И. К вопросу о типологии читателей //Проблемы социологии и психологии чтения. М.: 1975.
- Беляева Н.А. Активизация познавательных интересов как путь повышения успеваемости.: Автореф.дисс.. канд.пед.наук. М.: 1953, 24 с.
- Беляева Н.А. Пути повышения интереса к учению. Труды научной конференции. Т.1. кн.1. Новосибирск, 1958.
- Берг А.И. Предисловие к книге А.Г.Молибога «Вопросы НОИТ в высшей школе». М.: Высшая школа, 1971. с. 4.
- Бодалев А.А. Об общении и учете его характеристик в работе с людьми. В кн.: Научные основы политической работы в массах. JL, 1972. с. 133.
- Божович Л.И. Познавательные интересы школьников и пути их изучения. Известия, АПН РСФСР, 1955. Вып.73. 3−14 с.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. В кн.: Хрестоматия по психологии. Под ред. проф. А. В. Петровского, М.: Просвещение, 1987, с.408−412.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. Серия Педагогика и психология, № 12, 1979 М.: 1979, 96 с.
- Бориско Н.Ф., Красовская Н. А. Интенсивное обучение в языковом педагогическом вузе. 1988, № 6, с.71−74.
- Братченко С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы общения. Дисс. канд.психол.наук, Л., 1987. 16 с.
- Буланкина Н.Е. Совершенствование познавательной деятельности учащихся средствами развивающих заданий /На мат. английского языка 9−10 кл.: Дисс. канд.пед.наук. Новосибирск, 1979. 252 с.
- Бруслова И.Б. Коммуникативные задачи как средство развития иноязычных способностей. В сб.: Обучение ИЯ в вузах неязыковых специальностей на современном этапе: проблемы и перспективы. Вып. 386. Лингвистический университет. М.: 1991. с.74−83.
- Бухарина Т.Л. Формы и методы развития профессионального интереса при выборе профессии: Дисс.. канд.пед.наук. М.: 1983. 184 с.
- Бухарина Т.Л. Самостоятельность и интерес как факторы активизации познавательной деятельности студентов. (Тезисы докладов республиканской науч.-метод, конференции) Оренбург, 1992, с.6−7.
- Быкова Л.А. Условия повышения эффективности воспитательной работы в медицинских вузах. (Учебно-методическое пособие). Л.: 1981, 104 с.
- Вайсбург М.Л. Синтетическое чтение на английском языке. М.: 1969. 128 с.
- Вакулова И.Н., Проскуряков В. А., Соловьев А. С. Вопросы становления профессиональных планов. Л.: 1979. 68 с.37а. Васильева и др. Изучение личности школьника учителем. М.: Педагогика, 1991, 136с.
- Вергасов В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев. Головное издательство объединения Ви-ща школа, 1985. 176 с.
- Верцинская Н.Н. Определение уровня сформированности трудолюбия у подростков. В кн.: Критерии определения готовности учащихся к труду в сфере материального производства. В сб.: научных трудов. Минск: 1980. с.119−124.
- Витт Н.В., Каспарова М. Г. К вопросу о качествах преподавания иностранного языка. В сб.: Иностранные языки в высшей школе. 1974. Вып. 9, с.
- Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. Учпедгиз. М.: 1963, 183 с.
- Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в сформированности личности. Уч.-метод.пособие, Свердловск, 1971.13 с.
- Воробьев Г. Г. Психологическая семиотика рекламного текста. В межвуз.сб.: Психосемиотика познавательной деятельности и общения, М.: 1983. 64−70 с.
- Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. М: Просвещение, 1991. 240 с.
- Воробьева Т.А. Методологические предпосылки и опыт разработки методики отбора к профессии учителя.: Автореф.дисс.. канд.пед.наук. JL: 1971. 20 с.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. Собр.соч. в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1982, Т.2, с. 265.
- Высшая школа 1994 г. Ежегодный доклад о развитии высшего образования. НИИ ВО //Под ред. академика Международной академиинаук высшей школы и Российской академии естественных наук, докт.тех.наук. проф. А. Я. Савельева. М.: 1995. 208 с.
- Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. /Серия Педагогика и психология. № 9, 1988. 80 С.
- Гальская Н.Д., Соловцова Э. И. К проблеме содержания обучения иностранным языкам на современном этапе развития школы. //Иностранные языки в школе. 1991. — № 3, с.31−35.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. Санкт-Петербург, 1992. 196 с.
- Глазман Н.С. Научное творчество как диалог. М.: Научное творчество, 1969. с. 222.
- Голомшток А.Е. Карта интересов. В кн.: Школа и выбор профессии. М.: Просвещение, 1969. с.221−225.
- Гордон JI.A. Психология и педагогика интереса. Ки-ев.Ряданьска школа. 1940. 224 с. /на укр. яз/.
- Горохов В.А., Коханова JI.A. Основы непрерывного образования в СССР. М.: Высшая школа, 1987. 384 с.
- Гордин Л.Ю., Штольц X. Классификация методов воспитания. В кн.: Педагогика, М.: Просвещение, 1978. с. 213−239.
- Гофман Л.К. и др. Планирование и управление научными исследованиями. М.: Наука, 1971. с. 25.
- Гублер Е.В., Генкин А. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л.:Медицина, 1973. с.18−19.
- Дадиани Л.И. Оптимизация обучения английскому языку на первом этапе неязыкового вуза /На базе адаптивной системы и релаксо-педии.: Дисс. канд.пед.наук. Киев, 1987. 207 с.
- Данияров С.Б., Гольдберг П. Н. Педагогика в высшей медици-ской школе, МЕКТЕП 1973, Фрунзе, 132 с.
- Деркач А.А., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика. М.: Педагогика, 1991. 224 с.
- Дианова Е.М., Костина Л. Т. Ролевая игра в обучении иностранному языку. //Иностранные языки в школе, М.: 1988, № 3, 90−92 с.
- Дистервег Ф.А. О методе обучения Шлайермахера. Полн.собр.соч. Т.111. Под ред. Р. Хоэндорф, Берлин: Фольк унд. Виссен, 1959, с. 256.
- Дмитриенко В.А. Максимальность в переводе. В кн.: Тетради переводчика. Под ред. докт.филол. наук, проф. Л. С. Бархударова, М.: Изд-во международные отношения, 1974. с. 22.
- Довгалевская Н.А. Системный анализ факторов учебной успешности.:Автореф.дисс.. канд.пед.наук. JL: 1972. 22 с.
- Додонов Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию //Советская педагогика. 1971. № 9, с.72−82.
- Долженко О.В. Альтернатива стереотипам. //Вестник высшей школы, 1988, № 6, с. 19−26.
- Долженко О.В., Шатуновский В. А. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: В.Ш. 1990. 192 с.
- Дружинина Е.А. Лучшие психологические тесты. Харьков, 1994. 320 с.
- Елаев Н.К. Формирование профессиональной направленности учащихся образовательной школы.: Дисс.. канд.пед.наук. М.: 1977. 371 с.
- Елухина Н.В., Жукова Е. А. Устный контроль при коммуникативно-направленном подходе к обучению иностранным языкам //Иностранные языки в школе. 1991. № 3, с.21−25.
- Елютин В.П. Развитие высшей школы в СССР.М.: 197I.e.46.
- Егорова З.В. О содержании самостоятельной работы по чтению иноязычного текста в экономическом вузе. В кн.: Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. Казань: Изд-во Казанского университета, 1981. с.40−45.
- Ермолаев О.Ю., Марютина Т. М. Индивидуальность школьника и компьютеры. //Серия: Педагогика и психология. 1990, № 9, 80 с.
- Есарева З.Ф. Возникновение и развитие психологии и педагоги высшей школы в Ленинградском университете. Вестник ЛГУ. Сер.6. вып. 1. /№ 6/, с. 97−101.
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: 1961. с. 15.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: 1982. с. 4577.
- Здравомыслов А.Г. Проблемы интереса в социалогической теории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964, с.29−72.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991, 224 с.
- Зимняя И.А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку. //Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1991. № 3, с.9−15.
- Змеев С.И. Высшая школа и непрерывное образование в капиталистических странах. //Вестник высшей школы. 1988. № 5, с.87−90.
- Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства. М.: Просвещение, 1989. 304 с.
- Иванов В.Г. Психология личности. Л., изд-во ЛГПИ, 1963.
- Изучение личности школьника учителем / Под ред. З. И. Васильевой, Т. В. Ахаян, М. Г. Казакиной и др. М.: Педагогика, 1991. 136с.
- Иосилевич Н.Р. Проблемы руководства профессиональным чтением инженеров-конструкторов при библиографическом обслуживании: Дисс. канд.пед.наук. Л.: 1983.
- Кабардов М.К. Роль индивидуальных различий успешности овладения иностранным языком.: Автореф. Дисс.. канд.психол.наук. М.: 1983.25 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении М.: Просвещение, 1987. 192 с.
- Кан-Калик В. А. Гибкие модели учебного процесса //Вестник высшей школы, М.: ВШ, 1989, № 4, с.9−11.
- Каспарова М.Г. О самоконтроле студента в учебном процессе. В сб.: Учебные записки. Психология и методика обучения иностранным языкам. М.: МГПИИЯ им. М.Тореза. Т.44, 1968. с. 76.
- Каспарова М.Г. Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку //Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1988, № 5. с.43−47.
- Кривичер О.П. Психологические особенности развития иноязычных способностей студентов (на материале неязыкового вуза).: Автореф. Дисс.. канд.психол.наук. М.: 1989. 16 с.
- Китайгородская Г. А. Активизация учебной деятельности студентов как проблема и задача вузовской педагогики. В кн.: Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред.А. В. Петровского, М.: Изд-во Московского университета, 1986. 1 197−199 с.
- Китайгородская Г. А. Принципы интенсивного обучения иностранным языкам. //Иностранные языки в школе, 1988, № 6. с.3−8.
- Клинберг Лотар. Проблемы теории обучения. М.: Педагогика, 1984. 256 с.
- Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. Пособие для учителей. М.: 1973.
- Клюева Н.В. Успешность обучения при групповой форме его организации: Дисс. канд.психол.наук, Л.: 1987.
- Ковалев А.Г. Интерес. В кн.: Общая психология /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова.М.:Г1росвещение, 1981, с.85−88.
- Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986,288 с.
- Кокарева Е.Д. Роль общительности и эмоциональности в успешном овладении иностранным языком.: Автореф.канд.дис. М.: 1989. 18 с.
- Коккота В.А. Лингво-дидактическое тестирование. М.: Высшая школа, 128 с.
- Колобаев В.К. Кризис вузовской дисциплины «иностранный язык» и пути его преодоления. В кн.: Современные проблемы подготовки медицинских кадров. Тезисы научно-методической конференции 1-го МОЛГМИ, 21−23 ноября 1990. 4.2, М.: 1990. с.120−122.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. 248 с.
- Косарев И.И. Научные аспекты организации самостоятельной работы студентов в медицинском вузе. В сб.: Интерес и самостоятельность как факторы успешности обучения студентов-медиков /Под ред. Т. Л. Бухариной, С. А. Павловичева, Оренбург, 1992. с.20−25.
- Костенков П.П., Зяблицкая В. Д. Воспитание интереса к педагогической профессии в процессе формирования контингента поступающих в университет. М.: НИИ ВШ, 1980. 16 с.
- Костюков Н.Н. Формирование интереса к учению у студентов медвуза.: Дисс. .канд.психол.наук. М.: 1980. 180 с.
- Ксенофонтова Н.Г. Элементы театральной педагогики в обучении студентов.: Дисс.. канд.пед.наук. JL: ЛГУ, 1979. 195 с.
- Кудашова М.А. Использование чтения для создания мотивации изучения английского языка в старших классах средней школы.: Дисс.. канд.пед.наук. М.: 1975. 230 с.
- Кудрявцев Т.В., Штеймец А. Э. Решение задачи как средство изучения технических заданий. /Вопросы психологии, 1973, № 3, с.73−83.118а. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Изд-во ЛГУ, 1970. 114с.
- Куринский В.А. Автодидактика. М.: Автодидакт, 1994. 396 с.119а. Кухарев Н. В., Решетько B.C. Диагностика педагогическогомастерства и педагогического творчества. Минск, 1996. 104с.
- Кучерова Е.П. Некоторые проблемы самостоятельного изучения иностранного языка на заочном отделении технического вуза. В кн.: Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. Казань, Изд-во Казанского университета, 1981. с.46−53.
- Кучменко А.И. Влияние различных учебных ситуаций на продуктивность умственной деятельности старших школьников в зависимости от силы и уравновешенности нервных процессов. Вопр. психологии, 1974, № 4. с.52−58.
- Лазаренко Л.Н. Подготовка студентов технического вуза к профессиональному общению.: Дисс. канд.пед.наук. СПб., СПбГУ, 1992.254с.
- ЛембергР.Г. Дидактические очерки. Алма-Ата, 1960.
- Лесохина Т.Б. Коммуникативные задачи как средство развития иноязычных способностей. В сб.: Обучение иностранному языку в вузе неязыковых специальностей на современном этапе. Проблемы и перспективы. Вып. 386, М.: 1991. с.84−101.
- Лисицин Ю.П., Изуткин A.M., Матюшин И. Ф. Медицина и гуманизм. М.: Медицина, 1984. с. 159.
- Лисовский В.П., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1974. 184 с.
- Лишевский В.П. Педагогическое мастерство ученого. М.: Изд-во Наука, 1975. 120 с.
- Левитов Н.Д. Психология. М.: 1964. с. 126.
- Леонтьев А. А. Принцип коммуникативности сегодня //Иностранные языки в школе. 1986. № 2, с. 28.
- Леонтьев А.А. Место психологии в современной науке о чтении. Проблемы социологии и психологии чтения. М.: 1975.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. //Серия: Педагогика и психология. М.: Изд-во Знание, 1979. № 1, с. 45.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательного учения //Изв. АПН РСФСР. 1946. Вып. 7.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: 1977. 304 с.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. Хрестоматия по психологии. /Под ред. проф. А. В. Петровского. Составитель В. В. Мироненко. М.: Просвещение, 1987. с.108−117.
- Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д.Ушинского. М.: Учпедгиз, 1954. 367 с.
- Лужных Л.А. Управление самостоятельной работой студентов по иностранному языку в цикле аудиторных-внеаудиторных занятий в техническом вузе. В кн.: Организация самостоятельной работы студентов. Казань. Изд-во Казанского университета, 1981. с.32−40.
- Мазурик Т.Н. Влияние индивидуально-психологических качеств студентов на успешность усвоения иностранного языка /в ее связи с иноязычными способностями.: Автореф. дисс. канд.психол.наук. М.: 1984. 23 с.
- Макаренко А.С. Выбор профессии. Собр.соч. Т.5, М.: 1958, с. 394.
- Максимова В.Н. Познавательный интерес и проблемное обучение. //Вопросы психологии, 1973, № 4, с.84−91.
- Максимова Э.А. Структура педагогического знания учителя английского языка.: Автореф. дисс. канд.пед.наук. Л., ЛГУ 1973. 23 с.
- Маленко А.Т. Почему студент хорошо учится? //Вестник высшей школы, 1988. № 5, с.3−6.
- Маркова А.К. Формирование учебной деятельности и развитие личности школьника. В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982. с.21−28.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
- Маслоу А. Самоактуализация /Психология личности. Тексты. М.: 1982. с. 116.
- Маслыко Е.А. Интенсивный курс обучения английскому языку. Минск, Высшая школа, 1989. 240 с.
- Материалы Всесоюзного съезда работников образования 2022 декабря 1988 г. М.: Просвещение, 1989. 46 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности //Вопросы психологии, 1982, № 4, с.5−17.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории М.: Педагогика, 1975. 367 с.
- Межевский В.М. Пути повышения интереса к истории и влияние интереса на качество знаний у школьников.: Автореф. дисс. канд.пед.наук. М.: 1949, 26 с.
- Мерков A.M. Статистическая оценка достоверности результатов исследований М.: 1965.
- Миролюбов А.А. Первые шаги молодой советской методики обучения иностранным языкам //Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1988. № 6, с.22−28.
- Минакова T.B., МакароваТ.В., Потемкина Г. Г. Некоторые аспекты поэтапного формирования действий при обучении чтению по методу Милошевича В. В. Тез. докл. республиканской науч. метод, конференции. Оренбург, 1992. С. 38.
- Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики 1917−1987. М.: Просвещение, 1987. 224 с.
- Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М.: Просвещение, 1969, 280 с.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. 47 с.
- Мясищев В.Н. О потребностях как отношениях человека. Ученые записки ЛГУ. N214. 1956. с.8
- Невский И.А. Склонности учащихся и их изучение и развитие в процессе обучения.: Автореф. дисс. канд.пед.наук. М.: 1964,25 с.
- Немов Р.С. Психология М.: Просвещение, 1990. 304 с.
- Нечаева Т.А. Организационно-педагогические факторы активизации CP студентов.: Дисс.. канд.пед.наук. СПб., СПбГУ, 1992. 229с.
- Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов, Казань. Изд-во Казанского университета, 1975. 304 с.
- Никандров Н.Д. Самостоятельная работа студентов в высшей школе. В уч. пособии: Педагогика высшей школы /Отв.ред. Н. Д. Никандров, Л.: 1974, с.58−66.
- Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России, Дубна, Издательский центр Феникс, 1995. 332 с.
- Образцова Л.Ю. Особенности индивидуально-дифференцированного подхода к студентам младших курсов.: Дисс.. канд.пед.наук. Л., ЛГУ, 1979.
- Обучение иностранному языку в вузах неязыковых специальностей на современном этапе: проблемы и перспективы В сб.: Научные труды.Вып. 386. /Отв.ред.доц. К. Г. Павлова, М.: 1991, 184 с.
- Общая психология /Под ред. Богословского В. В., Ковалева А. Г., Степанова А. А. М.: Просвещение, 1981, 384 с.
- Огарь В.Г. Психологические резервы управления работой студентов по иностранным языкам. Казань, Изд-во Казанского университета, 1981. с. 16−21.
- Огинская М.М., Розин М. В. /Вестник высшей школы, 1988. № 5, с.45−48.
- Озерская Е.В. Психолого-педагогический анализ речевых умений учащихся ВШ /по данным письменной речи/.: Дисс.. канд.пед.наук. СПб. СПбГУ, 1991. 221с.
- Оконь В. Процесс обучения. М.: Учпедгиз. 1962. 171 с.
- Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза.: Автореф. докт.дисс. .психол.наук. М.: 1984.
- Оловянникова Г. Н. Обучение продуктивному чтению как средство повышения успешности овладения иностранным языком.: Дисс. канд.пед.наук. Л., ЛГУ, 1987. 233с.
- Основы вузовской педагогики /Отв. ред. Н. В. Кузьмина, Л., Изд-во Ленинградского университета, 1972, 312с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы. /Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во Московского университета, 1986. 304 с.
- Павлов И.П. Избранные труды. М.: 1954, с. 36−37.
- Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского, М.: Просвещение, 1988,480 с.
- Педагогика высшей школы /Отв.ред. Н. Д. Никандров. JL, 1974.116с.
- Педагогика высшей школы /Под ред. Н. М. Пейсахова. В кн.: Учебно-методическое пособие. Казань, Изд-во Казанского университета. 1985. 192 с.
- Пейсахов Н.Д. Педагогика высшей школы. Казань, Изд-во Казанского университета, 1985. 192 с.
- Персианова Н.А. Особенности творческого решения педагогических задач при обучении русскому языку студентов-иностранцев.: Дисс. канд.пед.наук. Л., ЛГУ, 1971. 265с.
- Пидкасистый П.М. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Просвещение. 1980. 240 с.
- Пимачкова Н.Н. Воспитание интереса у учащихся 5−8 классов.: Дисс.. канд.пед.наук., Ростов-на-Дону. 1972. 197 с.
- Подъелец Г. Н. Организация средств педагогической коммуникации в учебно-познавательной деятельности аспирантов.: Автореф. дисс.. канд.пед.наук, JL, ЛГУ, 1980. 18с.
- Покровская Г. Н., Богомолова Л. В., Покровская И. В. Содержание и методы обучения как основные средства процесса обучения в вузе. В сб.: Новые методы и средства обучения. М.: Знание, 1988. с.56−79.
- Потоцкий М.В. Преподавание высшей математики в педагогическом вузе. М.: Просвещение, 1975, с. 92.
- Программа по иностранным языкам для студентов медицинских, фармацевтических институтов и медицинских факультетов университетов /Под ред.проф. В. А. Кондратьева и др. Центральный методический кабинет по высшему медицинскому образованию. М.: 1988. 38 с.
- Прокофьева З.И. Критерии эффективности профориентаци-онной работы в школе. В кн.: Критерии определения готовности учащихся к труду в сфере материального производства. Минск, с. 194−195.
- Психологический словарь, М.: 1983, с. 228.
- Психология. Учебник для педагогических институтов /Под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева и др. 2-е изд. М.: 1962, с. 368.
- Рахманов И.В. Методика обучения немецкому языку в 8−10 классах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956, с. 29.
- Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. С-П. 1996. 110с.
- Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. М.: Высшая школа, 1990, 112 с.
- Рогова Г. В., Тилене Л. И. О профессионально-методической подготовке учителей в Великобритании //Иностранные языки в школе, 1991, № 3, с. 75−78.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. с. 459, 524−525.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии М.: 1976.с.379.
- Румянцева Л.Н. Организация профессиональной направленности самостоятельной работы студентов по иностранному языку.: Дисс.. канд.пед.наук, 1988. Л., ЛГУ. 249 с.
- Рябоконь Т.А. Индивидуальный интенсивный курс обучения //Вестник высшей школы, М.: Высшая школа, 1989, № 6. с.41−43.
- Рысев Ю.В. Формы работы по воспитанию сознательного отношения к профессии у учащихся общеобразовательных школ.: Дисс. .канд.пед.наук. Л.: 1977, 187 с.
- Садовская А.С. Усвоение знаний и развитие познавательной активности при помощи релаксации /На мат.ин.яз/.: Дисс.. канд.пед.наук. Пермь, 1974, 201 с.
- Сазонтьев Б.А. О сочетании рационального и эмоционального в публичной речи. М.: Знание, 1974, с. 5.
- Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа, 1966. с. 183.
- Саровайский А.О. Организация самостоятельной работы студентов на занятиях. В кн.: Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. Казань, Изд-во Казанского университета, 1984, с.54−59.
- Свешникова Л.А. Стандартизация контроля знаний и умений студентов как средство его оптимизации.: Дисс.. канд.пед.наук. Д., 1977. 216с.
- Сенько Ю.В. О взаимосвязи предметной и операциональной сторон познавательной деятельности //Вестник высшей школы. М.: Высшая школа, 1989, № 2, с. 18−23.
- Серова Т.С. Психологические и лингвистические аспекты обучения профессионально-ориентированному иноязычному чтению в вузе. Свердловск. Изд-во Уральского университета, 1988, 232 с.
- Советский энциклопедический словарь /Под ред.А. М. Прохорова, М.: Советская энциклопедия, 1989, 1632 с.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала /вопросы дидактического анализа/.: Дисс.. д-ра пед.наук. Ульяновск, 1971.
- Стафурина Н.А. Взаимодействие специальных лингвистических и педагогических способностей.: Дисс.. канд.пед.наук. Л., ЛГУ, 1978. 207с.
- Степанский В.И., Прыгйн Г. С., Фарюшин В. П. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников.//Вопросы психологии. 1987. N 4.
- Страздас Н.Н. Система дидактических игр как средств формирования профессионально-педагогической умелости и направленности.: Дисс.. канд.пед.наук.- Л., ЛГУ, 1980. 264с.
- Сундуков Л.В. Основные тенденции развития профессиональной ориентации в школах Англии.: Дисс.. канд.пед.наук, Минск, 1975.205 с.
- Сухомлинский В.А. Интерес к учению важный стимул учебной деятельности учащихся //Советская педагогика, 1952, № 4, с.25−28.
- Тарнопольский О.В. Интенсификация обучения лексике английского языка в неязыковом вузе.: Дисс.. канд.пед.наук. Днепропетровск, 1978. 275 с.
- Татаринова Л.А. Некоторые подходы к организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка в медицинском вузе. В сб.: Научные труды 2-го МОЛГМИ /Под ред.проф. В. Г. Владимирова, М. С. Дианкиной, М.: 2-ой МОЛГМИ, 1991. с. 119−124.
- Теплов Б.М. Психология М.: Учпедгиз, 1946, с.164−166.
- Теплов Б.М. Избранные труды, T.l. М.: 1985, с.ЗО.
- Тихеева Е.Н. К вопросу об обучении иностранным языкам. //Новые идеи в педагогике. Вып. Иностранные языки. Л., 1925, № 7. С.22
- Токарева Л.Н. Развитие познавательного интереса к иностранному языку у учащихся старших классов на факультативных занятиях: Дисс. канд.психол.наук. Ташкент, 1972. 189 с.
- Тугаринов В.П. Ценности личные и общественные /Советская педагогика, 1967. № 4, с. 103.
- Ушинский К.Д. Собр.соч.: в 11-и т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. -Т.10. 668 с.
- Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. Собр. соч: в 11 т. Т.8. М.-Л., 1950. с. 23.
- Уэст М. Обучение английскому языку в трудных условиях. М.: Просвещение, 1966. 116 с.
- Фазылова Д.А. Воспитание интереса учащихся к изучению иностранного языка в 5−8 классах узбекской школы /На материал, англ. языка/.: Дисс. .канд.пед.наук. Ташкент, 1979, 203 с.
- Феофилова В.П. Особенности взаимодействия преподавателя и студентов при активном методе обучения.: Автореф. Дисс.. канд.пед.наук., Л., 1983, 15с.
- Фейгенберг И.М. Лекция, отвечающая требованиям времени. //Вестник высшей школы, 1989. № 1, с.33−36.
- Хандамов Т.Б. Воспитание интереса к изучению иностранного языка у учащихся старших классов средней школы /в узбек. школе/.: Дисс. канд.пед.наук. Ташкент, 1973. 190 с.
- Ханин М.Г. Социальные функции печати и личностные функции чтения //Тр. Гос. Б-ка СССР им. В. И. Ленина, 1979. Т. 15, с. 58.
- Хараш А.У. Воспитание человека как воздействие на его поведение. В сб.: Психология личностного познания. М.: 1981. с. 40.
- Харламов И.Ф. Педагогика, М.: Высшая школа, 1990, 576 с.
- Хомизурашвили Ц.Н. Методика работы над специальными медицинскими текстами /На мат.англ.яз. в Тбил. мед. институте/.: Дисс. канд.пед.наук. Тбилиси, 1979. 372 с.
- Цветков И.М. Интерес и динамика его развития у учащихся. //Учен.Записки Ярославского пед.института. Вып. 1., 1944. с. 88.212.
- Цетлин B.C. Предупреждение неуспеваемости учащихся. //Серия: Педагогика и психология. М.: Знание, 1989, № 11, 80 с.
- Чистякова С.Н. Формирование у старшеклассников готовности к выбору профессии. //Сов. педагогика, 1975, № 7, с.46−53.
- Чистякова С.Н. Трудовое воспитание и профориентация подростка. М.: Знание, 1979, 38 с.
- Чистякова С.Н. Повышение эффективности внеклассной работы школы совместно с общественностью по подготовке старшеклассников к выбору профессии. В кн.: Вопросы трудовой подготовки к выбору профессии учащихся. М.: 1981, с.36−39.
- Шаламова Н.А. Дидактические условия активизации познавательной самостоятельности студентов ИФК /на примере изучения иностранного языка/. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Челябинск, Урал-ГАФК, 1995,24 с.
- Шерстеникина В.А. Внеклассная работа как средство повышения мотивации изучения учащимися иностранного языка в средней школе.: Дисс. .канд.пед.наук. М.: 1981, 243с.
- Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. /Серия: Педагогика и психология М.: Знание, 1988. № 8, 80 с.
- Щерба J1.B. Преподавание иностранных языков в средней школе. М.: 1974, с. 46.
- Щерба J1.B. Общеобразовательное значение иностранных языков. В кн.: Языковая система и речевая деятельность. JL, 1974, с. 366.
- Щетинин М.П. Записки педагога. В кн.: Объять необъятное. М.: Педагогика, 1986, 176 с.
- Щукина Г. И. Познавательный интерес как педагогическая проблема. Дисс.. докт.пед.наук. JL, 1968.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: 1971,352 с.
- Щукина Г. И. Надежная основа обучения //Народное образование. 1973, № 2. с. 25.
- Щукина Г. И. Интерес. В кн.: Педагогика М.: Просвещение, 1978, с. 312−313.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: 1979, с. 112.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986, 144 с.
- Юшкова Л.Б. Структура и динамика познавательных интересов студентов вуза в зависимости от их представлений о целях вуза.: Дисс.. канд.псих.наук., СПб., 1991. 225 с.
- Яковлева Т.А. К вопросу об организации работы с техническими текстами в группах референтов-переводчиков. В кн.: Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. Казань. Изд-во Казанского университета. 1981. с. 132−134.
- Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М.: СПб., 1994, 160 с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1988. 160 с.
- Якунин В.А. Психология педагогической деятельности. Учебное пособие. Ленинград. 1990. 104 с.
- Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе. Ленинград. 1991. 116 с.
- Якунин В.А. Воспитание и обучение с позиций системного подхода и теории управления.// В сб. Науч.сооб. к межвузовской конференции. Л., 1987. 7−25с.
- Ясаревская О.Н. Учебный текст как фактор оптимизации процесса профессионального самоопределения.: Дисс.. канд.пед.наук. СПб., СПбГУ, 1992. 287с.
- Aitken Rosemary. Teaching Tenses, Thomas Nelson and Sons ltd, 1992, 191 p.
- A practical handbook of career education and guidance Ed. by R.P.Heppell. London, 1973.
- Avent C. Practical approach to career education. Cambridge, 1974.
- Bringing science paper back to young readers. — Publishers weekly, 1962, vol.182, № 20, p.41−43.
- Careers education in secondary schools. Education survey 18. Department of. Education and Science. London, 1973.
- Clarke D.F. Materials Adaptation: Why Leave it All to the Teacher? // English Language Teaching Journal. 1989. Vol. 43/2/.
- Deutsh M. The effect of cooperation competition upon group processes //In. D. Cartwright, A, Lander (Eds) -Group Dynamics-New- York 1968.
- Education tomorrow’s doctors The fourth world conference on medical education. Copenhagen, 1972, 244 p.
- Fried Booth Diana L., Project Work (In. Resource Books for Teachers). Ed. By Alan Maley. — Oxford, 1988.
- Howard, Ohil L.E. Deliguency and opportunity. Glenkoe, 1960. -200 p.
- Yough H.C.Some predictive implications of premedical scientific competence and preferences/ J. Med.Educ., 1978., Vol.53, № 4, p.291−300.
- Hopson В., Hough P. Exercises in personal and career development Cambridge, 1973, p.82−83.
- Man in a world at work (Carroll H., Miller C., Gilbert Krenn, Edward Gross et al., Ed. by Henry Borrow). Boston, Houghton, Mitflin, со., cop, 1964, XVII, 606 p.
- Merton R.K. Social theory and social structure. Glenkoe, 1957. -190 p.
- Rivers W.M., Temperly M.S. a Practical Guide to the Teaching of English as a second Foreign Language New York: Oxford University Press, 1978, p.23.
- Schyberger B.W. Methods of Readership Research. Lund. Sweden, 1965.-266 p.
- Srock A. Adult education in the United Kingdom Leicester, 1982, p.55.