Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Волевая активность в подростковом возрасте, ее развитие и коррекция

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большинство авторов рассматривают волевую активность как способность человека к выбору цели деятельности и внутренних усилий, необходимых для ее осуществления, как способность властвовать над собой, сознательно регулировать свое поведение, творчески решать стоящие задачи. Ф В научной литературе достаточно широко рассмотрен вопрос о содержании волевой активности, формах волевой активности и другие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема волевой активности личности в психолого-педагогической литературе
    • 1. 1. Теории воли и волевой активности личности
    • 1. 2. Форма волевой активности как ее процессуальная характеристика
    • 1. 3. Развитие волевой активности в детском и подростковом возрасте
  • Выводы
  • Глава II. Исследование уровней функционирования и компонентной структуры волевых качеств
    • 2. 1. База, методы и процедура исследования
    • 2. 2. Индивидуальное восприятие качеств учащимися и студентами, характеризующих волевую активность личности
    • 2. 3. Содержание структурных компонентов волевых качеств (инициативности, самостоятельности, решительности, настойчивости)
  • Выводы
  • Глава III. Взаимодействие компонентов волевой активности и основные направления ее коррекции в подростковом возрасте
    • 3. 1. Оптимальный уровень волевой активности у подростков
    • 3. 2. Особенности волевой активности у подростков
    • 3. 3. Коррекция волевой активности у подростков
  • Выводы

Волевая активность в подростковом возрасте, ее развитие и коррекция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Проблема воли и волевой активности всегда была актуальной в психологии. Она так или иначе решалась представителями разных психологических теорий и направлений. В отечественной психологии эта проблема достаточно широко исследована А. Ф. Лазурским, C.JI. Рубинштейном, В. И. Селивановым, Н. Д. Левитовым, А. И. Высоцким, В. А. Иванниковым, Е. П. Ильиным и др. Особо следует отметить школу В. И. Селиванова, в которой воля с самого начала изучения рассматривалась как самостоятельный психический процесс, как сложное многокомпонентное образование.

Большинство авторов рассматривают волевую активность как способность человека к выбору цели деятельности и внутренних усилий, необходимых для ее осуществления, как способность властвовать над собой, сознательно регулировать свое поведение, творчески решать стоящие задачи. Ф В научной литературе достаточно широко рассмотрен вопрос о содержании волевой активности, формах волевой активности и другие вопросы. Так, В. И. Селиванов выделяет в структуре волевой активности содержание и форму. Содержательная сторона включает направленность личности, доминирующие установки, убеждения, нравственные чувства и интересы, совокупность мотивов волевых действий и поступков, которые определяют направление волевой активности. Форма волевой активности определяется волевыми состояниями, волевыми процессами и волевыми свойствами личности, т. е. теми психическими процессами, которые участвуют в осуществлении деятельности и представляют собой своеобразные способы осуществления мотивов и целей деятельности.

Известно, что волевая активность в значительной степени определяется теми качествами личности, которые лежат в ее основе. К их числу отно-&diamsсятся инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость.

Указанные качества традиционно принято называть волевыми качествами личности. В работах многих авторов (А.Ф. Лазурский, C. JL Рубинштейн, К. Н. Корнилов, В. А. Крутецкий, Е. П. Щербаков и др.) дается характеристика этих качеств, делается попытка их классификации и определения роли в различных видах деятельности. Однако анализу содержательной стороны волевых качеств в научной литературе уделялось значительно меньше внимания. Так, в частности, недостаточно исследована компонентная структура волевых качеств, уровень их функционального проявления и другие особенности. Между тем, изучение именно этих аспектов проблемы воли может дать основу для организации педагогически и психологически обоснованного формирования волевой активности и ее влияния на успешность учебной деятельности подростков, их успеваемость и самостоятельность при выполнении учебно-познавательных задач. Изложенные соображения и обусловили выбор темы данной работы.

Цель исследования — изучить компонентную структуру волевых качеств, уровень их проявления и определить основные направления коррек-ционной работы по развитию волевой активности в подростковом возрасте.

Объект исследования — волевая активность личности.

Предмет исследования — структура и уровни развития волевых качеств личности, определяющих волевую активность в старшем подростковом возрасте.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил выдвинуть следующую гипотезу. Мы исходили из допущения, что качества личности, определяющие волевую активность, включают в себя три основных структурных компонента — моторный, эмоционально-мотивационный и социально-личностный. Эти компоненты могут иметь разную степень выраженности (оптимальную, гиперактивную, гипоактивную), что необходимо учитывать как при проведении диагностики волевой активности, так и при организации коррекционной работы с подростками.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть основные теоретические подходы к изучению проблемы воли и волевой активности личности;

2) выявить особенности компонентной структуры основных волевых качеств и степень их выраженности в подростковом возрасте;

3) изучить взаимодействие основных компонентов волевой активности и определить основные направления ее коррекции у подростков.

Методологической основой исследования явились основные теоретические положения, сформулированные в трудах отечественных психологов: принцип анализа по единицам Л. С. Выготского, принцип деятельно-стного подхода А. Н. Леонтьева, принцип единства биологического и социального в поведении человекаконцепции отечественных физиологов М. И. Сеченова и И. П. Павлова о физиологической природе произвольных действий. Мы также опирались на некоторые теоретические положения, сформулированные в работах В. И. Селиванова, А. И. Высоцкого, В. А. Иванникова, Е. П. Ильина и других психологов по проблемам воли и волевой активности.

Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов сбора эмпирического материала: наблюдение, опросник структуры темперамента В. М. Русалова, репертуарные решетки Келли, метод исследования самооценки Дембо-Рубинштейна, 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, методы анкетирования и беседы, метод экспертных оценок. При проведении психологической диагностики использовалась также разработанная нами методика «Исследование волевых качеств личности», позволяющая выявлять степень выраженности основных волевых качеств. При обработке результатов исследования применялись методы математической статистики.

База и этапы исследования. Работа проводилось в 1996;2002 г. г. в три этапа. На первом этапе был выполнен теоретический обзор литературы по теме исследования, подбирался и апробировался блок методик изучения, уточнялась схема экспериментального исследования. В ходе второго этапа изучались уровни выраженности и компонентное содержание волевых качеств инициативности, самостоятельности, решительности и настойчивости. На третьем этапе изучались особенности волевых качеств у подростков и определялись основные направления коррекционной работы.

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 75 г. Иркутска. В исследовании приняли участие 154 учащихся школы.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, репрезентативной выборкой испытуемых, применением методов математической статистики, факторного и корреляционного анализов.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в следующем:

1. При рассмотрении основных волевых качеств личности впервые применен компонентный подход к анализу их структуры.

2. Определено семантическое содержание понятий, обозначающих волевые качества, и на основе корреляционного анализа построены индивидуальные конструкты этих качеств.

3. Выявлены три уровня выраженности основных волевых качеств, обозначенных понятиями оптимальный, гиперактивный, гипоактивный.

4. Установлены особенности взаимодействия компонентов в структуре каждого волевого качества и составлена функциональная модель волевого поведения.

Результаты исследования уточняют теоретические представления о структуре и содержании качеств личности, лежащих в основе волевой активности.

Практическая ценность исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практической работе школьных психологов, в процессе профессиональной подготовки выпускников факультетов психологии, в лекционных курсах и на практических занятиях по общей и педагогической психологии, при проведении психодиагностики. На основе полученных данных разработана авторская методика «Исследование волевых качеств личности», которая применяется работниками школьных психологических служб.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

1. Каждое волевое качество личности включает в себя три основных компонента: моторный, эмоционально-мотивационный и социально-личностный. Активность учащихся-подростков в учебной деятельности определяется степенью сформированности названных структурных компонентов.

2. Основные волевые качества характеризуются тремя функциональными уровнями выраженности: оптимальным, гиперактивным и гипоак-тивным. Учебная активность подростков успешно реализуется только в условиях оптимального уровня выраженности. Гиперактивность и гипоак-тивность снижают результативность волевого действия и оказывают негативное влияние на успеваемость, постановку и достижение учебно-познавательных целей.

3. Взаимодействие основных структурных компонентов внутри каждого из волевых качеств имеет свои особенности, которые нашли отражение в разработанной нами функциональной модели. Эта модель позволяет выделять ведущие и вспомогательные для каждого качества структурные компоненты волевой активности, а также определять основные направления коррекционной работы с подростками.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертаци-' онного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры общей и педагогической психологии Иркутского государственного педагогического университета, на региональной научно — практической конференции «Психолого-педагогические особенности образовательного процесса в инновационных учебных заведениях» (Иркутск, 1996), на научнопрактической конференции «Лицей будущего» (Иркутск, 2000), на научно — практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот: теория, практика и проблемы» (Иркутск, 2001), на ежегодных конференциях Иркутского государственного педагогического университета по итогам научно-исследовательской работы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 136 источников, и приложения. В тексте диссертации имеются 17 рисунков и 12 таблиц. Общий объем работы составляет 134 страницы.

Выводы.

1. На основании факторного и корреляционного анализа было доказано, что основные волевые качества функционируют не изолированно, а при определенном взаимодействии, образуя несколько подсистем. Вступая в различные отношения между собой, волевые качества интенсивно взаимодействуют. Каждое волевое качество выполняет в волевой активности функции, определяемые его ведущим компонентом. В этой сложной системе волевые качества смелый, решительный выполняют регулятивные функции, влияя на время выполнения и стиль регулирования волевым актом. Завершение волевого акта, успешная реализация запланированного входит в функции волевого качества настойчивость.

2. Каждый блок модели может иметь три уровня активности: гиперактивный, оптимальный, гипоактивный. При гиперактивности характеристики ведущего компонента структуры волевого качества определяют неэффективные стили волевого поведения. Гиперактивный уровень волевых качеств инициативности, самостоятельности формируется при качеств инициативности, самостоятельности формируется при нарушении ведущих компонентов (моторного, коммуникативного). Уровень гиперактивности волевого качества настойчивости формируется при нарушении социально-личностного компонента этого качества.

3. Анализ соотношений уровней активности основных волевых качеств указывает на тенденцию к проявлению гиперактивного уровня качеств инициативности, самостоятельности и настойчивости. Анализ соотношений уровней активности волевых качеств учащихся позволил выделить подростковый возраст как наиболее неустойчивый, лабильный в проявлении волевой активности, где наиболее подвержены изменениям оказались волевые качества инициативность, самостоятельность и настойчивость, указывая на их интенсивное формирование. Исследования волевых качеств инициативность, самостоятельность, настойчивость показывают, что повышение активности этих качеств являются возрастными особенностями подростков. После 15−16 лет отмечается преобладание в волевом поведении проявлений оптимального уровня активности основных волевых качеств.

4. Система психологических мер, направленных на достижение оптимального уровня волевой активности личности позволила повысить качество успеваемости и повлиять на формирование воли у подростков. Коррекция волевой активности подростков эффективна при комплексном воздействии, когда влияние направлено на мотивационную, эмоциональную и коммуникативную сферы. Не эффективны коррекционные воздействия при гипоактивном уровне волевого качества.

Среди факторов, влияющих на эффективную реализацию волевой активности подростков, отмечаем такие как сформированность мотивационной сферы, стиль детско-родительских отношений, гармоничное развитие личности (личностных свойств), причем определяющим фактором является воспитание в семье.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение волевой активности подростков исследовалось на основании собственных характеристик волевого поведения. Такими качествами являлись инициативность, самостоятельность, настойчивость, упорство, смелость, решительность осторожность и др.

Выделенные качества были теоретически сгруппированы в пятиступенчатые шкалы, отражающие разные уровни активности волевого качества (высокий, средний, низкий). Теоретическая группировка шкал была доказана экспериментально в процессе статистической обработки и соотнесена с тремя уровнями активности, где средний уровень соответствовал оптимальной активности. Результаты были оформлены в экспериментальную методику «Исследования волевых качеств», которая позволяла определять уровни интенсивности функционирования волевых качеств инициативности, самостоятельности, решительности и настойчивости. Уровень Ф «оптимальной активности» соответствовал 4−7 стен, сопровождался оцениванием качеств, находящихся в синонимичных отношениях. Высокий уровень активности волевого качества диагностировался при 10−8 стен. Низкий уровень активности (1−3 стен) соответствовал оцениванием себя противоречивыми характеристиками, прилагательными — антонимами.

Анализ индивидуальных конструктов волевых качеств позволил уточнить их психологическое содержание, указал на нетождественность волевых качеств инициативности и самостоятельности, решительности и смелости, упорства и настойчивости.

Основные волевые качества были рассмотрены с точки зрения их многокомпонентной структуры, включающей следующие компоненты: моторный, эмоциональн-мотивационный и социально-личностный.

Гипотеза нашего исследования была подтверждена на основании кор-ц реляционного и факторного анализа. Для каждого волевого качества определялось содержание по компонентам анализа. Во-первых, все параметры компонентов имели зависимость с волевыми качествами, доказывая, что в структуре волевых качеств инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость могут быть выделены ведущие компоненты, определяющие специфические функции в волевом поведении.

Начало, детерминация волевой активности определена функциями инициативности как побуждение к двигательной, интеллектуальной активности, включающую и мотивационную составляющую. Инициативность детерминирует волевую активность. Волевое качество инициативность обусловлена мотивационной и двигательной сферой. Ведущими в волевом качестве самостоятельность являлись социально-личностный, эмоциональный компоненты, характеризуя коммуникативные функции качества, возможность принимать и оценивать постороннюю помощь. На проявление волевого качества настойчивость влияют мотивационный и социально-личностный компонент. Анализ структуры волевого качества настойчивость указывает на возможность его формирования в более позднем периоде возрастного развития.

Нами была построена функциональная модель волевого поведения, в которой основные волевые качества функционируют не изолированно, а при определенном взаимодействии, образуя несколько подсистем. Эти характеристики позволили построить функциональную модель волевого поведения учащихся. В модели было выделено три основных функциональных блока, составляющие активность волевых качеств инициативность, самостоятельность, настойчивость и упорство, а также вспомогательные взаимодействия, влияющие на временной диапазон реализации волевого акта.

Первый блок образован парой волевых качеств инициативный и самостоятельный. Влияние ведущего эмоционального компонента качества самостоятельность определяет его зависимость в модели от качеств смелый, решительный, осторожный. Поэтому первый блок проявляется при сформированной мотивационной, эмоционально-коммуникативной сфер. Второй блок образован парой волевых качеств настойчивость и самостоятельность. Качества смелость, решительность выполняют вспомогательные функции. Третий блок образован волевыми качествами инициативный и упорный. Так как качество упорный не было включено в компонентный анализ, то функции этого качества не были уточнены. Таким образом, функциональная модель доказывает во-первых, системное взаимодействие волевых качеств в волевом акте, и во-вторых возможность циклического характера волевого акта, где основные функции выполняют качества инициативность, настойчивость, упорство.

Анализ уровней волевой активности на выборке подростков выявил преобладание уровня гиперактивности волевых качеств инициативности, самостоятельности и настойчивости. Эта высокая активность сопровождалась рядом особенностей. После 12 лет начинает повышаться активность самостоятельности, до 15 лет активность волевых качеств инициативности и настойчивости. Неустойчивость и лабильность при исследовании волевого качества инициативность, самостоятельность, настойчивость свидетельствует о сенситивном периоде развития волевых качеств в старшем подростковом возрасте. Анализ стабильности и гармоничности самооценок свидетельствует о том, после 15−16 лет волевые свойства сформированы.

В процессе исследования были определены психологические факторы, влияющие на развитие волевых качеств в подростковом возрасте: эмоциональное благополучие в семье, стиль детско-родительских отношений, мотивационная сфера и характерологические особенности. В этом возрасте стиль волевого поведения, зависит от личностных (внутренних) и внешних факторов (условия обучения, эмоциональных отношений в семье). Особое влияние на проявления волевой активности оказывает такой фактор как воспитание в семье. Учителя, организация самого учебного процесса оказывает наименьшее влияние на формирование и коррекцию воли, волевых свойств учащихся.

Итак, поставленные задачи диссертационного исследования были решены. Основные волевые качества рассматривались с точки зрения их компонентного строения, были выделены особенности волевого поведения в подростковом возрасте, условия развития волевых качеств и возможности их коррекции.

Теоретической значимостью исследования являлось уточнение психологического содержания волевых качеств инициативности, самостоятельности, решительности, смелости, настойчивости, упорства, а также их систематизация по признаку выраженности уровней активности.

Практической значимостью явилось создание экспериментальной методики «Исследование волевых качеств», Методика «ИВК» применяется педагогами-психологами в диагностике работоспособности волевых качеств инициативности, самостоятельности, решительности и настойчивости. В процессе создания методики «Исследование волевых качеств» были проведены основные психодиагностические процедуры валидизации, надежности и стандартизации. Критерий валидности по содержанию устанавливался на основе коэффициентов корреляции факторов опросника Кеттелла. Установление эмпирической валидности проводилось методом экспертного оценивания у испытуемых уровня развития волевых качеств родителями и учителем.

Методика «Исследование волевых качеств» может быть использована в теоретических и экспериментальных исследованиях волевого поведения детей и подростков.

Волевая активность личности может быть проанализирована не только в рамках волевых качеств инициативности, самостоятельности, решительности, настойчивости, но и возможно другими волевыми качествами. Этот вопрос может явиться основой для дальнейшей теоретической разработки проблемы волевой активности личности. Также не решенным является вопрос о механизмах формирования волевого поведения учащихся в процессе учебной деятельности (как школьников, так и студентов).

ГЛОССАРИЙ.

Активность — свойство всего живого, деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире. Направлена на реализацию родовой программы, активность элементов — несет индивидуальную изменчивость. Активность — понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов — раздражителей.

Активность личности — имеет тенденции сохранения и изменения социальных систем, является условием развития личности человека, овладения общественно — историческим опытомактивность личности проявляется в психологической регуляции деятельности, в ее сознательных, избирательных действиях.

Личность — это социально активный, конкретный, живой человек, вступающий в социально-экономические, политические, идеологические сферы отношений с другими людьми. Личность — интегративное образование, носящее на себе типическое, характерное для того общества, в котором живет, так как развивается (формируется и совершенствуется) под влиянием общения, требований жизни, обучения и воспитания.

Личность в тоже самое время и носитель индивидуальности как порождение его собственной активности и порождение той узкой социальной среды, в которой непосредственно живет и общается.

Волевая активность личности — динамическая характеристика личности. Проявляется в социальной активности, в значимой для личности деятельности. Осуществляет обеспечение достижения поставленных целей совокупностью волевых свойств личности.

Воля — способность к выбору цели деятельности, сознательном регулировании своего поведения, в творческом решении стоящих задач, используя внутренние усилия для их осуществления.

Поведение — присущее живым существам взаимодействие, опосредствованное окружающей их средой, а также внешней и внутренней психической активностью. Фактами поведения являются движения, действия, поступки.

Поведение человека — внешние проявления психической деятельности человека, система сознательных действий или поступков.

Волевое поведение личности — система волевых поступков, комплекс волевых актов, волевых действий, зависящих от целей, мотивов, потребностей человека, от его личностных смыслов, ценностных ориентировок и т. д.

Произвольные действия — намеренные, планомерные и осознанные действия, осуществляющие контроль и регуляцию.

Волевое действие — действие, сознательно принятое, осуществляемое по собственному решению человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Структура импульсивного и рефлексивно-волевого стилей действования. Журн. Вопр. психол. 1988, № 3. с. 132 — 138.
  2. Р.И. О возрастной и типологической структуре свойств темперамента в подростковом возрасте. Сборник Экспериментальные исследования личности и темперамента./ Под ред. B.C. Мерлина. Пермь, 1971. С.45−70.
  3. А. Психологическое тестирование. — СПб, Питер, 2001.686 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. — СПб, Питер, 2002. -288 с.
  5. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М., 1968.
  6. Ю.А. Взаимосвязь воли и психических состояний у старших школьников. Автореферат канд. диссертации. Ярославль, 1972.
  7. А.Г. Психология личности. М., Смысл, 2002.-416 с.
  8. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. — Воронеж, 1996. С.73−96.
  9. М.Я. Избранные психологические произведения. М., Педагогика, 1975.
  10. А.А. Психология о личности. М., 1988.
  11. А.А., Кричевский Р. А. Общение и формирование личности школьника. М., 1987.
  12. А.А., Мельников В. М. Анализ тематики диссертационных исследований, защищенных в 1976 1981 г.г. / Вопр. Психол. 1982. № 3.
  13. Божович Л. И Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.
  14. Л.И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Психологическое изучение произвольного поведения. Вопр. Психол., 1976, № 4.
  15. Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., Знание, 1979. С.68−69.
  16. Л.И. Проблемы формирования личности. М., НПО «МО-ДЭК», 1995.-352 с.
  17. И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе. Психол. журн. Т. 19, № 4,1998. С. 27−40.
  18. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. — СП б, Питер Ком, 1999.-528 с.
  19. А. Психическое развитие ребенка. -М., 1967.
  20. Вопросы теории темперамента. Под ред. Мерлина B.C. Пермь, 1974. С.87−109.
  21. Л.С. Собр. Соч. В 6 т. Т. 2. М., 1982.
  22. А.И. Характеристика процесса самовоспитания у подростков // Учен. Зап. РГПИ. Т. 59. Проблемы формирования личности и волевой процесс. Рязань, 1968.
  23. А.И. О некоторых особенностях воли младшего школьника // Материалы 3-й научной конференции по проблемам психологии воли РГПИ. Рязань, 1970.
  24. А.И. К развитию настойчивости у подростков. Рязань, 1974.
  25. А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения Челябинск, 1979. С.26−33.
  26. .А. Творческий путь B.C. Мерлина как процесс создания учения об интегральной индивидуальности. Псих. Журн. 1998, Т. 19, № 1, С. 54−61.
  27. В.А. К характеристике процесса развития организованности как качества личности школьника. Журн. Вопр. психол. № 5, 1972, С. 112- 120.
  28. У. Психология.- М., Педагогика, 1991. С.313−330.
  29. Н.Ф. Об определении и качествах воли. Материалы конференции. Рязань, 1964.
  30. ЗО.Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960. 31.3ейгарник Б. В. Теория личности К. Левина — М., Моск. Ун-т, 1981.118 с.
  31. В.А. К сущности волевого поведения. Психол. Журн.1985. Т. 6. № 3.
  32. В.А. Формирование побуждения к действию. Журн. Вопр. психол. 1985. № 3.
  33. В.А., Эйдман Е. В. Количественная оценка волевого усилия при напряженной физической работе. Журн. Вопр. психол. № 5,1986. С. 132−141.
  34. В.А., Эйдман Е. В. Структура волевых качеств по данным самооценки. Психол. журнал. — 1990. -№ 3. С. 39 — 49.
  35. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции -М., Моск. Ун., 1991.
  36. Е.И. Вопросы психологии личности М., 1960. С.38−43.
  37. Е.П. Связь волевых качеств с индивидуальным стелем деятельности. / Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 1986.
  38. Е.П. Психология воли. СП/б, «Питер», 2000.-288 с.
  39. История становления и развития экспериментально психологических исследований в России. / Под ред. Б. Ф. Ломова. — М., Наука, 1990.
  40. В.К. Классификация волевых качеств // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1983.
  41. В.К. На путях построения теории воли Психол. журн. 1989. Т. 10, № 2. С. 46−55.
  42. А.Д. Очерки социальной психологии. Иркутск, ГУ, Бур. ГУ 1998.-325 с.
  43. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. М., 1982.
  44. А.Г. Воля и ее воспитание Симферополь, Крымиздат, 1949.
  45. А.Г. Психология личности М., Просвещение, 1965.
  46. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. I. Характер. Сп/б, Ленингр. Ун-т, 1957.
  47. А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. Минск, Нар. асвета, 1974.-144 с.
  48. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности. Психол. журн. 1987, Том 8, № 4. С.126−137.
  49. Кон И. С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989.255 с.
  50. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М, 1980.
  51. Т.С. Волевая активность (параметр «настойчивость») и ее формально-динамическая сторона. Свердловск, 1987.
  52. К.Н. Воля и ее воспитание М., Знание, 1957.
  53. В.А. Воспитание воли. М., 1957.
  54. А.Ф. Очерк науки о характерах М., Наука, 1995.
  55. Н.Н. Психический мир. / Под ред. М. Г. Ярошевского М., 1996.
  56. Н.Г. О структуре характера. Вопр. псих. № 3, 1970. С.51−56.
  57. В. Искусство быть собой. М., Знание, 1991.-256 с.
  58. К. Теория поля в социальных науках. СПб, Сенсор, 2000.368 с.
  59. Н.Д. Вопросы психологии характера М., Изд. Ак. Пед. Наук РСФСР, 1952.
  60. Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять М., Изд. Ак. Пед. Наук РСФСР, 1961.
  61. Н.Д. Проблема характера в современной психологии. -Вопр. пс. № 5, 1970. С. 11−22.
  62. Н.Д. Психическое состояние агрессии. Вопр. псих. № 6, 1972, С.-168−173.
  63. Н.Д. Психология старшего школьника М., 1955.
  64. Н.С. Возрастная одаренность школьников.-М., 2000.-320 с.
  65. В.Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск, Новосибирский гос. Пед. Ин-т, 1992.
  66. А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.
  67. М.Р. Словарь антонимов русского языка М., Рус. Яз., 1988.-384 с.
  68. М.А., Эйдман Е. В., Иванников В. А. Проблема воли в зарубежной психологии. Вопр. психол. № 3, 1988, С. 145- 152.
  69. В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека. Журн. Вопр. Психол. № 3,1994. С. 144 — 149.
  70. Е.С., Рапопорт И. А. Соотношение памяти и волевых качеств личности Журн. Вопр. психол. № 1, 1980. С. 125−129.
  71. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
  72. М.А. Воспитание инициативности как черты характера. Ж. Вопр. психол. 1956, № 5. С. 78−86.
  73. B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 1959.
  74. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.
  75. Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., Прогресс, 1965.
  76. Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности. Журн. Вопр. пс. 1988, № 3. С.71−78.
  77. В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов. Журн. Вопр. психол. № 6, 1997. С. 30−38.
  78. В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности. Ж. Вопр. пс. 1991, № 1. С. 121−127.
  79. В.Д. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1990.
  80. Г. С. Самоконтроль человека. СП/б, Ленинградский ун-т, 1989.-192 с.
  81. В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси, Мецниереба, 1989.
  82. Л.Ф. Детская психология. М., Тривола, 1995.-360 с.
  83. С.И. Словарь русского языка. М., Рус. яз., 1985.-797 с.
  84. А.К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализации обучения. Журн. Вопр. психол. № 3, 1998. С. 136- 148.
  85. А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. — М., 1986.
  86. А.К. Диагностика самостоятельности учащихся в школе и СПТУ. Методическое пособие для практических психологов. Иваново, 1991.
  87. А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся. Журн. Вопр. психол. № 1−2,1992. С. 52−59.
  88. А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся. Журн. Вопр. психол. № 3, 1994. С. 61 — 68.
  89. В.А. Индивидуально-типические особенности обучаемости младших школьников в норме и при отклонениях в развитии. — Иркутск, 1979. С. 19−54.
  90. В.Ф. Психосемантика сознания. М., Моск. Ун-т, 1988.208 с.
  91. В.Ф. Психосемантические исследования мотивации. -Журн. Вопр. психол. № 3, 1983. С. 29 39.
  92. К.К. Оценка свойств личности методом полярных баллов при психодиагностике. В сборнике «Проблемы оценивания в психологии» под ред. Л. П. Доблаева. Саратов, 1984. С.5−10.
  93. Практические занятия по психологии. / Под ред. Д. Я. Богдановой, И. П. Волкова. -М., 1989.
  94. Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. / Под ред. В. М. Русалова, Э. А. Голубевой. М., 1980.
  95. А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. -М., Физкультура и спорт, 1969. С.70−72
  96. А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованиям в спорте. СПб, 1973.
  97. А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте. В кн. Психология и современный спорт. -М., 1973.
  98. А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. -СПб, 1977.
  99. Н.П. Исследование эмоционально-волевой устойчивости в условиях значимой деятельности. Психол. Журн. 1981, Том 2 № 5, С.92−99.
  100. С.Л. Основы общей психологии М., Питер, 1989.720 с.
  101. П.А. Проблемы психологии спорта. — М., 1960.
  102. П.А. Психология и современный спорт. — М., 1973.
  103. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий М., Наука, 1979.-Усл.печ.л. 18,5.
  104. В.М. Опросник структуры темперамента. Методическое пособие. М., Смысл, 1992.-36 с.
  105. Юб.Селиванов В. И. Воспитание воли школьника. М., Просвещение, РСФСР, 1949.
  106. Ю7.Селиванов В. И. Воспитание воли школьника. М., Просвещение, РСФСР, 1954.
  107. В.И. О побудительных силах поведения личности // Вопр. Психол. 1957. № 3.
  108. В.И. Воспитание воли в процессе соединения обучения с производительным трудом. М., Профтехиздат, 1960. С.20−21.
  109. Ю.Селиванов В. И. Проблема воли в советской психологии. /Вопр. психологии. 1964. № 1. С. 83−93.
  110. Ш. Селиванов В. И. К вопросу о понятии воли в психологии // Учен. Зап. РГПИ т. 59. Проблемы формирования личности и волевой процесс. -Рязань, 1968.
  111. В.И. Вопросы психологии личности. Рязань, 1973.
  112. В.И. Проблемы психологии воли. Рязань, 1974.
  113. В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974.
  114. В.И. Воля и ее воспитание. М., Знание, 1976.
  115. Пб.Селиванов В. И. Волевая регуляция активности личности // Психол. Журн. 1982. т.З. № 4.
  116. И.М. Рефлексы головного мозга. /Физиология нервной системы. М., Ак. Наук РСФСР, 1952. С.52−54.
  117. И.М. Кому и как разрабатывать психологию? /Физиология нервной системы. М., Ак. Наук РСФСР, 1952. С. 172−255.
  118. JI.B. Волевая организация личности и ее влияние на процесс адаптации детей к обучению. Канд.диссертация.-Иркутск, 1998.-147 с.
  119. А.А. Избранные психологические труды. В 2-х т./ Под ред. Б. Ф. Ломова -М., Педагогика, 1987.
  120. Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе. Журн. Вопр. психол. № 3, 1990, С. 49−58.
  121. И.В. Психология характера. Саратов, 1970.
  122. Г. В. Основы математической статистики для психологов. СП/б, 1998.
  123. Д.Н. Психологические исследования. М., Наука, 1966.
  124. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности.-М., 1987.
  125. И.И. О психологических предпосылках самовоспитания. Психол. журн. Т. 1, 1980, С. 64 — 71.
  126. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., Наука, 1977.
  127. Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М., Прогресс, 1967.
  128. Ш. Н. К вопросу о воле подростка. Журн. Вопр. Психол., 1963, № 2.
  129. Й. Диагностика психического развития. Прага, Ави-ценум, 1978.-338 с.
  130. Э.Г. Исследование волевых качеств. Методические рекомендации. Иркутск, 2001. 1 п.л.
  131. Е.П. Функциональная структура воли. Омск, 1990. Усл. П.л. 16,8.
  132. А.Г., Похилько В. И. Экспериментальный подход к построению базисного семантического словаря личностных черт. / Вест. Моск. Ун-та Сер. 14. Психология.1985. № 3. С. 3−11.
  133. B.C. Индивидуальные различия в саморегуляции и обучаемость. Журн. Вопр. психол. 1974, № 4. С.84−95.
  134. B.C. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М., Знание, 1986.
  135. B.JI. Активность (характеристики и развитие). М., Воронеж, Изд. НПО «МОДЭК», 2000. С. 448.
  136. С.И. Интерес, внимание и воля. В сб. Проблемы психологии воли, /под ред. Селиванова В. И Рязань, 1974. С.23−25.
  137. П.М. Вопросы психологии личности и эмоциональная сфера человека. В сб. Вопросы психологии личности /под ред. Е. И. Игнатьева. М., 1960. С. 63 — 71.
Заполнить форму текущей работой