Валидность тестовых методик
Валидность обеспечивается непосредственным контролем за тем, насколько хорошо тест выполняет свою функцию. Для определения валидности обычно требуется независимый внешний критерий всего того, что тест должен измерять. Валидность психологического теста — степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен. В современной психометрике выделяются три основных вида валидности… Читать ещё >
Валидность тестовых методик (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Валидность психологического теста — степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен.
Валидность обеспечивается непосредственным контролем за тем, насколько хорошо тест выполняет свою функцию. Для определения валидности обычно требуется независимый внешний критерий всего того, что тест должен измерять.
Чтобы установить валидность теста, его следует провести на большой группе испытуемых. А. Анастази приводит следующий пример определения валидности теста. Если тест медицинских способностей используется при отборе поступающих в медицинское училище, критерием будет являться успешность обучения в этом училище. Чтобы установить валидность такого теста, его следует провести на большой группе студентов во время их поступления в училище. Показателями результативности их обучения в училище будут служить получаемые каждым учащимся отметки, характеристики преподавателей, какиелибо заметные успехи или неудачи в учебе и т. п. Совокупность таких показателей и будет критерием, с которым следует соотнести исходные тестовые показатели студентов. Высокая корреляция, или высокий коэффициент валидности, будет означать, что индивиды, имевшие высокие показатели, добивались в медицинском училище заметных успехов, а у имевших низкие показатели успехи были скромные. При низкой корреляции соответствие между тестовым показателем и критерием будет незначительным и, следовательно, валидность теста — низкой.
Коэффициент валидности позволяет определить, насколько точно может быть предсказана на основе тестовых показателей успешность критериальной деятельности. При этом Анастази [1982. Кн. 1. С. 37] обращает внимание на следующее: «Валидность говорит не только о степени соответствия теста своим функциям. В действительности она указывает на то, что именно измеряется данным тестом. Поэтому было бы более точным определение валидности как той меры, с помощью которой устанавливается, что измеряется тестом. Несомненно, интерпретация тестовых показателей была бы более ясной и однозначной, если бы тесты все время назывались в соответствии с критериальными данными, с помощью которых оценивалась их валидность».
Примером такого соответствия могут служить названия тестов — «тест способности к обучению» и «тест распределения персонала» вместо неопределенного «тест интеллекта». Анастази предупреждает также о необходимости контроля за использованием психологических тестов, который поможет: а) предотвратить делающую тест невалидным всеобщую доступность его содержания; б) гарантировать использование теста только квалифицированными экспериментаторами. Например, если индивид запомнил правильные ответы в тесте на цветоразличение, то этим тестом уже нельзя измерить его цветовое зрение. В данном случае тест полностью теряет валидность. Очевидно, что сохранение содержания теста в тайне позволяет предотвратить преднамеренное искажение его показателей.
Тест утрачивает валидность и в случае действий малоосведомленных лиц. Так, школьный учитель может натренировать свой класс в решении задач теста интеллекта. Предварительная тренировка или подготовка, скорее всего, повысит тестовые показатели, никоим образом не повлияв на более широкую область поведения, которую тестом пытаются проверить. При таких условиях валидность теста как средства прогноза снижается.
Валидность всякой процедуры измерения состоит в однозначности (устойчивости) поручаемых результатов относительно измеряемых свойств объектов, т. е. относительно предметов измерения [Общая психодиагностика, 1987]. Как указывает В. М. Мельников, валидность и надежность — связанные понятия. В истории известны случаи, когда тесты, признанные инвалидными для измерения одних свойств, оказывались валидными для других. Значит, надежность является необходимым условием валидности. Ненадежный тест не может быть валидным, и, наоборот, валидный тест всегда надежен. Надежность теста не может быть меньше его валидности; в свою очередь, валидность не может превышать надежность [Мельников, Ямпольский, 1985].
В современной психометрике выделяются три основных вида валидности:
- 1) содержательная (логическая);
- 2) эмпирическая;
- 3) конструктная.