Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в процессе изучения иностранного языка: На примере медицинского вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов при изучении иностранного языка в медицинском вузе эффективно развивается, если: средством проектирования данного процесса выступает структурно-функциональная модель, выполняющая нормативную и критериальную функцииразработана адекватная модели технология развития педагогического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы развития педагогическою взаимодействия преподавателя и студентов медицинского вуза в процессе изучения иностранного языка
    • 1. 1. Основные философские, психологические и педагогические подходы к анализу содержания понятия «педагогическое взаимодействие»
    • 1. 2. Сущность педагогического взаимодействия преподавателя и студентов
    • 1. 3. Модель и технология развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов медицинского вуза в процессе изучения иностранного языка

    Глава II. Опытно-экспериментальная работа, но выявлению эффективности модели и технологии развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов медицинского вуза в процессе изучения иностранного языка

    2.1. Задачи, содержание и методика проведения опытно-экспериментальной работы

    2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Развитие педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в процессе изучения иностранного языка: На примере медицинского вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Интенсивные процессы, происходящие в экономической, политической, социальной и культурной сферах современного российского общества, неизбежно затрагивают и образование. Высшая профессиональная школа России переживает сложный процесс обновления. Ведущая цель преобразований — максимально приблизить обучение и воспитание будущего специалиста к запросам времени, помочь раскрытию всех дарований личности, создать условия для развития ее творческой активности.

Современные тенденции общественного развития всё ярче выражают усиливающееся противоречие между потребностью во взаимодействии на демократических принципах и авторитарно-бюрократическими элементами его реального осуществления. Это отражает необходимость в новом стиле взаимодействия и отношений между людьми, характеризующихся не подчинением, не подавлением, а сотрудничеством, открытостью, доверием, человеческим участием.

Потенциал педагогического взаимодействия открывает широкие перспективы для совершенствования всей системы образования, в том числе и медицинского. Реальный вклад в процесс гуманизации медицинского образования способна внести его гуманитаризация за счет преодоления ограниченности одностороннего подхода как к студенту (объекту педагогического воздействия), так и к больному (основному объекту практической и познавательной деятельности врача).

Гуманизация основ учебного процесса в медицинском вузе видится в смещении акцентов на оптимальное развитие диалогичности общения преподавателя и студента как коллег, как сосубъектов, объединенных общностью целей и задач деятельности. В методическом плане это означает понимание обучаемым необходимости лингвистического образования как части гуманитарного, проблемный характер и практическую направленность обучения, развитие форм самостоятельной работы студента, мультимедийность и компьютеризацию процесса изучения иностранного языка студентами.

Гуманитарная переориентация содержания учебных планов и программ предполагает, с одной стороны, увеличение доли лингвистических и социо-гуманитарных предметов. С другой стороны, она изменяет направленность преподавания самих медико-биологических дисциплин, непосредственно связанных с процессом гуманитаризации научного медицинского знания. Если первый путь, несмотря на его принципиальную важность, ограничен, то второй, нацеленный на выявление и реализацию собственно гуманитарного потенциала научной медицины, представляется наиболее перспективным.

Активное участие в образовательном процессе и преподавателя, и студента со всей полнотой раскрывает принцип диалогичности. Его ведущей линией являются субъект-субъектные отношения. Учёт активной роли врача и больного как сосубъектов диагностики, лечения и профилактики заболеваний закономерно придает учебному процессу мировоззренческое, морально-этическое, гуманистическое значение. Главный смысл начатых в высшей медицинской школе преобразований состоит в её ориентированности на воспитание клинически мыслящего врача с высоким чувством ответственности за результаты своей деятельности. Именно этот гуманистический ориентир на человека, не отвергающий, а предполагающий фундаментальную естественно-научную и лингвистическую подготовку, может стать основным критерием гуманистической парадигмы медицинского образования.

В авторитарной парадигме педагогическое взаимодействие подменялось воздействием педагога на обучаемого, обусловленностью и порождением поведения учащегося активными действиями взрослого, а также готовностью формирующейся личности принять воспитывающее воздействие. Если прежняя педагогика была построена на принципе активного (чаще всего командного) и одностороннего воздействия, то современная педагогика строится на принципах диалогичности, совместной ценностно-ориентированной деятельности, что предполагает искусное создание более тонких педагогических ситуаций развития (А.П. Тряпицына).

В рамках такой педагогики остро встаёт проблема развития педагогического взаимодействия учителя и учащегося, преподавателя и студента, нацеленного на уважение, доверие и подход к обучаемому как к своему партнеру. Новый научный взгляд на категорию «взаимодействие» не мог не отразиться на формировании нового подхода к проблеме подготовки будущего медика, а также новой концепции педагогического взаимодействия в системе «преподаватель^студент».

Проблема педагогического взаимодействия в процессе воспитания и обучения разнопланова, имеет философские, социологические, психологические, педагогические, методические и другие аспекты.

В философском знании категория «взаимодействие» рассматривалась в трудах Г. Гегеля, Э. В. Ильенкова, И. Канта, Б. М. Кедрова, П. В. Копнина, К. Маркса, Ф. Энгельса и др. Взаимодействие выступает как философская категория, отражающая процессы взаимосвязи различных объектов друг с другом, их взаимную обусловленность, изменения состояния, порождение одним объектом другого.

В психологии категория «взаимодействия» изучается в русле теории отношений. Так, данный феномен рассматривается В. Н. Мясищевым как процесс взаимодействия личностей, определенным образом отражающих друг друга. Б. Г. Ананьев трактует взаимодействие как один из основных видов человеческой деятельности, составляющую труда и познания.

В социальной психологии рзаимодействие рассматривается в качестве условия восприятия и понимания человека человеком (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, Е. С. Кузьмин, Н. Н. Обозов, В. Н. Парфёнов и др.).

Я.Л. Коломинским, Б. Д. Парыгиным конкретизированы место и роль взаимодействия во взаимоотношениях социальных групп и внутри них, а также типы педагогического взаимодействия. А. А. Русалиновой выделены стили педагогического взаимодействия.

Достаточно активно разрабатываются проблемы взаимодействия в психологических исследованиях общения. А. А. Леонтьев определяет общение, деятельность и взаимодействие в качестве самостоятельных, но тесно взаимосвязанных между собой категорий. Общение как специфическую форму взаимодействия с другими людьми, в процессе которой осуществляется взаимный обмен деятельностями, представлениями, идеями, интересами, рассматривает Б. Ф. Ломов. М. И. Лисина дает посредством понятия «взаимодействие» характеристику общения. Фундаментальное исследование соотношения категорий «общение», «деятельность» и «взаимодействие» осуществляется в ряде работ А. А. Бодалева. Взаимодействие как составную часть общения людей исследует Г. М. Андреева.

Феномен взаимодействия как педагогическое явление получает интерпретацию в русле исследования различных проблем обучения и воспитания. Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе исследовали в своих работах М. А. Богуславский, О. Г. Газман, В.А. Кан-Калик, А. В. Мудрик, А. Н. Орлов, К. Роджерс, В. А. Сластенин, Н. В. Седов и др. Взаимодействие как средство формирования коллектива проанализировано Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой. Как специфическая форма общения в ходе целостного педагогического процесса взаимодействие трактуется Г. И. Щукиной.

В последние годы взаимодействию как основе педагогического процесса уделяется значительное внимание. Педагогическое взаимодействие рассматривается как развивающееся явление (И.Б. Котова, А. Н. Орлов, Н. Ф. Радионова, В. А. Сластенин, Е.Н. Шиянов), как условие аксиологической ориентированности будущего учителя на ценности образования (Т.К. Ахаян, А.В. Кирьякова), как процесс раскрытия творческого потенциала учителя и ученика (А.Г. Тряпицына), как условие актуализации человеческой субъектности (В.В. Горшкова, А.Н. Ксенофонтова).

Имеются диссертационные исследования педагогического взаимодействия в системе «учитель ^ ученик» (J1.B. Колодина). Дифференциацию педагогического и профессионального взаимодействия на примере школы инновационного типа проводит А. А. Бастрон. Педагогические условия оптимального взаимодействия субъектов обучения рассматривает B.JI. Моложавенко.

В исследованиях, посвященных обучению иностранным языкам, разрабатываются разные аспекты: система обучения иностранному языку в средней школе (И.Л. Бим, Б. А. Лапидус, А. В. Шелепова и др.), психология обучения иностранным языкам (Б.А. Артёмов, Б. В. Беляев, И. А. Зимняя и др.). Методика интенсивного обучения иностранному языку представлена различными вариантами: суггестопедический метод (Г. Лозанов), метод активизации возможностей личности и коллектива (А.С. Границкая, М. А. Давыдова, Г. А. Китайгородская) и другими.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в последние годы педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащегося и учителя, условие актуализации человеческой субъектности активно разрабатывается в сфере общеобразовательной школы. Между тем проблема развития педагогического взаимодействия преподавателя к студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковых высших учебных заведениях по-прежнему остается мало изученной. На наш взгляд, именно в этой области недостаточно выявлены функции педагогического взаимодействия, не определены факторы и принципы его развития, не конкретизированы целевые и результативные ориентиры.

Таким образом, необходимость развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в процессе изучения иностранного языка вступает в противоречие с недостаточной представленностью динамических характеристик данного процесса в теории и практике медицинского образования. Исходя из этого проблема исследования заключается в определении педагогических условий повышения эффективности процесса развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов медицинского вуза в ходе изучения иностранного языка.

Цель исследования — разработать модель и технологию развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов медицинского вуза в процессе изучения иностранного языка.

Объект исследования — педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов медицинского вуза.

Предмет исследования — развитие педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в процессе изучения иностранного языка.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

1. Проанализировать основные философские, психологические и педагогические подходы к определению содержания понятия «педагогическое взаимодействие» и на основе анализа специфики, функций, структуры и динамики педагогического взаимодействия выявить сущность педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в процессе изучения иностранного языка в медицинском вузе.

2. Теоретически обосновать и опытно-экспериментально проверить модель и технологию развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов при изучении иностранного языка в медицинском вузе.

3. Разработать и внедрить в практику научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию педагогического взаимодействия преподавателя и студентов медицинского вуза в процессе изучения иностранного языка.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов при изучении иностранного языка в медицинском вузе эффективно развивается, если: средством проектирования данного процесса выступает структурно-функциональная модель, выполняющая нормативную и критериальную функцииразработана адекватная модели технология развития педагогического взаимодействия, содержащая в своей основе принципы диалогичности, преемственности, интеграции, координации и ориентир на реализацию познавательной, регулятивной, эмоционально-оценочной, этикетко-речевой функций взаимодействияучитывается согласованность внутренней (педагогическое отношение) и внешней (педагогическое общение) подструктур педагогического взаимодействияв процессе изучения иностранного языка моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности врача, а учебная деятельность студентов при изучении иностранного языка трансформируется посредством форм и методов активного обучения контекстного типа через квазипрофессиональную в учебно-профессиональную с соответствующей сменой ее потребностей, мотивов, целей, средств, действий, предмета и результатоввыбор имитационных и неимитационных форм и методов активного обучения контекстного типа осуществляется на основе анализа содержания учебного материала и уровня подготовки студентов.

Методологическую основу исследования составляют: на общефилософском уровне: работы, раскрывающие диалектическое содержание категории «взаимодействие» (И.В. Блауберг, Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.) — Л на общенаучном уровне: общая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, C. JL Рубинштейн) — теория межличностных отношений (А.А. Бодалев, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, Б. Д. Парыгин и др.) — гносеологические основы моделирования как метода научного исследования (Б.Г. Глинский, А. И. Уемов, В. А. Штофф и др.). на конкретно-научном уровне: теория учебной деятельности, в том числе речевой (В.В. Давыдов, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) — идеи оптимизации высшего образования (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, С. И. Зиновьев, А. Н. Орлов, В. А. Сластёнин, С. А. Смирнов, Н. Ф. Талызина и др.) — психолого-педагогическая концепция активного обучения контекстного типа и ее проекция на методику преподавания иностранных языков (А.А. Вербицкий, Н. О. Епихина, Ю. В. Маслова, В. Ф. Тенищева и др.) — положения, раскрывающие сущность педагогического взаимодействия через анализ принципа диа-логизма (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М Бубер, М. С. Каган и др.).

Методы исследования определены целью, предметом, задачами и логикой исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, моделирование, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки данных и др.

Опытно-экспериментальной базой исследования стал стоматологический факультет Алтайского государственного медицинского университета.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1998 — 1999 гг.) — поисково-аналитический. В этот период конкретизированы основные составляющие методологического аппарата исследованияпроведено аналитическое изучение философской и психолого-педагогической литературыпроанализированы основные философские и психолого-педагогические подходы к определению содержании понятия «педагогическое взаимодействие" — раскрыта сущность педагогического и взаимодействия преподавателя и студентов в процессе изучения иностранного языкасозданы модель и технология развития исследуемого процесса.

Второй этап (1999 — 2001гг.) — опытно-экспериментальный. В этот период подвергнуты опытно-экспериментальной проверке модель и технология развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в процессе изучения иностранного языка в медицинском вузе.

Третий этап (2001 — 2002гг.) — обобщающий. На этом этапе проведены анализ и систематизация данных, полученных в ходе теоретического и опытно-экспериментального исследования, разработаны и внедрены научно-методические рекомендации, закончено литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов медицинского вуза в процессе изучения иностранного языка осуществляется в условиях педагогического процесса и определяется целями коммуникативного и личностно-развивающего характера по отношению к субъектам взаимодействия.

2. Средством проектирования процесса развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов при изучении иностранного языка в медицинском университете выступает структурно-функциональная модель, выполняющая нормативную и критериальную функции.

3. Принципами развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов при изучении иностранного языка в медицинском университете являются: диалогичность, преемственность, интеграция, координация.

4. Реализация модели развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов при изучении иностранного языка в медицинском университете эффективно осуществляется посредством технологии активного обучения контекстного типа, предполагающей последовательное и систематическое моделирование в учебном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности врача.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

— в ходе анализа специфики, функций, структуры и динамики педагогического взаимодействия выявлена сущность педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в процессе изучения иностранного языка в медицинском университете;

— определены когнитивные особенности деятельности студентов в ходе изучения иностранного языка в медицинском вузе;

— сконструирована модель развития педагогического взаимодействия в процессе изучения иностранного языка в медицинском университете и разработана адекватная модели технология;

— проведена адаптация и конкретизация на основе методики преподавания иностранного языка в неязыковом вузе основных положений психолого-педагогической концепции активного обучения контекстного типа.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы доведены до конкретных научно-методических рекомендаций, реализация которых, как доказано в исследовании, совершенствует процесс развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в процессе изучения иностранного языка в медицинском вузе.

Апробированные и внедренные в ходе работы модель и технология развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в процессе изучении иностранного языка являются основой для анализа и оценки результативности данного процесса. В исследовании также модифицирован ряд диагностических методик. Кроме того, учебное пособие, методические рекомендации, изданные по материалам диссертационного исследования, применяются в настоящее время в педагогическом процессе высших и средних медицинских учебных заведений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены четкостью исходных методологических позиций при решении поставленных задач, комплексной методикой исследования, адекватной его задачам и логике, репрезентативностью выборки объектов педагогического эксперимента, сопоставлением полученных результатов с имеющимся педагогическим опытом, количественным и качественным анализом данных.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования положены в основу процесса развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов Алтайского государственного медицинского университета, Барнаульского базового медицинского колледжа.

Результаты исследования обсуждались на Международной научно-методической конференции «Язык и культура» (г. Томск, 1999 г.), научно-методической конференции «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах высших и средних специальных заведений» (г. Ижевск, 2000 г.), международной научно-практической конференции «Мир языка и межкультурная коммуникация» (г. Барнаул, 2001 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире» (г. Магнитогорск, 2001 г.), региональной научно-практической конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Бийск, 2001 г.) и др.

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры иностранного языка Алтайского государственного медицинского университета, лаборатории «Проблемы и перспективы развития непрерывного педагогического образования» при кафедре педагогики Барнаульского государственного педагогического университета.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Центром и точкой отсчета в системе высшего образования является личность студента, потребности его общего и профессионального развития. Ведущей линией в системе «преподаватель — студент» выступает педагогическое взаимодействие. Выполненное исследование представляет собой один из возможных подходов к его совершенствованию в процессе изучения иностранного языка в медицинском вузе.

Педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов является динамичной системой, объединяющей разноплановые и относительно самостоятельные структурные элементы. Созданию модели и технологии развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов при изучении иностранного языка предшествовал анализ современного состояния исследуемой проблемы в теории и практике медицинского образования.

Анализ философской, психологической и педагогической литературы показал, что в последние годы отдельные аспекты поднятой проблемы достаточно активно разрабатываются, но процесс развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов медицинского вуза в ходе изучения иностранного языка еще не выступал предметом специальных исследований. При наличии отдельных исследований, направленных на совершенствование педагогического взаимодействия, модельных представлений его развития, конкретизированных для предмета нашего исследования, в психолого-педагогической литературе выявить не удалось.

Созданию модели изучаемого процесса предшествовал анализ основных философских, психологических и педагогических подходов к определению содержания понятия «педагогическое взаимодействие».

Взаимодействие как философская категория отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. С философских позиций взаимодействие составляет совокупность причин и условий возникновения и развития объектов, явлений, процессов окружающей действительности. Его предпосылкой выступает сосуществование объектов. Взаимодействие расценивается в философии как система необходимых связей. Многогранность взаимодействия объектов определяется сложностью их структуры. Основными признаками взаимодействия выступает взаимопревращаемость явлений, их взаимообусловленность, единство причины и следствия, сохранение определенных параметров движения.

Изучение взаимодействия в психологии осуществляется по таким основным направлениям, как уточнение категориального статуса самого понятия «взаимодействие" — выделение компонентов его структуры и содержанияопределение его места в развитии психических процессов индивида. Взаимодействие рассматривается в психологии и как самостоятельная категория, и как интерактивная сторона общения, и как вариант деятельности индивида, и как вид человеческой активности в целом. Взаимодействие выступает основой любой деятельности. Вербальное общение есть специфическая форма взаимодействия людей. Психологические исследования показывают генетическую связь понятий «общение», «деятельность», «взаимодействие» и одновременно доказывают их нетождественность друг другу.

В педагогике понятие «взаимодействие» определяется в качестве основы функционирования и развития образовательных процессов, определения целей, содержания, методов и форм педагогической деятельности, мотивов поведения и движущих сил педагогического процесса. Способность к педагогическому взаимодействию выступает универсальной способностью педагога. Взаимодействие трактуется как целенаправленный педагогический процесс взаимообмена и взаимообогащения смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками педагога и обучаемых. Педагогическое взаимодействие понимается как систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий педагога, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны учащегося.

Выявление сущности педагогического взаимодействия преподавателя и студентов предполагает анализ его специфики, функций, структуры и динамики. Определяя специфику педагогического взаимодействия, мы установили, что взаимодействие преподавателя и студента является прежде всего вариантом социального контакта, обладает на этой основе его главными признаками и организуется в соответствии с его ведущими принципами. Специфика педагогического взаимодействия преподавателя и студентов прослеживается при сопоставлении авторитарной парадигмы и современных педагогических представлений. В качестве основных специфичных черт, определяющих эффективность педагогического взаимодействия в рамках гуманистических, личностно-ориентированных подходов, целесообразно выделять его диалогичность и субъектность. Диалог как особая ориентация межличностных отношений выступает ядром педагогического взаимодействия. Под субъектностью понимается способность личности быть носителем сознания, воли, отношенийотдавать себе отчет в своих действияхбыть стратегом своей жизниосмысливать связи своего «Я» с другими людьми. Диалог предполагает усиление субъект-субъектных отношений преподавателя и студентов, сотрудничество и партнерство между ними, перевод студентов в самоуправляющуюся, творчески развивающуюся личность.

Выявляя функции педагогического взаимодействия, мы пришли к выводу, что в ходе взаимодействия человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения. Функции взаимодействия заключаются и в том, что оно выступает основой любой деятельности. Общение нередко рассматривается как специфичная форма взаимодействия, в процессе которого осуществляется взаимный обмен субъектов дея-тельностями, представлениями, идеями, интересами. Взаимодействие наряду с предметно-практической деятельностью расценивается в качестве главного фактора развития как психики человека в целом, так и его личности. В непосредственном процессе педагогического взаимодействия происходит приобщение личности к человеческим ценностям.

Анализируя структуру педагогического взаимодействия, мы установили, 41 о внутренней личностной основой взаимодействия является взаимоотношение. Педагогическое отношение и педагогическое общение составляют соответственно внутренний и внешний структурные компоненты педагогического взаимодействия. В контексте непосредственной педагогической деятельности внутреннее и внешнее в педагогическом взаимодействии слито. Субъект-субъектное взаимодействие (общение в широком смысле) включает в себя коммуникацию как обмен информацией (общение в узком смысле), взаимодействие как обмен действиями и восприятие субъектами друг друга.

Основными динамическим характеристиками, определяющими развитие исследуемого процесса, выступают внешние и внутренние факторы, противоречия как движущие силы, логика, стили и типы педагогического взаимодействия. Характер педагогического взаимодействия детерминируется существующими социальными условиями, сложившейся системой общественных отношений, уровнем развития общества в целом. Немаловажными факторами являются социально-психологический климат в коллективе, традиции кафедры и влияние личности заведующего, социально-психологические особенности студенческой аудитории, санитарно-гигиенические условия педагогического труда и др. Влияние этих факторов и их объективность изменчивы. Действие внешних и внутренних факторов предопределяет формирование демократического, авторитарного или либерального (невмешивающе-гося) стиля педагогического взаимодействия, его деятельного или личностного характера, его согласованные или несогласованные типы. Стили и типы педагогического взаимодействия оказывают существенное влияние на ход образовательного процесса, его результаты, на формирование личностных качеств студентов, микроклимат группы.

Результаты анализа специфики, функций, структуры и основных динамических характеристик педагогического взаимодействия создали необходимую основу для создания модели и технологии его развития. В созданной нами модели были отражены субъекты, функции, факторы, принципы, целевые и результативные ориентиры, средства развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов при изучении иностранного языка в медицинском университете.

Субъектами педагогического взаимодействия, реализуемого в процессе изучения иностранного языка, выступают студенты и преподаватели медицинского университета. Основными принципами развития педагогического взаимодействия являются принципы диалогичности, преемственности, координации и интеграции. Доминирующую позицию среди них занимает принцип диалогичности. Комплекс ведущих функций педагогического взаимодействия преподавателя и студентов медицинского вуза в процессе изучения иностранного языка составляют познавательная (информационная), ре! уля-тивная (побудительная), эмоционально-оценочная (ценностно-ориентационная) и этикетно-речевая функции. Целью педагогического взаимодействия преподавателей и студентов при изучении иностранного языка в медицинском университете выступает формирование коммуникативной компетентности и личностное развитие субъектов образовательного процесса. При обучении иностранному языку коммуникативная цель выступает как кнтегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении языком, а также на образование, воспитание и развитие студента.

Достижение цели педагогического взаимодействия студентов с преподавателем, реализация принципов и функций данного процесса возможны при условии разработки адекватной технологии. При этом педагогическая технология должна представлять собой целостный научно обоснованный проект своеобразной педагогической системы от ее теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Эффективной технологии развития педагогического взаимодействия должны быть свойственны все признаки, характеризующие любую педагогическую технологию: диагностическое целеобразоваггие, результативность, экономичность, проектируемость, целостность, управляемость, корректируемость и воспроизводимость.

В качестве теоретической основы разработки технологии развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов выступили психолого-педагогическая концепция активного обучения контекстного типа и се проекция в методике преподавания иностранных языков. Нами предпринята попытка адаптации и конкретизации основных положений дачной концепции для методики преподавания иностранных языков внеязыковом вузе. Основными аспектами разработанной технологии являются: целеполагание педагогического взаимодействияреализация контекстного подхода при проектировании его содержаниявыбор адекватных форм, методов и средств активного обучения контекстного типа, проектирование и применение их системыдиагностика результатов развиваемого процесса. Технология развития педагогического взаимодействия преподавателей и студентов при изучении иностранного языка предполагает последовательное и систематическое моделирование в учебном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности врача, а также трансформацию учебной деятельности студентов через квазипрофессиональную в учсбно-профессиональную с соответствующей сменой ее потребностей, мотивов, целей, средств, действий, предмета и результатов.

Разработанные модель и технология развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в процессе изучения иностранного языка подверглись опытно-экспериментальной проверке в реальных условиях функционирования медицинского университета. В ходе своей апробации модель выполнила присущую ей функцию и подтвердила выдвинутую гипотезу. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные доказали правильность принципиального подхода к развитию педагогического взаимодействия преподавателей и студентов на основе моделирования в формах учебной деятельности студентов содержания и условий их будущей профессиональной деятельности. Было установлено, что реализация модели и технологии развития педагогического взаимодействия способствует росту степени удовлетворенности студентов этим процессом, их активности в речевой деятельности, формированию коммуникативной готовности и мотивов изучения иностранного языка, результативности овладения им, становлению способности будущего врача к эмпатии.

Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы позволили сформулировать следующие основные выводы:

1. Педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов медицинского вуза в процессе изучения иностранного языка призвано реализовать познавательную, регулятивную, эмоционально-оценочную, этикетно-речевую функции.

2. Основным средством проектирования процесса развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов при изучении иностранного языка в медицинском университете выступает структурно-функциональная модель, выполняющая нормативную и критериальную функции.

3. Основными принципами развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов при изучении иностранного языка в медицинском университете выступают принципы диалогичности, преемственности, интеграции, координации, конкретизируемые принципами избранных педагогических технологий.

4. В процессе развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов при изучении иностранного языка в медицинском университете должна учитываться согласованность внутренней (педагогическое отношение) и внешней (педагогическое общение) подструктур педагогического взаимодействия.

5. Реализация модели развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов при изучении иностранного языка в медицинском университете эффективно осуществляется посредством технологии активного обучения контекстного типа, предполагающей последовательное и систематическое моделирование в учебном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности врача, а также трансформацию учебной деятельности студентов через кьазипрофессиональную в учебно-профессиональную с соответствующей сменой ее потребностей, мотивов, целей, средств, действий, предмета и результатов.

Таким образом, полученные результаты анализа педагогического взаимодействия преподавателя и студентов медицинского вуза при изучении иностранного языка позволяют считать задачи исследования решенными, а цель, состоящую в разработке модели и технологии развития педагогического взаимодействия, достигнутой.

Проведенное исследование не дает исчерпывающих ответов на все вопросы, связанные с проектированием процесса развития педагогического взаимодействия преподавателей и студентов медицинского университета при изучении иностранного языка. Дальнейшего обоснования требует целесообразность и способы привлечения элекгронно-вычислительной техники к организации исследуемого процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. .Г. О проблемах современного человеке знания. М.: Наука, 1977.-381 с.
  3. .Г. Избранные психологические труды: В 2 тт. Т.1. — М.: Педагогика, 1980.-280 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -360 с.
  5. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 415 с.
  6. Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — С. 426−435.
  7. В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Наука, 1969.-130 с.
  8. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 383 с.
  9. И.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. -80 с.
  10. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  11. А.А. Профессиональное взаимодействие в школе инновационного типа как условие обеспечения преемственности образовательного процесса: Дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2000. — 280 с.
  12. М. М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М.: Прогресс, 1986. — С. 41−79.
  13. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963.-363 с.
  14. М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1985. — С. 80−160.
  15. Н.А. Судьба человека в современном мире // Новый мир. 1990. -№ 1.-С. 208−232.
  16. Н.А. Моё философское миросозерцание // Философские науки. -1990.-№ 6.-С. 85−90.
  17. B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  18. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991. — 412 с.
  19. Библер B.C. XX век. Человек и культура // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989.-С. 309−317.
  20. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.-144 с.
  21. Бим И. Л. Немецкий язык: Базовый курс. Концепция, программа. М.: Новая школа, 1995.-128 с.
  22. И.В., Садовский В. Н., Юдин Б. Г. Системный подход и принцип деятельности // Вопросы философии. 1978. — № 8. — С. 39−52.
  23. М.Я., Филлипов В. Н. Исходные условия превращения знаний в творческую активность сознания // Пути и условия формирования творчески активной личности учителя- Барнаул: Изд-во БГПИ, 1984. -С. 7−12.
  24. М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 1997. — 178 с.
  25. А.А. Личность и общение М.: Педагогика, 1983. — 271с.
  26. А.А., Ковалев Г. А. Активные методы обучения педагогическому общению. М.: Просвещение, 1983. — 98 с.
  27. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Советская педагогика. 1990. -№ 12. — С. 63−70.
  28. А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С. 122−127.
  29. А.А. Проецирование и взаимодействие в общении // Педагогика. 1994.-№ 1.-С. 11−14.
  30. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1996. — 199 с.
  31. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  32. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону: Прогресс, 1999. -560 с.
  33. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — № 4. — С. 23−24.
  34. Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации: Дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 334 с.
  35. СЛ. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: Дис.. канд. пед. наук. -Л., 1987.-290 с.
  36. СЛ. Существует ли диалог? // Человек в мире диалога. Л.: Изд-во РГПУ, 1990. — С. 125−128.
  37. В.В. Психология и педагогика последипломного медицинского образования. СПб: СПбМАПО, 1997. — 38 с.
  38. В.В. Коммуникативная толерантность. СПб: СПбМАПО, 1998. -43 с.
  39. В.В. Менталитет врача-стоматолога и пациента: аспекты психологии и этики. СПб: СПбМАПО, 1999. — 38 с.
  40. А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. М.:1. Наука, 1982.-387 с.
  41. М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. — 154 с.
  42. М. Проблема человека. Киев: Колосс, 1998. — 123 с.
  43. М. Я и Ты // Квинтэссенция: Философский альманах. Киев: Колосс, 1991.-С. 294−320.
  44. И. И. О значении идей М. М. Бахтина. О диалоге и диалогических отношениях для психологии общения // Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. — С. 80−93.
  45. И.И. Психологические особенности диалога: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1984. ~ 24 с.
  46. А.А. Активное обучение о высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991. 204 с.
  47. А.А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы: Научные труды. Выпуск 2. Жуковский: МИМ0 ЛИНК, 2000. 41 с.
  48. А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. 1987. -№ 5. — С. 31−39.
  49. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.
  50. А.А. Психслого-педагогические основы контекстного обучения в вузе: Автореф. дис.. докт. пед. наук в форме науч. докл. М., 1991.-49 с.
  51. А., Кругликов В. Контекстное обучение: формирование мотивации//Высшее образование в России. 1998.-№ 1.-С. 101−107.
  52. О.В. Развитие коммунгкативных умений студентов педвуза средствами журналистики: Дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 1999. -35 с. О
  53. Jl.И. Проблема научного статуса метода эмпатического слушания // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб. науч. трудов. / Отв. ред. А. А. Бодалев. М.: АПН СССР, 1987. — с. 80−82.
  54. Л.С. Проблема развития психики: Собр. соч.: В 6 тт. Т.2 / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  55. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -480 с.
  56. Г. Энциклопедия философских наук: В 3 тт. — Т.1.: Наука логики. -М.: Наука, 1976.-180 с.
  57. B.C. Философия образования для XXI века (в поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций).- М.: Совершенство, 1998.-608 с.
  58. .Г., Грязное Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования: (Гносеологический анализ). М.: Изд-во МГУ, 1965.-247 с.
  59. М.Д., Добровольский Д. О. Межличностное речевое общение // Иностранный язык в школе. 1992. — № 3−4- С. 45−50.
  60. С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования: Автореф. дис.. докт. псд. наук. М., 1990.-32 с.
  61. В.В. Диалог как метод педаг огического исследования // Вопросы повышения эффективности педагогических исследований. Прага: Мир, 1988.-С. 179−186.
  62. В.В. Интеграция образования и воспитания в системе отношений субъекта // Интеграционные процессы в педагогической науке и практике. Свердловск: Изд-во Свердловского ун-та, 1990. — С. 4−9.
  63. В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе: Дис. докт. пед. наук. СПб, 1992. — 406 с.
  64. В.В. Проблема субъекта в педагогике. Спб: Изд-во РГПУ, 1991.-80 с.
  65. В. Н. Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1994. — 289 с.
  66. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 245 с.
  67. В.В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. 1988. -№ 4. — С. 22−32.
  68. Дея гельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / Под ред. В. В. Давыдова, Д. А. Леонтьева. М.: Педагогика, 1990. — 180 с.
  69. В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  70. Л.И., Клинг В. И. Немецкий язык для стоматологов. Барнаул: Изд-во АГМУ, 2000. — 198 с.
  71. Н.В. Интегративная модель обучения нормативной грамматике немецкого языка студентов лингвистических факультетов: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1999. — 45 с.
  72. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.-168 с.
  73. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982 — 160 с.
  74. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 159 с.
  75. В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987. -80 с.
  76. Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 175 с.
  77. И.А. Психология слушания и говорения: Дис.. докт. психол. наук.-М., 1973.-450 с.
  78. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  79. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  80. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. — 384 с.
  81. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
  82. Инновационные процессы в образовании / Отв. ред. В.И. Загвя^инский. -Тюмень: Изд-во ТГУ, 1990. 98 с.
  83. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986. -200 с.
  84. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.-320 с.
  85. М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. 1989. — № 4. — С. 5−15.
  86. М.С. Философия культуры. СПб: Метрополис, 1996. — 416 с.
  87. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. Грозный: Изд-во ГГУ, 198 869 с.
  88. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.-190 с.
  89. Кан-Калик В.А. К разработке региональных моделей высшего образования // Вестник высшей школы. 1991. — № 9. — С. 16—20.
  90. И. Критика чистого разума: Соч. в 6 тт. Т. 3. — М.: Философия, 1964.-389 с.
  91. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа, 1986. — 183 с.
  92. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. — 176 с.
  93. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. -№ 2. — С. 14−22.
  94. Клинберг J1. Проблемы теории обучения. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
  95. О.А. Использование ролевых игр для обучения педагогическому общению на иностранном языке: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1986.-256 с.
  96. Е.В. Генезис и современное состояние проблемного обучения: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 2000 — 18 с.
  97. Г. Г. Организационно-педагогические условия изучения иностранного языка в системе профессионального образования в неязыковых высших учебных заведениях: Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 2000. -25 с.
  98. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). М.: Наука, 1976. — 350 с.
  99. Я.Л. Психология педагогического взаимодействия // Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 36−42.
  100. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. — М.: Педагогика, 1977. 264 с.
  101. В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 24−30.
  102. С.В. Межличностное понимание и его роль в общении: Автореф. дис. докт. пед. наук. Л., 1976 — 34 с.
  103. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-воЛГУ, 1970.-114 с.
  104. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование её личности: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Л., 1965. -39 с.
  105. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.-32 с.
  106. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  107. Ю.Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
  108. С.Ю. Диалог как содержание мышления и обучения // Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М.: Изд-во У РАО, 1997.-С. 175−181.
  109. А.А. Психология речевого общения: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1975. — 45 с.
  110. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  111. А.А. Принцип коммуникативности и психологические основы интенсификации обучения иностранному языку // Русский язык за рубежом. 1992. — № 4. — С. 48−50.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  113. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. -584 с.
  114. В.Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992. — 216 с.
  115. Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. 1987. -№ 3. — С. 151−155.
  116. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии.- 1989,-№ 2.-С. 11−21.
  117. И.Я. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика, 1981.-181 с.
  118. И.Я. Теория современного процесса обучения, её значение для практики // Советская педагогика. 1989. — № 11. — С. 12−17.
  119. О.В. Особенности управления педагогическим процессом педвуза в современных социокультурных условиях: Дис.. канд. лед. наук. -Барнаул, 2000.-180 с.
  120. Х.Й. Понятие общения и воспитания. Тарту: Изд-во Тарт. унта, 1974.-С. 60−67.
  121. Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? М.: Знание, 1982. -96 с.
  122. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1 986 144 с.
  123. .Т. Экология личности // Педагогика. 1993. — № 2. -С. 20−25.
  124. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  125. Т.П. Философия диалога Мартина Бубера. М.: Наука, 1999.- 80 с.
  126. .Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С. 124−135.
  127. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии.- 1975.-№ 2.-С. 31−45.
  128. .Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. — № 8. — С. 34−48.
  129. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981.-№ 5. -С. 11−13.
  130. .Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психологический журнал. 1985. — № 6. — С. 8−28.
  131. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Ляудис. М.: Педагогика, 1980. — 38 с.
  132. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. — 94 с.
  133. А.К. Психология профессионализма. М.: МГФ «Знание», 1996.-308 с.
  134. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. — 58 с.
  135. МасловаЮ.В. Содержание и формы иноязычной речевой деятельности студентов педвуза в контекстном обучении: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2000.- 150 с.
  136. Д. Социальная психология. СПб: Прогресс, 1997. — 356 с.
  137. В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: Дис. докт. пед. наук. Барнаул, 1999. — 192 с.
  138. Р.П. Формы педагогического воздействия на познавательную деятельность учащихся // Иностранный язык в школе. 1991. — № 2. -С. 13−17.
  139. Миньяр-Белоручев Р. К. Методический словник: Толковый словарь терминов методики обучения языкам. — М.: Стелла, 1996. 144 с.
  140. Э.Ю. Развитие творческой активности студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2000. — 15 с.
  141. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.- 112с.
  142. В.Н. О взаимосвязях общения, отношения и обращения как проблемы общей и социальной психологии // Психология отношений / Под. ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — С. 218−254.
  143. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 216 с.
  144. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: УралГАФК, 1995. -288 с.
  145. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск УралГАФК, 1996. — 144 с.
  146. Р.С. Педагогическим вузам новые программы и учебники по психологии // Советская педагогика. -1990. — № 7. — С. 141−142.
  147. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-278 с.
  148. Н.Н. Межличностные отношения. М.: Наука, 1979. — 160 с.
  149. Н.Н. Психологические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблемы общения и психологии.-М.: Наука, 1981.-С. 24−45.
  150. Общение и оптимизация совместной деятельности // Под ред. Т. М. Андреевой. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 302 с.
  151. С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1973.-450 с.
  152. А.Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы. М.: Изд-во МГУ, 1991.-150 с.
  153. В.Н. Психология общения // Вопросы психологии. 1977. -№ 7.-С. 13−17.
  154. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-352 с.
  155. Е.И. Вникнуть в суть методики // Преподаватель. 1999. -№ 2−3.-С. 16−19.
  156. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
  157. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.-638 с.
  158. Педагогическое взаимодействие: психологический аспект / Отв. ред. А. В. Петровский. М.: Наука, 1990. — 174 с.
  159. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов на Дону: Дон, 1993. — 95 с.
  160. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошсв-ского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  161. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др, М.: Политиздат, 1983.-448 с.
  162. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  163. Проблемы подготовки к общению / Отв. ред. Х. И. Лийметс. Таллин: Тафф, 1979.- 107 с.
  164. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: Изд-во Екатеринб. гос. ун-та, 1995. -224 с.
  165. Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.-84 с.
  166. А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Педагогика, 1990. — 152 с.
  167. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Общ. ред. Е. И. Исениной. М.: Изд. группа «Прогресс Унивэрс», 1994. -480 с.
  168. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. — Т. 2. М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. — 129 с.
  169. С.Л. Основы общей психологии: В 2 тт. Т. 2. — М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  170. С.Л. Принципы творческой самодеятельности: к философским основам современной педагогики // Вопросы философии. -1989,-№ 4.-С. 89−95.
  171. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 257 с.
  172. Ю.В. Учебный процесс: Сотворчество педагога и учащегося // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 4015.
  173. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Академия, 2000. — 162 с.
  174. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград: Пресса, 1994. — С. 4244.
  175. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-96 с.
  176. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. -М.: Изд-во МГПИ, 1993.- 159 с.
  177. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика 1990. — № 7. — С. 82−88.
  178. В.А., Филиппенко Н. И. Культура умственного труда студентов. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 175 с.
  179. В.А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог. 1996. — № 1. — С. 17−29.
  180. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 222 с.
  181. В.А. и др. Педагогика. М.: Школа-Прэсс, 1997. — 512 с.
  182. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. -М.: Школьная пресса, 2002. 512 с.
  183. В.А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя // Magister. 1995. — № 3. — С. 52−57.
  184. Советский энциклопедический словарь. М.: Большая Советская энциклопедия, 1987.- 1228 с.
  185. С.А., Котова И. Б., Шиянов Е. А. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. М.: Академия, 2001. — 512 с.
  186. Л.А. Психолого-педагогический условия развития креативности личности студентов медицинской академии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 2000. — 21 с.
  187. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
  188. М.И. Профессиональные способности педагога. Аксеология воспитания и обучения. М.: Флинта, 1998. — 158 с.
  189. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. — 136 с.
  190. Ю. Образовательные программы: традиции и новаторство // Высшее образование в России. 2000. — № 4. — С. 12−16.
  191. В.Ф. Формирование профессионально важных качеств инженера в контекстном обучении (на примере иноязычной речевой деятельности инженера-судоводителя): Дис.. канд. пед. наук. М., 1991. -194 с.
  192. Теоретические основы обучения в советской школе / Под ред. В.В. Кра-евского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. — 318 с.
  193. А.И. Нравственные основы общения. М.: Наука, 1979. -64 с.
  194. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 91 с.
  195. А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971.-350 с.
  196. А.И. Системный подход и общая теория систем. Киев: Нива, 1977.-23 с.
  197. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 тт. Т.6. — М.: Педагогика, 1988.-256 с.
  198. С.Э. Диалог и плюралог // Человек в мире диалога. Л.: Фенист, 1990. — С. 48−50.
  199. Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 208 с.
  200. В.П. Познание человека как диалектический процесс. Воронеж: Мост, 1979.-96 с.
  201. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  202. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.-815 с.
  203. В.Н. Человек в концепции современного научного познания. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. — 380 с.
  204. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Педагогика, 1987.-224 с.
  205. И.Т. О человеке и гуманизме. М.: Наука, 1989. — 559 с.
  206. С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М.: Русский язык, 1988. — 207 с.
  207. Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Гуманитарий, 1989.-78 с.
  208. Э. Бегство от свободы / Общ. ред. П. С. Гуревич. М.: Прогресс, 1939.-272 с.
  209. Т.Б. Предметный план учебного текста (Дидактико-методический аспект): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 2000. — 21 с.
  210. Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблема качества // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 19−26.
  211. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Магистр, 1996. — 154 с.
  212. И.К. Программно-целевая психология управления. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998.- 186 с.
  213. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов на Дону: Дон, 1995. — 392 с.
  214. В.А. Роль моделей в познании. JI.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1963.-128 с.
  215. В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. — 301 с.
  216. Д. Б. Психология игры. М.: Наука, 1978. — 304 с.
  217. Ф. Диалектика природы: Соч. в 25 тт. Т. 20. — М.: Политиздат, 1961.-621 с.
  218. Юнг К. Психологические типы. Психология индивидуальных различий-М.: Наука, 1982.-280 с.
  219. И.М. Психология взаимопонимания. — Казань: Татарское издательство, 1991.- 192 с.
  220. И.М. Вчуствование. Проникновение. Понимание. Казань: Издательство Казанского университета, 1993. — 202 с.
  221. В.А. Социологические исследования: методология, программы, методы. М.: Наука, 1987. — 245с.
  222. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. -№ 2. — С. 64−76.
  223. И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы. — 1995. -№ 3. С. 39−45.
  224. И.С. Личлостно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Академия, 1996. — 53 с.
  225. И.С. Построение модели личностно-ориентированной школы. М.: Академия, 2001.-65 с.
  226. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. — М.: Педагогика, 1986. 135 с.
  227. Ausubel D. Educational Psychology: A Cognitive view. New York: Halt. Rinehart and Winston, 1968. 230p.
  228. Beiderwiden K.I. Schlusselqualifikationen erfordern offene Methoden in der Berufsbildung // Zeitschrift fur Berufs-padagogik. 1994. — Bd. 90, h.l.
  229. Brumfit S, Johnson K. The Gommunicative Approach to Language Teaching. Oxford, 1981.-234 p.
  230. Bruner J.S. The cource of cognitive growth // American Psychologist. 1968. -P. 1−15.
  231. Canale M. From communicative competence to communicative language pedagogy // Richards J. and Schmidt R. Language and communication.-London: Longman, 1983. P. 5.
  232. Gilian P.I. Role play // Resource Books for Teachers / Ed. Alan Maley. Oxford, 1987.-P. 90.
  233. Granger C. Play games with English. London, 1983. — 74 p.
  234. Hosenfeld C. Learning about learning: Discovering Our Student Strategies // Foreign Language Annals. 1976. — P. 117−129.
  235. Klippel F. Keep Talking. Cambridge, 1986. — 202 p.
  236. Livingstone C. Role play in Language Learning. London, 1983. — 94 p.
  237. Maslyko E.A. Communicative English for Intensive Learning. Minsk, 1989. — 240 p.
  238. Martens D. Schlusselqualifikationen / Riesen zur Schulung fur eine moderne Gesellschaft // Mitteilungen ans der Arbeitsmarkt und Berufsforschung. -1974.-H.4.
  239. Rogers C. Freedom to learn: a view of what education might become. -Columbus: E. Merrill Publishing Company, 1969. 358 p.
  240. Schelten A., Einfuhrung in die Berufspadagogik. Stuttgart, 1991. — S. 145 159.
  241. Terrel T.D. The Natural Approach to Language teaching: An Update // Modern Language Journal. 1982.-66. — P. 121−132.
  242. Watcyn-Jones P. Test Your Vocabulary. Book 4. Hammondaworth, 1987. -82 p.
  243. Widdowson H.G. Teaching Language as Communication Oxford. 1979. -273 p.
  244. Lexikon der Psychologie. Freiburg- Basel- Wien, 1991. — Bd.l. — S. 604.
  245. Padagogische Enzyklopadie. Berlin, 1963. — Bd.l. — S.298.
  246. Worterbuch der Psychologie. Leipzig, 1978. — S. 179.
Заполнить форму текущей работой