Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-педагогические условия профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической основой исследования стал комплекс научных идей о закономерностях, принципах и функциях построения общепедагогической подготовки учителя (Н.Д.Никандров, Н.М.Яковлева) — о педагогическом творчестве, о сущностных чертах педагогического творчества, о факторах и критериях развития творческих способностей (Л.В.Занков, В.А.Кан-Калик Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Н. Д. Никандров, П. И… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки
    • 1. 1. Сущность педагогического творчества
    • 1. 2. Содержание и структура профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки
    • 1. 3. Психолого-педагогические условия профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профессионально-творческому развитию личности будущего учителя музыки
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Профессионально-творческое развитие личности будущего учителя музыки на занятиях в классе основного музыкального инструмента (фортепиано)
    • 2. 3. Профессионально-творческое развитие личности будущего учителя музыки в процессе прохождения педагогической практики
    • 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы

Психолого-педагогические условия профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Феномен творчества, развитие творческой личности, формирование условий, при которых протекают творческие процессы — значимые явления в современной психолого-педагогической теории и практике.

Проблема творческого развития личности на современном этапе развития как средней, так и высшей школы приобретает все большую актуальность, поскольку эффективность будущей профессиональной деятельности студента зависит не только от профессиональных умений и навыков, но и от уровня его профессионально-творческого развития. Профессионально-творческое развитие личности будущего учителя является одной из основных целей высшего, в том числе — музыкального, образования, поскольку даже «самая прогрессивная система не принесет желаемых плодов, если это дело будет доверено педагогу-рутинеру» (JI.A. Баренбойм).

Обновление содержания художественно-эстетического цикла в общеобразовательной школе предусматривает применение новых подходов к музыкальному образованию учащихся. Многочисленные технологии обучения, направленные на музыкально-творческое развитие детей, вызывают необходимость развития, наряду с педагогическими способностями, творческих качеств будущих учителей, что возможно посредством создания стимулирующих творчество условий и включения будущего учителя в ситуации, требующие новых, нетрадиционных подходов.

Психолого-педагогические аспекты развития творческого потенциала учителя освещаются в работах В. И. Андреева, Т. Г. Браже, Ю. Н. Кулюткина, М. Г. Мерзляковой, И. О. Мартынюк, В. Г. Рындак. Совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя, по мнению А. В. Брушлинского, В. Т. Кудрявцева, А. Я. Пономарева, В. А. Сластенина связано с изучением творчества как механизма развития личности. По мнению В. В. Загвязинского, В. А. Кан-Калика, Н. Д. Никандрова, М. М. Поташника с выделением сущностных черт педагогического творчества. В психолого-педагогической литературе определено влияние творческих способностей и одаренности на творческую деятельность, выявлены факторы и критерии развития творческих способностей, условия повышения мотивации и способов творческой познавательной деятельности (Д.Б.Богоявленская, Н. В. Кузьмина, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин и др.) — рассмотрены проблемы развития самостоятельности и инициативы личности (И. П. Волков, И. Я. Лернер и др.) — предложены пути интеграции теории и практики в общепедагогической подготовке студентов (О.А. Абдуллина, Н. М. Яковлева и др.). Исследованиями в области обучения творчеству, выявления творческой одаренности, творческих проявлений занимались зарубежные учёные Дж. Гилфорд, Дж. Гилмер, К. Роджерс, П. Торренс, Д. Шелкросс и др.

Различные аспекты профессиональной подготовки учителя музыки освещаются в работах Д. Д. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, О. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажниковой, Ю. Б. Алиева, Г. М. Цыпина и др.

О возросшем интересе к проблеме подготовки учителя музыки свидетельствуют современные музыкально-педагогические исследования, в частности, исследования по проблеме профессионально-творческого развития будущего учителя музыки (Искакова Ж.Ж., Магомедова З. Х., Полева Г. И., Черепанова O.K. и др.).

На наш взгляд, проблема профессионально-творческого развития личности учителя музыки будет решаться более эффективно, если рассматривать ее с позиции отдельных специальных дисциплин. Профессионально-творческая подготовка учителя музыки — процесс сложный, многосторонний. С одной стороны, студент должен овладеть общими педагогическими знаниями, с другой — специальными знаниями, умениями, навыками и методами их передачи.

Развитие потенциальных возможностей и внутренних ресурсов личности, интенсификация творческого начала студентов, их полноценная самореализация в учебно-профессиональной и будущей педагогической деятельности обусловливают необходимость изучения функциональных компонентов и средств профессионально-творческого развития личности будущего учителя. Процесс преобразования и усовершенствования современной музыкально-педагогической системы предполагает поиск новых методов организации учебного процесса в вузе, выявление психолого-педагогических условий, направленных на профессионально-творческое развитие личности, раскрытие ее индивидуальности, духовности, творческости, способствующих профессиональному становлению.

Таким образом, констатируется противоречие между возросшей потребностью общества в творческой личности учителя музыки и существующей недостаточно эффективной профессионально-творческой подготовкой будущих учителей, что определило проблему исследования: выявление психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность профессионально-творческого развития будущего учителя музыки.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: процесс профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки в системе высшего образования.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия реализации процесса профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки в учебной деятельности.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что профессионально-творческое развитие личности будущего учителя музыки эффективно, если:

— оно рассматривается как приоритетная цель профессиональной подготовки;

— процесс профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки будет носить поэтапный характерв процессе профессиональной подготовки учителя реализуются такие психолого-педагогические условия, как гуманистическая направленность образовательного процессасотрудничество, сотворчество педагога и студентаусиление рефлексивной позиции студентов с целью повышения их инициативности и активностисамостоятельная работасоздание индивидуальных траекторий профессионально-творческого развития студентовсоздание среды с «творческой заряженностью" — педагогическая практикасоздание условий для исследовательской деятельностиналичие профессионального образца — творческой личности педагога.

Задачи исследования.

1. Определить структуру, критерии и уровни профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки на основе изучения психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме.

2. Разработать теоретическую модель профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки.

3. Выявить и экспериментально обосновать психолого-педагогические условия, способствующие эффективному профессионально-творческому развитию личности будущего учителя музыки в процессе инструментальной подготовки.

Методологическую основу нашего исследования составили современные идеи диалектики общего и особенного в становлении профессионала, положения философии, социологии, психологии, педагогики о личности как высшей ценности общества, субъекте творческого процесса. В основу исследования были положены идеи о творчестве как отражении сущности человека (Н.А. Бердяев, Р. Мэй, Г. А. Праслова и др.) — о закономерностях и процессуальных механизмах творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, Я. А. Пономарев и др.) — о роли учебно-творческой деятельности в формировании и развитии творческой активности (В.И. Андреев, П.И.

Пидкасистый, Г. И. Щукина), гуманизации образования, ее личностно-ориентированной направленности (Е.В. Бондаревская, В. А. Сластенин и др.).

Теоретической основой исследования стал комплекс научных идей о закономерностях, принципах и функциях построения общепедагогической подготовки учителя (Н.Д.Никандров, Н.М.Яковлева) — о педагогическом творчестве, о сущностных чертах педагогического творчества, о факторах и критериях развития творческих способностей (Л.В.Занков, В.А.Кан-Калик Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Н. Д. Никандров, П. И. Пидкасистый, М. М. Поташник, В.А.Сластенин) — о педагогической технологии (В.П.Беспалько, Н. А. Щуркова, М. Н. Берулава, П. Я. Гальперин и др.) — о значении творчества в деятельности учителя музыки (Ю.Б.Алиев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, JI.A. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский). Важнейшими источниками явились работы Б. В. Асафьева, Ю. Б. Алиева, Л. Г. Арчажниковой, Д. Б. Кабалевского, Б. Л. Яворского, педагогов-пианистов Л. А. Баренбойма, Ф. М. Блуменфельда, Г. Г. Нейгауза, С. Е. Фейнберга, Г. М. Цыпина, а также труды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемами психологии творчества Л. С. Выготского, А. В. Брушлинского, П. Я. Гальперина, И. П. Калошиной,.

A.Н.Леонтьева, Я. П. Пономарева, Э. Стоунса и музыкальной психологии.

B.А.Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. И. Петрушина, Б. М. Теплова.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов научного исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, методической литературынаблюдениеанкетированиеанализ продуктов деятельности (индивидуальные творческие задания, публичные выступления, дневники педагогической практики, конспекты уроков и внеклассных мероприятий) — педагогический экспериментквалиметрические методыметоды математической статистики.

Исследование проводилось на отделении «Музыкальное образование» института искусств Адыгейского государственного университета.

В экспериментальной работе участвовали студенты, обучавшиеся в институте искусств с 1997 г. по 2003 г.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1996;1997гг.) включал изучение и анализ философской, психологической, педагогической и другой специальной литературы по проблеме исследованиянаблюдение за творческой деятельностью студентов в процессе занятий в классе основного музыкального инструмента и во время педагогической практики.

На втором этапе (1997;1998гг.) продолжалось теоретическое исследование, уточнялась программа исследования и план проведения опытно-экспериментальной работы, был начат эксперимент.

На третьем этапе П998−2002гг.) продолжалась экспериментальная работа, в процессе которой моделировались и реализовывались условия, обеспечивающие профессионально-творческое развитие студентов на занятиях в классе основного музыкального инструмента и в ходе педагогической практики.

Четвертый этап (2002;2003гг.) включал обработку полученных данных, обобщение и систематизацию результатов исследования.

Научная новизна. Определена структура, выявлены критерии, совокупность психолого-педагогических условий (гуманистическая направленность образовательного процессасотрудничество, сотворчество педагога и студентаусиление рефлексивной позиции студентов с целью повышения их инициативности и активностисамостоятельная работасоздание индивидуальных траекторий профессионально-творческого развития студентовсоздание среды с «творческой заряженностью" — педагогическая практикасоздание условий для исследовательской деятельностиналичие профессионального образца — творческой личности педагога), определены этапы и разработана модель профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении знаний об организации учебно-воспитательного процесса, направленного на профессионально-творческое развитие личности будущего учителявыявлении специфических особенностей и обосновании теоретических положений развития творческого потенциала будущих учителей музыкиобосновании эффективности комплекса педагогических условий профессионально-творческого развития будущего учителя музыки, позволяющих обогатить теоретическую базу музыкального образованияопределении критериев, способствующих выявлению уровня творческого развития студентовопределении этапов профессионально-творческого развития личности, позволяющих обеспечить своевременный контроль и коррекцию в развитии творческой индивидуальности будущего учителя музыки.

Практическая значимость. Предложенные и апробированные психолого-педагогические условия, позволяющие повысить эффективность профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки, а также данные о поэтапном характере процесса творческого развития личности специалиста могут быть использованы в процессе инструментальной подготовки будущих учителей музыки. На основе результатов исследования внесены и приняты предложения по совершенствованию педагогического процесса на кафедре фортепиано Института искусств Адыгейского государственного университета.

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на научные теории творческой деятельности и реализацией комплекса методов научного исследования, соответствующих цели и задачам диссертационной работы, а также достаточной для решения поставленных задач продолжительностью экспериментального исследования.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Структура профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки отражает диалектическое единство объективных и субъективных сторон, общего и особенного и представлена совокупностью таких компонентов как чувственно-эмоциональный, художественно-образный, исполнительский.

2. Эффективность профессионально-творческого развития студента-будущего учителя музыки обеспечивается созданием психолого-педагогических условий, среди которых приоритетное значение имеют: гуманистическая направленность образовательного процессасотрудничество, сотворчество педагога и студентаусиление рефлексивной позиции студентов с целью повышения их инициативности и активностисамостоятельная работасоздание индивидуальных траекторий профессионально-творческого развития студентовсоздание среды с «творческой заряженностью" — педагогическая практикасоздание условий для исследовательской деятельностиналичие профессионального образца — творческой личности педагога.

3. Разработанные критерии профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки (эмоциональностьвоображение (фантазия) — артистизмспособность импровизироватьнестандартный, оригинальный подход к решению педагогических, исполнительских задачинтуицияпрофессиональная грамотность (компетентность)) позволяют установить качественные уровни профессионально-творческого развития личности студентов и вносить коррективы в данный процесс.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования получили отражение в публикациях по теме исследования, а также были изложены автором в докладах и выступлениях на ежегодных собраниях Южного отделения РАО (г. Майкоп, 1999 г.- г. Майкоп, 2000 г.- г. Ставрополь, 2001 г.- г. Нальчик, 2002 г.- г. Сочи, 2003 г.), на 2-ой Международной конференции молодых ученых и студентов в г. Самара (2001г.) — на VIII Международной научно-практической конференции в г. Казань (2001г.) — на методических заседаниях кафедры фортепиано института искусств АГУ. По теме диссертационного исследования опубликовано 11 работ.

Внедрение результатов осуществлялось в ходе преподавания дисциплины основной музыкальный инструмент (фортепиано).

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 267 источников и 7 приложений. Она иллюстрирована 9 рисунками и 4 таблицами.

Заключение

.

Реалии времени диктуют необходимость улучшения подготовки учителя школы. Возникла потребность в принципиально новых формах работы, способствующих профессионально-творческому развитию личности будущего учителя музыки.

Важным направлением проведенного исследования был анализ научной и специальной литературы, позволивший представить сущность педагогического творчества, выделить психолого-педагогические условия, определить содержание и структурные компоненты профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки.

Исследование показало, что эффективность процесса профессионально-творческого развития личности студента — будущего учителя музыки обеспечивается совокупностью следующих основных психолого-педагогических условий: гуманистическая направленность процесса обучения, которая предполагает индивидуальный подход к личности каждого студентасотрудничество, сотворчествосоздание творческой средыметоды проблемного обучения, используемые для активизации мышления и развития творческого мышления, для приобщения студентов к активным самостоятельным действиямсоздание условий для исследовательской деятельности, являющееся важным фактором, влияющим на повышение качества поисковой работы студентовформирование профессиональной рефлексииимитация реальных ситуаций профессиональной деятельностипреемственность и постепенное усложнение учебно-познавательной деятельности.

Содержание и структурные компоненты профессионально-творческого развития студентов определяются спецификой профессионально-педагогической деятельности учителя музыки.

Исходя из особенностей профессионального творчества учителя музыки, нами выделены следующие структурные компоненты: чувственно-эмоциональный, художественно-образный, исполнительский.

Неэмоциональным путем нельзя постигнуть содержание музыки" (228), а умением раскрыть художественно-образную идею произведения во-многом определяется успех работы учителя музыки. Совершенствуя исполнительское мастерство, учитель расширяет возможности в воплощении художественных образов.

Своеобразие учителя музыки помимо общепедагогических сторон (конструктивной, организаторской, коммуникативной) определяется также разнообразными исполнительскими, музыкально-педагогическими действиями.

В условиях музыкально-педагогического образования методы обучения отвечали не только методам педагогической науки, но и способствовали познанию музыкального искусства: показ, эмоциональное «заражение" — дискуссия, диалог, объяснение, рассказметод вариативностиэскизное усвоение учебного материалапроблемные вопросы, задания- «ролевые игры" — импровизация (музыкальная), композиция.

В работе по профессионально-творческой подготовке студентов в классе основного музыкального инструмента, в частности — в классе фортепиано, мы опирались на педагогические принципы и методы выдающихся представителей музыкальной педагогики Л. А. Баренбойма, Н. Г. Рубинштейна, В. И. Сафонова, К. Н. Игумнова, А. В. Гольденвейзера, Г. Г. Нейгауза и др.: подчинение педагогического процесса принципу единства интеллектуального и эмоциональногоразвитие творческой инициативы обучающихся и максимальное выявление их индивидуально-характерных особенностейобучение на высоком уровне трудностипоэтапное овладение отдельными элементами целогоиндивидуально-групповая форма проведения занятийсамостоятельная проработка части учебного репертуара и выработка универсальных, обобщенных исполнительских умений и навыков, ориентированных на широкий круг различных видов музыкальной деятельности транспонирование, аккомпанемент, игра в ансамбле, подбор по слуху, сочинение и др.) — специальная группировка и организация материаласравнениедополнительная опора (графика, терминология) — практические действия (исполнение и оперирование музыкальным материалом) — овладение исполнительскими средствамиподчинение всей работы выявлению художественно-образного содержания музыки.

Опора на данные принципы и методы позволяет повысить эффективность процесса подготовки творческого учителя музыки.

В проведенном исследовании профессионально-творческое развитие студентов осуществлялось в процессе занятий в классе основного музыкального инструмента. Индивидуально-творческая подготовка была направлена на развитие творческого потенциала студентов.

Процесс профессионально-творческого развития личности студента был разделен нами на этапы: репродуктивный, нормативный и творческий. Поэтапность процесса профессионально-творческого развития обеспечила последовательность, осознанность, четкость в работе со студентами.

На этапе репродуктивной деятельности студент выступал чаще объектом педагогического воздействия, воспринимая и воспроизводя теоретические и практические знания, приобретая умения и навыки, обеспечивающие успешность его дальнейшего обучения.

Этап нормативной деятельности был управляем, контролируем педагогом. Студенты обучались методам анализа и принятия решений в условиях конкретного вида учебной подготовки, знакомились с творческими методами решения задач. На этом этапе использовались методы, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления (дискуссия, диалог, рассуждение, соревнование и др.).

На творческом этапе активизировалась самостоятельная работа студентов во всех видах деятельности. Особое внимание уделялось рефлексии своей деятельности, критическому анализу ее результатов, умению находить и предлагать варианты решения поставленных задач (педагогических, художественных, исполнительских и др.), формировался опыт творческой деятельности.

Анализ результатов формирующего эксперимента (сравнение результатов полученных в ЭГ и КГ) показал, что предложенная этапность в работе способствовала творческому развитию студентов, обеспечивая эффективность в профессиональном становлении будущих учителей музыки.

Для выявления уровня (низкого, среднего, высокого) профессионально-творческого развития студентов были выделены критерии творческости, учитывающие специфические особенности данной профессии:

— артистизм (творческий процесс педагога так же, как и актера, является коммуникативным творческим процессом, в основе которого лежит процесс общения, целью которого является воздействие на человека и вызов определенного сопереживания в нем, но артистизм не сводится лишь к внешним проявлениям, а имеет внутреннюю основу, а именно: умение мыслить образами, ассоциативно, стремление к нетрафаретным, изящным решениямартистичность педагога проявляется в его искренности, открытости, обаянии, оригинальности мысликогда речь идет о преподавательской деятельности в сфере искусства, музыки, артистизм педагога является одним из наиболее важных проявлений его творческости);

— воображение (фантазия) (особенности восприятия музыки, ее исполнения, сочинения музыки обусловлены работой воображениябез умения фантазировать, нельзя было бы создать ничего из того, что создали люди в науке, технике, искусстве);

— эмоциональность (известно, что по природе своей музыкальный язык не может быть понят и усвоен иначе, чем путем личного эмоционального переживанияобучение музыке, даже когда педагог занят теоретическим анализом, должно быть увлекательным, т. е. эмоционально наполнено и направлено);

— интуиция (педагог чаще всего работает в условиях неполной информации, многозначности, вариативности, дефицита времени для принятия решений, все это определяет необходимость изучения и использования интуитивного начала в работе педагогауспешнее всего интуиция развивается практикой, когда принятые решения анализируются, оцениваются, вскрываются ошибки, то есть осуществляется то, что именуется педагогической рефлексиейпрофессиональная интуиция считается высшим проявлением компетентности специалиста, являясь специфическим творческим механизмом выхода за границы сложившихся профессиональных стереотипов);

— педагогическая импровизация (педагог должен уметь быстро и верно оценивать ситуацию, принимать решения сразу, без развернутого логичного рассуждения, на основе накопленных знаний, опыта и интуицииисточником педагогической импровизации является эрудиция, свободная ориентация в изучаемых проблемах, гибкость мышления, опыт анализа типичных ситуацийовладение педагогической импровизацией — это путь восхождения к педагогическому мастерству);

— нестандартный, оригинальный подход к решению педагогических, исполнительских задачпрофессиональная грамотность (компетентность) (чтобы творить в профессии, учитель должен владеть необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированностъ его педагогической деятельности).

Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что в ЭГ увеличилось число студентов с высоким и средним уровнем профессионально-творческого развития, что свидетельствует об эффективности предложенных психолого-педагогических условий, приемов и методов развития творческости.

Различия в результатах профессионально-творческого развития студентов ЭГ и КГ носили более выраженный характер на этапе нормативной деятельности (третий курс). Количество студентов с низким уровнем творческости к концу третьего курса в ЭГ заметно уменьшилось и составило 10,5% от общего их числа (в конце второго курса их было 52,6%), число студентов со средним уровнем повысилось с 31,6% до 68,5% студентов (р<0,05). Произошли также качественные изменения и в результатах студентов с высоким уровнем профессионально-творческого развития. Количество студентов, достигших высокого уровня творческости, увеличилось до 21%, что свидетельствует о наметившейся положительной тенденции в качественной подготовке студентов.

В КГ число студентов с низким уровнем творческости снизилось с 80,9% до 71,4%. Студентов со средним уровнем стало больше (23,8%). Так же, как и в ЭГ, в КГ определенная часть студентов достигла высокого уровня, но они составили лишь 4,8% от общего числа студентов КГ.

Анализ деятельности студентов на завершающем этапе опытно-экспериментальной работы (четвертый курс) показал, что студентов с низким уровнем творческого развития в конце эксперимента в ЭГ не было, число студентов, достигших среднего уровня, составило 72,7% испытуемых, а высокого -27,3%.

Творческое развитие студентов КГ на завершающем этапе эксперимента в сравнении с ЭГ было менее выражено. Высокого уровня творческости достигли 9,5% студентов, среднего — 47,6%, студенты с низким уровнем профессионально-творческого развития составили 42,9% испытуемых.

Таким образом, можно говорить о том, что целенаправленная работа по профессиональнотворческому развитию студентов ЭГ позволила им достигнуть более высоких результатов и констатировать, что в классе индивидуальной инструментальной подготовки, путем создания определенных условий, можно развивать творческость студентов. Скорость и качество процесса развития творческости студентов во многом определяются уровнем наличных знаний. Но если работу со студентом строить, исходя из его индивидуальных психологических особенностей, учитывая способности, интересы, вовлекая его в сотворчество, приобщая к музыкально-творческой деятельности, то есть способствовать творческому освоению профессии, то положительных результатов в профессионально-творческом развитии могу] достичь не только «сильные» студенты, но и достаточно «слабые».

Таким образом, результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что эффективности профессионально-творческого развития личности студента — будущего учителя музыки способствует реализация определенного комплекса психолого-педагогических условий.

Вместе с тем, мы считаем, что проведенное исследование не исчерпывает всей глубины и многообразия проблемы. В условиях постоянно развивающейся образовательной системы появление новых форм и методов музыкально-педагогического образования открывает широкие возможности для дальнейших поисков в этой области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1989. — 175с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335с.
  3. Е.П. Теория и практика дифференцированного подхода к музыкальному воспитанию учащихся общеобразовательной школы.-Ростов н/Д, 1988. 156с.
  4. Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.: ВЛАДОС, 2000. 336с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Изд-во Казанского университета, 1988. — 238с.
  7. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981.- 240с.
  8. Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.-224с.
  9. А.М. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза. Дисс.канд.пед.наук. Уфа, 1997, — 202с.
  10. О.А. Современные задачи музыкального воспитания в школе. -В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып 10. М., 1975с.
  11. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978с.
  12. Ф. Музыка и личность // Музыкальная жизнь, 1989. № 1.- с. 1.
  13. И. Без культуры нет демократии // Музыкальная жизнь, 1989. № 16.-с.1.
  14. Л.Г. К вопросу построения профессиограммы учителя музыки / Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе // М/сб. науч. тр. Саратов, СГПИ, 1982. — с.27−35.
  15. Л.Г. Профессия учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984.-111с.
  16. .В. Музыкальная форма как процесс. Изб. труды. — М., 1957. -Т.5, кн. 2.
  17. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973. -с.74−75.
  18. В.Ф. Чтение как труд и творчество. Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1963. — вып 2.- 184с.
  19. Ф.Я. Ученье и творчество. Лениздат, 1979. — 149с.
  20. Л. За полвека/Очерки. Статьи. Материалы.-Л. Советский композитор, 1989. 368с.
  21. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Некоторые вопросы воспитания музыканта-исполнителя и система Станиславского. -Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1974.-334с.
  22. Л.А. Путь к музицированию. 2-е изд., доп.- Л.: Советский композитор, Ленингр.отд., 1979.-352с.
  23. Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию.- М.: Изд. центр «Академия», 1999.- 176с.
  24. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования//Педагогика. 1994.- № 5. с.21−25.
  25. С.Н. Теория и практика профессионально-творческого развития личности в процессе подготовки специалиста физической культуры и спорта. Дисс. док. пед. наук.- Майкоп, 2000. -438с.
  26. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т./Под ред. А. В. Петровского.- М.: Педагогика, 1979.
  27. Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии, 1999. № 2. — с.35−41.
  28. Болевые проблемы нашей музыкальной жизни//Музыкальная жизнь, 1989. № 18. с. 1.
  29. Н.Ю. Педагогическое мышление как профессиональное качество личности учителя//Сб. науч. трудов: Формирование личности учителя советской школы. М.: Прометей, 1991.- с.44−45.
  30. .В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. 560с.
  31. Н.М. Психолого-педагогические основы развития творческой индивидуальности будущего специалиста-педагога. Дисс. канд.пед.наук.-Ставрополь, 1998.- 206с.
  32. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-392с.
  33. А.И. К историческому развитию теории музыкального мышления. В кн.: Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974.- с. 58.
  34. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192с.
  35. В.А. Алгоритмы педагогического творчества. -М: Просвещение, 1993.- 93с.
  36. П. Десять заповедей творческой личности. Пер. с англ. В. С. Агеева. -М.: Прогресс, 1990.- 192с.
  37. Т.Е. Пусть музыка звучит! М.: Просвещение, 1990.- 96с.
  38. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М: Высшая школа, 1991.- 207с.
  39. Возрастные особенности психического развития детей и практика художественного воспитания./Методические рекомендации для преподавателей ДХШ и ДТТТИ. М., 1985, — 14с.
  40. И.П. Много ли в школе талантов? М.: Знание, 1989.- 80с.
  41. И.Ф. Творческие методы и художественные системы.- 2-е изд., доп. М.: Искусство, 1988.- 253с.
  42. К. Мы рождены для вдохновений //Музыкальная жизнь, 1989. № 21.-С.2.
  43. К.Н. Психология о педагогических проблемах / Под ред.
  44. A.А.Бодалева. -М.: Просвещение, 1981.- 128с.
  45. А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. Уральский гос. университет, 1971.- 13с.
  46. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. Сб. статей/Ред.-сост.
  47. B.А.Натансон. М.: Музыка, 1979. — 159с.
  48. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7. Сб. статей /Сост. В. И. Руденко. -М.:Музыка, 1986.- 160с.
  49. Т.Н. К вопросу о музыкальном мышлении. Сб. трудов: Проблемы фортепианной педагогики и исполнительства /Под ред. В. И. Муцмахера. -М.: МГПИим. Ленина, 1978.- 124с.
  50. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении. Сб. трудов. Москва, 1987.- 183с.
  51. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.- 93с.
  52. Л.С. Педагогическая психология. М., 1967.
  53. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.
  54. П.Я., Решетова З. А., Талызина Н. Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. -Материалы к всесоюзной конференции по программированному обучению.- М., 1966.
  55. Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М.: ИПРАН, 1994.
  56. JI.B. О развитии музыкального слуха. Краснодар, 1978.- 48с.
  57. Г. Что такое социология музыки и чем ей следовало бы заняться. / /Музыкальная жизнь, 1988. № 22. с.6−7.
  58. И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.: Просвещение, 1978. — 160с.
  59. А. Стимулирование творческого потенциала учащихся. В кн.: Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. -М.:ГИТИС, 1984.- 204с.
  60. A.JI. Личность, творчество, регуляция состояний. М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1998.- 436с.
  61. А.П., Истюшина М. Чтобы музыка в душе звучала. //Музыкальная жизнь, 1989. № 21. с.2−3.
  62. . О любви к серьезной музыке и детям. //Музыкальная жизнь, 1989. № 15.-1.
  63. В.М. Педагогические условия индивидуально-творчекой подготовки будущего учителя. Дисс. канд.пед.наук.- М., 1993. 215с.
  64. А.Д. Организация методической работы в школе на основе развития творческой активности учителей. М., 1974, — 128с.
  65. B.C. Чувства, влечения, эмоции. Л., 1974.
  66. Л.Л. Виды работы по активизации восприятия музыки. /Эстетическое воспитание в школах искусств: Кн. для учителя. Из опыта работы. /Сост. П. В. Халабузарь. М.: Просвещение, 1988. — с.34−49.
  67. .С., Куперт Т. Учитель, воспитай ученика. //Музыкальная жизнь, 1988. № 3.- с. 1.
  68. А.В. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.- 320с.
  69. А.В. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1971.-с. 385−444.
  70. И. Музыкальные прописи. М., 1993.
  71. В.Н. Психология общих способностей (издание 2-е) СПб: Изд-во «Питер», 2000.- 368с.
  72. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Минск: Изд-во БГУ, 1981.- 385с.
  73. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М.: Просвещение, 1989.- 189с.
  74. П.М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 1998.- 336.
  75. В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М., 1986.
  76. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 160с.
  77. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 208с.
  78. П.В. Беседы с учителями. Изд.2-е. М., 1975.- 191с.
  79. С.Н. Формирование индивидуального опыта творческой деятельности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Дисс. канд.пед.наук. -М., 1991. 186с.
  80. Из истории музыкального воспитания. /Сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990, — 207с.
  81. JI.B. Воспитание творческой активности школьников средствами хореографии // Эстетическое воспитание в школах искусств./Сост. ПВ.Халабузарь. М.: Просвещение, 1988.- с.49−63.
  82. И.И. Структура процесса учения. Изд-во Мое. университета, 1986.-199с.
  83. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208с.
  84. .Ж. Специфика подготовки студентов с разным уровнем музыкального развития в классе фортепиано. Дисс.канд.пед.наук. М., 1997.- 157с.
  85. Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989.- 191с.
  86. И.В. Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано. Дисс.канд.пед.наук.-М., 1998.- 193с.
  87. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. Изд-во Мое. ун., 1983. 167с.
  88. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.- 200с.
  89. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 144с.
  90. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный, 1976.- 286с.
  91. А.Г. Гуманно-личностный подход и развивающие тенденции в фортепианно-исполнительском обучении // Преподаватель. 1999. № 4.- с. 33−36.
  92. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969.
  93. JI.E. Формирование опыта творческой педагогической деятельности у студентов педвуза: Дис.канд.пед.наук.- Ростов н/Д, 1991. -220с.
  94. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Изд — кий центр «Академия», 2000. — 176с.
  95. А.Е. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли. М.: Просвещение, 1989.-208с.
  96. В. «Теории» и свобода творчества // Музыкальная жизнь, 1988. № 5.-с. 1.
  97. А. К проблеме развития интерпретаторского мышления. Из кн.: Ребенок за роялем./Сост. Я.Достал. М.: Музыка, 1981. — с. 309−318.
  98. .М. Учение процесс творческий: кн. для учителя: Из опыта работы. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1989.- 159с.
  99. Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во Моск. ун., 1979. -145с.
  100. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Педагогическое общество России, 2000.- 36с.
  101. А.И. Психология обучения художественному творчеству. М.: Институт практической психологии, 1998.- 136с.
  102. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990.-142с.
  103. ЮЗ.Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. М.: Педагогическое общество России, 2000.- 121с.
  104. Е.И. Концертмейстерская подготовка студентов в системе музыкально-педагогического образования // Музыка в школе. 2002 № 1.- с. 42−43.
  105. Т.В. Система проблемного обученияУ/Проблемное и программированное обучение / Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. М. Матюшкина. -М.: Советская Россия, 1973.-е. 10−29.
  106. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
  107. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.
  108. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32с.
  109. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961.
  110. ПО.Кулюткин Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельностиучителя // Вопросы психологии. 1986. № 2.
  111. Ш. Кулюткин Ю. Н., Сухобская П. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971.112 с.
  112. М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано. М., 1899.
  113. ПЗ.Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству. -М.: Просвещение, 1990.- 159с.
  114. Я. Развитие теории и практика педагогического творчества (опыт Варшавского кружка). Дисс. доктора пед.наук. М., 1994.- 319с.
  115. З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза Дисс.канд.пед.наук. Минск, 1992. — 178с.
  116. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  117. А.Н. Общее понятие о деятельности//Хрестоматия по психологии./Под ред. А. В. Петровского. Сосг.В. В. Мироненко.- М.: Прсвещение, 1977.- 209с.
  118. А.Н. Проблемы развития психики.- 4-е изд. М.:МГУ, 1981.-584с.
  119. О.Т. Карл Орф. М: Музыка, 1984.- 334с.
  120. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.-186с.
  121. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.- 64.
  122. Л. Сюжетность как принцип построения урока музыки // Музыка в школе, 2001. № 5.- с. 3−11.
  123. Е.Я. Творческая работа пианиста над авторским текстом. М.: Музыка, 1988. — 236 с.
  124. Ю.А. Творческое развитие педагога в системе послевузовского образования. М.: АПК и ПРО Минобразования РФ, 1999.-152с.
  125. Лук А. Н. Мышление и творчество.- М.: Политиздат, 1976.-144с.
  126. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.-125с.
  127. Е.В. Об изучении современной отечественной музыки в классе фортепиано.- Краснодар, 1998. 62с.
  128. A.M. Профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе.- Свердловск, 1981. -89с.
  129. Е.И. Выдающиеся советские педагоги-музыканты 30−50-х годов («Московская пианистическая школа») их принципы и методы преподавания: Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М., 1988.
  130. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1992. — 224с.
  131. А.С. Из опыта работы. //Педагогические сочинения в 8-ми т. -М. Педагогика, 1983. т.4.- с.368−372.
  132. В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя. Дисс.док.пед.наук.- Чебоксары, 1994. -388с.
  133. Е.В., Ципин Г. Тайна таланта // Музыкальная жизнь, 1988. № 7.-с. 3−4.
  134. А.В. Бела Барток педагог. — М., 1985.
  135. А.В. Современные зарубежные композиторы в репертуаре фортепианных классов музыкальных школ. /Учебно-методическое пособие. -М., 1974.-68с.
  136. Т.Г. О традициях русской фортепианной педагогики. // Преподаватель. 1999. № 4.- с.36−39.
  137. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.
  138. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. 192с.
  139. В.Ф. Взаимосвязь деятельности и гуманизации отношений в детских творческих коллективах. Дисс. канд.пед.наук, СПб., 1994.- 190с.
  140. В. Музыкально-эстетическое воспитание. Л.: Музыка, 1988.-88с.
  141. А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.- 208с.
  142. А.М. Психологические основы проблемного и программированного обучения. // Проблемное и программированное обучение. /Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. М. Матюшкина. М.: Советская Россия, 1973.- с.30−56.
  143. A.M., Петросян А. Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения. М., 1981.
  144. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367с.
  145. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976.- 254с.
  146. Р.В. Обучение студентов пониманию текста гуманитарных наук на основе герменевтического подхода в личностно-ориентированномобразовательном процессе Дисс. канд.пед.наук- Ростов-на-Дону, 2002.-177с.
  147. З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал. -Майкоп, 1999.- 160с.
  148. З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп. Изд-во АГУ, 1994.- 228с.
  149. З.К. Теория и практика подготовки учителя к развивающему обучению. Майкоп: Изд-во АГУ, 1997.- 244с.
  150. М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проэктирования личностно-ориентированной системы образования в средней школе. Дисс. канд.пед.наук.- СПб, 1995.- 210с.
  151. B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  152. Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М., 1963.
  153. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М., 1999.- 118с.
  154. Методы активизации эстетического воспитания в школе. /Ред.коллегия: И. Я. Полферов, И. П. Глинская, Е. В. Язовицкий. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1968.-251с.
  155. Методы руководства творческой познавательной деятельности учащихся в обучении. МГПИ им. В. И. Ленина. М. 1980.- 179с.
  156. .Е. Воспитание ученика-пианиста. Киев: Музична Украина, 1979.- 63с.
  157. .Е. Воспитание ученика-пианиста. Киев: Музична Украина, 1982.- 86с.
  158. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.- 200с.
  159. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17. Сб. статей / Сост. О.Апраксина. М.: Музыка, 1986.- 79с.
  160. Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. Сб. статей /Ред-сост. Б. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1978.- 230с.
  161. Музыкальное искусство и формирование нового человека. Киев: Музична Украина, 1982 — 238с.
  162. Музыкальное исполнительство и педагогика. Сб. статей /Сост. Т.Гайдамович. -М.: Музыка, 1991.- 240с.
  163. З.А. Формирование профессионального мышления у будущих учителей. Дисс. канд.пед.наук, — Майкоп, 1999. 152с.
  164. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. /Под ред. ЮН. Кулюпсина, Г. С. Сухобской. М., 1990.- 140с.
  165. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.- 381с.
  166. С.Д. Игровые методы подготовки кадров: Учеб. пособие /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Высш. шк, 1995.- 207с.
  167. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1987.
  168. И.В. Учитесь слушать музыку. М.: Музыка, 1987.- 63с.
  169. О. И. Исследования по психологии художественного образца. Изд.- во Моск. ун-та, 1972.- 155с.
  170. Д.И. Искусство творческого мышления: Пер. с англ. Минск: Попурри, 1996.- 240с.
  171. Новое педагогическое мышление. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.- 280с.
  172. Л. Хочу быть композитором. // Музыкальная академия 1998. № 1.- с. 78−80.
  173. Общественно-педагогическая практика студентов 1−3 курсов ПДОЛНФКа. Методические рекомендации по подготовке студентов к воспитательной работе. /Сост. Л. Д. Квиртия, М. С. Пашкова, В. И. Глухов. М.: ГЦОЛНФК, 1985, — 58с.
  174. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. /Под ред. Шацкой В. Н. М.: Акад. пед. наук, 1955.- 183с.
  175. Основы педагогического мастерства. /Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.- 302с.
  176. Основы эстетического воспитания. /Под ред. Н. А. Кушаева. М.: Просвещение, 1986,-240с.
  177. В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Изд-во Музична Украина. Киев, 1975.- 203с.
  178. Педагогика. Сост. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998.- 512с.
  179. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.- 640с.
  180. Педагогический поиск. Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988.- 472с.
  181. В.И. Музыкальная психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 384с.
  182. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999.- 354с.
  183. В.Г. К вопросу о структуре понятия «Педагогические способности». В кн.: Формирование творческой активности личности ученика и студента. В.З. / Ред. коллегия: Н. И. Кувшинов, Л. И. Закотнова и др. Омск, 1976.- 113с.
  184. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед.вузов. В 2 кн. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- кн.1.- 576с.
  185. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед.вузов. В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- кн.2.- 256с.
  186. В.М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 320с.
  187. Я.А. Психика и интуиция. М., 1967.
  188. Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во Мос. ун-та, 1979.- 145с.
  189. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.- 280с.
  190. И. Музыка любовь моя // Музыкальная жизнь, 1989. № 6.-е. 2−3.
  191. Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект. Казань: Изд-во КГУ, 1989.- 204с.
  192. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987.- 80с.
  193. Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. Сост. и ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974.- 336с.
  194. Программа по фортепиано для хоровых отделений детских школ искусств / Сост. Л. Д. Жук, С.В. Заболотнева- Под общ. ред. А. А. Никитина.-Хабаровск, 1983.
  195. Психогимнастика в тренинге. /Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2000.- 256с.
  196. Психология: Популярный словарик. /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд-кий центр «Академия" — ИЦ «Кафедра», 1998.- 96с.
  197. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. -М.ГИТИС, 1984.- 204с.
  198. Пути формирования творческого мышления школьников. Сб. науч. трудов. Уфа, 1983.- 91с.
  199. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.-.Педагогика, 1967.
  200. О.П. Музыкальные шедевры. М.: «Гном-Пресс», 1999.- 80с.
  201. В.Г. Путеводитель по дневнику творческого развития. Изд-е второе, исправл. и дополн. Академии МЕЗА! ИШ и школы «Наследник». -М., 2000, — 88с.
  202. Развитие творческой активности школьников. / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991.- 160с.
  203. Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. -М.: Прометей, 1991. 193с.
  204. Ребенок за роялем: Педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике. Сб. статей / Пер с нем. П. Дорохова и Ж. Согомонян. Под ред. П. Балтер. М.: Музыка, 1981.- 333с.
  205. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. М.: В ЛАД ОС, 2000, — 304с.
  206. В. Два цвета музыкальной культуры. // Музыкальная жизнь, 1990. № 21.-с. 2−3.
  207. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1999.
  208. Т. Учитесь импровизировать. Уроки импровизации с учениками ДМШ. // Музыкальная жизнь, 1990.
  209. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Сб. статей /Сост. и ред. А.Готсдинер. Л.: Музыка, 1980.- 104с.
  210. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1987.
  211. Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984.- 140с.
  212. В.Г. Формирование организаторских умений у будущих учителей в процессе непрерывности педагогической практики. Дисс. канд.пед.наук. -М., 1988.-202с.
  213. В.Г. Школа в условиях обновления.- М. 1993.
  214. Н.Д. Взаимосвязь теории и практики как средство развития творческого потенциала будущего учителя. Дисс.канд.пед.наук,-Оренбург, 1988.- 203с.
  215. А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999, — 220с.
  216. С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М., 1964.
  217. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности. // Вопросы Психологии. 1983. № 2.-с.35−42.
  218. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976.- 159с.
  219. А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.
  220. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. В.4: Изд-во Лен-го ун-та, 1978.- 131с.
  221. Е. Фортепианный дуэт. История жанра: Исслед. М.: Музыка, 1988.-319с.
  222. А.Н. Музыка как вид искусства. Изд.2-е. М.: Музыка, 1970.- 192с.
  223. А.Н. Статьи о советской музыке. Л., 1974.
  224. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. /Под ред. И. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984.- 472с.
  225. В.А. О воспитании. М., 1982.
  226. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Сост.Л. В. Школяр, М. С. Красилышкова, Е. Д. Критская и др.- 2-е изд. М.: Флинта- Наука, 1999.- 336с.
  227. .М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
  228. .М. Избранные труды: в 2-х т. /Ред. сост. Н. С. Лейтес, И.В.Равич-Щербо. — т. 1. Способность и одаренность. — М.: Педагогика, 1985.- 328с.
  229. O.K. Психологические исследования творческой деятельности. -М., 1975.
  230. Л.Н. Поли. собр. соч.т.8. М., 1936.- с. 323−324.
  231. Н.П. Музицирование и коллективное исполнительство путь к формированию творческих способностей детей. / Эстетическое воспитание в школах искусств. Кн. для учителя: Из опыта работы / Сост.ПВ.Халабузарь. -М.: Просвещение, 1988.- с.21−34.
  232. К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1998. № 4.- с.123−132.
  233. В.И., Котыхов В. Культура это нравственность общества // Музыкальная жизнь, 1990. № 7.- с. 1−2.
  234. С.Е. Пианизм как искусство. М., 1965.
  235. Н. Б.Л.Яворский об исполнительстве в кн.: Музыкальное исполнительство вып. 10 / Сост. и общ. ред. В. Ю. Григорьева и В. А. Натансона. М.: Музыка, 1979. — с. 3−21.
  236. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И.В.Дубровиной- Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1987, — 184с.
  237. Формирование познавательной активности младших школьников. Сб. научн. трудов.-Владимир, 1983.- 118с.
  238. Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985. — 163с.
  239. И.Ф. Педагогика.- Минск, 2000.- 560с.
  240. В. Музыка ищет публику, публика ищет музыку // Музыкальная жизнь, 1988. № 6.- с. 1.
  241. В. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. СПб.: Лан., 2000. — 320с.
  242. .М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта. -М., 1998. 156с.
  243. Г. М. Исполнитель и техника. М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 192с.
  244. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.-176с.
  245. Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся муз.отд.пед. вузов и консерваторий. М.: Интерпракс, 1994. — 384с.
  246. О.К. Формирование профессионально-творческого потенциала учителя музыки в классе индивидуальной инструментальной подготовки в вузе. Дисс. канд.пед.наук.- М., 2000.- 201с.
  247. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994. — 320с.
  248. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. -208с.
  249. Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. — 80с.
  250. С.М. О сущности творческой деятельности В кн.: Творческое мышление и научно-технический прогресс / Под. ред. С. М. Шатютина. -Курган, 1971.
  251. Г. И. Сочинение и импровизация мелодий. М., 1989. — 87с.
  252. И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента. Дисс.канд.пед.наук. Белгород, 2000. -212с.
  253. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 288с.
  254. В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. М.: Флинта, 1999.- 88с.
  255. B.C. Предмет, задачи и сущность педагогики творчества//Новые исследования в педагогических науках, 1987. Вып. 2.-50с.
  256. А.Т. Проблемы теории творчества: Моногр. М.: Высшая школа, 1989.- 143с.
  257. М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М.: Педагогика, 1986.- 176с.
  258. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л., 1967.
  259. Т.П. Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности. Дисс.канд.пед.наук.- Ростов н/Д, 1997. 179с.
  260. Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224с.
  261. .Л. Статьи. Воспоминания. Переписка. Т.1.- М., 1972, — 306с.
  262. .Л. Воспоминания, статьи, письма / Под общ. ред. Д. Д. Шостаковича. М., 1964. — 657с.
  263. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966. -291с.
  264. Н.М. Теория и практика педагогического творчества. -Челябинск: УГЛИ, 1987.- 67с.
  265. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Флинта, 1997. -224с.
  266. В.Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки. Минск: «Вышэйшая школа», 1979.- 104с.
Заполнить форму текущей работой