Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Содержание и структура учебного курса «Основы курортного дела» в профессиональной подготовке студентов туристского вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определена структура учебного курса «Основы курортного дела», обеспечивающая целостность процесса обучения и включающая следующие компоненты: информационно-познавательный — направленный на изучение основ предпринимательства, запросов и практики курортного дела и требований к профессиональному менеджерскому образованию, дающее знания основных разделов экономической и управленческой деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • 13. 00. 08. — теория и методика профессионального образования
  • Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор Чепик В. Д. г. Сходня, Московская обл. 2003 год
    • Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ РАЗВИТИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Сущность (понятие, цели, задачи) курортного дела и его организация в новых социально — экономических условиях
    • 1. 2. Исследование содержания, форм и методов процессов обучения основам курортного дела
    • 1. 3. Анализ факторов, определяющих роль и место курса «Основы курортного дела» в системе профессионального туристского образования и его взаимосвязь с предпринимательской деятельностью
  • Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ, ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛАМ КУРСА «ОСНОВЫ КУРОРТНОГО ДЕЛА» КАК ЭЛЕМЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Разработка структуры и содержания профессионального образования по курсу «Основы курортного дела»
    • 2. 2. Исследование эффективности методов и форм модели обучения разделам курса «Основы курортного дела»
    • 2. 3. Экспериментальная апробация курса «Основы курортного дела» как элемента профессионального туристского образования
  • Содержание и структура учебного курса «Основы курортного дела» в профессиональной подготовке студентов туристского вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность исследования. Безусловным достижением отечественного курортного дела стало формирование на базе использования природных лечебных ресурсов самого развитого в мире санаторно-курортного комплекса. Созданные в прошлые десятилетия структуры курортного дела не имели аналогов в мировой практике. Курортное дело было включено в систему «поликлиника — больница — санаторий» и выполняло общенациональные функции по профилактике заболеваний, лечению на ранних стадиях, реабилитации и оздоровлению всех категорий населения. Государство осуществляло единую политику развития санаторно-курортной отрасли, рассчитанную на массового потребителя, используя при этом планово-распределительный метод реализации путевок на санаторно-курортное лечение и отдых, оплаченных полностью или частично за счет средств Фонда социального страхования.

    Переход к рыночным отношениям происшедший в нашей стране в 90-е годы 20 века привел к коренным изменениям в курортном комплексе. Резкое изменение условий хозяйствования в стране поставило неотложные проблемы перед санаторно-курортной отраслью. В феврале 1995 года был принят Федеральный Закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», который определил, что «природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации». Однако, в последние годы финансирование государством курортного комплекса через централизованную закупку путевок сокращалось, а с 1 января 2003 года финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления работников, членов их семей и участников Великой Отечественной войны вообще прекращено.

    Практически не была выполнена и принятая Правительством в 1996 году Федеральная целевая программа «Развитие курортов Федерального значения», в соответствии с которой «в целях сохранения и дальнейшего развития современного высокоэффективного и конкурентноспособного санаторно-курортного комплекса» должно было предусматриваться на ее реализацию ежегодное выделение средств при разработке проекта Федерального бюджета.

    Это вынудило курорты, не имея опыта, искать рынок сбыта своей продукции самостоятельно. Началось активное сотрудничество российских санаториев с турфирмами, однако отношения между ними строились исключительно по принципу купли-продажи, в то время как извлечение прибыли в этой сфере не может иметь доминирующее значение. Анализ проблемы сотрудничества между курортным и туристским комплексами, выявил проблему неподготовленности кадров, вследствие недостаточных знаний по организации предпринимательства в курортном комплексе, привыкшем работать на заказ Фонда социального страхования.

    Возникновение данной проблемы связано с тем фактом, что специалистов такого профиля не готовили в советское время, практически не готовят и сейчас. Анализ существующей практики позволил сделать вывод о том, что, подготовка менеджеров с высшим образованием для санаторно-курортной сферы не соответствуют требованиям, предъявляемым к их профессиональной деятельности. С позиций мирового опыта можно говорить о дефиците в России квалифицированных менеджерских кадров в сфере курортов. Все это сдерживает развитие российских здравниц, лишает население возможности использовать высокоэффективное курортное лечение и отдых. Кроме того, снижается эффективность работы турфирм, поскольку, недостаточно разбираясь в вопросах определения необходимости курортного лечения, сотрудники турфирм зачастую не могут правильно подобрать курорт, не имея соответствующей подготовки по определению показаний и противопоказаний конкретного профильного курорта для клиента. В связи с этим участились случаи компенсации клиентам в судебном порядке не только затрат на курортное лечение, но и возмещение морального и физического ущерба.

    В условиях рыночной экономики, когда государство практически отказалось от поддержки курортного комплекса, а рынок российских курортов развивается крайне неравномерно, подготовка менеджеров санаторно-курортной сферы является особенно актуальной, так как курортный рынок не может обойтись без грамотного менеджера, имеющего знания и возможности для организации деятельности здравницы или отрасли в целом, налаживания курортного бизнеса, грамотной реализации путевок (И. В. Тропынин, 2002). Однако решение задач создания профильных разделов образования ведется крайне медленно. Одним из вариантов решения этой проблемы является разработка новой учебной дисциплины «Основы курортного дела», изучающей социальные, организационные, материальные, экономические и природные аспекты курортного дела и ориентированная на подготовку менеджеров высшего, среднего и низшего звена для санаторно-курортной сферы. Где высшее звено — это руководство и организаторы отрасли, среднее звено — производители санаторно-курортного продукта непосредственно в здравницах, низшее звено — реализаторы санаторно-курортного продукта, работники турфирм, специализирующиеся на рынке санаторно-курортных услуг.

    Необходимость комплексного подхода к содержанию процессов подготовки кадров-специалистов определили проблему исследования. Какими должны быть содержание и структура учебного курса «Основы курортного дела» в профессиональной подготовке студентов туристского вуза? В соответствии с проблемой была сформулирована цель исследования — разработка содержания и структуры учебного курса «Основы курортного дела» в профессиональной подготовке студентов туристского вуза.

    Объектом исследования выступает процесс профессиональной подготовки курортному делу студентов в образовательных учреждениях туристского профиля.

    Предмет исследования — содержание и структура курса «Основы курортного дела» в профессиональной подготовке студентов туристского вуза.

    Гипотеза исследования определила, что изучение учебного курса «Основы курортного дела» будет способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки студентов туристского вуза, если:

    — при определении структуры учебного курса «Основы курортного дела» будут учтены требования к содержанию разделов туристского образования менеджера курортного дела;

    — будет разработана модель изучения учебного курса, раскрывающая содержание разделов, уровень усвоения знаний и умений, особенности методов применяемых в учебном процессе;

    — построение разделов учебного курса будет учитывать факторы, влияющие на динамику рынка санаторно-курортных услуг (демографический, экономический, природный, технологический, культурологический).

    В соответствии с целью и основными положениями гипотезы были определены задачи исследования:

    1. Проанализировать особенности организации, содержания и форм подготовки специалистов для деятельности в санаторно-курортной сфере в новых социально-экономических условиях и с учетом выявленных особенностей разработать учебный курс «Основы курортного дела».

    2. Выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность профессиональной подготовки студентов туристского вуза в процессе изучения учебного курса «Основы курортного дела».

    3. Разработать и экспериментально проверить модель изучения учебного курса «Основы курортного дела».

    Методологической основой исследования являются системный подход и методы сравнительного анализа, логического моделирования, экспертных оценок.

    Теоретическая основа исследования базировалась на общенаучных положениях о целостности педагогического процессафундаментальных исследованиях в сфере педагогики и психологии профессиональной деятельности и образования (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, Н. С. Пряжников, Н. Ф. Талызина, H.H. Чистяков и др.) — разработках по общетеоретическим вопросам педагогики и психологии учебной деятельности (Ж. Годфруа, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, P.C. Немов, A.B. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) — концепции профессионального образования и содержания обучения на различных ступенях многоуровневой подготовки (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, М. Я. Виленский, В. И. Жолдак, В. А. Кальней, В. А, Кабачков, А. Н. Новиков, С. Е. Шишов, и др.) — концепциях личностно-ориентированного подхода в образовании (B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М.Н. Скаткин) — психолого-педагогических основах профессиональной направленности образования (И.А. Зимняя, Е. А. Климов, А. К. Маркова и др.) — теоретических основах профессионального образования в туризме, его роли в социализации и воспитании личности (В.А. Горский, И. В. Зорин, В. А. Квартальное, Ю. М. Лагусев, В. Д. Чепик, и др.).

    Для проверки гипотезы и реализации задач использовались следующие методы исследования: анализ философской, социологической, психолого-педагогической и специальной литературыпедагогические наблюдения за процессом обучения и анализ процессов подготовки студентов в период освоения различных разделов курса «Основы курортного дела».

    Изучалась нормативно-правовая база отрасли, различные обзорные, статистические и справочные данные, а также материалы, полученные эмпирическим путем. Информационной базой исследования стали данные, используемые в работе Всемирной федерации водолечения и климатолечения (ФЕМТЕК), Национальной курортной ассоциации России, Российской международной академии туризма, Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии. Обобщался многолетний практический опыт деятельности по организации курортного дела. Исследования проводились в 1998 — 2003 гг. в три этапа: первый этап (1998;2001 гг.) был посвящен практическому изучению санаторно-курортной сферы на базе Национальной курортной ассоциации и Всемирной федерации водолечения и климатолечения, теоретическому анализу организации отечественного и зарубежного санаторно-курортного комплексавторой этап (2001;2002 гг.) был ориентирован на изучение российского и зарубежного опыта по подготовке специалистов в области курортного деларазработку учебно-тематического плана курса, содержания и совершенствования программы, методов и форм обучения студентов менеджменту в санаторно-курортной сферетретий этап (2002;2003 гг.) был связан с обработкой, анализом и обобщением экспериментальных данных, внедрением результатов исследования в практику работы РМАТ, оформлением диссертации.

    Научную новизну исследования составили следующие результаты: 1. Выявлены требования к построению профессиональных разделов образования менеджера курортного дела в новых социально-экономических условиях, которые определяются обязательной дифференциацией видов профессиональной деятельности: учетом ресурсов функционирования санаторно-курортного комплексатребованием практики к содержанию подготовки специалистовучетом региональных особенностей, культурного и исторического наследия, рекреационного ресурсоведения территорийсоблюдением логики обучения и межпредметных связей.

    Определена структура учебного курса «Основы курортного дела», обеспечивающая целостность процесса обучения и включающая следующие компоненты: информационно-познавательный — направленный на изучение основ предпринимательства, запросов и практики курортного дела и требований к профессиональному менеджерскому образованию, дающее знания основных разделов экономической и управленческой деятельности с использованием современных методов и технологий управленияоперационно — деятельностный, связанный с освоением разделов технологии обслуживания в санаторно-курортном комплексе, сочетающий знания о специфических особенностях деятельности в данной сфере с умением работы на рынке санаторно-курортных услугпрактико-ориентационный, ориентированный на освоение предпринимательства и экономической деятельности в санаторно-курортном комплексе, на использование ресурсов санаторно-курортной сферы для организации отдыха и оздоровления населения и достижения при этом экономического эффекта.

    2. Разработана модель изучения учебного курса «Основы курортного дела», раскрывающая содержание разделов учебного курса, специфику методов преподавания, требования к усвоению знаний и умений и связь с квалификационной структурой подготовки специалистов.

    3. Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность изучения учебного курса «Основы курортного дела», которые состоят в следующем: использование наиболее эффективных методов обучения (аудиторные занятия, практические и выездные занятия, деловые игры) с целью повышения интереса к профессиональной деятельности в санаторно-курортной сфере;

    — обеспечение межпредметных структурных, содержательных связей и характера процессуального взаимодействия разделов курса «Основы курортного дела» с другими дисциплинами (природные лечебные ресурсы и рекреационное ресурсоведениеистория развития курортного дела и культурологияанимационные и спортивные услуги и организация и методы анимационной деятельностии др.);

    — текущий контроль в процессе обучения за приобретаемыми студентами знаниями (с применением форм самоконтроля, анкетирования, опросов);

    — создание условий самоподготовки и самообразования в рамках практических и выездных занятий в санаторно-курортных учреждениях и туристских фирмах.

    Теоретическая значимость исследования заключается в: обосновании теоретико-методических основ построения общепрофессиональных и специальных разделов профессионального образования менеджеров курортного дела;

    — создании модели изучения курса «Основы курортного дела», позволяющей осуществить синтез педагогического процесса и формирования основного содержания профессиональной деятельности специалистов.

    Практическая значимость исследования заключается в разработке:

    — авторских разделов программы учебного курса «Основы курортного дела»: «История развития курортного дела" — «Современная организация курортного дела в России и за рубежом" — «Социально-экономические задачи курортного комплекса" — «Рекламно-выставочная деятельность»;

    — учебного практикума по предмету «Основы курортного дела», состоящего из учебной практики, производственной практики и методов самоконтроля качества усвоения знаний, умений и навыков производственной деятельности.

    Предложенные автором исследования структурной модели и программы курса «Основы курортного дела» могут быть использованы в качестве типовых для обучения студентов в сфере менеджмента курортного дела в высших учебных заведениях туристского профиля.

    На защиту выносятся:

    — теоретико-методические основы построения содержания и структуры профессионального образования менеджера курортного дела;

    — методы анализа содержания профессионального образования менеджера курортного дела и принципы формирования общепрофессиональных и специальных разделов образования;

    — способы построения процессов профессиональной подготовки менеджера курортного дела;

    — авторские разделы содержания программы по курсу «Основы курортного дела»;

    — модель изучения курса «Основы курортного дела» в вузе туристского профиля.

    Надежность и достоверность результатов исследования обусловлены:

    — использованием данных различных источников и системного подхода в изучении и обработке полученной информации;

    — использованием сравнительного анализа и независимых методов педагогического исследования с целью получения достоверной информациицеленаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опыта;

    — положительной экспертной оценкой актуальности изучаемой проблемы и достигнутых результатов при ее решении, полученной от независимых источников.

    Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования прошли апробацию на факультете «экологического туризма» в институтах технологии туризма и менеджмента иностранного туризма, в Казанском филиале Российской международной академии туризмадокладывались и обсуждались на Международных конгрессах Всемирной федерации водолечения и климатолечения (Куба, 2001 г.) — на VII Международном форуме «Новые технологии восстановительной медицины и курортологии» (Тунис, 2002 г.) — на ежегодных Всероссийских форумах «Здравница» (Москва, 2001;2002 г. г) — на научно-практической конференции «Проекты и программы социальной поддержки населения средствами туризма» (Астрахань, 2002 г.) — на научно-методическом совете Российской международной академии туризма. Разделы данного исследования — учебно-тематический план и программа курса «Основы курортного дела» — вошли в утвержденный учебный план подготовки специалистов по менеджменту курортного дела.

    Структура и объем диссертации

    .

    Работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений.

    1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ РАЗВИТИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

    В первой главе диссертационного исследования будут рассмотрены проблемы введения курса «Основы курортного дела» в профессиональное туристское образование, сущность и методические особенности курортного дела, а также его взаимосвязь с образованием и предпринимательской деятельностью на рынке санаторно-курортных услуг.

    выводы.

    1. Педагогические наблюдения и анализ организации, содержания и форм подготовки специалистов для курортного дела в новых социально-экономических условиях позволили установить, что санаторно-курортная отрасль включает в себя комплекс мероприятий по использованию природных лечебных ресурсов, их охране, организации, строительству, управлению курортами, а также по обеспечению культурно-бытовым обслуживанием отдыхающих и реализацию оздоровительных туров в туристских фирмах, что обуславливает необходимость подготовки менеджеров курортного дела, способных работать в условиях предпринимательской деятельности (97% опрошенных экспертов).

    Установлено, что содержание и структура учебного курса «Основы курортного дела» должны отвечать принципам целостности и единства учебного процесса, обеспечиваемого компонентами учебной деятельности: информационно-познавательным в области профессионального менеджерского образованияоперационно-деятельностным, связанным с умением работать на рынке санаторно-курортных услугпрактико-ориентационным, направленным на приобретение знаний и умений использования ресурсов санаторно-курортной сферы для отдыха и оздоровления населения.

    Разработаны авторские разделы курса «Основы курортного дела»: «ИсторияразвЬтия курортного дела», «Современная организация курортного дела в России и за рубежом», «Социально-экономические задачи курортного комплекса», «Рекламно-выставочная деятельность" — разработан профессионально-ориентированный учебный практикум. Учебный курс «Основы курортного дела» относится к специальному образованию и может быть включен в образовательные стандарты специальностям: 61 100 — Менеджмент организации- 230 500 — Социально-культурный сервис и туризм;

    22 500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).

    2. Определена прогностическая должностная структура специалистов по профилю «менеджер курортного дела»: работники органов управления санаторно-курортной отраслью, менеджеры учреждений оздоровительного профиля и менеджеры по реализации оздоровительных услуг в туристских фирмах. Выявленный обобщенный предмет труда специалистов и возможный социально-экономический эффект производственной деятельности указанной категории работников нами рассматривается в качестве предпосылки к разработке новой специальности «Менеджер курортного дела».

    3. Выявлены педагогические условия процесса профессиональной подготовки менеджера курортного дела, формирующие ценностно-мотивационную сферу учащихся и необходимую профессиональную готовность: экспериментально апробированы профессионально-ориентированные деловые игрыразработаны межпредметные структурные, содержательные связи и характер процессуального взаимодействия разделов курса «Основы курортного дела» с другими дисциплинами учебного плана — «природные лечебные ресурсы» и «рекреационное ресурсоведение», «история развития курортного дела» и «культурология», «анимационные и спортивные услуги» и «организация и методы анимационной деятельности" — разработана последовательность изучения разделов курса, обеспечивающая эффективность усвоения учебного материала в ходе самостоятельной подготовки, в процессе выездных занятий в санаторно-курортных учреждениях и туристских фирмах.

    4. Разработана и экспериментально проверена модель изучения курса «Основы курортного дела», включающая содержание профессионального образования, активные методы обучения, основной состав знаний и умений, формируемых в ходе теоретических занятий и учебной практики, соотношение которых составило 59 и 41 процент соответственно. Результаты апробации модели изучения курса подтвердили ее эффективность: качество знаний составило (от общего состава студентов) 36% - «отлично», 45% -«хорошо», 19% - «удовлетворительно». Профильная тематика дипломных работ за последние два учебных года возросла (52 дипломных работы).

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    .

    Российская Федерация вступила в рыночную экономику, располагая развитым и востребованным санаторно-курортным комплексом, включающим в себя разные по организационно-правовой форме и финансово-экономическому положению здравницы. Несмотря на значительные успехи в области научного изучения и практического освоения курортного дела, которое в нашей стране изначально было поставлено на научную основу, целостного учебного курса по данной дисциплине разработано не было.

    Курс «Основы курортного дела» относится к дисциплине, предмет изучения которой — основные составляющие курортного дела (природные, технические, кадровые, экономические). Курс был разработан и введен в учебную практику на базе Российской международной академии туризма, и в его формировании принимала активное участие автор данного научного исследования.

    Основная сложность состояла в разработке содержания курса, поскольку несмотря на многочисленные справочники, методические пособия по отдельным аспектам курортного дела, других источников, не было комплексного подхода к изучению данной проблемы.

    По мнению автора исследования, курс должен включать все основные составляющие курортной отрасли и следовать комплексному подходу в их изучении. В то время, как предшествующие научные разработки данной тематики касались, как правило, лишь отдельных составляющих и узкоспециализированных форм их применения.

    В ^езультаге^довольно жесткого отбора существующих источников по различным проблемам курортного дела, автор остановился на тех, которые позволяли производить комплексный анализ различных видов деятельности в курортном комплексе. теоретическое и практическое значение, сделаны выводы по результатам исследования. зультате был разработан учебный курс, имеющий актуальное.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Актуальные проблемы восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии Материалы Международного конгресса «Здравница -2002», Москва, 2002 — 246 с.
    2. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980,-334 с.
    3. Архитектура комплексов отдыха / под ред. А. Т. Полянского. — Москва: Стройиздат, 1988., 240 с.
    4. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М: Просвещение, 1982. -192 с.
    5. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. -192 с.
    6. Ю.К. —Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 588с.
    7. A.B., Королев М. Ф., Науменко Б. Н. Концепция управления качеством образования // Вестник образования. Минобразования РФ. М., 1992. — № 6−7.- С. 25−48.
    8. С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Ассоциация профессионального образования, 1993. -191 с.
    9. А. П. Региональная система профессионального образования.//Педагогика. 1993.- № 3. — С.68−72
    10. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1997. — 123 с.
    11. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. Школа, 1989.-144 с.
    12. П.П. Избранные психологические и педагогические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 304 е.- Т. 2. — 399 с.
    13. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969. — 48 с.
    14. JI.H. Подходы к разработке образовательного стандарта по социальным дисциплинам // Тезисы докладов международной конференции «Образовательные стандарты: проблемы и перспективы». -М., МЦНТИ, 1995. с.144−146.
    15. Большая Советская Энциклопедия / Под ред. Прохорова А. М. М., 1976.-489 с.
    16. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. -143 с.
    17. Н.Ф. Об основах межпредметных связей // Советская педагогика. -1971 .-№ 11 .-С.24−31.
    18. Бюллетень Министерства образования РФ № 11,2000., 45 с.
    19. А.П. Образование в России: Стратегия выбора: Монография. -СПб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. -128с.
    20. Т.И. Состояние и проблемы повышения качества профессионального образования специалистов для туристской индустрии. М.: Советский спорт, 2001. 146 с.
    21. Т.И. Деятельный подход в проектировании содержания профессионального туристского образования — монография. Москва, 2001.- 222 с.
    22. A.A. Активное обучение в высшей школе: комплексный подход. М.: Высшая школа., 1991. — 207 с.
    23. М.Я. Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1993.-126 с.
    24. .И. Социальные факторы и образование в условиях рынка -Чебоксары, 2001. 128с.
    25. И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 72 с.
    26. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.479 с.
    27. М.И. Курорты СССР. Справочник. М.- JL, 1936. 430 с
    28. П.Я., Решетова З. А. Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. — 39 с.
    29. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: ГКРФ по высшему образованию, 1995. — 382 с.
    30. М.А. К вопросу о методах обучения в советской школе. -Советская педагогика, 1956, № 10.
    31. В.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. М., 1994. — 127с.
    32. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990. — 166 с.
    33. А.И., Граевская Н.Д, Чоговадзе A.B., «Жизнь в медицине физкультуры и спорта», М., РГМУ, 1999, 416 с.
    34. В.И. Методология и методика дидактических исследований. М., 1982. — 160 с.
    35. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Сборник нормативно-методических материалов по профессиональному обучению. СПб.: УМЦ, 1995. — 24 с.
    36. Закон Российской Федерации «Об образовании». Постановление Верховного Совета РФ от 10.07.1992, № 3267−1. М., 1992. — 57 с.
    37. Г. И., Никулынина М. Н. Вариант системного подхода // Вестник высш. школы. 1984. — № 2. — С.26−27.
    38. Г. А. и др. Организационно-технические проблемы сохранения природных ресурсов в России. В кн.: Курорты. Экология. Бизнес.- С.-П: Айю, 1996.- 93 с.
    39. И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема // Советская педагогика. 1974. — № 12.
    40. А.Б., Ильина E.H. Методические рекомендации к выполнению и защите курсовых и выпускных квалификационных работ в Российской международной академии туризма. -М., 1997,36 с.
    41. И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме.-М.: РМАТ, 1997.- 238 с.
    42. И.В. Образование и карьера в туризме. Учебное пособие. М.: Советский спорт., 2000. — 224 с.
    43. И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования: Монография. -М.: Советский спорт, 2001. -264с.: илл.
    44. И.В., Штюрмер Ю. А. Туризм и охрана окружающей среды. М., 1986, 102 с.
    45. Г. И. Система противоречий и новые направления подготовки кадров для сферы туризма. // Актуальные проблемы туризма ' 99:
    46. Перспективы развития туризма в Северном Подмосковье: Сборник докладов и тезисов сообщений научно-практической конференции, 23 сентября 1999 г. М.: Изд-во РМАТ, 1999. — 217 с.
    47. В.В., Невраев Г. А. Классификация подземных минеральных вод. М.: Недра, 1964. -168 с.
    48. В.В. Основные критерии оценки химического состава минеральных вод. — М.: Центральный совет по управлению курортами профсоюзов, 1982. -93с.
    49. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М.: Знание, 1972. Вып.1. — 72 е.- Вып.2. — 88 е.- Вып.З. — 78 с.
    50. Т.А. Программа учебной дисциплины «Курортология» для специальности 61 100 «Менеджмент». М., 1997. — 10с.
    51. Л.И. Страницы истории первого российского курорта курорт Марциальные воды / методические рекомендации. — Петрозаводск, 1998.- 8 с.
    52. В. А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. М.: Финансы и статистика, 1999. -496с.
    53. В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды. В 5-ти т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 1. — 192 е.- Т. 2. — 256 е.- Т. 3. — 384 е.- Т. 4.-312 е.- Т. 5. — 248 с.
    54. В.А. «Педагогика и туризм», учебник, М.: Советский спорт, 2000 г., 360с.
    55. В.А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. / Из опыта образовательных учреждений социального туризма 1987−1997 гг. М.: РМАТ., 1997. — 212 с.
    56. Кисилевич Т, Замаева О. Как продавать путевки/ журнал «Турбизнес», № 14(66), октябрь 2002. с. 64
    57. И.И. Развитие санаторно-курортного дела в СССР. М.: Профиздат, 1982. — 233 с.
    58. Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент». — М.: РМАТ. 1999.-135с.
    59. Е. В. Содержание рекреационного ресурсоведения в профессиональной подготовке студентов туристского вуза / Автореферат дис.канд. пед. наук.- Сходня, 2001 г. 26 с.
    60. Н.А. Физическая культура на службе реабилитации и восстановления физического потенциала инвалидов и пожилых людей / учебное пособие. Москва, 1999. 69 с.
    61. Ф. Основы маркетинга. М.: Мысль, 1978. — 238 с.
    62. Н.Г., Боряк В. П. Доктор природа: избранные лекции по общей курортологии. издательство «Юпитер», Махачкала, 2001. -336 с.
    63. Г. С. Социальное страхование и уровень жизни населения. М.:АТиСО, 1998.-26 с.
    64. Т.В. Формирование профессиональной подготовки менеджеров туризма в системе дополнительного образования. Дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 143 с.
    65. Курорты. Энциклопедический словарь. М.: Медицина, 1983. — 505 с. 67. «Курорты, экология, бизнес» тезисы докладов Международной научно-практической конференции /под редакцией Ю. А. Матусова. -«Образование-Культура», 1998. 119с.
    66. В.З. Основы медицинского маркетинга / учебное пособие.-Москва, 1998. 108с.
    67. Левицкий Е. Ф и др. Гео-информационные технологии в курортологии Новые технологии восстановительной медицины и курортологии // Материалы VII Международного Форума. — Москва, 2002. — 540 с.
    68. B.C. Содержание образования: сущность структура, перспективы. М., 1991. — 86 с.
    69. И.Я. «Дидактические основы методов обучения», Москва, 1981г. 185 с.
    70. Лечение и отдых на курортах мира и России М.: Арктос, — М.: «Культурные традиции», 1997. — 464 с.
    71. A.C. Педагогические сочинения в 8-ми томах. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — С. 123−203.
    72. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -190с.
    73. Материалы парламентских слушаний «Образования и наука: современное состояние и перспективы развития на рубеже тысячелетия». Санкт-Петербург, 7 сентября 1999 г.
    74. Менеджмент, маркетинг и экономика образования // Учебное пособие, под редакцией А. П. Егоршина. Нижний Новгород- НИМБ, 2001. -624с.
    75. P.C. Психология: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1990.- 239 с.
    76. С.Д. Игровые методы подготовки кадров. — М.: Высшая школа, 1997.-206 с.
    77. В.А. и др. Информационное обеспечение государственного управления. М.: Экономика, 2000. 176 с.
    78. A.M. Профессиональное образование России. М.: ИЦП НПО РАО, 1997.-254 с.
    79. Ю.В. Охрана окружающей среды // учебное пособие для техникумов. Москва: Высшая школа, 1987. — 287 е., илл.
    80. Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.1995 г. N821 // Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1995. -N34.-C. 6455.
    81. А.Н. Санаторно-курортный комплекс в системе социальной защиты населения.- С.-П: ГУЭФ, 2000. 20 с.
    82. С.И. Словарь русского языка. М., 1989. — 900 с.
    83. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996, 602с.
    84. Е.П. Проблема методов в обучении. — Советская педагогика, 1956, № 12.
    85. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996.432 с.
    86. Полное собрание Законов Российской Империи с 1649 года. Т. V. С.-П: Канцелярия его Императорского Величества, 1830. 450 с.
    87. Г. Н. Санаторно-курортное лечение.- С.-П: Человек, 1999.--208 с.
    88. Профессионально-квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма // Сборник докладов и тезисов сообщений. -М.: РМАТ, 1997.
    89. Разумов А. Н, Пономоренко В. А, Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. М.: Медицина, 1996, 416 с.
    90. А.Н. Перспективы развития восстановительной и курортной медицины. Курортные ведомости, № 1, 2000 — с. 2−6
    91. А.Н. Концептуальные вопросы развития курортного дела в России В кн.: Сборник материалов конгресса организаторов курортного дела. М.: Профиздат, 1998.-е. 55−61
    92. В.Г. Методология и методы педагогики // Сов. педагогика. 1989. — № 11. — С. 40−46.
    93. В.М. Азбука педагогического труда. Москва: Высшая школа, 1990.- 111 с.
    94. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416 с.
    95. Санатории качество и экономика. / под редакцией проф. Г.-Г. Пратцеля, Мюнхен: I.S.M.H. Verlag Geretsried, 1998. — 110 с.
    96. К.П. Природные лечебные ресурсы — основа развития курортов России./ в кн. Сборник материалов конгресса организаторов курортного дела. М.: Профиздат, 1998.- с. 306 — 312
    97. М.Н. «Методология и методика педагогических исследований: (в помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
    98. Справочник по санаторно-курортному отбору / под редакцией В. М. Боголюбова Москва, Медицина, 1986, 526 с.
    99. H.A. 280 лет курортам России / В кн.: Сборник материалов конгресса организаторов курортного дела. М.: Профиздат, 1998.- с. 42 — 47
    100. Съезды Советов в документах. Т. IV, ч. 1. 1923 1937. — М., 1962. — 570 с.
    101. Н.Ф. Методика составления обучающих программ: Учеб. Пособие М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. — 47 с.
    102. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.-343с.
    103. Триль Б. Г и др. Сборник официальных документов по курортному делу. М.: Полтекс, 1998.- 60 с.
    104. Труды Академии туризма //сборник научных трудов. Выпуск 4 / под ред. Ю. В. Кузнецова СПб.: Издательство «Невский Фонд», 2002. -с. 199
    105. Туризм и отраслевые системы. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. — 272с.113. «Туризм и курорты» / Информационно-правовой сборник «Информация и Право», Санкт Петербург, 2003. — 404 с.
    106. Украинский бальнеологический журнал / научно-практический журнал: «ЮНЕСКО Социо», Львов, № 1,1999. с. 21 -25
    107. Устав Национальной Курортной Ассоциации. М., 1996. — 14 с.
    108. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1995. — 64 с.
    109. Федеральный закон Российской Федерации «О природных лечебных ресурсах, лечебных оздоровительных местностях и круортах» от 23 февраля 1995 года № 26 ФЗ
    110. Федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения» от 2 февраля 1996 года № 101
    111. Философский энциклопедический словарь/Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
    112. В.Д., Кальней В. А., Сеселкин А. И. Подготовка научно-педагогических кадров для туризма // Актуальные проблемы туризма -98. Сборник докладов и тезисов сообщений 11-й Всероссийской научно-практической конференции. 4.1. -М.: РМАТ, 1998. С. 13−15.
    113. В.Д. Реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры / в кн. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. М.: Социальное здоровье России, 1997. — С. 106 — 116
    114. A.B. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов гостиничного комплекса. Москва: Интел, 2000.-311 с.
    115. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования. -2-е изд. М.: РПО, 1998. — 300 с.• 125. Царфис П. Г. Природа и здоровье человека. М.: Высшая школа, 1987.-479 с.
    116. П.Г. География природных лечебных богатств СССР (курортологические аспекты). Москва: Мысль, 1987. — 300 с.
    117. Экономическая теория. Учебник для студентов высш. учеб. заведений // Под ред. В. Д. Камаева. -7-е изд., перераб. и дополн. -М.: Гуманит. изд. центр ВДАДОС, 2001. -640с., илл.
    118. ЮзвишинИ.И. Основы информациологии. М.: Высшая школа, 2000.- 515 с.
    119. Agishi Yuko, Hilbedrant Gunther. Chronobiological Aspects of Physical Therapy and Cure Treatment. printed in Japan by Kokoku Printing Co. Ltd., Sapporo, 1989. — 96 p.
    120. Boulange Michel. Les vertus des cures thermals. France, Editions espaces 34,1997.- 160 p.
    121. Bruggemann W. Kneipp vademicum pro medico. Sebastian Kneipp Publications, Wurzburg, 1982. — 200p. щ 132. Solimene Umberto, Brugnolli Angelico. Meteorologia e climatologiamedica: tempo, clima e salute. Roma, Italy: Mediamed Sri, 2000. — 351 p.
    122. Health Resorts and Spa-medicine/ Ed. by prof. Ponomarenko.-FEMTEC, 2001.- 222 p.
    Заполнить форму текущей работой