Игры на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста
Давайте заглянем в «Бюро находок» и посмотрим, чьи перья попали в бюро находок. Перо воробья — …Чье перо попало в бюро? — (воробьиное перо). Перо соловья … Чье перо? — (соловьиное). Перо вороны… чье перо? — (воронье). Перо журавля… чье перо ?- журавлиное и т. д. Дидактическая игра «Веселый поваренок». Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по теме «Продукты питания. Закрепление… Читать ещё >
Игры на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словарного запаса не соответствует возрастным показателям, а его овладение является важным условием умственного развития.
Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.
Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошкольника с общим недоразвитием речи будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра. Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря.
Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Обучающие игры-занятия помогут ребенку подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.
Дидактическая игра «Загадочный шар». Цель: активизация и расширение словарного запаса детей путем многозначности слов. Составление простого описания предмета. Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.
Развитие словесно-логического мышления через загадывание загадок.
Описание игры: Вариант 1.
Ребята, сегодня на занятие пришел Незнайка. Он очень любит путешествовать на воздушном шаре. Шар бывает разный. Воздушный шар — он сделан из резины. Значит он какой? — …Это игрушка, им играют дети. А какой еще шар вы знаете? Окошко откроется лишь тогда, когда вы угадаете, какой еще может быть шар, обозначающий другой предмет. Как называется наша планета? — (Земля). Солнечную планету можно назвать …- СОЛНЕЧНЫЙ ШАР. Спортсмены играют в теннис. Чем они играют? … ТЕННИСНЫЙ ШАР. Чем украшают елку на Новый Год? … ЁЛОЧНЫЙ ШАР. На клумбе зацвел красивый цветок, он желтого цвета и называется он…. ЗОЛОТОЙ ШАР
Дидактическая игра «Бюро находок». Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по темам: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы». Образование существительных с уменьшительными суффиксами.
Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.
Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имён существительных в родительном падеже, в единственном и множественном числе, глаголов настоящего времени и прошедшего времени.
Описание игры: Вариант 1.
Умная птица, извольте спуститься. Вы потеряли перо.
На желтой аллее, где клены алеют Ждет вас находка в «Бюро».
Давайте заглянем в «Бюро находок» и посмотрим, чьи перья попали в бюро находок. Перо воробья — …Чье перо попало в бюро? — (воробьиное перо). Перо соловья … Чье перо? — (соловьиное). Перо вороны… чье перо? — (воронье). Перо журавля… чье перо ?- журавлиное и т. д.
Вариант 2.
- 1. Назови ласково птиц. Соловейсоловушка, воробейворобышек, ворона — воронушка, журавльжуравушка, журавлик и т. д.
- 2. Давай назовем птиц, когда она одна и когда их много.
Один соловеймного соловьев, одна воронамного ворон, один журавльмного журавлей и т. д.
3. Поиграем с птицами. Что делает птица? -…(летает птицаулетела птицаприлетит птица весной и т. д.)
Вариант 3.
В «Бюро находок» пришли дети, которые потеряли свою рукавицу, носок, шапочку. Помогите им найти свою рукавицу, свой носок, свою шапочку.
Дидактическая игра «Веселый поваренок». Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по теме «Продукты питания. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.
Описание игры:
Вариант 1: Мама готовила завтрак. Она варила любимую кашу для своей доченьки (сыночка). Каша получилась очень вкусная.
«Мама каши наварила Доченька послушала И всю кашку… скушала!».
Отгадайте, из какой крупы мама сварила кашу? Какая получилась каша, если ее приготовили из манки, гречки, риса, пшена и т. д.
Вариант 2: Мама пришла с работы и очень устала. Папа и дочка, (сынок) решили приготовить ужин. Вскипятили молоко и положили крупу. Вкусная получилась каша. Какую кашу будет кушать мама и вся семья? -… Каша из манки — манная; из риса — рисовая, из гречки -…; из пшена — …
словарный дошкольник речь мышление.