Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Информатизация методической системы обучения как средство обеспечения единства образовательной и кадровой политики: На примере учреждений службы занятости населения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе работы над диссертацией для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: изучение и анализ философско-методологической, научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблематике исследованияизучение отечественного и зарубежного опыта информатизации образовательных учрежденийанализ программ информатизации различного уровня, образовательных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные тенденции в развитии современного общества и их отражение в системе рыночных экономических отношений
    • 1. Информатизация общества и образования: тенденции и перспективы
    • 2. Социальный заказ на подготовку специалиста к деятельности в современной информационной среде
    • 3. Современные тенденции процесса воспроизводства человеческих ресурсов как основа изменений, происходящих в методической системе обучения
  • Выводы
  • Глава 2. Развитие методической системы обучения на основе единства образовательной и кадровой политики
    • 1. Методическая система обучения в условиях информационного общества
    • 2. Единство образовательной и кадровой политики как основа построения методической системы в условиях динамики изменения рынка труда
    • 3. Информатизация методической системы как средство обеспечения единства образовательной и кадровой политики
  • Выводы
  • Глава 3. Реализация методической системы обучения, построенной на единстве образовательной и кадровой политики в учреждениях службы занятости населения
    • 1. Общеобразовательный профессионально-ориентированный курс информатики как методическое ядро информатизации методической системы обучения
    • 2. Реализация методической системы в учреждениях службы занятости населения
    • 3. Психологическое тестирование как основа ^ профессионального ориентирования клиентов службы занятости населения на основе информационных технологий
  • Выводы
  • Глава 4. Информационная система обеспечения единства образовательной и кадровой политики в регионе
    • 1. Управление информационной системой обеспечения единства образовательной и кадровой политики в регионе
    • 2. Административные меры по поддержанию необходимого уровня информатизации рынка труда в регионе
    • 3. Анализ результатов мониторинга
  • Выводы

Информатизация методической системы обучения как средство обеспечения единства образовательной и кадровой политики: На примере учреждений службы занятости населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономические, социальные и политические задачи, стоящие сегодня перед российским обществом, требуют формирования новой концептуальной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, отвечающей сложившимся условиям информатизации общества и образования, системы, способной обеспечить действенную подготовку человеческих ресурсов на современном рынке труда.

Современная система образования находится в стадии существенных преобразований в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. Одними из главных факторов, определивших эти изменения, говорится в концепции, «выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Назрела острая необходимость в создании системы постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации. Предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования.».

Поэтому в современных условиях основная цель профессионального образования — указывается в Концепции, — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильностиудовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.

Выделим тенденции, наметившиеся в изменяющихся профессионально-трудовых отношениях. Во-первых, происходит интеллектуализация массовых профессийво-вторых, идет процесс интернатизации информационной базы профессийв-третьих, универсализация исполнительских функций создает видимость девальвации качественной специфики профессиив-четвертых, маркетизация перестраивает ценностные ориентиры профессий в сторону их коммерциализации и '% превращает профессионала в товар. Наконец, экстремизация труда предъявляет профессионалу требования на пределе его возможностей.

Анализ ряда исследований (П.Р. Атутов, А. П. Беляева, В. П. Беспалько, С. А. Бешенков, В. М. Глушков, А. В. Горячев, Т. Б. Захарова, В. М. Казакевич, В. Н. Князев, А. А. Кузнецов, B.C. Леднев, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков, В. А. Поляков, Е. А. Ракитина, И. В. Роберт, А. Л. Семенов, И. П. Смирнов, Н. Д. Угринович, Ю.Л. Хотунцев) позволил определить следующие задачи, стоящие перед современной системой образования:

• обеспечение многоуровневой профессиональной подготовки обучающихся с учетом их интересов и способностей, а также возможностей их трудоустройства;

• развитие информатизации образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого обучения, когда решающим фактором становится изменение взаимоотношения людей и информации, являющейся стратегическим ресурсом общества;

• устранение слабой информированности потребителей, прогнозирование потребности рынка труда, создание сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, службы занятости;

• обеспечение запросов развития экономики и социальной сферы, рынка труда в кадрах различной квалификации;

• сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования и наличие учебных центров службы занятости;

• формирование единого информационного рынка труда и образования в качестве оперативного регулятора трудовых ресурсов в соответствии с планом развития социально-экономической инфраструктуры региона;

• повышение уровня мотивации трудоспособного населения региона к целенаправленному формированию профессиональной карьеры посредствам расширения услуг по консультированию, профориентации и психологической поддержке, сертификации персонала путем использования информационных и телекоммуникационных технологий;

• осуществление исключительно важного процесса синтеза: наукиуправления — производства — экономики — образования — информатикикомпьютеризации, результаты которого должны найти широкое применение в содержании образования, в формах подготовки, в системах обучения.

Перечень этих целей подчеркивает существенные изменения в тенденциях современного образования, главным из которых является признание обучаемого самостоятельным субъектом, имеющим свои жизненные интересы, потребности, склонности и т. д. Образование в целом преследует стратегические цели, стоящие перед обществом и государством, тем не менее оно должно в полной мере учитывать потребность отдельной личности, в частности, в качественном и доступном образовании.

Современную политику в области образования, условия его модернизации определяют идеи гуманизации, демократизации, региональное&trade-, интеграции, фундаментализации, дифференциации, интенсификации, непрерывности, самоуправляемости и стандартизации.

Современное образование перестало быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний, оно становится способом информационного обмена личности с окружающими, что требует создания многокомпонентной информационно-образовательной методической системы.

Основные цели образования реализуются через методическую систему обучения. Согласно A.M. Пышкало методическая система обучения состоит из взаимосвязанных компонентов — целей, содержания, методов, форм и средств обучения. В условиях государственного регулирования экономики и государственного регламентирования учебного процесса набор этих компонентов достаточно адекватно отражал процесс обучения, методическая система обучения в значительной мере являлась замкнутой системой.

В современных условиях рыночной экономики управление методической системой обучения даже на уровне отдельного учебного заведения становится многофакторным, влияющим на все ее компоненты, а конкретное наполнение основных компонентов оказывается привязанным к конкретному региону и даже к конкретному учебному заведению. Благодаря внешним воздействиям, большинство из которых носит информационный характер, все компоненты методической системы приобретают гораздо большую динамику. Эту динамику и ее влияние на собственно педагогические факторы необходимо учитывать при совершенствовании учебного процесса в данной методической системе. Методическая система обучения начинает функционировать по законам открытой системы. Это означает, в частности, что цели, содержание, методы, формы и средства обучения приобретают динамический характер и, следовательно, становятся объектами управления.

Основными факторами динамики компонентов методической системы обучения являются информатизация общества и образования и связанные с ней изменения требований к современной подготовке специалистов. На выбор целей, содержания, методов, форм и средств обучения в значительной мере влияет кадровая политика, проводимая в конкретном регионе, а также структура занятости населения этого региона, причем влияние информационного компонента профессиональной деятельности — независимо от специальностиприобретает все большее и большее значение. Дальнейшее развитие методической системы и организация учебного процесса всецело зависят от скорости перехода к новым информационно-педагогическим технологиям.

Проведение данного исследования продиктовано целью обеспечить, согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, «динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и подготовке работников, рост их профессиональной мобильности"1, потребность практики образования в научно обоснованных, ч» концептуальных подходах к построению открытой методической системы подготовки и переподготовки кадров, основой которой является использование информационных и коммуникационных технологийкроме того в настоящее время обобщающих, проведенных на основе системного анализа исследований в этой области, позволяющих разрабатывать обоснованные концепции и программы подготовки и переподготовки кадров в условиях рыночной экономики и информатизации общества и.

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2001. С. 2. образования, явно недостаточно.

Основной подход, принятый в данном диссертационном исследовании, заключается в следующем. Решающими факторами динамики компонентов методической системы является информатизация общества, образования и изменения в связи с этим требований к современной подготовке специалистов. В частности, современный специалист кроме функциональной грамотности должен обладать высоким уровнем социализации и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного образования, в том числе с помощью дистанционных форм. Это, в свою очередь, приводит к изменению целей, содержания, а следовательно, методов, форм и средств обучения. Одним из фундаментальных требований к подготовке современного специалиста является востребованность его знаний и умений на рынке труда, формирование компетенций — готовности и способность применять свои знания, умения и опыт для решения конкретных задач. Эта проблема не может быть принципиально решена в рамках только учебного заведения. Особенностью современного общества является, с одной стороны, высокая информированность его членов о самых разнообразных проблемах современности, в том числе и связанных с образованием, с другой стороны, рассеянность потоков не даёт возможности сконцентрировать своё внимание на необходимой информации конкретному индивиду. Кроме того, даже владение необходимой информацией еще не является достаточным условием социализации, в частности успешного трудоустройства. Необходимо коренным образом изменить методическую систему обучения, соотнести ее составные компоненты не только с собственно учебным процессом, но и с последующим трудоустройством и продолжением образования. Иными словами, методическую систему обучения необходимо строить на единстве образовательной и кадровой политики.

Основным инструментом решения этой проблемы является информатизация методической системы обучения. Это связано с тремя основными факторами:

• информационные потоки, воздействующие на методическую систему, принадлежат к числу основных факторов, влияющих на динамику изменения ее основных компонентов;

• информационная деятельность в настоящее время становится ведущим видом профессиональной и учебной деятельности человека;

• информатизация методической системы обучения является составной частью общего процесса информатизации образования.

В направлении информатизации образования и методики преподавания информатики существенный вклад внесли работы С. А. Бешенкова, Т. А. Бороненко, Я. Л. Ваграменко, А. Г. Гейна, А. А. Кузнецова, B.C. Леднева, Н. В. Макаровой, А. В. Могилева, Е. А. Ракитиной, И. В. Роберт, И. В. Румянцева, А. Л. Семенова, Н. Д. Угринович, O.K. Филатова, Е. К. Хеннера и других. Вместе с тем проблема информатизации основных компонент методической системы обучения, их информационной взаимосвязи и взаимозависимости на основе единства образовательной и кадровой политики практически не ставилась.

Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью развития методической системы обучения в учреждениях службы занятости населения в условиях широкого использования информационных, телекоммуникационных технологий с учетом специфики сложившегося в данном регионе рынка труда и отсутствием системных исследований в этой области.

Цель исследования — разработать концептуальные подходы к информатизации методической системы обучения, обеспечивающей единство образовательной и кадровой политики, создать методическую систему обучения, реализующую это единство в рамках подготовки и переподготовки кадров и определить механизмы ее внедрения в системе службы занятости населения.

Объектом исследования является методическая система обучения информатике в условиях развития рынка труда, информатизации общества и образования.

Предмет исследования — информатизация методической системы обучения применительно к условиям службы занятости населения.

Гипотеза исследования. При информатизации методической системы обучения, реализующей единство образовательной и кадровой политики на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, мы исходили из следующих предположений:

• современные тенденции образования, развитие рынка труда, повсеместное распространение информационных и телекоммуникационных технологий требуют многофакторного учета динамики изменения основных компонент методической системы обучения, что невозможно сделать без использования современных информационных технологий и анализа информационных потоков, воздействующих на обучаемого;

• информатизация методической системы является основным инструментом обеспечения единства образовательной и кадровой политики, позволяющей в значительной мере учесть внешние, в частности информационные воздействия на методическую систему;

• использование информационных и телекоммуникационных технологий должно основываться на объективном анализе текущего состояния и тенденций развития процессов информатизации на основе системного подхода. Оно должно удовлетворять основным требованиям прогностичности, инструментальности и эффективности- • применение информационных и телекоммуникационных технологий сократит трудоемкость информационно — поисковых услуг на рынке труда, позволит организовать дистанционные курсы, использовать программно — методическое обеспечение при организации подготовки и переподготовки кадров.

Задачи исследования:

1. Провести анализ современных социальных, научных и образовательных тенденций информатизации, выявить особенности современного этапа информатизации и актуальные принципы информатизации образования.

2. В рамках системного подхода обосновать принципы развития методической системы обучения, функционирующей в условиях рынка и информатизации общества и образования.

3. Разработать методику получения гражданином такой профессиональной подготовки либо переподготовки, которая сделала бы его конкурентоспособным на рынке труда.

4. Разработать и обосновать формы и методы информатизации в системе обучения на основе использования информационных технологий и компьютерных телекоммуникаций.

5. Разработать принципы создания методической системы обучения путем обеспечения единства образовательной и кадровой политики на основе информатизации, использования возможностей информационных и телекоммуникационных технологий.

6. Определить социально-педагогические требования к управлению трудовыми ресурсами на базе геоинформационных продуктов с использованием мониторинговых технологий и сертификационных процедур в рамках системы обучения, реализующей единство образовательной и кадровой политики.

7. Выявить на региональном уровне социальный механизм, условия и средства внедрения предложенной методической системы путем проведения комплекса мероприятий органами местного самоуправления, образования и службы занятости.

В процессе работы над диссертацией для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: изучение и анализ философско-методологической, научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблематике исследованияизучение отечественного и зарубежного опыта информатизации образовательных учрежденийанализ программ информатизации различного уровня, образовательных стандартов по информатике, учебных планов, программ и учебных пособийпсихологические и педагогические эксперименты, статистическая обработка результатов экспериментовобследование и экспертиза состояния информатизации образовательных учреждений, беседы с администрацией и преподавателями учебных заведенийэкспериментальное преподавание, наблюдение за ходом учебного процесса, деятельностью учащихсяработа с органами государственного и местного самоуправления, предприятиями и организациями, изучение и анализ рынка труда. Все это обеспечивалось методическим комплексом, в которой вошли методы теоретического анализа (сравнительно — сопоставительный, моделирование), различных видов диагностики, экспертизы, алгоритмизации.

Основная опытно — экспериментальная работа проводилась в центах занятости населения (п. Шаховская, г. г. Балашиха, Железнодорожный, Реутов) Московской областиучебных центрах службы занятости населения (г.г. Балашиха, Голицино) — центре молодежного предпринимательства «Бизнес — инкубатор" — Московском региональном центре сертификации персоналагосударственном образовательном учреждениеи (ГОУ) «Школа — гимназия — колледж» (п. Шаховская Московской области.) — учебно — инкубационном центре «Технополис» -офицерском предприятии, где соискатель работает с 1994 г. научным консультантом и руководителем проектов с дальнейшим их распространением на все 54 центра занятости населения и 15 учебных центров Московской области.

Исходные методологические и теоретические позиции исследования:

Щ • общие положения теории социального управления и менеджмента.

Л.И. Абалкин, В. Г. Афанасьев, В. Я. Буторин, П. Вейл, Е. Е. Вендров, Д. М. Гвишиани, В. Н. Князев, Э. М. Короткое, Б. З. Мильнер, А. С. Панфилов и др.);

• исследования по проблемам системного подхода в целом и к анализу педагогических явлений, в частности (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев. Ю. К. Бабанский, И. В. Блауберг, Д. М. Гвишиани, В. В. Дружинин, Ю.А. Ко-наржевский, Э. М. Короткое, В. А. Поляков, Е. А. Рыкова, В. Н. Садовский, М. Н. Скаткин, И. П. Смирнов, Э. Г. Юдин и др.);

• общие методические подходы к исследованию целостного педагогического процесса (проблемы целостности) и обусловленности его социальными и психологическими факторами (П.Н. Андрианов, П. К. Анохин, П. Р. Атутов, Ю. К. Бабанский, А. П. Беляева, Ю. К. Васильев, Б. С. Гершунский, М. А. Данилов, Т. А. Ильина, В. Н. Князев, А. А. Кузнецов, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, Л. Ф. Никулин, П. Н. Новиков, В. А. Поляков, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова и др.);

• культура педагогических измерений (Г.Г. Азгольдов, М. И. Грабарь, К. М. Гуревич, М. Н. Королев, А. В. Левин, В. И. Михеев, В. П. Панов, И. Б. Погожев, М. А. Соколова и др.);

• работы в области использования информационных технологий в обучении (С.А. Бешенков, Т. А. Бороненко, Я. Л. Ваграменко, Е. П. Велихов, Б. С. Гершунский, С. Г. Григорьев, А. П. Ершов, К. К. Колин, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, Е. И. Машбиц, В. Н. Могилев, В. Г. Разумовский, И. В. Роберт, А. Л. Семенов, Н. Д. Угринович и др.);

• школоведческие работы (Е.С. Березняк, М. Г. Захаров, М. И. Кондаков, Э. Г. Костяшкин, М. Л. Портнов, И. П. Раченко, В.П. Стрезикозин) и исследования по проблемам управления педагогическими системами (П.К. Анохин, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Ю. К. Васильев, Т. А. Ильина, В. Ю. Кричевский, A.M. Пышкало, Ф. М. Русинов, Л. В. Фаткин, П. Т. Фролов, П. В. Худоминский, Т. И. Шамова, В. А. Якунин и др.).

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

• показано, что методическая система обучения в условиях современного рынка труда, широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий меняет свой компонентный состав и структуру;

• установлено, что для обеспечения функциональной грамотности и высокого уровня социализации современного специалиста необходимо строить методическую систему обучения на единстве образовательной и кадровой политики;

• обосновано, что единство образовательной и кадровой политики может быть реализовано на основе информатизации методической системы, поскольку информационные процессы в современном обществе являются определяющими, а информационная деятельность — ведущий вид профессиональной деятельности;

• разработаны содержание и методика информационной подготовки, учитывающая профессиональные интересы обучаемых и запросы рынка труда;

• определены принципы управления региональными трудовыми ресурсами на базе геоинформационных продуктов с использованием мониторинговых технологий;

• определены на региональном уровне социальные механизмы внедрения предложенной методической системы, основанные на комплексе мероприятий органов местного самоуправления, образования и службы занятости;

• показано, что системообразующим организационным звеном в реализации данной методической системы является служба занятости населения, органически сочетающая учебные функции и деятельность по трудоустройству и кадровой политике.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении принципов информатизации методической системы обучения, реализующей единство образовательной и кадровой политики, обоснование организационных принципов построения этой системы на базе центров занятости населения.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методической системы обучения на базе центра занятости населения, который активно использует информационные ресурсы общества, информационные и телекоммуникационные технологии, что позволяет реализовать в ней единство образовательной и кадровой политики применительно к данному региону. При этом:

• скорректированы цели подготовки специалистов различных профилей с учетом возрастающей роли информационного сектора в структуре занятости населения;

• введено новое содержание подготовки специалистов, реализующее ключевые компетенции, вытекающие из данных целей;

• разработана новая методика обучения, активно использующая информатизационные и телекоммуникационные технологии;

• внедрен программно-технологический комплекс психологического тестирования на основе информационных технологий.

На защиту выносятся следующие положения:

• методическая система обучения как совокупность пяти взаимосвязанных компонентов (целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения) в условиях развития рынка труда, широкого распространения информационных и телекоммуникационных технологий становится динамичной, тяготеющей к постоянной модернизации своего компонентного состава и структуры;

• относительную стабильность методической системы обучения можно обеспечить на основе единства образовательной и кадровой политики, которая проводится в данном регионе;

• основным инструментом реализации единства обучения и трудоустройства является информатизация методической системы, позволяющая активно использовать информационные ресурсы общества, информационные и телекоммуникационные технологии, которые делают методическую систему мобильной, сориентированной на освоение профессий, пользующихся спросом на рынке труда, прежде всего, специальностей, связанных с информационной деятельностью;

• существенным компонентом методической системы обучения становится информационная подготовка, ориентированная на освоение информационных и телекоммуникационных технологий;

• системообразующим звеном организационной структуры, реализующей данную методическую систему, является служба занятости населения, сочетающая учебные функции с деятельностью по трудоустройству обучаемых.

Апробация результатов исследования осуществлялись через: публикации в центральной и местной печати (по материалам исследования опубликовано 39 работ общим объемом 82,6 печ. листов), участие в научных конференциях регионального, республиканского и международного уровней (Кишинев, 1986 — 1990; Тирасполь, 1990; Ровно, 1990; Брянск, 1991; Москва, 1997 — 2001; Ганновер, ФРГ 1995; Стокгольм, Швеция, 1995, 2001) — создание специализированного государственного образовательного учреждения (ГОУ) «Школа — гимназия — колледж» в п. Шаховская Московской области (1994 — 1997) — создание в Шаховском модельном центре занятости сельского типа (Московская область) комплекса «центр занятости населения — социально-деловой центручебный центр службы занятости населения» и работу в нем (1993 — 1997) — работу со слушателями ФПК Академии труда и занятости Министерства труда и социального развития РФ (1997 -2002), работу со студентами и преподавателями института социологии и управления персоналом Государственного университета управления (Москва) — а также создание в Балашихе Московской области (1997 — 2002):

• центра молодежного предпринимательства «Бизнес — инкубатор» 1998);

• государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Балашихинский учебный центр» службы занятости (2000);

• Московского регионального центра сертификации персонала (1999);

• Центра социальной адаптации военнослужащих и членов их семей (1999);

• учебно — инкубационного центра «Технополис» — офицерского предприятия (2001);

• учебно — отраслевого комплекса: — «школа — профессиональное училище — колледж — Балашихинский муниципальный институт предприятия» (2002) и работу в этих организациях.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечиваются исходными методологическими позициямиразнообразием и надежностью использованных методов, адекватных изучавшимся явлениям, задачам исследованиячеткой реализацией дидактических принципов при проектировании и использовании программных средствпоследовательным проведением этапов педагогического экспериментарепрезентативностью и статистической значимостью результатов, их воспроизводимостью и ^ широкой апробацией на практике.

Выводы.

В соответствии с целями была обоснована целесообразность информатизации методической системы обучения на основе единства образовательной и кадровой политики в регионе. Такая программа создана в рамках региона, цель ее — обеспечение устойчивого развития кадрового потенциала и повышения качества рабочей силы в сфере промышленности и сельского хозяйства.

Разработана методическая система обучения, в основу которой положено единство образовательной и кадровой политики, учитывающей фундаментальные изменения в обществе и образовании, прежде всего в процессе их информатизации. Она послужила отправной точкой развертывания социальной программы подготовки и переподготовки кадров в масштабе Московской области. На этой базе принята программа кадрового обеспечения предприятий и организаций Балашихинского района на 2000 — 2003 г. и Закон Московской области «Об областной программе содействия организациям Московской области в профессиональном развитии персонала на 2002 — 2003 годы»", № 165/ 2001 — 03 от 31. 10. 2001 г. Создана система регулирования рынка труда с помощью единства образовательной и кадровой политики на муниципальном уровне.

В основе программы лежит принцип постоянного обновления базы данных и кумулятивного накопления информации, что позволяет использовать регулярно получаемые сведения как в виде статических данных, так и в качестве показателей динамических изменений в структуре управляемого объекта. Данный момент представляется весьма существенным, поскольку в настоящее время практика использования информации о состоянии рынка труда сводится лишь к его статической оценке и определению степени объективности используемых сведений, которые очень быстро устаревают, превращая проделанную работу в бесполезный труд. Предлагаемая программа кардинально меняет саму структуру работы с информацией и позволяет использовать все имеющиеся данные в единой управленческой системе.

Основой программы является взаимодействие и сотрудничество органов государственного и муниципального управления (образования, здравоохранения, социальной защиты населения, труда и занятости), предприятий и организаций, педагогических коллективов, специалистов, психологов и ученых. На ее основе предпринята попытка создания единого учебно-отраслевого комплекса: «школа — профессиональное училище — колледж — Балашихинский муниципальный институтпредприятие», который осуществляет свою деятельность на основе анализа рынка труда и в тесном сотрудничестве со службой занятости. ЦЗН становится координационным органом регионального рынка труда.

С учетом деятельности всего учебно-отраслевого комплекса построена технология информационных услуг ЦЗН, которая позволяет накапливать, сохранять и оперативно использовать большой объем информации. Информация используется непосредственно посетителями ЦЗН, как стоящими на учете, так и обращающимися за консультацией. В этом случае сведения о состоянии рынка труда представляются в виде баз данных о наличии вакантных мест, в виде консультаций по проблемам психологического характера, а также о форме услуг по переобучению и переквалификации и о аналогичных видах помощи по трудоустройству. С учетом вышеуказанного разработана перспективная стратегия в области управления рынком труда и сформирована оперативная тактика деятельности социальных структур и организаций, выполняющих управленческие функции по управлению рынком труда на основе информационных технологий.

Заключение

.

Проведенное исследование подтвердило актуальность и значимость рассматриваемой проблемы. На основании анализа научно-педагодической литературы и опыта работы было установлено, что в условиях рынка труда классическая методическая система обучения меняет свой компонентный состав и структуру под влиянием, прежде всего, информационного фактора и что ее целесообразно строить на основе единства образовательной и кадровой политики региона, которое, в свою очередь реализуется посредством информатизации методической системы обучения.

Индивидуализированные, регионально-отраслевые и личностно-ориентированные технологии обучения в случае адресной и информационной подготовки специалиста способны обеспечить достижение максимального соответствия между потребностями личности и требованиями, предъявляемыми работодателями, осуществить подготовку высококвалифицированных специалистов для наиболее важных направлений развивающейся экономики.

В результате нашего исследования построена модель реализации методической системы обучения, обеспечивающая единство образовательной и кадровой политики в учреждениях службы занятости. Системообразующим ядром информатизации методической системы обучения в службе занятости населения стал комплекс информационного обеспечения клиентов центра занятости населения, а также общеобразовательный профессионально-ориентированный курс информатики, который предлагается для изучения с целью повышения компьютерной грамотности и информационной структуры.

Такое многоплановое развитие методической системы через информационные технологии позволило модельно представить всю многогранность подготовки, переподготовки кадров на основе единства образовательной и кадровой политики, выйти на характеристики процесса становления ее целостности и, как следствие, сформулировать систему принципов и понятий, позволяющих формировать стратегию механизма совершенствования подготовки, переподготовки кадров в регионе занятости через единство образовательной и кадровой политики на основе информационных и телекоммуникационных технологий.

1. Данное исследование дало возможность увидеть не только значимость, но и проблемы подготовки, переподготовки кадров в современных условиях:

• за годы реформ потеряны связи профессиональной школы с предприятиями;

• практически отсутствуют заказы на подготовку кадров;

• разрушена система внутрипроизводственного обучения кадров;

• не сопровождается на должном уровне профессиональная карьера молодых специалистов;

• далека от совершенства система профессиональной ориентации в школе, т. е. в самый важный, психологически оптимальный возрастной период не проявляется забота о будущих трудовых ресурсах;

• не совершенны и в ряде случаев являются тормозом кадровые службы;

• отсутствует единая государственная политика развития человеческих ресурсов.

2. Разработана модель системы управления всеми 54 центрами занятости населения и 15 учебными центрами Московской области, которая представляет собой сложное, многоуровневое явление, отражающее целостность взаимодействующих на основе информационных технологий компонентов методической системы. Анализ данной модели привел к выводу, что базис направленности процесса управления подготовкой, переподготовкой кадров лежит в плоскости сокращения трудоемкости информационно-поисковых услуг на рынке труда и интеграции методической системы обучения через применение информационных и телекоммуникационных технологий. В свою очередь, масштабы этой интеграции основываются на объективном анализе текущего состояния рынка труда и тенденций развития процессов информатизации на базе системного подхода и удовлетворения основным требованиям прогностичности, инструментальности и эффективности.

3. Разработана методическая система обучения, в основу которой положено единство образовательной и кадровой политики, учитывающей фундаментальные изменения в обществе и образовании, прежде всего в процессе их информатизации. Она послужила отправной точкой развертывания социальной программы подготовки и переподготовки кадров в масштабе Московской области. На этой базе приняты программа кадрового обеспечения предприятий и организаций Балашихинского района на 2002 — 2003 г и Закон Московской области «Об областной программе содействия организациям Московской области в профессиональном развитии персонала на 20 022 003г», 165X2001;03 от 31. 10.2001г.

4. Практической частью исследования подтверждена идея о том, что проблема изменения целостного состояния методической системы сложна и многогранна, как сложен и многогранен сам процесс подготовки, переподготовки кадров в условиях информационного воздействия на рынок труда. Но она разрешима, если руководствоваться той стратегией, которая вычленилась вследствие проведенного исследования:

• комплексная система профориентации и психологической поддержки на основе информационных технологий качественно развивалась от привычного «профориентирования» до системного «профмониторинга» ;

• педагогическая и аналитическая целесообразность всех процессов в сфере подготовки, переподготовки кадров в учреждениях службы занятости на основе единства образовательной и кадровой политики с использованием информационных технологий;

• отслеживание текущего состояния рынка труда и образования в режиме реального времени и оперативное принятие решений о происходящих процессах по вертикалям управленческих структур;

• организация постоянных информационных каналов с учреждениями образования, предприятиями и организациями для формирования единого рынка труда и образования на базе Закона Московской области «Об областной программе» содействия организациям Московской области в профессиональном развитии персонала на 2002;2003г";

• наличие современной информационной среды центров занятости населения и учебных центров, которая характеризуется материальным, информационным и коммукативным обеспечением, без которой многие ее аспекты могут оказаться просто невыполнимыми;

• накопление опыта ротационной работы с населением на основе баз данных предприятий, организаций и учебных заведений, наличие профессиональных специалистов, педагогов, психологов, налаживание контактов с органами власти.

5. Наиболее детально исследовалось концептуальное представление развития методической системы обучения на основе информационных технологий как составной части подготовки, переподготовки кадров через единство образовательной и кадровой политики. На этой базе создана возможность стратегического управления трудовыми ресурсами на базе информационных продуктов с использованием мониторинговых технологий и сертификационных процедур, через созданную систему информационно-образовательного корпоративного обучения и переподготовки персонала:

• государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Балашихинский учебный центр» службы занятости населения;

• учебно-инкубационный центр «Технополис» — для обучения, социальной адаптации военнослужащих, членов их семей и слабозащищенных категорий;

• московский региональный центр сертификации персонала;

• центр молодежного предпринимательства «Бизнес-инкубатор».

6. Отработан на районном уровне социальный механизм создания учебно-отраслевого комплекса «школа — профессиональное училищеколледж — Балашихинский муниципальный институт — предприятие (организация)», который способствует не только пониманию, но и наглядному представлению о единстве образовательной и кадровой политики, конечном продукте управления человеческими ресурсами. Созданная система управления кадровыми ресурсами имеет следующие особенности:

• педагогическая направленность всей структуры подготовки, переподготовки кадров, обеспечивающей приоритетность получения знаний на основе информационных технологий;

• аналитический характер, так как в эпоху информации особую ценность приобретает так называемый работник знания, то есть профессионал, для которого информация и знания являются новым сырьем и продуктом его деятельности;

• системность, то есть системообразующая миссия единства образовательной и кадровой политики в процессах воспроизводства и управления человеческими ресурсами, в познании причинно-следственных зависимостей развития методической системы с помощью информационных технологий.

7. По результатам исследований внедрен программно-технологический комплекс психологического тестирования на основе информационных технологийсоздан информационный справочник об образовательных услугах, где представлены все уровни образования в Москве и области.

8. Результатом исследования можно считать и тот интерес руководителей предприятий, организаций и учебных заведений, который они проявили в процессе обучения их кадрового менеджмента по курсу «Управление кадровыми ресурсамиосновной резерв развития предприятий», а также снижение уровня «маятниковой» миграции в районе на 4,7% от экономически активного населения, уменьшения безработицы в регионе с 1,7 до 0,7%.

9. Проведенное исследование показало, что, используя информационные технологии для развития методической системы в условиях рынка труда при подготовке, переподготовке кадров на основе единства образовательной и кадровой политики можно прогнозировать и оценивать результаты работы всех организаций, занимающихся подготовкой кадров, строить планы сохранения и развития трудовых ресурсов, восстановить государственный контроль над этим процессом. Очень важно, чтобы у каждого выпускника учебного заведения были выработаны следующие качества:

• желание и способность работать по полученной профессии;

• наличие компьютерной грамотности на уровне хорошего пользователя;

• способность выпускника заменить работника по своему профилю;

• представление об условиях рынка труда;

• способность к самопрезентации на рынке труда;

• владение основами поиска работы, в том числе с использованием информационных технологий.

В плоскости изучения данной проблемы мы видим и перспективы дальнейшего исследования, которые затронут поиск и разработку методик различных вопросов, касающихся развития человеческих ресурсов на рынке труда в современных условияхизучение причинно-следственных зависимостей информатизации всех параметров методической системы, построенной на основе единства образовательной и кадровой политики. Необходимо продолжение теоретических и экспериментальных исследований с широким подходом к проблеме единства образовательной и кадровой политики в информационном обществе и в новых социально-экономических условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Н. Методика проектирования компьютерной обучающей среды для подготовки специалистов по управлению технологическими процессами. Автореф. дис.канд. пед. наук. Тамбов, 2000. 19 с.
  2. В.А., Бункин В. А. Интенсификация: принятие решений: Научно-практическое пособие для руководителей. Л.: Лениздат, 1987.174 с.
  3. В., Серафимов Л. Линейность и нелинейность в мышлении, познании мира и образовании // Alma mater/. 1998. № 3. С. 39−45.
  4. В.З., Хунт Ю. А. Шишакова Н.Л. Основы информатики: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Филинъ, 1998. 496 с.
  5. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. 246 с.
  6. П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978. 346 с.
  7. И.П. Профориентация: учитель, ученик, вуз // Педагогика. 1995. № 3. С. 65−68.
  8. И.П. Экспериментальный курс профориентации для студентов педвуза//Педагогика. 1994. № 3. С. 47−50.
  9. А.Г. Три вопроса о грядущей реформе / Alma Mater. 1997. № 6.
  10. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности // Сборник нормативных документов общего среднего образования. М.: Просвещение, 1993. 296 с.
  11. Н.Г. Информатизация педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях / Под общ. ред. А. П. Беляевой. СПб.: Ин-т ПТО РАО, 1997. 124 с.
  12. Н.Г. Теоретические основы дидактической системы информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений: Автореф. дис.канд. пед. наук1. СПб., 1997.21с.
  13. A.M. Дидактические основы формирования информационной культуры в условиях информатизации общества. Автореф. дис. канд. пед. наук. Владикавказ, 2001 г. 18 с.
  14. П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. 175 с.
  15. В.Г. Программно-целевое планирование и управление. М., 1990. 180с.
  16. В.Я. Планирование и управление. М., 1999. 180 с.
  17. Ю.К. Оптимизация процесса обучения // Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 16 -209.
  18. Ю.Г. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. 316 с.
  19. Базисный план и концептуальные подходы к стандартам 12 -летней школы / Под. ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Дика, В. А. Полякова. М.: ИОСО РАО, 1998. 128 с.
  20. В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования / Монография. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. 440с.
  21. М.И., Поздняков С. Н. Резник Н.А. Информационная среда обучения. СПб.: Свет, 1997. 400 с.
  22. С.Я. Прогностическая ориентация профессиональногообразования //Педагогика. 1998. № 6. С. 22−27.
  23. А. Подготовка к труду в школах Англии // Народное образование. 1987. № 1. С. 86−87.
  24. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Высш. шк., 1991. 206 с.
  25. И.Н. Перспективы и возможности курса информатики на современном этапе // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 24−27.
  26. А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении. М.: Радио и связь, 1964. 89 с.
  27. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. 304 с.
  28. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  29. С.А., Ракитина Е. А. Информатика. 10 кл., 11 кл. Систематический курс. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001, 2002.
  30. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманит. факультетов педвузов, Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. 144 с.
  31. С.А. Школьное образование: информатика и информационные технологии // ИНФО. 2000. № 7. С. 7−9.
  32. С.А., Бекзатов Б. А. О перспективах развития курса информатики в общеобразовательной школе // Педагогическая информатика. 1999. № 1. С. 9−16.
  33. С.А., Власова Ю. Ю. Личностный аспект в восприятии информатики как путь развития содержания обучения информатике // Педагогическая информатика. 1998. № 1. С. 16−21.
  34. С.А. О перспективах развития курса информатики в общеобразовательной школе //Развитие содержания общего среднегообразования. М.: ИОСО РАО, 1997. С. 126−133.
  35. С.А. Проблемы профильного обучения информатике. М., 1993.90 с.
  36. И. В. Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода М.: Наука, 1973. 243 с.
  37. Т.А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики. Дис. д-ра пед. наук, СПб., 1997.
  38. А.И. Методика преподавания информатики. Минск: Вышейшая школа, 1998. 431с.
  39. А.В. Методика подготовки специалистов к использованию открытых информационных систем управления предприятиями. Автореферат дисс. канд.пед.наук. М.: 2001. 19с.
  40. М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 1988. 207 с.
  41. А.А. Проблемы развития информационных технологий и их социальные последствия: дис. канд. философ, наук. М., 1993. 174 с.
  42. Н.В. Интеграция знаний на основе использования новых информационных технологий в общеобразовательной школе. Автореф. дис.канд. пед. наук. СПб.: 2001 г. 19с.
  43. Васильченко C. JL, Ивахненко Э. Л., Стрижак А. Е. Подход к созданию компьютерных учебно-игровых сред по гуманитарным дисциплинам // Разработка компьютерных технологий обучения и их внедрение: Сб. науч. тр. Киев, 1991. С. 15−20.
  44. О.Н. Социально экономические предпосылки и последствия информатизации: дис. док. экон. наук, в форме науч. докл. М., 1994. 107 с.
  45. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. М.: Исследовательский центр проблем качестваподготовки специалистов. 1999. 75 с.
  46. Т.П. Философские проблемы образования в информационном обществе: автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1995.51 с.
  47. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 479 с.
  48. Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Мир, 1988. 243 с.
  49. Л.П. Как формируется экономическое мышление // Народное образование. 1993. № 3. С. 76.
  50. A.M., Сергеев М. И. Профориентрация школьников // Социологические исследования. 1996. № 8. С.66−72.
  51. А.Г. Изучение информационного моделирования как средства реализации межпредметных связей информатики с дисциплинами естественнонаучного цикла. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2000. 48 с.
  52. А.Г. Информатика. 10−11 кл. М.: Просвещение, 2000. 240 с.
  53. А. Г. Сенокосов А.И. Программа базового курса «Информатика» для VII-IX классов общеобразовательной школы // Информатика и образование. 1996. № 2. С. 12−16.
  54. А.Г., Сенокосов А. И., Шолохович В. Ф. Информатика. 7−9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1998. 240 с.
  55. Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое //Педагогика. 1998. № 5. С. 42−45.
  56. Е.С. Россия: образование и будущее. Челябинск, 1993. 187 с.
  57. Е.С. Философия образования для XXI в. М.: Интер-Диалект+, 1997. 417 с.
  58. Л.А. Исследование и моделирование процессов принятия решений в системе обучения: дис. канд. пед. наук. Таганрог, 1998. 197 с.
  59. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование. 1997. № 3. С. 93−95.
  60. С.С. Профессиональная консультация в школе // Советская педагогика. 1987. № 10. С. 46−49.
  61. Гук О. Б. Повышение эффективности образовательного процесса с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (на примере педагогического колледжа): автореф. дис. канд.пед.наук СПб. 2000. 19 с.
  62. Гуманизация образования императив XXI века. Вып. 2. Набережные Челны: Изд-во Ин-та управления, 1996. 244 с.
  63. Т.Н. Школа на пути к мировому информационному пространству // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 98−104.
  64. А.В. Экономическая подготовка школьников // Педагогика. 2000. № 3. С. 14−17.
  65. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 239 с.
  66. С.В. Методика обучения информатике учащихся вузов // ИНФО. 2000. № 4. С. 94−96.
  67. Денисова A. J1. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: дис. д-ра пед. наук, М., 1994. 445 с.
  68. С.В. Учебная и профессиональная ориентация учащихся (опыт развитых стран) // Педагогика. 1992. № 9−10. С. 113−118.
  69. Дидактика технологического образования: 4.1. (Под ред. П.Р. Атутова). М.: ИОСО РАО, 1997. 203 с.
  70. Д.Х. Компьютеры как инструменты познания: изучение с помощью технологии, а не из технологии // Информатика и образование. 1996. № 4. С.117−131.
  71. О.П. Очерки по философии образования. М., 1995. 192 с.
  72. Н. Управление нацеленное на результаты. Пер. с английского. М.: Техническая школа бизнеса. 1994. 191 с.
  73. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции // Автореф. дис. д-ра псих. наук. JI.1991. 51 с.
  74. А.П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика: компетенции, состояния, перспективы//Информатика и образование. 1995. № 1. С. 3−19.
  75. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. № 3.
  76. Я.Н., Лебедев Г. В., Самовольнова Л.Е Три кита школьной информатики // Информатика и образование. 1993. № 3. С. 19−23- № 4. С. 13−17.
  77. Л.В. Обучение и развитие //Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. С. 83 -319.
  78. Т.Б. Профильная дифференциация обучения информатике обучения информатике на старшей ступени школы. М.: Межд. центр науч. и техн. инф., 1997. 21 с.
  79. А.Ф. Новые информационные технологии в подготовке инженеров-нефтянников: автореф. дис.канд. пед. наук. Казань, 2000. 21с.
  80. Изучение социального заказа к содержанию базовых курсов основной и средней школы и к уровню подготовки выпускников. М.: Изд-во НПО
  81. Образование от, А до Я", 2000. 200 с.
  82. Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание // Вестник высшей школы. 1976. № 2. С. 39−48
  83. Информатика 10−11 кл. Под ред. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер. 1999. 216 с.
  84. Информатика: Базовый курс. Учебник для вузов / Под ред. С. В. Симонович. СПб.: Питер, 1999. 640 с.
  85. Информатика: Учебное пособие и сборник задач с решениями / Под общ.ред. В. А. Каймина, JI.A. Муравья. М.: Бридж, 1994. 208 с.
  86. Информатика: учебник для студентов, преподавателей вузов по дисциплине «Информатика» / Под ред. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 1998. 768 с.
  87. Н. И. Сазонов А.Д. Организационные формы профориентации учащихся // Советская педагогика. 1986. № 4. С. 58−60.
  88. В.Г. Образование и цивилизация. Доклад на пленарном заседании II Международного конгресса «Образование и информатика» // Информатика и образование. 1996. № 5. С. 21−28.
  89. В.Г. Контуры системы образования XXI века // ИНФО. 2000. № 5. С. 2−7.
  90. О.А. Эффективность региональной системы управления занятостью населения. Воронеж.: ВГУ. 2000. 220 с.
  91. JI.A. Основы теории системного подхода. Киев: Наукова думка, 1988. 176 с.
  92. К.К. Информатика сегодня и завтра // Информационные технологии. 2000. № 1. С. 2−8.
  93. К.К. Концепция содержания образования образовательной области «Информатика» в двенадцатилетней школе. Репр. изд. М., 2000.
  94. Колин К.К. О структуре и содержании образовательной области
  95. Информатика" // ИНФО. 2000 № 10. С. 5−10.
  96. К.К. Социальная информатика. Базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования. М.: ИЛИ РАН, 2000. 126 с.
  97. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1982. т.1. 656 е., т. 2. 576 с.
  98. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Распоряжения Правительства РФ от 29. 12. 2001 № 1756-р
  99. Концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе // ИНФО 2000. № 2, С. 5−10.
  100. Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения РФ, Минтруда и социального развития. М, 1999.
  101. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. 730 с.
  102. А.Ю. Опыт использования информационных технологий в школах Великобритании. М.: Информатика и образование, 1997. 24 с.
  103. Кравченко О А. Организационно-педагогические условия допрофес-сиональной управленческой подготовки учащихся: автореф. дис.канд. пед. наук. Брянск, 1998. 21 с.
  104. Круглый стол: обсуждаем концепцию содержания обучения информатике в 12- летней школе // ИНФО. 2000. № 5. С. 22−29.
  105. А. А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: автореф. дис. д-ра пед. наук. М. 1988.45 с.
  106. А.А., Дяшкина О. А. Школьные стандарты: первые шаги и направления дальнейшего развития. ИНФО. 1999. № 1. С. 6−12.
  107. А.А. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12-летней школе // ИНФО. 2000. № 7. С. 2−7.
  108. А.А., Морозов В. В., Полуаршинова Е. Г., Татур А.О.,
  109. Н.Д. Диагностика знаний и умений учащихся по информатике//ИНФО. 1998. № 6. С. 8−16.
  110. А.А. Основы информатики. 8−9 классы: Программа базового курса, http://www.gmcit.mvrmansk.ru/metod/prograni/prog3.htm
  111. А.А. и др. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, образовательная область «Информатика». М., 1996. 97 с.
  112. Ш. Кузнецов А. А. О разработке стандарта школьного образования по информатике // ИНФО. 1994. № 1.
  113. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте: дис. д-ра пед. наук. М., 1990, 416 с.
  114. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Д.: Изд-во ЛГУ, 1980.
  115. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ. 1967. 302с.
  116. А.Г., Лебедев Г. В., Скворень Р. А. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1996. 317 с.
  117. М.П. Методика преподавания информатики. Свердловск: СГПИ, 1987. 187 с.
  118. М.П., Семакин Н. Г., Хеннер Е. К. Методика преподавания информатики. Учебник для педвузов. М.: Мастерство, 2001. 276 с.
  119. А.Н. Методические основы построения общеобразовательного профессионально ориентированного курса информатики на основе развития управленческого компонента: автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 2001. 17 с.
  120. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 197 с.
  121. B.C. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. 264 с.
  122. B.C., Кузнецов А. А. Программа факультативного курса «Основы кибернетики» // Математика в школе. 1975. № 1. С. 51−55.
  123. B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе // ИНФО. 2000. № 2. С. 13−16.
  124. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке//Вопросы психологии. 1989.№ 3. С. 11−21.
  125. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. 96 с.
  126. А.С. Становление системы понятий в школьном курсе информатики: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1996. 39 с
  127. М. Политехнизация или технологизация. Учительская газета. 1997. 15 апр.
  128. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Наука, 1984. 367 с.
  129. В.В. Единство образовательной и кадровой политики как инструмент развития методической системы обучения в условиях информационного общества. М.: ИНФО. 2002. 120 с.
  130. В.В., Куприянова Т. М. и др. Управление персоналом сегодня. М. Институт организационного консультирования. 2001. 72 с.
  131. В.В., Волкова Н. Н. Сертификация персонала механизм снижения напряженности на рынке труда М.: Минтруд. 2000. С. 175−178.
  132. В.В., Радько В. П. Информационная поддержка предпринимательской деятельности в бизнес-инкубаторах. М.: Минтруд. 1999. С. 213−216.
  133. В.В., Тихонова Е. В. Повышение роли психологической диагностики в системе профессиональной ориентации молодежи. М.: Минтруд. 2001. С. 125−130.
  134. Л.Ф. О системе социально-профессиональной ориентации школьников // Теория и практика профессиональной работы с молодежью. Сб.науч.трудов Пермского ГПИ. Пермь, 1981. С.61−67.
  135. В.Ю., Ракитина Е. А. Учебные задачи в курсе информатики // ИНФО. 1998. № 4. с 49−55, № 5. С. 73−82.
  136. Н.В. Методология обучения новым информационным технологиям (для вузов экономического профиля). СПб.: СПб УЭФ, 1992. 135 с.
  137. С.А. Информатика как базовая наука образования // ИНФО .1998. № 6. С. 3−7.
  138. Н.В. Гуманизация образования и школьная информатика. // Стандарты и мониторинг. 2000. № 3. С. 17−24.
  139. В.Л. Психологические основы формирования профессионально-значимых качеств: автореф. дис. д-ра пед.наук. Л. 1982.51 с.
  140. Д.Ш. Информационная модель школы // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 1−8.
  141. Д.Ш. Управление качеством образования на основе НИТ и образовательного мониторинга. Нижний Новгород: М.: Педагогическое общество России, 1999. 96 с.
  142. Д.Ш., Леонова Е. А., Биктимирова И. Ф., Хасанова Т. А., Яковлева Т. Г. Построение школьного курса информатики на основе технологического подхода // ИНФО. 1999. № 6. С. 2−9.
  143. А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика. 1973. 208 с.
  144. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика. 1988. 191 с.
  145. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. 218 с.
  146. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1995. 704 с.
  147. Методология педагогики. Сб. статей / Под ред. В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1997. 433 с.
  148. Методы эффективного обучения взрослых: Учеб.- метод, пособие. М.: Берлин, 1999. 154 с.
  149. .Г. Психологические проблемы антропологизации образования //Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 20−31.
  150. В.И. Применение моделей и методов моделирования в дидактике. М.: Высшая школа, 1977. 214 с.
  151. В.Ю., Яглом И. М. Информационная культура эпохи НТР // Информатика и культура. Новосибирск: Наука, 1990. С. 36−51.
  152. В.Ю., Смирнов Е. П., Яглом И. М. Информация и информационная культура. // Советская педагогика. 1998. № 6. С. 61−64.
  153. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высшая школа, 1987. 200 с.
  154. А.В., Пак Н.И., Хеннер Е. К. Информатика: Учебник для пед. вузов. М., 2000. 377 с.
  155. А.С. Педагогические информационные инновации как способ изменения качества образования: автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь.: 2001. 19 с.
  156. А.А. Моделирование и проектирование сложных систем. Киев: Выща школа, 1988, 359 с.
  157. В.М., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. Информатика ипрограммирование в системе школьных предметов // Изучение программирования и вычислительной техники. М.: Просвещение. 1987. 176 с.
  158. В.М. Обновление методической системы обучения // Советская педагогика. 1985. № 1.
  159. А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. М. 1999. 184 с.
  160. А.Г. Алгебра 8: Методическое пособие для учителя. М.: Мнемозина, 1996, 80 с.
  161. А.С. // Информационные технологии. 1997. № 4. С. 36−41.
  162. Национальный доклад Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». Москва, 1996.// ИНФО. 1996. № 5.
  163. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ № 751 от 04. 10. 2000 г. http://www.educom.ru
  164. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. № 3. С.20−27.
  165. Ю.А. Системный подход в государственной информационной политике // Научно-техническая информация. Серия 1. 2000. № 5. С. 1−7.
  166. Образование и информатика. Материалы П Международного конгресса ЮНЕСКО (Москва, 1996) М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 1997.
  167. С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1987. 797 с.
  168. Основные положения Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации. М.: ГосНИИ системной интеграции.1999, 22 с.
  169. Основы информатики и вычислительной техники / В. А. Каймин, В. А. Щеголев, Е. А. Ерохина, Д. П. Федюшин. М.: Просвещение, 1989.
  170. Основы информатики и вычислительной техники: в 2 частях / А. П. Ершов, В. М. Монахов, А. А. Кузнецов и др.- под. ред. А. П. Ершова, В. М. Монахова. М.: Просвещение, 1985.
  171. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике / А. А. Кузнецов, JI.E. Самовольнова, Н. Д. Угринович. М.: Дрофа. 2000. 48 с.
  172. Дж. Революция в Америке и не только. Компьютер в американской школе // Школьное обозрение. 2001. № 3. С. 41−44.
  173. В.В., Махова JI.A. и др. Путь к успеху: Новый жизненный старт офицера запаса. ПК «Сервис», 1999. 268 с.
  174. А.В., Смирнова Т. М. Ключевое слово-работа. М.: Вече. 2001.255 с.
  175. Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад России. II Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика». М., 1995. С. 2−10.
  176. В.А. Политехнический принцип в трудовом обучении школьников. М.: Просвещение. 1977. 80 с.
  177. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии. М., 1998.
  178. Приоритеты современной педагогики: Мир Экология — Сотрудничество: Материалы международного педагогического проекта Р.Е.А.С. Е. Международное движение «Педагоги за мир и взаимопонимание». Центр педагогики мира /Под ред. Э. С. Соколовой. М., 1993. 160 с.
  179. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике / Под ред. А. А. Кузнецова. М., 1996.
  180. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / Под общ. ред. А. П. Беляевой. СПб.: Инт профтехобразования РАО. 1995. 229 с.
  181. Профессиональное обучение граждан в условиях рынка труда. Новые технологии и эффективность./ Под ред. Н. П. Пашина, Ю. Л. Деражне. М.:1999. 239 с.
  182. Профориентация и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения. / Под ред. Н. П. Пашина. М.: 2000. 220 с.
  183. Профессиональное обучение граждан и незанятого населения. / Под ред. Н. П. Пашина и Ю. Л. Деражне. М.:2001. 211 с.
  184. В.Н. Информационное моделирование принятия решений в инновационных технологиях как потенциальных источниках риска: дис. д-ра техн. наук в форме научного доклада. М., 1992. 65 с.
  185. .Я. Обыденное знание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. 112 с.
  186. Развитие содержания общего среднего образования/ Под ред. В. А. Полякова, Л. Н. Боголюбова. М.: ИОСО РАО, 1997. 116 с
  187. Е.А. Теоретические основы построения концепции непрерывного курса информатики. М.: Информатика и образование. 2002. 89 с.
  188. Е.А. Построениесодержания обучения информатике на деятельной основе. Тамбов.: ТГУ, 2001. 163 с.
  189. А.И. Компьютерная революция и информатизация общества // Философские науки 1988. № 4. С. 40−41.
  190. С.А., Протасевич Т. А. Программа «Современная экономика» // Российский экономический журнал. 1995. № 9. С.93−106.
  191. Региональный стандарт общего среднего образования по информатике (проект) / под ред. А. В. Могилева. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2000. 14 с.
  192. И.В. Теоритические основы создания и использования средств информатизации образования: дис. д-ра пед. наук. М.: 1994, 339 с.
  193. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа пресс, 1994.
  194. Д.В. Информационное обеспечение деятельности предприятия в условиях рынка: методы и пути оптимизации // Электронная техника. Сер. 9. Экономика и коммерция. Вып. 3. 1996. С. 6879.
  195. Росийский и зарубежный опыт построения систем образовательных стандартов. М.: НПО «Образование от, А до Я», 2000. 192 с.
  196. М.В. Государственный образовательной стандарт основного общего образования (Теория и практика). М.: Педагогическое общество России, 1999. 544 с.
  197. Е.И., Семилетов С. С. Профессиональная ориентация в общеобразовательной школе Японии // Сов. педагогика. 1985. № 12. С. 124−127.
  198. И. О философии глобального образования // Философия образования для XXI века. М., 1992. 273 с.
  199. В.А. Компьютерная система проверки знаний студентов // Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 20 -26.
  200. A.M. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика. Волгоград, 2000.259 с.
  201. И.А. Идет эксперимент .II Учитель. 1998. № 5. С.20−21.
  202. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998. 256 с.
  203. И.Г., Хеннер Е. К. О системном подходе к разработке регионального стандарта по информатике и его реализации в Пермскойобласти//Педагогическая информатика. 1998. № 1. С. 22−30.
  204. A. JI. Информатика в Российской средней школе. Доклад на пленарном заседании II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 29−32.
  205. А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М.: Изд-во МИПКРО, 2000. 12 с.
  206. А.Л., Угринович Н. Д. Программа непрерывного курса информатики для средней школы, http://www.educom.ru
  207. В. Междисциплинарность фундаментального блока образования //Alma mater. 1998. № 4. С. 19−22.
  208. В. Информация и знание с позиций субъекта познания // Alma mater. 1999. № 12. С. 21−24.
  209. П.В. Междисциплинарные концепции человека: потреб-ностно-информационный подход //Человек в системе наук. М.: Мысль, 1989. С. 52−61.
  210. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М., 1981. 314 с.
  211. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Высшая школа, 1984. 125 с.
  212. Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. 600 с.
  213. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования / Под ред А. А. Пинского. М.: ООО Мир книги, 2001. 119 с.
  214. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. 176 с.
  215. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хохловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. 175 с.
  216. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под. Ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера. М.: Высшая школа, 1983. 392 с.
  217. Трудовая подготовка школьников: прошлое, настоящее, будущее: 4.2. / Под ред. П. Р. Атутова. М.: РИЦ МГОГУ. 1999. 131с.
  218. Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М.: Высшая школа, 1999.
  219. В.Н. Основы стратегии образования. Новосибирск: ИФиПр СО РАН 1995. 56 с.
  220. А.Ю. Чему учить на уроках информатики? // Проблемы школы. Актуальные тексты. М.: Форум «Российская школа», 1999.
  221. А.Ю. Три стратегии развития курса информатики // ИФО. 2000. № 2. С. 27−34.
  222. А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // информатика и образование. 1994. № 3 С. 3 14.
  223. Н.Д. Информатика и информационные технологии 10−11 кл. М.: Лаборатория Базовых Знаний. 2001. Лабораторный практикум (приложение к лабораторному практикуму на CD-ROM), 2002.
  224. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М: Педагогика, 1990. 192с.
  225. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998. 256 с.
  226. А.Д. Социальная информатика и становление информационного общества // Вестник Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники. 1990. № 1. С. 3 12.
  227. А.Д. Настало время учиться у будущего // Деловой мир. 6 марта 1998.
  228. Учебные стандарты школ России (математика, естественнонаучныедисциплины). М.: Прометей, 1998. С. 148−159.
  229. М. На пути к обучающемуся обществу (задачи и технологии) // Alma mater. 2000. № 4. С. 9−15.
  230. Е.В. Информационные технологии как средство активизации самостоятельной работы студентов ССУЗов: автореф. дис.канд. пед. наук. М.: 2001. 19 с.
  231. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного круглого стола) // Вопросы философии. 1995. № 11.
  232. Формирование учебной деятельности школьников // Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Просвещение, 1982. 216 с.
  233. Хен Д. Школа будущего: от принципов к планированию и созданию// Информатика и образование. 1996. № 2. С. 97−120.
  234. А.Н. Человек рынка // Общественные нации и современность. 1992. № 5. С.26−28.
  235. С.А. Информатизация образования//Информатика и образование. 1994. № 1. С. 13−19.
  236. М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии образования. Ж. «Педагогика». 1987. № 2. С. 21−30.
  237. Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», 1995. 190 с.
  238. В.Д. Деятельность и способности. М.: «Логос», 1994. 320с.
  239. В.Ф. Точка опоры. М., 1987. 160 с.
  240. Л.З. Информатика: Учеб. пособие для 10−11 классов. М.: Просвещение, 2000. 416 с.
  241. Ю.А. Информационные технологии. М.: Лаборатория Базовых Знаний. 1999. 197 с.
  242. С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). М.: Магистр, 1997. 48 с.
  243. И.В. Комплексное использование технических средств обучения и новых информационных технологий как фактор интенсификации учебного процесса: автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов, 1997. 21 с.
  244. А.Х. Развитие понятия «информация» в базовом курсе информатики // Сб. труд, участников конф. ИТО-2000. В 4-х ч. Ч. II. М.: МИФИ, 2000. С. 49−50.
  245. А.Ю., Блокин С. Н., Махова JI.A. «Индивидуальный предприниматель. М.: 2000. 256 с.
  246. А.Н. Общая характеристика школьного курса предметной информатики // Образовательные стандарты петербургской школы. Информатика. СПб.: Центр педагогической информации, 1997. С.53−63.
  247. В.Ф. Дидактические основы информационны* технологий обучения в образовательных учреждениях: автореф. дис. д-ра пед. наук. Екатеринбург. 1995. 48 с.
  248. Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего образования: Сб. научных трудов/ Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2001.
  249. Г. П. Философия. Наука. Методология. М.: Школа культур, политики, 1997. 214 с.
  250. П.Г. Очерки по философии образования. М.: 1994.
  251. В.А. Роль моделей в познании. JL: 1963. 196 с. 251. Эпштейн B.JI. Гипертекст новая парадигма информатики // Автоматика и телемеханика. 1991. № 11. С. 3−14.
  252. У.Р. Введение в кибернетику. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1959. 432 с.
  253. Эффективный менеджер. Кн. 5 Отбор и повышение квалификации персонала / Сост. Д. Каппелоум, Р. Смит и П. Айлекс. Жуковский: ЛИНК, 1992. 80 с.
  254. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Политиздат, 1978. 197 с.
  255. Е.Ш. Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы: дис. д-ра пед. наук в форме научного доклада. М., 1997. 62 с.
  256. B.C. Образовательные стандарты высшей школы: методологические основы, разработка и применение. Омск: Омский гос. пед. ун-т, 1994. 66 с.
  257. Н.А. Организационно-педагогические условия формирования социальной активности личности средствами массовой информации: автореф. дис.канд.пед.наук. М.: 2000. 21 с.
  258. Bell D. The Social Framework of Information Society // The Computer Age: A twenty year view. London, 1981. 340 p.
  259. Distance Learning and New Technologies in Education: Proceedings of tile first International Conference on Distance Education in Russia. Moscow: Association for International Education, 5−8 July, 1994. 438p.
  260. Erikson E. H- The life cycle completed. N.Y.: L., 1982.
  261. Jonassen D.H. Changes in knowledge structures from building semantic net versus production rule representation of subject content // Journal of Computer Based Instruction 1993 № 20 (4). P. 99−109.
  262. Johnson J.C. Humanitary informatics// Electronic Engineering Times. 1999.№l.p.42−49.
  263. Hammond N., Et al. Blocks to the effective use of information technology in higher education// Computers Education. 1992. Vol.18 № 1−3.
  264. Longley D., Shain M. Makmillan Dictionary of Information Technology. 3rd. ed. London, 1989.
  265. Masuda Y. Managing in the Information Society: Releasing synergy
  266. Japanese style. Oxford, 1990.
  267. Mellar H. Creating alternative Realities: computer, modeling and curriculum change. 1990.
  268. Paul R.W. Critical thinking. Fundamental to education in a free society // Educational Leardership. 1984. Vol. 42. P. 4−14
  269. Popper K. The Open Universe. An Argument for Indeier-minism. Totova, N. Y., 1982.240 р.
  270. Toffler A. Previews and Premises. New York: Morrow, 1983. 230 p.
Заполнить форму текущей работой